Бог грозы и грома в славянской мифологии. Перун - бог грозы, грома и молнии

Перун - славянский Бог Грозы, Бог грома и молнии. Его представляли себе немолодым разгневанным мужем с рыжей клубящейся бородой. Сразу отметим, что рыжая борода - непременная черта Бога Грозы у самых разных народов. В частности, рыжебородым считали своего Громовержца (Тооа) скандинавы, соседи и родственники славян по индоевропейской семье народов. Надо ли говорить, что огненно-золотой цвет бороды Бога Грозы отнюдь не случаен!

Волосы же Бога Грозы уподоблялись грозовой туче. Скандинавские сказания отмечают, что разгневанный Тор «потрясал волосами». Какого цвета были волосы у Тора, определённо не сказано, а вот у славянского Перуна они действительно как грозовая туча - чёрно-серебряные. Недаром изваяние Перуна, стоявшее некогда в Киеве, описано в летописи так: «Голова серебряна, ус злат».

Славяне видели своего Бога мчащимся среди туч верхом на коне либо в колеснице запряжённой крылатыми жеребцами, белыми и вороными. Между прочим, сорока была одной из птиц, посвящённых Перуну, именно из-за своей чёрно-белой окраски.

Имя Перуна очень древнее. В переводе на современный язык оно означает «Тот, кто сильно бьет», «Разящий». Некоторые учёные усматривают связь имени Бога Грозы с такими словами, как «первый» и «правый». Что касается «первого», то Перун действительно был главнейшим Богом в языческом пантеоне Киевской Руси и, вероятно, старшим сыном Сварога. Не лишено смысла и сближение его имени с «правым». Перуна считали наши предки учредителем нравственного закона и самым первым защитником Правды

Отчаянно гремит по неровностям туч несущаяся Перунова колесница - вот откуда гром, вот почему он «прокатывается» по небесам. Впрочем, на сей счёт бытовали разные мнения. Еще говорили, что гром и молния - эхо и отблеск ударов, которыми Перун награждает небесного Змея, стремящегося снова ограбить Богов и людей - похитить Солнце, скот, земные и небесные воды. А в отдалённой древности полагали, что на самом деле гром - это «клич любви» на празднике свадьбы Неба с Землёй: известно же, как хорошо все растёт после грозы…

Согласно некоторым источникам, молнии у Перуна были двоякого рода: лилово-синие, «мертвые», разящие насмерть, и золотые, «живые», созидающие, пробуждающие земное плодородие и новую жизнь.

Давно замечено, как чист воздух и как легко дышится, когда отгремела гроза. Славяне-язычники и этому нашли объяснение. Всё дело в том, говорили они, что нечистая сила в страхе разбегается перед гневом Перуна, прячется в норы и долго ещё не смеет высунуться наружу!

Перун, в большой степени «ответственный» за плодородие, имеет особое отношение к хлебу. Сохранилась легенда о том, как некая неразумная женщина отправилась в поле работать в праздник Перуна (20 июля), чеиз по обычаю девать было нельзя. Рассердившийся Перун сдержал поначалу свой гнев. Но когда ребёнок, оставленный на меже, обмарал пелёнки и мать вытерла его пучком хлебных колосьев (по другой версии, осквернению подвергся кусок печёного хлеба) - беда разразилась: поднялся вихрь и унёс в тучу весь урожай. Часть его всё-таки удалось отмолить обратно, но «стоколосым» (по сотне колосьев на каждом стебле) хлеб никогда уже больше не родился…

С громом небесным связана и легенда о происхождении жемчуга. Славяне считали, что он зарождается из отражения молнии, запечатлённой в глазах моллюска-жемчужницы в момент, когда тот испуганно захлопывает створки раковины при виде грозы…

Оружием Перуна первоначально были камни, в дальнейшем - каменные топоры и наконец - золотая секира: Боги «прогрессировали» вместе с людьми. Топору - оружию Громовержца - с глубокой древности приписывалась чудесная сила. Топором ударяли по лавке, на которой кто-нибудь умер: полагали, что тем самым будет «подсечена» и изгнана смерть. Топор крест-накрест перебрасывали через скотину, чтобы она не болела и хорошо плодилась. Топором чертили над больным Солнечный Крест, призывая на помощь сразу двоих братьев-Богов. А на лезвиях топоров часто выбивали символические изображения Солнца и Грома. Подобный топор, всаженный в дверной косяк, был неодолимым препятствием для злой

нечисти, стремящейся проникнуть в человеческое жильё. Поистине не перечесть обычаев и поверий, связанных с топором. Даже всем известный «куриный бог», камешек с отверстием посередине, который заботливые хозяева посейчас стараются повесить в курятнике, - не что иное, как воспоминание о древнем каменном топоре, одном из символов языческого Бога Грозы…

Другой символ Перуна - так называемый громовый знак, похожий на колесо с шестью спицами. Учёные полагают, что древние люди использовали здесь форму снежинки, ведь святилища Перуна устраивались как можно ближе к тучам и Небу - на вершинах гор (во всяком случае, на самых возвышенных местах), где раньше всего появляется снег. Этот знак до сих пор можно видеть на избах старой постройки — его резали и для красоты, и из чисто «практических» соображений - в качестве громоотвода…

Когда у славян появились князья и боевые дружины, Перуна стали считать покровителем воинов. Поэтому некоторые исследователи теперь пишут, будто Перун - исключительно «дружинно-княжеский» Бог, вовсе не популярный среди простого народа. Вряд ли это было действительно так! Ведь гроза - не только небесная битва, она необходима и пахарю, ждущему урожая. А главный подвиг Перуна как раз и состоял в том, что он вернул Земле плодородие, вернул Солнце и дождь.

Перуну было посвящено животное — дикий тур, огромный, могучий лесной бык. Есть у Перуна свое дерево - дуб, есть и любимый цветок, который в Болгарии до сих пор зовут «перуникой». У него шесть лилово-голубых лепестков (громовый знак!), поросших золотистыми волосками (молния!). Он расцветает весной, когда гремят первые грозы. Цветок этот очень красив, и называется ирисом- по-гречески «радужным», потому что различные сорта ирисов бывают самого разного цвета. Научное, латинское название перуники - Iris Germanica.

Святилища Перуна устраивались под открытым небом. Они имели форму цветка, в тех святилищах, что раскопаны археологами, «лепестков» обычно восемь, но в древнейшие времена, по мнению учёных, их было шесть. «Лепестки» представляли собой ямы, в которых горели неугасимые священные костры. Посередине ставилось скульптурное изображение Бога. Теперь слово «идол» имеет в нашей речи несколько презрительный оттенок (вспомнить хотя бы «идолище поганое»), приходится иногда даже слышать, будто древние славяне «верили в идолов». Но это всё равно что утверждать, будто христиане «верят в иконы».

Перед изображением Бога помещался алтарь, обычно в виде каменного кольца Туда складывали приношения, проливали жертвенную кровь: чаще всего - животную, а если народу грозило серьёзное несчастье - то и человеческую. Жизнь во все времена считалась священным даром Богов человеческое жертвоприношение было чрезвычайным, исключительным актом. И надо ещё учитывать, что, по утверждению учёных, человек, назначенный в жертву, вовсе не обязательно заливался горькими слезами и пробовал убежать. Жертвы бывали и добровольными: человек уходил к Богам, чтобы поведать им о нуждах своего народа, попросить помощи, отвести беду.

Православная церковь запретила молиться прежним Богам, и святилища были разрушены с той же ненужной жестокостью, с какой спустя почти тысячу лет воинствующими атеистами были разрушены церкви. И мы знаем мифы древней Греции намного лучше чем свои…

– воплощение света, бог добра, удачи, счастья, блага, олицетворение дневного и весеннего неба. Святилище его было на холме, открытом солнцу, а многочисленные золотые и серебряные украшения Белбога отражали игру лучей и даже ночью озаряли храм, где не было ни единой тени, ни единого мрачного уголка.

Велес – один из величайших богов древнего мира, сын Рода, брат Сварога. Его главным деянием стало то, что Велес привел сотворенный Родом и Сварогом мир в движение. Велес – "скотий бог" – хозяин дикой природы, хозяин Нави, могучий волшебник и оборотень, толкователь законов, учитель искусствам, покровитель путешественников и тоговцев, бог удачи.

Даждьбог – бог Солнца, податель тепла и света, бог плодородия и живительной силы. Его имя слышится в краткой, дожившей до наших дней, молитве – «Дай, Боже!»

Догода – бог тихого, приятного ветра и ясной погоды, полная противоположность своему свирепому брату, покровителю ветров Позвизду.

Карачун – бог скотьего падежа и гибели от мороза.
Карачун – это второе имя Чернобога.

Коляда – древний бог веселых застолий, считается что имя его образовано от слова «коло» (круг). Учитель Третьего закона жизни. Он поведал людям о Великом Коло Сварога, о Дне и Ночи Сварога, а также учредил первый календарь.

Крышень – сын Всевышнего и богини Майи, доводился братом самому первотворцу мира Роду, хотя был значительно младше его. Вернул людям огонь, сразился на берегу Ледовитого океана с Чернобогом и победил его.

Лель – в мифологии древних славян бог любовной страсти, сын богини красоты и любви Лады. О Леле – этом веселом, легкомысленном боге страсти – до сих пор напоминает слово «лелеять», то есть нежить, любить.

Овсень – младший брат-близнец Коляды. Ему досталась роль на практике осуществлять те божественные знания, которым учил людей Коляда.

Озем – бог подземного царства, хранитель земных недр.
Он оберегает золотые, серебряные и медные руды.

Перун – бог грозовых туч, грома и молнии, самый знаменитый из братьев Сварожичей. Перун – покровитель воинов и княжеской дружины, бог-управитель, бог карающий за неисполнение законов, защитник Яви, податель мужской силы.

Род – бог-создатель видимого мира. Все, рожденное Родом, до сих пор несет в себе его имя: природа, родина, родители, родственники. Род родил Сварога – великого бога, который довершил творение мира.

Сварог – бог-создатель земли и небес. Сварог – источник огня и его повелитель. Он творит не словом, не магией в отличие от Велеса, а руками, он создает материальный мир. Он дал людям Солнце-Ра и огонь. Сварог сбросил с неба на землю плуг и ярмо, чтобы возделывать землю; боевую секиру, чтобы эту землю защищать от врагов, и чашу для приготовления в ней священного напитка.

Святобор – бог лесов и лесных угодий. Он предопределяет участь, жизнь и судьбу всех обитателей леса, обеспечивая гармонию и согласие в природе.

Святовит – божество, тождественное Сварогу у западных славян.

Семаргл – бог огня и луны, огненных жертвоприношений, дома и очага, хранитель семян и посевов. Мог оборачиваться священным крылатым псом.

Стрибог – в восточнославянской мифологии бог ветра. Он может вызвать и укротить бурю и может оборачиваться своим помощником, мифической птицей Стратим. А вообще ветер обычно представляли в образе седовласого старика, обитающего на краю света, в глухом лесу или на острове посередине моря-океяна.


Религия древних славян. Перун - бог грома и молнии Перун славянский бог грозы, бог грома и молнии. Перуна считали покровителем воинов. А главный подвиг Перуна состоял в том, что он вернул Земле плодородие, вернул Солнце и дождь. Было у Перуна и своё дерево дуб, и любимый цветок ирис, который распускается, когда гремят первые грозы.




Даждьбог – бог Солнца Древние славяне считали Даждьбога богом Солнца. Даждьбог значит «податель всех благ». Даждьбог ездит по небу в прекрасной колеснице, запряжённой четвёркой белых златогривых лошадей с золотыми крыльями. А солнечный свет исходит от огненного щита. Ночью он пересекает Океан на ладье, запряжённой лебедями. Славяне верили, что бог Солнца поможет им.


Ярило Ярила бог оживающей природы. Этот славянский мифологический персонаж связан с идеей плодородия и весенней мощи. Иногда Ярила представал перед людьми весной мальчиком на молодом жеребце, летом взрослым мужчиной на крепком коне, а осенью стариком на старом коне. Люди знали: пройдёт зима, и Ярила вернётся.




Лада – богиня любви Лада богиня любви, красоты и очарования. Лель был старшим сыном Лады, вторым сыном был Полеля бог брака. Он благословлял людей на будничную жизнь, полный терний семейный путь. Третий сын Лады Дид, бог супружества. Как и его брат Полеля, Дид всегда молод. Богиня Дидилия хранительница рода и детей также из семейства Лады.

Бог Перун - славянский Бог грома и покровитель воинов. Он считается одним из самых главных персонажей славянского пантеона Богов. Перун почитался многими народами. Культ Бога Перуна был засвидетельствован у южных славян. У полабских же славян он отразился в названии дня недели четверг - «perendan», так же, как, например, Thursday (четверг) - день Тора. К слову, и Тор и славянский Перун являются богами громовержцами, и не случайно их именами называется один и тот же день недели. Перун - бог воины. Сегодня так считают многие. Но на самом деле это не совсем так.

Бог Перун был сыном Сварога и Лады. Легенда гласит, что рождение Сварожича сопровождалось землетрясением и грозой. В «Книге Коляды» написано:

«Загремели тогда громы на небе, Засверкали тогда в тучах молнии, и явился на свет, словно молния, Сын Сварога Перун Громовержец»

Еще в младенчестве Бог Перун вместе со своими сёстрами богинями Живой, Мареной и Лелей был похищен Скипер-зверем (получеловек-полускорпион) охранником потустороннего мира. Зверь погрузил младенца в вечный сон, а богинь превратил в чудищ. Старшие сыновья Лады отправились спасать своего брата, обернувшись в вещих птиц - Сирина, Алконоста и Стратима по всему белому свету. Долго искали они младенца, но никак не могли найти его. Совсем уже отчаялись Сварожичи, но вдруг заметили Скипер-зверя у входа в подземелье. Тот при виде Сварожичей сразу скрылся… Устремились братья в подземелье, нашли Бога Перуна, спящего непробудным сном. За минувшие годы он вырос и возмужал, но не могли братья пробудить его ото сна. Тогда послали Сварожичи птицу Гамаюн в Репейские горы за святой сурьей - живой водой. Обмыли ею брата, и тот встал живой и здоровый. Как пришёл в себя Бог громовержец, так сразу и сказал, что отомстит Скипер-зверю и освободит сестёр.

Немало препятствий преодолел славянский Перун прежде, чем добраться до логова Скипер-зверя. Отыскал он сестёр своих и расколдовал. Сам же отправился к Скипер-зверю, дабы уничтожить чудище. Долго бились они, но наконец поднял Бог громовержец своего врага и бросил его оземь. Расступилась Земля и навсегда поглотила Скипера. После этой победы Бог Перун вернулся в мир Прави.

Много еще легенд связано с Покровителем воинов. Как бился с Морским чудищем, чтобы доказать свою доблесть отцу будущей Жены, как Диву-Додолу обратил в божию коровку за предательство, как в мир Нави ходил с детьми Чернобога биться и многое другое.

В.И. Даль пи­шет о нем так:

«В Бе­лорус­сии - это вы­сокий, пле­чис­тый го­ловач, чер­но­волос, чер­ноглаз, бо­рода зо­лотая, а в пра­вой ру­ке лук, в ле­вой кол­чан со стре­лами; он ез­дит по не­бу в ко­лес­ни­це, пус­ка­ет ог­ненные стре­лы».

Пе­рун по­ража­ет «гро­мовой стре­лой» - мол­ни­ей сво­его зак­ля­того вра­га Ве­леса, по­хитив­ше­го у Пе­руна скот. Бе­зус­пешно пы­та­ет­ся спря­тать­ся Ве­лес от «гро­мовых стрел» в де­реве, кам­не, в че­лове­ке, жи­вот­ных и во­де. И лишь в под­земном ми­ре Ве­лес об­ре­та­ет убе­жище.

Кресть­яне в Твер­ской гу­бер­нии еще на ру­беже XIX–XX ве­ков го­вори­ли так:

«Ес­ли Бог сжи­га­ет мол­ни­ей де­рево, то он же­ла­ет унич­то­жить чер­та, пря­чуще­гося в его вет­вях. Ес­ли мол­ния по­пада­ет в че­лове­ка, то толь­ко для то­го, что­бы убить спря­тав­ше­гося в нем чер­та. За это Он наг­ражда­ет уби­того на том све­те».

Древние славяне были язычниками до тех пор, пока князь Владимир не крестил Русь в 988 году. Однако процесс этот был длительным и болезненным, так как всех волхвов и тех, кто не желал отказаться от веры отцов и дедов, казнили. Огнем и мечом, как говорил летописец, в государстве насаждалась новая религия, предавалась забытью старая. Свирепый бог грома и молнии, главный персонаж в языческом пантеоне славян, ничего не мог сделать…

В XVII ве­ке Адам Ор­ле Арий в «Пу­тешес­твии в Мос­ко­вию и Пер­сию» пи­сал: «Нов­го­род­цы, ког­да бы­ли еще языч­ни­ками, име­ли идо­ла, на­зывав­ше­гося Пе­руном, т. е. Бо­гом ог­ня, ибо рус­ские на­зыва­ют огонь «пе­рун». На том мес­те, где сто­ял их идол, пос­тро­ен мо­нас­тырь, удер­жавший имя идо­ла и наз­ванный пе­руно­вым мо­нас­ты­рем. Бо­жес­тво это име­ло вид че­лове­ка с крем­ни­ем в ру­ке, по­хожим на гро­мовую стре­лу (мол­нию) или луч. В знак пок­ло­нения это­му бо­жес­тву со­дер­жа­ли не­уга­симый ни днем, ни ночью огонь, рас­кла­дыва­емый из ду­бово­го ле­са. И ес­ли слу­житель при этом ог­не по не­раде­нию до­пус­кал огонь по­тух­нуть, то на­казы­вал­ся смертью».

ПЕ­РУНО­ВО СВЯ­ТИЛИ­ЩЕ

Бог грома и молнии у славян, как и у эллинов, считался главным. Когда наступала весна, Перун, по преданиям, сверкая молниями, оплодотворял землю щедрыми дождями. А после этого выводил из-за черных туч ласковое солнце. Пробуждая после зимнего сна природу, бог будто в очередной раз создавал мир, поэтому его часто именовали творцом. Бог грома и молнии возбуждал страх и трепет, поскольку он был карающей силой. Наказывал смертных стрелой огненной, вызывающей пожары, а также посылал ливни, бури и град, голод, болезни, неурожай. Но были в его арсенале и громовые стрелы, которые падали с туч и глубоко входили в землю. Через определенное время (три–семь лет) они снова возвращались на земную поверхность в виде камней продолговатой формы темно-серого или черного колера. Это белемниты – сосульки, которые образовываются в песке от удара молнии. Их люди носили как талисман, который способен уберечь от пожара и грозы.

По­доб­ные пред­став­ле­ния о «не­гаси­мом ог­не» Пе­руна под­твержда­ют и дан­ные ар­хе­оло­гии. В.В. Се­дов в се­реди­не XX ве­ка рас­ко­пал под Нов­го­родом в уро­чище Пермнь круг­лую пло­щад­ку с ямой от стол­ба в цен­тре. Вок­руг пло­щад­ки имел­ся ров с вось­мью рас­ши­рени­ями, ко­торые, по мне­нию уче­ных, яв­ля­лись кос­три­щами для воз­жи­гания ог­ня.

Из­вес­тно, что в Нов­го­роде, как и в Ки­еве, идо­лы Пе­руна сто­яли на хол­мах. Так, в треть­ей нов­го­род­ской ле­топи­си (988 г.) мож­но про­честь: «… и треб­шца ра­зори и Пе­руна по­сече, что в ве­ликом Но­вег­ра­де сто­ял на Пе­рыни». Оче­вид­но, что Се­дов об­на­ружил древ­нее свя­тили­ще Пе­руна, о ко­тором шла речь в ле­топи­си.

На ки­ев­ском хол­ме идол Пе­руна сто­ял еще во вре­мена кня­зя Иго­ря. Как со­об­ща­ет ле­топись 945 го­да: «На сле­ду­ющий день Игорь приз­вал пос­лов и при­шел на холм, где сто­ял Пе­рун, по­ложил ору­жие свое и щи­ты, и зо­лото…». Да­лее идет речь о клят­ве, ко­торую да­ют ру­сы, зак­лю­чая до­говор с Ви­зан­ти­ей. Сог­ласно обы­чаю ру­сы кля­лись сво­ими бо­гами - Пе­руном и Ве­лесом.

Ли­тов­ский бог-гро­мовер­жец, Пер­ку­иас, по пре­данию так­же жил на вы­сокой го­ре, ко­торая так и на­зыва­лась Пер­кун-го­ра.

ПЕ­РУНОВ ДУБ, ПЕ­РО И ТА­БУ

Из жи­вот­ных Пе­руну пос­вя­щали ко­ня, а из де­ревь­ев - дуб. По всей об­ласти рас­се­ления древ­них сла­вян из­вес­тны наз­ва­ния воз­вы­шен­ностей и гор, на­зыва­емых пе­руно­выми. Из­вес­тны так­же наз­ва­ния «Пе­руно­ва ро­ща» и «Пе­рунов дуб». Имен­но в та­ких мес­тах и рас­по­лага­лись свя­тили­ща Пе­руна. Так, в да­тиру­емой 1302 го­дом дарс­твен­ной гра­моте га­лиц­ко­го кня­зя Ль­ва Да­нило­вича го­ворит­ся: «…а от той го­ры до Пе­руно­ва Ду­ба го­ре скло­не бысть вла­дени­ям епис­ко­па Пе­ремышль­ско­го». Как ви­дим, и вла­дения епис­ко­пов мо­гут ог­ра­ничи­вать язы­чес­кие то­пони­мы.

Объ­яс­не­ние зна­чения сло­ва «и­ерун» пред­став­ля­ет не­кото­рую слож­ность для сов­ре­мен­ных ис­сле­дова­телей. Так, В.И. Даль при­водит кры­латые вы­раже­ния на этот счет: «Ка­бы те­бя пя­руном трес­ну­ло!», «Кру­гом его, из об­ла­ков, гре­мящие пе­руны бле­щут». Даль при­водит од­но­корен­ные сло­ва: «пе­реть, по­пирать, пря». И в са­мом де­ле, сох­ра­нились вы­раже­ния: «ку­да прешь?», «впе­ривать взгляд», «пыр­нул но­жом». Оче­вид­но, они ука­зыва­ют на смыс­ло­вую бли­зость к за­быто­му сло­ву «пе­рун».

Не­кото­рые ис­сле­дова­тели пред­по­лага­ют, что Пе­рун про­ис­хо­дит от сло­ва пе­ро, от­сю­да пер­на­тый. Пред­по­лага­ет­ся, что в бы­лые вре­мена Пе­рун имел об­раз не че­лове­ка, а пти­цы (по­хожий об­раз: жар-пти­ца).

Од­на­ко дру­гие ис­сле­дова­тели ука­зыва­ют, что сло­во «пе­рун» яв­ля­ет­ся зву­копод­ра­жани­ем зву­ку гро­ма. В до­каза­тель­ство при­водят сла­вян­ские ана­логи Пе­руна: Пе­реру­на, Пе­реру­га, Пре­перу­да, При­ору­ша. Оче­вид­но, ис­тинное имя Бо­га-гро­мови­ка та­бу­иро­валось.

Внешность и атрибуты

Перун – славянский бог грома и молнии. У римлян он именовался Юпитером, у древних греков – Зевсом. Они и внешне похожи, и функции выполняли практически одинаковы. Но у наших предков он все же был ближе к людям, чем в Средиземноморье.

Бог грома и молнии у славян выглядел как статный и зрелый мужчина высокого роста. У него была длинная борода золотого оттенка и черные прямые волосы. Восседал он на пламенной колеснице, запряженной крылатыми жеребцами, грохот которой арийцы считали громом, либо на лошади верхом. Всегда при нем был лук и колчан, наполненный стрелами. Также он мог иметь большую палицу, камни, топор. Священными животными Перуна являлись конь, тур (его облик бог часто принимал, когда путешествовал по земле), ворона и сорока.

Летописец Нестор утверждал, что идол бога Перуна, который Владимир воздвиг в Киеве во время своей первой религиозной реформы, был из дерева. Но голова его отлита из серебра и украшена золотыми усами. Бог покровительствовал воинам, правителям, но также его представляли как пахаря и кузнеца. Атрибутами Перуна был сошник и камень, символом – раскаленное железо и кипучая вода. Деревом главного бога считался дуб, из которого можно было добыть живой огонь, а цветком – голубой ирис. Именем Громовержца клялись, и нарушить эту торжественную присягу было никак нельзя, ведь это могло повлечь за собой гнев бога. Чтобы задобрить Перуна, ему приносили жертвы – домашнюю птицу (петуха), скот, а в более ранние времена и людей – пленных или детей.

«ПЕ­РУНО­ВЫ СТРЕ­ЛЫ» И «ГО­ЛУБЫЕ БЕ­РЕТЫ»

Глав­ным ору­жи­ем Пе­руна бы­ли стре­лы и то­поры, а так­же кам­ни пе­руно­вы (у по­ляков), на­зыва­емые ны­не бе­лем­ни­тами. Все эти пред­ме­ты язы­чес­ко­го куль­та с по­зиций древ­не­го пра­вос­ла­вия на­зыва­лись «бо­гомер­зки­ми ве­щами». Меж­ду тем ору­жие для древ­них во­инов име­ло боль­шую цен­ность. Бог гро­зы уже в ин­до­ев­ро­пей­ской тра­диции на­делял­ся во­ен­ной фун­кци­ей. На Ру­си он счи­тал­ся пок­ро­вите­лем во­ен­ной дру­жины и ее пред­во­дите­ля - кня­зя.

В хрис­ти­ан­ской тра­диции фун­кции Пе­руна час­тично пе­рехо­дят к Илье про­року. Не­даром этот свя­той и се­год­ня счи­та­ет­ся пок­ро­вите­лем де­сан­тни­ков. Мо­жет быть, нес­прос­та де­сан­тни­ки ку­па­ют­ся в фон­та­нах в свой день. Этим са­мым они не­воль­но ожив­ля­ют дав­нюю тра­дицию во­до­ос­вя­щения на Иль­ин день. «Ку­лач­ные бои», ко­торые так­же ре­гуляр­но ус­тра­ива­ют де­сан­тни­ки, на­поми­на­ют древ­ние мо­лодец­кие иг­ри­ща в честь Пе­руна.

Пер­во­началь­но в древ­ней ико­ног­ра­фии Илья про­рок изоб­ра­жал­ся на ко­лес­ни­це или на ко­не. Он по­ража­ет сво­им гроз­ным ору­жи­ем зме­евид­но­го вра­га, ко­торо­му со­от­ветс­тву­ет древ­ний Ве­лес, а в бо­лее поз­дних ва­ри­ан­тах ми­фа - Зми­улан. Та­ким об­ра­зом, Илья Му­ромец из рус­ских бы­лин име­ет все шан­сы счи­тать­ся пре­ем­ни­ком Древ­несла­вян­ско­го Пе­руна.

ПЕ­РУН И ИЛЬ­ИН ДЕНЬ

День вет­хо­завет­но­го про­рока Илии на­зыва­ют Иль­иным днем. Он от­ме­ча­ет­ся по но­вому сти­лю 2 ав­густа, а по ста­рому от­ме­чал­ся 20 и­юля. Кресть­яне в этот день ста­рались не ра­ботать. Они ве­рили, что то­го, кто на­рушит этот зап­рет, по­разит мол­ния. В цер­ковь в этот день при­носи­ли в ка­чес­тве жер­твоп­ри­ноше­ния ба­ранью но­гу, но­вый мед, ко­лосья све­жей ржи, зе­леный го­рошек. В этот день ос­вя­щали во­ду. Не­ред­ко про­води­лись ри­ту­алы с об­ли­вани­ем во­дой жен­щин. Как счи­та­ют ис­то­рики, эти ри­ту­алы в сво­ей ос­но­ве вос­хо­дят к язы­чес­ким куль­там, свя­зан­ным с вы­зыва­ни­ем дож­дя и да­же с че­лове­чес­ки­ми жер­тва­ми. Пос­ле Иль­ина дня зап­ре­щалось ку­пать­ся. До сих пор кое-где прак­ти­ку­ют­ся ри­ту­алы вы­зыва­ния дож­дя. Для этой це­ли от­лавли­ва­ют змею, раз­ру­ба­ют ее вдоль и ве­ша­ют на де­рево. В этих ри­ту­алах как в кап­ле во­ды прос­матри­ва­ет­ся ве­ра в древ­ний миф. Че­ловек, убив­ший змею, упо­доб­ля­ет­ся Бо­гу, убив­ше­му змея. По­доб­ное при­тяги­ва­ет по­доб­ное. И идет дождь. Иног­да для то­го, что­бы выз­вать дождь, на ок­ра­ине по­ля раз­во­дят кос­тер и ки­да­ют в не­го уби­тую змею. Оче­вид­но, та­кие дей­ствия вос­про­из­во­дят древ­ний ри­ту­ал пок­ло­нения Пе­руну.

Перун – бог грома и молний, сын . Он занимал лидирующее положение в славянском пантеоне второго круга. Со временем Перун стал покровителем князя и его дружины. Внешне Перун похож на немолодого мужчину крепкого телосложения с седыми волосами и темно-золотыми усами и бородой. Одет Перун в доспехи золотистого цвета, а вооружен он палицей и топором, но атаковать врагов божество предпочитает не в ближнем бою, а стреляя в них своими молниями. Перуна часто представляли верхом на огненном коне или в колеснице, так же запряженной огненными лошадьми.

Капище Перуна

Капища в честь Перуна всегда устраивались на возвышенностях, причем выбиралось самое высокое место в округе. Идолы изготавливались преимущественно из дуба — это могучее дерево было символом Перуна . Иногда встречались места поклонения Перуну , устроенные вокруг растущего на холме дуба, считалось, что так Перун сам обозначает наилучшее место. В подобных местах не ставилось дополнительных идолов, а дуб, расположенный на возвышенности, почитался как идол. В качестве жертвы богу грома приносили быков, причем их убивали непосредственно на капище, перерезая горло, и когда кровь переставала течь, тушу закапывали тут же в землю.

Способности

Перун – бог-громовержец, он способен вызывать сильнейшие грозы и метать молнии. Обладает Перун и огромной физической силой, которой выделяется не только среди людей, но и среди остальных богов. Как и его братья, Перун — превосходный маг: он способен менять свой облик по собственному желанию, умеет летать и создавать призрачных , которые исчезают, когда перестает действовать магия.

Сфера влияния

В первую очередь Перун покровительствует воинам, его почитали после больших побед, а так же просили помощи перед крупными сражениями. Но сфера влияния божества военными делами не ограничивалась: Перун защищал Явь от из Нави, изгоняя их молниями и огнем обратно в другой мир.

Враги

Всегда открыто противопоставлялся Перуну , и в истории сохранилось немало мифов и легенд об их взаимной неприязни. Однако это нельзя назвать враждой в прямом смысле этого слова, они скорее как два брата, которые учиняют друг другу мелкие пакости, чтобы привлечь к себе внимание.

Поделиться: