Боги Древнего Египта – список и описание. Бог Хапи

Имя бога Нила - Хапи - обычно не входит в пантеон великих богов Египта. Однако это не означает, будто у древних египтян он не пользовался особым уважением и почетом. Причина такого невнимания к Хапи объясняется, по-видимому, тем, что в распоряжении исследователей находятся почти исключительно тексты и рисунки, связанные с погребальным культом, а Нил отождествлялся с земной жизнью.

Ранее, говоря об Осирисе, мы подчеркивали в его образе слияние черт бога и человека. Кроме того, Осирис являлся владыкой царства мертвых, и в этом качестве ему сопутствовал покровитель умерших Анубис - бог в образе шакала или с головой шакала (собаки) Однако нельзя забывать еще об одной ипостаси Осириса - как умирающего и воскресающего бога. И если Анубис был его спутником среди мертвых, то среди живых с ним сопоставлялся божественный Нил.

Хапи почитался как бог Нила, даритель влаги, покровитель урожая. Он был не только могучим природным телом, но и космически божеством, порождением первозданного Нуна. Центром его культа был район порогов - ущелье Гебель-Сильсиле и остров Элефантина. Здесь он обычно изображался человеком с бараньей головой. Однако поклонялись ему и в Верхнем и Нижнем Египте; их эмблемы - лотос и папирус соответственно - были его атрибутами.

Наиболее часто Хапи выступал в образе крупного жирного мужчины с большим животом и женской грудью, с тиарой из папируса на голове и с сосудами, наполненными водой, в руках.

Отождествлялся он, как это вообще характерно для египетского пантеона, о другими богами Амоном, Осирисом, но чаще всего - с Себеком, богом воды и разливов Нила. Популярность Се-бека была особенно велика в нильской дельте, кишевшей крокодилами, поэтому этот бог изображался человеком с крокодильей головой. Правда, порой Себек выступал как божество, враждебное Ра и Осирису, как представитель темных сил зла. Но подобные противоречия не беспокоили египтян, умевших отличать мифологические персонажи от реальных объектов.

В этой связи следует упомянуть еще одного бога - Хнума, считавшегося хранителем истоков Нила и богом плодородия (бараноголовым). Считалось, что он обладает властью над человеческой судьбой, и это не удивительно, если учесть, как много значили для благополучия египтян воды Нила и его ежегодные разливы, удобряющие поля плодородным илом.

О том, что Нил и его ил - залог устойчивости жизни в нильской долине (а также, добавим, необычайной стабильности египетской цивилизации, которая не испытала катастрофического истощения почв), египтяне поняли очень давно. Об этом свидетельствует, в частности, гимн Нилу, фрагменты которого приводятся ниже:

Слава тебе, Нил, выходящий из земли,

Идущий, чтоб Египет оживить.

Орошающий поля, сотворенный Ра,

Чтобы всех животных оживить.

Наполняющий пустыню, чуждую воде.

Роса его спускается с небес…

Если медлит он, дыханье прерывается

И люди все беднеют.

Если гневен он, беда по всей стране,

Великий и малый беднеют.

А восходит он - и ликует земля,

И все живое в радости.

Спина каждого сотрясается от смеха,

Зуб каждый усиленно жует.

Приносящий хлеба, обильный пищей,

Творящий все прекрасное.

Наполняющий амбары, расширяющий закром,

Заботящийся и о бедняках.

Производящий деревья по желанию любому,

И нет недостатка в них.

Не знают места, откуда он,

И не нашли пещер его в писаниях.

Ликуют тебе юноши и дети твои

И приветствуют тебя как царя.

Постоянный в обычаях,

Выходящий перед югом и севером.

Свет, выходящий из мрака!

Жир для скота его!

Сила это, творящая все,

И нет живущих в неведении его.

В этом гимне Нил предстает не столько в обличий божества, сколько великим творением природы (кстати, река эта - самая протяженная в мире). За некоторыми поэтическими оборотами скрываются ссылки на природные явления. Так, выражение «если медлит он» означает задержку разлива Нила, а гнев Нила связан не с мощными его разливами, как можно было бы предположить, а напротив, с невысоким подъемом воды, что воспринималось как наказание людям.

Когда разлив Нила уподобляется восходу Солнца, река обретает сходство с животворным небесным светилом. Совершенно справедливо восхваляется «постоянство в обычаях» Нила (его разливов) и то, что благодаря этому для скота имеется обильное питание.

Особого внимания заслуживает ссылка на обилие деревьев. По всей вероятности, в те времена долина Нила не была скудна рощами, а то и лесными массивами. С развитием судоходства, а затем и монументального строительства леса в долине Нила стали исчезать, а вместе с тем началось наступление пустынь. И только регулярные разливы Нила спасли египетскую цивилизацию от поглощения Сахарой, как это было с доисторическими культурами того гигантского региона, который ныне является величайшей пустыней мира.

Все священные символы, символы власти, украшения, одежда, мебель и даже сосуды для бытового пользования фараонов служили той же самой цели – сохранить и передать в будущее сакральные тайны о божественном Мироздании . Например, игры в древнем Египте — Сакральные истоки игр древности – Сенет из древнего Египта, шахматы, нарды и ряд других игр .

Обратимся к священному Нилу – Хапи :

Происхождение имени Хапи неизвестно , возможно ранее так называли саму реку Нил, с тех пор и повелось говорить, что Нил берёт начало между Му-Хапи и Хер-Хапи , там, где два притока впадают в общее русло (начало одному из притоков даёт озеро Виктория). Тем не менее, Хапи не был просто богом Нила. Он дружил с Гебом (богом земли) и с «повелителем Непер» (богом зерна).

Разнообразие других отличительных черт Хапи , менялось в зависимости от региона Египта и наличия изображений этого бога. Например, в Нижнем Египте , его украшали изображениями папирусов и лягушек , которые обитали в данном регионе и являлись символами этой земли. В то же время в Верхнем Египте он был украшен цветами лотоса и крокодилами , которые в большом количестве присутствовали в этой области и являлись символами связанными с богом Хапи . Хапи часто изображали совершающим подношения пищи или амфор с льющимися из них струями воды, в редких случаях его изображали как гиппопотама .

Когда богов Египетского пантеона изображали парами (муж/жена), у бога Хапи время от времени появлялась жена по имени Мерет (что означает «любимая »). Тем не менее, Нил был связан с землёй, а Хапи говорил, что станет мужем покровительницы земли; в Верхнем Египте . Ею была богиня Нехбет , а в Нижнем Египте богиня Уаджит . Через некоторое время его стали отождествлять с первозданным океаном Нуном , жена которого Наунет была создана в первичных водах, вместе они олицетворяли небо и были первыми из богов Гермопольской Огдоады .

Считалось, что Хапи жил в пещере в одном из источников Нила, неподалёку от Асуана . В большинстве своём, культ Хапи был на Элефантине . Жрецы бога Хапи проводили специальные ритуалы, чтобы обеспечить Египет стабильными ежегодными разливами реки. У жрецов Элефантины был в наличии специальный измерительный прибор «нилометр », с помощью которого можно было предсказывать и контролировать уровень прибывающей воды.

Отрывок из Гимна ежегодного разлива Нила :

Вскармливающий стада

Могущественный образ всего

Никто не может жить без него

Люди одеты в одежды изо льна, что произрастает на его полях

Ты облагораживаешь все земли и насыщаешь их непрестанно,

Спустившись с небес ».

Рис. 2. На рисунке слева показан фараон, сидящий на троне. В основании трона находится прямоугольник с символическим изображением, обозначающим понятие – союз, объединение . В центре изображения в виде буквы Т иероглиф — Sma объединять . Справа этот фрагмент показан в увеличенном масштабе. «В период XIX династии , Хапи часто изображался в виде парной фигуры, каждая из которых держит и натягивает длинный стебель растения, символически связывающего Верхний и Нижний Египет . Это изображение так же является отдельным иероглифом , означающим «союз ». Этот символ часто вырезали в основании трона на котором сидел фараон . ».

КОММЕНТАРИЙ:

Тот, кто говорит: «Такого не может быть, такое не может случиться»,- да взглянет он в Сокровенное. Каждый день Бог заботиться о том, чтобы Земля узнала тайны Его сотворения . (из «Поучений Анхшешонка » I тыс. до н.э. ) .

Приступим к нашим исследованиям. Обратимся к оригинальным древним египетским артефактам с изображением Хапи . Один из известных артефактов – это Рельеф с изображением Хапи – объединителя Верхнего и Нижнего Египта из Храма Амона в Луксоре. XIX династия, XIII в. до н.э.

Рис. 3. Рельеф с изображением Хапи (небесного Нила) – объединителя Верхнего и Нижнего Египта. Храм Амона в Луксоре . XIX династия, XIII в. до н. э. Каирский музей.

Совместим это изображение на Рельефе с матрицей Мироздания.

Рис. 4. На рисунке показан результат совмещения Рельефа – с изображением Хапи – объединителя Верхнего и Нижнего Египта с матрицей Мироздания. Изображение совмещалось с матрицей в месте перехода между Верхним и Нижним мирами матрицы Мироздания. А – область расположения двух священных Тетрактисов . В верхнем и нижнем треугольнике – Тетрактисе располагается по 10 позиций (кружочков) матрицы Мироздания. В – горизонтальной скобкой показано местоположение вертикальных иероглифических записей на Рельефе. Вершина пирамиды Нижнего мира матрицы Мироздания совместилась с «узлом » на Рельефе, который затягивают между собой два «образа » Хапи . «Узел » и вершина пирамиды Нижнего мира матрицы обведены жирным кружком. Ниже на рисунке это место Рельефа («узел ») будет показано в увеличенном масштабе. Хорошо видно точное совмещение всех основных деталей изображения на рельефе с матрицей Мироздания. Из этого следует очевидный вывод, что изображение на рельефе делалось на основе «базиса — шаблона », в качестве которого выступала матрицы Мироздания. Изображение Рельефа мы видим, а «базис — шаблон », который относился к сакральным знаниям жрецов, становится нам «виден » только после совмещения Рельефа с матрицей Мироздания.

Рис. 5. На рисунке в увеличенном масштабе показан «узел », который затягивают между собой два «образа » Хапи .

Рис. 6. Известны древние египетские рисунки, на которых в качестве «Объединителей » Верхнего и Нижнего Египта изображался не Хапи (небесный Нил ), а Гор и Сет . Сюжет рисунков был аналогичен. На рисунке Гор слева, а Сет справа.

Совместим с матрицей Мироздания изображение на Рельефе и иероглифическую запись «Имени » Хапи (небесный Нил ).

Рис. 7. На рисунке показан результат совмещения с матрицей Мироздания изображение на Рельефе и иероглифическая запись «Имени » Хапи (небесный Нил ). Вверху рисунка записана фраза «О, творец света, приходящий из темноты … » из гимна, который приводился выше. Отрывок из Гимна ежегодного разлива Нила : «О, творец света, приходящий из темноты , Вскармливающий стада, Могущественный образ всего , Никто не может жить без него , Люди одеты в одежды изо льна, что произрастает на его полях, Ты облагораживаешь все земли и насыщаешь их непрестанно, Спустившись с небес ». Из этого текста становится ясно, что для жрецов древнего Египта бог Хапи был «творец света, приходящий из темноты ». Следовательно, река Нил , которая давала жизнь живым существам на земле Египта, был «сделан » жрецами земным аналогом «небесного Нила — Хапи ». Фактически люди одновременно покланялись изначальному божественному Хапи и его земному аналогу – реке Нил . Поэтому мы можем рассматривать иероглифическую запись «Имени » Хапи в матрице Мироздания как «Поток света небесного Нила — Хапи ». Этот «свет » «нисходит » из Верхнего мира в Нижний мир матрицы Мироздания или из «Невидимого мира », который египетские жрецы называли в гимне темнотой . Слева показан иероглиф Sma Sema (Сма или Сема ), который переводится – союз, объединение , и фактически является окончанием «Имени » Хапи . Тогда вся запись Hapi Sma — переводится – Хапи объединитель . Объединитель двух миров – Верхнего и Нижнего мира матрицы Мироздания!! Говорить, что Хапи объединитель Верхнего и Нижнего Египта исходя из положения «Рельефа » на нашем рисунке не совсем корректно, так как из нашей работы — Тайные знания египетских жрецов о матрице Мироздания. Часть вторая. Номы Египта в разделе «Египтология » нам известно, что в представлениях жрецов «Верхний Египет » располагался выше 20-го уровня Верхнего мира матрицы Мироздания , а «Нижний Египет» простирался ниже от этого уровня . И еще одно существенное примечание. Если мы обратимся к нашей работе — Рунический алфавит Футарк, Один, Валгалла, Брахма и Зевс в матрице Мироздания в разделе «Авторские статьи », то увидим, что именно с 20-го уровня Верхнего мира матрицы Мироздания и ниже располагались следующие миры: В древнем Египте – «Нижний Египет », в Германо-скандинавской мифологии царство Одина (Асгард, Валгалла ), в Ведах древней Индии – царство Господа Брахмы , в греческой мифологии – царство верховного Олимпийского бога Зевса ! Удивительное ли это совпадение?! Скорее мы видим пример преемственности сакральных знаний мудрецов древности из разных стран и народов .

«Небесные реки»

«Небесные реки» , аналогичные Хапи — Нилу «текут » на «землю » в религиозных традициях разных народов.

В славянской жреческой книге – «Велесова Книга » — «РА РЕКА» течет с 24-го уровня Верхнего мира матрицы Мироздания . Об этом мы рассказывали в статье на сайте — Сакральный смысл первой главы Велесовой книги Прославление Великого Триглава , в разделе «Древние славяне », рисунок 10.

Пространство Верхнего мира матрицы Мироздания с 24-го и ниже в Индуизме является пространством Сада Шива (Всегда благой Господь Шива) Мантра Ом Намах Шивайя для обращения к Господу Шиве в матрице Мироздания , раздел «Молитвы и мантры », рисунок 11.

Господь Шива , который «выше на четыре уровня » в матрице Мироздания Господа Брахмы , знаменит тем, что принял на свою «голову » сокрушительный поток небесной реки Ганги :

Рис. 8. Спуск Ганги с неба, которую ожидают Шива , Бхагиратха , Парвати (супруга Шивы ) и бык Нанди (ездовое животное – вахана Господа Шивы )».

Таким образом, нам становится ясным, что поскольку – «В начале времён Ганга была исключительно небесной рекой, недоступной на земле, но позже была спущена на Землю …», то в начале времен Ганга «протекала » выше 24-го уровня Верхнего мира матрицы мироздания .

Древние египетские вазы из алебастра для благовоний

Рис. 9. Парфюмерная ваза из алебастра . Гробница Тутанхамона. Каирский музей.

Рис. 10. Парфюмерная ваза из алебастра. Египет.

Рис. 11. На рисунке показано фронтальное изображение алебастровой вазы из гробницы Тутанхамона . Каирский музей.

Совместим изображения египетских алебастровых ваза с матрицей Мироздания. Ключом для совмещения изображений ваз с матрицей Мироздания будет «узел образа » Хапи .

Рис. 12. На рисунке показан результат совмещения фронтального изображения алебастровой вазы для ароматических веществ из гробницы фараона Тутанхамона с матрицей Мироздания. Ключом для совмещения изображений ваз с матрицей Мироздания был «узел » аналогичный тому, который на рисунке 5 затягивают между собой два «образа » Хапи . Справа и слева от вазы на столе стоят фигуры двух «образов » Хапи шаблоном » или сакральным базисом для изготовления этого изделия древними мастерами. Остальные детали совмещения видны на рисунке.

Рис. 13. На рисунке показан результат совмещения изображения алебастровой вазы для ароматических веществ (рисунок 10) с матрицей Мироздания. Ключом для совмещения изображений ваз с матрицей Мироздания был «узел » аналогичный тому, который на рисунке 5 затягивают между собой два «образа » Хапи . Видно, что изображение вазы хорошо совместилось с матрицей Мироздания, которая очевидно, была «шаблоном » или сакральным базисом для изготовления этого изделия древними мастерами. К сожалению, мы не смогли найти фронтальное изображение этой вазы. По этой причине читателю придется «мысленно » совершить поворот изображения во фронтальное положение. Остальные детали совмещения видны на рисунке.

В начале статьи мы говорили, что мудрецы древности для сохранения своих сакральных знаний о божественном Мироздании все обустраивали на территории древнего Египта так, чтобы можно было с помощью земных «вех » найти по аналогии тайные знания о «небесах ». Например, в сакральном «Невидимом мире » матрицы Мироздания было два Египта Верхний и Нижний Египет . Точно также на земле «появились » два Египта – Верхний и Нижний и Номы Верхнего и Нижнего Египта . В настоящей работе мы нашли подтверждение нашей рабочей гипотезе. В небесах – божественный Хапи, а на земле «появился » или был выбран аналог — река Нил . Причем в реке Нил течет вода, а Хапи в «Невидимом мире» «течет » с небес как оживотворяющий и поддерживающий все божественный свет . Существенно то, что «Невидимый мир » первичен и выступает в роли главного по отношению к «Видимому миру ». «Процессы » идущие в «Невидимом мире » приводят к изменению «процессов » в «Видимом мире ».

Подтверждением этого служит рисунок 4, на котором видно как два «образа » Хапи затягивают между собой «узел » на вершине пирамиды Нижнего мира матрицы Мироздания . Этот «узел » также затягивается на средней части иероглифа Сма (Sma) , который, в свою очередь, вписан или «связывает » 1-ый, 3-ий и 5-ый уровни «вершины » пирамиды Верхнего мира матрицы Мироздания , а стопы двух выставленных ног «образов » Хапи опираются на нижнюю часть иероглифа Сма (Sma) . Поэтому фактически получается, что два «образа » Хапи «связывают », «подвешивают » или прикрепляют Нижний мир матрицы Мироздания к Верхнему миру матрицы Мироздания .

Более детальную информацию о матрице Мироздания можно получить, познакомившись со статьями на сайте в разделе «Египтология» – Тайные знания египетских жрецов о матрице Мироздания. Часть первая. Пифагор, Тетрактис и бог Птах ,

Один комментарий: “Свет небесного Нила — Хапи в матрице Мироздания”

    Вот читаю сейчас строки «Все священные символы, символы власти, украшения, одежда, мебель и даже сосуды для бытового пользования фараонов служили той же самой цели – сохранить и передать в будущее сакральные тайны о божественном Мироздании» и невольно думаю: насколько измельчала наша человеческая цивилизация. Осколки былых знаний раскиданы повсюду. Отдельные айсберги, правда, сохранились. Тем не менее, практически все, что «творится» в нашей общечеловеческой культуре, все, что в ней продуцируется, это пустышки. Как так произошло?! Где тот момент, когда люди отвернулись от истинных знаний?!
    Как замечательно вы объяснили сюжет с Шивой, который 100 небесных лет держал на голове Алакнанду (Гангу)!!!
    «Два «образа» Хапи «связывают», «подвешивают» или прикрепляют Нижний мир матрицы Мироздания к Верхнему миру матрицы Мироздания» – так «кто» же такой Хапи? Если матрица Мироздания – это «определенная конфигурация божественных энергий», тогда получается, что иероглифическая запись «Имени» Хапи Сма (Hapi Sma) фактически описывает характер взаимодействия «энергий — света» в области перехода между Верхним и Нижним мирами матрицы Мироздания?!

Великая африканская река, вторая в мире по своей длине, - Нил , зарождаясь в областях Экваториальной Африки, устремляет свое течение к Средиземному морю, впадая в него двумя устьями. В древности, как об этом повествует великий историк античности Геродот, устьев было семь. Своими разливами река создавала благоприятные условия не только для создания оседлых поселений, роста их населения и развития земледелия и, но и для установления централизованной власти. Разливы Нила временами бывали столь же разрушительны, сколь и благоприятны, и людям требовались определенные усилия для обуздания водной стихии. Одной семье было не под силу выполнять эту задачу, и великая река сама указывала обитателям ее берегов на необходимость объединения усилий. Нил и беспощадно палящее Солнце - вот два божества, от которых зависела жизнь египтян. Александр Морэ выразил эту мысль образно и лаконично: «Нил требовал от египтян объединить усилия, а Солнце открыло им, что миром правит единая сила».

Египтяне называли этот водный поток просто «Великая река» (itr-âa ) или «река», иногда, вероятно, во время пика разлива, - «Море» (iumâ ), арабы - Эль-Бари («река»). Название, под которым египетская река стала известна всему миру, - Нейлос, Нил, впервые появляется у Гесиода и происхождение его неизвестно. Сами египтяне представляли себе реку «богом в человеческом обличье» и называли его Хапи, именем, значение которого тоже неизвестно. Древнегреческий историкГеродот приводит следующее мнение египетских жрецов, узнавших, что эллинская земля орошается дождями: «эллины когда-нибудь обманутся в своих твердых упованиях [на небесную помощь] и испытают страшный голод». Такое мнение красноречиво свидетельствует о том, что плодородие египтяне считали даром не неба, а подземного мира, в котором был скрыт источник живой воды Нила. И хотя вера в загробный звездный Дуат, где находятся истоки небесного Нила, объясняла, что «эта священная вода приходит на землю с неба», преобладало мнение, что она приходит «тайными путями - из Нижнего мира». А. Морэ приводит отрывок из гимна Нила, относящегося к Фиванскому периоду: "Привет тебе, Хапи, приходящему, чтобы подарить жизнь Египту; тому, кто тайно приходит в темноте в тот день, когда мы воспеваем твой приход; волна, покрывающая сады, созданные Ра, дарующая жизнь всем испытывающим жажду и отказывающаяся напоить пустыню льющейся с неба водой!". Во всяком случае, все фараоны продолжали адресовать Нилу, а не небу, приказы начать разлив, торжественно бросая в речную воду свитки с царским указом.

Долгие тысячелетия местонахождение истоков Нила было тайной для египтян. Геродот, интересовавшийся этим вопросом во время пребывания в Египте, написал: «Об истоках же Нила никто ничего определенного сказать не может». Римляне даже придумали поговорку, обозначающую напрасные усилия: «Caput Nili quaerere - «Искать истоки Нила». Предполагалось, что они вытекают из двух сосудов зодиакального Водолея, часто изображавшегося в древности именно так - с двумя звездными сосудами, или из двух пещер в области Первых Порогов: «Хапи выходит из двух пещер, чтобы напитать жертвенными хлебами богов. Когда он разливается, то ему удваивают жертвы», - сообщают строки гимна Хапи времен XIX династии.

Пройдя Первые Пороги, река «вступает на территорию Египта». Ширина ее русла при этом составляет уже более 457 метров, доходя ниже по течению до 804. «Этот гигантский поток воды держит путь между двумя бескрайними безводными пустынями, тянущимися вдоль реки на всем ее протяжении до самого моря... черный ил, который несет река, постепенно захватывает рыжевато-коричневую почву, одевая ее в зелень. ...Везде, куда достают воды Нила, почва покрыта слоем этого гумуса, образующего Черную землю kem - t ...». Вся почва долины Нила и его дельта были образованы этими наносами. В самый разгар лета, когда солнце грозило сжечь землю, превратить ее в окаменевшую массу, начинала разворачиваться грандиозная картина разлива Хапи, защищающего ее своими водами от огненной гибели. По словам Диодора: «Разлив Нила - это явление, изумляющее тех, кто видит его, и представляется совершенно невероятным тем, кто слышит о нем. Ибо в отличие от остальных рек, пересыхающих к летнему солнцестоянию и все более и более уменьшающихся с этого момента, один Нил начинает расти, его воды поднимаются день за днем до тех пор, пока не разливаются, заливая почти весь Египет».

Олицетворением Нила был антропоморфный бог Хапи, изображавшийся с женской грудью и отвислым животом. Сидя обнаженным в тайной пещере, обвитой змеем, с венком из стеблей лотоса на голове, Хапи, совмещающий в себе признаки двуполого божества, держал в обеих руках по кувшину, как и звездный Водолей. Между тем, представление Хапи двуполым божеством, по мнению Макса Мюллера, было ошибочным: «Хапи не является гермафродитом, как обычно утверждают египтологи (у него было две жены). Отвислая грудь повторяется на многих египетских изображениях тучных мужчин; а чрезмерная полнота Хапи символизирует плодородие, которое приносит дающая жизнь река».

Одной из двух супруг Хапи считалась Нехбет, в древнейшую эпоху почитавшаяся под именем «Водная», которую считали «влагой, первобытным началом Вселенной и матерью всего сущего». Нехбет была богиней-грифом, связанной с доисторической столицей Верхнего Египта. Ее постоянно представляли «летающей над царем и держащей кольцо или другие царские эмблемы». Она носила белую корону Верхнего Египта, поэтому ее называли «та, что белая», и ее города Нехбет и Нехен тоже называли «белыми городами». Представление о Нехбет как о жене бога-Нила является «очень древней традицией». Считалось, что «она стоит у входа в преисподнюю», принимая умерших. Супругой Нила также считалась Му(у)т (или Муит), «Водный поток». Обе жены Хапи не уступали ему в тучности, и сам «океан» Нун (букв. «Великий Зеленый»), старейший и мудрейший бог, считавшийся отцом Нила и «таинственных богов», изображался тучным мужчиной, временами с лягушачьей головой (однажды - с воловьей), позднее - с двумя плюмажами, венчающими человеческую голову.

Хапи не всегда изображался тучным, но всегда мужчиной с женской грудью, что «может указывать на пережитки матриархата» и свидетельствовать в пользу возможного существования женского образа реки в древнейшую эпоху. Не только наличие женской груди может служить доводом, подкрепляющим подобное предположение (к примеру, в шумерской традиции считалось, что Тигр и Евфрат вытекали из сосков Тиамат), но и изменение цвета нильской воды, объяснявшееся связью с родами, которые никак не могли соотноситься с мужским божеством. Простое наблюдение за разливом могло привести к мысли об олицетворении божества реки в женском образе: первая прибывающая вода была окрашена в зеленый цвет, затем вода меняла свой цвет на красный. Древние египтяне, не подозревавшие о том, что зеленый цвет был вызван остатками растений, а красный происходил от железистых пород Эфиопии, объясняли смену цвета тем, что зеленая вода была отходящими при родах водами, а красной она становилась от крови, проливаемой во время родов богиней-матерью, «ежегодно приносившей младенца Хора, дающего обновление жизни». Добавить к этому можно также то, что всех коров, посвященных Исиде, топили в реке, тогда как костные останки быков свозили со всей страны на остров в Дельте и там хоронили. Священных же быков мумифицировали и тоже хоронили в гробницах.

В действительности нильская вода была обязана зеленым цветом Белому Нилу, медленно протекавшему по болотам экваториальной Африки. А Голубой Нил, стремительный и быстрый, обязанный своим происхождением таянию снегов на Абиссинском плоскогорье, нес с собой железистые грязи, оторванные от горных пород, которые окрашивали воду в кроваво-красный цвет. Зеленая волна, доходя до Мемфиса 15 июня, возвещала скорое наступление разлива, а через месяц Голубой Нил посылал красную волну, с прибытием которой 19 июля разлив вступал в полную силу. В период половодья масса воды увеличивалась в 10 раз, Нил выходил из берегов и затоплял всю местность вокруг. Приход Большого Хапи отмечался всенародным праздником - ведь именно наносы из ила позволяли выращивать сказочные урожаи. Гимны Фиванского периода так славят Нил: «Привет тебе, Хапи, Выходящий из этой земли, Приходящий, чтобы напитать Египет... Когда он восходит - земля ликует, Все люди в радости...».

Использованные материалы:

  1. Геродот. История. Книга 2;
  2. Н.В. Мамуна. Зодиак мистерий;
  3. А. Морэ. Нил и египетская цивилизация;
  4. Макс Мюллер. Египетская мифология;
  5. А.М. Самозванцев. Мифология Востока.

Без реки Нил Египет был бы безжизненной пустыней. Египтяне отлично это понимали, поэтому с глубоким почтением относились, как к самой реке, так и божеству, олицетворяющему её. Отвечал за Нил бог Хапи.

Нил играл важную роль в жизни Египта. Поэтому неудивительно, что в представлении египтян бог Нила исполнял много полезных функций. В первую очередь он был покровителем урожая. Ежегодный разлив Нила, приводивший к появлению плодородного ила, считался пришествием Хапи.

Египтяне верили, что благодаря стараниям этого божества берега не засыхали, поля давали щедрые урожаи, а на лугах росла сочная трава. Именно Хапи считался творцом зерна. А ещё он поддерживал космос в равновесии.

У Хапи было много почетных титулов. Его называли: «отец богов», «повелитель рыб и болотных птиц», «повелитель реки». О происхождении имени Хапи известно мало. По одной из версий, в глубокой древности так именовали реку Нил.

В отличие от многих других представителей египетского пантеона Хапи считался щедрым и добрым богом. Он символизировал изобилие, богатство, благополучие и плодородие. Назвать человека «богатым, как Хапи» означало признать его влияние, достаток и силу.

Согласно легенде этот бог возник из первобытного океана Нун. Женой бога Нила являлась покровительница земли. В Верхнем Египте эту роль исполняла богиня Нехбет, а в Нижнем Египте – богиня Уаджит.

Как изображали бога?

Обычно Хапи изображали как полноватого мужчину с большим животом и свисающей грудью. Эти особенности указывали на плодородие Нила. Голову этого египетского божества украшало водяное растение. Единственной одеждой бога была набедренная повязка. В руках он держал сосуд с водой.

Хапи имел несколько ипостасей. К примеру, если он выступал в образе бога Верхнего Нила, его изображали в головном уборе из лилий и лотосов. В Нижнем Египте Хапи украшали изображениями лягушек и папирусов. Его цветами считались синий и зеленый. Назваными оттенками художники окрашивали кожу божества, намекая таким образом на цвета речной воды.

В период правления в Древнем Египте 19-й династии Хапи начали рисовать в виде парной фигуры. Таким образом, подчеркивалась связь Верхнего и Нижнего Египта. Поскольку данный символ имел политическую подоплеку, его обычно изображали на троне фараона.

Свое представление о Хапи имели и греческие художники. Они изображали его крупным мужчиной с бородой и кудрями. Божество окружали 16-ю детьми. Именно на 16 локтей обычно поднимался уровень воды в Ниле во время разлива. Одно из изображений можно лицезреть в Луксорском храме. Это прекрасный рельеф, размещенный на троне статуи Рамсеса II.

Как почитали Хапи?

Обиталищем бога считалось ущелье Гебель-Силсилэ, расположенное у первых порогов Нила. Вблизи этого места находится остров Элефантин. В древности именно здесь располагался центр культа Хапи.

Чтобы обеспечить стабильные ежегодный разлив Нила, жрецы проводили специальные ритуалы. Неоценимую помощь им оказывал «нилометр» – измерительный прибор, позволяющий предсказывать уровень прибывающей воды. В Древнем Египте религия нередко шла рядом с наукой.

Хапи часто прославляли в гимнах. Его праздником считался день разлива Нила. Активное участие в торжествах принимал фараон. Во время праздника приносились тысячи жертв в виде сосудов, наполненных маслом, вином или молоком. Их бросали в реку с пожеланиями урожайного года.

В египетской мифологии трудно найти более положительного персонажа, чем Хапи. Возможно, именно по этой причине он практически не известен современной массовой культуре, отдающей предпочтение «плохим парням».

4 декабря 2017

По утверждению некоторых исследователей, в Древнем Египте было пять тысяч богов. Столь огромное их количество связано с тем, что в каждом из многочисленных местных городов были свои боги. Поэтому не следует удивляться сходству функций многих из них. В нашем списке мы по возможности старались не только дать описание того или иного небожителя, но и указать центр, в котором он более всего почитался. Помимо богов перечислены некоторые монстры, духи и волшебные существа. Наша таблица даёт персонажи в алфавитном порядке. Имена некоторых богов оформлены как гиперссылки, ведущие на подробные статьи о них.

Таблица богов может использоваться в школе для подготовки учеников 5 класса.

10 главных богов Древнего Египта

Амат – ужасное чудовище с туловищем и передними ногами львицы, задними ногами бегемота и головой крокодила. Оно обитало в огненном озере подземного царства мёртвых (Дуата) и пожирало души умерших, которые на суде Осириса признавались неправедными.

Апис – черный бык с особыми отметинами на шкуре и лбу, которому поклонялись в Мемфисе и по всему Египту как живому воплощению богов Пта или Осириса. Живого Аписа содержали в особом помещении – Апейоне, а умершего торжественно погребали в некрополе Серапеуме.

Апоп (Апофис) – громадный змей, олицетворение хаоса, мрака и зла. Живёт в преисподней, куда каждый день после заката спускается бог Солнца Ра. Апоп бросается на барку Ра, чтобы проглотить её. Солнце и его защитники еженощно ведут битву с Апопом. Попыткой змея пожрать Ра древние египтяне объясняли и солнечные затмения.

Атон – бог солнечного диска (или, скорее, солнечного света), упоминавшийся ещё в эпоху Среднего царства и провозглашённый главным богом Египта во время религиозной реформы фараона Эхнатона . В отличие от большинства других представителей местного пантеона изображался не в «зверочеловеческой» форме, а в виде солнечного круга или шара, от которого тянутся руки с ладонями к земле и людям. Смысл реформы Эхнатона, видимо, состоял в переходе от конкретно-образной религии к философско-абстрактной. Она сопровождалась жестоким гонением на приверженцев прежних верований и была отменена вскоре после смерти её инициатора.

Атум – почитавшийся в Гелиополе солнечный бог, создавший сам себя из первоначального хаотического Океана Нун. Посреди этого Океана поднялся и первозданный холм земли, из которого произошла вся суша. Прибегнув к мастурбации, выплевывая собственное семя, Атум создал первую божественную пару – бога Шу и богиню Тефнут, от которых произошли и остальные члены Эннеады (см. ниже). В архаической древности Атум являлся главным солнечным богом Гелиополя, но позже его оттеснил на второй план Ра. Атум стал почитаться лишь как символ заходящего солнца.

Бастет – кошачья богиня из города Бубастис. Олицетворяла собой любовь, женскую красоту, плодородие, веселье. Весьма близка по религиозному смыслу к богине Хатхор, с которой часто объединялась.

Бес – (Бесы) благосклонные к человеку демоны-карлики с безобразным лицом и кривыми ногами. Своеобразные добрые домовые. В Древнем Египте были широко распространены статуэтки Бесов.

Маат – богиня вселенской правды и справедливости, покровительница нравственных устоев и твёрдой законности. Изображалась в виде женщины со страусовым пером на голове. Во время суда в царстве мёртвых душа усопшего клалась на одну чашу весов, а «перо Маат» – на другую. Душа, которая оказывалась тяжелее пера, признавалась недостойной вечной жизни с Осирисом. Её пожирало страшное чудовище Амат (см. выше).

Мафдет – (букв. «быстро бегущая») богиня сурового правосудия, защитница священных мест. Изображалась с головой гепарда или в виде генетты – зверька из семейства виверровых.

Мертсегер (Меритсегер) – богиня мёртвых в Фивах. Изображалась в виде змеи или женщиной со змеиной головой.

Месхенет – богиня родов, пользовавшаяся особым почётом в городе Абидосе.

Мин – бог, почитавшийся как податель жизни и плодородия в городе Коптос. Изображался в итифаллическом виде (с ярко выраженными мужскими половыми признаками). Поклонение Мину было широко распространено в ранний период египетской истории, однако потом он отступил на второй план перед своей же местной фиванской разновидностью – Амоном.

Мневис – чёрный бык, которому поклонялись как богу в Гелиополе. Напоминал мемфисского Аписа.

Рененутет – богиня, почитавшаяся в Файюме как покровительница урожаев. Изображалась в виде кобры. Её сыном считался бог зерна Непри.

Себек – крокодилообразный бог файюмского оазиса, где находилось большое озеро. В его функции входило управление водным царством и обеспечение земного плодородия. Иногда почитался как добрый, благожелательный бог, которому молились о помощи в болезнях и жизненных трудностях; иногда – как грозный демон, враждебный Ра и Осирису.

Серкет (Селкет) – богиня умерших в западной части Дельты Нила. Женщина со скорпионом на голове.

Сехмет – (букв. – «могучая»), богиня с головой львицы и солнечным диском на ней, олицетворявшая зной и палящий жар Солнца. Жена бога Пта. Грозная мстительница, истребляющая враждебные богам существа. Героиня мифа об истреблении людей, которое поручил ей бог Ра из-за моральной порчи человечества. Сехмет убивала людей с такой яростью, что даже решивший отказаться от своего намерения Ра не смог остановить её. Тогда боги разлили по всей земле красное пиво, которое Сехмет стала лизать, принимая за людскую кровь. От опьянения ей поневоле пришлось прекратить свою бойню.

Сешат – богиня письма и счета, покровительница писцов. Сестра или дочь бога Тота. При воцарении фараона записывала на листьях дерева ишед предстоящие годы его правления. Изображалась в виде женщины с семиконечной звездой на голове. Священным животным Сешат была пантера, поэтому её представляли в леопардовой шкуре.

Сопду – «соколиный» бог, почитавшийся в восточной части Дельты Нила. Близок к Хору, отождествлялся с ним.

Татенен – хтонический бог, почитавшийся в Мемфисе наряду с Пта и иногда отождествляемый с ним. Имя его буквально означает «поднимающаяся (т. е. возникающая) земля».

Таурт – богиня из города Оксиринха, изображавшаяся в виде гиппопотама. Покровительница рождения, беременных и младенцев. Отгоняла злых духов от жилищ.

Тефнут – богиня, которая вместе со своим мужем, богом Шу, символизировала пространство между земной твердью и небосводом. От Шу и Тефнут родились бог земли Геб и богиня Неба Нут.

Уаджет – богиня-змея, считавшаяся покровительницей Нижнего (Северного) Египта.

Упуаут – бог мёртвых с головой шакала, почитавшийся в городе Ассиуте (Ликополь). По внешнему виду и смыслу сильно напоминал Анубиса и постепенно слился с ним в одном образе.

Феникс – волшебная птица с золотыми и красными перьями, которая, по египетскому преданию, прилетала в город Гелиополь один раз в 500 лет, чтобы предать погребению в храме Солнца тело своего умершего отца. Олицетворяла душу бога Ра.

Хапи – бог реки Нил, покровитель урожаев, обеспечиваемых её разливом. Изображался человеком синего или зелёного цвета (цвет нильской воды в различные времена года).

Хатхор – богиня любви, красоты, радости и танцев, покровительница родов и кормилиц, «Небесная корова». Олицетворяла собой дикую, стихийную силу страсти, которая могла принимать и жестокие формы. В таком необузданном образе часто отождествлялась с богиней-львицей Сехмет. Изображалась с рогами коровы, внутри которых – солнце.

Хекат – богиня влаги и дождя. Изображалась в виде лягушки.

Хепри ­– один из трёх (часто признаваемых тремя атрибутами одного и того же существа) солнечных богов Гелиополя. Олицетворял солнце во время восхода . Двое его «коллег» – Атум (солнце на закате ) и Ра (солнце во все другие часы суток). Изображался с головой жука-скарабея.

Хершеф (Херишеф) главный бог города Гераклеополя, где ему поклонялись как творцу мира, «чьё правое око – солнце, левое – луна, а дыхание – всё оживляет».

Хнум – бог, почитавшийся в городе Эсне как демиург, создавший мир и людей на гончарном круге. Изображался с головой барана.

Хонсу – лунный бог в Фивах. Сын бога Амона. Вместе с Амоном и своей матерью Мут составлял фиванскую триаду богов. Изображался с лунным серпом и диском на голове.

Поделиться: