Золотое сечение в букетах аранжировке. Цвет в композиции Букет для невесты

Покупка цветочной композиции – дело не такое легкое, как кажется. Даже покупая одну розу, стоит задуматься о правильном и стильном оформлении. Любой подарок не должен выглядеть дешево или наоборот, слишком вычурно.

Чет или нечет?

Сколько цветов должно быть в ? У славян парные номера носят отрицательную окраску. Поэтому четное количество приносят на похоронную церемонию. На торжество или в знак внимания желательно подобрать нечетное число, даже если девушка не суеверная.

Общая сумма цветков не важна. Сколько цветов дарить в букете, определяется бюджетом и привязанностью, которую испытывает даритель. Нежелательно преподносить разве что 13 растений. считается исключением из правил, поэтому можно прикупить две штуки вместо одной. В Японии каждой цифре приписывается конкретное значение. Один – внимание, пять – уже любовь.



Разное количество цветов и у нас обозначает различные степени чувств. 1 цветок – внимание, 3 – уважение, 25 – признание в любви. Однако эти тонкости знает не каждая девушка, и тем более, не каждый мужчина. Сила чувств вряд ли зависит от размера цветочной связки. Передать восхищение любимой и выразить обожание вполне можно словами.

Выбор и декорирование

Букетик из 1-5 элементов не нужно перегружать объемной упаковкой. Розочка будет прекрасно смотреться без обертки. Достаточно добавить вьющуюся ленточку контрастного цвета. Если без упаковывания не обойтись, подойдет не блестящий вариант. Удешевляют вид всевозможные веточки и неуместные декорации.

Если в букете 7 и более бутонов, потребуется дополнительная упаковка. Она сохранит в целостности композицию и не даст ей развалиться. Оттенок цветочной бумаги обязан подходить к цвету бутонов. Чтобы не ошибиться, можно выбрать крафт-бумагу – универсальный вариант.

Количество и вид бутонов

Если приобретать сестре, коллеге или жене одну розочку, подбирается оригинальная расцветка. Тогда презент не будет смотреться чересчур официально. Вдобавок кавалер может преподнести розу каким-нибудь необычным способом.

Простые растения (тюльпаны, хризантемы, герберы и т. д.) дарятся по несколько штук. Лучше, если их будет не меньше 5. Для торжественной обстановки требуется обертка. На свидании девушке преподносится скромный букетик, если она не сторонница вычурности.

Букет для невесты

Свадебный букет – это особый случай. Он должен быть не большим и красивым, а удобным для переноски. Поэтому количество цветов не так принципиально. Лучше присмотреться к компактным бутончикам.

Число бутонов – обязательно нечетное. Самый оптимальный выбор – 11 роз среднего размера. Огромный букет причиняет неудобства невесте и неудобен в движении. К тому же портбукетница рассчитана не небольшой объем воды, и много цветов может завянуть.

Сколько цветов в букете можно дарить молодым? Подарить молодоженам стоит 19 соцветий – символ любви на всю жизнь. Новоиспеченный супруг дарит молодой охапку из 29 роз - такая будет уместна и для годовщины совместной жизни. В качестве предложения руки и сердца преподносится 108 розочек.

Сочетания цветов играют важную роль в создании гармонических композиций, хотя и они, подобно цвету одежды, подвержены моде. Одни цвета прекрасно сочетаются друг с другом, другие просто "режут" глаз (например, оранжевый и бордовый). Дизайнеру следует позаботиться о согласовании цвета, гармонии колорита. Надо стремиться к созданию цветовых аккордов, гармонических созвучий, причем каждый цвет должен, поддерживая соседние, контрастно увеличивать их насыщенность, яркость или затемненность. Строгих законов цветовой гармонии не существует: одни и те же сочетания приводят к различным эффектам в зависимости от соотношения в композиции цветов, порядка их чередования, а также от размеров и формы цветовых пятен. Например, небольшой по размеру элемент должен быть окрашен более ярко, иначе его цвет "пропадет". Сложные неяркие цвета требуют большей площади, иначе они будут казаться грязными и тусклыми.

Для определения гармоничного сочетания различных цветов пользуются цветовыми (колориметрическими) кругами. Рассмотрим один из них.

Рисунок 19 – Шестисекторный цветовой круг

Все указанные виды родственных цветов, их отношения и расположения в полном цветовом круге наглядно предста­влены на рис.19. Следует уточнить, что они носят условный и в то же время принципиальный характер. Естественно, в ком­позиции могут использоваться и более сложные (тонкие) связи, устанавливаемые при решении конкретных компози­ционных задач и нахождении своеобразных колористических сочетаний.

Цель дизайнера - достичь гармоничного сочетания цветов совместным их применением. Наиболее распространены следующие типы цветовых гармоний: двухцветная однотонная, двухцветная контрастная, трехцветная однотонная, трехцветная однотонно-контрастная, и, как исключение, четырехцветная.

Рисунок 20 – Большой цветовой круг Освальда

В более многоцветных композициях случайные цвета зачастую вызывают пестроту, ощущение тревоги и нарушают единство композиции.

Знание о свойствах цвета и его влиянии на человека позволяет создавать композиции дисгармоничные, вызывающие очень сильные переживания и эмоции, что особенно актуально в дизайне и рекламе для привлечения внимания.

На рисунке 20 изображен большой цветовой круг Освальда, содержащий 24 цвета. Большой цветовой круг Освальда применяется для образования гармоничных сочетаний из двух, трех, четырех цветовых тонов. Принцип пользования кругом аналогичен принципу пользования шестисекторным с помощью стрелок.

Цветовой круг Освальда дает более полную возможность составить необходимые сочетания. Например: если в композиции имеется предмет с насыщенным цветом, то к нему можно подобрать другой предмет, цвет которого усилил бы ощущение насыщенности цвета первого.

Необходимо помнить, что с помощью фона можно усилить звучание композиции в целом, отдельных ее частей или предметов. Серый, черный и белый фон часто образует приятное сочетание, но белые предметы на светлом фоне пропадают. Бежевые цвета теряются на сером фоне.

Круг естественных цветов по Гете приведен на рис. 21. На этом круге треугольником СКЖ представлены первичные цвета - синий, красный, желтый, перевернутым треугольником ФОЗ показаны смешанные цвета первого порядка, а точками СЗ, СФ, КФ и т.д. - смешанные цвета второго порядка.

Смешанные цвета первого порядка получаются смешением основных цветов: фиолетовый - при смешении красного и синего, зеленый - желтого и синего, оранжевый - красного и желтого. При смешении цветов, лежащих друг против друга, получается серый цвет. Поэтому смешанные цвета первого порядка называются дополнительными к основным: зеленый - дополнительный к красному, фиолетовый - дополнительный к желтому, оранжевый - дополнительный к синему.

При смешивании прямой и дополнительный цвета взаимно уничтожаются, однако расположенные рядом они усиливают друг друга, создают гармоничное сочетание.

Цветовой круг Гете дает следующие правила подбора цветов:

· контрастные сочетания дают цвета, расположенные друг против друга (например, Ф и Ж). Расположенные рядом, они взаимно усиливают друга, их сочетание гармонично;

· сочетание цветов, расположенных по углам либо основного, либо перевернутого треугольника (например, С и Ж), менее гармонично;

· сочетание цветов, расположенных в круге под углом 90°, целесообразно для подбора "цветовых аккордов" в два, три или четыре цвета (например, СФ и 3 или ЖО и 3, или все вместе, или три из них).

Ахроматические цвета (белый, черный и все оттенки серого) в цветовых кругах отсутствуют, но они играют важную роль в построении цветовой композиции. Белый цвет осветляет, делает "легче" любой другой; черный, наоборот, затемняет любой хроматический, делает его более мрачным, торжественным. Сочетание оттенков разной интенсивности, полученных путем добавления белого цвета к основному цветовому тону (например, от красного до розового, от синего до голубого), никогда не приводит к дисгармонии. "Цветовой аккорд" воспринимается воздушным, спокойным.

Рисунок 21 – Цветовой круг Гете

Хроматические цветовые тона с ахроматическими наиболее гармоничны в следующих сочетаниях: красный, оранжевый и желтый (теплые) с черным; голубой, синий, фиолетовый (холодные) с белым.

2.3.2. Психологическое воздействие цвета на человека

В колористике выделяется и такое важное композиционно-художественное свойство цвета, как его эмоциональное воздей­ствие на человека. Оно также носит субъективный характер. Однако выявлены и некие общие закономерности его про­явления. Данные, приведенные в учебниках по цвету, предста­вляют следующий, довольно развернутый ряд отношений между цветом и чувствами человека (таб.4).


Таблица 4 – Эмоциональные свойства цвета

Цвет Вызываемые чувства
красный тревоги, беспокойства
оранжевый энергии, энтузиазма, подъема
желтый радости, бодрости, восторга
ярко-зеленый уравновешенности, надежды
голубой возвышенности, устремленности ввысь
синий тишины, покоя
черный горечи, одиночества, страха
темно-серый усталости, вялости, безысходности
средне-серый безмятежности, неопределенности
светлый зеленый легкости, нежности
темный зеленый удрученности, подавленности

Таблица 5 – Психологические и образно-эстетические свойства цвета

Указанные отношения могут служить отправной точкой для построения образной цветовой графической композиции

В дополнение к сказанному можно выделить психологические и образно-эстетические свойства разных цветов (таб.5). Они сво­дятся к следующему:

Знание выше перечисленных свойств цвета позволяет более осмысленно подходить к решению тех или иных колористических задач в построении графических композиций.

Хотя восприятие цвета субъективно, оно зависит от психологического состояния человека. Существует и обратная связь. С древнейших времен известно специфическое воздействие цвета на человека. Цвет влияет на аппетит, работоспособность, внимание, кровяное давление и многое-многое другое. По утверждению психологов, человек наделяет каждый цвет определенными свойствами, и это очень важно учитывать в дизайне.

В комнате, освещенной лампой под красным абажуром, уютно и тепло; представьте теперь, что произойдет, если заменить лампу на синюю. Светлые стены классов и школьных коридоров дольше остаются чистыми, поскольку не "провоцируют" учеников пачкать.

Цвет обладает эмоциональной выразительностью, он может создавать впечатление легкости и тяжести, торжества и уныния, печали и радости. Восприятие размера и глубины пространства также зависит от цвета: одни краски "выступают вперед", другие "уходят назад". Красный, оранжевый, желтый цвета и их оттенки человек ощущает как теплые; синий и фиолетовый - как холодные. Зеленый цвет - нейтральный, у него есть холодные и теплые оттенки. Теплые цвета, как правило, вызывают бодрое настроение - их называют активными; холодные (пассивные), наоборот, успокаивают.

Каждый цвет имеет определенное психологическое и физиологическое воздействие на человека. В то же время предпочтение человека к определенным цветам говорит о некоторых особенностях его психологии.

Красный - тяжелый, насыщенный, горячий, активный, динамичный, тревожный, является цветом лидерства. Он усиливается мышечное напряжение, учащается дыхание и повышается кровяное давление, стимулирует мозг, улучшает настроение. возбуждающе действует на нервную систему. А с другой стороны красно- оранжевый цвет улучшает настроение. Предпочтение красному цвету отдают физически сильные люди, живущие, прежде всего сегодняшним днем. Эти люди весьма возбудимы, энергичны, любвеобильны и предприимчивы. Эти люди слишком практичны, без огонька.

Пурпур - заработок, духовность, благородство, церемония, непостижимый, преобразование, мудрость, просвещение, жестокость, высокомерие.

Оранжевый - легкий, теплый, яркий, динамичный, способствует легкому возбуждению, улучшению пищеварения, кровообращения и повышению половой активности;

Оранжевый цвет самый динамичный, молодежный и веселый цвет. Стимулирует чувства и ускоряет сердцебиение, обостряет восприятие и способствует разрешению сложных ситуаций, задач и проблем. Жизнерадостный и импровизированный. Действие, вызывающее возбуждение, менее сильное, чем от красного поэтому более приятное. Цвет слегка ускоряет пульс, не увеличивая кровяное давление, создает чувство благополучия и счастья. Оказывает благоприятное воздействие на работоспособность, при условии периодического отдыха от него. Однако при длительном восприятии оранжевого цвета может появиться утомление и даже головокружение.

Желтый - теплый, радостный, подвижный. Зрительно увеличивает объем, приближает, стимулирует умственную деятельность. Серо-желтые и зеленовато-желтые оттенки вызывают неприятные ощущения.

Желтый жизнерадостный цвет способствует решению задач и проблем. Если исходить из утверждения, что желтый - смесь зеленого и красного, то он объединяет в себе свойства этих цветов. Желтый цвет стимулирует мозг, вызывает возбуждающее напряжение, требующее разрядки. Предпочтение желтого означает стремление к независимости, расширение горизонта восприятия. Это ярчайший цвет спектра. Он весьма гибок и легко приспосабливается, всюду проникает. С помощью желтого луча можно подобраться к истокам проблемы. Желтый - обожает учиться, отличается сообразительностью, ясностью мысли, точностью. Желтый знает о жизни все... и тем не менее полон оптимизма. Этот цвет находится в постоянной борьбе, не уступает без боя.

Желтый цвет выбирают мечтатели не от мира сего. Они не слишком пытаются согласовать свои действия с будничными реалиями и пытаются преобразить окружающую их убогость в подобие сказки.

Зеленый цвет предпочитают самоуверенные и настойчивые люди, направляющие всю свою настойчивость на обеспечение себе безбедной старости.

Голубой - легкий, прохладный, спокойный, свежий, чистый. Этот цвет успокаивает, снижает кровяное давление, в больших количествах вызывает ощущение прохлады.

Голубой, синий цвет создает прохладное окружение, снимает боли при невралгии и воспалениях, означает разочарование и подозрительность. При восприятии голубого время сильно недооценивается. Под воздействием этого цвета у человека уменьшается уровень тревожности, снижается напряжение и кровяное давление. При слишком долгом воздействии возникают утомление, усталость.

Синий цвет выбирают, как правило, флегматики, стремящиеся к порядку и стабильности.

Фиолетовый - далекий, таинственный, холодный, выразительный. Он уменьшает объем, стимулирует деятельность сердца и легких, увеличивает сопротивляемость простудным заболеваниям. Требует тщательного подбора сочетаний с другими цветами.

Фиолетовый цвет любят люди с неустойчивым характером. Он действует на сердце и кровеносные сосуды, а также на психику. Его также называют "цветом женского одиночества".

Коричневый - цвет консервативных людей, не желающих ничего менять. Земля, очаг, дом, надежность, удобство, выносливость, устойчивость.

Интенсивные цвета, действующие в течение длительного времени, утомляют человека, раздражают глаза и надоедают. Если человеку приходится иметь дело с желтыми предметами, а стены помещения окрашены в тот же цвет, то зрение ослабевает.

В настоящее время ученые многих стран, экспериментируя с воздействием цвета на психику, дают рекомендации практического его использования во всех областях человеческой деятельности. В производственной сфере, к примеру, это прекрасное средство оптимизации производства - для повышения производительности труда, снижения усталости; в медицине (психотерапии) - успокаивающее, создающее оптимистическое настроение и способствующее выздоровлению "лекарство". При оформлении зон отдыха, интерьеров жилых помещений и офисов необходимая атмосфера создается именно с помощью цвета: для динамичного, активного времяпрепровождения используют контрастные, яркие сочетания, а для тихого, спокойного отдыха - мягкие, пастельные тона.

Черный - мотивированное применение силы, созидание, обучение, способности к предвидению, содержательность, скрытые сокровища, разрушительность, использование силы как проявление слабости и эгоизма, подавление, депрессия, пустота, воздержание, ограничения. Черный скрывает то, чем обладает. Человек предпочитающий его, стремится скрыть свой внутренний мир от окружающих. Черный символизирует конец. Каждый вечер мы с удовольствием возвращаемся в ночь для восстановления сил. Но именно он дает начало и всему новому. Жизнь начинается с неизвестности. Черный способен контролировать ситуацию благодаря тайным знаниям. Черный стремится любыми средствами удержать свою власть. С другой стороны этот человек испытывает потребность во внешнем контроле.

Мощность, сексуальность, сложность, формальность, элегантность, богатство, тайна, страх, зло, анонимность, недовольство, глубина, стиль, печаль, раскаяние, гнев, метрополитен, хороший техно-цвет, траур, смерть, консерватизм, фундаментальность, традиции (западные культуры).

Белый - нетронутость, полнота, самоотдача, единство, легкость, выявлении скрытого и ложного, изоляция, бесплодность, окоченение, разочарование, чопорность, скука. Основным качеством белого цвета является равенство. Белый цвет ищет справедливости. Он беспристрастен. Белый цвет символизирует невинность. Это цвет настоящей невесты, девушки еще не знающей страсти. Белый характеризуется определенной плотностью. Держа в руках прозрачный кристалл, вы видите перед собой Сияние. Взяв в руки белую хлопчатобумажную простыню, вы ничего сквозь нее не разглядите. Белый находится на ступень ниже безупречной чистоты Сияния. Белый содержит все цвета спектра поровну, являясь результатом их смешения. Следовательно, белый может использоваться для создания тех или иных сочетаний. Все цвета в белом равны. В мифологии белый служит символом единства. Белый ищет справедливости. Белый парик на голове судьи говорит о его беспристрастности. Белый - духовный хранитель. Если присутствует белый цвет, то все будет в порядке. Доктор в белом халате вырывает человека из власти смерти. Это цвет жизненного и духовного возвышения.

Серый - безопасность, надежность, интеллект, степенный, скромность, достоинство, завершенность, твердый, консерватор, практический, старость, печаль.

Серый, черный и белый (тона) являются связующим звеном для цветов. Не обладают эффектом. Являются фоном для цветов и повышают интенсивность находящегося рядом цвета, а при добавлении повышают светлоту (светло-серый, белый) или насыщенность(темно-серый, черный) цвета.

Часто белый тон определяется как "некраска". Он есть как бы символ мира где исчезают все краски, все материальные свойства. Поэтому и действует белый тон на нашу психику как молчание. Но это молчание как бы не мертвое, а наоборот полное возможностей. Черный тон, наоборот, воздействует как нечто без возможностей, как мертвое пятно, как молчание без будущего. Равновесии белого и черного рождает серое, естественно серый тон не может дать ни движения, ни звука. Серое - беззвучно и бездвижно, но эта неподвижность другого характера, чем у зеленого цвета, рожденного двумя активными цветами - желтым и синим. Поэтому серый тон - это безутешная неподвижность.

Исследования показывают, что из всего спектрального разнообразия больше всего утомляет сетчатку глаза фиолетово-синий, чуть меньше - красный и меньше всего - зеленый цвет.

Цвет комнат для детей младшего возраста должен быть теплых оранжево-желтых тонов; для детей 10-14 лет - различных оттенков зеленого цвета, а для старшеклассников - голубой или нейтральный светло-серый.

Психологическое воздействие цвета на человека сказывается на его физическом состоянии. Воздействие цвета на физиологию человека подтверждено экспериментальным путем и зависит от количества цвета, качества цвета, время воздействия, особенностей нервной системы, возраста, пола и других факторов. Непосредственным физиологическим действием на весь организм человека объясняются явления, вызываемые красным и синим цветами, в особенности при максимальной их насыщенности.

Красный цвет возбуждает нервную систему, вызывает учащение дыхания и пульса и активизирует работу мускульной системы.

Синий цвет оказывает тормозящее действие на нервную систему.

Красный, желтый, оранжевые цвета являются цветами экстраверсии, т.е. импульса, обращенного наружу. Синий, фиолетовый, зеленый напротив для пассивной интроверсии и импульсов обращенных внутрь. Оранжевый и красный цвета, возбуждая попутно со зрительным и слуховой центр мозга, что вызывает кажущееся увеличение громкости шумов. Не лишено основания, что эти активные цвета часто называют "кричащими".

Зеленый и синий, успокаивающие цвета, ослабляют возбуждение слухового центра, т.е. как бы ослабляют или компенсируют громкость шумов.

Желто-коричневый (охра) цвет кажется сухим, зеленовато-синий (кобальт) - влажным, розовый - слащавым, красный - теплым, оранжевый - кричащим, фиолетовый - тяжелым, желтый - легким. Это действие цвета вызвано синестезией, т.е. возбуждением одного органа чувств при раздражении другого.

При психологическом воздействии цвета речь идет о чувствах переживаниях, которые мы можем испытывать под влиянием того или иного цвета.

Это влияние очень тесно связанно с оптическими свойствами цвета. Основные цвета имеют характеристики представленные в таблице 6.

Ниже, в таблице 7, приводятся основные характеристики кажущегося воздействия цветов.


Таблица 6 – Характеристика основных цветов

Таблица 7 – Кажущееся воздействие цветов

Абсолютно зеленый - есть самый спокойный цвет. Он никуда не движется и не имеет ни радости, ни печали. Это постоянное отсутствие движения благотворно действует на утомленных людей, но может и прискучить со временем. При введении в зеленый цвет желтого цвета он оживляется, становится более активным. При добавлении синего, наоборот, он делается более серьезным, вдумчивым. С другой стороны, желтый цвет беспокоит человека, колет его, возбуждает. Сравненное с состоянием человеческой души, его можно было бы употребить как красочное выражение безумия, слепого бешенства (желтый цвет Достоевского). Синее склонно к углублению. Чем глубже, темнее становится синий цвет тем больше он зовет человека к бесконечному, будит в нем голод к чистоте и сверхчувственному. Очень темное синее дает элемент покоя. Доведенный до приделов черного синий цвет получает призвук печали. Становясь более светлым, синий приобретает равнодушный характер и становится человеку далеким и безразличным, как голубое небо. И, становясь светлее, все более беззвучный, пока не дойдет до беззвучного покоя - станет белым.

Красный цвет , мы воспринимаем как характерно теплый цвет, воздействует внутренне как жизненный, живой, беспокойный цвет не имеющий, однако, легкомыслия желтого. В отличие от желтого красный цвет как бы пылает внутри себя. Но идеально красный цвет очень сильно меняет свое влияние при изменении цвета. При добавлении в красный цвет черного возникает тупое, жесткое, не способное к движению коричневое. В более холодном оттенке красного пропадает активность пламени. Становясь оранжевым красное приобретает лучеиспускание желтого, но постоянно сохраняет серьезность.

Фиолетовый цвет - это как бы охлажденный красный, поэтому он звучит несколько болезненно, как нечто погашенное и печальное.

Выбор предпочтительно (любимого) цвета человеком определяется его характером и зависит, также от социального фактора. На основании социологических исследований был получен следующий ряд цветов по мере уменьшения предпочтительности: голубой - фиолетовый - белый - розовый - пурпурный - красный - зеленый - желтый - оранжевый - коричневый – черный.

Характер и выразительность цвета может значительно меняться в зависимости от различных ассоциаций. Каждый из нас пытается объяснить эмоциональную характеристику того или иного цвета характером предметов, на которых мы обычно воспринимаем этот цвет. Это очень индивидуальная особенность каждого человека, зависящая от приобретенного им опыта. Установить здесь какие-либо правила очень трудно, но с некоторой вероятностью можно предположить, что красный цвет ассоциируется с огнем и кровью, желтый - с солнцем, синий - с небом, водой, зеленый - с лесом, лугами. Наконец, существует такое понятие как слышание цвета, т.е. каждому цвету сопоставляется музыкальная нота. Это явление невозможно точно описать для каждого конкретного цвета, но не найдется ни одного человека, который стал бы искать впечатления от ярко-желтого на басовых клавишах рояля.

2.3.3 Психологическое воздействие на человека цветовых сочетаний

Психологическое воздействие на человека оказывают ни только отдельные цвета, но и цветовые сочетания. И здесь очень большое значение имеет расположение цветов в пространстве. Например, красный цвет возбуждает, а зеленый успокаивает, но расположенные рядом одинаковыми пятнами они полностью уравновешиваются, и достигается покой. Напротив, при включении в композицию постороннего визуала приводит к возникновению динамического цветового сочетания контрастных цветов (рис.22).

Психофизиологическое воздействие цвета в значительной степени зависит от: большей или меньшей насыщенности цвета, размера цветового пятна, расстояния и направления, откуда воздействует цвет. Цвет, расположенный по вертикали воспринимается легким, диагональ - динамика, горизонталь - устойчивость. Напряжение цвета внизу - композиция естественная и устойчивая. Вверху - неестественность положения, высокое давление. С какого либо краю - неустойчивость композиции.

Из названия "активные" и "пассивные" вытекает, что определенные цвета обладают большей или меньшей силой эмоционального воздействия. Чтобы нейтрализовать оранжевый и синий цвета, нужно значительно больше синего, чем оранжевого.

Рисунок 22 – Психологическое воздействие цветовых сочетаний

Концентрация активного цвета в правом верхнем углу активизирует композицию, все увеличивается в размере, а левом нижнем создает иллюзию пассивности и зрительное сжатие, движение назад.

Цвет, представленный кругом, увеличивает плоскость и создает движение вперед, впечатление усиливается, если это желтый, красный или оранжевый круг. Квадрат, окрашенный в холодные тона, наоборот, создает впечатление вогнутости и сжатия.

Цвет как таковой и цветовое воздействие совпадают только в случае гармонических полутонов. Во всех других случаях цвет мгновенно приобретает измененное, новое качество. К примеру, известно, что белый квадрат на черном фоне будет казаться более крупным, чем черный квадрат такой же величины на белом фоне. Белый цвет излучается и выходит за свои пределы, в то время как черный ведет к сокращению размеров занимаемых им плоскостей. Светло-серый квадрат кажется темным на белом фоне, но тот же светло-серый квадрат на черном воспринимается светлым.

Чем больше цвета отличаются один от другого по светлоте, насыщенности и цветовому тону, тем менее они гармонируют друг с другом. Существует понятие краевого контраста (явление Маха): равномерно окрашенная поверхность, кажется, у края светлее или темнее, если она граничит с более темной или светлой поверхностью (рис. 23).

Ри сунок 23 – Краевой контраст

На светлом фоне все цвета темнеют, а на темном светлеют. Истинная светлота цвета может наблюдаться только на нейтральном фоне средней светлоты. В зависимости от фона ахроматические цвета приобретают кажущуюся цветность. Так, серое пятно на зеленом фоне приобретает розовый оттенок. Хроматические цвета в окружении цветов высокой насыщенности несколько меняют цветовой тон, например, желтый цвет на зеленом фоне становиться слегка оранжевым, а красный в окружении зеленого - более насыщенным. Например, красная точка на разных фонах. Качество красной точки одно, а зрительное восприятие разное.

Это явление называется одновременным цветовым контрастом. приводит к тому, что цвет объекта, помещенного на цветной фон, смещается в сторону наибольшего отличия от цвета фона.

На рисунке 24а желтый квадрат дан на белом и на черном фоне. На белом фоне он кажется темнее, производя впечатление легкого нежного тепла. На черном же становится чрезвычайно светлым и приобретает холодный, агрессивный характер.

Рисунок 24 – Одновременный цветовой контраст

На рисунке 24б красный квадрат изображен на белом и на


черном фоне. На белом красный цвет кажется очень темным и его яркость едва заметна. Но на черном тот же красный излучает яркое тепло. Если синий квадрат изобразить на белом и черном фоне, то на белом он будет выглядеть темным, глубоким цветом, а окружающий его белый станет даже более светлым, чем в случае с желтым квадратом. На черном же фоне синий цвет посветлеет и приобретет яркий, глубокий и светящийся тон.

Если серый квадрат изобразить на ледяном синем и на красно-оранжевом фоне, то на ледяном синем он станет красноватым, в то время как в окружении красно-оранжевого - синеватым. Разница становится весьма заметной, если эти композиции рассматривать одновременно.

Желтый цвет кажется более насыщенным на красном фоне, чем на зеленом. Хроматический контраст – это явление заключается в том, чем дальше отстоят друг от друга цвета на цветовом круге, тем более насыщенными они воспринимаются при сравнении (на рис. 25 приведен пример).

Рисунок 25 – Хроматический контраст

Когда цвет и впечатление от него (его воздействие) не совпадают, цвет производит диссонирующее, подвижное, нереальное и мимолетное впечатление. Факт превращения материальной данности формы и цвета в виртуальную вибрацию дает художнику возможность выразить то, чего нельзя передать словами. Приведенные примеры могли бы быть рассмотрены и как проявление симультанности. Возможность симультанных превращений заставляет нас при работе над цветовой композицией начинать с оценки действия цвета и затем уже в соответствии с этим думать о характере и размерах цветовых пятен.

Если тема произведения идет от первого эмоционального толчка, то и весь процесс формообразования должен быть подчинен этому первоначальному и основному чувству. Если главным выразительным средством является цвет, то композиция должна начинаться с определения цветовых пятен, которые определят и ее рисунок. Тому, кто начинает с рисунка, а затем добавляет к линиям цвет, никогда не удастся достичь убедительного и сильного цветового воздействия. Цвет обладает собственной массой и силой излучения и придает плоскости иную ценность, чем это делают линии.


ПЛАСТИКА

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ

Пластические композиционные средства отличаются от графических средств тем, что выражаются в формах, развитых не в двух, как на плоскости, а в трех основных координатных направлениях: по горизонтали, вертикали и глубине. Разное развитие формы в том или ином направлении обуславливает разный его пластический характер - линейный, плоскостной, объемный и пространственный. Остановимся на каждом из этих видов пластических форм.

Цвет в ландшафтной композиции – важнейший элемент ее построения и восприятия.

И.Ньютон пришел к выводу, что цвет спектра можно рассматривать в виде круга, где между цветами существует множество последовательных переходов.

Рис. 14. Цветовой круг

Основные цвета – красный, желтый и синий. Их нельзя получить путем смешивания других цветов.

Составные – зеленый, оранжевый, фиолетовый. Каждый из этих цветов является смесью двух основных цветов.

Третичные цвета – расположены между основными и составными.

Теплые цвета находятся справа от желтого и фиолетового, холодные – слева. Чистые желтый и фиолетовый не являются ни теплыми, ни холодными.

Хроматическими называются цвета спектра (условное разделение, т.к. резких цветовых градаций в спектре нет). Ахроматические цвета – белый, черный, серый, которые характеризуются светлотой или ощущением яркости – в процентах от яркости белого цвета. Белый цвет вносит свет и оживление, создает эффект объемности в растительных композициях, черный – уменьшает объемность, усиливает теплые тона.

Дополнительными называются цвета, расположенные на одном диаметре цветового круга (друг напротив друга). При сопоставлении такие цвета дают наибольший контраст, усиливают друг друга (например, красный – зеленый, синий – оранжевый, желтый – фиолетовый).

Цветовая композиция создается на основе контраста, либо нюанса. Наибольший контраст дают взаимо дополнительные цвета, а в трехцветной композиции – находящиеся на равных расстояниях в цветовом круге. Контраст может быть цветовой – сочетание разных тонов при равных яркостях – и яркостный – сочетание различных яркостей, равных по цветности.

Нюансная композиция строится на цветах, близких по цветовому тону и насыщенности. Нюанс – сочетания в пределах одного цвета, различаемые по светлоте. Контраст возбуждает внимание, а нюанс успокаивает, требует больше времени на восприятие.

Ахроматические цвета гармонируют со всеми цветами, увеличивая их насыщенность, разделяя в композиции плохо сочетаемые цвета.



Существует три основные характеристики цвета:

1) цветовой тон – качественная характеристика цвета, волновой состав отраженного потока

2) светлота (яркость) – количественная характеристика цвета, количество отраженной энергии

3) насыщенность (интенсивность) – степень цветности, соотношение чистого спектрального цвета с ахроматическим. Чистота цвета зависит от степени «разбавления» цвета ахроматическим. Насыщенность снижается при добавлении небольшого количества дополняющего цвета, при сочетании нескольких цветов.

Цвет воспринимается человеком разносторонне, с участием всех чувств. Цвет способен создать впечатление легкости или тяжести предмета, тепла или холода, вызвать чувства веселья или печали. Теплые цвета (красный, оранжевый) действуют возбуждающе, холодные (синий, голубой) – успокаивающе. Зеленый обеспечивает равновесие. На психологическом и физиологическом воздействии цвета основана цветотерапия, которая использовалась еще в средние века.

Восприятие цвета зависит от соотношения цвета и фона, от особенностей освещения, от расстояния и воздушной перспективы. Связь явлений освещенности и цвета отражается в понятии цвето – световой среды ландшафта – совокупности климатических и погодных условий, светоотражающих свойств покрытий (трава, песок, вода, камень) и строений, цвета листвы растений. Цвета нейтрализуются при ярком свете, в тени, в отбрасываемой тени, на большом расстоянии. Цвет объекта меняется при различном освещении. Например, зеленое дерево при солнечном освещении – желто-зеленое, а в пасмурную погоду – сине-зеленое. При электрическом освещении красные цвета кажутся более насыщенными, а синие – наоборот. Днем максимально воспринимаются красные цвета, в сумерках – сине-голубые.

Любой цвет на фоне контрастного воспринимается более насыщенным, поэтому сочетание контрастных цветов позволяет повысить насыщенность рисунков. Насыщенность цветов уменьшается при сочетании нескольких цветов – тем больше, чем ближе цвета расположены в цветовом круге. Контраст усиливается с увеличением различий в светлоте и насыщенности используемых цветов.


Основные схемы организации цветов в композиции:

1) Монохромная цветовая схема – используют один цвет и его светлые, средние и темные оттенки. Схема создает настроение простоты и ясности.

2) Смежная цветовая схема – основана на использовании смежных цветов, расположенных рядом на цветовом круге. Цвета гармонируют из-за наличия у них общего цвета (например, красный, красно-оранжевый, оранжевый). Используют обычно три – пять цветов. Схема создает впечатление простоты, эмоциональная окраска композиции зависит от используемых цветов. Иногда в смежную цветовую схему включают цвет с противоположной стороны цветового круга для усиления другого цвета.

3) Дополняющая цветовая схема – основана на использовании дополнительных цветов, которые действуют как усилители и обусловливают драматичность восприятия схемы. Теплые и холодные цвета (например, синий – красный) также дополняют друг друга, но в меньшей степени.

4) Тройная цветовая схема – используют любые три цвета, при соединении которых на цветовом круге образуется равносторонний треугольник (например, красный – желтый – синий). Схема создает веселое, жизнерадостное настроение.

Условием создания красочных, гармоничных цветовых решений является соблюдение пропорций цвета каждого компонента в общей композиции. Это позволяет усилить и выявить доминирующий цвет, составляющий основу композиции и ослабить яркие тона.

Важнейшим средством создания гармоничных цветовых композиций является ритм – повторное использование одного цвета при различных размерах и формах объектов.

При создании перспективы следует учитывать, что теплые тона зрительно сокращают расстояние, холодные – увеличивают. Чистые тона в отдалении нейтрализуются в голубой дымке, при этом синие и голубые тона не изменяют цвет. Для создания глубины пространства на переднем плане используют желтые, оранжевые и красные оттенки, на дальнем – голубые и фиолетовые тона (темнолиственные породы, синие и голубые пятна цветников). Если сад слишком длинный и узкий, можно использовать яркие цвета на дальнем плане, мягкие тона – на переднем.

При проектировании цветовых композиций необходимо учитывать цвет зданий, ограды, мощения и даже интерьера, которые должны включаться в общую цветовую гамму ландшафтной композиции, а не разбивать ее. Учитывают также сезонные и возрастные изменения цвета.

Контрольные вопросы

1. Перечислите основные и составные цвета спектра.

2. Какие цвета спектра являются теплыми, а какие – холодными?

3. Назовите ахроматические цвета и дайте их характеристику.

4. Какие цвета называют дополнительными?

5. Как строятся контрастная и нюансная цветовые композиции?

6. Охарактеризуйте основные схемы организации цветов в композиции.

Задание 1. Разработать цветовое решение композиции абстрактных геометрических форм. Указать используемую цветовую схему и приемы композиции.

Задание 2. Разработать цветовое решение миксбордера с использованием контраста и нюанса, в теплой и холодной гамме.

Рис. 15. Схемы миксбордеров

Пояснения к выполнению задания. Выбранная цветовая схема должна быть четкой и хорошо просматриваться. Для правильного колористического решения миксбордера необходимо знать структуру смешанного бордюра, которая включает: 1) фокусное растение или несколько доминирующих растений, 2) дополняющие растения и 3) заполняющие растения, создающие фон. Фокусное растение является центром композиции и отличается яркой окраской, определяющей тональность всего миксбордера. Можно использовать несколько доминирующих растений, расположенных точечно и связывающих бордюр в единое целое. Дополняющие растения не должны конкурировать с доминирующими по яркости окраски. Заполняющие растения, окрашенные обычно в нейтральные тона – серые, серебристые, зеленые - используют для создания фона и заполнения свободных пространств.

При проектировании миксбордера используют повторение и ритм – как отдельных, фокусных растений, так и групп. Объединение растений в группы становится важнейшим элементом композиции, а повторяемость создает эффект целостности цветника. При этом растения могут располагаться отдельными куртинами с четкими границами или же контуры различных цветов могут иметь размытые очертания, что создается смешением и взаимопроникновением отдельных видов растений.

В миксбордере выделяют передний, средний план и фон. Центр миксбордера должен иметь наиболее яркую окраску. Используют также законы воздушной перспективы – растения с красной окраской цветков размещают на переднем плане, синего – на дальнем. Цвета должны располагаться в порядке светового спектра – от красного к желтому и от зеленого к синему при движении от переднего плана к дальнему.

Контрастные сочетания разделяют нейтральными тонами – зелеными, серебристыми. Белый цвет используют для подчеркивания оттенка.

На схемах миксбордеров (рис. 15) отдельные контуры соответствуют одному виду растений, их закрашивают в цвет цветков (или листьев у декоративно-лиственных растений).

Добавить в закладки:


Гармония цвета в композиции является одним из элементов единства, законченности композиции. Чтобы достичь такого эффекта, следует воспользоваться так называемым цветовым кругом. В цветовом круге располагаются оттенки солнечного спектра, пропущенного через призму, а также переходные тона. Цвета делятся на теплые и холодные. Существует ошибочное мнение, что красный цвет всегда теплый, а, например, фиолетовый всегда холодный. Это не совсем правильно, потому что холодность или теплота цвета определяется его оттенками.

Если в цвете присутствует оттенок, как бы вкрапление желтого, то такой цвет будет теплым. Если присутствует оттенок голубого, то цвет будет холодным. Традиционно в цветочной аранжировке предпочтение отдается теплым тонам.

Теплые тона оживляют композицию. Чистые цвета этой части спектра очень эффектны и отвлекают внимание от холодных цветов — оттенки выглядят не столь резко.

Важное свойство теплых цветов — зрительно приближать окрашенные в них цветы. Холодные тона успокаивают.

Чистые цвета холодной части спектра несут умиротворение в жаркие солнечные дни, но яркие теплые цвета их подавляют. Важное свойство холодных цветов — зрительно отдалять окрашенные в них цветы.

Сочетание цвета

В аранжировках гармонично сочетаются следующие цвета и оттенки: цвета, которые находятся на равном расстоянии друг от друга в одной половине цветового круга. Например, зеленый, желтый, оранжевый; противоположные цвета в цветовом круге.

Например, красный и зеленый, оранжевый и синий, желтый и фиолетовый; соседние цвета в цветовом круге.

Например, желтый, желто-оранжевый, красный; синий, сине-голубой, голубой; светло-зеленый, желтый, оранжевый; различные оттенки одной окраски, гармоничные по сходству окрашивания. Например, от темно-розовой до бледно-розовой.

При этом в сочетании трех тонов один из них должен доминировать. Два других цвета должны быть в равных количествах. Это значит, что, если в композиции использованы, например, зеленый, желтый и красный тона, то один из них должен составлять, например, 50% цвета композиции, два других — по 25%.

Кроме того, фон для композиции выдерживается в нейтральных тонах (белый, черный, серый). Либо фон включает в себя оттенок основного цвета композиции (например, если в композиции доминирует розовый, а фон для нее — белый, то фон будет белым с розовым оттенком). Задний фон создается темным для ярких цветов, светлый фон — для темных цветов.

Тонкости выбора

При выборе цветов учитывайте освещение помещения, в котором будет находиться аранжировка. Синие или фиолетовые цветы на свету могут «играть», но в плохо освещенном месте просто на будут видны — для затененных углов подбирайте светлые цвета. Вечернее искусственное освещение изменяет цвета.

Под флуоресцентной лампой холодные цвета кажутся ярче, а теплые — более приглушенными. Под электрической лампой холодные цвета выглядят более приглушенными, а теплые — более яркими.

При свечах холодные цвета выглядят более темными, а теплые цвета приобретают желтый оттенок.

Кстати, в Японии цвет растительного материала выбирают в зависимости от времени года, в западном мире тоже существует сезонный цветочной символизм. Весна — время желтого и голубого, летом царит буйство красок, осенью приняты коричневые, оранжевые и желтые тона, а период Рождества ассоциируется с белым и ярко-красным. Цветовые сочетания создают монохромные, контрастные (дополнительные), аналогичные (соседние) или полихромные (многоцветные) композиции.

В монохромной композиции используют различные оттенки одного цвета. Это самый простой способ передать соответствующее настроение — красный цвет создает драматический эффект, желтый цвет — яркий и жизнерадостный, синий передает ощущение покоя и т. д.

В такой композиции идеально использовать все оттенки основного цвета — от самых бледных до темных, например, от бледно-розового до бордового. Стебли и/или листья бывают разных оттенков зеленого, коричневого или белого, так что действительно однотонное сочетание можно создать только в пределах этих цветов.

Контраст и полихромность

В контрастных композициях используют противоположные в цветовом круге цвета. О таких цветах мы только что говорили выше. Контрастные сочетания не должны быть слишком яркими. Хорошо смотрятся сочетания светлых оттенков выбранного цвета в композиции, выдержанной в пастельных тонах.

Например, розовый с неярким голубым, лиловый с желтовато-коричневым. Можно также использовать сочетание светлого оттенка одного цвета с темным оттенком контрастного цвета.

В аналогичных композициях используют два, три или четыре цвета, расположенных рядом внутри цветового круга. Не обязательно использовать только чистые цвета. Можно и нужно использовать их оттенки. Аналогичные сочетания в синих и лиловых тонах могут быть приглушенными и сдержанными, в красных и фиолетовых — яркими, активными. Как мы помним, один из цветов должен быть доминирующим.

Полихромные композиции иначе называют многоцветными, или радужными. В них используют цвета из разных или даже из всех частей цветового круга. Здесь важно избежать чрезмерной яркости, напыщенности, крикливости. Такой не самый лучший эффект может сложиться при сочетании множества оттенков красного и лилового, желтого и синего, оранжевого и фиолетового. Поэтому лучше использовать более приглушенные оттенки.

В полихромной композиции следует избегать равномерного распределения цветов, иначе она получится не гармоничной, а пятнистой. Несколько основных цветов должны быть подчеркнуты, дополнены другими. Эти дополнительные цвета могут быть не в самих растениях, но в посуде для композиции, материале-наполнителе, фоне.


Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Выбирая цветы, каждый человек задумывается о том, сколько цветов должно быть в букете. Ведь помимо вида и оттенка растений, в букете играет большую роль и их количество. С помощью специальных разработок учёным удалось выяснить, что уже в 5 — 6 веках до нашей эры соблюдалась определенная числовая символика. Этот факт говорит о том, что числа имеют давно проверенное значение, поэтому к количеству цветов для подарка нужно подходить серьёзно.

Чётные и нечётные числа

По древним славянским традициям чётное количество цветов в букете имеет значение траура и заряжает букет отрицательной энергетикой.

Именно поэтому парное количество приносят на похороны, к могилам или памятникам. А вот у жителей Восточных, Европейских стран и США существует совершенно другая точка зрения по этому поводу. Чётное число у них – символ везения, счастья и любви.

Самым счастливым числом в букете у немцев считается восемь, несмотря на то, что оно чётное.

В США чаще всего друг другу дарят вместе 12 цветов. Жители Токио спокойно отнесутся, если выдать им по 2 цветочка, главное, чтобы не 4 – эта цифра у них считается символом смерти.

У японцев, вообще, есть свой язык растений, и каждое их число имеет своё значение. Например, одна роза – это знак внимания, три – уважение, пять – любовь, семь – страсть и обожание, девять – преклонение. Букет из 9 цветочков японцы презентуют своим кумирам, а из 7 – любимым женщинам. В нашей стране тоже можно дарить чётное количество растений, если их более 15 штук в одном комплекте.

Язык цветов

Мало кто знает, что язык цветов определяет количество бутонов в букете. Этот язык нужно знать и учитывать тому, кто делает подарок, чтобы в дальнейшем не пожалеть о своих действиях. Вдруг для получателя имеет значение количество цветов в букете.

Один цветочек для любимой девушки будет означать, что она единственная, и другой такой не найти никогда. Три стебля говорят об уважении. Пятёрка – это знак любви, проявление инициативы в отношениях. Когда мужчине сложно признаваться в любви на словах, он может применить язык цветов, просто подарив букетик из 5 розочек.

Букет из 7 стеблей покупают обычно на свадьбу, в обычные дни не принято дарить такое количество цветов. Для укрепления партнёрских либо дружеских отношений подходит число 9. Когда человеку хотят сделать приятный сюрприз без повода, ему берут 10 стеблей. А вот число 11, в переводе на язык цветов, имеет значение крепкой настоящей дружбы.

В случае ссоры или непонимания оптимистично настроенный человек подарит букет из 12 бутонов, показывая, что ему не безразличны эти отношения, и он верит в лучшее. Связку из 13 цветов можно подарить, но лишь той личности, которая вам неприятна, в остальных случаях лучше выбрать другую цифру. Букет с пятнадцатью цветочками преподносится близкому, любимому и глубокоуважаемому человеку.

О чем говорят цифры

Исключение из правила, которое запрещает презентовать чётное количество цветков – это розы, их может быть даже две.

Существует отдельный язык этих красивых растений, определяющий значение для каждого их числа:

Как правильно подарить девушке розы

Конечно, каждая женщина мечтает хоть раз в жизни получить от любимого большое количество роз, которые даже будет трудно сосчитать.

Но не всегда композиция из сотни элитных растений имеет большее значение в плане любви к своей избраннице, чем одна красивая красная розочка, особенно если её преподать правильно.

Не стоит кутать цветок в обёртку, а также добавлять к нему лишние веточки и растения, это лишь удешевит его вид.

Намного лучше будет смотреться роза, украшенная бархатной или атласной ленточкой. Иногда можно упаковать её в прозрачную обёртку, но только без лишнего блеска. То же самое можно сказать и о букете из трёх бутонов. Если в комплекте более 7 цветочков, тогда их необходимо оформить в упаковку и связать лентами, чтобы букет имел красивый вид и не рассыпался.

Количество и вид

Чтобы правильно подобрать количество цветов в букете, следует учитывать не только язык растений, но и их вид. Необычные, оригинальные растения типа газании и орхидеи дарят обычно в небольшом количестве. Заказывая лилии, каллы или хризантемы лучше посоветоваться с флористом о способе их оформления.

Цветок с оригинальной яркой расцветкой хорошо смотрится, даже если он один.

Иногда для выражения какой-то мысли или сильных чувств достаточно одного растения, это совершенно нормально. Но некоторые девушки могут подумать, что ей попался кавалер, скупой на деньги, поэтому лучше преподнести такой скромный букет каким-нибудь необычайным способом.

Более простые, но не менее красивые и ароматные растения, такие как тюльпаны, нарциссы, гиацинты, герберы, дарят по несколько штук. Желательно, чтобы их в композиции было хотя бы пять. Если цветочков в одном комплекте меньше семи, их можно вручить без обёртки.

Свадебный букет

Готовясь к важному событию, жених с невестой всегда переживают по поводу количества цветов в свадебном букете невесты. Тут нужно учитывать, что виновница торжества будет ходить с атрибутом целый день, и чем больше будет этот свадебный атрибут, тем тяжелее его носить.

Поделиться: