Ада байрон лавлейс первый программист. Интересные факты программирования

Программист – специалист, который пишет программы для компьютеров.

Такое короткое описание всем понятно, но не отражает всей полноты картины, т.к. программисты могут писать программное обеспечение (ПО) для огромного количества электронных устройств, а не только для компьютеров. Оглянитесь, во множестве окружающих Вас вещей есть результат работы специалистов по программированию, начиная от игрушек, бытовой техники и заканчивая автомобилями, самолётами и космическими ракетами. Таким образом, профессия программиста пользуется большим спросом и, что ещё более важно, востребованность программиста на рынке труда будет только расти вместе с неумолимым увеличением количества вещей и техники, для которых требуется писать программное обеспечение.

Огромная востребованность профессии и радужные перспективы её положения на рынке труда делают специальность программиста одним из наиболее удачных выборов профессии. Даже на начальных этапах заработная плата программиста является выше средней по рынку, а с приобретением опыта этот разрыв только увеличивается. Хороший специалист может получать более 100 000р. в месяц и больше.

Программист – это одна из уникальных профессий, которые предлагают бесконечный простор для творчества, самореализации и ведения личных проектов для души или зарабатывания средств.

Для успешной работы программисту не обязательно наличие высшего образования, это одна из профессий, которые, благодаря большому количеству книг, онлайн курсов и прочих источников информации, осваиваются самостоятельно при наличии такого желания. Самое главное в становлении и работе программиста это опыт, а он нарабатывается самостоятельно, работая над своими или чужими проектами, помогая людям на форумах, изучая программы с открытым исходным кодом и многими другими способами. Таким образом, на собеседовании наличие высшего образования при собеседовании будет несомненным плюсом, но основным решающим фактором о принятии на работу будет результат выполнения тестовых заданий.

Специализации программиста

Условно программистов можно разделить на 3 большие группы, которые могут делиться на более маленькие уже внутри себя: это системные, прикладные и веб-программисты. Рассмотрим каждую группу более подробно.

Системный программист – пишет ПО, которое предназначено для обеспечения работы устройства в целом или использования другими компьютерными специалистами. Это могут быть операционные системы, драйвера, интерфейсы к базам данных, работа с сетями и другое. Ещё одной задачей системных программистов является обеспечение правильной и бесперебойной работы созданных программ. Системные программисты, как правило, самые профессиональные, опытные и высокооплачиваемые специалисты.

Прикладной программист – разрабатывает и отлаживает ПО для решения определённых, конкретных задач, а также может заниматься адаптацией уже существующих программ под более узкие задачи, требования предприятия-работодателя или пользователя. К результату труда прикладных программистов можно отнести: игры, редакторы фото и видео, программы для обмена сообщениями, бухгалтерские программы, системы аудио и видеонаблюдения, офисные программы и прочее.

Веб-программист – по работе и задачам похож на прикладного программиста, но основной уклон деятельности идёт на работу с интернетом и пользователями сетей, как локальных, так и общемировых. Такие программисты пишут ПО для работы сайтов, их правильного отображения в браузерах, создают динамически изменяющиеся страницы и разрабатывают интерфейсы к базам данных. Внутри могут делиться на frontend, которые разрабатывают видимую пользователям часть, и backend разработчиков, разрабатывающих механизмы с которыми посетители сайта напрямую не сталкиваются – работа с базами данных, обработка, передача информации и т.д.

Возможные места работы

История профессии

Профессия программиста появилась довольно давно, в XIX веке. Конечно же, это не были те программисты, к которым мы привыкли: компьютеров как таковых ещё не существовало, соответственно и программы с алгоритмами писать было не для чего.

На протяжении многих веков человечество пыталось создать счётную машину: первые попытки известны ещё с древнего Вавилона за 3000 лет до нашей эры. Создавший в 1642 году вычислительную машину Блез Паскаль стал основоположником и первооткрывателем.

Интересно, что первым программистом была женщина, да не просто женщина, а дочь знаменитого поэта Байрона – Ада Лавлейс, написавшая несколько программ для сконструированной Чарльзом Бэббиджем в 1833 году механической машины, умевшей выполнять простейшие арифметические действия.

Первый же полноценный компьютер был создан немцем Конрадом Цузе в 1941 году. Никаких языков программирования тогда ещё существовало, они появились ближе к шестидесятым годам прошлого столетия, и ЭВМ (электронно-вычислительная машина) понимали только свой, машинный язык. Позже появились языки программирования, позволявшие вести процесс записи программы в более понятной человеку форме и затем преобразующие в понятный для компьютера вид.

Далее следовал всё более ускоряющийся процесс развития компьютеров и компьютерных наук, в результате которого вычислительные устройства проникли во все сферы и существование современного мира без них попросту невозможно. Именно поэтому профессия программиста является одной из самых востребованных и высокооплачиваемых.


Самостоятельно

Как уже было сказано ранее, профессии программиста прекрасно осваивается без получения высшего образования. В Вашем распоряжении огромное количество справочной информации, книг, онлайн и оффлайн курсов.

Образовательный IT-портал GeekBrains предлагает разнообразные курсы по программированию для любого уровня с участием известных преподавателей и бесплатными стажировками. Есть как платные, так и значительное количество бесплатных курсов.

Если же Вы затрудняетесь с первоначальным выбором, то Вам обязательно поможет бесплатный курс «Основы программирования ».

Спешите начать обучение. Скидка на обучение профессии «Программист» действует для Вас всего 3 дня!

Классическое высшее образование

Получить высшее образование в области информационных технологий можно во множестве ВУЗов. При поступлении лучше ориентироваться на крупные или федеральные университеты, хорошо зарекомендовавшие себя при подготовке IT-специалистов, имеющих хорошую образовательную базу с известными программистами в качестве преподавателей. Ещё одним фактором качества обучения является процент трудоустроенных по специальности выпускников, особенно работающих в самых известных компаниях: Microsoft, Google, Яндекс, СКБ-Контур и других.

В России обучение программистов ведётся на следующих специальностях:

02.03.02 – Фундаментальная информатика и информационные технологии (бакалавриат)

02.04.02 – Фундаментальная информатика и информационные технологии (магистратура)

09.03.03 – Прикладная информатика (бакалавриат)

09.04.03 – Прикладная информатика (магистратура)

02.03.01 – Математика и компьютерные науки (бакалавриат)

02.04.01 – Математика и компьютерные науки (магистратура)

09.01.02 – Компьютерная безопасность

Будущее профессии программиста

Можно смело утверждать, что потребность в программистах и смежных с ним профессиях будет только увеличиваться. Увеличение сложности и необходимости большего количества программ будут вести к увеличению заработной платы и социального пакета, а за настоящих профессионалов программирования будет вестись борьба.

Обязанности программиста

На основе научно-технических и производственных поставленных задач программист разрабатывает программное обеспечение для их успешного выполнения. Определяет вид, содержание и форму вводимой в компьютер информации, методов и способов её обработки, хранения и вывода готовых результат на экран или средства печати.

Занимается отладкой своих и чужих программ, устраняя допущенные ошибки и дорабатывая функциональность. Определяет необходимость и возможность использования стороннего программного обеспечения на предприятии.

Работает над унификацией и автоматизацией вычислительных процессов, участвует в разработке типовых форм документов предприятия для машинной обработки и хранения.

Плюсы и минусы профессии программиста

Плюсы

  • Большая востребованность на рынке труда
  • Заработная плата значительно выше среднего
  • Отличный соц.пакет (питание, оплата тренажёрного зала, компенсация стажировок)
  • Возможность работы фрилансером с зарубежными заказчиками
  • Можно разрабатывать личные проекты для души или заработка денежных средств
  • Престижная профессия
  • Творческая профессия с возможность реализовать себя
  • Возможность переквалифицироваться в смежные отрасли

Минусы

  • Необходимость постоянно повышать квалификацию
  • Длительная сидячая работа за компьютером
  • Возможность авралов и необходимости срочно доделать проект сверхурочно
  • Часто бывает большой объём работы
  • Возможен недостаток межличностного общения


Требования к программисту

Программист должен обладать острым умом, развитой логикой и вниманием. Так как программирование всё время бурно развивается, то необходимо уметь быстро адаптироваться к новым условиям и быть готовым постоянно изучать новые технологии. Иначе его ценность как профессионала будет со временем снижаться.

Для части программистов, которые не занимаются фрилансом или собственными разработками, важно уметь работать в команде с использованием разнообразных современных методологий: SCRUM, KANBAN, AGILE и других. Для продвижения по карьерной лестнице и работы в управлении проектами или ведущим программистом, то крайне желательны навыки управления коллективом и задачами, способность нести личную ответственность за выполнение поставленных задач.

Такие качества как самостоятельность, ответственность и инициативность важны для любой профессии и программисты исключением не являются.

Ещё одним важным и необходимым требованием к программисту является владение английским языком на уровне чтения документации и справочной информации в оригинале. Все новинки и современные технологии разрабатываются за рубежом и лучше читать информацию в первоисточнике.

Зарплата программистов

Указан приблизительный уровень заработной платы. В зависимости от региона и работодателя он может существенно отличаться.

Забавные видео про программистов

День программиста – отмечается 12 сентября. День выбран не случайно и символично: это 256-й день года, а 256 это количество чисел, которые могут быть выражены через восьмиразрядный байт.

Профессия программиста входит в десятку самых востребованных профессий мира.

С четверть всего времени в программировании уходит на размышления о том, что пользователь может сделать не так и как это предотвратить.

Язык программирования Python назван совсем не в честь питонов, хотя иконки, логотипы и повсеместные фанатские изображения изображают именно их. Автор языка любил сериал «Летающий цирк Монти Пайтона» и назвал язык в честь него.

Самый дорогой дефис в истории стоил 135 000 000$, когда благодаря пропущенному дефису в одном из уравнений вскоре после старта потерпел крушение Маринер-1, первый космический аппарат для изучения Венеры.

Программист – не специалист по ремонту компьютеров. Хотя благодаря укоренившимся стереотипам их постоянно просят починить компьютеры и даже бытовую технику.

Женщины занимают всего несколько процентов от общего числа программистов в мире. Обидно, особенно учитывая тот факт, что первым в истории программистом была именно женщина.

Иногда для отладки программы программисты используют так называемый «Метод утёнка», когда перед монитором ставится фигурка утёнка (классический вариант – жёлтый утёнок для купания) и строчка за строчкой ей объясняется, что должна делать программа. Часто такой метод позволяет выявить ошибки, которые пропускаются просто просматривая написанный код.

Известные программисты

Ричард Столлман – основатель движения свободного ПО, Фонда свободных программ и Лиги за свободу программирования, проекта GNU.

Дональд Кнут – учёный, заслуженный профессор Стэнфордского университета, преподаватель и идеолог программирования. Автор множества монографий и всемирно известной серии книг «Искусство программирования». Создатель издательских систем METAFONT и TEX для набора и вёрстки научно-технических книг.

Билл Гейтс – предприниматель, общественный деятель, филантроп. Основатель компании Microsoft и самый богатый человек на планете. Один из рекордсменов по передаче средств на благотворительность.

Линус Торвальдс – создатель ядра Linux, самой распространённой из свободных операционных систем.

Алексей Пажитнов – советский программист, автор знаменитого Тетриса. После переезда в США продолжает заниматься разработкой компьютерных игр.

Стив Возняк – соучредитель компании Apple, в одиночку спроектировал компьютеры Apple I и Apple II, определивших развитие отрасли и начавшие микрокомпьютерную революцию.

Евгений Касперский – российский программист, один из ведущих мировых экспертов в области информационной безопасности. Сооснователь, владелец и руководитель международной компании АО «Лаборатория Касперского».

Марк Цукерберг – американский программист и предприниматель, один из основателей и разработчиков крупнейшей международной социальной сети Facebook.

Павел Дуров – российский программист и предприниматель, один из создателей ведущей отечественной социальной сети Вконтакте. Один из создателей защищённого мессенджера Telegram.

Деннис Ритчи – компьютерный специалист, участвовавший в создании языков программирования BCPL, B, C и разработке операционных систем Multics и Unix.


Цитаты про программистов

Когда кажется, что все уже работает, все объединено в систему — вам еще осталось работы на четыре месяца – Ч. Портман

Генерация случайных чисел — слишком важный вопрос, чтобы оставлять его на волю случая – Р. Ковзю

Ошибка? Это не ошибка, это системная функция – Д. Уэнделл

Пользователь не знает, чего он хочет, пока не увидит то, что он получил – Э. Йодан

Если отладка — процесс удаления ошибок, то программирование должно быть процессом их внесения – Э. Дейкстра

Компьютеры бесподобны: за несколько минут они могут совершить такую грандиозную ошибку, какую не в состоянии сделать множество людей за многие месяцы – М. Мичем

В любой программе есть ошибки – аксиома.

Законы Мерфи для программистов

Сложность программы растет до тех пор, пока не превысит способности программиста.

Чем больше программист делает ошибок, тем быстрее он делается учёным.

Если Вам удалось написать с первого раза программу, в которой интерпретатор не обнаружил ни одной ошибки, то обязательно сообщите об этом системному программисту. Он исправит ошибки в интерпретаторе.

Программист видит ошибки только в чужих программах.

Если написанная программа сработала правильно, то, скорее всего, программист не понял задание.

Работающая над программой команда всегда питает отвращение к еженедельной отчетности о достигнутых результатах, поскольку она слишком явно свидетельствует об отсутствии таковых.

Абсолютно любая программа всегда обходится дороже и требует больших затрат времени, чем предполагалось.

Если программа уже полностью отлажена, то ее нужно будет переделать.

Любая программа стремится занять всю доступную память.

Самая серьёзная ошибка будет выявлена, только лишь когда программа пробудет в производстве как минимум полгода.

Увеличение числа программистов при разработке не укладывающейся в сроки программы только замедляет процесс.

Плохо спланированная программа требует в три раза больше времени, чем предполагалось; отлично спланированная — только в два.

Если программа полезна, то её обязательно придётся переделать.

В любой программе всегда есть ещё одна ошибка.

Решительно невозможно создать программу с абсолютной защитой от дураков, ибо дураки крайне изобретательны.

Если разработка идет хорошо — ждите серьёзных осложнений.

Если кажется, что хуже уже некуда, то вскоре выяснится, что это далеко не так.

Если вам непонятен термин в технической документации, то смело игнорируйте его, смысл от этого никак не пострадает.

Всегда оставляйте место для объяснения того, почему написанная Вами программа работает не так как ожидалось.

Если бы строители возводили здания так же, как и программисты пишут программы, первый же залетевший дятел разрушил бы человеческую цивилизацию до основания.

Вся ее жизнь была апофеозом великой битвы между миром эмоций и миром логики, между субъективным и объективным, между поэзией и математикой, между слабым здоровьем и взрывами энергии!

Бетти Туул. Ada: The Enchantress of Numbers


Жизнь Ады Лавлейс образует некий мифический резонанс с нашим цифровым веком: почтительные посещения могилы Ады теперь превосходят численностью паломничества на могилу ее отца, поэта Байрона.

Брюс Стерлинг


10 декабря стало Днем программиста в честь родившейся в этот день первой представительницы этой не слишком древней профессии, Ады Байрон. Именно потому, что дочь поэта Байрона осталась в истории науки — справедливо или нет — доброй феей, склонившейся к колыбели первого компьютера. Объявляя себя "Великой жрицей машины Бэббиджа", Ада и в самом деле была чем-то большим, нежели просто символической фигурой викторианских салонов…

Ада Августа Байрон-Кинг, графиня Лавлейс, появилась на свет ровно 200 лет назад, 10 декабря 1815 г. в Лондоне в незаурядной для консервативной чопорной страны семье. По настоянию её отца, поэта Джорджа Ноэля Гордона, лорда Байрона, в чьих жилах текла кровь могущественного шотландского клана Гордонов, девочка получила первое имя Огаста (Августа) в честь его сводной (по отцу) сестры, с которой у него, по слухам, был роман и которой поэт посвятил знаменитые "Стансы Августе". Отец, в первый и последний раз видевший свою дочь через месяц после рождения, оставив супругу, отправился в революционную гарибальдийскую Италию, когда девочке было два месяца, и в семейном кругу больше не появлялся. 21 апреля 1816 года Байрон подписал официальный развод. Многочисленные биографы неизменно упоминают, что отец посвятил крошке Аде, своему единственному законнорожденному ребёнку, всего лишь несколько трогательных строк в "Паломничестве Чайльд Гарольда" (перевод Г. Шенгели):
"О дочь моя! Я именем твоим
Открыл главу; им и закончить надо.
Вовек тебе останусь я родным,
Хоть на тебя нельзя мне бросить взгляда.
Лишь ты - в тенях далеких лет - отрада.
В твои виденья будущие мой
Войдет напев, забытый мной измлада,
И тронет сердце музыкой живой,
Когда мое замрет в могиле ледяной
".
В таком же тоне идет еще несколько строф, и завершаются они отцовским благословением:
"Спи в колыбели сладко, без волненья:
Я через море, с горной высоты
Тебе, любимой, шлю благословенье,
Каким могла б ты стать для моего томленья!
",

Но при этом в письме к своей кузине заранее беспокоился: "Надеюсь, что боги ей дали все, кроме поэтического дара — одного безумца в семье довольно… ". Но были и другие строки посвященные дочери. Вот отрывок из "Прощания с леди Байрон" (перевод И. Козлова):
"И в час, как нашу дочь ласкаешь,
Любуясь лепетом речей,
Как об отце ей намекаешь?
Ее отец в разлуке с ней.
Когда ж твой взор малютка ловит, —
Ее целуя, вспомяни
О том, тебе кто счастья молит,
Кто рай нашел в твоей любви.
И если сходство в ней найдется
С отцом, покинутым тобой,
Твое вдруг сердце встрепенется,
И трепет сердца — будет мой
".

Воспитание первого в мире программиста целиком легло на хрупкие плечи матери — прелестной Анны Изабель (Анабеллы) Милбэнк, леди Байрон, "незаурядной женщины, поэтессы, математика, философа", как охарактеризовал ее еще в 1813 году Байрон, давший ей прозвище "Королева Параллелограммов". Впрочем не сразу: мать новорождённой, отдав ребёнка родителям, отправилась в оздоровительный круиз. Вернулась она уже тогда, когда ребёнка можно было начинать воспитывать. В различных биографиях высказываются различные утверждения относительно того, жила ли Ада со своей матерью: некоторые утверждают, что её мать занимала первое место в её жизни, даже в браке; по другим источникам, она никогда не знала ни одного родителя. Супруга поэта не стала впадать в тоску и уныние, а, презрев светские пересуды, воспитала дочь и дала ей возможность получить самое передовое по тем временам образование. Девочка рано увлеклась музыкой и математикой, что не могло не радовать леди Байрон. Ибо все страхи ее мира таились в иных сферах — в области литературы и поэзии. Леди Байрон отчаянно старалась оградить дочь от рокового (это не метафора!) влияния "беглого" отца. От любого его влияния, вплоть до того, что из семейной библиотеки были изъяты все книги её отца, а заодно и вся поэзия! Кроме того, после развода её мать и родители матери никогда не называли её Августой, а только лишь Адой.

А потом произошло страшное: Ада Августа заболела корью. Лечить этот тяжелый недуг в начале XIX века еще не умели, девушка стала инвалидом и провела в постели целых три года. Однако это время не было потеряно даром. Несгибаемая леди Байрон наняла самых лучших преподавателей Лондона, и девочка продолжила образование на дому.

Период болезни ввел в круг общения Ады Байрон великолепного шотландского математика, логика и мистика Августа де Моргана, бывшего учителя её матери, и его жену, знаменитую Мэри Сомервилль, которую за выдающиеся достижения в математике и переводные труды с комментариями (в частности с французского "Трактат о небесной механике" математика и астронома Пьера-Симона Лапласа) называли "королевой науки XIX века". Де Морган, большой специалист в эзотерической нумерологии, очаровал впечатлительную, жаждущую чуда девочку магией чисел, обратил строгую логику математики в волшебство, определившее дальнейшую жизнь будущей графини Лавлейс. Учитель был настолько высокого мнения о способностях своей ученицы, что сравнивал ее с итальянским математиком Марией Аньези. Мэри же стала для своей воспитанницы примером для подражания… Леди Байрон так и не удалось вытравить поэзию из сердца дочери. Она одержимо писала стихи — с помощью математики.

Байрон умер в возрасте 36 лет (в 1824 году), в Греции, за которую сражался (Греческая война за независимость, греческая революция — вооружённая борьба греческого народа за независимость от Османской империи, 1821-1832 гг.), отдав ей всего себя — свои силы, талант и средства. Его останки перевезли в Англию — в родовой склеп в церкви Ханкелл-Торкард, у Ньюстедского аббатства. Аде в ту пору было всего 9 лет, и она только-только начала поправляться, поднявшись с постели.


Ада самым неожиданным образом оправдала надежды матери. В начале 1828 г. у нее вдруг появилась склонность проводить все свободное от обучения время за закрытыми дверями своей комнаты. Леди Байрон вполне закономерно заподозрила дочь в поэтическом сочинительстве и не на шутку перепугалась. "Тень отца" отчетливо и страшно замаячила на семейном горизонте. Несколько трудных вечеров Анна Изабель отчаянно преодолевала в себе материнский инстинкт в пользу "широты взглядов", а потом ее терпение лопнуло, и она потребовала у дочери отчета. Двенадцатилетняя девушка вытащила из-под кровати стопку бумаг и, отчаянно краснея от смущения, показала леди Байрон… профессионально выполненные чертежи летательного аппарата собственной конструкции. В 12 лет Ада мечтала не о сказочном принце, а о механических крыльях, которые смогли бы оторвать ее от земли и поднять в небо. И не просто мечтала, а сочиняла крылья! Ада унаследовала у матери любовь к математике и многие черты отца, в том числе, близкий по эмоциональному складу характер… Говорят, с тех пор в комнате юной леди ночевали не только "Мифы Древней Греции", но и труды Блеза Паскаля, Исаака Ньютона, братьев Бернулли и прочих математических грандов. Впрочем, есть свидетельства, что Ада тайком писала стихи, стыдясь этого как какой-нибудь наследственной чумы. Свои поэтические наклонности она реализовала гораздо позднее. В тридцать лет Ада написала матери: "Если ты не можешь дать мне поэзию, не дашь ли ты мне тогда поэтическую науку? "

И вот Аде исполнилось 17. Её ожидает первый выход в свет… Ада Байрон произвела фурор. Столичные джентльмены осаждали прекрасную барышню толпами, вмиг растеряв ортодоксальную британскую чопорность. Для понимания истоков феномена Ады необходимо уяснить, что собой представляло высшее общество Великобритании в начале далекого XIX в. Поверженный Бонапарт еще томился на острове Святой Елены, а Европа уже залечила военные раны и ринулась "в науку". Стали модны обсуждения "рыб и гадов морских", "движения небесных сфер и светил" и "поясов строения Земли", а затем, в 20–30-е гг., сделались обязательной нормой, показателем передовой европейской светскости. Конечно, вся эта джентльменская ученость сильно отдавала любительством. Даже самого слова "ученый" тогда еще не изобрели (термин "scientist" был введен в обиход лишь в 1836 г.). Однако нельзя не признать, что высшее общество вполне было подготовлено к появлению в своей среде женщины-математика. Более того, общество жаждало обожать такую женщину!

И Ада не разочаровывала их! Стройная, изысканно-бледная (сказывались 3 года заточения), умная, великолепно образованная, да к тому же по натуре в немалой степени — дочь того самого Байрона, лорда и поэта! Она прекрасно танцевала, играла на нескольких инструментах, красиво, со вкусом одевалась, знала несколько языков. Но то были далеко не единственные ее достоинства. Увлеченность, посеянная в свое время де Морганом, дала обильные всходы. С обворожительной улыбкой она могла своими вопросами заставить любого самого невозмутимого джентльмена краснеть, бледнеть и заикаться и, если верить слухам, зналась с нечистой силой, иначе откуда такой ум и логика, ставившая в тупик лондонских денди, за плечами у которых был Оксфорд или Кембридж? Красота, Математика и Мистика — вот настоящий портрет Ады Августы Байрон. Конечно, не обошлось и без ревнивых кривотолков - кто-то из дам запустил "верные сведения" о том, что она, мол, неспроста пользуется таким оглушительным успехом - не обошлось тут без самого дьявола! Как реагировала на эти инсинуации Ада Байрон? Да никак. Только улыбалась светлее, что, в свою очередь, привело к парадоксальному результату: общество влюбилось в нее еще больше. Впрочем, это легко объяснить — мистика в многочисленных своих проявлениях почиталась в те времена за такую же науку, как и все остальные. В конце концов, что загадочнее — гордыня Люцифера, падшего ангела Света, или же теория чисел? Где больше тайн? Или же мера их таинственности равновелика?… Девушка незамедлительно получила свой первый пожизненный титул: высшее общество Лондона провозгласило ее Диадемой круга.

На одном из таких светских раутов (весьма характерном для эпохи — это была технологическая выставка) юной Аде Байрон был представлен выдающийся математик, профессор кафедры математики Кэмбриджского университета, член Королевского научного общества Чарлз Бэббидж — человек, судьба которого неразрывно переплелась с судьбой нашей героини. Имя Чарльза Бэббиджа юная мисс Байрон впервые услышала за обеденным столом от Мэри Сомервилль. Спустя несколько недель, 5 июня 1833 года, они впервые увиделись. Однако, чтобы приблизиться к пониманию истоков математики Чарлза Бэббиджа, необходимо вернуться к уже упоминавшемуся выше персонажу — к Наполеону I Бонапарту.

Итак, Франция, 1790 г. Гений великого императора реформирует континентальную Европу. Нет, речь здесь не о левостороннем движении. Вспомним другое, гораздо более революционное нововведение: метрическую систему мер и весов. Император вызвал к себе начальника Бюро переписи барона де Прони и дал ему задание. Необходимо было в самые сжатые сроки подготовить новые, прогрессивные таблицы логарифмов. Барон не был силен в математике, но зато очень хорошо представлял себе теорию производства. В частности, то, что мы благодаря школьному обществоведению именуем разделением труда. И, повинуясь императорскому приказу, де Прони разработал технологию. Он разделил весь процесс вычисления на три этапа: первый - сильнейшие математики во главе с Адриеном Лежандром и Лазаром Карно разрабатывали математическое обеспечение, второй — "среднее звено" организовывало процесс вычислений и следило за тем, чтобы он не давал сбоев, третий — десятки самых обычных рядовых счетчиков вели непосредственные расчеты. Вам ничего не напоминает это распределение? Математическое (программное) обеспечение — организация вычислений — вычисление (обработка данных). Нужно ли упоминать, что "люди-вычислители" в данной системе назывались "компьютерами" (от английского "compute " - "вычислять")?

Де Прони не повезло. Разработанные его Бюро таблицы так и не были изданы из-за войны. Однако спустя четыре десятка лет труды де Прони оказались на столе Бэббиджа. Англичанин, изучив французский метод разделения математических расчетов, пришел в полный восторг. Затем у него возникла идея: а что, если "людей-вычислителей", этот "ненадежный человеческий материал", заменить более передовыми механическими устройствами? Ведь вычисления "компьютеров" совсем не сложны, представляя собой сложение и вычитание небольших чисел. Просто их очень много. Проект стартовал в 1822 г., назывался он Difference Engine и должен был являть собой (в современной нам терминологии) громадный, чрезвычайно сложный арифмометр. Однако, несмотря на неплохое по тем временам правительственное финансирование, он благополучно заглох в 1834 г., его документация осела на складах и полках научных кабинетов. Причин тому было множество; основные из них — халатность главного инженера Джозефа Клемента и потеря интереса к проекту самого Бэббиджа. Дело в том, что уже в 1833 г. математик задумал еще более революционный шаг: заставить машину работать под управлением внешней программы, а не заменить механическим устройством один процесс. Этот агрегат под названием Analytical Engine разрабатывался Чарлзом Бэббиджем на бумаге в 1834 г. Это и был самый первый в мире полностью функциональный компьютер. В нем были предусмотрены центральный процессор (в терминологии Бэббиджа — "мельница"), ввод программ ("инструкций") с помощью перфорированных карт (подобного термина тогда еще не существовало, однако прототип современной карты был хорошо известен и применялся с 1801 года в ткацком станке Жаккарда), блок памяти ("амбар") на 1000 регистров, в котором хранились исходные данные и промежуточные результаты, печатающее устройство, роль которого выполнял печатный пресс. Внутреннее представление чисел было десятичным. Числа можно было передавать на "мельницу", обрабатывать там и возвращать в тот или иной регистр "амбара". Агрегат, состоявший из тысяч механических зубчатых колес, автор предполагал приводить в действие единственной известной к тому времени силой — паром. Кстати, в 1991 году английские ученые по чертежам Бэббиджа построили механическую вычислительную машину (находится в Научном музее Кенсингтона). Одна операция деления или умножения занимает у нее 2-3 минуты. Быстродействие современных ЭВМ составляет 10 в 8-й степени операций в секунду.

Впрочем, не будем заострять внимание на деталях. Подробное описание машины Бэббиджа тема отдельного разговора. Гораздо важнее для нас то, что в 1833 г. Бэббидж встретился с юной Адой Августой Байрон. На технологической выставке Бэббидж впервые публично заявил о своей новой разработке. Естественно, его речь была перенасыщена математическими терминами и логическими выкладками, которые неподготовленному лондонскому денди понять было сложно. А Ада поняла. Де Морган не без гордости за ученицу так описывает первую встречу Ады с пра-компьютером: "Пока часть гостей в изумлении глядела на это удивительное устройство глазами дикарей, первый раз увидавших зеркало, мисс Байрон, совсем еще юная, смогла понять работу машины и оценила большое достоинство изобретения ". Более того — она забросала Чарлза вопросами по существу проблемы. Бэббидж был совершенно очарован дарованиями девушки, а Аде стало, наконец, ясно, что именно она искала. Одержимость юной леди математикой обрела воплощение. И какое! Открылась новая, неизведанная возможность при помощи математики заставить машину помогать человеку решать математические же задачи! Только ли математические? Да, только. Однако много ли в жизни просвещенного человечества областей, в которых не фигурируют математические задачи?…

Бэббидж, который был знаком с Анабеллой Байрон, поддерживал увлечение девушки математикой, постоянно следил за научными занятиями Ады, подбирал и посылал ей статьи и книги, в первую очередь по математическим вопросам. Ада с головой погрузилась в проект Бэббиджа. Математика расправила крылья и воспарила. Диалог Бэббиджа и Ады Августы, в личных встречах и в оживленной переписке, продолжался долгие годы. Чарльз Бэббидж искренне полюбил эту девушку, он находил в ней главное, что ценил в людях, — остроту ума. Быть может, сыграло роль и то, что Ада была почти ровесницей его рано умершей дочери. Всё это привело к тёплому и искреннему отношению к Аде.

Нельзя сказать, что жизненные интересы Ады Августы зацикливались исключительно на математике и вычислительной технике. Так, в июле 1835 г. в возрасте 20 лет Ада Августа вышла замуж за своего давнего обожателя Уильяма, восьмого лорда Кинга. Действительно давнего — лорд Кинг ухаживал за своей суженой в течение 10 лет. Сэр Уильям, которому в то время исполнилось 29 лет, был спокойным, уравновешенным и приветливым человеком. Он с одобрением относился к научным занятиям своей жены и даже поощрял ее в них.

Очень выразительна автохарактеристика, данная Адой в одном из писем Бэббиджу: "Мой мозг — нечто большее, чем просто смертная субстанция; я надеюсь, время покажет это (если только мое дыхание и прочее не будут слишком быстро прогрессировать к смерти). Клянусь дьяволом, что не пройдет и десяти лет, как я высосу некоторое количество жизненной крови из загадок вселенной, причем так, как этого не смогли бы сделать обычные смертные умы и уста. Никто не знает, какие ужасающие энергия и сила лежат еще неиспользованными в моем маленьком гибком существе. Я сказала "ужасающие", т. к. Вы можете вообразить, что это означает в некоторых обстоятельствах. Граф Л. иногда говорит: "Каким генералом могла бы ты быть". Представьте меня со временем в общественных и политических заботах (я всегда мечтала обладать мировой властью, силой и славой — эта мечта никогда не сбудется…). Для вселенной хорошо, что мои устремления и честолюбие навсегда связаны с духовным миром и что я не собираюсь иметь дела с саблями, ядами и интригами ".

Вряд ли граф Уильям ощущал себя истинным главой семьи. Несмотря на громкий титул, правила в доме теща, леди Байрон, в очередной раз доказав свой несгибаемый характер. Поначалу граф еще пытался что-то изменить, на чем-то настоять, но потом по-британски пожал плечами, решил, что здоровье дороже, и всецело посвятил себя управлению ленным владением. Графиня Ада занималась с детьми, увлекалась музыкой и продолжала свой диалог с Бэббиджем. Супруги Лавлейс вели светский образ жизни, регулярно устраивая приёмы и вечера в своём лондонском доме и загородном имении Окхат-Парк. Замужество Ады не отдалило её от Бэббиджа; их отношения стали ещё более сердечными.

У супругов Лавлейс 12 мая 1836 года родился сын, названный Байроном, 22 сентября 1837 – дочь Анабелла (Леди Энн Блюн), а 2 июля 1839 года – сын Ральф Гордон. Естественно, это оторвало Аду на время от занятий математикой. В это же время лорду и леди Кингам было пожаловано графство, а с ним и графские титулы. Так наша героиня и получила свое полное имя — Ада Августа Байрон-Кинг, графиня Лавлейс. Вскоре после рождения третьего ребёнка она обращается к Бэббиджу с просьбой подыскать ей преподавателя математики. При этом она пишет, что имеет силы дойти так далеко в достижении своих целей, как она этого пожелает. Бэббидж в письме от 29 ноября 1839 года отвечает Лавлейс: “Я думаю, что Ваши математические способности настолько очевидны, что не нуждаются в проверке. Я навёл справки, но найти в настоящее время человека, которого я мог бы рекомендовать Вам как преподавателя, мне не удалось. Я продолжу поиски ".

Ада была маленького роста, и Бэббидж, упоминая о ней, часто называл её феей. Однажды редактор журнала "Examinator" описал её следующим образом: "Она была удивительна, и её гений (а она обладала гениальностью) был не поэтический, а математический и метафизический, её ум находился в постоянном движении, который соединился с большой требовательностью. Наряду с такими мужскими качествами, как твёрдость и решительность, леди Лавлейс присущи были деликатность и утонченность наиболее изысканного характера. Её манеры, вкусы, образование… были женскими в хорошем смысле этого слова, и поверхностный наблюдатель никогда не смог бы предположить силу и знание, которые лежали скрытыми под женской привлекательностью. Насколько она питала неприязнь к легкомыслию и банальностям, настолько она любила наслаждаться настоящим интеллектуальным обществом. "

С начала 1841 года Лавлейс серьёзно занялась изучением машин Бэббиджа. В одном из писем к Бэббиджу Ада пишет: "Вы должны сообщить мне основные сведения, касающиеся Вашей машины. У меня есть основательная причина желать этого ". В письме от 12 января 1841 года она излагает свои планы: "…Некоторое время в будущем (может быть в течение 3-х или 4-х, а возможно, даже многих лет) моя голова может служить Вам для Ваших целей и планов… Именно по этому вопросу я хочу серьёзно поговорить с Вами ". Это предложение было с признательностью принято Бэббиджем. С того времени их сотрудничество не прерывалось и дало блестящие результаты. Однако вскоре над Бэббиджем стали сгущаться тучи. На родине его непонятный агрегат вышел из моды, и изобретатель вынужден был отправиться с лекциями на континент.

В октябре 1842 г. выдающийся итальянский математик и инженер Луиджи Федериго Менабреа, преподаватель баллистики Туринской артиллерийской академии (впоследствии генерал в армии Гарибальди, а затем премьер-министр Италии) опубликовал в Общественной Библиотеке Женевы "Очерк Аналитической машины, изобретенной Чарльзом Бэббиджем", на основе семинара Чарльза Бэббиджа о своей аналитической машине. Книга была написана на французском языке, и Бэббидж обратился к Аде Августе с просьбой перевести ее на язык туманного Альбиона. Графиня Лавлейс, резонно рассудив, что ее матери вполне достаточно, чтобы возиться с зятем, внуками и с многочисленным штатом домашней прислуги, с радостью вернулась в мир математики, решив полностью посвятить себя любимой науке, работе над машиной Бэббиджа и ее широкой популяризации. Таким образом замужество не только не помешали Аде с упоением отдаться тому, что она считала своим призванием, но даже облегчило её труды: у неё появился бесперебойный источник финансирования в виде фамильной казны графов Лавлейсов.

В течение девяти месяцев графиня работала над текстом книги, попутно дополнив ее, по совету Бэббиджа, собственными комментариями и замечаниями. Перевод статьи Менабреа занимал 20 страниц, примечания же Ады Лавлейс — в два с половиной раза больше, 50 страниц. Одно это сопоставление показывает, что Ада Лавлейс отнюдь не ограничилась ролью простого комментатора. При этом статья Менабреа касался в большей степени технической стороны дела, тогда как примечания Лавлейс — математической. После получения первых корректур 4 июля 1843 года она пишет Бэббиджу: "Я хочу ввести пример в одно из примечаний: вычисление чисел Бернулли в качестве примера вычисления машиной неопределенной функции без предварительного решения с помощью головы и рук человека. Пришлите мне необходимые данные и формулы. Я – дьявол или ангел? Я работаю подобно дьяволу для Вас, мой дорогой Бэббидж: я просеиваю Вам числа Бернулли ". По ее просьбе Бэббидж прислал все необходимые сведения и, желая избавить Аду от трудностей, сам составил алгоритм для нахождения этих чисел. Но допустил очень грубую ошибку в составлении алгоритма, и Ада сразу же это обнаружила. Она самостоятельно написала программу для вычисления чисел Бернулли. Эта программа, признанная первой программой, специально реализованной для воспроизведения на компьютере, представляет исключительный интерес, поскольку величина, сложность и математическая постановка данной задачи не идут ни в какое сравнение с элементарными примерами. Этот пример позволил Лавлейс в полной мере показать методику программирования на Аналитической машине и те преимущества, которые дает последняя при подходящем методе вычислений. 6 июля 1843 года работа была передана в типографию. И произошло чудо — эти комментарии и замечания сделали ее известной в мире высокой науки, а заодно и ввели в историю.

Предвосхищая "этапы" компьютерного программирования, Ада Лавлейс, так же как и современные математики, начинает с постановки задачи, затем выбирает метод вычисления, удобный для программирования, и лишь тогда переходит к составлению программы. Эта программа вызвала восторг Бэббиджа, он не жалел хвалебных слов для её автора, и они были вполне заслуженными. Поддержка и теплые слова укрепляли уверенность Ады и давали ей силы для работы. Успехи давались ей с большим напряжением и не без ущерба для здоровья, на что она неоднократно жалуется в письмах Бэббиджу. Лавлейс хотелось, чтобы эта и последующие работы, о которых она мечтала, могли как-то связываться с ее именем. Однако в то время считалось неприличным для женщины издавать свои сочинения под полным именем, и, Ада решает поставить на титуле только свои инициалы - AAL (Augusta Ada Lovelace). Поэтому её труды, как и работы многих других женщин-учёных, долго пребывали в забвении.

Комментарии Лавлейс заложили основы современного программирования, базирующегося на тех идеях и принципах, которые были ею высказаны. В них были приведены три первые в мире вычислительные программы, составленные ею для машины Бэббиджа. Самая простая из них и наиболее подробно описанная — программа решения системы двух линейных алгебраических уравнений с двумя неизвестными. При разборе этой программы было впервые введено понятие рабочих ячеек (рабочих переменных) и использована идея последовательного изменения их содержания. От этой идеи остается один шаг до оператора присвоения — одной из основополагающих операций всех языков программирования, включая машинные. Вторая программа была составлена для вычисления значений тригонометрической функции с многократным повторением заданной последовательности вычислительных операций; для этой процедуры Лавлейс ввела понятие цикла — одной из фундаментальных конструкций структурного программирования: "Под циклом операций следует понимать любую группу операций, которая повторяется более одного раза ". Организация циклов в программе значительно сокращает ее объем. Без такого сокращения практическое использование Аналитической машины было бы нереальным, т. к. она работала с перфокартами, и требовалось бы огромное их количество для каждой решаемой задачи. В третьей программе, предназначенной для вычисления чисел Бернулли, были уже использованы рекуррентные вложенные циклы. В своих комментариях Лавлейс высказала также великолепную догадку о том, что вычислительные операции могут выполняться не только с числами, но и с другими объектами, без чего вычислительные машины так бы и остались всего лишь мощными быстродействующими калькуляторами.

Чарльз Бэббидж нашел в лице Ады исключительную пропагандистку своего изобретения. Говорила ли она об аналитической машине, что "возможности ее механизмов столь обширны, что она станет правой рукой любого специалиста по абстрактной алгебре", или о способности машины "ткать алгебраические идеи так же, как станок Жаккара ткет цветочки и листики", — Ада умела находить ясные и точные слова. Уже в то время Ада Лавлейс отдавала себе полный отчет в колоссальной "широте спектра" возможностей универсальной вычислительной машины. Вместе с тем она очень четко представляла себе границы этих возможностей: "Желательно предостеречь против преувеличения возможностей Аналитической машины. Аналитическая машина не претендует на то, чтобы создавать что-то действительно новое. Машина может выполнить все то, что мы умеем ей предписать. Она может следовать анализу; но она не может предугадать какие-либо аналитические зависимости или истины. Функции машины заключаются в том, чтобы помочь нам получить то, с чем мы уже знакомы ". Она разглядела в машине то, о чем боялся думать сам изобретатель: "Суть и предназначение машины изменятся от того, какую информацию мы в нее вложим. Машина сможет писать музыку, рисовать картины и покажет науке такие пути, которые мы никогда и нигде не видели ".

Кстати, музыка не случайно была второй страстью Ады, после математики. Она считала, что язык музыки, как и язык математики, выводит ее на контакт с Высшими Силами — "ещё один язык для неземных бесед".

Объясняя, что машина Бэббиджа работает не только с числами, но и с абстрактными связями между понятиями, Ада ссылается на "фундаментальные отношения между звуками в науке о гармонии и музыкальной композиции", которые сделают возможным "научное сочинение сколь угодно сложных и продолжительных музыкальных произведений". Ада Августа предвидела предназначение компьютера еще до того, как его создали. То, что сегодня вошло в нашу жизнь — многофункциональный инструмент для решения огромного количества прикладных задач, Ада разглядела в далеких 40-х гг. XIX в.! Но графиня сделала и следующий шаг, определив перспективные возможности машины: "Разработка и пакетная обработка любых функций… Машина — механизм выражения любой неопределенной функции любой степени общности и сложности. ".

Невзирая на неслыханный апломб девушки ("Я думаю, что обладаю уникальным сочетанием качеств, обрекающих меня, как никого другого, на обнаружение в природе скрытой реальности...", "Для Вселенной хорошо, что мои устремления и честолюбие навсегда связаны с духовным миром, и что я не собираюсь иметь дела с саблями, ядом и интригами вместо X, Y и Z"), которая впрочем обманувшись в своих надеждах в отношении цвета британской науки, впоследствии увлеклась месмеризмом, Бэббидж признавался в искренних дружеских чувствах к своей "повелительнице чисел", о чем свидетельствует небольшая записка, объявляющая о его приезде, датированная 9 сентября 1843 года:
"Моя дорогая леди Лавлейс!
Отчаявшись дождаться появления у меня свободного времени, я решил бросить все и отправиться в Эшли, захватив с собой достаточно бумаг, чтобы забыть об этом мире, всех его заботах и, если удастся, его бесчисленных шарлатанах — словом, обо всем, кроме Повелительницы чисел.
Живете ли Вы сейчас в Эшли? Не отвлечет ли Вас мой приезд от Ваших дел? Я приеду в среду, или в четверг, или в любой другой день, если Вам так будет удобнее. Сворачивать я должен буду в Тоунтоне или в Бриджуотере? При Вас ли Арбогаст [автор книги "Об исчислении производных"]? Я хотел привезти несколько книг, посвященных этой чудовищной проблеме — проблеме трех тел, которая почти так же темна, как и знаменитая De Tribus Impostoribus1. Так что если Арбогаст у Вас, я привезу что-нибудь другое.
С Богом, моя дорогая и достопочтенная толковательница.
Ваш, как никогда,
Ч. Бэббидж
".

С 1844 года, Ада Лавлейс всё больше увлекается игрой на скачках, тем более, что сама прекрасно ездила и любила лошадей. На скачках играли и Бэббидж и Вильям Лавлейс, причём Бэббидж интересовавшийся прикладными вопросами теории вероятностей, рассматривал с этих позиций и игру на скачках и искал оптимальную систему игры. Кроме того, таким способом они хотели раздобыть недостающую сумму на строительство аналитической машины Бэббиджа. Увы, богатеть на азартных играх удается только их устроителям. "Система" не оправдала надежд, проиграв довольно внушительную сумму, Бэббидж и граф Лавлейс отказались от участия в совершенствовании "системы". Но леди Ада, азартная и упрямая, стала игроманкой, увязшей в долгах и закладывавшей даже фамильные драгоценности. Лондонский свет был напуган натиском, с которым эта женщина выпрашивала под своего протеже деньги. Загоревшись, она обращалась за помощью ко всем, кого знала, включая своих великих современников: Майкла Фарадея, Дэвида Брюстера, Чарльза Уитстона, Чарльза Диккенса (всерьез полагавшему, что после ее посещений в доме остается шлейф нечистой силы)… увы, в основном получая отказ. Более того, леди Ада сблизилась с неким Джоном Кроссом, который впоследствии шантажировал ее. Она израсходовала почти все принадлежащие ей средства, а к 1848 году пустила под откос состояние мужа. Потом её матери пришлось погасить эти долги, а заодно и выкупить компрометирующие письма у пресловутого Джона Кросса…

Возможно, эти преследования, угрозы, неудачи в работе над созданием беспроигрышной системы подорвали здоровье этой удивительной женщины. В начале 50-ых годов у Ады Лавлейс появились первые признаки болезни. В ноябре 1850 года она пишет Бэббиджу: "Здоровье моё … настолько плохо, что я хочу принять Ваше предложение и показаться по приезде в Лондон Вашим медицинским друзьям ". Несмотря на принимаемые меры, болезнь прогрессировала и сопровождалась тяжёлыми мучениями. По иронии судьбы именно Чарльз Диккенс, певец борьбы с засилием машин, уступил последней воле леди Лавлейс и пришел прочитать у ее изголовья несколько страниц "Дэвида Копперфильда". 27 ноября 1852 года Ада Лавлейс скончалась от кровопускания при попытке лечения рака матки, не достигнув 37 лет. Вместе с выдающимся интеллектом отец передал ей и эту страшную наследственность — раннюю смерть — поэт умер в таком же возрасте и тоже от кровопускания… Согласно завещанию, она была похоронена в фамильном склепе Байронов в Ноттингемпшире рядом с могилой отца, которого ни разу в жизни не видела,— отца, от которого наша героиня, несмотря на все материнские уловки, унаследовала понимание: жить — значит гореть ! По свидетельству современников, с этого времени могилы двух гениев – отца и дочери – стали местом паломничества, причем, чаще приходили поклониться не великому поэту, а удивительной женщине, сумевшей заглянуть в будущее.

Время не стерло память об этой удивительной женщине. Имя Ады Лавлейс воскресло из небытия в середине 1930-х годов в связи с работами английского математика Алана Тьюринга, введшего понятие логической алгоритмической структуры, получившей название "машины Тьюринга", а также последующим созданием первых электронных вычислительных машин.

В честь Ады Лавлейс названы в Америке два небольших города — в штатах Алабама и Оклахома. В Оклахоме существует и колледж ее имени.

В память об Аде Лавлейс назван язык Ada. К концу 1970-х годов исследования, проведенные в министерстве обороны США, выявили отсутствие языка программирования высокого уровня, который бы поддерживал все основные этапы создания программного обеспечения. Применение же различных языков программирования в разных приложениях приводило к несовместимости разрабатываемых программ, дублированию разработок и другим нежелательным явлениям, включая рост стоимости программного обеспечения, многократно превышающей стоимость самой вычислительной техники. Выход из кризиса виделся в разработке единых языка программирования, среды его поддержки и методологии применения. Все три составляющие этого проекта разрабатывались очень тщательно с привлечением наиболее квалифицированных специалистов разных стран. В 1975 году Министерство обороны США приняло решение о начале разработки универсального языка программирования для американских вооруженных сил, а в дальнейшем и для всего НАТО. В мае 1979 года победителем в конкурсе разработки языков был признан язык "Ада", названный в честь Ады Августы Лавлейс и предложенный группой под руководством француза Жана Ишбиа. Министр прочитал подготовленный секретарями исторический экскурс и без колебаний одобрил и сам проект, и предполагаемое название для будущего языка — "Ada". 10 декабря 1980 года был утверждён стандарт языка. В СССР в 80-х годах была организована рабочая группа по языку Ада при Госкомитете по науке и технике. Группа занималась изучением всех открытых (а также, по слухам, добытых разведкой закрытых) данных по языку Ада и исследовала возможность и целесообразность развития и использования Ады в СССР. Деятельность этой группы привела к концу 80-х годов к разработке компиляторов Ады для практически всех применяемых в СССР компьютеров. Было выпущено несколько книг по языку Ада на русском языке. В МГУ проводилась работа по созданию собственных пакетов тестирования ада-трансляторов на соответствие стандартам. В ЛГУ для создания ада-системы была использована ранее разрабатываемая для реализации Алгола-68 система "Паллада", которую перевели на Аду. Система содержит интегрированную среду разработки, компилятор, текстовый редактор, отладчик, библиотеки, систему контроля версий и командный интерпретатор. После распада СССР работа по распространению Ады практически прервалась. Правда, были приняты три программы развития разработки ПО на Аде (в министерстве обороны, министерстве гражданской авиации и министерстве образования и науки), но разработка их ведётся медленно и нескоординированно. В результате в России язык Ада малоизвестен, большинство современных российских программистов считают его "мёртвым языком" и ничего о нём не знают. Ада используется в России и СНГ отдельными энтузиастами. Кроме того, Ада имеет, пусть и весьма ограниченное, применение в сфере высшего образования: в МГУ и Харьковском университете читаются спецкурсы по Аде.
Пример программы "Hello, world!" на АДА:
with Ada.Text_IO ; procedure Hello is use Ada.Text_IO ; begin Put_Line("Hello, world!" ); end Hello ;
Тем не менее, язык применяется для промышленной разработки ПО. Известно несколько разработанных на Аде проектов, работающих в России, среди них комплекс стандартного пилотажно-навигационного и связного оборудования для российского самолета-амфибии Бериев Бе-200. Разработка проведена Научно-исследовательским институтом авиационного оборудования г. Жуковский, совместно с американской фирмой Allied Signal, Флорида, США. Использован комплекс разработки ада-систем фирмы DDC-I на платформе Intel 80486.

Российские программисты-остряки не приминули обыграть двусмысленность такого названия (в русском звучании, разумеется) и в противовес языку "Ада" создали свой алгоритмический язык "Рая". Широко известен и выпад советского журналиста-международника Мэлора Стуруа, ярого антиамериканиста: "Язык Пентагона – враг мира. Язык "Ада" – голос термоядерного ада… В языке "Ада" слышится проклятие роду людскому ". Ну это "Маркс – Энгельс – Ленин – Октябрьская революция" (именно так расшифровывается имя Мэлор), что называется, перегнул. Без компьютера и его программной системы не обходится сегодня не только Пентагон, но и ни один человек в цивилизованном мире. И то, над чем так самозабвенно работали Чарльз Бэббидж и Ада Лавлейс, – безусловный дар всему человечеству. И именно поэтому современные компьютерщики отмечают 19 июля, когда Адой была написана первая программа, и 10 декабря, когда родилась Ада Августа Байрон, как неофициальные дни программиста.

В 1997 году вышел в прокат фантастический фильм Линн Хершман-Лисон "Задумывая Аду" ("Conceiving Ada"), главная героиня которого, Эмми, стремится с помощью манипуляций со временем оказаться в прошлом, чтоб познакомиться с Августой Адой Кинг, которую играет Тильда Суинтон. Стремясь достичь своей цели, Эмми даже экспериментирует с собственным ДНК, несмотря на опасность возможных побочных эффектов… Линн Хершман Лисон: "В своё время "праматерь всех программистов" Ада Байрон-Кинг, графиня Лавлейс, создала первый компьютерный язык и предсказала его использование в музыке, поэзии и искусстве. Ада родилась в викторианскую эпоху и вынуждена была вести двойную жизнь. Поэтому и фильм строится по принципу двойной спирали, образующей загадочные взаимосвязи истории Ады и рассказа о том, как нити ДНК заставляют генетическую память пройти через четыре поколения. Каждый эпизод выстроен и снят с использованием изображения молекулы ДНК в качестве модели. Я считала чрезвычайно важным применять в работе технологию, открытую Адой, поскольку она обеспечивает ещё одно измерение рассказа о ней. Виртуальная реальность и цифровой звук словно позволили ей обрести свободу передвижения во времени и тем самым придали её облику зримость и осязаемость ". К сожалению этот замечательный фильм на русский не переведен.

С образом Ады Августы связано огромное количество легенд. Часть из них, безусловно, правдива; часть, как водится, сомнительна.

Что с того, что графиня пришла в математику через эзотерику? Что с того, что автографы леди Ады перенасыщены оккультизмом и мистикой? Разве это повод обвешивать монитор соломенными куклами Вуду и устраивать спиритические сеансы на Рабочем столе Windows?

Что с того, что машина, которую так любила Ада, так и не была построена при ее непродолжительной жизни? В 30–40-х гг. ХХ столетия аналогичные Analytical Engine устройства были, наконец, воплощены в металле, ненадолго предварив появление электронно-вычислительных машин.

Что с того, что закат недолгой жизни Ады Августы омрачен нелепыми попытками создания системы для вычисления беспроигрышных ставок в азартных играх? Разве это не было смело? Поиск квадратуры круга — удел беспокойных и дерзких, которым, как известно, поем мы славу.

У нас есть главное! Примечания графини Лавлейс к книге Луиса Менебреа занимают всего 52 страницы. По большому счету, это все, что оставила Ада Лавлейс для истории. Иные ученые мужи трудятся десятилетиями и оставляют после себя сотни работ, которые забываются раньше, чем осядет могильный холмик над местом последнего упокоения их создателей. Аде Лавлейс, великой дочери великого Байрона, на то, чтобы войти в историю, хватило всего 52 страниц. Зачастую 52 страницы могут перевернуть окружающий мир до неузнаваемости. Задумайтесь над этими словами, когда будете работать с вашим компьютером, общаться по Сети или просто перекладывать "косынку".

Не может быть здесь многих мнений:
умна как дочь, отец велик!
Не оттого ль тогда возник
её совсем не женский гений,
что непонятное постиг?

Зачем графине "подпрограмма"
и "индексный регистр" зачем?
Её удел – парфюмный крем
и на платочке монограмма,
и не было б больших проблем.

Но славно как, когда такие
графини в нашем мире есть!
Мы им поём сегодня честь,
и восхваленьями людскими
к наукам можем сопричесть…

© Copyright: Философский Саксаул , 2010 Свидетельство о публикации №110121001437

По материалам:
Википедия
habrahabr.ru
chernykh.net
schools.keldysh.ru
Элеонора Мандалян "Цифровая вычислительная машина Чарльза Бэббиджа"

Факт 1. Под капотом самых критичных программ, которые вы используете на ежедневной основе (Mac OS X или Facebook) содержится ужасное количество хаков и костылей, которые с трудом уживаются друг с другом. Это как если бы вы разобрали Боинг 747 и увидели, что топливопровод держится вешалкой для одежды, а шасси смотаны изолентой.

Код программ таков, что даже если сайт или программа прекрасно работают и отлично выглядят, то за кулисами всё, что заставляет его работать, состоит из ошибок, ляпов и костылей. Он работает едва-едва и иногда вообще непонятно, почему.
Факт 2. 25% времени в программировании уходит на размышления о том, что пользователь может сделать не так.
Занимает это на деле больше или меньше процентов времени, но каждый раз нам действительно необходимо подумать – а что пользователь может тут сломать. Куда нажмёт, что введёт, и как можно понять то, что мы пытаемся сделать, неправильно. Если бы мы рассчитывали только на себя, у программ было бы слишком много проблем –
ведь мы знаем, как программа работает, а пользователь не знает.
Факт 3. Программист – это не специалист по ремонту компьютеров
Программист работает с алгоритмами и принципами разработки, а не чинит компьютеры. Мы можем понимать, как компьютер работает и как исполняется код. Но это не значит, что мы умеем чинить железо. Мы не знаем, какая проблема в Chrome роняет его на вашем компьютере, или почему ваш компьютер перегревается. Программисты программируют компьютеры, а не чинят их.
Факт 4. Программирование – это размышление, а не печатание
По большей части мы программируем, когда спим, гуляем, смотрим в окно, или делаем что-то ещё, что позволяет нам расслабиться и думать. Расслабление – один из важных аспектов программирования. Нельзя просто сесть и написать тысячу строк кода и вставить их в программу. Нам необходимо посидеть, походить, подумать. Придумать концепцию, исправить её недостатки, решить, как она будет работать… Расслабление – единственный способ, которым мы можем пользоваться для исправления проблем.
Факт 5. Отсчёт начинается с нуля
Это важно. Подсчёт идёт с нуля – ваш 1 это мой 0, ваш 10 это мой 9. Всё из-за необходимости делать вещи эффективно, когда даже небольшая прибавка к эффективности может в масштабе увеличить производительность.
Факт 6. Программировать лучше всего в потоке – в таком состоянии сознания, когда вы сфокусированы на задаче и всё кажется простым. Это состояние знакомо также атлетам и музыкантам.
Программисты любят работать по ночам потому, что это позволяет нам входить поток, сфокусироваться на чём-то одном и не волноваться о том, что нас могут отвлечь. Все остальные просто спят. Это такое время дня, когда никого нет рядом, никто не звонит и не пытается с нами поговорить. Прекрасное время, чтобы думать и программировать.
Факт 7. Иногда полезно отложить проблему до утра
Иногда программистам действительно полезно, встретив сложную задачу, поспать «с ней». Множество раз я встречался с тем, что мне часами не удавалось решить что-то, но после всего лишь 20-минутного сна (или любого другого сна) по пробуждению решение приходило само.
Факт 8. «Родитель» может убить своих «детей», если их задача выполнена
Не та фраза, которую бы хотелось услышать от кого-либо. Но для программистов она звучит не так страшно. Программы часто имеют иерархическую структуру, где родительский процесс контролирует его дочерние процессы, запущенные на уровне ниже.
Когда родительскому процессу больше не нужен дочерний, он его убивает – когда программе больше ничего не надо делать, её выполнение заканчивают.
Факт 9. Вы не впечатляетесь тем, как много мы знаем о компьютерах. Мы не впечатляемся тем, как мало вы знаете о них.
Серьёзно. Хватит уже. Нам неважно, как вы горды тем, что не желаете обучаться новым вещам. Понятно, если вы говорите «я мало знаю о компьютерах» или «мне не интересно программировать» - но когда вы хвалитесь тем, как много вы об этом не знаете, это просто раздражает.

Можно ли играть в тетрис бесконечно?

Если порядок фигур в тетрисе определяется идеальным генератором случайных чисел, то в него нельзя играть бесконечно. Рано или поздно выпадет очень много последовательно сменяющих друг друга серий S-фигурок и Z-фигурок, которые нельзя будет расположить без дыр по краям поля, что в конечном счёте приведёт к проигрышу. В практических же реализациях игры, как правило, установлено алгоритмическое ограничение на длинные серии идущих подряд одинаковых фигур.

Какой язык программирования получил имя в честь комедийного сериала?

Язык программирования Python назван не в честь питонов, хотя иконки файлов с написанными на нём скриптами или логотипы сред разработки часто представляют собой змеиную голову. Имя языку автор выбрал из-за того, что был поклонником скетч-сериала «Летающий цирк Монти Пайтона».

Каким образом компьютерные игры и программы скачивали из бумажных журналов и радиопередач?

В 1980-х и начале 1990-х годов большой популярностью в Европе, а затем и странах бывшего СССР, пользовались компьютеры ZX Spectrum. Их дешевизна была обусловлена использованием в качестве экрана обычного телевизора, а в качестве внешнего накопителя - бытового магнитофона. В него вставлялись аудиокассеты с записанными играми и программами, звук которых компьютер интерпретировал как последовательность битов и загружал в память. Часто программы можно было «скачать» в специальных радиопередачах, записав на кассету. Также небольшие программы печатались в посвящённых «Спектрумам» журналах в виде исходного кода - его нужно было набрать на клавиатуре, запустить и опять же сохранить на аудионоситель.

Какой особенностью обладали все ведущие программисты первого компьютера ЭНИАК?

До изобретения электронно-вычислительных машин компьютерами в США называли работников, занимавшихся ручной калькуляцией на арифмометрах сложных задач - например, рассчитывавших таблицы стрельбы. Большинство компьютеров были женщинами, и их стало ещё больше в военное время. Многие из них затем успешно переквалифицировались в программисты. Так, среди шести ведущих программистов ЭНИАКа, первого электронного компьютера общего назначения, не было ни одного мужчины.

Каким образом игрушечные утки помогают программистам в отладке кода?

Некоторые программисты используют для отладки кода метод утёнка. Для этого нужно поставить на рабочий стол игрушечную утку (или представить её) и подробно объяснять строка за строкой, что должна делать программа. Прибегая к этому методу, программист зачастую встречает искомую ошибку, которую не замечал при просмотре кода в среде разработки.

Какой дефис был назван самым дорогим дефисом в истории?

В 1962 году американцы запустили первый космический аппарат для изучения Венеры Маринер-1, потерпевший аварию через несколько минут после старта. Сначала на аппарате отказала антенна, которая получала сигнал от наводящей системы с Земли, после чего управление взял на себя бортовой компьютер. Он тоже не смог исправить отклонение от курса, так как загруженная в него программа содержала единственную ошибку - при переносе инструкций в код для перфокарт в одном из уравнений была пропущена чёрточка над буквой, отсутствие которой коренным образом поменяло математический смысл уравнения. Журналисты вскоре окрестили эту чёрточку «самым дорогим дефисом в истории» (в пересчёте на сегодняшний день стоимость утерянного аппарата составляет 135 000 000 $).

Быть программистом сейчас модно. Об успешных программистах снимают фильмы, пишут книги, во многих странах разработчикам хорошо платят. Но, несмотря на моду, на «технарей» и инновации, существуют многие вещи, известные программистам, и удивительные для остальных. Участники Quora обсудили эти социокультурные и когнитивные отличия. Ниже приводим самые интересные комментарии из обсуждения.

Итак, программисты, в отличие от обычных людей:

1. Понимают, что все сцены со взломом в фильмах — полный бред. Вообще, множество киношных стереотипов о программистах — бред, пишет Билл Коулман: «Мы не все подряд толстые, ленивые гении. В реальной жизни мы умеем нормально общаться: от этого зависит наша работа. И не нужно путать нас с электриками, у многих дома и паяльника-то нет».

Основной «хакерский» эффект на непосвященных оказывает открытая консоль. «Большинство людей подумают, что я просто пялюсь на экран и убиваю время, в то время, как я действительно работаю. Но стоит открыть консоль и начать печатать, как они уверятся, что я пытаюсь взломать Пентагон или занимаюсь другими волшебными вещами», — пишет один из участников обсуждения.

2. Работая, 25% времени ломают голову над тем, как вычислить, что может «поломать» пользователь в создаваемом приложении. «Относительно легко написать правила того, что должна делать программа, если все работает как надо. Намного труднее написать правила для того, что должна делать программа, если что-то идет не так», — пишет Ким Моузер. При этом, многие пользователи считают, что программы должны вести себя как их более умные и знающие знакомые.

3. Знают, что на самом деле даже в самом важном софте, который пользователи используют каждый день, содержится ужасающее количество «костылей», которые каким-то чудесным образом собираются в рабочее целое. «Все равно, что разобрать «Боинг» и обнаружить, что тормоза примотаны скотчем», — пишет один из участников обсуждения, Бен Черри. Программисты знают, что ужасающее количество медицинской, финансовой и личной информации хранится при ничтожном уровне безопасности системы.

5. Знают: если бы у человека было, к примеру, по шесть пальцев на руках, основной системой счисления в мире стала бы 12-ричная, а не 10-ричная, как сейчас.

6. Могут назвать без калькулятора намного больше степеней двойки, чем обычный человек. Сокращение «k» в выражениях типа 100k понимают не как «х1000», а как «х1024». Но если большинство обычных людей считает, что программирование в основном связано с математикой, программисты знают, что здесь на первом месте — логика.

7. Знают, как сложны простые вещи в интернете. Ведь простые действия, вроде поиска в интернете, на самом деле обеспечиваются множеством сложных процессов на разных уровнях.

8. Считают, что большинство людей выражается слишком туманно, пытаясь объяснить, чего они хотят.

9. Бесятся, когда обычные люди из числа родственников, друзей и знакомых постоянно просят «починить компьютер».

10. Вполне могут по красоте сравнить код с поэмой, хотя для пользователя он будет выглядеть так же ужасно, как сообщение об ошибке.

Поделиться: