Условные суждения. Суждение Условные суждения в повседневной жизни

Основная форма мыслительной деятельности. В С. формулируется предварительный итог мыслительного процесса. С. имеет в своей основе действенный характер и заключает в себе социальный аспект. Отражая отношение субъекта к объекту, С. насыщено эмоционально. С. - итог понятий и представлений. Проверка истинности С. производится в контексте логической его проверки, критичности. Такая работа над С. является рассуждением. Рассуждение, показывая истинность С., становится обоснованием его, оно вскрывает правомерность посылок С. и, таким образом, приобретает форму умозаключения. Основные виды С.: утвердительные и категорические; проблематические, действительности и необходимые.

СУЖДЕНИЕ

одна из логических форм мышления (=> понятие; умозаключение). Отражает связь между двумя понятиями - субъектом и предикатом. В логике разрабатываются классификации суждений. Психология изучает их развитие как формы мышления абстрактного, логического, а также - нарушения мышления логического. В психологической литературе даются интерпретации психологических механизмов, лежащих в основе взаимосвязи понятий.

СУЖДЕНИЕ

англ.judgement) - общезначимая словесная форма (высказывание), благодаря которой чувственному опыту придается абстрактная всеобщность. С. содержит предмет в определении единичности и в определении всеобщности. С. складываются у людей как превращенная и словесно выраженная форма перцептивной деятельности, которая выполняет планирующую и регулирующую роль в совокупном процессе труда. С. м. б. построено на основе словесных обозначений общих представлений, которые в начальный период познания могут наблюдаться и констатироваться непосредственно в восприятии, а затем оформляться в различных знаковых и символических системах. Ряд частных С. о предметах может заменяться новым словом-наименованием, содержанием которого будет свернутое представление о предметах С. С помощью общих представлений и производимых на их основе С. человек может делать довольно сложные умозаключения. С. - это прямой дериват предметно-чувственной деятельности людей. Обобщение в С. основано на принципе формального, абстрактного тождества и является особенностью эмпирического мышления. Но познание обобществившегося человечества с самого начала приобрело рациональную форму, поэтому чувственные данные выступают в процессе познания в форме С, а отдельный человек, руководствуясь общественными потребностями, относительно бескорыстно выделяет объективные свойства предметов, а также считается с мнениями и суждениями др; людей. См. Атрибутивный, Знание.

СУЖДЕНИЕ

1. Вообще – процесс формирования мнения или заключения, основанного на доступном материале, а также сложившееся мнение или заключение. 2. Гипотетическая умственная способность, функция которой заключается в выведении такого суждения. Это значение встречается только в старых работах. 3. В логике – утверждение об отношениях между символами в форме предложения. 4. Критическая оценка некоторой вещи, события или человека. 5. В психофизике – решение относительно присутствия или отсутствия сигнала или оценка его интенсивности относительно других стимулов.

СУЖДЕНИЕ

1. Наиболее широкое значение – все, о чем можно что-то утверждать, заявлять, настаивать, предполагать, рассказывать, подразумевать. То есть все, что может быть выражено в стандартной форме предложения в изъяснительном наклонении. Выделяются различные типы суждений: 2. Формальное суждение – утверждение, которое связывает объекты, события и свойства (или их символические представления) друг с другом определенным образом. Такие суждения, в конечном счете, не являются ни истинными, ни ложными; их истинность состоит в их соответствии принципам логики. Формальное суждение "яблоки красные" является дедуктивно истинным или ложным в зависимости от предшествующих суждений относительно яблок, цвета, законов восприятия и т.п. 3. Эмпирическое суждение – это утверждение подобного рода, но его элементы состоят из доступных наблюдению объектов, событий или действий (или их символических представлений), и их истинность может быть проверена эмпирически. Эмпирическое суждение "яблоки красные" может быть очевидно истинным или ложным, на основании наблюдений яблок и определения их цвета. 4. Лингвистическое суждение формальное утверждение, которое представляет компонент значения, лежащего в основе предложения. Здесь предложение "яблоки красные" можно представить как (яблоки, все, красные). Понятие истинности в этом случае не применимо; здесь представляет интерес, дает ли суждение точную характеристику основного значения анализируемого предложения.

СУЖДЕНИЕ

общезначимая словесная форма, благодаря которой чувственному образу придается абстрактная всеобщность. С. складывается у людей как превращенная и словесно выраженная форма перцептивной деятельности, которая выполняет планирующую и регулирующую роль в совокупном процессе труда. С. может быть построено на основе словесных обозначений общих представлений, которые в начальный период познания могут наблюдаться и констатироваться непосредственно в восприятии, а затем оформляться в различных знаковых и символических системах. Ряд частных Со предметах может заменяться новым словом - наименованием, содержанием которого будет свернутое представление о предметах С. С помощью общих представлений и производимых на их основе С. человек может делать довольно сложные умозаключения. С.- это прямой продукт предметно-чувственной деятельности людей. Обобщение в С. основано на принципе формального, абстрактного тождества и является особенностью эмпирического мышления.

; умственный акт, выражающий отношение говорящего к содержанию высказываемой .

Вынося суждение, мы создаем те опоры, которые считаем соответствующими действительности и потому позволяющими двигаться к истине.

Суждение - это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между свойствами и признаками. Например, суждение "Металлы при нагревании расширяются", выражает связь между изменениями температуры и объемом металлов. Устанавливая таким образом различные связи и отношения между понятиями, суждения являются высказываниями чего-то о чем-то . Они утверждают или отрицают какие-либо отношения между предметами, событиями, явлениями действительности. Например, когда мы говорим: "Земля вращается вокруг Солнца", мы тем самым утверждаем наличие определенной объективной связи в пространстве между двумя небесными телами.

Общие, частные и единичные суждения

Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной группы, данного класса, например, "Все рыбы дышат жабрами". В частных суждениях или относится уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам, например: "Некоторые студенты - отличники"; в единичных суждениях - только к одному, например: "Этот ученик плохо выучил урок".

Непосредственные и опосредованные суждения

Суждения образуются двумя основными способами:

  1. Непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается.
  2. Опосредствованно - путем умозаключений или .

В первом случае мы видим, например, стол коричневого цвета и высказываем простейшее суждение: "Этот стол коричневый". Во втором случае с помощью рассуждения из одних суждений выводят, получают другие (или другое) суждения. Например, Д.И. Менделеев на основании открытого им периодического закона чисто теоретически, лишь с помощью умозаключений вывел и предсказал некоторые свойства еще неизвестных в его время химических элементов.

Истинные и ложные суждения

Развитие способности к суждению

Умением строить суждение человек овладевает постепенно. Только к концу 3-го года жизни ребёнок начинает произносить отдельные суждения. Первоначально суждение - это простое, грамматически не связанное сочетание слов, иногда даже одно слово. В основе образования суждения лежит . Правильность детских суждений, степень их соответствия действительности находятся в прямой зависимости от качества обобщений. Психолого-педагогические наблюдения показывают, что отдельные формы суждений развиваются не одновременно. Раньше всего формируются суждения, констатирующие что-либо. Сложные суждения, отражающие множественность зависимостей между явлениями, появляются позже простых и основываются на них. В процессе обучения учитель должен знакомить учащихся с типами логических связей в суждение и учить их выявлять логический смысл грамматических союзов, определять необходимые и достаточные условия, что позволит учащемуся строить суждение к конкретному явлению.

Билет № 7

Сущность суждения и его структура.

Суждение - это форма мысли, посредством которой раскрывается наличие или отсутствие каких-либо связей и отношений между предметами.

Отличительный признак суждения - утверждение или отрица­ние чего-либо о чем-либо. Суждение может быть истинным или ложным. Истинность суждения определяется его соответствием действительности, оно не зависит от нашего отношения к нему и носит объективный характер. Истинность суждений о простейших житейских ситуациях очевидна и не требует специального иссле­дования. В науке же на подтверждение или отрицание какого-либо суждения требовались годы напряженного труда. Это относится и к юридической практике.

Всякое суждение выражается в предложении, но не всякое предложение является суждением. Суждением может быть пред­ложение, сообщающее какую-либо информацию, характеризу­емую как истинная или ложная, т.е. это может быть только пове­ствовательное предложение.

В суждении можно выделить следующие элементы: субъект, предикат, связка и квантор.

Субъектом суждения (S ) является понятие о предмете сужде­ния, то, о чем мы судим; он содержит исходное знание.

Предикатом суждения (P ) называется понятие о признаке предмета, то, что говорится о предмете суждения. Предикат содержит новое знание о предмете. Субъект и пре­дикат называются терминами суждения .

Связка выражает отношение между субъектом и предикатом. Связка объединяет термины суждения в единое целое, уста­навливая принадлежность или не принадлежность признака предмету. Связка может быть выражена одним словом (есть, суть, является) или группой слов, или тире.

Квантор, или кванторное слово («все», «ни один», «некото­рые»), характеризует суждение со стороны его количества, указывает на отношение суждения ко всему объему понятия, выражающего субъект, или к его части.

Существует ряд способов выявления субъекта и предиката в предложении. Во-первых, можно специально выделить субъект суждения, являющегося в предложении подлежащим. Например, «Место, где будет выступать адвокат Петров, - это суд». В этом предложении субъект является подлежащим, что подчеркивает­ся вводным предложением. Во-вторых, порядок слов в предложе­нии должен подчиняться правилу, все известное в суждении сдви­гается в сторону субъекта в начало предложения, а предикат, как носитель новизны, ставится в конце. В-третьих, можно использо­вать логическое ударение. В устной речи оно выражается усиле­нием голоса, а на письме - подчеркиванием. И наконец, очень важно учитывать контекст, который приходит на помощь в особен­но трудных случаях.

Виды суждений.

    Простые – суждение, выражающее связь двух понятий или выраженное одним понятием, когда второе пордразумевается (например, «Это - человек»; «У розы приятный за­пах»)

    по объему субъекта или по количеству;

        Единичные – суждения, содержащие утверждение или отрицание по одному субъекту (например, «Это здание – памятник архитектуры»).

        Общие - суждение, в котором что-либо утвер­ждается или отрицается обо всех предметах некоторого класса с помощью слов все, никто, любой, каждый (например: «Все свидетели дали показания», «Никто не пришел на заседание».)

        Частные - суждение, в котором что-либо утверждается или отрицается о части предметов некоторого класса с помощью слов некоторые, многие, немногие, боль­шинство, меньшинство, часть (например, «Часть преступлений Относится к экономическим»).

    по качеству связки;

        утвердительные – суждения, выражающие принадлежность предмету какого-либо свойства;

        отрицательные - суждения, выражающие отсутствие у предмета какого-либо свойства;

        атрибутивные суждения - суждения о признаке предмета. В них отражается связь между предметом и его признаком, эта связь утверждается или отрицается. Атрибу­тивные суждения называются также категорическими, т.е. ясны­ми, безусловными. Логическая схема атрибутивного суждения S - Р, где S - субъект суждения, Р - предикат,«-» - связка. На­пример, «Адвокат встретился с обвиняемым».

        суждения об отношениях между предметами (так называемые суждения с отношениями). Это могут быть отношения равен­ства, неравенства, пространственные, временные, причинно-следственные и др. Например: «А равно В», «Казань восточнее, Москвы», «Семен отец Сергея» и др. (реляционные суждения)

        суждения существования , выражающие сам факт существования или несуществования предмета суждения. Например, «Суще­ствуют статистические законы». Предикатами этих суждений явля­ются понятия о существовании или несуществовании предмета.

    33. Понятия, суждения и умозаключения как основные формы мышления, диалектика их соотношения. Логические ошибки, логика и софистика, ее соотношение норм логики с нормами нравственности.

    (А) Понятия, суждения и умозаключения как основные формы мышления, диалектика их соотношения.

    Мышление 1) это целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение человеком существенных свойств и отношений вещей; 2) это интеллектуальный процесс построения и соотнесения мыслей с целью формирования знаний достижения истины. Мышление человека является основной функцией его сознания, а, следовательно, и основной функцией человеческого мозга.

    Основными формами, в которых возникло, развивается и осуществляется мышление, являются понятия, суждения и умозаключения .

    Понятие – это мысль, в которой отражаются общие, существенные свойства, связи предметов и явлений. Понятие это как бы сам акт понимания, чистая деятельность мышления. Понятия не только отражают общие, но и расчленяют вещи, группируют, классифицируют их в соответствии с их различиями. Кроме того, когда мы говорим, что имеем понятие о чем-либо, то под этим подразумеваем, что мы понимаем сущность этого объекта. («Человек – это биосоциальное существо, обладающее разумом, членораздельной речью и способностью трудиться».) В отличие от ощущения, восприятия и представлений понятия лишены наглядности, или чувственности. (Содержание понятия зачастую невозможно себе представить в виде наглядного образа. Нельзя представить «зло», «доброту».) В различные эпохи понятия различны по своему содержанию. Они различны на разном уровне развития одного и того же человека. Для научного мышления необходимо точное определение каждого понятия.

    Понятия возникают и существуют в голове человека лишь в определенной связи, в виде суждений . Мыслить – значит судить о чем-либо, выявлять определенные связи и отношения между различными сторонами предмета или между предметами.

    Суждение это такая форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается (отрицается) что-либо о чем-либо. (Пример: «Клен – растение» - суждение, в котором о клене высказывается мысль, что он есть растение)

    Если бы в нашем сознании существовали бы только одни понятия, не связанные между собой, то не могло быть и процесса мышления. Понятия живут лишь в контексте суждений. Можно сказать, что суждение – это развернутое понятие, а само понятие – свернутое суждение.

    Словесной формой выражения суждения является предложение . Суждения всегда представляют собой связь 2 понятий: о чем высказывается и что высказывается. Различают единичные, частные и общие суждения: «Ньютон открыл закон тяготения», «Некоторые люди злые», «Кость – одна из активных тканей». Суждения делятся на утвердительные и отрицательные.

    К тому или иному суждения человек может прийти путем непосредственного наблюдения какого-либо факта или опосредованным путем - с помощью умозаключения . Мышление не есть просто суждение. В реальном процессе мышления понятия и суждения включены в цепь более сложных умственных действий - в рассуждения. Относительно законченной единицей рассуждения является умозаключение. Суждения, из которых выводится заключение, называются посылками.

    Умозаключение операция мышления, в ходе которой из сопоставления ряда посылок выводится новое суждение. Умозаключение – более высокий уровень логического опосредования, чем суждение. (Пример умозаключения: Человек, просыпаясь утром зимой, видит на окне снежные узоры, он приходит к выводу, что ночью был сильный мороз.) Умозаключение как сопоставление суждений принесло человечеству принципиально новую познавательную возможность: оно избавило его от необходимости постоянно «тыкаться носом» в результаты единичного опыта и строить неисчислимое множество частных суждений.

    Дополнительно: Появилось также в то время и необходимость в предположительном знании, в гипотезе .

    Гипотеза это предположение, исходящее из ряда фактов и допускающее существование предмета, его свойств, определенных отношений.

    Гипотеза – это вид умозаключения, пытающегося проникнуть в сущность еще недостаточно изученной области мира, это своего рода посох, которым ученый ощупывает дорогу в мир неведомого, или, как сказал И.Гете, «леса, которые возводят перед строящимся зданием и сносят, когда здание готово.

    В силу своего вероятностного характера гипотеза требует проверки и доказательства, после чего она приобретает характер теории.

    Теория – это система объективно верных, проверенных практикой знаний, воспроизводящих факты, события и их предполагаемые причины в определенной логической связи. (Это система суждения и умозаключений, объясняющих определенный класс явлений и осуществляющих научное предвидение.)

    Сердцевину научной теории составляют законы. На основе глубоко познания вещей, их свойств и отношений человек может прорывать границы настоящего и заглядывать в будущее, предвидя существование еще неизвестных вещей, предсказывая вероятное и необходимое наступление событий. Венец научной работы есть, по словам Н. А. Умова, предсказание.

    (Б) Логические ошибки, логика и софистика, соотношение норм логики с нормами нравственности.

    В любых рассуждениях значение всех терминов, употребленных однажды, должны быть неизменными. Содержание мыслей, задействованных в рассуждении, должно на период рассуждения как бы замереть и никак не изменяться. Отсюда основополагающий, исходный и наиболее фундаментальный признак всей формальный логики, распространяющийся и на математику – закон тождества . (А=А)Этот закон был впервые сформулирован и обоснован Аристотелем («Мысль должна быть тождественна самой себе!»)

    Основная логическая ошибка , связанная с нарушением закона тождества называется подмена термина. (

    1. лекарство – благо

    2. чем больше блага – тем лучше

    здесь произошла подмена термина – «благо» в 1 и 2 имеют разное значение)

    Встречаются и другие формально логические ошибки (хотя большинство из них является, по существу, лишь вариантами «подмены»):

      поспешное обобщение (по аналогии)

      довод к публике (апелляция к интересам аудитории)

      аргумент дьявола (неуместное преувеличение)

    Ошибка – это непреднамеренное нарушение правил и законов логического мышления – паралогиз м . Паралогизм, как правило, ведет к заблуждениям.

    Если же логические ошибки кем-то совершаются преднамеренно (с осознанной целью введения собеседника в заблуждение), это будет софизм (от гр. - sophism – измышление, хитрость). По своему строению паралогизм не отличается от софизма. Последний отличается от первого лишь своим происхождением. В этом отношении софизм является разновидностью лжи, интеллектуальным мошенничеством.

    В Древней Греции софистом сначала именовали человека, который посвящал себя умственной деятельности. (Солон и Пифагор) Впоследствии смысл этого понятия сузился, хотя и не заключал еще негативного смысла. Софисты – «учителя мудрости»- учили не только технике политической и юридической деятельности, но и вопросам философии, а также обучали приемам и формам убеждения и доказательства независимо от вопроса об истинности мысли, например: «То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога, следовательно, ты их имеешь». В своем стремлении к убедительности софисты доходили до идеи, что можно, а нередко и нужно доказать все, что угодно, и также что угодно опровергнуть, в зависимости от интереса и обстоятельств, что приводило к безразличному отношению к истинности в доказательствах и опровержениях. Так складывались приемы мышления, которые стали именоваться софистикой. Основные представители: Протагор, Горгий, Продик. Протагору принадлежит знаменитое положение: «Человек – есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Он говорил об относительности всякого знания, всякому утверждения может быть с равным основанием противопоставлено противоречащее ему утверждение.

    Логические ошибки возникают в связи с низкой логической культурой человека, которые не способен выявить паралогизм, как в своих рассуждениях, так и в рассуждениях собеседника. Такой человек - удобная почва для восприятия любого рода софизмов, т.е. он может быть легко обманут в каких-либо целях другими людьми, более квалифицированно владеющими аппаратом логики и диалектики в их единстве, но «не чистых на руку». Т.о., использование софизмов является нормальным с точки норм зрения формальной логики, но не как не сочетается с нормами нравственности. (Аналогично и в религии, «дьявольщина» начинается с живописной, а потому привлекательной разболтанности мыслей, с ряда их подмен в процессе размышления и с софистики. Поэтому христианство всегда уделяло большое внимание логике, и использовало публичные диспуты, сопровождающиеся логически обоснованной критикой оппонентов церкви).

    Суждение (англ. judgement) - общезначимая словесная форма (высказывание), благодаря которой чувственному опыту придается абстрактная всеобщность. Суждение содержит предмет в определении единичности и в определении всеобщности. Суждение складываются у людей как превращенная и словесно выраженная форма перцептивной деятельности, которая выполняет планирующую и регулирующую роль в совокупном процессе труда. С. м. б. построено на основе словесных обозначений общих представлений, которые в начальный период познания могут наблюдаться и констатироваться непосредственно в восприятии, а затем оформляться в различных знаковых и символических системах. Ряд частных С. о предметах может заменяться новым словом-наименованием, содержанием которого будет свернутое представление о предметах С. С помощью общих представлений и производимых на их основе С. человек может делать довольно сложные умозаключения.

    Суждение - это прямой дериват предметно-чувственной деятельности людей. обобщение в С. основано на принципе формального, абстрактного тождества и является особенностью эмпирического мышления. Но познание обобществившегося человечества с самого начала приобрело рациональную форму, поэтому чувственные данные выступают в процессе познания в форме С., а отдельный человек, руководствуясь общественными потребностями, относительно бескорыстно выделяет объективные свойства предметов, а также считается с мнениями и суждениями др. людей. См . Атрибутивный , Знание.

    Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.

    Суждение

    1. форма мысли в виде утверждения о наличии или отсутствия у объекта какого-то свойства, качества. Различают такие суждения: а) формальное суждение – утверждение, связывающее объекты, явления, события определенным образом; истинность такого суждения состоит в его соответствии принципам формальной логики (в зависимости от того, противоречит или нет оно исходным суждениям); б) эмпирическое суждение – суждение, истинность которого может быть проверена опытным путем. Например, можно убедиться, что «яблоко красное», только взглянув на него; в) лингвистическое суждение – формальное суждение, которое представляет компонент значения, лежащего в основе предложения. Например, суждения «яблоки красные» можно представить как «яблоки, все, являются красными». Существуют разные коннотации (логические предикаты) суждения, это зависит от того, в какой форме они высказываются. В категорическом суждении индивид высказывается так, будто он нисколько не сомневается в его истинности. В гипотетическом суждении высказывается лишь предположение о чем-либо. В других суждениях выражаются отношения знания, веры, сомнения, убежденности, оценки и т.п. («я думаю...», «я не считаю нужным...», «я верю...» и т.п.). Развитое отвлеченное мышление позволяет индивиду дифференцировать множество таких оттенков суждения и предпочитать рациональный аспект суждения;
    2. гипотетическая умственная способность, функция которой состоит в порождении суждения;
    3. в психопатологии - расстройство способности к суждению суждения состоит в том, что истинными считаются суждения, которые соответствуют некоей аффективной, иррациональной потребности или вызваны нарушением мышления. Кроме того, при этом не различаются смысловые коннотации суждения, изменения его значения в зависимости от того контекста, в котором оно употребляется;
    4. процесс формирования мнения или заключения, основанного на доступном материале, а также сложившееся мнение или заключение;
    5. критическая оценка некоторой вещи, события, человека, самого себя;
    6. в психофизике – решение относительно наличия или отсутствия сигнала или его интенсивности в сравнении с другими стимулами.

    Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

    Суждение - основная форма мыслительной деятельности. В С. формулируется предварительный итог мыслительного процесса. Суждение имеет в своей основе действенный характер и заключает в себе социальный аспект. Отражая отношение субъекта к объекту, С. насыщено эмоционально.

    Суждение - итог понятий и представлений. Проверка истинности С. производится в контексте логической его проверки, критичности. Такая работа над С. является рассуждением. Рассуждение , показывая истинность С., становится обоснованием его, оно вскрывает правомерность посылок С. и, таким образом, приобретает форму умозаключения. Основные виды С.: утвердительные и категорические; проблематические, действительности и необходимые.

    Словарь практического психолога. С.Ю. Головин

    Суждение - одна из логических форм мышления (=> понятие; умозаключение). Отражает связь между двумя понятиями - субъектом и предикатом. В логике разрабатываются классификации суждений. Психология изучает их развитие как формы мышления абстрактного, логического, а также - нарушения мышления логического. В психологической литературе даются интерпретации психологических механизмов, лежащих в основе взаимосвязи понятий.

    Оксфордский толковый словарь по психологии

    Суждение

    1. Вообще – процесс формирования мнения или заключения, основанного на доступном материале, а также сложившееся мнение или заключение.
    2. Гипотетическая умственная способность, функция которой заключается в выведении такого суждения. Это значение встречается только в старых работах.
    3. В логике – утверждение об отношениях между символами в форме предложения.
    4. Критическая оценка некоторой вещи, события или человека.
    5. В психофизике – решение относительно присутствия или отсутствия сигнала или оценка его интенсивности относительно других стимулов.

    предметная область термина

Поделиться: