Научные статьи по физической подготовке. Фундаментальные исследования

Реферат по дисциплине:

«Спортивные сооружения»

По теме:

« Физкультурно-спортивные сооружения »

Введение

Спортивные сооружения наряду с театрами – древнейшие общественные сооружения. Сохранившиеся до наших дней спортивные древнегреческие сооружения специалисты относят к VIII в. до н.э.

Спортивные здания и сооружения подразделяются на основные, вспомогательные и помещения и сооружения для зрителей. Основные являются главной частью спортивных сооружений и могут быть:

- учебно- тренировочными (для обучения и тренировок);
-
демонстрационными (для проведения соревнований в присутствии зрителей);
-
для общефизической подготовки и активного отдыха.

Основные здания и сооружения также подразделяются на:
- крытые (спортивные залы, крытые бассейны, манежи, крытые теннисные корты, крытые стадионы, Дворцы спорта и др.), в которых занятия проводятся в закрытых помещениях;

- открытые или плоскостные (всевозможные плоскостные площадки, поля, беговые легкоатлетические и конькобежные дорожки для учебно-тренировочных занятий и соревнований), в которых основные занятия проводятся на открытом воздухе.

Таким образом, можно сделать вывод, что вспомогательные помещения и сооружения предназначаются для обслуживания занимающихся и обеспечения эксплуатации спортивных сооружений .

В современном урбанизированном обществе уникальна роль физической культуры и спорта как компенсатора снижения физической активности, как деятельность, предлагающая систему реально полезных для каждого человека ценностей, дающих возможность изменить угнетающе монотонный образ жизни современного человека.

В развитых странах, как важнейшая роль физической культуры в настоящее время высоко оценена как правительствами, так и самим обществом. Разработаны масштабные программы по стимулированию развития физической культуры, спорта и здорового образа жизни. Осуществляются также и программы создания физкультурно-спортивных сооружений для этих занятий.

Также сеть физкультурно-спортивных сооружений считается самой сложной, обширной и многообразной среди всех остальных систем обслуживания населения. Она входит составной частью во все структурные элементы населенных мест, от самых начальных ступеней (простейшие придомовые площадки, помещения для оздоровительных занятий, встроенные в первые этажи жилых домов) до крупнейших общегородских и загородных сооружений, олимпийских комплексов.

Сеть включает в себя сооружения для более чем 160 видов спорта и активного досуга, весьма различающихся между собой, как, например, стадион с десятками тысяч зрителей и шахматный павильон, хоккейные площадки во дворе и велотрек, школьный спортзал и трамплин для прыжков на лыжах. Физкультурно-спортивные сооружения используются всеми возрастными и социальными группами населения, от ясельного до пенсионного возраста, от абсолютно здоровых спортсменов до инвалидов, от жителей сельской местности до населения крупнейших городов.

Физкультурно-спортивные сооружения имеют разные формы собственности: они могут быть государственными, в том числе унитарными предприятиями, акционерными обществами, частными и др.

Сеть физкультурно-спортивных сооружений - самая емкая по территории: крупнейшие спортивные комплексы имеют участки, превышающие 100 га. Кроме того, она тесно связана с расселением, транспортным обслуживанием.

Таким образом, физкультурно-спортивные сооружения - это постоянно изменяющаяся система, неразрывно связанная с развитием общества (в целом). Социальные изменения, происходящие в обществе, вызвали к жизни новые виды и формы физкультурно-оздоровительных и досуговых занятий. Наметилась четкая интеграция культурных и спортивных видов деятельности с увеличением доли активного досуга. В занятия вовлекаются различные группы населения, развиваются разные формы семейного досуга, увеличивается значение информационных занятий и общения, массовых мероприятий. Параллельно с этим развивается и спорт высших достижений, выдвигая все новые уровни требований к физкультурно-спортивным сооружениям.

В соответствии с данными изменениями возникают также новые типологические особенности физкультурно-спортивных сооружений:

    изменяются спортивно-технологические параметры мест проведения занятий;

    увеличивается доля универсальных, многофункциональных помещений и сооружений, обеспечивающих возможность трансформации
    помещений;

    расширяются составы сооружений за счет помещений для физкультурно-оздоровительных, развлекательных и клубных видов деятельности;

    усиливаются взаимосвязи крытых и открытых сооружений при
    широком их использований для новых нетрадиционных видов активного досуга;

    обеспечивается доступность физкультурно-спортивных сооружений для инвалидов, в состав сооружений включаются специализированные залы и помещения для их занятий;

    развиваются специализированные спортивные центры: горнолыжные, парусные, конно-спортивные и др.;

    возрастает комфортность сооружений, их интерьеров и внешней
    среды; все больше внимания уделяется привлекательности архитектурного облика физкультурно-спортивных сооружений, способствующей

    улучшению качества среды в целом;

    наблюдается повсеместный рост строительства крытых сооружений
    взамен открытых бассейнов, стадионов, конькобежных дорожек.

Наряду с появлением множества разных форм и видов физкультурно-спортивных занятий, пользующихся спросом у населения (аэробика, боулинг, сквош, скалолазание и др.), а также с рядом успехов российского спорта высших достижений реальный охват физкультурно-оздоровительными занятиями населения (объем физкультурно-спортивных услуг) в последнее десятилетие не только не увеличился, но даже сократился. Темпы роста обеспеченности физкультурно-спортивными сооружениями значительно ниже необходимых. Общее количество сооружений не достигает и 30 % от нормативного; они размещены без учета требований равной обеспеченности населения занятиями вне зависимости от места проживания и работы, используются нерационально, их состав, типология и качество не удовлетворяют современным требованиям.

Разнообразию видов спорта и физкультурных занятий соответствуют объекты и сооружения различных типов, из которых складывается весьма развитая сеть физкультурно-спортивных сооружений.

Прототипами современных физкультурно-спортивных сооружений явились: в древности кромлехи, (которая представлена нами в приложении 1) - площадки, окруженные каменными столбами; в античной Европе - палестры и гимнасии, стадиодромы, стадионы, ипподромы, цирки. В величественных древнеримских амфитеатрах (Колизей в Риме и др.) нашла воплощение идея объединения стадиона и цирка; купальни с подогреваемой водой, существовавшие уже в древнегреческих палестрах, получили развитие в древнеримских термах.

Во дворцах древних правителей Азии строились монументальные конные дворы, а при раскопках в Центральной и Северной Америке обнаружены площадки для игры в мяч (например, в поселениях ацтеков и майя). В средние века сооружались главным образом площадки для военно-спортивных состязаний.

Учебно-тренировочная , зона состоит из спортивных площадок и сооружений для повседневных занятий с выделением территории для занятий с детьми. Демонстрационная зона помимо арен и трибун включает часть территории для отдыха посетителей, буфетов, киосков и т.п. Размеры демонстрационной зоны находятся в прямой зависимости от вместимости трибун. Зона обслуживания объединяет хозяйственные и эксплуатационные службы стадиона, мастерские, склады, оранжереи и т.п.

В XIX веке началось , интенсивное , строительство , спортивных , сооружений, особенно с 1896 г., когда стали проводиться современные олимпиады. В России начало физкультурно (гимнастического)-спортивного движения можно отнести к 1861 году, когда в Петербурге открылись первые теннисный кружок "Нева" и клуб конькобежного спорта, которые и построили первые теннисный корт и каток.

В апреле 1918 г. Высший совет физической культуры при Главном управлении Всевобуча начал переоборудование , старых , зданий , под военно-спортивные клубы и строительство , спортивных площадок, а уже с 1923-1925 гг. начато повсеместное строительство физкультурно-спортивных сооружений по всей стране. В настоящее время в России имеются 2120 стадионов, 53,5 тыс. спортивных залов, 2595 плавательных бассейнов, в том числе 2332 - крытых, около 90 тыс. плоскостных спортивных площадок, 3269 - лыжных баз и др.

Таким образом, физкультурно-спортивные , сооружения , подразделяются , на основные, предназначенные , непосредственно для спортивных и физкультурно-оздоровительных занятий, вспомогательные, предназначенные для занимающихся, хранения инвентаря и т.п., и для зрителей - в том числе трибуны и сопутствующие им сооружения.

Основные , сооружения , отличаются , большим разнообразием форм и размеров, что связано прежде всего с конкретными видами физкультурно-спортивных занятий. На конструктивные и объемно-планировочные решения сооружений существенное влияние оказывают экономические и природные факторы. Все сооружения делятся на две группы: открытые (на воздухе) и крытые сооружения (помещения). Открытые сооружения - сезонные: летние и зимние.

К летним относятся спортядра для легкой атлетики и футбола; поля и площадки для подвижных и спортивных игр (баскетбола, волейбола, тенниса, футбола и др. (которая Вам представлена в приложении 2), специальной и общей физической подготовки (ОФП), отдельных видов легкой атлетики (прыжков, метаний, толкания ядра), конного спорта, катания на роликовых коньках, скейтборда; дорожки и трассы для бега, ходьбы, конного, велоспорта, легкоатлетических и велокроссов; оборудованные маршруты для пешего, конного, вело- и водного туризма; искусственные трассы для лыжного, горнолыжного спорта: трамплины для прыжков на лыжах с искусственным покрытием; велотреки:

Тиры и стрельбища для пулевой стрельбы и стрелково-охотничьи стенды;

Оборудованные участки существующих водоемов для спортивного и оздоровительного плавания и купания, различных видов гребли, парусного спорта, водного слалома, воднолыжного спорта и др.;

Открытые ванны с подогревом или без подогрева воды для спортивного и оздоровительного плавания и купания, водного поло, прыжков в воду и др.; искусственные каналы для гребли и водного слалома и др.

К зимним открытым сооружениям относятся поля и площадки с естественным или искусственным льдом для массового и фигурного катания на коньках, хоккея с мячом, керлинга и др.; дорожки с естественным или искусственным льдом для скоростного бега на коньках; трассы для лыжного, горнолыжного, санного спорта, биатлона и др.; трамплины для прыжков на лыжах; искусственные трассы для санного спорта и бобслее, которая представлена нами в приложении 3; оборудованные участки акваторий для буерного спорта; оборудованные маршруты для лыжного туризма и др.

Значительная часть открытых сооружений попеременно используется для различных видов занятий в зависимости от сезона, для чего требуется менять покрытия сооружений и их оборудование. Спортядра для легкой атлетики и футбола в зимний сезон переоборудуются в дорожки с естественным льдом для скоростного бега и поля для хоккея с шайбой; поля и площадки для подвижных и спортивных игр - в поля и площадки: естественным льдом для массового и фигурного катания на коньках, хоккея с шайбой, керлинга и др.; дорожки и трассы для бега, ходьбы, велоспорта, легкоатлетических и велокроссов, а также искусственные трассы для лыжного спорта - в трассы для лыжного спорта и биатлона; оборудованные маршруты для пешего, конного, вело- и водного туризма - в оборудованные маршруты для лыжного туризма;

Крытые сооружения: залы для спортивных игр, которая представлена в приложении 4, акробатики, спортивной, художественной и ритмической гимнастики, хореографии, ОФП, легкой и тяжелой атлетики, бокса, борьбы, различного вида тренажеров; ванны с подогревом воды для спортивного и оздоровительного плавания и купания, водного поло, прыжков в воду, а также ванны для гребного спорта; площадки, поля и дорожки с искусственным льдом для массового катания на коньках, хоккея, хоккея с мячом, скоростного бега на коньках (рис. 1,1.6.), керлинга; велотреки; тиры для пулевой стрельбы; манежи для конного спорта и др.

Таким образом, нами можно сделать вывод, что наряду с двумя традиционными группами сооружений, одна из которых работает преимущественно летом (открытые), а другая - преимущественно зимой (крытые), перспективны круглогодичные сооружения с трансформируемыми конструкциями ограждений (покрытий, стен). Это в основном наиболее технически сложные и дорогие сооружения. Однако с совершенствованием и удешевлением трансформируемых конструкций эта группа будет расширяться.

По признаку объемно-пространственной организации основные сооружения могут быть разделены на плоскостные и объемные. В группу объемных помимо всех входят также и некоторые открытые сооружения: открытые ванны с подогревом или без подогрева воды; искусственные каналы для гребли и водного слалома (рис. 1.1.7.); искусственные трассы для горнолыжного спорта; тиры, стрельбища и стрелково-охотничьи стенды; трамплины для прыжков на лыжах; искусственные трассы для санного спорта

По признаку распространенности основные сооружения делятся на две группы: не зависящие от местных условий, повсеместно распространенные (спортивные залы, ванны бассейнов, поля и площадки) и сооружения, наличие которых зависит от местных условий - природных, экономических, спортивных традиций (сооружения для водных, горных, зимних видов спорта, конного спорта, велотреки и т.п., а также крупные демонстрационные сооружения, которую можете увидеть в приложении 5.

По характеру использования основные сооружения делятся на специализированные, т.е. предназначенные исключительно для одного или нескольких родственных видов спорта (рис. 1.1.8.), и универсальные - попеременно используемые в дневном и недельном цикле с помощью трансформации оборудования для занятий несколькими видами спорта. Термины «специализированные» и «универсальные» условны и всякий раз нуждаются в расшифровке. Чем выше спортивная квалификация занимающихся, тем выше степень специализации и качества сооружения.

По видам использования основные сооружения можно разделить на тренировочные и демонстрационные - спортивные, предназначенные преимущественно для соревнований (которая показана в приложении 5)

Состав основных сооружений многообразен и весьма подвижен. Появляются новые виды спорта или модификации существующих, а с ними - и новые сооружения. Рождение новых типов физкультурно-спортивных сооружений происходит и под влиянием технического прогресса, вызвавшего к жизни, например, боулинг, ванны с подъемным дном, искусственными волнами, водопадами, течениями, так, в связи с приспособлением закрывающихся промышленных и сельскохозяйственных зданий и объектов, например, по соображениям экологии (которая представлена в приложении 6, под буквами: а, б). Под влиянием роста требований изменяются габариты и оборудование сооружений, все большее число видов спорта уходит «под крышу», в связи с чем возникают новые типы крытых основных сооружений.

Вспомогательные сооружения и помещения - функционально необходимая часть физкультурно-спортивных сооружений, сопутствующая каждому или группе основных сооружений. Исключение - простейшие открытые сооружения при жилых зданиях, детских учреждениях и учреждениях отдыха. Вспомогательные сооружения часто образуют крупные объемы, например здание Олимпийского центра парусного спорта в Таллинне (рис. 1.1.10.), или весьма развитые комплексы зданий центров горнолыжного спорта сформированы, в основном, неспортивными сооружениями.

По функциональному назначению вспомогательные сооружения делятся на две группы: группу обслуживания занимающихся и зрителей, специали зированного обслуживания занимающихся, хранения и ремонта физкуль турно-спортивного оборудования и инвентаря; административно-хозяйствен ного назначения, жилые помещения.

Группа обслуживания и занимающихся, и зрителей включает вестибюльный блок с гардеробом верхней одежды и санузлами; помещения отдыха (фойе, кулуары, зимние сады), учреждения питания (буфеты, кафе, рестораны), торговые точки (автоматы, ларьки, магазины), культурные и развлекательные учреждения (помещения игровых автоматов, других игр, кино-, видеозалы, бильярд, кегельбан), бытового обслуживания (парикмахерские, косметические кабинеты), помещения клубные и для детей, пришедших с родителями. При тренировочных сооружениях группа обслуживания или часть ее делается общей для занимающихся и зрителей, но при демонстрационных сооружениях они, как правило, раздельны.

Группа специализированного обслуживания только занимающихся, включает блок раздевальных с душевыми и санузлами, медицинский блок, блок восстановительных процедур (массажные, солярии, электро- и светолечение, водные процедуры, сауны, парные бани), тренерские помещения, консультативные пункты, методкабинеты, конференц-залы, пункты проката физкультурно-спортивного инвентаря. Сооружения для передвижения занимающихся к основным сооружениям включают пешеходные, автомобильные, канатные дороги, лифты.

Жилье в зависимости от назначения основного физкультурно-спортивного сооружения может присутствовать среди вспомогательных сооружений и быть представлено различными типами помещений: от палаток до отдельных квартир, гостиничных номеров и отдельных зданий.

Группа хранения и ремонта физкультурно-спортивного оборудования и инвентаря включает места хранения мелкого инвентаря (кладовые), места хранения крупногабаритного оборудования и инвентаря (инвентарные, склады, лыже- и велохранилища, конюшни, эллинги, открытые площадки для хранения, гавани и порты), места ремонта оборудования и инвентаря (мастерские, ветеринарные блоки), капитальные сооружения для перемещения крупногабаритного оборудования и инвентаря (дороги, слипы, тельферы, причалы, плоты). Состав этой группы определяется назначением и рангом основного сооружения.

Группа административно-хозяйственная включает помещения администрации; служебные и бытовые помещения персонала; кладовые и склады хозяйственного оборудования и инвентаря; гаражи моторизированной техники; мастерские ремонта хозяйственного оборудования и инвентаря. Состав такого сооружения определяется назначением и рангом физкультурно-спортивного сооружения.

Сооружения для зрителей (рис. 1.1.11.) очень существенны, поскольку соревнования - неотъемлемый элемент спорта. Главная группа сооружений в этой категории - места для зрителей, трансформируемые и постоянные. Трансформируемые (убирающиеся, сборно-разборные, откидывающиеся, выдвигающиеся), как правило, для небольшого числа зрителей при тренировочных основных сооружениях. Однако их устраивают и при демонстрационных сооружениях. Здесь цель трансформации - создание оптимальной вместимости при различных демонстрационных мероп риятиях на арене. В этом случае формируются многотысячные сооружения для зрителей. Стационарные места для зрителей создаются преиму кстаенно в демонстрационных сооружениях, где трибуны могут достигать гигантских размеров.

Несущие конструкции сооружений для зрителей выполняются из различных материалов (дерево, металл, железобетон). В ряде случаев места для страиваются на откосах грунтовых насыпей или выемок (так называемые земляные трибуны).

Демонстрационным основным сооружениям соответствует определённое количество мест: более 5 тыс. - при спортивных залах для легкой атлетики и футбола, более 800 - при открытых полях и площадках, более 600 - при остальных открытых и крытых сооружениях. Сочетание демонстрационных основных сооружений с трибунами для зрителей называют стадионами - открытыми, крытыми, а в последнее время распространяются и трансформируемые. Таковы открытые стадионы для лёгкой атлетики, футбола, бейсбола, вмещающие до 100 тыс. зрителей и для ручных игр, хоккея, а также гребные, воднолыжные, лыжные стадионы, стадионы для конного спорта (ипподромы), велоспорта велодромы) и др.


Крытые стадионы, как правило, предназначаются для соревнований по нескольким видам спорта (с универсальной спортареной) и могут иметь до нескольких десятков тысяч мест для зрителей. На них могут проводиться также общественные и зрелищные мероприятия (митинги, конференции, концерты, кино, ревю), празднества и т.д. Оборудованные для разных видов использования, такие сооружения носят название универсальных спортивно-зрелищных залов (УСЗЗ) или Дворцов спорта с малой, средней и большой спортареной.

Название физкультурно-спортивного сооружения принимается, как правило, по названию его основного сооружения. Но иногда применяются специальные термины: для зала легкой атлетики - «манеж для легкой атлетики»; для тенниса - «теннисный корт»; футбола - «футбольный манеж»; открытых или крытых ванн - «открытый или крытый бассейн»; площадки со льдом - «каток»; вспомогательных помещений парусного и буерного спорта - «яхтклуб» и т.д.

Физкультурно-спортивные сооружения образуют развитую систему, растущую и разветвляющуюся по мере появления новых и модификации существующих типов основных, вспомогательных сооружений, сооружений для зрителей, их конструкций, инженерного и спортивно-технологического оборудования.

Список литературы

1 . Гагина Ю.А. Спортивные сооружения - М., 1999

2.Верхало, Ю.Н. Табель оснащения спортивных сооружений массового пользования спортивным оборудованием и инвентарем: учеб. пособие / Ю.Н. Верхало. - М.: Советский спорт, 2004

3.Бутин И.М. «Лыжный спорт», Москва «ACADEMA», 2000

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

В состав предтренировочного комплекса входят смеси различных витаминов, минералов, восстанавливающих и психостимулирующих веществ, адаптагенов...

Сначала появилось и развивалось одиночное катание, и первые соревнования проходили только среди мужчин-одиночников...

Гейнеры являются одними из наиболее популярных спортивных пищевых добавок и используются в первую очередь спортсменами, которые занимаются силовыми видами спорта...

Движение - жизнь. Эта фраза каждому из нас знакома буквально с детства. Однако, увы, далеко не все при этом следуют данному наставлению. Гиподинамия – болезнь современного общества...

Чтобы не возникло проблем со здоровьем спортсмена, и эффективность наращивания мышц была максимальной, бодибилдеру нужно правильно питаться...

Зарядку большинство людей ассоциирует с физическими упражнениями, которые выполняются утром. Однако, если вспомнить, что целью зарядки является увеличение внимания и работоспособности...

Еще с давних пор было известно, что на органы каждого человека, в том числе и у детей, можно воздействовать при помощи определенных физических упражнений...

Сегодня стало модно следить за своим самочувствием и соблюдать здоровый образ жизни, даже в школах возрождается традиция агитационных бригад...

Для профилактики спортивного травматизма тренер (преподаватель) должен хорошо знать особенности, основные причины и условия, способствующие возникновению различных травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата...

Адаптационные возможности организма не беспредельны, спортсмены не всегда и не в полной мере могут приспособиться к тем или иным условиям среды, физическим нагрузкам, в результате чего возникают заболевания...

Главный принцип при занятии физкультурой - не навреди! В этой связи мы рекомендуем обратить внимание на следующее...

Врачебный контроль за женщинами, студентами, лицами среднего и пожилого возраста...

Биохимические методы занимают одно из ведущих мест в общем комплексе обследований и контроля за тренированностью спортсменов...

Главная функция нервной системы состоит в быстрой и точной передаче информации...

Основу тканевого дыхания составляют сложные окислительно-восстановительные реакции, сопровождающиеся освобождением энергии, которая необходима для жизнедеятельности организма...

Kровообращение - один из важнейших физиологических процессов, поддерживающих гомеостаз, обеспечивающих непрерывную доставку всем органам и клеткам организма необходимых для их жизни питательных веществ и кислорода...

    Использования прыжковых упражнений в подготовке вратарей в футболе

    В статье представлены результаты проверки экспериментальной методики занятий с юными вратарями на основе использования прыжков в различных направлениях.

    2010 / Акинфеев Игорь Владимирович, Тихомиров Юрий Валерьевич
  • Особенности физического воспитания детей младшего дошкольного возраста на основе реализации программы «Сообщество»

    Раскрывается сущность инновационного потенциала внедрения программы «Сообщество» в образовательный процесс физического воспитания в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях. Авторами раскрываются особенности условия реализации программы «Сообщество» в процессе физического воспитания в...

    2009 / Пархоменко Юлия Васильевна, Вакурин Анатолий Николаевич, Ревякин Юрий Терентьевич
  • Ритмо-темповая структура техники бега на 100 м с барьерами как модельная основа методики обучения

    2007 / Столяр Л. М.
  • Сенситивные периоды развития специфической координации движений рук у девочек 4-8 лет, занимающихся художественной гимнастикой

    Статья посвящена проблеме изучения специфических координационных способностей рук у девочек 4-8 лет, занимающихся художественной гимнастикой на этапе начальной подготовки. Автором изучена возрастная динамика развития координационных способностей и выявлены сенситивные периоды их развития.

    2008 / Иванова Евгения Валентиновна
  • Новый тренажер для улучшения безопасности, равновесия и технической подготовленности гребцов

    В статье описываются особенности нового тренажера для тренировки гребцов, проживающих в странах со снегом в зимний период. Использование идеи скольжения гребного имитатора по снегу позволяет значительно улучшить безопасность, равновесие и техническую подготовленность гребцов-новичков перед первой...

    2011 / Зеленин Леонид Александрович, Медведков Виктор Дмитриевич
  • Типологические особенности профессиональных предпочтений личности педагога по физической культуре

    Л.Г. Чернышева. Типологические особенности профессиональных предпочтений личности педагога по физической культуре В статье представлены результаты исследований черт личности современного педагога по физической культуре различных специальностей под воздействием профессии на основе типологического...

    2007 / Чернышева Л. Г.
  • Экспериментальное исследование влияния направленности тренировочного процесса на повышение уровня подготовленности биатлонистов

    Основная цель исследований оценка эффективности направленности тренировочного процесса в годичном цикле тренировки и определение их влияния на уровень подготовленности биатлонистов каждого из четырех представленных направлений при помощи ретроспективного модельного педагогического эксперимента.

    2011 / Фарбей Вадим Валерьевич, Дунаев Константин Степанович
  • Исторические вехи развития мужского самбо и дзюдо в Липецкой области в 1980-х гг.

    В статье рассматривается один из периодов в культивировании самбо и дзюдо в Липецкой области. Особое внимание уделяется статистике выступлений борцов на крупнейших соревнованиях, таких как чемпионаты и первенства мира, Европы, СССР, РСФСР, а также на представительных международных турнирах.

    2011 / Шахов Артём Александрович, Стюшин Олег Алексеевич
  • Сравнительный анализ студентов с последствиями детского церебрального паралича и здоровых студентов по уровню функционального развития и двигательных способностей

    В статье представлены результаты исследований студентов Благовещенского государственного педагогического университета. Рассмотрены различия здоровых студентов и студентов с последствиями детского церебрального паралича по уровню функционального развития и двигательных способностей.

    2010 / Михайловский Александр Павлович
  • Влияние комплекса упражнений с применением «волнового тренажера Агашина» на уровень физической подготовленности и заболеваемости детей старшего дошкольного возраста

    В статье представлены результаты влияния комплекса упражнений с применением «волнового тренажера Агашина» как фактора повышения физической подготовленности и здоровья ребенка в системе дошкольного образовательного учреждения.

    2010 / Грец Ирина Антоновна, Самойлов Александр Борисович, Кирпиченков Алексей Алексеевич
  • Обучение в ССУЗе как важный этап в формировании ключевых компетенций будущих специалистов средствами физической культуры

    Рассматривается значение периода обучения в ссузе в формировании ключевых компетенций будущих специалистов, описывается физическое и психическое развитие подростка. Представлены возможности использования средств физической культуры для формирования ключевых компетенций будущих специалистов в ссузе...

    2011 / Яворская Анастасия Александровна
  • Роль и значение технико-тактической подготовки в спортивной радиопеленгации

    2007 / Зеленский К. Г.
  • Комплексная оценка эстетических компонентов исполнительского мастерства в гимнастических видах спорта

    В статье приведена методика, которая позволяет оценивать эстетические компоненты исполнительского мастерства в гимнастических видах спорта путем построения эталонных рядов и дифференцированной оценкой единичных показателей эстетики.

    2010 / Плеханова Марина Эдуардовна
  • Мотивация студентов к занятиям спортивно-оздоровительным туризмом

    2007 / Тарасеня Т. Ю.
  • Настольный теннис как эффективное средство физической подготовки студентов с последствиями детского церебрального паралича

    В статье представлены результаты исследований влияния занятий настольным теннисом и общей физической подготовкой на показатели физического состояния и успеваемости студентов с последствиями детского церебрального паралича.

    2011 / Михайловский Александр Павлович
  • Структура и многолетняя динамика соревновательной деятельности высококвалифицированных баскетболистов

    В статье анализируется многолетняя динамика соревновательной высококвалифицированных баскетболистов на примере одного из лучших баскетбольных клубов России. Рассматриваются пути повышения эффективности управления многолетней подготовкой баскетболистов на основе совершенствования структуры...

1. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества

Физическая культура (ФК) - это часть общечеловеческой куль­туры, вид социальной деятельности, направленной на развитие фи­зических способностей.ФК - вид социальной практики, а это зна­чит, что общество признает такую деятельность полезной и необ­ходимой для всех граждан и призвано обеспечивать условия для ее развития.

Показателями состояния ФК в обществе и государстве явля­ются совокупность материальных и духовных ценностей, создан­ных для физического совершенствования людей, уровень их здо­ровья и физического развития и степень использования физиче­ских упражнений в сфере воспитания.

Показателем физического состояния учащейся молодежи яв­ляется доля лиц с хорошей физической подготовленностью и доля лиц со слабой физической подготовленностью.

К материальным ценностям ФКотносятся стадионы, бассей­ны, спортивные залы, спортивная база учебных заведений, меди­цинские учреждения, занимающиеся проблемами ФК, учебные заведения, готовящие кадры ФК, научно-исследовательские ин­ституты (здания, лаборатории, аппаратура и пр.). Ихколичество в отношении к численности населения - важный показатель раз­вития ФК.

Духовные ценности ФКсоставляют наука о физическом воспи­тании и спорте, сеть учебных заведений, готовящих специалистов по физической культуре, произведения искусства, посвященные ФК и спорту (живопись, скульптура, музыка, кино), система уп­равления в сфере ФК.

Понятие «физическая культура» включает в себя и спорт.

Спорт- вид деятельности в сфере физического воспитания, направленный на достижение максимальных результатов в избран­ном виде.

Ос­новным признаком спорта является соревнование - сопоставле­ние сил и физических способностей в борьбе за первенство или высокий спортивный результат (кто лучше, кто сильнее, кто бы­стрее?).

Становление физической культуры и ее развитие во многом обус­ловлено материальными условиями жизни общества. Так что же такое «физическая культура» как явление современной культурной жизни общества? Можно дать следующее определение этому понятию:

Физическая культура- часть общей культуры общества, направлен­ная наукрепление и повышение уровня здоровья, всестороннее развитие физическихспособностей народа и использование их в общественной практике и повседневной жизникаждого человека. Однако, рассматри­вая это определение, всегда следует помнить о том, что данный феномен жизни современного человекана каждом этапе развития общества всег­да имел и имеет глубокие биологические корни, питающие раскидистую крону древа активной жизнедеятельности каждого человека. Движе­ние (активная двигательная деятельность) - одно из главных состав­ляющих биологического обеспечения жизнедеятельности организма человека (и клеток, и тканей, и органов, и физиологических систем).

В эволюционном плане все составляющие организма человека раз­вивались и совершенствовались на основе движения и поэтому требу­ют его постоянно как для своего развития, так и для поддержания функциональных возможностей каждого человека. Актуальность этого положения возрастает по мере неуклонного сокращения двигательной активности современного человека. Академик А.И. Берг и его сотруд­ники подсчитали, что в середине XIX в. из всей энергии, производимой и потребляемой на Земле, 94% приходилось на мускульную силу, а уже в середине XX в. на ее долю падал только 1%. Этот «голод движения», слабый двигательный фон, опасен для жизнедеятельности человека, так как нарушает нормальный обмен веществ в организме, необходи­мый баланс между умственной и физической нагрузками. Именно по­этому возникла необходимость культуры использования движения - этой основы жизнедеятельности организма человека, т.е. разработки целого комплекса социальных, биологических, физиологических, пе­дагогических и других аспектов знаний об эффективном использова­нии движения для обеспечения жизнедеятельности человека в совре­менных постоянно изменяющихся условиях.

Все эти знания, собственное отношение каждого человека к их ре­ализации, отношение общества к этому явлению и создали современ­ную физическую культуру.

Таким образом, в своей основе современная физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в виде разнообразных физических упражнений, способствующих биологическому раз­витию молодого организма, позволяющих формировать необходимые умения и навыки, развивать физические способности, оптимизиро­вать состояние здоровья, психическую устойчивость и в целом обес­печивать высокую работоспособность в течение всей жизни.

История физической культуры и спорта насчитывает тысячелетия. В современных системах физических упражнений, видах спорта от­четливо наблюдаются многочисленные элементы основных форм фи­зической активности человека в древности. Многие современные си­стемы физических упражнений корнями уходят к религиозным, ритуальным, традиционным действиям народов Древнего мира, свя­занным с укреплением и поддержанием работоспособности человека или отдельных систем его организма, а также со стабилизацией пси­хических процессов.

В историческом развитии отдельных видов спорта и различных си­стем физических упражнений явно просматривается их связь с услови­ями внешней среды, с социально-экономическими факторами труда, быта и отдыха человека. Кроме того, многие изменения во внутренней структуре каждого вида спорта зачастую зависели и зависят от про­гресса техники, от результатов научных открытий. С этими же и други­ми социальными факторами тесно связано постоянное совершенство­вание теории и методики, а также практики спортивных тренировок, медико-биологического обеспечения тренировочного процесса.

Физическая, культура и спорт в современном обшестве являются сложными многофункциональными явлениями. В нашем обществе они выполняют ряд важных социальных функций:

Укрепление здоровья людей, содействие воспроизводству здоро­вого населения и сохранению генофонда страны;

Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности со стремлением к достижению ее физического совершенства;

Удовлетворение потребностей общества в людях, физически под­готовленных к современному производству, к выполнению патриоти­ческого долга по защите Родины;

Интернациональное воспитание граждан страны, укрепление един­ства и сплоченности наций, дружбы и сотрудничества между народами.

Физическая культура и спорт как средство укрепления здоровья людей и сохранения генофонда страны.

Основным показателем физического состояния человека является его здоровье, которое обеспечивает пол­ноценное выполнение человеком всех жизненных функций и форм деятельности в тех или иных конкретных условиях.

Сохранение и укрепление здоровья человека, повышение уровня его физической подготовленности и трудоспособности, продление творческой активности людей определяется как важнейшая социаль­ная задача, роль которой в любом обществе чрезвычайно велика.

В решении этой задачи не последнюю роль играют физическая куль­тура и спорт, физическое воспитание молодежи. Посредством направлен­ного использования физических упражнений, соблюдения здорового об­раза жизни и т.д. можно в широком диапазоне изменять целый ряд показателей физического развития, физическую функциональную подго­товленность (силу, выносливость, быстроту, гибкость, ловкость). Оздоро­вительная направленность физической культуры и массового спорта является закономерностью их функционирования. Выбор средств физи­ческого воспитания, регулирование физических нагрузок основаны в первую очередь на контроле за состоянием здоровья занимающего со сто­роны врача, тренера-преподавателя и считаются обязательными условия­ми при занятиях физической культурой и спортом.

Забота о генофонде населения страны выступает одной из важней­ших, а ныне и актуальнейших, государственных задач. В этой работе задействованы многие общественные и государственные структуры. Существенный вклад в решение этой проблемы могут внести физиче­ская культура и спорт. Не случайно в одном из своих выступлений Президент РФ В.В. Путин предостерег - невнимательное отношение к спорту может «пагубно отразиться на здоровье нации».

Именно культура физическая будущих родителей, их здоровье и здоровый образ жизни могут обеспечить здоровье генофонда страны.

В биологии, селекции существует постулат: «Хорошее с хорошим дает лучшее...», который можно отнести как к обществу, государству, так и к каждому конкретному его гражданину.

Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности. Стремле­ние к физическому совершенству.Наиболее действенным в реализации этой социальной функции физической культуры являются сам про­цесс физического воспитания молодежи и практика массового спорта.

При этом всестороннее физическое воспитание предполагает оп­тимальное развитие всех двигательных качеств: силы, выносливости, быстроты (или скоростных возможностей), гибкости, ловкости (или координации движений).

Следует отметить действенные возможности физической культуры и спорта не только в сфере физического развития человека, но и во всемерном содействии воспитания других сторон личности: умствен­ной, нравственной, эстетической, трудовой и даже идейно-патриоти­ческой. Именно в совместном воспитании и развитии физических и духовных начал личности человека и заключается основная цель гар­монического формирования человека. При этом воздействие физиче­ской культуры и спорта на личность специфично и не может быть за­менено или компенсировано какими-либо другими средствами.

Что касается стремления к достижению идеала - физическому со­вершенству, то здесь мы сталкиваемся с философским толкованием самого понятия «идеал». Признана трудность его достижения в силу различных причин (но к этому нужно стремиться!), в том числе и по причине его изменчивости во времени.

Поэтому суть физического совершенства наиболее коротко изло­жена в определении его понятия.

Физическое совершенство - исторически обусловленный уровень здо­ровья и всестороннего развития физических способностей людей, соответствующий требованиям человеческой деятельности в определенных условиях производства, военного дела и других сферах общественной жизни, обеспечивающий на долгие годы высокую степень работоспособ­ности человека.

Конкретные признаки и показатели физического совершенства определяются реальными запросами и условиями жизни общества на каждом историческом этапе и поэтому меняются по мере развития общества.

Подготовка людей к профессиональному труду и защите Родины.

Од­ной из основных функций физической культуры и спорта является удовлетворение потребностей общества в физической подготовлен­ности людей, участвующих в производстве, их психофизической го­товности к выполнению гражданского долга по защите своей Родины.

Как уже указывалось, с начальных этапов развития человеческого общества физические упражнения использовались как одно из актив­нейших средств подготовки человека к трудовой и военной деятель­ности и имели важное значение в его приспособлении к постоянно усложнявшимся формам труда и военной практики. Существенное уменьшение доли простого физического труда и постоянное увеличе­ние доли умственного труда в процессе современного производства в любой профессиональной деятельности не снижает требований к фи­зической подготовленности работников, а еще более заостряет проб­лемы психофизической надежности человека в системе производства и профессиональных деловых отношений.

Вероятно, не случайно в плане существенных изменений на рынке труда появляются и становятся привычными подобные объявления: «В банковскую систему… требуются молодые специалисты-выпуск­ники юридических факультетов, владеющие иностранным языком и имеющие хорошую физическую подготовленность. Оплата высокая».

Особую роль физическая культура и спорт играют в подготовке к активной трудовой деятельности именно молодого поколения. Изве­стно, что хорошо физически подготовленный человек, сильный, вы­носливый, ловкий и быстрый, владеющий многообразными умения­ми и навыками, быстрее и успешнее приспособится к новым условиям труда. Это позволяет ему более интенсивно и продуктивно трудиться, быть конкурентоспособным в современной производ­ственной и деловой жизни. Поэтому здесь будет уместно отметить следующий важный постулат:

В обществе нет других средств, кроме физической культуры и спорта, с помощью которых можно было бы готовить к новому производству, но­вым деловым отношениям людей, достаточно развитых физически.

Физическая культура и спорт - средства укрепления мира, дружбы и сотрудничества между народами.Физическая культура и спорт как общественные явления имеют национальную и интернациональную формы развития, о чем свидетельствует, в частности, исторический опыт олимпийского движения.

В нашей стране в настоящее время национальная форма развития физической культуры и спорта проявляется в развитии национальных видов спорта, в осуществлении физического воспитания на родном языке, в массовой подготовке национальных кадров. Национальные виды спорта используются и как средство решения современных задач физического воспитания - это предусмотрено государственной при­мерной программой по учебной дисциплине «Физическая культура».

Выступая в спортивных соревнованиях, проводимых в разных об­ластях, краях и республиках страны, представители различных наци­ональностей знакомятся с историческими местами, бытом и жизнью людей других национальностей. Дружеская атмосфера, в которой обычно проводятся спортивные соревнования, правила их проведе­ния, требующие уважения к сопернику, совместные тренировки спортсменов различных национальностей и т.п. - все это, несомнен­но, способствует интернациональному воспитанию спортсменов, и не только их, но и многочисленных зрителей, наблюдающих за состяза­ниями.

Современный спорт имеет важное значение в развитии общечело­веческих контактов и взаимоотношений не только в рамках одной страны, но и между различными странами. В международном масштабе интернациональное в спорте проявляется через широчайшее современное многонациональное спортивное движение.

Международные спортивные встречи воспитывают уважение к представителям других стран, к их обычаям, помогают преодолевать расовые предрассудки, позволяют создавать атмосферу взаимопони­мания между людьми, поощряют международное сотрудничество.


2. Современное состояние физической культуры и спорта

Понятие «культура» можно определить как степень раскрытия потен­циальных возможностей личности в различных областях деятельнос­ти человека и, что важно, в определенных исторических и современ­ных условиях. Результаты культурной деятельности человека фиксируются и отражаются в духовных и материальных ценностях. Эта деятельность создает новые ценности, необходимые для развития культуры последующих поколений, жизнедеятельность которых про­ходит в новых условиях. Все эти признаки присущи и современной физической культуре.

С переходом России в начале 1990-х годов к новой политико-экономической модели общественного развития, существенные изменения претерпела и система физической культуры.

Направленность и функционирование системы физической культуры и спорта на протяжении нескольких десятков предыдущих лет определялась утилитарной направленностью (физическая подготовка к труду, защите Родины), а также престижной функцией отечественного спорта на международной арене.

В последние годы наблюдается смещение цели физической культуры в сторону приоритета психофизического развития личности, формирование ее физической культуры.

Основные положения государственной политики в области физической культуры и спорта в Российской Федерации и олимпийского движения России были определены в Федеральном законе “О физической культуре и спорте в Российской Федерации” и Концепцией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005г.

Закон состоит из VII глав и регламентирует следующие положения:

  • принципы государственной политики в области физической культуры и спорта, меры государственной поддержки;
  • систему физической культуры и спорта в Российской Федерации, в том числе субъекты физкультурного (физкультурно-спортивного движения), компетенция органов государственной власти в области физической культуры и спорта, деятельность Олимпийского комитета России, физкультурно-спортивных объединений и физкультурно-спортивных организаций, спортивных школ и училищ олимпийского резерва, сборных команд РФ по видам спорта, взаимодействие с органами исполнительной власти, органов местного самоуправления и физкультурно-спортивных объединений, научно-методическое и техническое обеспечение развития физической культуры и спорта;
  • физкультурно-оздоровительную работу и развитие спорта высших достижений;
  • пропаганду физической культуры и спорта;
  • права и обязанности спортсменов, работников физкультурно-спортивных организаций, общественных физкультурных организаторов и их социальная защита;
  • ресурсное обеспечение в области физической культуры и спорта и др. (Федеральный закон РФ от 29 апреля 1999г № 80-ФЗ).

В Концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации дана характеристика современного состояния физической культуры и спорта в нашей стране и определена основная цель государства в области физической культуры и спорта – оздоровление нации, формирование здорового образа жизни населения, гармоническое воспитание здорового, физически крепкого поколения, а также достойное выступление российских спортсменов на крупнейших международных спортивных соревнованиях.

Государственная политика в сфере физической культуры и спорта предусматривает следующие основные направления деятельности в развитии физической культуры и спорта:

  • формирование у населения понимания необходимости занятий физической культурой и спортом и повышение уровня знаний в этой сфере;
  • создание условий для достойного выступления российских спортсменов на крупнейших международных спортивных соревнованиях;
  • развитие спорта высших достижений;
  • усиление роли Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в вопросах регулирования и управления физической культурой и спортом;
  • совершенствование системы управления и организации физической культурой и спорта, разработка новых организационно-управленческих решений, направленных на создание системы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди населения;
  • развитие спортивной медицины, а также актуальных направлений науки в сфере физической культуры и спорта, использование результатов научных исследований в практике физкультурно-спортивного движения России;
  • формирование постоянно действующей информационно-пропагандистской и просветительско-образовательной системы, способствующей вовлечению граждан в активные занятия физической культурой и спортом и формирование здорового образа жизни населения, особенно подрастающего поколения;
  • представление детям, инвалидам и людям старшего возраста льготных условий для занятий физической культурой и спортом;
  • привлечение для развития физической культуры и спорта, а также спорта высших достижений средств и различных источников, включая бюджеты всех уровней и внебюджетные средства, в т.ч. получаемые от реализации прав на телетрансляции, проведение спортивных лотерей и от другой деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, стимулирование привлечения инвестиций на развитие физической культуры и спорта;
  • формирование региональной политики в сфере физической культуры и спорта;
  • формирование нормативных правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных источников финансирования;
  • анализ эффективности использования спортивных сооружений;
  • развитие инфраструктуры (спортивных сооружений, центров подготовки и спортивных баз) для занятий физической культурой и спортом в соответствии с программами развития физической культуры и спорта всех уровней;
  • проведение массовых физкультурно-оздоровительных и спортивных соревнований, в т.ч. “Золотая шайба”, “Кожаный мяч”;
  • подготовка спортивного резерва путем развития детско-юношеского спорта;
  • подготовка кадров и повышение квалификации работников сферы физической культуры и спорта, в том числе по вопросам менеджмента, маркетинга и права в области физической культурой и спорта, проведение аттестации управленческих кадров.

3. Физическая культура личности

Прежде всего следует определить, что мы понимаем под физической культурой личности.

В наиболее кратком изложении это понятие можно представить в следующем виде:

Физическая культура личности характеризуется уровнем ее образо­вания в сфере физической культуры, оптимальной физической подготов­ленностью, что находит отражение в здоровом стиле жизни, в видах и формах активной физкультурно-спортивной деятельности.

Физическая культура личности связана с желанием, потреб­ностью и умением человека сохранять свое телесное «Я». А для этого необходим определенный объем знаний: о морфофункциональных особенностях различных органов и систем организма, о влиянии физической работы и физических упражнений на их раз­витие, а также на развитие физических качеств (силы, выносли­вости, ловкости, скорости, гибкости), о вреде дурных привычек (курения, алкоголя, наркотиков).

Другое необходимое условие формирования физической культуры личности - это стремление к овладению системой определенных умений и навыков, обеспечи­вающих сохранение и укрепление здоровья, физического благо­получия, развитие способностей (например, умение составить план занятий по развитию физических качеств, профилактике небла­гоприятных воздействий профессиональной деятельности и др.). Конкретные навыки (производственная гимнастика, комплекс утренней зарядки, умение плавать, ходить на лыжах и др.) помо­гут в реализации поставленной задачи. Однако иметь определен­ные знания и навыки недостаточно, необходимо применять их на практике, в жизни. Лишь регулярные занятия физической культу­рой и спортом помогут в достижении необходимого уровня раз­вития физических качеств, т.е. в достижении определенного уров­ня тренированности.

Физическое воспитание- педагогический процесс, направлен­ный на морфологическое и функциональное совершенствование организма человека, на повышение уровня физических качеств, формирование и улучшение двигательных навыков, улучшение форм тела (формирование правильной осанки, развитие грудной клетки, мышц). Совершенствование организма человека в этом направлении происходит и под влиянием естественных факторов: возрастных изменений, условий жизни, наследственности. Сила, выносливость, скорость у юноши 17 лет несравненно выше, чем у 10-летнего ребенка. Из двух сверстников лучше физически разви­тым будет тот, кто больше работает на огороде, в лесу, ведет более подвижный образ жизни (катается на велосипеде, лодке, лыжах, играет в футбол и пр.). Физическое воспитание предпола­гает целенаправленную деятельность по овладению определенны­ми двигательными навыками, улучшению физических качеств, совершенствованию форм тела.

Физическое развитиерассматривается в двух значениях:

Как процесс изменения морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его жизни;

Как результат этого процесса, характеризующийся такими признаками, как рост, масса, жизненная емкость легких, и про­чими антропометрическими данными, а также степенью разви­тия физических качеств (силы, выносливости и др.).

Физическая подготовка- это физическое воспитание, направ­ленное на подготовку человека к определенному виду деятельно­сти (водолаза, пожарника, летчика, спортсмена). Результатом физической подготовки является физическая подготовленность.Она характеризуется уровнем развития ведущего для данной деятель­ности качества (выносливости, силы, ловкости, гибкости, ско­рости) и степенью овладения ведущими навыками (высокая, сред­няя и низкая). Часто качества и навыки оцениваются совместно (например, у пожарного - скорость влезания по наклонной лест­нице в полном облачении и с пожарным шлангом в руках).

Известно, что формирование характера и поведения человека, осо­бенности его личности во многом определяются теми социальными условиями, окружением, в котором он жил и живет. Поэтому и форми­рование физической культуры личности ках одной из сторон общей культуры происходит не с момента получения студенческого билета.

Молодой человек, поступающий в высшее учебное заведение, мо­жет уже иметь как осознанное положительное отношение к физичес­кой культуре, так и индифферентное или даже негативное. И не столь важно (хотя и не безразлично), где и под чьим влиянием приобретены эти установки - в семье, школе, в кругу друзей-сверстников и т.д. Ва­жен сам факт!

Поэтому одной из основных и трудных задач учебной дисциплины «Физическая культура» в высшем учебном заведении является задача формирования у всех студентов, достаточно взрослых молодых лю­дей, осмысленно положительной жизненной установки на физичес­кую культуру и спорт. При этом она должна иметь не сиюминутную направленность, но быть нацеленной на всю их последующую жизнь (на здоровый образ жизни, двигательную активность, занятия спор­том, активный отдых, на обеспечение длительной активной жизни).

Какие же критерии могут быть положены в оценку степени сфор­мированное™ физической культуры личности? По мнению профес­сора М.Я. Виленского, они могут включать в себя как объективные, так и субъективные показатели. К этим показателям можно отнести:

Степень потребности в физической культуре и способы ее удов­летворения;

Интенсивность участия в физкультурно-спортивной деятельнос­ти (затрачиваемое время, регулярность);

Характер сложности и творческий уровень этой деятельности;

Выраженность эмоционально-волевых и нравственных проявле­ний данного человека в физкультурно-спортивной деятельности (са­мостоятельность, настойчивость, трудолюбие, целеустремленность, самообладание, дисциплинированность, коллективизм, патриотизм);

Проявление самоорганизации, самообразования, самовоспита­ния и самосовершенствования в физической культуре;

Уровень физического совершенства и отношения к нему;

Владение средствами, методами, умениями и навыками, необхо­димыми для самостоятельного физического совершенствования;

Системность и глубина усвоения научно-практических знаний по физической культуре для творческого использования в практике физ-культурно-спортивной деятельности;

Широту диапазона и регулярность использования знаний, уме­ний, навыков и опыта физкультурно-спортивной деятельности в ор­ганизации здорового стиля жизни, в учебной и профессиональной де­ятельности.

Таким образом, как интегрированный результат физического вос­питания, самоподготовки студента сформированность физической культуры личности будущего специалиста должна проявляться в его активном отношении к своему здоровью, физическим возможностям и способностям, в образе (стиле) жизни, в быту и профессиональной деятельности.

4. Физическая культура в различных сферах жизни

В процессе жизни человек занимается многими видами деятельности, которые в той или иной степени связаны с двигательной активностью и значительными физическими нагрузками. Однако далеко не все они могут быть отнесены к физической культуре. Поэтому сущностным ядром физической культуры можно считать только двигательную активность, связанную с обязательным выполнением физических упражнений. Выполняемые при этом физические нагрузки могут быть разной величины, зависящие от поставленных задач – восстановить, поддержать или развить свои физические кондиции. Поэтому не всякая, а только окультуренная (полезная, целесообразная) двигательная деятельность, воздействующая положительным образом на психофизическую сферу человека, может быть отнесена к культуре физической. А вот двигательная деятельность, например, грузчика к физической культуре напрямую не имеет непосредственного отношения, т.к. она имеет цель не развитие самого себя, а выполнение производственного задания, которое может быть достигнуто любой ценой, даже перенапряжением. Подобная ситуация в физической культуре в принципе недопустима и вредна. Таким образом, деятельностный аспект физической культуры реализуется в результате выполнения человеком физических упражнений; при этом деятельность должна отвечать задачам физического воспитания и быть организованной в полном соответствии с закономерностями физического воспитания. В отличие от других видов физической активности человека физкультурная деятельность имеет ряд принципиальных особенностей:

  1. Физкультурная деятельность обязательно содержит двигательный компонент, который в ней, как правило, является преобладающим;
  2. Деятельность в сфере физической культуры представлена наиболее рациональными формами двигательных действий, имеющими свою конкретную методику занятий. При воспитании скоростных способностей, например, методика будет существенно отличаться от таковой при воспитании общей выносливости практически по всем параметрам;
  3. Физкультурная деятельность человека всегда направлена на совершенствовании самого себя в аспекте овладения рациональной техникой упражнения, воспитания физических качеств, формирования правильной осанки, укрепления здоровья и т.д. Цели, лежащие вне самого человека, хотя и могут существовать и решаться параллельно, но ведущими при этом не являются.

Все эти признаки в своей совокупности присущи только физической культуре. Для других аспектов человеческой деятельности в полном объеме они не характерны.

5. Физическая культура как учебная дисциплина высшего сельскохозяйственного специального образования. Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении

Основными законода­тельными и инструктивными документами, определяющими обяза­тельность, основную направленность и объем учебной дисциплины «Физическая культура» в учебных планах всех высших профессио­нальных учебных заведений, являются следующие документы.

1. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Россий­ской Федерации» (1999).

2. Специальный приказ Российской Федерации, обязательный для всех государственных и частных учебных заведений. Согласно этому приказу вузы обязаны обеспечить организацию физического воспита­ния в соответствии с действующими образовательными стандартами, планируя проведение учебной дисциплины «Физическая культура» по 4 аудиторных часа в неделю на I-II курсах, по 2 часа в неделю на III- IV курсах с проставлением итоговой оценки (экзамен).

3. Примерная программа учебной дисциплины «Физическая куль­тура», являющаяся федеральным компонентом цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин в государственном образовательном стандарте профессионального образования.

Основные положения программы обязательной учебной дисциплины «Физическая культура» в высших учебных заведениях и ее профессиональная направленность.

Программа включает в себя следующие основные разделы:

· Организационно-методический раздел.В этом разделе цель курса определяется как формирование физической культуры личности сту­дента и его способности направленного использования разнообраз­ных средств физической культуры для сохранения и укрепления здо­ровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.

· Теоретический раздел- материал раздела предусматривает овла­дение студентами системой научно-практических и специальных зна­ний, необходимых для понимания природных и социальных процес­сов функционирования физической культуры общества и личности.

· Практический раздел- учебный материал направлен на повышение уровня функциональных и двигательных способностей, формирование необходимых качеств и свойств личности, на практическое овладение методами и средствами физкультурно-спортивной деятельности через приобретение личного опыта, направленного использования средств физической культуры и спорта.

Средства практического раздела занятий в рабочей программе ка­федры физического воспитания определяют самостоятельно.

Обязательными видами физических упражнений для включения в рабочую программу по физической культуре являются: отдельные дисциплины легкой атлетики (бег 100м - муж., жен., бег 2000м - жен., бег 3000м - муж.), плавание, спортивные игры, лыжные гонки, профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП).

Контрольный раздел, в котором посредством контрольных занятий, зачетов и экзамена обеспечивается оперативный, текущий, итоговый контроль. Последний из них дает возможность провести комплекс­ную проверку знаний, методических и практических умений, выявить общую физическую подготовленность студента, его психофизичес­кую готовность к профессиональной деятельности.

Одним из условий и критериев, обеспечивающих успешность про­цесса физического воспитания, является регулярность посещения обязательных практических занятий по учебной дисциплине «Физическая культура». Поэтому данное требование остается обязательным для выполнения нормативов в каждом семестре, так как именно сис­тематические занятия обеспечивают физиологически и методически оправданное повышение функциональной и двигательной подготов­ленности (тренированности) студентов.

Профессиональная направленность физического воспитания студен­тов в высшем учебном заведении.

В высшей школе студентами уже вы­брана их будущая профессия. Учебная дисциплина «Физическая культура» призвана наряду с другими дисциплинами внести свой вклад в профессиональное становление будущих специалистов. По­этому весь учебный процесс физического воспитания студентов дол­жен иметь определенную профессионально-прикладную направлен­ность. Ее конкретная реализация осуществляется специальным подбором средств в практических занятиях, обеспечивающих акцен­тированное развитие и формирование тех физических качеств, уме­ний и навыков, которые в наибольшей степени необходимы студен­там для их будущей профессиональной деятельности. Программой предусмотрены и две обязательные лекции (III-IV курс), связанные с этим разделом ППФП: «Профессионально-прикладная физическая подготовка» и «Физическая культура в профессиональной деятельно­сти бакалавра и специалиста». Кафедрой физического воспитания для каждого семестра разрабатываются специальные практические нор­мативы и требования по этому разделу программы, которые могут су­щественно отличаться для студентов различных факультетов.

Основы организации учебного процесса по физическому воспитанию студентов в вузе.

В физическом воспитании студентов используются разнообразные формы учебных и внеучебных занятий на протяжении всего периода обучения в вузе.

Учебные занятия (I-IV курсы) проводятся в форме:

Обязательных теоретических, практических, контрольных; индивидуальных и индивидуально-групповых дополнительных

занятий и консультаций;

Самостоятельных занятий по заданию и с периодическим конт­ролем преподавателя.

Внеучебные занятия организуются в форме:

Выполнения физических и рекреационных мероприятий в режи­ме учебного дня;

Самодеятельных занятий физическими упражнениями, спортом, туризмом во внеучебное время (в спортивных клубах, секциях, груп­пах по интересам);

Массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных меро­приятий.

Для практических занятий по учебной дисциплине «Физическая культура» на основании медицинского заключения студентов распре­деляют по трем учебным отделениям: основному, специальному, спортивному. Распределение проводится перед началом учебного го­да с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, физиче­ской и спортивной подготовленности.

Студенты, не прошедшие медицинского обследования, к практи­ческим учебным занятиям не допускаются, что считается пропуском учебных занятий по неуважительной причине.

В основное отделение зачисляются те, кто отнесен к основной и подготовительной медицинским группам; в специальное учебное от­деление - студенты, отнесенные к специальной медицинской группе с учетом их физического состояния.

Тех, кто по состоянию здоровья освобожден от практических заня­тий по физической культуре на длительный срок, также зачисляют в специальное учебное отделение для освоения доступных разделов программы. В это же отделение зачисляются студенты, назначенные на специальные практические занятия в группах лечебной физичес­кой культуры (ЛФК).

В спортивное отделение, состоящее из учебных групп по видам спорта, культивируемых в данном вузе, зачисляют студентов основ­ной медицинской группы, показавших хорошую физическую и спор­тивную подготовленность, соответствующую спортивному уровню группы или команды по видам спорта в конкретном вузовском кол­лективе. Это соответствие определяется тренером - преподавателем кафедры физического воспитания.

Перевести студента из одного учебного отделения в другое можно по его желанию только после успешного окончания семестра или учеб­ного года.

Перевод студентов в специальное учебное отделение на основе ме­дицинского заключения может производиться в любое время учебно­го года.

В конце каждого семестра во всех учебных отделениях проводится итоговая аттестация студентов.

Зачетные требования включают в себя:

Знания по теоретическому разделу (устный опрос);

Выполнение тестов по общей физической, профессионально-прикладной физической и спортивно-технической подготовке (вы­полнение установленных нормативов).

Тесты по общефизической профессионально-прикладной и спор­тивной подготовке оцениваются в очках (от 1 до 5). Оценка ниже од­ного очка хотя бы за одно практическое зачетное упражнение не по­зволяет претендовать на зачет по практическому разделу, который определяется по средней оценке по всем установленным тестам для данного семестра.

Программой установлены следующие суммарные средние оценки тестов практического раздела:

Средняя оценка 2,0 очка - «удовлетворительно»;

Средняя оценка 3,0 очка - «хорошо»;

Средняя оценка 3,5 очка - «отлично».

Причем три теста (см. табл. 1.1.), характеризующих общую физи­ческую подготовленность, являются обязательными в конце каждого курса во всех вузах страны.

В специальном учебном отделении зачетные упражнения и тесты, их оценки в очках устанавливаются кафедрой физического воспита­ния с учетом особенностей обучаемого контингента.

Все студенты специального отделения в конце каждого семестра представляют рефераты (объем 3-5 с.) по теме, связанной с их инди­видуальными отклонениями в состоянии здоровья, что предусмотре­но программой:

I семестр - «Диагноз и краткое описание заболевания студента. Влияние заболевания на личную работоспособность и самочувствие».

II семестр - «Медицинские противопоказания при занятиях фи­зическими упражнениями и применении других средств физической культуры при данном заболевании (диагнозе)».

IV семестр - «Составление и обоснование индивидуального ком­плекса физических упражнений и доступных средств физической культуры (с указанием примерной дозировки)».

В конце курса учебной дисциплины «Физическая культура» во всех учебных отделениях проводится экзамен.

Условием допуска к экзаменам во всех отделениях является нали­чие зачетов за каждый предыдущий семестр и выполнение тестов по общефизической, профессионально-прикладной и спортивной под­готовке, установленных на последнем семестре обучения, не ниже оценки «удовлетворительно».

Итоговая аттестация проводится в форме устного опроса по теоре­тическому и методическому разделам программы. Заключительная оценка состоит из средней между оценками теоретического и практи­ческого разделов программы.

Таким образом, в физическом воспитании студентов сложились определенные формы направленного исполь­зования средств физической культуры и спорта. Основ­ной среди них является такая форма, как учебные за­нятия. Она осуществляется в соответствии с програм­мой, позволяющей строить учебный процесс с учетом уровня общей физической подготовленности, состояния здоровья и спортивной подготовленности. Для оценки эффективности работы по программе используются спе­циально разработанные нормативы общей и специаль­ной физической и технической подготовленности. Это позволяет решать задачи разносторонней профессио­нально-прикладной физической подготовки, совершен­ствования в избранном виде спорта с целью подготовки к труду и обороне нашей Родины.


Список использованной литературы

  1. Ильинич В.И. Физическая культура студентов и жизнь: Учебник.- М.: Гардарики, 2005.- 366с.: ил.
  2. Гзовский Б.М. Организация физического воспитания студентов/ Б.М. Гзовский, Н.А. Нельга.- М.: Высшая школа, 1978- 96с.
  3. Физическая культура: учеб.пособие для студентов сред. проф. учеб. заведений/ [Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицын, Р.Л. Палтиевич].- М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 176с.
  4. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. Ю.Ф. Курамшина. – 2-е изд. – М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.
1

Физическая культура - органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Она активно воздействует на жизненно важные стороны человеческого организма, полученные в виде задатков, которые развиваются в процессе жизни под влиянием окружающей среды. В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые физические способности, оптимизировать состояние здоровья. Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Крепкое здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. В социальной жизни в системе образования, воспитания и отдыха физическая культура проявляет свое оздоровительное, общекультурное значение. Физическое развитие тесно связано с укреплением и сохранением здоровья человека. Активно используя разнообразные физические упражнения, человек улучшает свое физическое состояние. Результатом деятельности в физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков.

Физическую культуру следует рассматривать как особый род деятельности, результаты которой полезны для общества и человека. Физкультурно-спортивная деятельность, в которую включаются студенты первых курсов - один из эффективных механизмов слияния общественного и личного интересов. Она является одним из эффективных средств повышения работоспособности студентов в учебном процессе и их общественной активности. Приобщение студентов к физкультуре и спорту начинается с учетом особенностей их профессиональной прикладной физической подготовки.

В настоящее время профессионально-прикладная физическая подготовка входит в программы физического воспитания студентов и направлена на подготовку молодого специалиста. Многочисленными научными исследованиями установлено, что высокий уровень профессиональной подготовки требует значительной физической подготовки.

Физическое воспитание - неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса. При разработке норм для физической культуры и спорта, прежде всего, должна быть поставлена цель укрепления здоровья, а затем достижения спортивного результата.

Одним из главных критериев оценки физического воспитания в вузе является динамика уровня физической подготовленности студентов, проследить за которой можно посредством приема одних и тех же контрольных нормативов.

Сегодня связь физической культуры и здоровья, работоспособности и производительности труда ощущается особенно ясно.

Можно сказать, что новое производство требует нового физического мира человека. Как учеба сегодня становится постоянным фактором жизни члена общества, так и физическая культура превращается в неотъемлемый атрибут жизни.

Главной особенностью преподавателей физического воспитания является специфика труда. Объектом деятельности педагога служит личность студента. Педагогическая деятельность преподавателя состоит из определенных элементов, которые совместно образуют своеобразную психологическую структуру.

В нашем университете каждый студент должен систематически посещать учебные занятия в дни и часы, предусмотренные учебным расписанием.

Для более активного привлечения студентов в нашем Университете функционирует тренажерный зал, включающий 14 различных тренажеров, штанги, гири, имеется хорошая материальная база: спортивный инвентарь (мячи, гантели, скакалки, маты), а также работают такие секции, как волейбол, баскетбол, футбол. Активное участие в массовых оздоровительных физкультурных и спортивных мероприятиях также является неотъемлемой частью учебного процесса и на межвузовском уровне. В межвузовских соревнованиях участвуют сильнейшие студенты-спортсмены. Цель подобных соревнований - установить личные контакты между будущими коллегами и добиться лучших спортивных результатов между вузами города, района. Этим и определяется уровень спортивной подготовленности студентов каждого вуза-филиала. Шестой год наши студенты занимают первые места в спартакиаде Вузов нашего города. Годовая спартакиада состоит из 7-10 спортивных соревнований. В 2005-2006 спартакиада состояла из соревнований:

  • по баскетболу команда юношей и девушек
  • по волейболу команда юношей и девушек
  • команда игроков настольного тенниса
  • команда юношей по мини футболу
  • команда студентов легкой атлетики

Для успешной работы каждый педагог должен:

  • знать материал преподаваемой дисциплины в объеме программных требований
  • владеть методикой подготовки и провидения практических занятий
  • четко, ясно и грамотно излагать мысли
  • проводить консультации в пределах курса практических занятий

Комплексное использование всех форм физического воспитания должны обеспечить включение физкультуры в образ жизни студентов.

Сегодня лозунг «Физическая культура - залог здоровья» уже недостаточно актуален. Занятия физкультурой и спортом должны стать залогом социального и творческого долголетия. Систематически применяемые физкультура и спорт

  • это молодость, которая не зависит от паспортного возраста
  • это долголетие, которому сопутствует творческий трудовой подъем
  • это здоровье
  • и наконец это - самый большой источник красоты.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Космолинский Ф.П. «Физическая культура и работоспособность» - М. 1983 г.
  2. http://www.sportedu.by/Frames/Text/Student/Ku -rator/rol.htm.
  3. http://useinfonarod.ru/ /txt fizra.htm.
  4. «Профессионально-прикладная физическая подготовка» В.И. Ильинич. Изд. Москва - Высшая школа 1978 г.
  5. «Физическое воспитание учащейся молодежи» С.П. Полиевский Изд. Москва - Медицина -1989 г.
  6. http://www.fly-life.ru/
  7. «Физкультура и труд». А.В. Жеребцов, М-1986 г.
  8. «Физическая культура студента»: Учебник/Под ред. В.И. Ильинича, М-2004 г.
  9. «Физическая культура в жизни человека» Ленинград - Знание - 1986г. С. М. Оплавин, Ю. Т.Чихаев
  10. «Актизация учебно-воспитательного процесса студентов средствами физического воспитания». Г. Д. Иванов. Изд. Алма-Ата-Мектел 1989г.
  11. http://ggmi.narod.ru/fizra 2. zip .

Работа представлена на научную конференцию с международным участием «Информационные технологии для университетов и высших учебных заведений», 20-27 августа 2006г., Мальта (г.Аура). Поступила в редакцию 18.09.2006г.

Библиографическая ссылка

Лукьянов С.И. РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ // Фундаментальные исследования. – 2006. – № 11. – С. 92-93;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=6560 (дата обращения: 28.10.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
Поделиться: