Российские стандарты учета положения по бухгалтерскому учету. Новые стандарты бухгалтерского учета: что и когда изменится

Фото Тимура Громова, Кублог

Нормативная база по бухгалтерскому учету государственных (муниципальных) учреждений постоянно пополняется, и задача бухгалтера - своевременно знакомиться с нововведениями и быть готовым применять их на практике. Причем не стоит все оставлять на последний день, а лучше заблаговременно начать расширять свой кругозор, особенно если речь идет о серьезных методологических документах, вводящих новые правила учета для некоммерческих организаций. Именно такими и являются федеральные стандарты для государственного сектора. Давайте с ними вместе и ознакомимся.

Зачем нужны бюджетникам стандарты бухучета?

Казалось бы, бухгалтеры государственных и муниципальных учреждений хорошо обходятся и без бухгалтерских стандартов, пользуясь утвержденными финансовым ведомством инструкци-
ями, совмещающими методологические требования и организацию бухгалтерского учета в некоммерческих организациях, включая план счетов. Однако все всех устраивает только до поры до времени. Все нормативные акты должны соответствовать тому правовому полю, в котором они применяются. Про бюджетные инструкции это можно сказать с натяжкой, поскольку они введены в действие на основании норм бюджетного кодекса, регулирующих бюджетные правоотношения, а не правила ведения бухгалтерского учета.

Между тем законодательство РФ о бухгалтерском учете состоит из закона с таким же названием, других федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов. Причем действие Закона о бухгалтерском учете распространяется на коммерческие и некоммерческие организации, государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами и территориальными государственными внебюджетными фондами.

Мало того, упомянутый Закон о бухгалтерском учете применяется при ведении бюджетного учета активов и обязательств Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также при составлении бюджетной отчетности. Получается, что закон касается всех, в том числе «бюджетников», которые следуют, как и раньше, инструкциям Минфина.

К документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся (ст. 21 Закона о бухгалтерском учете):

  • федеральные и отраслевые стандарты;
  • рекомендации в области бухгалтерского учета;
  • стандарты экономического субъекта.
Как видим, в этом списке нет действующих инструкций для государственных (муниципальных) учреждений. Значит, они «вне закона»? Отчасти да, но только отчасти, ведь согласно п. 4 ст. 7 указанного закона состав бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций государственного сектора устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Во исполнение его норм как раз и приняты действующие «бюджетные» инструкции и иные документы.

Но здесь следует уточнить, что отсылочная норма дана в отношении составления отчетности, в то время как бухгалтерский учет все же должен быть урегулирован теми нормативными актами, которые перечислены выше. Все это говорит о том, что федеральные стандарты бухучета нужны государственным (муниципальным) учреждениям. А пока (до их утверждения) продолжают применяться ранее установленные правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе описанные в «бюджетных» инструкциях. Причем пользоваться ими нужно так, чтобы не нарушать нормы действующего Закона о бухгалтерском учете.

Какие проекты «бюджетных» стандартов разработал Минфин?

На сайте финансового ведомства для ознакомления и обсуждения размещены сразу несколько проектов будущих федеральных стандартов, предназначенных для организаций государственного сектора экономики. А отправной точкой в работе чиновников можно считать переведенные на русский язык международные стандарты финансовой отчетности общественного сектора (их, кстати, более 30). У Минфина пока результаты скромнее. Перечень национальных федеральных стандартов включает проекты документов на следующие темы:
  • представление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • основные средства;
  • запасы;
  • аренда;
  • обесценение активов.
Причем касательно половины из названного уже сообщено о завершении публичного обсуждения их проектов, а значит, скоро данные документы увидят свет как нормативные акты, обязательные к применению. Нельзя не отметить еще один проект - Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора. В международной практике они не относятся к стандартам, а выступают больше в качестве справочника, в котором поясняются основные термины и понятия, используемые в стандартах составления финансовой отчетности. Однако чиновники Минфина решили сделать этот поясняющий документ отдельным стандартом. Именно с него и начнем, а также рассмотрим иные важные для бухгалтера АУ проекты.

Что нужно знать о концептуальных основах?

Проект данного документа устанавливает единые принципы ведения бухгалтерского учета, формирования информации об объектах учета, составления бухгалтерской (финансовой) отчетности организациями государственного сектора. Его авторы выделяют два вида отчетности, для составления которой используются концептуальные основы.

Во-первых, рабочий план счетов утверждается субъектами учета на основе планов счетов, утвержденных Минфином:

  • плана счетов бюджетного учета;
  • плана счетов казначейского учета;
  • плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений;
  • плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений.
Во-вторых, в число объектов бухгалтерского учета входят активы, обязательства, чистые активы, вклад собственников (учредителей), доходы, расходы, финансовый результат. Все они, а также изменяющие их факты хозяйственной жизни отражаются в бухгалтерском учете на основании первичных (сводных) учетных документов. Систематизация и накопление информации, содержащейся в принятых к бухгалтерскому учету первичных (сводных) учетных документах, осуществляются в регистрах бухгалтерского учета.

В-третьих, порядок и методы оценки активов и обязательств для целей бухгалтерского учета определяются федеральными стандартами, регулирующими порядок учета соответствующих видов активов и обязательств. В случаях, установленных федеральными стандартами, оценка активов и обязательств производится по справедливой стоимости .

В-четвертых, учет активов и обязательств осуществляется в валюте Российской Федерации - в рублях. Стоимость объектов учета, выраженная в иностранной валюте, подлежит пересчету в валюту РФ. Порядок переоценки активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, устанавливается соответствующими федеральными стандартами. В случае отсутствия соответствующего федерального стандарта субъект учета руководствуется положениями действующей учетной политики.

В-пятых, информация, содержащаяся в бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектов отчетности, включая пояснения, должна отвечать следующим требованиям: уместность (релевантность), существенность, достоверное представление, сопоставимость, возможность проверки и (или) подтверждения достоверности данных (верификация), своевременность, понятность.

В-шестых, затраты на представление информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности не должны превышать ее полезность и преимущества от ее использования. Такие затраты включают расходы на сбор информации, регистрацию, подтверждение, раскрытие используемых допущений и методологии формирования информации и расходы на представление информации пользователям.

И в заключение: концепция имеет характер общего документа, по сравнению с которым специальные акты имеют приоритет. Поэтому при наличии федеральных стандартов, регулирующих порядок признания, оценки и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности информации об отдельных видах объектов учета и изменяющих их фактах хозяйственной жизни, применяются соответствующие федеральные стандарты.

Какова будет обновленная методология учета объектов ОС?

Сразу отметим, что в проекте есть ряд новшеств, позаимствованных из международной методологии бухучета. Причем не забыта и специфика деятельности субъектов государственного сектора, что находит свое отражение в критериях признания объектов ОС - получение экономических выгод или полезный потенциал. Именно полезный потенциал характеризует способность актива быть использованным в целях выполнения полномочий органов власти, даже если экономические выгоды не извлекаются.

Понятие «полезный потенциал» может быть определено как способность имущества приносить пользу в процессе хозяйственной деятельности субъекта отчетности. В связи с тем, что понятие пользы или полезности является субъективным, стандарт не может (и не ставит целью) предложить признаки или критерии, по которым объекты, приносящие пользу, нужно учитывать как балансовые активы. В то же время указанные термины позволяют адаптировать общие условия признания имущества в составе объектов ОС применительно к деятельности некоммерческих организаций.

Следующее новшество - оценка объектов ОС. Если ОС приобретается в обычном порядке, за деньги или в результате иных обменных операций, то оценкой объекта признается сумма фактических затрат. Ситуация меняется, если актив приобретается в результате необменных операций. К таковым относятся операции, предполагающие передачу (получение) активов безвозмездно или по незначимым ценам по отношению к рыночной цене обменной операции с аналогичными активами.

В этом случае первоначальной признается справедливая стоимость актива. Нужно отметить, что оценка по справедливой стоимости позволяет понять реальную стоимость активов и соотнести ее с доходами и расходами субъекта отчетности, чтобы составить достоверное представление об эффективности управления, достаточности финансирования, результатах выполнения им своих задач. Справедливая стоимость - цена, по которой может быть осуществлен переход права собственности на основные средства между хорошо осведомленными, желающими совершить сделку независимыми сторонами. Оценка по справедливой стоимости дает возможность оценить объем затрат, которые должны быть понесены для создания или приобретения аналогичного актива.

Принятая в учетной политике модель учета основных средств может распространяться на отдельные группы основных средств. Например, часть основных средств может отражаться в учете по первоначальной стоимости, часть - по справедливой стоимости в соответствии с решением уполномоченного органа.

Также в бухгалтерском учете по справедливой стоимости, определяемой методом рыночных цен, отражаются активы, предназначенные для отчуждения не в пользу субъектов государственного сектора. В данном случае речь идет об отдельной группе объектов ОС - инвестиционная недвижимость.

Это группа основных средств, включающая объекты недвижимости (здания или части зданий), находящиеся во владении либо использовании с целью получения арендных платежей, или прироста стоимости имущества, или того и другого, но не предназначенные для выполнения возложенных на субъект функций. Отдельный учет таких основных средств позволяет достоверно представить деятельность учреждения.

Инвестиционная недвижимость - всего лишь аналитический разрез для представления основных средств, используемых в особом порядке.

После того как балансовая стоимость объекта ОС окончательно сформирована, по нему можно начислять амортизацию. Причем даже в этот период балансовая стоимость объекта ОС может изменяться в нескольких случаях, одновременно корректируя порядок и сроки начисления амортизации объекта, в частности:

  • при ремонте, реконструкции, модернизации, изменяющих свойства объекта учета, срок либо порядок его использования;
  • в случае переоценки ОС до справедливой стоимости;
  • при проведении процедуры обесценения.
Как видим, оснований для изменения стоимости ОС предполагается больше, чем сейчас. Причем последнему названному основанию уделено внимание в проекте отдельного стандарта, на котором остановимся позже. А пока скажем об еще одном важном новшестве, связанном с единицей учета ОС - инвентарным объектом. Активы, срок полезного использования которых одинаков, а стоимость не является существенной, могут быть объединены в один инвентарный объект.

С одной стороны, это может привести к ослаблению контроля бухгалтерии над имуществом. С другой стороны, данная возможность не новация и в значительной мере облегчает учет основных средств в случае большого их количества (тысячи и десятки тысяч объектов могут быть сгруппированы для целей учета). Причем для объединения вполне подойдут и однородные объекты, и объекты, срок использования которых одинаков, а стоимость по отдельности несущественна, например, мебель, используемая в одних и тех же условиях в течение одного и того же периода времени (столы, стулья, шкафы в обстановке одного кабинета и т. п.). Другой пример - объединение в единый объект компьютерной техники: мониторов и системных блоков, которые приобретаются и выбывают, как правило, вместе. Такая группа объектов рассматривается как один инвентарный объект, если критерии признания актива в качестве основного средства соблюдены в отношении группы в целом (компьютерной техники в течение одного периода).

Объекты, которые эксплуатируются учреждением до вступления стандарта в силу и по которым каждой комплектующей детали присвоен свой инвентарный номер, логично учитывать в прежнем порядке, то есть по отдельности. Вновь приобретаемые объекты субъект отчетности может учитывать в качестве одного инвентарного объекта.

Что, возможно, поменяется в бухгалтерском учете запасов?

Так же, как предыдущий рассмотренный проект, посвященный учету материальных запасов, документ для запасов разработан с учетом специфики деятельности государственного сектора. Это подтверждается определением запасов, в число которых войдут:
  • материальные запасы, в частности готовая продукция;
  • незавершенное производство;
  • нефинансовые активы имущества казны.
Причем в последнюю группу включаются объекты имущества (нефинансовых активов), составляющие государственную (муниципальную) казну Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, в том числе основные средства, нематериальные активы, непроизведенные активы и материальные запасы, не закрепленные за государственными предприятиями и учреждениями. Неясно, почему нефинансовые активы с продолжительным сроком полезного использования включаются в группу запасов, которые используются менее одного отчетного периода.

Однако пусть с этим разбираются органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления, уполномоченные в сфере управления и распоряжения имуществом казны соответствующего публично-правового образования. Ведь именно они являются субъектами учета нефинансовых активов имущества казны.

Учреждения государственного сектора будут отвечать за учет материальных запасов, используемых в текущей деятельности субъекта учета в периоде, не превышающем 12 месяцев (независимо от их стоимости).

В общем случае материальные запасы принимаются к учету по первоначальной стоимости, состоящей из фактических затрат на их приобретение. Но есть исключения. Так, балансовой оценкой запасов, приобретаемых путем необменной операции, является их справедливая стоимость на дату приобретения, определяемая методом рыночных цен. Кроме того, первоначальной стоимостью запасов, приобретаемых в обмен на нефинансовые активы либо на сочетание финансовых и нефинансовых активов, считается их справедливая стоимость на дату приобретения, кроме случаев, когда обменная операция не носит коммерческого характера или ни справедливую стоимость полученного актива, ни справедливую стоимость переданного актива невозможно надежно оценить.

На каждую отчетную дату материальные запасы будут оцениваться по первоначальной стоимости, не подлежащей изменению, за исключением материальных запасов, относящихся к группе «Готовая продукция». Они будут приниматься к учету по норматив-
но-плановой стоимости (цене) для целей распоряжения (реализации), отражаться в учете на конец отчетного периода по фактической себестоимости. На самом деле этот прием взят из коммерческого учета готовой продукции предприятий промышленности. Нормативный метод учета позволяет контролировать себестоимость выпускаемой продукции и своевременно предупреждать нерациональное расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов в производственном процессе.

Проект стандарта по учету запасов предусматривает создание резерва под их обесценение. Причем нужно будет помнить и о том, что иногда следует отразить не обесценение запасов, а их выбытие, если от запасов не ожидается поступление будущих экономических выгод или у них нет полезного потенциала. Здесь также нужно определиться с оценкой. Авторы проекта федерального стандарта предлагают два варианта. При выбытии (отпуске) оценка запасов производится по фактической стоимости каждой единицы либо по средней фактической стоимости. Применение одного из указанных способов установления стоимости запасов при выбытии по группе (виду) запасов будет осуществляться в течение отчетного периода непрерывно и не будет меняться.

Ко всему обозначенному в статье нужно добавить, что, как прописано в проектах стандартов, вступают они в силу с 2018 года (как будет на самом деле, пока трудно сказать). Но уже сейчас можно начать готовиться к возможному применению новых нормативных актов, ведь переходный период в один отчетный год (2017 год) - не такой уж и большой срок. Мы не исключаем того, что отчетность по итогам 2017 года автономным учреждениям нужно будет составить в соответствии с требованиями новых федеральных стандартов для организаций государственного сектора.

За переходный период необходимо предпринять определенные шаги, чтобы обеспечить (насколько это возможно) сопоставимость финансовой информации о состоянии и результатах деятельности государственных (муниципальных) учреждений для пользователей отчетности. Кроме того, нужно и самим бухгалтерам разобраться с планируемыми нововведениями и быть готовыми их применить на практике, в чем поможет наш журнал.

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон о бухгалтерском учете).

Это цена, по которой может быть осуществлен переход права собственности на актив или обязательство между хорошо осведомленными, желающими совершить сделку независимыми сторонами.

Регистрационный N 46519

3. Положения настоящего Стандарта не применяются:

а) при составлении и представлении субъектами отчетности бухгалтерской (финансовой) отчетности специального назначения, в том числе управленческой отчетности, а также налоговой отчетности и отчетности, составляемой для государственного статистического наблюдения;

б) при составлении и представлении бухгалтерской (финансовой) отчетности общего назначения субъектами отчетности, осуществляющими в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации бюджетные полномочия по ведению бюджетного учета и составлению, представлению бюджетной отчетности, за исключением казенных учреждений, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

II. Термины и их определения

4. Термины, определения которым даны в других нормативных правовых актах, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, используются в настоящем Стандарте в том же значении, в каком они используются в этих нормативных правовых актах.

5. В настоящем Стандарте используются термины и определения в указанных ниже значениях.

Отчетная дата - дата на которую составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность за отчетный период.

Пояснения к бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также к публично раскрываемым показателям бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - Пояснения) - систематизированная и (или) формализованная унифицированным способом информация, дополняющая информацию, представленную в отчетах, составляющих бухгалтерскую (финансовую) отчетность (далее - отчеты), в виде словесного описания публично раскрываемых показателей и (или) детализации информации, раскрытой в отчетах, составляющих бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Раскрытие информации - отражение информации (в стоимостном, натуральном (числовом) выражении и (или) в виде словесных описаний) в отчетах, составляющих бухгалтерскую (финансовую) отчетность, в Пояснениях, а также публичное раскрытие показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности.

III. Общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности

6. Цели бухгалтерской (финансовой) отчетности заключаются в представлении информации, необходимой при принятии экономических решений пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности:

а) об источниках, распределении и использовании финансовых ресурсов;

б) о способах финансирования деятельности субъекта отчетности и удовлетворении его потребностей в финансовых ресурсах;

в) о способности субъекта отчетности финансово обеспечивать свою деятельность и выполнять государственные (муниципальные) полномочия (функции), осуществлять деятельность по выполнению работ, оказанию услуг;

г) о финансовом положении субъекта отчетности и его изменениях;

д) другой информации, необходимой для оценки результатов деятельности субъекта отчетности, в том числе в отношении издержек на ведение субъектом отчетности своей деятельности, эффективности такой деятельности, достигнутых результатов, соблюдения ограничений, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность общего назначения используется для прогнозирования объема ресурсов, необходимых для продолжения деятельности субъекта отчетности, в том числе прогнозных (оценочных) значений ресурсов, которые ожидается получить (создать) в процессе такой деятельности, а также прогнозирования объема сопутствующих с такой деятельностью рисков и неопределенностей.

7. Для достижения указанных целей бухгалтерская (финансовая) отчетность содержит следующую информацию:

а) об активах;

б) об обязательствах;

в) о доходах;

г) о расходах;

д) о движении денежных средств;

е) дополнительную нефинансовую информацию, представляемую в качестве отдельных отчетов, формирующих бухгалтерскую (финансовую) отчетность, в том числе Пояснительной записки к бухгалтерской (финансовой) отчетности или в составе Пояснений .

Бухгалтерская (финансовая) отчетность формируется на основании данных бухгалтерского учета.

8. В бухгалтерской (финансовой) отчетности показатели активов и обязательств, доходов и расходов отражаются обособленно (развернуто) за исключением случаев, когда нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, отражение таких показателей предусмотрено обобщенно - показатель активов за вычетом обязательств, доходов за вычетом расходов.

Активы, в отношении которых нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотрено формирование резервов, отражаются в бухгалтерском балансе субъектов отчетности за вычетом указанных резервов.

Потоки денежных средств отражаются в отчете о движении денежных средств как поступления или выбытия денежных средств в соответствии с требованиями настоящего Стандарта и других нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

9. Данные годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности подтверждаются результатами инвентаризации активов и обязательств.

10. Бухгалтерская (финансовая) отчетность субъекта отчетности включает показатели всех его структурных подразделений, включая филиалы и представительства, независимо от их места нахождения.

11. Каждый отчет, включаемый в бухгалтерскую (финансовую) отчетность, а также Пояснения, именуется отдельно.

Кроме того, в каждом отчете содержится следующая информация:

а) наименование субъекта отчетности;

б) степень обобщения отчетности: индивидуальная или консолидированная;

г) единица измерения показателей отчетности.

Публикация бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронном виде в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и публичное раскрытие показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляется на регулярной основе, позволяющей обеспечить пользователей отчетности необходимой информацией.

12. Бухгалтерская (финансовая) отчетность, а также Пояснения к ней составляются на русском языке.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется в виде электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью , и (или) на бумажном носителе, в случае отсутствия возможности их формирования и хранения в виде электронных документов, и (или) в случае, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления (хранения) документа исключительно на бумажном носителе.

В случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление бухгалтерской (финансовой) отчетности другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной в виде электронного документа.

13. Отчетным периодом в целях составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности является отчетный год с 1 января по 31 декабря, за исключением случаев создания, реорганизации путем разделения, ликвидации (упразднения) субъекта отчетности в течение отчетного периода, а также случаев, предусмотренных нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Первым отчетным периодом в целях составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта отчетности, созданного в течение отчетного периода, является период с даты государственной регистрации субъекта отчетности по 31 декабря года его создания включительно, если иное не предусмотрено настоящим Стандартом и другими нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Последним отчетным годом для реорганизуемого субъекта отчетности, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, является период с 1 января года, в котором произведена государственная регистрация последнего из возникших юридических лиц, до даты такой государственной регистрации.

При реорганизации субъекта отчетности в форме присоединения последним отчетным годом для субъекта отчетности, который присоединяется к другому субъекту отчетности, является период с 1 января года, в котором внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности присоединенного юридического лица, до даты ее внесения.

При ликвидации казенного учреждения (упразднении государственного органа, органа местного самоуправления) последним отчетным годом является период с 1 января года, в котором в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о ликвидации юридического лица, до даты внесения такой записи.

Положения настоящего Стандарта по составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности в результате реорганизации не применяются при изменении:

а) подведомственности субъекта отчетности;

б) учредителя государственного (муниципального) учреждения;

в) типа государственного (муниципального) учреждения.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется с учетом положений настоящего Стандарта исходя из типа государственного (муниципального) учреждения по состоянию на отчетную дату.

Отчетным периодом в целях составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных, автономных учреждений, тип которых был изменен в течение отчетного периода, является отчетный год с 1 января по 31 декабря года изменения типа учреждения, если иное не предусмотрено настоящим Стандартом и другими нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

14. Отчетной датой для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности является 1 января года, следующего за отчетным.

IV. Состав и содержание показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, подлежащих публичному раскрытию

15. Публичное раскрытие показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляется субъектом отчетности после представления бухгалтерской (финансовой) отчетности ее пользователям.

16. Публичное раскрытие показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляется на основе допущения непрерывности деятельности субъекта отчетности.

Соблюдение допущения непрерывности деятельности субъекта отчетности предполагает, что бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется субъектом отчетности из допущения продолжения им его деятельности и выполнения полномочия (функции) и обязательств не менее трех лет начиная с года, в котором составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность (далее - обозримое будущее) и у учредителя субъекта отчетности отсутствуют намерения и (или) необходимость принять решение о его ликвидации (упразднении) или об изменении в обозримом будущем его основной деятельности.

Изменение подведомственности субъекта отчетности, изменение учредителя и (или) типа государственного (муниципального) учреждения не является фактом, свидетельствующим о несоблюдении допущения непрерывности деятельности субъекта отчетности.

Если публичное раскрытие показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляется не на основе допущения непрерывности деятельности субъекта отчетности, этот факт раскрывается в Пояснениях с описанием причины, по которой субъект отчетности не считается непрерывно действующим. Дополнительно в Пояснениях раскрывается информация о влиянии факта несоблюдения допущения непрерывности деятельности субъекта отчетности на показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности.

17. Представление и классификация публично раскрываемых показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности остаются неизменными от периода к периоду за исключением следующих случаев:

а) в результате значительных изменений характера деятельности субъекта отчетности;

б) когда результаты анализа раскрываемых показателей его бухгалтерской (финансовой) отчетности указывают, что другое представление или классификация показателей необходимо исходя из положений применяемой в отчетном периоде учетной политики субъекта отчетности;

в) когда нормативные правовые акты, регулирующие ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности предусматривают изменение классификации публично раскрываемых показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) порядка их раскрытия в отчетности.

При внесении изменений в классификацию публично раскрываемых показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектом отчетности пересматривается классификация сравнительной информации раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности за предыдущие отчетные периоды (далее - реклассификация показателей отчетности).

18. При реклассификации показателей отчетности субъектом отчетности раскрывается в Пояснениях :

а) характер реклассификации показателей отчетности;

б) стоимостные показатели, подлежащих реклассификации показателей отчетности;

в) причину реклассификации показателей отчетности.

Если реклассификация показателей отчетности за предыдущий отчетный период субъектом отчетности не осуществляется, то в Пояснениях субъектом отчетности указывается:

причина, по которой не производится реклассификация показателей отчетности;

характер корректировок показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, которые были бы произведены в случае реклассификации показателей отчетности.

19. Корректировки сравнительной информации в связи с изменениями учетной политики субъекта отчетности или исправлениями ошибок производятся в порядке, установленном иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

20. Все существенные показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности, отражающие группы активов, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета представляются отдельно.

Показатели, отличающиеся от других по своему содержанию (функциональному, экономическому) раскрываются отдельно за исключением случаев, когда отражение обобщенных показателей не влияет на существенность информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Показатели, обобщение которых не влияет на существенность информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, но которые необходимы для достоверного представления информации о результатах деятельности субъекта отчетности, раскрываются обособленно в Пояснениях.

21. По всем публично раскрываемым показателям бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектом отчетности раскрывается сопоставимая информация хотя бы за один аналогичный предыдущий период, за исключением случаев, когда иное предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

При наличии описательных (словесных) пояснений к отдельным показателям бухгалтерской (финансовой) отчетности сопоставимая описательная информация за предыдущий период раскрывается, если она является необходимой для понимания пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности таких показателей.

22. При публичном раскрытии показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности показатели, подготовленные на основе данных бухгалтерского учета, выделяются от иной информации о деятельности субъекта отчетности таким образом, чтобы пользователи публичной бухгалтерской (финансовой) отчетности смогли отличить такую информацию от иной информации о деятельности субъекта отчетности.

23. Публично раскрываемые показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности представляются в тысячах, миллионах или миллиардах рублей. Для более подробного раскрытия информации при составлении Пояснений показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности представляются в иных единицах измерения.

24. Раскрываемые показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта включают:

показатели, отраженные в бухгалтерском балансе, отчете о финансовых результатах деятельности, отчете о движении денежных средств, Пояснительной записке;

показатели отчетов, обеспечивающие сопоставление показателей, утвержденных законом (решением) о бюджете и показателей исполнения бюджета;

Пояснения.

Бухгалтерский баланс

25. Показатели бухгалтерского баланса характеризуют финансовое положение субъекта отчетности на отчетную дату. Показатели баланса представляются на начало и конец отчетного года.

26. Активы и обязательства в бухгалтерском балансе представляются с подразделением на долгосрочные (внеоборотные) и краткосрочные (оборотные).

27. Актив субъекта отчетности классифицируется как краткосрочный, если он удовлетворяет хотя бы одному из следующих критериев:

а) актив предназначен для потребления, передачи (продажи) или обращения в денежные средства (иные активы) в течение 12 месяцев после отчетной даты;

б) актив представляет собой финансовый актив, классифицируемый в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности как краткосрочный актив;

в) актив представляет собой денежные средства или эквиваленты денежных средств (краткосрочные высоколиквидные инвестиции, легко обратимые в заранее известную сумму денежных средств и не подверженные значительным рискам изменения их стоимости, например, депозиты до востребования) при условии отсутствия ограничений на их обмен или использование для погашения обязательств в течение периода, не превышающего 3 месяцев после отчетной даты.

Краткосрочные активы включают материальные запасы, дебиторскую задолженность и другие активы, которые могут быть потреблены, переданы (проданы) или обращены в денежные средства в течение 12 месяцев после отчетной даты, даже если их выбытие в течение этого периода и не предполагается. Краткосрочные активы включают также текущую долю долгосрочных финансовых активов, то есть часть долгосрочных финансовых активов субъекта, подлежащих погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты.

Все прочие активы субъекта отчетности, включая материальные, нематериальные и финансовые активы, классифицируются как долгосрочные.

28. Обязательство субъекта отчетности классифицируется как краткосрочное, если оно удовлетворяет хотя бы одному из следующих критериев:

а) предполагается его погашение в течение 12 месяцев после отчетной даты (даже если первоначальный срок погашения превышал 12 месяцев);

б) обязательство представляет собой финансовое обязательство, классифицируемое в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, как краткосрочное обязательство;

в) у субъекта отчетности отсутствует безусловное право отсрочить погашение обязательства как минимум на 12 месяцев после отчетной даты.

Такие обязательства, как начисленная заработная плата и другие начисленные расходы, связанные с осуществлением деятельности субъекта отчетности, кредиторская задолженность по налогам, сборам и другим обязательным платежам в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации (за исключением инвестиционных налоговых кредитов, предоставленных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, срок предоставления которых превышает 12 месяцев после отчетной даты), составляют часть оборотного капитала, используемого субъектом отчетности. Указанные обязательства классифицируются как краткосрочные, даже если они подлежат погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты. К краткосрочным обязательствам относится также текущая доля долгосрочных обязательств, то есть часть долгосрочных обязательств субъекта, подлежащая погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты.

Все прочие обязательства субъекта отчетности классифицируются как долгосрочные.

29. Если субъект отчетности предполагает и имеет право согласно условиям соглашения о финансировании пролонгировать или рефинансировать какое-либо обязательство на срок, превышающий как минимум 12 месяцев после отчетной даты, такое обязательство классифицируется как долгосрочное, даже если оно подлежит погашению в более короткие сроки. Если субъект отчетности не имеет право пролонгировать или рефинансировать обязательство, то потенциальная возможность пролонгации или рефинансирования такого обязательства не принимается во внимание и обязательство классифицируется как краткосрочное.

30. Обязательство, возникшее в результате нарушения субъектом отчетности условий соглашения о финансировании и подлежащее исполнению по требованию кредитора, классифицируется как краткосрочное, даже если требования кредитора не предусматривают исполнение обязательства в течение 12 месяцев после отчетной даты и на отчетную дату у субъекта отчетности отсутствовало право отсрочить исполнение требования кредитора на срок более 12 месяцев после отчетной даты.

Если до отчетной даты либо после отчетной даты, но до даты утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности, по соглашению с кредитором у субъекта отчетности возникло право на отсрочку погашения обязательства на период, оканчивающийся не ранее чем через 12 месяцев после отчетной даты, при условии что кредитор не вправе требовать от субъекта отчетности исполнении обязательства в течении# 12 месяцев после отчетной даты, такое обязательство классифицируется как долгосрочное.

31. По долговым обязательствам, классифицированным в бухгалтерской (финансовой) отчетности как краткосрочные, субъектом учета раскрывается информация о произошедших в период между отчетной датой и датой утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности следующих событиях:

а) рефинансирование на долгосрочный период;

б) устранение нарушения соглашения о долгосрочном финансировании;

в) получение от кредитора отсрочки исполнения обязательств на период, оканчивающийся не ранее чем через 12 месяцев после отчетной даты.

32. Показатели активов субъектов отчетности раскрываются в нетто-оценке, то есть за вычетом любой накопленной амортизации амортизируемых активов, убытков от обесценения, резервов под снижение стоимости материальных запасов и резервов по сомнительным долгам.

33. В Пояснениях субъектом отчетности раскрывается детализированная, существенная информация об активах и обязательствах, необходимая для понимания пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности финансового положения субъекта отчетности.

34. В Пояснениях субъектом отчетности раскрывается информация о чистых активах. В случаях, если чистые активы не превышают нижнюю границу допустимых лимитов, установленных действующим законодательством Российской Федерации, в Пояснениях дополнительно раскрываются причины отклонения от требований, а также план мероприятий по нормализации показателей.

Отчет о финансовых результатах

35. Сальдированное отражение доходов и расходов (отражение доходов за вычетом соответствующих расходов) при раскрытии показателей отчета о финансовых результатах допускается только в случаях, предусмотренных настоящим Стандартом, иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

36. В составе Пояснений при детализации показателей отчета о финансовых результатах субъектом отчетности раскрывается детализированную информацию о доходах и расходах за отчетный период и аналогичный период прошлого года, систематизированных по степени их существенности по отношению к финансовому результату отчетного периода.

Пояснительная записка и пояснения

37. Кроме раскрытия показателей баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о движении денежных средств, субъект отчетности обязан составлять пояснительную записку к бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Пояснительная записка к бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта отчетности представляется в упорядоченном виде и содержит следующую информацию:

а) информацию о месте нахождения и организационно-правовой форме субъекта отчетности;

б) сведения об изменениях наименования субъекта за отчетный период, если такие изменения производились;

в) перечень основных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность субъекта отчетности;

г) наименование учредителя субъекта отчетности и наименование органа, осуществляющего внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль;

д) если субъект отчетности создан на определенный срок, то информацию о сроках его деятельности;

е) сведения об основных направлениях деятельности субъекта отчетности, иную информацию о деятельности субъекта, существенную для понимания пользователями отчетности финансового положения, финансовых результатов деятельности и движения денежных средств субъекта;

ж) указание на то, что представленные показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности сформированы исходя из нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

з) краткое описание основных положений учетной политики, в том числе:

способы оценки активов, обязательств, доходов и расходов, применяемые субъектом отчетности при формировании бухгалтерской (финансовой) отчетности в случаях, когда нормативные правовые акты, регулирующие ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, допускают выбор субъектом отчетности одного из нескольких допустимых способов оценки активов, обязательств, доходов и расходов;

применяемые субъектом отчетности положения учетной политики при первом применении настоящего Стандарта и характер таких положений;

информацию о профессиональных суждениях, выработанных в процессе применения учетной политики и оказывающих существенное влияние на показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности (например, профессиональные суждения о том, относятся ли объекты к основным средствам или инвестиционной недвижимости, являются ли договоры соглашениями об аренде);

прочие положения учетной политики субъекта отчетности, необходимые для понимания пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности его финансового положения, финансовых результатов деятельности и движения денежных средств;

и) информация, раскрытие которой в Пояснительной записке к бухгалтерской (финансовой) отчетности требуется в соответствии с настоящим Стандартом, иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

к) информация об основных источниках неопределенностей в отношении учетных оценок, включая ключевые допущения, касающиеся будущих событий, и другие основные источники неопределенностей, в связи с которыми имеются риски существенных корректировок балансовой стоимости активов и обязательств в следующем отчетном году, а также наименование и балансовую стоимость таких активов и обязательств на отчетную дату . К таким учетным оценкам, например, относятся оценка возмещаемой стоимости определенных классов основных средств, оценка влияния технологического устаревания на стоимость запасов, оценка резервов в связи с будущими результатами текущих судебных разбирательств;

л) информация о результатах исполнения субъектом отчетности плана его финансово-хозяйственной деятельности (бюджетной сметы) или указание на наименование и место публикации отчета, в котором содержится такая информация;

м) информация о результатах исполнения субъектом отчетности государственного (муниципального) задания или указание на наименование и место публикации отчета, в котором содержится такая информация;

н) иная финансовая и нефинансовая существенная информация, необходимая для понимания пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности финансового положения, финансовых результатов деятельности и движения денежных средств субъекта отчетности.

V. Переходные положения настоящего Стандарта при его первом применении

38. При первом применении настоящего Стандарта субъектом отчетности раскрываются показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности на своем портале в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и (или) ином ресурсе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

39. Представление сопоставимой информации за хотя бы один предыдущий отчетный период в бухгалтерской (финансовой) отчетности, сформированной при первом применении настоящего Стандарта, осуществляется субъектом отчетности в соответствии с его учетной политикой, применяемой в отчетном периоде.

40. Если субъект отчетности не осуществляет представление в бухгалтерской (финансовой) отчетности, сформированной при первом применении настоящего Стандарта, сопоставимой информации за хотя бы один предыдущий отчетный период, об этом факте указывается в Пояснениях.

_____________________________

* Утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. N 33н "Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 апреля 2011 г., регистрационный номер 20558), с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 26 октября 2012 г. N 139н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 декабря 2012 г., регистрационный номер 26195), от 29 декабря 2014 г. N 172н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2015 г., регистрационный номер 35854), от 20 марта 2015 г. N 43н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 апреля 2015 г., регистрационный номер 36668), от 17 декабря 2015 г. N 199н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 января 2016 г., регистрационный номер 40889), от 16 ноября 2016 г. N 209н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 декабря 2016 г., регистрационный номер 44741), от 14 ноября 2017 г. N 189н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2017 г., регистрационный номер 49217), от 7 марта 2018 г. N 42н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 марта 2018 г., регистрационный номер 50553), от 30 ноября 2018 г. N 243н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 декабря 2018 г., регистрационный номер 53168), от 28 февраля 2019 г. N 32н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 марта 2019 г., регистрационный номер 54184), от 16 мая 2019 г. N 73н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 июня 2019 г., регистрационный номер 54909).

** Утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 256н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 апреля 2017 г., регистрационный номер 46517), с изменениями, внесенными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10 июня 2019 г. N 94н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 июля 2019 г., регистрационный номер 55140).

В статье разбираются изменения в трех стандартах:

  • Бухгалтерский учет аренды
  • Запасы

В частности, изменения касаются того, как по новым правилам отражать арендованное имущество, как определять разницу между финансовой и нефинансовой арендой, как оценивать стоимость запасов, как исправлять документы бухгалтерского учета.

Сроки вступления в силу стандартов

Новые бухгалтерские стандарты готовятся уже несколько лет. Сейчас действует третья по счету программа - «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2018-2020 гг.».

Новые стандарты:

  • Запасы
  • Нематериальные активы
  • Аренда
  • Основные средства
  • Незавершенные капитальные вложения
  • Дебиторская и кредиторская задолженности (включая долговые затраты)
  • Документы и документооборот в бухгалтерском учете
  • Доходы
  • Некоммерческая деятельность
  • Бухгалтерская отчетность
  • Участие в зависимых организациях и совместная деятельность
  • Расходы
  • Финансовые инструменты
  • Добыча полезных ископаемых

Стандарты, которые уже изменились:

  • (меняется сильно)
  • (меняется незначительно)

Как должен быть составлен документ:

  • Документ должен быть составлен на русском языке, за исключением случаев, которые установлены данным стандартом. Документ, составленный на иностранном языке, должен содержать построчный перевод на русский язык (п. 4 проекта стандарта).
  • Перевод не требует нотариального заверения. Важно, чтобы в организации был ответственный за качество перевода, при этом у него необязательно должен быть диплом переводчика. Имена этих сотрудников можно вписать в должностную инструкцию (п. 4 проекта стандарта).
  • Если законодательство или правила страны, в которой компания ведет деятельность за пределами РФ, требуют составления документов на языке данной страны, то документы составляются на иностранном языке (п. 5 проекта стандарта).

Как составлять записи в регистрах бухгалтерского учета

Такие записи нужно вести в рублях, вне зависимости от фактической валюты факта хозяйственной жизни и (или) места ведения деятельности.

Если стоимость указана в иностранной валюте, записи производятся одновременно и в рублях, и в иностранной валюте.

Регистр должен содержать построчный перевод.

Если первичный документ составлен на иностранном языке, потому что его привезло подотчетное лицо, и на основании этих документов составляются бухгалтерские регистры, то они будут на русском языке.

Как составлять документы бухгалтерского учета

Если первичный документ составляется на основании другого документа, содержащего информацию о факте хозяйственной жизни, он должен содержать указания на соответствующий оправдательный документ (п. 8). Например, авансовый отчет составляется на основании первичных документов: чеков, квитанций, билетов, посадочных талонов, счетов гостиниц и т.д.

Если дата составления первичного документа отличается от даты совершения факта хозяйственной жизни, такой документ должен содержать дату совершения факта хозяйственной жизни (п. 9). Например, акты по работам за апрель подписаны 4 мая. Дата окончания работ — 30 апреля, а дата подписания — 5 мая.

Что разрешает делать новый проект?

Все, что устанавливает , продолжает действовать. То есть остается право определять форму первичных документов, кроме банковских и кассовых. Стандарт «Документы и документооборот в бухгалтерском учете» не устраняет те права, которые были ранее.

Первичным документом оформляются длящиеся факты хозяйственной жизни — начисление процентов, амортизация активов, изменение стоимости активов.

Если оформить нужно поставку товаров разными партиями в разные даты по одному долгосрочному договору, нужно оформить таблицу с подписями разных материально-ответственных лиц и получить подпись каждого из них.

При создании первичных учетных документов субъект вправе оформлять длящиеся факты, например, амортизацию с периодичностью неделя или месяц.

Экономический субъект вправе:

  • оформлять несколько связанных фактов хозяйственной жизни одним первичным документом (п. 13);
  • оформлять длящиеся факты хозяйственной жизни первичными учетными документами, составляемыми с периодичностью (сутки, неделя, месяц, квартал и т.д.);

То есть, если щебень привозят на стройку несколько раз в день, это можно оформлять одним приходным ордером. Однако в некоторых ситуациях, например, когда участвуют разные материально ответственные лица или разные склады, определенный факт хозяйственной жизни нужно оформлять разными документами.

Ответственность за подписанный документ несет тот, кто его подписал.

  • использовать в качестве первичных учетных документов документы, составленные в процессе работы экономического субъекта для оформления его гражданско-правовых отношений с контрагентами, работниками, госорганами, для управления экономическим субъектом.

Как исправлять документ бухгалтерского учета

Стандарт различает исправление документов в электронном виде и в бумажном виде.

Согласно п. 17 проекта, виды электронной подписи и допустимые способы исправления устанавливаются экономическим субъектом, но с учетом законодательства.

Внесение исправлений в электронный документ

Делаются таким образом, чтобы были понятны первоначальные записи и было ясно видно, на что они исправлены. Допустимо составление нового электронного документа (п. 21).

Внесение исправлений в бумажный документ

В бумажном документе нужно зачеркнуть неправильный текст или сумму и указать правильные данные над зачеркнутыми. Зачеркивать следует тонкой чертой, чтобы можно было прочитать неправильный текст или сумму. Составлять новый бумажный документ нельзя (п. 23).

Исправление должно сопровождаться надписью «исправлено», подписью лиц, составивших документ, датой.

Документы хранятся в том виде, в которым они составлены. Если документы выбрасываются, перевод документов на бумажном носителе в электронный вид с целью хранения не допускается.

Проект стандарта «Бухгалтерский учет аренды»

В бухгалтерском учете аренды главным является разделение аренды на финансовую (неоперационную) и операционную. Термин «финансовая аренда» также используется в МСФО. Обычно под финансовой арендой понимают лизинг.

Отнесение к финансовой и нефинансовой аренде производится вне зависимости от того, что прописано в договоре. Стандарт применяется вне зависимости от наличия в договорах финансовой аренды (лизинга) и иных сходных договорах условий, в соответствии с которыми имущество учитывается на балансе лизингодателя (арендодателя) или лизингополучателя (арендатора).

Сейчас, в соответствии с договором о лизинге, имущество учитывается либо на балансе лизингодателя, либо на балансе лизингополучателя. После вступления стандарта в силу имущество будет учитываться только на балансе лизингополучателя.

Кому нельзя применять этот стандарт

  • Участки недр для геологического изучения, разведки или добычи полезных ископаемых и в международном, и в российском учете.
  • Биологические активы. В МСФО это такие растения, как овес или виноградная лоза, или животные, которые используются в сельском хозяйстве. В российском учете нет официального определения биологических активов, и животные, используемые в сельском хозяйстве, считаются «основным средством».
  • Результаты интеллектуальной деятельности и материальные носители, в которых эти результаты выражены (диски и другие носители).
  • Объекты концессионного соглашения.

Как классифицируются объекты учета аренды

Необходимо единовременное исполнение следующих условий:

  • Предмет аренды предоставляется на определенный срок (при этом в есть редко используемое понятие «бессрочная аренда», которое стандарт не учитывает) и может быть идентифицирован.
  • Арендатор имеет право получать экономические выгоды и определять способ использования предмета аренды в течение срока аренды.

По новому стандарту, как только приняты эти условия, договор аренды начинает действовать, даже если он еще не подписан.

Классификация объектов учета аренды производится на более раннюю из двух дат:

  • дату заключения договора аренды;
  • дату принятия сторонами обязательств в отношении основных условий аренды, упомянутых выше.

Повторная классификация объектов учета аренды производится только при изменении соответствующего договора аренды.

Что входит в состав арендных платежей

  • платежи в твердой сумме (определенное количество за квадрат) и переменные платежи;
  • справедливая стоимость иного встречного предоставления (например, арендодатель сдает в аренду помещение, и взамен арендатор вносит платежи в твердой сумме за аренду и переменные платежи за свет, газ и отопление и обеспечивает антивирусное обеспечение и диагностику компьютеров);

Арендная плата — это примерная рыночная стоимость того, сколько мог бы стоить такой договор. Даже если он не заключен, мы должны «оцифровать» его в деньгах.

  • платежи, связанные с продлением или сокращением срока аренды, а также с правом выкупа, тоже включаются в состав арендных платежей и учитываются как дебиторка/кредиторка при наличии определенных условий;
  • суммы, подлежащие оплате (получению) в связи с гарантиями стоимости предмета аренды, которую он будет иметь к концу срока аренды.

Пример такой ситуации: арендодатель дает арендатору сельскохозяйственную технику на год, но если по прошествии этого срока его ремонт по оценке ремонтных служб будет оцениваться в сумму, превышающую половину стоимости трактора, арендатор будет оплачивать ремонт.

Как производить учет у арендатора

Предмет аренды принимается арендатором к учету в качестве права пользования активом с одновременным признанием обязательства по аренде.

Этот порядок не применяется, если:

  • срок аренды не превышает 12 месяцев (обусловленный договором аренды период, в течение которого арендатор имеет право использовать предмет аренды);
  • текущая восстановительная стоимость предмета аренды не превышает 300 000 руб.;
  • арендатор вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета. Согласно это организации-участники Сколково, некоммерческие организации, не являющиеся иностранными агентами, малые предприятия.

Что такое право пользования активом?

Это право включает:

  • Величину первоначальной оценки обязательства по арендным платежам.
  • Арендные платежи, осуществленные на дату начала аренды или до такой даты.
  • Затраты арендатора в связи с поступлением предмета аренды.
  • Величину оценочного обязательства.

Первоначальная оценка обязательств — это приведенная стоимость арендных платежей, которая определяется путем дисконтирования суммы арендных платежей с применением подразумеваемой процентной ставки.

Арендатор принимает предмет аренды, используя условный дебет 08 и условный кредит 60 на сумму того, во что оценивается предмет по всем арендным платежам, условной плате за разрыв договора и все затраты, связанные с доставкой. Потом происходит погашение этих платежей. Но срок аренды может быть, например, 10 лет.

Если сумма составляет 100 000 руб. и срок аренды — 10 лет, нужно посчитать, чему сейчас равна сумма, которая через 10 лет будет равна 100 000 руб., указать это в первоначальных обязательствах и рассчитать промежуточные суммы погашения.

Если ставка не определяется, вместо нее применяется ставка, по которой арендатор привлекает или мог бы привлечь заемные средства на срок, сопоставимый со сроком аренды объекта

Стоимость права пользования активом (дебет 08, затем дебет 01) погашается через начисление амортизации. Классическая ситуация — учет у арендатора/лизингополучателя с начислением лизинговых платежей с учетом ставки дисконтирования.

Право пользования амортизируется в течение срока полезного использования объекта, не превышающего срок аренды, если не предполагается переход к арендатору права собственности.

Срок права пользования активом определяется и пересматривается в порядке, предусмотренном для основных средств.

Величина обязательства по аренде:

  • Увеличивается на сумму начисляемых процентных расходов. Величина начисляемых за период аренды процентов равна обязательству по аренде, умноженному на процентную ставку. Рассчитывать 100 000 руб. в будущем нужно с учетом процентной ставки, чтобы определить, какая это сумма сейчас (будущие 100 000 руб. - какая бы это была сумма с учетом процентной ставки).
  • Уменьшается на сумму фактически уплаченных арендных платежей.

Как определить операционную и неоперационную аренду?

Классификация производится по каждому договору с учетом соблюдения приоритета содержания договоров над их формой.

Так, если указано, что предусмотрен переход к арендатору объекта аренды, арендатор имеет право на покупку этого объекта по цене ниже рыночной, а срок аренды приближен к сроку жизни и приведенная стоимость арендных платежей, то есть всех выплат за объект, почти равна его стоимости, фактически это считается арендой, даже если термины «лизинг», «финансовая аренда», «лизингодатель» и «лизингополучатель» не используются.

Операционная аренда

При операционной аренде арендодатель не изменяет порядок учета актива, а доходы признаются равномерно или на основе другого систематического подхода, когда такой подход лучше отражает потребление арендодателем выгод (преимуществ) от использования предмета аренды.

Признаки операционной аренды (обратны признакам финансовой):

  • срок аренды значительно меньше срока службы объекта (например, автомобиль, арендуемый на пять лет, на самом деле служит гораздо дольше);
  • предметом аренды являются непроизведенные активы или объекты, причем их потребительские свойства со временем не изменяются и ими можно пользоваться в течение неограниченного срока;
  • приведенная стоимость арендных платежей значительно ниже справедливой стоимости предмета аренды.

Финансовая аренда

При финансовой аренде арендодатель отражает в учете инвестицию в аренду, а чистая стоимость инвестиции увеличивается на величину начисляемых процентных доходов и уменьшается на величину фактически полученных арендных платежей.

Признаки финансовой аренды:

  • предусмотрен переход к арендатору права собственности;
  • арендатор имеет право купить объект по цене ниже справедливой стоимости или продлить срок аренды с арендной платой чуть ниже рыночной;
  • срок аренды составляет значительную часть срока службы объекта;
  • приведенная стоимость платежей сопоставима со справедливой стоимостью предмета аренды;
  • предмет аренды имеет специализированный характер.

Например, это может быть специализированное химическое оборудование, которое было заказано специально для арендатора. Если в договоре это не обозначено как лизинг, но попадает под признаки лизинга, такую аренду необходимо классифицировать как финансовую с переносом объекта на баланс арендатора с баланса арендодателя. Нахождение на балансе арендодателя будет неправильным.

Проект стандарта «Запасы»

Запасами считаются не только товары, материалы и готовая продукция, но и затраты на создание работ и услуг, объекты недвижимости для продажи.

Не считается запасами то, что не находится на ответственном хранении, и запасы, которые приобретены исключительно для создания внеоборотного актива. Примером этого могут послужить стройматериалы, которые закуплены в пекарне для строительства склада.

Запасы, приобретенные организацией у других лиц, признаются в учете в момент перехода экономических рисков и выгод, связанных с использованием запасов для извлечения дохода. Сюда относится приобретение суммы всех фактических затрат — возмещаемых налогов, таможенных платежей.

Для стандарта неважно право собственности, важен переход выгод и рисков. Запасы, приобретенные у других лиц, признаются в момент перехода экономических рисков и выгод.

При приобретении запасов на условиях отсрочки или рассрочки платежа на период, превышающий 12 месяцев, или меньший срок, установленный в учетной политике, в себестоимость запасов включается сумма, которая была бы уплачена при отсутствии отсрочки или рассрочки.

Например, если закупочная цена материалов 100 000 руб., с отсрочкой два года их продадут за 120 000 руб. в российском учете и за 100 000 руб. и 20 % по заемным средствам по правилам МСФО.

Нужно либо узнать рыночную стоимость материалов без отсрочки платежа и пересчитать сумму с учетов процентов, либо провести дисконтирование и узнать, какую сумму надо положить в банк, чтобы через два года получить 120 000 руб. по двухлетним договорам в банках на обычных условиях.

Как оценивать запасы

Запасы оцениваются на отчетную дату по наименьшей из следующих величин:

  1. Себестоимость, определяемая как первоначальная стоимость при поступлении (по рыночной, если безвозмездно, по стоимости приобретения, по соглашению участников, при поступлении общей стоимости затрат).
  2. Предполагаемая цена продажи определяется за вычетом затрат на завершение производства и переработки запасов, подготовки их к продаже и осуществлению продажи (далее — чистая стоимость продажи).

Как оценивать стоимость запасов

Если сформированная в бухгалтерском учете стоимость запасов превышает их чистую стоимость продажи, запасы уцениваются до чистой стоимости продажи.

К признакам превышения текущей стоимости относятся:

  • моральное устаревание;
  • потеря первоначальных качеств;
  • снижение текущей рыночной стоимости;
  • уменьшение рынков сбыта запасов.

Как проводить уценку и дополнительную оценку запасов

Величина уценки запасов до их чистой стоимости продажи, а также потери запасов признаются в составе расходов по обычной деятельности в том периоде, когда произошло снижение их стоимости или имели место потери. Величина уценки относится на расходы по обычной деятельности.

Величина дооценки запасов до их чистой стоимости продажи в пределах ранее признанной их уценки относится на уменьшение суммы расходов по обычной деятельности.

ПБУ 18/02 и изменения с 2019 года

В изменен подход к формированию налогооблагаемых вычитаемых временных разниц. Фактически они сальдированы.

С 2019 года изменения могут применяться в работе по решению организации, при этом решение должно быть отражено в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год изменения должны применяться в обязательном порядке.

РСБУ (Российские стандарты бухгалтерского учета) – совокупность норм федерального законодательства России и Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ), издаваемых Министерством Финансов РФ, которые регулируют правила бухгалтерского учета.

Законодательная база

Российские стандарты бухгалтерского учета (РСБУ) регламентируются Федеральным законом о бухгалтерском учете №402-ФЗ от 06.12.11 и обязательны к применению на территории Российской Федерации.

В состав РСБУ входят План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению, Положение по ведению бухучета и отчетности, а также 24 Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), регулирующие различные особенности учета.

Ведение учета и валюта отчетности

Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций (фактов хозяйственной деятельности) ведется в валюте Российской Федерации - в рублях.

Документирование имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности осуществляется на русском языке.

Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык.

Таким образом, по РСБУ бухгалтерский учет ведется и отчетность составляется только в рублях.

Отчетный период

В РСБУ отчетный год всегда совпадает с календарным годом, оканчивающимся 31 декабря (исключение предусмотрено для вновь созданных организаций).

Формы отчетности по РСБУ

РСБУ включают в себя следующие формы отчетности:

    бухгалтерский баланс;

    приложения к формам, предусмотренные законодательством:

    аудиторское заключение, подтверждающее правильность ведения бухучета (для компаний с обязательным аудитом);

    пояснения.

Конечные пользователи информации, полученной из отчетности, составленной по РСБУ

Информация, полученная из отчетности, составленной по РСБУ, необходима внутренним пользователям бухгалтерской отчетности (руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации) для принятия экономически обоснованных решений при осуществлении хозяйственной деятельности, а также внешним пользователям (инвесторам, кредиторам, государственным органам исполнительной власти и др.).

Данная информация также используется налоговыми органами для:

    фискальных целей;

    установления правильности ведения учета;

  • исчисления налогов и сборов.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме .

РСБУ (Российские стандарты бухгалтерского учета): подробности для бухгалтера

  • Как провести сближение РСБУ и МСФО: практические советы

    Интерес к теме сближения российских (РСБУ) и международных (МСФО) стандартов... случаях - даже если они противоречат РСБУ. Предлагаем разобраться, на основании... интерес к теме сближения российских (РСБУ) и международных (МСФО) стандартов... случаях - даже если они противоречат РСБУ. Предлагаем разобраться, на основании... этапе важно проанализировать готовящиеся изменения РСБУ с возможностью досрочного применения. Как... в результате которых учетные методы РСБУ станут аналогичными МСФО. Соответственно, ...

  • РСБУ или МСФО? Можно ли применять для целей ТЦО отчетность по МСФО

    Различия в учетных политиках между РСБУ и МСФО, или такие корректировки...

  • Как ускорить выпуск отчетности в ритейле с помощью автоматизации трансформационных корректировок

    Составлять отчетность не только по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ), но и по международным...

  • Учет долгосрочных договоров

    Со счетами себестоимости (в стандартах РСБУ – в соответствии с ПБУ... от друга. Переход от метода РСБУ (полной себестоимости) на метод... На показатель себестоимость в отчетности РСБУ влияет практика ценообразования контрактов длительного... себестоимости или остатков незавершённого производства РСБУ как на начало периода, ... на остатки незавершённого произвордства РСБУ на 31.12.2019 ... МСФО на остатки готовой продукции РСБУ на 31.12.2019 ... системы отчетности по МСФО и РСБУ. Особенностями российской практики учету...

  • Учет и отчетность по МСФО в «1С»

    Стандартов, а также возможность гармонизации Российских стандартов бухгалтерского учета (РСБУ) и Международных стандартов бухгалтерской...

  • 12 преимуществ автоматизации аудита

    Единых стандартов финансовой отчетности (МСФО, РСБУ); Многие аудиторские задачи решаются с... план счетов Ведение проектов по РСБУ и МСФО Пользователям доступно автоматическое... формирование отчетности в соответствии с РСБУ и МСФО, готовые шаблоны формата...

  • Залог успеха – ответственная подготовка к экзамену

    Я занимаюсь аудитом отчетности по РСБУ, а аудит по МСФО - это...

Стандарт бухгалтерского учета — документ, устанавливающий требования к ведению бухгалтерского учета, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета. Стандарты подразделяются на федеральные, отраслевые, международные и стандарты организации (экономического субъекта).

Комментарий

Стандарты бухгалтерского учета это документы, которые устанавливают требования к ведению бухгалтерского учета, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета. Они подразделяются на федеральные, отраслевые, международные и стандарты организации (экономического субъекта).

Российские стандарты бухгалтерского учета (РСБУ) могут называться Положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ). Такие названия давал Минфин этому типу документов.

Стандарты бухгалтерского учета обычно посвящены какому-либо разделу учета. Например, Стандарт по основным средствам, Стандарт по нематериальным активам, Стандарт по доходам и т.д.

(п. 3 ст. 3) определяет:

"Стандарт бухгалтерского учета - документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета."

Относит стандарты к документам в области регулирования бухгалтерского учета (ст. 21). Так, указывается, что к документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся:
1) федеральные стандарты;
2) отраслевые стандарты;
3) рекомендации в области бухгалтерского учета;
4) стандарты экономического субъекта.

Федеральные и отраслевые стандарты обязательны к применению (если иное не установлено этими стандартами).

Федеральные стандарты независимо от вида экономической деятельности устанавливают:
1) определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия их к бухгалтерскому учету и списания их в бухгалтерском учете;
2) допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета;
3) порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации для целей бухгалтерского учета;
4) требования к учетной политике, в том числе к определению условий ее изменения, инвентаризации активов и обязательств, документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете, в том числе виды электронных подписей, используемых для подписания документов бухгалтерского учета;
5) план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, за исключением плана счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядка его применения;
6) состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах и состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств;
7) условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период;
8) состав последней и первой бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;
9) состав последней бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;
10) упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства.

Федеральные стандарты могут устанавливать специальные требования к бухгалтерскому учету (включая учетную политику, план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения) организаций бюджетной сферы, а также требования к бухгалтерскому учету отдельных видов экономической деятельности.

Примеры федеральных стандартов бухгалтерского учета

Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности.

Рекомендации в области бухгалтерского учета принимаются в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию бухгалтерского учета, а также распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета, результатов исследований и разработок в области бухгалтерского учета.

Рекомендации в области бухгалтерского учета могут приниматься в отношении порядка применения федеральных и отраслевых стандартов, форм документов бухгалтерского учета, за исключением установленных федеральными и отраслевыми стандартами, организационных форм ведения бухгалтерского учета, организации бухгалтерских служб экономических субъектов, технологии ведения бухгалтерского учета, порядка организации и осуществления внутреннего контроля их деятельности и ведения бухгалтерского учета, а также порядка разработки этими лицами стандартов.

Стандарты экономического субъекта предназначены для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета.

Необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются этим субъектом самостоятельно.

Стандарты экономического субъекта применяются равным образом и в равной мере всеми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения.

Экономический субъект, имеющий дочерние общества, вправе разрабатывать и утверждать свои стандарты, обязательные к применению такими обществами. Стандарты указанного субъекта, обязательные к применению основным обществом и его дочерними обществами, не должны создавать препятствия осуществлению такими обществами своей деятельности.

Федеральные и отраслевые стандарты не должны противоречить . Отраслевые стандарты не должны противоречить федеральным стандартам. Рекомендации в области бухгалтерского учета, а также стандарты экономического субъекта не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам.

Федеральные и отраслевые стандарты, а также программа разработки федеральных стандартов утверждаются нормативными правовыми актами в установленном порядке с учетом положений настоящего Федерального закона.

Развитие российских стандартов бухгалтерского учета

Долгое время, с 2012 по 2016 гг. Минфин РФ не разрабатывал новые ПБУ. Дело в том, что в соответствии со ст. 27 разработчиком федерального стандарта бухгалтерского учета является не Минфин РФ, а любой, так называемый, субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета. Но сначала субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета не очень активно взялись за эту работу.

В 2016 году был принят Приказ Минфина РФ от 23 мая 2016 года № 70н, который утвердил "Программу разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016-2018 гг.". Согласно этой программе будут разработаны 14 новых стандартов бухгалтерского учета (или новых версий старых стандартов), а также 6 изменений в существующие стандарты. Новые стандарты бухгалтерского учета и изменения в уже существующие вступят в силу с 2018 по 2020 годы.

Следует отметить, что у Минфина РФ есть право разрабатывать федеральные стандарты:

1) для организаций государственного сектора;

2) в случае, если ни один субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета не принимает на себя обязательства разработать федеральный стандарт, предусмотренный утвержденной программой разработки федеральных стандартов.

Поделиться: