Современное социально экономическое и политическое развитие крыма. Место и роль социального комплекса в экономике крыма и жизни населения

Полуостров Крым был неотъемлемой частью Российской империи, в Советском союзе он также занимал значимое место. Он знаменит своими курортами, вином и многонациональным населением, а также богатой историей, не изучив которую, вряд ли можно в полной мере понять, что же представляет собой экономика Крыма сегодня.

Ресурсы

В Крыму встречаются разные типы почв, в том числе и черноземы, которые занимают более 45% площади полуострова. Они успешно используются для выращивания различных сельскохозяйственных культур. На полуострове мало рек, для решения этой проблемы его жители издавна научились использовать подземные воды, а также создавать искусственные водохранилища, однако жизнедеятельность и экономика Крыма в наше время в значительной степени зависят от поставок пресной воды с материка.

В недрах полуострова также имеются залежи различных природных ресурсов, таких, как железная руда, соль, нефть и газ, здесь добываются различные строительные материалы.

Конечно же, главным богатством Крыма являются именно рекреационные ресурсы, которые здесь широко используются для отдыха, туризма, лечения. Это и целебные грязи, и специализированные курорты, и просто пляжи на берегах Черного и Азовского морей, которые ежегодно посещают миллионы туристов.

Крым в древности

Вполне очевидно то, что люди стремятся заселить наиболее выгодные для проживания территории. Плодородными землями, на которых можно заниматься скотоводством и земледелием, богат Крым. Экономика полуострова во многие времена в значительной степени зависела от торговли, ведь его географическое расположение как раз способствует этому.

Считается, что первые люди в Крыму появились еще 250 тыс. лет назад, а письменные источники свидетельствуют о киммерийцах, населявших полуостров в XV-VII вв. до н. э. После них какие только народы здесь ни жили: тавры, сарматы и скифы, римляне и греки, хазары, половцы и печенеги, византийцы, турки и татары, армяне и славяне. Все они оставили свой след в культуре полуострова.

Крым в составе Российской империи

В состав самой России полуостров, до этого бывший Крымским ханством, вошел в 1783 году. В тот же год был основан военно-морской порт Севастополь. И с этого момента экономика Крыма получила для своего развития значительные вливания средств из российской казны.

Основывались новые города, поселения и усадьбы, а вновь прибывшие промышленники строили фабрики, заводы и прочие предприятия. В те годы на землях полуострова поселилось множество переселенцев, свободных и крепостных крестьян, приезжавших из России и других европейских стран. Для всех здесь нашлась работа - люди занимались садоводством, виноградарством, пчеловодством, производили зерно и табак, добывали соль. Также было развернуто строительство военных и торговых кораблей.

Прогрессу экономики полуострова мешала начавшаяся в 1853 году, а затем и революция 1917 года, однако в мирное время правительство прилагало максимум усилий для обеспечения развития Тавриды.

Крым в составе СССР

Экономика Крыма в составе РСФСР, с 1954 года присоединенного к УССР, традиционно была ориентирована на туризм, а сам полуостров обозначался как всесоюзная здравница. Однако эта сфера вряд ли является основной в хозяйстве региона. Стоит отметить, что социальное устройство Советского Союза предполагало оплату государством большей части затрат на отдых и оздоровление населения, поэтому вклад отрасли туризма в экономику региона можно считать, скорее, символическим.

Помимо привычного использования рекреационных ресурсов наряду с земледелием Крым становится крупной военно-морской базой, обеспечивающей влияние СССР на Черном море. На полуострове вполне успешно развивается промышленное производство - в первую очередь это военное приборо- и судостроение. Кроме того, здесь открыты предприятия, занимающиеся переработкой рыбы, фруктов, овощей и винограда, чья продукция также экспортируется.

Экономика Крыма в составе Украины

Это особая страница в жизни полуострова. С первых лет перестройки и далее впоследствии распада Республики Крым претерпевает серьезные изменения. И дело не столько в том, что с этих пор полуостров остается наедине с независимой Украиной - всему виной та свободного рынка, которая внедрялась на большей части постсоветского пространства.

Итогом реформ стало значительное снижение производства, сокращение площади садов и виноградников, а военный сектор и вовсе был практически упразднен. Различные сферы экономики лишились государственной поддержки, теперь все строилось на основе принципов частной собственности и личной выгоды. Исчезла большая часть советских сельхозпредприятий, также закрылись или пришли в запустение многие санатории и другие лечебно-оздоровительные комплексы.

Автономная Республика Крым перестала быть всесоюзной здравницей - туристы теперь больше предпочитали да и съездить в Египет или в Турцию им иногда было выгоднее.

Туризм как основа экономики Крыма

В течение 20 лет попытки привлечь частные капиталовложения в автономную республику не увенчались особым успехом, не считая относительно небольшого объема средств украинских и российских инвесторов. Только в 2010 году туризм официально объявили приоритетным направлением, и государство начало финансировать развитие экономики в Крыму. В его инфраструктуру были вложены значительны средства.

На фоне всеобщего упадка туристическая отрасль становится все более значимой, и вместе со приносит в бюджет полуострова не менее 25% его доходов. На начало 2014 года обслуживание приезжих отдыхающих в разной степени становится источником заработка для 50% крымчан. Более 75% всех туристов принимают Ялта, Алушта и Евпатория.

После присоединения к России

Экономика России после присоединения Крыма пострадала не больше хозяйства самого полуострова. Хотя пенсии и зарплаты в госсекторе постепенно повышены на 50%, но и цены растут примерно с той же скоростью, так как более дешевым украинским товарам теперь нет доступа на рынок Крыма.

К тому же большая часть туристов, приезжавших отдыхать на полуостров, была представлена жителями Украины. Теперь Республика Крым и ее население по причине противостояния между Украиной и Россией лишилась значительной части своих доходов.

На самом деле трудностей много: это и дефицит воды и электричества на Крымском полуострове, и нестабильно работающая банковская система - проблемы, конечно же, решаемы, но на все нужно время.

Планы на будущее

Хотя для России Крым больше важен с геополитической точки зрения, правительство планирует развитие этого региона. В течение года министерство экономики Крыма дважды сменило своего руководителя - Светлану Вербу, работавшую в ведомстве с 2011 года, в октябре 2014 заместил Николай Коряжкин, на место которого, в свою очередь, в июне 2015 был назначен Валентин Демидов, до этого занимавший должность мэра Армянска.

Новый министр экономики Крыма планирует всерьез заняться совершенствованием и привлечением инвесторов. По его словам, в первую очередь нужно начать бороться с бюрократией, а также создать понятную и доступную систему, в которой инвесторам будет удобно работать так, чтобы их не отпугивала перспектива при оформлении бизнеса застрять в кабинетах различных служб и органов.

Специально для Крым.Реалии

Денег нет. Эта фраза рискует превратиться из сетевого мема в эпитафию на надгробии Российской Федерации в целом и Крыма в частности. Как я писал в апреле в этой статье , экономика «подроссийского» полуострова просела по всем показателям, так что жизнь подорожала более чем на 25% за год. В мае в этой статье показано, как сокращаются дотации из федерального бюджета и подвергается секвестру бюджет крымский. Теперь пришло время оглянуться за пределы полуострова и сравнить его экономические показатели с показателями других регионов Украины и соседней России. Поверьте, увиденное вам не понравится.

Минутка теории

Интегральным показателем развития административной единицы является валовый региональный продукт (ВРП) . Он высчитывается путем сложения стоимости всех товаров и услуг, произведенных в определенном регионе, за вычетом налогов, идущих в центральный бюджет. Чем ВРП больше, тем регион живет лучше, что очевидно. Однако поскольку административные единицы могут сильно отличаться по числу жителей (а именно люди создают прибавочную стоимость регионального продукта), более адекватным для расчетов является показатель ВРП на душу населения. По нему-то мы и будем сравнивать состояние Крыма в 2013 и 2014 годах. Поскольку статистика по ВРП запаздывает в среднем на полтора года, данные по 2015 году нам еще недоступны, но вряд ли они сильно повлияют на картину.

Валовый региональный продукт Крыма в 2004–2014 годах

Валовый региональный продукт АРК и Севастополя устойчиво рос с 2004 по 2008 год, с началом мирового кризиса обвалившись приблизительно до уровня 2006 года, а к последнему «довоенному» году вернувшись на утраченные позиции.

Рассмотрим подробнее год до и после аннексии. Итак, по данным Госкомстата Украины, в 2013 году ВРП на душу населения АРК составлял 22,6 тыс. гривен (или 2756 долл. по тогдашнему среднему курсу), Севастополя – 25,6 тыс. гривен (3122 долл.).

Аннексия Крыма, вопреки обещаниям архитекторов «русской весны», привела регион к экономическому краху. В деталях мы рассматривали этот вопрос раньше, теперь посмотрим на всю картину в целом.

По данным Росстата, ВРП «Республики Крым» в 2014 году составил 73,2 тыс. рублей, а Севастополя – 45,8 тыс. рублей. Первое изменение налицо – «город русской славы», «вернувшись в родную гавань», сдал свои позиции. Оно и неудивительно – никаких доплат за службу в иностранном государстве моряки Черноморского флота больше не получают, туризм и транспорт в городе медленно умирают.

Идем дальше. Курс доллара в России на протяжении 2014 года колебался от 36,2 рублей в январе до 67,8 рублей в «день паники» 18 декабря, однако Центробанк сумел закончить год с показателем в 56,2 рубля за 1 доллар США. Моя методика может вызвать критику профессионалов, но где два экономиста, там три мнения, так что я смело буду считать средний курс доллара в 2014 году по 44,5 рубля.

Таким образом, в 2014 году валовый региональный продукт «Республики Крым» составил 1645 долл., а Севастополя – едва 1030 долл. Оказавшись под российским управлением, экономика полуострова откатилась к показателям 2005 – 2006 года (в 1,7 раза упал ВРП автономии, в 3 раза – Севастополя). Причины, я думаю, понятны всем.

Но и это еще не все.

Из середнячков – в аутсайдеры

Еще один аспект нынешнего положения полуострова – его место относительно других регионов Украины и России. На протяжении 2008-2013 годов Севастополь и Автономная Республика Крым неизменно занимали соответственно 10 и 15 место (из 27) в списке регионов Украины по размеру ВРП на душу населения.

Но для российских рейтингов Крым и Севастополь из крепких середнячков превратились в откровенных аутсайдеров. Судите сами. ВРП на душу населения самой бедной административной единицы Российской Федерации – Чечни – составил в 2014 году 2337 тыс. долл. (104 тыс. рублей при среднем курсе в 44,5 рублей за 1 доллар).

На этом фоне особенно пикантно выглядят обещания, раздаваемые крымчанам перед аннексией, – мол, станете намного богаче, зарплаты будут как в России, уровень жизни вырастет. Что ж, если раньше Крым находился примерно на одном уровне со Львовской областью, а Севастополь – с Одесской, то теперь, согласно российской статистке, для полуострова недостижимыми являются показатели Ингушетии и Чечни. Это однозначный успех.

И напоследок. Поскольку бюджет Крыма на 2/3 состоит из центральных вливаний, а экономика России неуклонно деградирует, ждать расцвета полуострова по объективным причинам не приходится.

И при этом камни с неба, как на грех, совершенно несъедобны.

Андрей Введенский , крымский обозреватель

Взгляды, высказанные в рубрике «Мнение», передают точку зрения самих авторов и не всегда отражают позицию редакции

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ В.И.ВЕРНАДСКОГО

(ФГАОУ ВО «КФУ ИМ.В.И.ВЕРНАДСКОГО»)

ТЕХНИКУМ ГИДРОМЕЛИОРАЦИИ И МЕХАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

(СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ) ФГАОУ ВО

«КФУ ИМ.В.И.ВЕРНАДСКОГО»

Республиканская студенческая научно-практическая конференция,

посвященная 5-летию образования Таврического колледжа

«Студенческие научные исследования в современных реалиях Крыма»

Доклад

Социально-экономическое развитие Республики Крым

Выполнила:

обучающаяся Емцова Елена,

Техникум гидромелиорации и механизации

сельского хозяйства (филиал) ФГАОУ ВО

«КФУ им.В.И. Вернадского» ,

«Коммерция (по отраслям), 2 курс

Научный руководитель

Бугаева Л.Ю., преподаватель

социально-гуманитарных дисциплин

Симферополь, 2016

СОДЕРЖАНИЕ

1.Вступление …………………………………………………………………………… стр. 3-6

2.Характеристика потенциала Республики Крым как составной части

Российской Федерации ……………………………………………… стр. 7-11

3. Социальные проблемы Крыма и пути их преодоления……. стр. 12

4. Заключение. Используемая литература. ………………………….. стр. 13

1. Вступление

1. Развитие Российской Федерации как единой социально-экономической системы определяется развитием составляющих ее подсистем – субьектов РФ.

На сегодняшний день вопросы, связанные с социально-экономическим

развитием субьектов РФ, являются чрезвычайно актуальными.

Это обусловлено тем, что уровень социально-экономического развития субьектов влияет на уровень и структуру экономики страны,на ее конкурентную способность, а также на возможность ведения эффективной внешней политики.

Экономическое развитие - это расширенное воспроизводство и постепенные качественные и структурные положительные изменения экономики, производительных сил, образования, науки, культуры, уровня и качества жизни населения, человеческого капитала. Экономическое развитие включает развитие общественных отношений, поэтому протекает различно в конкретных исторически сложившихся условиях технологических укладов экономики и распределения материальных благ . Это процесс улучшения качества всех человеческих жизней и возможностей повышения уровня жизни, самоуважения и свободы .

Социальное развитие-это процесс, в ходе которого происходят существенные количественные и качественные изменения в социальной сфере общественной жизни или в отдельных ее компонентах – социальных отношениях, общностях, организациях, институтах .

Социально- экономическое развитие представляет собой взаимодействие как социального, так и экономического развития. При этом определяются основные цели данного вида развития. Это: увеличение доходов, улучшение образования, питания и здравоохранения, снижение уровня нищеты, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей, расширение личной свободы, обогащение культурной жизни.

Процесс социально-экономического развития включает в себя три важнейшие составляющие:

    повышение доходов, улучшение здоровья населения и повышение уровня его образования;

    создание условий, способствующих росту самоуважения людей в результате формирования социальной, политической, экономической и институциональной систем, ориентированных на уважение человеческого достоинства;

    увеличение степени свободы людей, в том числе их экономической свободы.

Основным управленческим документом по развитию РК является федеральная целевая программа: «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года».

Стратегической целью этой программы является достижение устойчивого роста уровня и качества жизни населения на основе сбалансированной социально-экономической системы инновационного типа. Реализовывать Программу предлагается в два этапа:

- первый этап (2015 - 2017 годы) – стабилизация ситуации – направлен на перелом негативных тенденций, сложившихся в силу внешнеполитической обстановки и изношенности инфраструктуры на территории Крымского федерального округа;

- второй этап (2018 - 2020 годы) – этап устойчивого социально-экономического роста.

Учёные проявляют большой интерес к проблемам социально- экономического развития Республики Крым как субьекта Российской Федерации.

В работах экономистов поднимаются вопросы, которые касаются проблем социально- экономического развития– Республики Крым, путей их преодоления.

В частности это касается экологической проблемы, распространения ВИЧ/СПИДа и туберкулеза, потребительской инфляции в Крыму и многих других.

Основной целью доклада является выявление основных социально-экономических проблем Республики Крым.

Социально-экономическое развитие – это комплексная система целевых мер социально-экономического развития территории, планируемых государством и муниципалитетами, система эффективных путей и средств достижения таких основных аспектов как:

    увеличение доходов, улучшение образования, питания и здравоохранения;

    снижение уровня нищеты;

    оздоровление окружающей среды;

    обогащение культурной жизни;

    перемены в социальной и административной структурах общества и т.д.

2. Характеристика потенциала Республики Крым как составной части

Российской Федерации.

2. Республика Крым занимает территорию Крымского полуострова, расположенного на юге Восточной Европы. Территория – 26,1 тыс. кв.км.

Граничит с областями Украины: Херсонской и Запорожской, Краснодарским краем (РФ). Климат Крыма характеризуется его расположением между умеренным и субтропическим географическими поясами, способствующих мягкому климату полуострова и большому количеству часов солнечного света (2180-2470 часов на год).

Рельеф Крымского полуострова представляет собой три неравных части: равнинный Крым, Керченский полуостров и горный Крым. Крымский полуостров омывается Черным и Азовским морями.

Количество районов – 14: Бахчисарайский, Белогорский, Джанкойский, Кировский, Красногвардейский, Красноноперекопский, Ленинский, Нижнегорский, Первомайский, Роздольненский, Сакский, Симферопольский, Советский, Черноморский.

Города республиканского подчинения – 11: Алушта – 53,0 тыс. чел., Армянск – 25,9 тыс. чел., Джанкой – 42,4 тыс. чел., Евпатория – 120,7 тыс. чел., Керчь – 155,3 тыс. чел., Красноперекопск – 31,0 тыс. чел., Саки – 28,5 тыс. чел., Симферополь – 364,0 тыс. чел., Судак – 28,3 тыс. чел., Феодосия – 107,6 тыс. чел., Ялта – 143,6 тыс. чел.

Население: всего – 2018,4 в том числе: городское – 1265,9 сельское – 752,5

Занятость населения - в экономики республики работало 458,6 тыс. чел.

из них: в промышленности – 17,2 % в сельском хозяйстве – 17,3 %

Плотность населения – 81,2 чел. на км 2

Важнейшие морские порты – Евпатория, Ялта, Феодосия, Керчь и город федерального значения Севастополь. Наша Республика Крым имеет множество особенностей,связанных с географическим положением.природно-ресурсным и экологическим потенциалом,сложной историей, этнокультурными особенностями.

Выбор развития требует учёта всех этих особенностей.

Вниманию предлагаются некоторые проблемы природно-ресурсного и экологического потенциала.

    Система природопользования далеко несовершенна.

Несовершенство использования территории, высокая энерго –и водоёмкость,

низкий уровень сервиса (при высокой стоимости услуг),широкое применение ядохимикатов в сельском хозяйстве, устаревшие промышленные технологии, привели к ухудшению экологического состояния некоторых компонентов природы, что снижает привлекательность субьекта для рекриантов, ухудшает качество производимой продукции.

    Одна из проблем, имеющих экологические, природно – ресурсные аспекты за двадцатилетний период пребывание Крыма в составе Украины -это потеря Крыма в региональной уникальности(в ресурсном, ландшафтном, историко-культурном отношениях),составляющих самое большое богатство Крыма.

Республика Крым имеет колоссальные возможности по созданию системы экономико-экологических кластеров .

В программе: «Социально-экономического развития Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» ставится задача р азвивать интенсивное, экологически чистое сельскохозяйственное производство, с приоритетным развитием высокотехнологичных экологически не агрессивных производств.

С оздания современного морехозяйственного комплекса, ориентированного на использование природных ресурсов Чёрного и Азовского морей .

Анализ потенциальных- экономико-экологических кластеров в Республике Крым.

Каркинитский

залив

Сиваш

западный

керченский

Тип кластера

природоохранный

туристический -природопользовательский

туристический

Инновационно-научный

Сильные стороны

Наличие природно-ресурсного потенциала, природно-заповедного фонда,

высокая инновационность.

природно-заповедного фонда,

многоотраслевые промышленные центры.

Наличие природно-ресурсного потенциала, природно-заповедного фонда, многоотраслевые промышленные центры,

проект управления, инвестиционные

планы и проекты.

Наличие природно-ресурсного потенциала,

наличие инфраструктуры.

Слабые стороны

Отсутствие международной поддержки, отсутствие опыта создания морских кластеров

Наличие опасных предприятий

Отсутствие

инфраструктуры

Возмож

ности

Добыча газа в акватории (Голицынское газогидратное месторождение),

развитие подводного туризма,

дайвинга

Развитие Сивашского

Эко -коридора,

морская охота и рыбалка,

развитие туристического комплекса.

Создание крупномасштабного комплекса

Развитие предприятий переработки рыбы,

развитие медицинской морской химии

Строительство Керченского моста

С введением в строй моста через Керченский пролив к 2018 году:

    эффективно будет использоваться в (межконтинентальном), региональном (межгосударственном) и внутреннем (региональном) масштабах высокая пропускная способность железнодорожных сетей, системы транспортных коридоров, мост через Керченский пролив будет отвечать транспортно-эксплуатационным характеристикам дорог современных требований.

    стратегическое преимущество Крыма как одного из транзитно-транспортных центров Черноморского региона, устранит транспортно-коммуникационную изолированность отдельных территорий полуострова, облегчит процессы формирования интегрированного внутреннего рынка Республики Крым, свяжет полуостров с материковой частью нашей страны.

Вхождение Крыма в состав Российской Федерации дало возможность к устойчивому экологически приемлемому социально-экономическому развитию,

превращает Крым в высокоразвитый курортно-рекриационный и торгово-финансовый центр международного значения, обеспечит современной инфраструктурой,

позволит осуществлять транспортно - коммуникационные функции в системе межрайонного разделения труда.

Крымский федеральный округ представляет собой богатое культурное, экономическое развитие, определяя регион как привлекательнейшую курортную зону, место отдыха и путешествия множества туристов.

Крым – один из восьми европейских регионов, признанных МСОП мировыми центрами разнообразия растений. Современная флора полуострова насчитывает 2775 видов растений, многие из которых уникальны и находятся под защитой закона.

Нельзя не отметить и плодородные почвы- чернозёмы,именно они обеспечивают разнообразие хлебобулочных изделий на прилавках магазина полуострова.

Солдатова С.О. Приоритеты формирования комплексной политики экономико-экологической кластеризации Республики Крым // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5:Экономика. 2015. №4 (111).

3. Социальные проблемы Крыма и пути их преодоления.

Рассмотрим основные проблемы социальной направленности в РК.

В Республике Крым, наблюдается демографический спад, обусловленный высокими показателями смертности и заболеваемости населения, низкой рождаемостью. Основные причины демографического спада в Крыму - это:

экономические, экологические, социальные, психологические, культурные проблемы.

Экологическое состояние природной среды РК за 20 лет нахождения в составе Украины, имело тенденцию к ухудшению в связи с интенсивным использованием ресурсов и развитием промышленного производства, что оказало определяющее влияние на уменьшение численности и ухудшение здоровья населения Крыма.

Одной из наиболее острых проблем заболеваемости населения автономии является распространение ВИЧ/СПИДа и туберкулеза.

Ситуация на рынке труда характеризовалась ростом уровня зарегистрированной безработицы, который составил 1,7% населения трудоспособного возраста и составила 6 человек на место.

Остается актуальной проблема диверсификации инвестиционных вложений иностранных инвесторов, связанных с неоправданными санкциями против РФ.

В федеральной целевой программе по социальному развитию , основными задачами являются:

    повышение здоровья населения за счет улучшения профессиональной подготовки медицинских работников;

    создание условий для развития охраны материнства и детства;

    улучшение материально- технической и лечебно-диагностической баз лечебно-профилактических учреждений.

Программа социальной защиты и занятости населения Республики Крым, основными целями которой являются улучшение качества обслуживания населения в учреждениях социальной защиты, расширения системы адресной поддержки социально незащищенных слоев населения, повышение экономической активности и занятости населения.

4. заключение

Социально-экономическое развитие полуострова направлено на:

    устранение диспропорции в региональном развитии

    доведение уровня жизни населения и развития экономики Крымского федерального округа до среднероссийского уровня

    формирование условий для обеспечения устойчивого экономического роста Крыма,

    гармонизация межнациональных отношений и устранение межэтнических конфликтов

    формирование сети автомобильных дорог, портов

    обеспечение транспортного сообщения с материковой частью Российской Федерации

    эффективное использование туристско-рекреационного потенциала.

5. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА. ИСТОЧНИКИ.

1 . Багров Н.В. Крым- модельный регион устойчиво-ноосферного развития//Геополитика и экогеодинамика регионов.2010.Вып.1.С.5-12.

2 .Карпенко С.А. Географическое обеспечение программ регионального развития//Учёные записки Таврического национального Университета им.В.И. Вернадского серия География.2004.Т.17(56),№4.С 207-218.

3 . Экономический словарь http://ekslovar.ru/slovar/r-/razvitie-ekonomicheskoe.html

4 .Тодаро М.П. Экономическое развитие. - М.:: Юнити, 1997. - 667 с. - ISBN 5-85173-063-3.

5 .Социальное Государство. Краткий словарь-справочник, Москва, 2002 г.

6.Солдатова С.О. Приоритеты формирования комплексной политики экономико-экологической кластеризации Республики Крым // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5:Экономика. 2015. №4 (111).


Экономика Крыма формировалась на основе природных и климатических особенностей полуострова.

Традиционно роль Крыма в территориальном разделении труда определяли машиностроение, пищевая промышленность, промышленность строительных материалов, производство зерна, подсолнечника, винограда, овощей, фруктов, а также курортное и портовое хозяйство. Такая специализация сложилась благодаря приморскому положению региона, плодородным почвам и теплому климату, а также рекреационным ресурсам.

В структуре экономики Республики Крым преобладает сектор услуг, на долю которого приходится более 60% валового регионального продукта: торговля – 13%, транспорт и связь – 10%, операции с недвижимостью – 10%, социальный сектор – 10%, госуправление – 8%.

Среди отраслей материального производства ведущее место занимает промышленность (16%), удерживает значительную роль в экономике и сельское хозяйство – 10%.

Наибольшая часть реализованной продукции приходится на предприятия перерабатывающей промышленности – 50,8%, производство и распределение электроэнергии, воды и газа занимает 41,3%, добывающая промышленность – 7,9%.

Немалый вклад в экономику также вносят туризм и виноделие. Особой гордостью Республики Крым с давних времен являются местные здравницы, которые оказывают услуги санаторного лечения, медицинской реабилитации и профилактики заболеваний. В 13 курортных регионах Крыма насчитывается более 780 объектов размещения, в том числе 558 санаторно-курортных учреждений и 222 гостиницы. Каждое четвертое учреждение санаторно-курортного комплекса относится к здравницам, из которых более двух третей – санатории различной специализации. Согласно официальной статистике, регион занимает 2-е место в России по числу мест размещений и 5-е по количеству размещенных туристов.

Выгодное географическое положение полуострова предопределило его особую значимость как крупного транспортного и транзитного узла в Черноморском регионе. И на сегодняшний день транспортно-дорожный комплекс Республики Крым представляет собой развитую систему коммуникаций, в состав которой входят 6266,8 км автомобильных дорог общего пользования, 4 морских торговых порта (Керчь, Феодосия, Ялта, Евпатория), 2 паромные переправы, 3 аэропорта, железная дорога, эксплуатационная длина которой около 650 км, предприятия автомобильного транспорта.

В то же время крымская инфраструктура, которая практически не обновлялась украинскими властями, сильно изношена и нуждается в серьезных инвестициях.

В свете последних политических событий 2014 года, в результате которых Республика Крым вошла в состав России, Правительством Российской Федерации был принят целый ряд важных нормативных документов, направленных на синхронизацию жизни региона с Россией

В соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 21 марта 2014 г. № 168 «Об образовании Крымского федерального округа», Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 года № 790 была утверждена Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года».

Программа нацелена на интегрирование экономики Крымского федерального округа в экономическое пространство России, обеспечение транспортной доступности, а также снятие инфраструктурных ограничений, мешающих устойчивому социально-экономическому развитию региона.

Основными задачами программы на период 2015 – 2020 годов являются: устранение ограничений транспортной инфраструктуры, создание системы устойчивого водоснабжения и энергообеспечения территорий, ускоренное развитие промышленности, здравоохранения, социальной сферы и образования и т.д.

Финансирование Федеральной целевой программы составит 700 млрд. рублей, из них около 660 млрд. – из средств федерального бюджета.

Средства ФЦП главным образом сконцентрированы на строительстве перехода через Керченский пролив, реконструкции воздушных и морских портов, автомобильных дорог. В энергетике программой предусмотрены меры по развитию сетевого комплекса, созданию собственной генерации для надежного энергоснабжения полуострова, обеспечению бесперебойного снабжения Крыма водой, укреплению береговой линии, наладке системы очистных сооружений и утилизации твердых бытовых отходов. В социальной сфере программа предусматривает строительство и сереьзную реконструкцию объектов здравоохранения и образования. Также запланировано создание индустриальных парков и технопарков в сфере высоких технологий

Поделиться: