Происхождение финно угров. Финно-угорские народы: история и культура


На космическом снимке ниже показаны , определенные с помощью , на которых происходило формирование праязыков, относимых к ностратическим, которым является и прауральский. В этом разделе мы разберем более подробно, как с помощью графической модели были определены и проверены другими способами места формирований отдельных финно-угорских языков, то есть ареалы поселений их первых носителей.



Космический снимок NASA колыбели человечества с обозначенными ареалами формирования ностратических языков.


Авторитетные ученые располагают прародину уральцев в Северной Сибири где-то между нижней Обью и Уралом. Предполагается, что шесть тысяч лет назад уральская общность распалась на две ветви. финно-угорская ветвь продвинулась за Урал и окупировала территорию в бассейне Камы и Печоры. Со временем и эта общность распалась на угорскую и финско-пермскую. Процесс членения продолжился в II тысячелетии до н. э. Финско-пермская ветвь разделилась на пермскую и финско-волжскую. Носители прапермского языка занимали бассейн нижней Камы, носители финско-волжского праязыка поселились в бассейнах Средней Волги и Оки, а поселения остались неопределенными. В разное время распались и эти общности (Лыткин В.И. 1975, 84). Проведенный анализ древнейшей лексики финно-угорских языков не подтверждает такой диахронный процес их формирования. Финно-угорская ветвь распалась на отдельные языки практически одновременно. Ниже мы рассмотрим этот процесс, исходя из графической модели финноугорских языков, которая поможет нам определить ареалы формирования финно-угорских языков, что будет подтверждено и другими способами.

Для графической модели финно-угорских языков лексический материал при составлении таблицы-словаря брался из этимологических словарей финского (А. Häkkinen Kaisa . 2007), венгерского (A. Zaicz Gábor , 2006), удмуртского (A. Алатырев В.И . 1988) языков и языка коми (А. Лыткин В.И., Гуляев Е.С. , 1970), а также двуязычных словарей других финно-угорских языков. При этом данные этимологических словарей приходилось дополнять в значительной степени именно из этих словарей, потому что составители словарей не всегда подают все соответствия рассматриваемым финно-угорским корням. В некоторых случаях эти соответствия еще не были найдены. Построенная графическая модель родственных отношений финно-угорских языков позволяла проводить целенаправленные поиски. Например, в этимологическом словаре финского языка финскому слову konnti "берестяной кузовок для ношения на спине" приводятся в соответствие только мансийское и хантыйское слова. Однако между ареалами формирования этих языков и финским ареалом расположены также ареалы коми и удмуртского языков. Подобные слова должны были существовать и в этих языках, ибо иначе нельзя объяснить наличие лексических соответствий между финским и обско-угорскими языками. Поиски принесли ожидаемые результаты: коми куд и удм. куды – оба "лукошко". Такие находки позволяют уточнить не только модель родства, но и закономерности фонологии финно-угорских языков. Другой пример можно привести из этимологического словаря венгерского языка, где ф.-у. корню *aŋa- "открывать, растворять" поданы только венг. old "растворять", фін. avaa- "открывать", морд. anksema "прорубь", хант. aŋe "развязывать (узел)". В этимологическом словаре финского языка эти данные дополнены словами вепсского, эстонского и манси языков, но при целенаправленнах поисках были обнаружены также мар. йонгы "открытое место, поляна", коми юкмöс , удм. юкмес "прорубь". Подобных примеров можно привести много, хотя и не столь выразительных. С другой сторны, поиск однокоренных слов нередко ограничивается в соответствии с традиционными взглядами на разделение семьи финно-угорских языков. В качестве примера может быть отнесение венг. oldal "бок, сторона" к хант. ăŋti и манси an"t"əl "ребро", в то время как это слово явно того же происхождения, что и удм. urdes "бок, боковая сторона" и др. ему подобные. Такие факты говорят о том, что составители этимологических словарей подходили к делу не совсем тщательно, ставя себе совсем другую цель, нежели установление истинных отношений между финно-угорскими языками. Поэтому составление таблицы-словаря было длительной и кропотливой работой.

В состав исследуемых были включенные такие языки: финский, эстонский, вепсский, саамский, коми (зырянский и пермяцкий), удмуртский, мордовские (эрзя и мокша), марийский, венгерский, хантыйский и мансийский. Позднее для исследования был привлечен также карельский язык, но анализ его лексики со всей очевидностью показал, что он развился на общей основе с финским. Мы не будем останавливаться на этом вопросе детально. Чтобы не отождествлять современных финно-угорских народов с их предками вместо громоздких и искусственных определений, в дальнейшем изложении предков современных финнов мы будем называть фенами, т. е. так, как их называли античные историки; предков эстонцев назовем просто эстами; предков вепсов – весью, т. е. так, как их называли в летописях. Устаревшие названия примем для других финно-угорских племен, т.е предки саами получат название лопарей, предки удмуртов мы будем называть вотяками, предков мари – черемисами, предков манси – вогулами, предков хантов – остяками, а протовенгров – мадьярами. Обобщенные названия мордва и коми оставим для названий народностей эрзя и мокша, зырян и пермяков соответственно. Сводные Етимологические словари-таблицы для разних языкових семей и групп, по которым велись расчеты, подаются на моем сайте "Альтернативная историческая лингвистика ". После составления таблицы-словаря финно-угорских языков в нем оказалась 2144 изоглосс, из которых 202 было признано общими для всех из них. (Общими считались слова, представленные в десяти языках из одиннадцати без учета карельского). Еще 123 были признаны заимствованными из других языков. Результаты подсчетов общих слов в парах языков сведены в таблицу 4. На основе этих данных была построена схема родства финно-угорских языков, показанная на рисунке 25. Для этой схемы на географической карте была найдена соответствующая территория в бассейне Волги и Оки, где по общему мнению должны были проживать какое-то время финно-угры.


Язык фин. удм. коми мари эст хант вепс венг манси карел морд саам
фин. 886
удм. 327 842
коми 364 667 838
мари 335 505 456 768
эст 666 266 289 274 742
хант 234 369 388 301 176 726
вепс 573 219 236 241 521 142 665
венг 215 375 364 347 167 409 140 650
манси 209 313 330 239 158 524 124 353 641
карел 600 243 224 208 503 136 479 135 121 612
морд 341 299 267 348 309 175 287 189 139 246 571
саам 405 198 283 256 334 202 291 173 184 301 223 554



Слева: рис. 25. Схема родственных отношений финно-угорских языков, построенная по данным таблиы .

Прародиной финно-угров обычно считается Приуралье, однако, как заметил в свое время В.Н. Топоров, среди ученых существует тенденция расширения или перемещения прародины уральцев на запад от Урала, в пространство между Уралом и Средней Волгой и далее – даже до Прибалтики (Топоров В. Н. , 1990, 104).

В действительности же территория первоначальных поселений финно-угров, как видно по карте на рисунке 26, на которую хорошо накладывается полученная схема родственных отношений финно-угорсих языков, четко ограничивается Волгой на севере и востоке, а на западе вплотную прилегает к индоевропейской территории.




Справа: рис. 26. Карта поселений древних финно-угров.


Ареалы формирования отдельных языков преимущественно ограничены большими реками. Ареал фенов лежит между Окой и Клязьмой. На запад от них между Москвой-рекой и Окой до Угры был ареал веси, а эсты жили на север от финнов и вепсов между Верхней Волгой, Верхней Москвой-рекой и Верхней Клязьмой. Две реки с одинаковым названием Нерль отделяли ареал эстов от ареала лопарей, который ограничивался с севера и востока Волгой, а с юга – Нижней Клязьмой. На юго-восток от лопарей был ареал формирования языка коми; этот ареал на западе был ограничен Окой, на севере – Волгой, на востоке – Сурой, а на юге Мокшей и Алатырем. Ареал вогулов был между Волгой и Сурой по оба берега Свияги. Реками Мокшей, Сурой и Алатырем был ограничен небольшой ареал остяков, а вотяки заселяли ареал по оба берега Вороны между Мокшей, Цной и Хопром. Ареал мадьяр почти полностью был ограничен Хопром и Медведицей, а ареал черемисов – реками Доном, Воронежем и Нижним Хопром. И, наконец, мордва заселяла четырехугольник, ограниченный на западе и севере Окой, на востоке – Верхним Доном, а на юге – Сосной.

Вся финно-угорская территория четко ограничена Волгой и Доном, выполняющими роль естественных границ, как мощные водные препятствия. Только мордва перешла на правый берег Верхнего Дона, то есть там, где он легок для преодоления, вплотную приблизившись к поселениям индоевропейцев. Как и на индоевропейской области, на всей финно-угорской территории тоже можно выделить "пустые" ареалы. Их может быть два или, скорее, три. Один ареал четко выражен между Волгой и Медведицей, но о населевшем его финно-угорском этносе нет никаких предположений.




Справа: Предполагаемые ареалы мери а мещеры.


Большое пространство по правому берегу Оки до устья Мокши можно рассматривать как два ареала, раделенных рекой Проней. Можно допускать, что финно-угорское племя, известное под названием "мещера", заселяло западный из них в соседстве с фенами и мордвой. Это предположение базируется на мнении некоторых историков, которые считали, что мещера заселяла земли вдоль Оки (История СССР , 1966, т. 1, 471). Тогда предки летописной мери имели свой ареал между реками Проня и Цна, севернее ареала марийцев. Предположение о возможной близком языковом родстве этих этносов и, соответственно, об общей их прародине основывается на подобии этнонимов мари и меря, которые могут считаться фонетическими вариантами одного слова, а также на связи мерянских топонимов с марийскими (Матвеев А.К. , 1997, 5-17). А.К. Матвеев так определяет территорию поселения маря на конец 1-го – начало 2-го тыс.:


Летописная меря населяла Волго-Окское междуречье и Костромской край, иногда в совокупности называемые историческими мерянскими землями, к которым относят современные Владимирскую, Ивановскую, Ярославскую области, восточные районы Московской и Тверской, а также западную часть Костромской (Матвеев А.К . 2015, 35-36)


Таким образом, учитывая миграцию финно-угров, можно предполагать предки мери заселяли ареал, ограниченный Окой и Проней на севере, верховьями Дона на западе и Цной на востоке. Такое предположение подкрепляется восстанавливаемой спецификой мерянского языка в соответствии с которой он наиболее тесно связан с прибалтийско-финскими, мордовскими и марийскими языками (Ткаченко О.Б. . 2007, 88).

Что же касается других финно-угорских племен, то надо предполагать, что это были остатки тех народов, которые мигрировали на новые места, а их языки, так же, как и карельский, являются языками более высокого порядка относительно остальных финно-угорских. Для идентификации ареала между Волгой и Медведицей пока нет данных для каких бы то ни было предположений.

Предлагаемая локализация древней финно-угорской территории может быть подтверждена данными палеоботаники, если ее можно сопоставить с территорий распространения некоторых растений, имеющих общие финно-угорские названия. Пока можно привлечь для этой цели лишь название и территорию распространения дуба. Почти во всех финно-угорских языках его название похоже на славянское: фин. tammi , эст. tamm , мар. тум , эрзя тумо , мокша тума , коми тыпы , удм. тупу . В этимологическом словаре современного финского языка исходная финно-угорская форма слова определяется как *tomo и возможность заимствования из славянских не рассматривается несмотря на подобие словянскому названию дуба (Häkkinen Kaisa , 2007, 1268). Однако другие специалыисты придерживаются иного мнения:


Ввиду того, что прародина финно-угров располагалась в зоне тайги, где дуба нет, слово вместе с соответствующей реалией стало известно финно-пермякам только при переселении их с прародины на территорию, занятую славянами (Ткачено О.Б. 1990, 26).



Суждение весьма странное, ибо не финно-угры расселились на славянской территории, а, наоборот, славяне были пришельцами на финно-угорских землях, т.е. финно-угры были знакомы с дубом до контакта со славянами и поэтому должны были иметь для него собственное название. Северная граница распространения дуба в настоящее время тянется от Санкт-Петербурга примерно до широты Екатеринбурга, т.е проходит несколько севернее Верхней Волги, а за Уралом, дуба, действительно, нет. В более ранние времена она могла проходить даже южнее.


Вверху слева: Ареал дуба черешчатого . Рис. 74 с сайта "Лесная библиотека ".


Таким образом на территории финно-угров, дуб действительно произрастал. С другой стороны, поскольку на большей части Урала дуба нет, финно-угры не могли иметь поселения на Урале и за Уралом. Если же подобию славянских и финно-угорских названий дуба надо дать объяснение, то, скорее всего, праформа слова является субстратом языка палеоевропейского населения Европы. Возможно, то же происхождение имеет протокельтское *tombo «куст».

Неопределенными остаются ареалы формирования самодийских языков, к которым принадлежат современные ненецкий, энецкий, нганасанский и селькупский. В древности их их должно было быть больше; в их состав входили также языки маторов, карагасов, котовцев и др. (УРЕ , т. 12, 505). Если ставится вопрос о генетическом родстве этих языков с финно-угорскими, то, по крайней мере, первичные поселения их носителей должны были быть где-то недалеко от финно-угров. На карте Восточной Европы оставляется свободным место на север от верхней Волги. Можно было бы предположить, что здесь на основе населения лапоноидного антропологического типа и его языка сформировались также в определенных географических ареалах с выраженными естественными границами этнические группы самодийцев. В саамском языке по свидетельствам многих ученых сохранился мощный слой субстратной лексики (до одной трети) неизвестного происхождения (Fromm Hans , 1990, 16). Допускается, что эта лексика самодийского происхождения, но имеется и другой взгляд: "мысль о самодийском происхождении субстратной лексики саамского языка не выдерживает критики" (Напольских В. В . 1990, 129).

Однако по Мейнандеру "на огромной территории Северно-Восточной Европы от Урала до Ботнического залива, от Северного Ледовитого океана до рубежа Казань – Рига не существует никаких лингвистических следов других языков, кроме языков финно-угорских и самодийских” (Мейнандер К. Ф., 1990, 19). При таких обстоятельствах ближе всех к истине был, очевидно, Симченко, когда писал о общем субстрате для саамского и самодийских языков:


… субстратные элементы саамского языка по своему характеру нельзя считать прямыми заимствованиями из самодийских языков. В этом случае тождественные явления самодийских и лопарского языков следует объяснять наличием в составе этих народов единого уралоязычного древнего субстрата, оказавшего лингвистическое влияние и на саамов, и на северных самодийцев (Симченко Ю. Б. 1975, 167).


Сопоставление археологических, лингвистических и антропологических данных подтверждает в целом правильность гипотезы о существовании единого этнического субстрата в этнической истории Заполярья и Приполярья Старого Света (Симченко Ю. Б. 1975, 184).


Поскольку мы теперь знаем, что уральцы (финно-угры) не были аборигенами Европы, то тогда, принимая вывод Симченко об общем субстрате в саамском и самодийских языках, следует считать, что неизвестный субстрат в этих языках является частью лексики восточного праязыка людей лапоноидного типа, единого этноса, который в мезолите заселял Северно-восточную Европу (см. раздел " ").


Справа:Ранненеолитические памятники Европейского Северо-Востока в бассейнах рек Вычегды, Печоры и Мезени
а – бескерамические памятники
б – черноборская группа
в – памятники эньтыйской группы с трапециями аньтыйского типа
г – памятники с керамикой "каргопольского" типа.


Карта копирует оригинал (Волокитин А.В., Карманов В.Н. 2004, 6. Рис. 1) без указания точного местоположения памятников.


Если самодийские языки и сформировались на основе этого восточного палеоевропейского праязыка под сильным влиянием финно-угорских, то очевидно после заселения Волго-Окского бассейна какая мощная группа финно-угров перешла за Волгу, смешалась здесь с потомками культур Волго-Камского мезолита в бассейнах Вятки и Ветлуги, существовавших здесь в VII – IV тыс. до н.э., и оказала значительное влияние на язык местного населения. Связь раннепалеолитических памятников, обозначенных на карте выше, с позднемезолитическими не установлена, поэтому "речь должна идти о культурных традициях, корни которых скорее всего находятся за пределами рассматриваемых территорий " (там же, 13 ).

При более высокой культуре хозяйствования финно-угры имели, несомненно, и более развитый язык, поэтому заимствоваться могла не только лексика, но и целые грамматические категории. Кроме того, культурное влияние финно-угров на местное население проявилось и в самодийской мифологии. Скажем, в ненецком фольклоре существует легенда о потопе, во время которого люди спасались на большом плоту, на который взяли по одному представителю каждого вида животных. К прасамодийской мифологии тяготеет Бог-демиург Нум, аналогом которого является хантыйский Нум-Торум. Позже, с широким расселением финно-угров в бассейнах рек Камы и Сухоны сформированные ранее самодийского племена частично ассимилировались среди прибывших, а в большинстве своем отходили на север и на восток за Урал, сохраняя свою этническую идентификацию. Первая волна самодийских переселенцев за Урал со временем могла дать начало развитию этнического сообщества юкагиров, язык которых тоже может быть родственным финно-угорскими (Симченко Ю.Б. , 1975, 176; Иванов В.В. , 1990).

Зная территории поселений носителей ностратических языков в Восточной Европе, можно более предметно говорить о связях финно-угорских языков с другими ностратическими. Языковеды и этнологи единодушно считают, а их поддерживают и археологи, что наиболее активными и постоянными были контакты финских народов с индо-иранской частью индоевропейской общности (Халиков А. Х., 1990, 53). Иранско-финно-угорские языковые связи исследовались многими известными специалистами (A. Абаев В. И., 1965; Абаев В. И., 1981; Георгиев Вл., 1958; Корнилов Г. Э., 1973; Лыткин В.И. 1975; Harmatta J., 1981; Blažek Vaclav , 1990; Fromm Hans, 1990; Gulya Janos , 1990; Koivulehto Jorma , 1990). Результаты исследований невозможно привести в какую-либо систему. В.И. Лыткин приводит примеры "праарийского пласта" заимствований в финно-угорский праязык, которые могут относиться как к общему индоевропейско-финно-угорскому фонду со времен пребывания носителей ностратических языков в Закавказье, так и к заимствованиям из иранского в отдельные финно-угорские языки, которые рассматривает как общие для этой языковой семьи (финно-угр. *sata «сто», *aiša «оглобля», *asərə «князь, властелин», *orpa /*orva «сирота», *arva «цена»).

В основном же преобладает мнение, что иранцы больше контактировали с мадьярами и носителями древних финно-пермских языков, чем с носителями прибалтийско-финских. Лыткин обосновывает это воззрение так:


Предки носителей современных прибалтийско-финских языков, отделившись к I тыс. до н. э. от предков мордвы и марийцев, потеряли непосредственные связи с иранцами, поэтому в их языках иранские заимствования (не общие с другими финно-угорскими заимствованиями) отсутствуют. В волжских, пермских и угорских языках мы имеем большое количество заимствований, воспринятых уже в период обособленной жизни носителей их. Особенно много иранизмов в венгерском языке, носителикоторого во второй половине V в. н. э. перекочевали с территории бассейна Камы на юг, к Северному Кавказу и там долго жили в непосредственном соседстве с иранцами Лыткин В.И. 1975, 88).


Теперь рассмотрим полученные территории поселений древних индоевропейцев, финно-угров и тюрков в целом (см. рисунок 30). Мы видим, что эти территории нигде не накладываются друг на друга, а вплотную прилегают одна к другой, охватывая пространство, четко ограниченное на востоке и отчасти на севере большой водной преградой – Волгой. Другими участками северной границы является верхний Днепр и Западная Двина. На юге это пространство еще более четко ограничивается Доном и побережьем Азовского и Черного морей. При этом ареалы поселений этнических формирований здесь идут вплотную к этой природной границе. Только длинная и извилистая западная и юго-западная граница пространства отчасти не имеет четких географических границ, за исключением течения нижнего Днепра, а также небольших участков Буга, Вепша, Вислы, Нарева, Немана.

Рис. 30. Общая территория поселений древних индоевропейцев, финно-угров и тюрков в Восточной Европе.


После определения территорий поселений индоевропейцев, финно-угров и тюрков закономерно возникает вопрос: Почему ни одна из этих этнических групп не заселила территорию Северного Кавказа и Прикубанья? Безусловно, это не произошло потому, что эта территория уже была заселена многочисленным этносом, который мы условно называем майкопцами, и поэтому наши мигранты вынуждены были двигаться далее на север.

Если обратить внимание на карту РФ, то можно обнаружить в бассейнах Волги и Камы названия рек, где встречаются слоги «га» и «ва». Это подтверждает, что здесь проживали финно-угорские племена. В их языке такие слоги означают «река». Несмотря на то, что они имели довольно-таки широкий ареал распространения, многие историки до сих пор не могут точно сказать, каков был их образ жизни.

Описание финно-угорских племен

Поскольку на значительной части России проживали финно-угорские племена, названия их весьма разнообразны. Их можно разделить на пять основных групп:

  1. Карелы, проживающие в республике Карелия. Они общаются на нескольких диалектах, но основной язык - финский. Также знают и русский.
  2. Лопари или саамы, проживающие на территории Северной Скандинавии. Ранее их численность была намного больше, но со временем их оттесняли к северу, в результате чего плохие условия для жизни начали неуклонно уменьшать количественный состав народа.
  3. Мордва и марийцы, проживающие на территории Мордовии, а также во многих российских областях. Из всех групп именно эта считается быстро обрусевшей, народности сразу приняли христианскую веру и соответствующий язык.
  4. Коми и удмурты, населяющие республику Коми. Эта группа - наиболее образованная, по уровню грамотности им не было равных вплоть до революции.
  5. Венгры, ханты и манси, проживающие на Северном Урале и низовьях Оби. Но изначально столицей этой народности считались берега Дуная.

Таким образом, финно-угорские племена на протяжении всей своей истории шли в одном строю с русскими. А, значит, их культуры переплетались, они учились новому друг от друга.

Откуда взялись финно-угры?

Говоря о том, где селились финно-угорские племена, углубимся в вопрос возникновения народности. Дело в том, что место их проживания охватывает большие территории, но точных данных о том, где все начиналось, нет.

Считается, что они представляют собой исконных В IV-III тысячелетии до н. э. они занимали не только российские территории полностью, но и распространились в Европу. Существует двоякое мнение о том, почему племена отправились на Запад. Во-первых, это могла быть обычная миграция. Во-вторых, допускается возможность их оттеснения со стороны завоевателей.

Второй вариант историки считают более вероятным, так как во II тысячелетии до н. э. на территорию России стали проникать племена из Турции, Индии, Малой Азии и так далее. Однако точно можно сказать то, что финно-угры сыграли далеко не последнюю роль в формировании славянской народности.

Дославянское население

Коренным населением русской земли до славян считаются финно-угорские и балтские племена. Осваивать эти территории они начали VI тысяч лет назад. Постепенно перешли на запад Уральских гор, затем - на Восточно-Европейскую равнину, а после достигли побережья Балтийского моря. Однако родиной этих народностей всегда считался Урал.

К сожалению, большая часть финно-угорских племен не сохранилась до сегодняшнего дня. Сегодняшняя их численность минимальна. Но точно можно сказать то, что потомки такой обширной и многочисленной в прошлом народности проживают на территории всей планеты.

Ареал обитания

Расселение финно-угорских племен нельзя назвать однозначным. Это обусловлено тем, что процесс начался на но впоследствии захватил и другие территории. В большей степени их привлекали север и запад.

К I тысячелетию фактически всю территорию Прибалтики заняли финно-угорские племена. Место расселения не является единственным, так как некоторые группы народности отправились в сторону Северной Скандинавии.

Но раскопки показывают, что все эти народы имели много общего со славянами, начиная от ведения хозяйства, религии и заканчивая внешностью. Следовательно, хоть и большая часть племен ушла на север, некоторые из них остались на территории современной России.

Первые встречи с русскими

В XVI-XVIII веках русские переселенцы начали устремляться на те территории, где проживали финно-угорские племена. Список военных стычек был минимальным, поскольку по большей части заселение осуществлялось вполне мирным путем. Лишь изредка присоединение новых земель к Российскому государству встречало сопротивление. Наиболее агрессивными были марийцы.

Религия, письменность и язык русичей довольно-таки быстро начали вытеснять местную культуру. Но и со стороны финно-угров некоторые слова и диалекты вошли в язык. К примеру, часть российских фамилий, вроде Шукшин, Пияшева и другие, не имеют ничего общего с нашей культурой. Они восходят к названию племени «шукша», а имя «Пияш» вообще является дохристианским. Таким образом, соединение двух культур проходит гармонично, дополняя друг друга.

Колонизация

Древние финно-угорские племена проживали на больших территориях, что и послужило причиной их вытеснения. Нельзя не отметить того, что далеко не все из них могли защититься от вооруженных колонизаторов. Но этого и не нужно было делать, поскольку многие земли присоединялись к Руси быстро и без сопротивления.

Однако те места, где обитали финно-угорские племена, привлекали не только русских. Тюрки также были заинтересованы в расширении своих территорий. Поэтому часть народности принимала не христианскую, а мусульманскую веру.

Следует отметить, что, несмотря на то что финно-угры буквально растворялись в тех культурах, которые появлялись на их землях, они сохранили свой антропологический тип. Это голубые глаза, светлые волосы и широкое лицо. Также из их языка были заимствованы многие слова, например, тундра или килька.

Хозяйство

По сути, нельзя выделить какие-либо особенности хозяйственной деятельности, которую вели финно-угорские племена. Занятия их по большей части составляли оленеводство, рыболовство и охота. Лишь некоторые из племенных подгрупп имели отличия.

К примеру, марийцы, которые негативно отнеслись к вхождению в состав Российского государства, сопротивлялись вплоть до революции. Это негативно отразилось на их Они не могли торговать, а также мало кто из них мог вести ремесленническую деятельность. Проживание в селах и деревнях вынуждало зарабатывать на жизнь только посредством скотоводства и земледелия.

Подгруппа коми, которую отличает образованность, могла по-другому зарабатывать деньги. Среди них встречалось много купцов и предпринимателей, что позволяло отказаться от тяжелого труда.

Религия

Православие было вероисповеданием большей части народностей, которые составляли финно-угорские племена. Религия некоторых из них отличается достаточно сильно по причине того, что во время колонизации территорий часть была завоевана тюрками. Поэтому отдельные поселения были вынуждены обратиться к мусульманству и исламу.

Но православие исповедуют далеко не все финно-угорские племена. Список народностей, которые обратились к другим вероисповеданиям, минимален, но все-таки он имеет место.

Удмурты приняли православие, однако это не стало причиной следования христианским традициям. Многие из них крестились только для того, чтобы русская знать оставила их в покое. Основной же их религией является язычество. Они поклоняются божествам и духам. Многие из народности коми сохранили прежнюю веру и остались старообрядцами.

Ханты и манси также не воспринимали христианство в качестве своей основной религии. Они обращались к старой вере, и даже не пытались скрыть этого, крещение было для них чуждым. Но из-за того, что они проживали далеко от русских князей, принудить их к принятию православия никто не мог. Вероятно, по этой причине старая вера оставалась для ханты и манси единственной, о которой они знали. Им попросту не с чем было сравнивать.

Письменность

К сожалению, к финно-угорским племенам относятся те группы людей, которые считали передачу письменной информации греховной. В результате этого любые литературные источники попросту исключаются. Передача информации в письменной форме запрещается.

Однако было доступно использование иероглифов. Оно началось в IV тысячелетии до н. э. и продолжалось до XIV века. Только тогда митрополит Пермский присвоил племени коми собственное письмо. Вполне вероятно, что именно поэтому они и стали более образованными, чем их братья по крови.

Финно-угорские племена, в отличие от славян, не имели конкретного языка. Каждое поселение использовало свой диалект. Зачастую в рамках одной народности люди не могли друг друга понять. Вероятно, это также стало причиной отсутствия письменности.

Словесность и языки

Все финно-угорские племена, названия которых невозможно пересчитать ввиду их большой численности, говорили на своих диалектах. Более того, даже одна народность нередко без переводчика не могла понять своего кровного соседа. Но, вопреки бытующему мнению, самые распространенные языки никуда не девались.

На территории современной России можно встретить где в школах преподают на двух языках - русском и родном - том, на котором много тысяч лет назад говорили предки. Так, например, в Мордовии наблюдается изучение русского и

До правления Петра I современная Россия не отличалась тем, чтобы принуждать все население говорить исключительно на русском. Его использовали только в больших городах или крупных административных заведениях (налоговые и так далее). Русский язык проникал в села и небольшие населенные пункты постепенно, сначала с его помощью объяснялись только с помещиками и приставами.

Основной же словесности считались мокшанский, мерянский и марийский языки. Причем на них разговаривали даже с извозчиками, торговцами на рынке и так далее. То есть различным людям, занимающимся предпринимательской деятельностью, было попросту невыгодно не знать диалектов своих клиентов.

Заключение

Литература тоже обогащалась за счет культуры этой народности. Финно-угры всегда хоронили умерших в дубовых гробах. Их нужно было сторожить. Роль охранников на себя брали коты, в которых, по поверьям, вселялась душа волхва или колдуна племени. А также на дуб вешали цепи, если он предназначался для скорого спила и обработки. Соответственно, даже такой великий русский классик, как Пушкин, не смог отказаться от финно-угорской культуры. И, вероятно, его ученый кот представляет собой никого иного, как шамана, пришедшего из загробного мира.

Финно-угорские народы составляют часть уникальной семьи различных культур, обладая языками, культурными и художественными традициями, которые формируют особую неповторимую частичку прекрасной мозаики человечества.

Языковое родство финно-угорских народов обнаружил венгерский католический священник Янош Шайнович (1733-1785). На сегодняшний день финно-угры составляют одну ветвь большой семьи уральских языков, которая также включает самодийскую ветвь (ненцы, энцы, нганасаны и селькупы).

По данным переписи населения Российской Федерации 2002 года 2 650 402 человека признали себя финно-уграми. Однако опыт показывает, что по всей вероятности большое количество этнических финно-угров, возможно даже половина, предпочли назваться русскими. Таким образом, общее количество финно-угров, проживающих на территории России, в действительности составляет 5 миллионов человек или больше.

Если к этому числу прибавить эстонцев, финнов, венгров и саамов, численность финно-угров, проживающих на нашей планете, превысит 26 миллионов! А это значит, что финно-угров примерно столько же, сколько жителей Канады!

2 удмуртов, 1 эстонка, 2 коми, 2 мордвинки

Кто такие финно-угры?

Считается, что прародина финно-угорских народов находится на западе от Уральских гор, в районе Удмуртии, Перми, Мордовии и Марий Эл. К 3000 году до н. э. прибалтийско-финская подгруппа переселилась не запад по берегу Балтийского моря. Примерно в это же время саамы переселились в глубь на северо-восток, достигнув берегов Атлантического океана. Мадьяры (венгры) проделали самый длинный и недавний путь с территории Уральских гор до их настоящей родины в центральной Европе, только в 896 году н. э.

Каков возраст финно-угорских народов?

Культура ямочно-гребенчатой керамики (Название было дано по способу украшения керамических находок, характерных для этой культуры, который выглядит как отпечатки гребней.), достигшая расцвета в 4200 – 2000 годах до н. э. между Уралом и Балтийским морем, в общем представляется как древнейшее ясное свидетельство ранних финно-угорских общностей. Поселения этой культуры всегда сопровождаются захоронениями представителей уральской расы , в фенотипе которой обнаруживают смесь монголоидных и кавказских элементов.

Но представляет ли культура ямочно-гребенчатой керамики начало жизни финно-угорского народа или этот отличительный узор является всего лишь новой художественной традицией среди старой уже на то время финно-угорской цивилизации?

Пока у археологов нет ответа на этот вопрос. Они обнаружили поселения в этом районе, которые датируются периодом до окончания последнего ледникового периода, но пока у ученых нет достаточных оснований для предположения, что это были поселения финно-угорских или иных известных нам народов. Так как два или более народа могут проживать на одной территории, недостаточны лишь географические сведения. Для того, чтобы установить принадлежность этих поселений необходимо показать определенную связь, например, похожие художественные традиции, которые являются показателем общности культуры. Так как возраст этих ранних поселений составляет 10 000 лет, у археологов просто нет достаточных доказательств для того, чтобы сделать какое-то предположение, поэтому происхождение этих поселений остается загадкой. Каков же возраст финно-угорских народов? В настоящее время невозможно дать точный ответ на этот вопрос. Мы можем только сказать, что финно-угры появились на западе от Уральских гор между окончанием последнего ледникового периода и 8000 – 4200 годами до н. э.

Посмотрим на этот отрезок времени в перспективе:
Письменность была изобретена шумерами примерно в 3800 году до н. э.
Египетские пирамиды были построены в 2500 году до н. э.
Стоунхендж в Англии был построен в 2200 году до н. э.
Кельты, предки Ирландцев и Шотландцев, высадились на Британские острова примерно в 500 году до н. э.
Англичане высадились на Британские острова после 400 года н. э.
Турки начали переселяться на территорию современной Турции примерно в 600 году н. э.

В результате, антропологи называют финно-угорские народы самыми древними постоянными жителями Европы и древнейшими выжившими жителями северо-восточной Европы.

Однако уже невозможно отделить историю финно-угров от истории другого народа, индоевропейских славян.

К 600 году н. э. произошло разделение славян на три ветви: южную, западную и восточную. Начался медленный процесс переселения и расселения. В 9 веке у восточных славян образовался центр в Киевской Руси и Новгороде. К середине 16 века с завоеванием Русью Казанского ханства, почти все финно-угорские народы, не считая саамов, финнов, эстонцев и венгров, перешли под контроль Руси.

На сегодняшний день большинство финно-угров живет на территории Российской Федерации, и их будущее навсегда связано с их большим славянским соседом.

Финно-угорские языки

«Разнообразие языков – неотъемлемая часть наследия человечества. Каждый язык воплощает уникальную культурную мудрость народа. Таким образом, потеря любого языка – это потеря для всего человечества.»
ЮНЕСКО, Организация Объединенных Наций по вопросам образования науки и культуры

Эстонский филолог Малл Хеллам нашел всего одно предложение, понятное на трех самых распространенных из финно-угорских языков: венгерском, финнком и эстонском. Живая рыба плавает в воде

"Eleven hal úszkál a víz alatt." (Венгерский)
"Elävä kala ui veden alla." (Финнский)
"Elav kala ujub vee all." (Эстонский)

К этим языкам можно добавить эрзянский "Эрцця калосо укщны ведь алга" (Эрзя)

В составе финно-угорских языков обычно выделяют следующие группы и языки:

Количество говорящих на языке Общее количество человек По оценке ЮНЕСКО:
Угорская подветвь Венгерский 14 500 000 14 500 000 Благополучный
Хантыйский 13 568 28 678 Неблагополучный
Мансийский 2 746 11 432 Исчезающий
Финно-пермская подветвь Удмуртский 463 837 636 906 Неблагополучный
Коми-зырянский 217 316 293 406 Неблагополучный
Коми-пермяцкий 94 328 125 235 Неблагополучный
Финно-волжские языки Эрзя-мордовский 614 260 843 350 Неблагополучный
Мокша-мордовский Неблагополучный
Лугово-марийкий 451 033 604 298 Неблагополучный
Горно-марийский 36 822 Неблагополучный
Финский 5 500 000 5 500 000 Благополучный
Эстонский 1 000 000 1 000 000 Благополучный
Карельский 52 880 93 344 Неблагополучный
Aunus Karelian Неблагополучный
Вепсский 5 753 8 240 Исчезающий
Ижорский 362 327 Исчезающий
Водский 60 73 Практически вымерший
Ливский 10 20 Практически вымерший
Западно-саамский кластер Северносаамский 15 000 80 000* Неблагополучный
Луле-саамский 1 500 Исчезающий
Южносаамский 500 Исчезающий
Пите-саамский 10-20 Практически вымерший
Уме-саамский 10-20 Практически вымерший
Восточно-саамский кластер Кильдинский 787 Исчезающий
Инари-саамский 500 Исчезающий
Колтта-саамский 400 Исчезающий
Терско-саамский 10 Практически вымерший
Аккала - Вымерший в декабре 2003 г.
Кеми-саамский - Вымерший в 19 в.

Сравните финно-угорские языки

Как и в любой семье, некоторые е члены больше похожи друг на друга, а некоторые имеют лишь отдаленное сходство. Но нас объединяет общность языковых корней, именно это определяет нас как семью и создает основу для обнаружения культурных, художественных и философских связей.

Счет на финно-угорских языках
Финский yksi kaksi kolme nelj viisi kuusi seitsemän kahdeksan yhkeksän kymmenen
Эстонский üks kaks kolm neli viis kuus seitse kaheksa üheksa kümme
Вепсский ükś kakś koume nel" viž kuź seičeme kahcan ühcan kümńe
карельский yksi kaksi kolme nelli viizi kuuzi seiččie kaheka yheks kymmene
Коми öти кык куим нель вит квайт сизим кöкъямыс öкмыс дас
Удмуртский одӥг кык куинь ньыль вить куать сизьым тямыс укмыс дас
Эрзя вейке кавто колмо ниле вете кото сисем кавксо вейксэ кемень
Мокша
Лугово-марийский ик кок кум ныл вич куд шым кандаш индеш лу
Венгерский egy kett három négy öt hat hét nyolc kilenc tiz
Хантыйский ит катн хулм нял вет хут лапат ниил яртьянг янг
Северно-саамский okta guokte golbma njeallje vihtta guhtta čieža gávcci ovcci logi
Финно-угоский
прототип
ykte kakte kolm- neljä- vit(t)e kut(t)e - - - -
Общие финно-угорские слова
сердце рука глаз кровь иди рыба лёд
Финский sydän käsi silm veri menn kala jää
Эстонский süda käsi silm veri mine kala jää
Коми сьöлöм ки син вир мун чери йи
Удмуртский сюлэм ки син мын чорыг йӧ
Эрзя седей кедь сельме верь молемс кал эй
Лугово-марийский шӱм кид шинча вÿр мияш кол ий
Венгерский szív kéz szem vér menni hal jég
Хантыйский сам ёш сэм вур мана хул енгк
Северно-саамский giehta čalbmi mannat guolli jiekŋa
Финно-угоский
прототип
śiδä(-mɜ) käte śilmä mene- kala jŋe
Финно-угорские личные местоимения

Прибалтийско-финская подгруппа

Финно-пермская
подветвь

Финский карельский ливвиковский Вепсский Эстонский Удмуртский Коми
я min mie min min mina мон ме
ты sin sie sin sin sina тон тэ
он/она hän hiän häi hän tema со сiйö
мы me my müö meie ми ми
вы te työ tüö teie тӥ тi
они he hyö hüö nemad соос найö

Финно-волжские языки

Угорская подветвь

мордва

марийский

Венгерский Хантыйский
Эрзя

Лугово-
марийский

я мон мый én ма
ты тон тый te нанг
он/она сон тудо õ лув
мы минь ме mi мунг / мин
вы тынь те ti нын
они сынь нуно õk лув / лын

Финно-угорские языки являются родственными современным финскому и венгерскому. Народы, говорящие на них, составляют финно-угорскую этноязыковую группу. Их происхождение, территория расселения, общность и различие во внешних чертах, культуре, религии и традициях - предметы глобальных исследований в области истории, антропологии, географии, лингвистики и ряда других наук. Вкратце осветить эту тему постарается данная обзорная статья.

Народы, входящие в финно-угорскую этноязыковую группу

Основываясь на степени близости языков, исследователи разделяют финно-угорские народы на пять подгрупп.

Основу первой, прибалтийско-финской, составляют финны и эстонцы - народы, обладающие собственными государствами. Проживают они также и на территории России. Сету - небольшая группа эстонцев - расселена в Псковской области. Самый многочисленный из прибалтийско-финских народов России - карелы. В быту они употребляют три автохтонных диалекта, в то время как литературным языком у них считается финский. Кроме того, к этой же подгруппе относятся вепсы и ижорцы - маленькие народы, сохранившие свои языки, а также водь (их осталось менее ста человек, собственный язык утрачен) и ливы.

Вторая - саамская (или лопарская) подгруппа. Основная часть народов, давших ей название, расселена в Скандинавии. В России саамы проживают на Кольском полуострове. Исследователи предполагают, что в давние времена эти народы занимали более значительную территорию, однако впоследствии были оттеснены севернее. Тогда же произошло замещение их собственного языка одним из финских наречий.

В третью подгруппу, составляющую финно-угорские народы - волжско-финскую - входят марийцы и мордва. Марийцы - основная часть Марий Эл, живут они также в Башкортостане, Татарстане, Удмуртии и ещё ряде российских областей. У них выделяют два литературных языка (с чем, однако, согласны не все исследователи). Мордва - автохтонное население республики Мордовия; в то же время значительная часть мордвинов расселена по всей России. В составе этого народа - две этнографические группы, каждая со своим литературным письменным языком.

Четвёртая подгруппа называется пермской. Она включает а также удмуртов. Ещё до октября 1917 года по уровню грамотности (правда, на русском языке) коми приближались к самым образованным народам России - евреям и русским немцам. Что касается удмуртов, то их диалект сохранился по большей части в сёлах Удмуртской республики. Жители же городов, как правило, забывают и коренной язык, и обычаи.

К пятой, угорской, подгруппе относятся венгры, ханты и манси. Хотя низовья Оби и северный Урал отделяет от венгерского государства на Дунае множество километров, эти народы на самом деле являются самыми ближайшими родственниками. Ханты и манси относятся к малым народам Севера.

Исчезнувшие финно-угорские племена

К финно-угорским народам относились и племена, упоминания о которых в настоящее время сохранились лишь в летописях. Так, народ меря обитал в междуречье Волги и Оки в первом тысячелетии нашей эры - существует теория, что он впоследствии слился с восточными славянами.

То же самое произошло и с муромой. Это - ещё более древний народ финно-угорской этноязыковой группы, некогда населявший бассейн Оки.

Давно исчезнувшие финские племена, проживавшие вдоль и Северной Двины, исследователи называют чудью (согласно одной из гипотез, они были предками современных эстонцев).

Общность языков и культуры

Объявив финно-угорские языки единой группой, исследователи подчёркивают эту общность как главный фактор, объединяющий народы, говорящие на них. Однако уральские этносы, несмотря на сходство в структуре их языков, всё же понимают друг друга далеко не всегда. Так, финн, безусловно, сумеет объясниться с эстонцем, эрзянин - с мокшанином, а удмурт - с коми. Однако народы этой группы, территориально отдалённые друг от друга, должны приложить довольно много усилий, чтобы выявить в своих языках общие черты, которые помогли бы им вести разговор.

Языковое родство финно-угров прежде всего прослеживается в сходстве лингвистических конструкций. Это существенно влияет на формирование мышления и мировоззрения народов. Несмотря на различие культур, данное обстоятельство способствует возникновению между этими этносами взаимопонимания.

Одновременно своеобразная психология, обусловленная мыслительным процессом на этих языках, обогащает общечеловеческую культуру их уникальным видением мира. Так, в отличие от индоевропейца, представитель финно-угорского народа склонен с исключительным уважением относиться к природе. Финно-угорская культура во многом также способствовала стремлению этих народов мирно приспособиться к соседям - как правило, они предпочитали не воевать, а мигрировать, сохраняя свою самобытность.

Также характерная черта народов данной группы - открытость к этнокультурному взаимообмену. В поиске путей укрепления взаимоотношений с родственными народностями они поддерживают культурные контакты со всеми теми, кто их окружает. В основном финно-уграм удалось сохранить свои языки, основные культурные элементы. Связь с этническими традициями в этой области прослеживается у них в национальных песнях, танцах, музыке, традиционных блюдах, одежде. Также до наших дней дошли многие элементы их старинных обрядов: свадебных, похоронных, поминальных.

Краткая история финно-угров

Происхождение и ранняя история финно-угорских народов до сего времени остаются предметом научных дискуссий. Среди исследователей наиболее распространено мнение, что в древности существовала единая группировка людей, говоривших на общем финно-угорском праязыке. Предки нынешних финно-угров до конца третьего тысячелетия до н. э. сохраняли относительное единство. Они были расселены на Урале и западном Приуралье, а возможно, также и в некоторых прилегающих к ним районах.

В ту эпоху, называемую финно-угорской, их племена контактировали с индоиранцами, что нашло отражение в мифах и языках. Между третьим и вторым тысячелетиями до н. э. отделились друг от друга угорская и финно-пермская ветви. Среди народов последней, расселившихся в западном направлении, постепенно выделились и обособились самостоятельные подгруппы языков (прибалтийско-финская, волжско-финская, пермская). В результате перехода автохтонного населения Крайнего Севера на одно из финно-угорских наречий образовались саамы.

Угорская группа языков распалась к середине I тысячелетия до н. э. Разделение прибалтийско-финской произошло в начале нашей эры. Пермская просуществовала несколько дольше - до восьмого столетия. Большую роль в ходе обособленного развития этих языков играли контакты финно-угорских племён с балтийскими, иранскими, славянскими, тюркскими, германскими народами.

Территория расселения

Финно-угорские народы в наши дни преимущественно проживают в Северо-Западной Европе. Географически они расселены на огромной территории от Скандинавии до Урала, Волго-Камья, нижнего и среднего Притоболья. Венгры - единственный народ финно-угорской этноязыковой группы, образовавший своё государство в стороне от других родственных им племён - в Карпато-Дунайской области.

Численность финно-угров

Общая численность народов, разговаривающих на уральских языках (к ним относятся финно-угорские вместе с самодийскими), составляет 23-24 миллиона человек. Самыми многочисленными представителями являются венгры. Их в мире более 15 миллионов человек. За ними следуют финны и эстонцы (5 и 1 миллион человек, соответственно). Большинство прочих финно-угорских этносов проживает в современной России.

Финно-угорские этносы на территории России

Русские переселенцы массово устремились на земли финно-угров в XVI-XVIII столетиях. Чаще всего процесс расселения их в этих краях происходил мирно, однако некоторые коренные народы (например, марийцы) долго и ожесточённо сопротивлялись присоединению своего края к Российскому государству.

Христианская религия, письменность, городская культура, привнесённые русскими, со временем стали вытеснять местные верования и наречия. Люди переезжали в города, переселялись на сибирские и алтайские земли - туда, где основным и общим был русский язык. Впрочем, и он (в особенности его северный диалект) впитал много финно-угорских слов - заметнее всего это в области топонимов и названий явлений природы.

Местами финно-угорские народы России смешались с тюрками, приняв мусульманство. Однако значительная их часть всё же была ассимилирована русскими. Поэтому данные народы нигде не составляют большинства - даже в тех республиках, которые носят их имя.

Тем не менее, согласно переписи населения в 2002 году, в России встречаются очень значительные по численности финно-угорские группы. Это мордва (843 тысячи человек), удмурты (почти 637 тысяч), марийцы (604 тысячи), коми-зыряне (293 тысячи), коми-пермяки (125 тысяч), карелы (93 тысячи). Численность некоторых народов не превышает тридцати тысяч человек: ханты, манси, вепсы. Ижорцы насчитывают 327 человек, а народ водь - только 73 человека. Живут в России также венгры, финны, эстонцы, саамы.

Развитие финно-угорской культуры в России

Всего в России проживает шестнадцать финно-угорских народов. Пять из них имеют свои национально-государственные образования, а два - национально-территориальные. Прочие же расселены дисперсно по всей стране.

В России уделяется значительное внимание сохранению самобытных культурных традиций населяющих её На общегосударственном и местном уровне разрабатываются программы, при поддержке которых изучается культура финно-угорских народов, их обычаи и диалекты.

Так, саамский, хантыйский, мансийский преподают в начальных классах, а коми, марийский, удмуртский, мордовский языки - в средних школах тех регионов, где проживают большие группы соответствующих этносов. Существуют специальные законы о культуре, о языках (Марий Эл, Коми). Так, в Республике Карелия действует закон об образовании, закрепляющий право вепсов и карелов обучаться на своём родном языке. Приоритет развития культурных традиций этих народов определяет Закон о культуре.

Также в республиках Марий Эл, Удмуртии, Коми, Мордовии, в Ханты-Мансийском АО существуют собственные концепции и программы национального развития. Создан и действует Фонд развития культур финно-угорских народов (на территории республики Марий Эл).

Финно-угорские народы: внешность

Предки нынешних финно-угров произошли в результате смешения палеоевропейских и палеоазиатских племён. Поэтому во внешности всех народов данной группы присутствуют как европеоидные, так и монголоидные черты. Некоторые учёные даже выдвигали теорию о существовании самостоятельной расы - уральской, являющейся "промежуточной" между европейцами и азиатами, однако эта версия имеет мало сторонников.

Финно-угры неоднородны в антропологическом отношении. Однако характерными "уральскими" чертами в той или иной мере обладает любой представитель финно-угорского народа. Это, как правило, средний рост, очень светлый цвет волос, широкое лицо, негустая борода. Но проявляются эти особенности по-разному. Так, мордвины-эрзя - рослые, обладатели светлых волос и голубых глаз. Мордвины-мокша - напротив, ниже ростом, широкоскулые, с более тёмными волосами. У удмуртов и марийцев нередко встречаются характерные "монгольские" глаза с особой складкой у внутреннего угла глаза - эпикантусом, очень широкие лица, жидкая борода. Но при этом волосы у них, как правило, светлые и рыжие, а глаза - голубые либо серые, что характерно для европейцев, но никак не монголоидов. "Монгольская складка" встречается также у ижорцев, води, карел и даже эстонцев. Коми выглядят по-разному. Там, где бывают смешанные браки с ненцами, представители этого народа раскосы и черноволосы. Другие коми, напротив, скорее походят на скандинавов, однако более широколицы.

Финно-угорская традиционная кухня в России

Большая часть блюд традиционных кухонь финно-угорского и Зауралья, по сути, не сохранилась либо была существенно искажена. Однако этнографам удаётся проследить некоторые общие закономерности.

Основным продуктом питания финно-угров была рыба. Её не только обрабатывали по-разному (жарили, вялили, варили, квасили, сушили, ели сырой), но и готовили каждый вид своим способом, который лучше передавал бы вкус.

До появления огнестрельного оружия основным способом охоты в лесу были силки. Ловили преимущественно лесную птицу (тетеревов, глухарей) и мелкого зверя, в основном зайца. Мясо и птицу тушили, варили и пекли, значительно реже - жарили.

Из овощей использовали репу и редьку, из пряных трав - растущие в лесу жеруху, борщевик, хрен, лук, молодую сныть. Западные финно-угорские народы практически не употребляли грибы; в то же время для восточных они составляли существенную часть пищевого рациона. Древнейшие виды зерна, известные этим народам - ячмень и пшеница (полба). Из них готовили каши, горячие кисели, а также начинку для домашних колбас.

Современный кулинарный репертуар финно-угров содержит очень мало национальных черт, поскольку испытал сильное влияние русской, башкирской, татарской, чувашской и других кухонь. Однако почти у каждого народа сохранилось одно или два традиционных, ритуальных либо праздничных блюда, которые дошли до наших дней. В сумме они позволяют составить общее представление о финно-угорской кулинарии.

Финно-угорские народы: религия

Большинство финно-угров исповедуют христианскую веру. Финны, эстонцы и западные саамы относятся к лютеранам. Среди венгров преобладают католики, хотя можно встретить также кальвинистов и лютеран.

Финно-угры, живущие в - преимущественно православные христиане. Однако удмурты и марийцы местами сумели сохранить древнюю (анимистическую) религию, а самодийские народы и жители Сибири - шаманизм.

Среди проживающих сегодня на планете есть немало уникальных, самобытных и даже немного загадочных народов и народностей. К таким, несомненно, можно отнести и финно-угорские народы, которые считаются самой крупной этноязыковой общностью в Европе. В нее входит 24 народа. 17 из них проживают на территории РФ.

Состав этноса

Все многочисленные финно-угорские народы делятся исследователями на несколько погрупп:

  • Прибалтийско-финская, костяк которой составляют довольно многочисленные финны и эстонцы, образовавшие собственные государства. Сюда же относятся сету, ингерманландцы, квены, выру, карелы, ижорцы, вепсы, водь и ливы.
  • Саамская (лопарская), в которую входят жители Скандинавии и Кольского полуострова.
  • Волжско-финская, включающая в себя марийцев и мордву. Последние, в свою очередь, делятся на мокшу и эрзю.
  • Пермская, в состав которой входят коми, коми-пермяки, коми-зыряне, коми-ижемцы , коми-язьвинцы, бесермяне и удмурты.
  • Угорская. К ней относятся разделенные между собой сотнями километров венгры, ханты и манси.

Исчезнувшие племена

Среди современных финно-угров есть и многочисленные народы, и совсем маленькие группы - менее 100 человек. Есть и такие, память о которых сохранилась только в древних летописных источниках. К исчезнувшим, например, относятся меря, чудь и мурома.

Меряне строили свои поселения между Волгой и Окой еще за несколько сотен лет до н.э. По предположению некоторых историков впоследствии этот народ ассимилировался с восточнославянскими племенами и стал прародителем марийской народности.

Еще более древним народом являлся мурома, проживавший в бассейне Оки.

Что касается чуди, то эта народность обитала вдоль Онеги и Северной Двины. Существует предположение, что это были древнефинские племена, от которых произошли современные эстонцы.

Регионы расселения

Финно-угорская группа народов сегодня сосредоточена в на северо-западе Европы: от Скандинавии до Урала, Волго-Камья, Западносибирской равнины в нижнем и среднем течении Тобола.

Единственный народ, который образовал свое государство на значительном удалении от собратьев - венгры, проживающие в бассейне Дуная в районе Карпатских гор.

Наиболее многочисленный финно-угорский народ в России - карелы. Помимо Республики Карелия, многие из них живут в Мурманской, Архангельской, Тверской и Ленинградской областях страны.

Большая часть мордвы проживают в Республике Мордва, но немало их расселилось и в соседних республиках и областях страны.

В этих же регионах, а также в Удмуртии, Нижегородской, Пермской и других областях тоже можно встретить финно-угорские народы, особенно немало здесь марийцев. Хотя основной их костяк проживает в Республике Марий Эл.

Республика Коми, а также близлежащие области и автономные округа - место постоянного жительства народности коми, а в Коми-Пермяцком АО и Пермской области проживают из ближайшие «родственники» - коми-пермяки.

Более трети населения Удмуртской Республики составляют этнические удмурты. Кроме этого, небольшие сообщества во многих ближайших регионах.

Что касается хантов и манси, то их основная часть проживает в Ханты-Мансийском АО. Кроме того, большие общины хантов живут в Ямало-Ненецком АО и Томской области.

Тип внешности

Среди предков финно-угров были как древнеевропейские, так и древнеазиатские племенные сообщества, поэтому во внешности современных представителей можно наблюдать черты, присущие и монголоидной, и европеоидной расам.

Общими чертами к отличительным признакам представителей данного этноса относят средний рост, очень светлые волосы, широкоскулое лицо со вздернутым кверху носом.

При этом в каждой народности возможны свои «вариации». Например, мордвины-эрзя имеют рост гораздо выше среднего, но при этом являются ярко выраженными голубоглазыми блондинами. А вот мордвины-мокша, наоборот, низкорослые, и цвет волос у них более темный.

Удмурты и марийцы - обладатели «монгольского типа» глаз, что роднит их с монголоидной расой. Но при этом подавляющее большинство представителей народности - светловолосые и светлоглазые. Схожие черты лица встречаются также у многих ижорцев, карелов, води, эстонцев.

А вот коми могут быть как темноволосыми обладателями раскосых глаз, так и светловолосыми с ярко выраженными европеоидными чертами.

Количественный состав

Всего в мире проживает около 25 миллионов человек, относящихся к финно-уграм. Наиболее многочисленные из них - венгры, которых насчитывается более 15 млн. Финнов - почти в три раза меньше - около 6 млн., а численность эстонцев - немногим больше миллиона.

Численность остальных народностей не превышает миллиона: мордва - 843 тыс.; удмурты - 637 тыс.; марийцы - 614 тыс.; ингерманландцы - чуть более 30 тыс.; квены - около 60 тыс.; выру - 74 тыс.; сету - порядка 10 тыс. и т.д.

Самыми малочисленными народностями являются ливы, численность которых не превышает 400 человек, и водь, община которых состоит из 100 представителей.

Экскурс в историю финно-угров

О происхождении и древней истории народов, относящихся к финно-угорским, существует несколько версий. Наиболее популярной из них является та, что предполагает наличие группы людей, говоривших на так называемом финно-угорском праязыке, и примерно до III тыс. до рождества Христова сохранявшей единство. Эта финно-угорская группа народов проживала в районе Урала и западного Приуралья. В те времена предки финно-угров поддерживали связь с индо-иранцами, о чем свидетельствуют всевозможные мифы и языки.

Позднее единое сообщество распалось на угорское и финно-пермское. Из второй впоследствии выделились прибалтийско-финская, волжско-финская и пермская языковые подгруппы. Разделение и обособление продолжалось вплоть до первых веков нашей эры.

Родиной предков финно-угров ученые считают регион, находящийся на границе Европы с Азией в междуречье Волги и Камы, Приуралье. При этом поселения находились на значительном удалении друг от друга, что, возможно, и явилось причиной того, что они не создали своего единого государства.

Основными занятиями племен были земледелие, охота и рыболовство. Наиболее ранние упоминания о них встречаются в документах времен Хазарского каганата.

На протяжении многих лет финно-угорские племена выплачивали дань булгарским ханам, входили в состав Казанского ханства и Руси.

В XVI-XVIII века на территория финно-угорских племен начала заселяться тысячами переселенцев с различных регионов Руси. Хозяева зачастую сопротивлялись такому нашествию и не желали признавать власть русских правителей. Особенно яростно сопротивлялись марийцы.

Однако, несмотря на сопротивление, постепенно традиции, обычаи и язык «пришельцев» стали вытеснять местную речь и верования. Ассимиляция усилилась в ходе последующей миграции, когда финно-угры стали переезжать в различные регионы России.

Финно-угорские языки

Изначально существовал единый финно-угорский язык. По мере того, как группа делилась и различные племена расселялись все дальше друг от друга, он видоизменялся, распадался на отдельные наречия и самостоятельные языки.

До настоящего времени финно-угорские языки удалось сохранить как крупным народам (финны, венгры, эстонцы), так и небольшим этническим группам (ханты, манси, удмурты и т.д.). Так, в начальных классах ряда российских школ, где обучаются представители финно-угорских народов, изучают саамский, хантыйский и мансийский языки.

Коми, марийцы, удмурты, мордва также могут изучать языки своих предков, начиная со средних классов.

Другие народы, говорящие на финно-угорских языках, могут также разговаривать на диалектах, схожих с основными языками группы, в которую входят. Например, бессермяне общаются на одном из наречий удмуртского языка, ингерманландцы - на восточном диалекте финского, квены говорят на финском, норвежском или саамском языках.

В настоящее время общих слов во всех языках народов, относящихся к финно-уграм, едва наберется около тысячи. Так, «родственную» связь различных народов можно проследить в слове «дом», которое у финнов звучит, как koti, у эстонцев - kodu. Схожее звучание у «куду» (морд.) и «кудо» (марийск.).

Живя рядом с другими племенами и народами, финно-угры перенимали от них культуру и язык, но и щедро делились своими. Например, в «богатый и могучий» вошли такие финно-угорские слова, как «тундра», «килька», «салака» и даже «пельмени».

Финно-угорская культура

Памятники культуры финно-угорских народов в виде поселений, захоронений, предметов быта и украшений археологи находят на всей территории обитания этноса. Большая часть памятников относится к началу нашей эры и раннему средневековью. Многие народы сумели сохранить свои культуру, традиции и обычаи вплоть до сегодняшнего дня.

Чаще всего они проявляются в различных обрядах (свадьбы, народные праздники и т.д.), танцах, одежде и обустройстве быта.

Литература

Финно-угорская литература историками и исследователями условно разделяется на три группы:

  • Западная, в которую входят произведения венгерских, финских, эстонских писателей и поэтов. Эта литература, на которую оказывали влияние литературы европейских народов, имеет самую богатую историю.
  • Российская, становление которой начинается с XVIII века. К ней относятся произведения авторов коми, марийцев, мордвы, удмуртов.
  • Северная. Самая молодая группа, получившая развитие лишь около века назад. К ней относятся произведения мансийских, ненецких, хантыйских авторов.

При этом у всех представителей этноса богатое наследие имеет устное народное творчество. У каждой народности есть многочисленные былины и легенды о героях прошлого. Одним из наиболее знаменитых произведений народного эпоса является «Калевала», повествующая о жизни, верованиях и обычаях предков.

Религиозные предпочтения

Большинство народов, относящихся к финно-уграм, исповедуют православие. Финны, эстонцы и западные саамы придерживаются лютеранской веры, а венгры - католической. При этом в обрядах, большей частью свадебных, сохранены древнии традиции.

А вот удмурты и марийцы в некоторых местах до сих пор сохраняют свою древнюю религию, также, как и самодийские и некоторые народы Сибири поклоняются своим богам и исповедуют шаманизм.

Особенности национальной кухни

В древности главным продуктом питания финно-угорских племен была рыба, которую жарили, варили, вялили и даже употребляли в пищу сырой. При этом для каждого вида рыбы был свой собственный способ приготовления.

Использовали в пищу и мясо лесных птиц и мелких зверьков, пойманных в силки. Наиболее популярными овощами были репа и редька. Пищу обильно приправляли пряностями, такими, как хрен, лук, борщевик и т.д.

Из ячменя и пшеницы финно-угорские народы готовили каши, кисели. Их же использовали и для наполнения домашних колбас.

Современная кухня финно-угров, испытавшая сильное влияние соседних народов, почти не имеет особенных традиционных черт. Но почти у каждого народа есть хотя бы одно традиционное или ритуальное блюдо, рецепт которого был донесен до наших дней практически в неизменном виде.

Отличительной особенностью кулинарии финно-угорских народов является то, что в пищеприготовлении предпочтение отдается продуктам, выращиваемым в месте проживания народности. А вот привозные ингредиенты используются лишь в самом минимальном количестве.

Сохранять и приумножать

С целью сохранения культурного наследия финно-угорских народов и передачи традиций и обычаев предков будущим поколениям повсеместно создаются всевозможные центры и организации.

Большое внимание этому уделяется и в РФ. Одной из таких организаций является некоммерческая ассоциация Поволжский центр финно-угорских народов, созданный 11 лет назад (28 апреля 2006 года).

В рамках своей работы центр не только помогает большим и малым финно-угорским народностям не утратить свою историю, но и знакомит с ней другие народы России, способствуя укреплению взаимопонимания и дружбы между ними.

Известные представители

Как и в каждом народе, есть у финно-угров и свои герои. Известный представитель финно-угорского народа - няня великого русского поэта - Арина Родионовна, которая была родом из ингерманландской деревни Лампово.

Также финно-уграми являются такие исторические и современные личности, как патриарх Никон и протопоп Аввакум (оба были мордвинами), физиолог В. М. Бехтерев (удмурт), композитор А. Я. Эшпай (мариец), спортсменка Р. Сметанина (коми) и многие другие.

Поделиться: