Промышленность венгрии. Смотреть что такое "Экономика Венгрии" в других словарях Сельское хозяйство Венгрии

Венгрия - индустриальная страна с высокоразвитым сельским хозяйством. Высоко развито садоводство и виноградарство. Развито машиностроение, производство средств связи, измерительных приборов, станков, химической, фармацевтической, металлургической (особенно алюминиевой, на базе месторождений бокситов), текстильной, пищевкусовой промышленности. С 1989 производство в материалоемких и энергоемких отраслях, созданных при поддержке СССР, сокращается.

В СССР была хорошо известна такая экспортная продукция венгерской промышленности как автобусы Икарус и консервы марки Глобус. Большое значение имеет международный туризм. Стабильное положение в экономике и обществе сделало Венгрию в последние годы одной из наиболее привлекательных для иностранных инвестиций стран Восточной Европы. Денежная единица - форинт.

Страна является членом ООН с 1955 года, присоединилась к ГАТТ в 1973 году, вступила в МВФ и МБРР в 1982 году, Совет Европы в 1991 году. С 1999 года член НАТО, с 2004 года - ЕС. С 1 января 2011 года Венгрия председательствует в Европейском союзе в течение полугода.

ВВП Венгрии в 2006 году составил 100.3 млрд. долларов США, на душу населения - 9910 долларов США. ВВП Венгрии по ППС на душу населения в 2006 году составил 14900 долларов США. Структура ВВП (на 2006 год): сельское и лесное хозяйство - 6,7%, промышленность и строительство - 34,5%, сфера услуг - 58,8%. Наиболее заметными изменениями структуры ВВП Венгрии в 1990-е гг. стало сокращение доли аграрного сектора и увеличение доли услуг.

Доля частного сектора в ВВП - более 80% (в 1990 году - 10%). Пик приватизации пришёлся на 1995 год, а к 1999 году этот процесс был в основном завершён. В 2002 году в государственной собственности находилось 190 предприятий (в большинстве своём малорентабельных).

Промышленность Венгрии

В промышленности наиболее развиты обрабатывающие отрасли (обеспечивают 90,6% валовой промышленной продукции), в т. ч. автомобиле-, станко- и приборостроение (42,6%), пищевая промышленность (15,0%), нефтехимия (13,8%). После спада кон. 1990-х гг. стабилизируется производство в металлургии и работающей почти исключительно на давальческом сырье лёгкой промышленности. Доля энергетики и водоснабжения - 8,9%. В добывающих отраслях производство постепенно сворачивается.

На крупных предприятиях (число занятых более 300 чел.) выпускается 2/3 всей промышленной продукции, процесс концентрации производства продолжается, особенно в машиностроении, энергетике и нефтехимии. Венгерская промышленность довольно сильно зависит от состояния мирового рынка: на экспорт идёт более половины (52%) всего промышленного производства. Крупные предприятия вывозят - в зависимости от отрасли - 60-80% своей продукции. Потребности внутреннего рынка удовлетворяют в основном мелкие и средние предприятия (число занятых соответственно до 50 и до 300 чел.).

Статистические показатели Венгрии
(по состоянию на 2012 год)

Автомобильная отрасль. Среди крупнейших предприятий выделяются автомобильные заводы немецкой "Ауди" в городе Дьёр, японской "Судзуки" в городе Эстергом, американской "Дженерал Моторс" в городе Сентготтхард и немецкой "Даймлер" в городе Кечкемет. Среди предприятий, выпускающих автокомплектующие, выделяются заводы американской "Форд" в городе Секешфехервар, венгерской "Раба" в городе Дьёр, японской "Денсо" в городе Секешфехервар, американской "Алкоа" в городе Секешфехервар, австрийской "Магна Штейр" в городе Дьёр.

Электротехническая и электронная отрасли. Среди крупнейших предприятий выделяются заводы финской "Нокиа" в городе Комаром, американской "Дженерал Электрик" в городах Будапешт, Татабанья и Орослань, корейской "Самсунг Электроникс" в городах Будапешт, Гёд, Сигетсентмиклош и Ясфеньсару, голландской "Филипс" в городах Секешфехервар и Дьёр, сингапурской "Флекстроникс" в городах Будапешт и Таб, шведской "Электролюкс" в городе Ясберень, американской "Санмина Эс-Си-Ай" в городах Секешфехервар и Татабанья, венгерско-сингапурская "Орион Электроникс" в городе Будапешт, люксембургской "Элкотек" в городе Печ, американской "Нэшнл Инструментс" в городе Дебрецен, корейской "Мираэ" в городе Комаром, американской "Алкоа" в городе Мор, голландской "Эн-Икс-Пи Семикондакторс" в городе Секешфехервар, японской "ТДК Электроникс" в городе Ретшаг, китайской "Хуавэй Текнолоджис" в городе Будапешт, немецкой "Инфинеон Текнолоджис" в городе Цеглед, американской "Джейбил Сёркит" в городе Тисауйварош, немецкой "Фройденберг" в городе Пецель, сингапурской "Джит Электроникс" в городе Будапешт, американской "Ай-Би-Эм" в городе Секешфехервар.

Химическая отрасль. Среди крупнейших предприятий выделяются нефтеперерабатывающий завод "МОЛ" в городе Сазхаломбатта, химический комбинат "ТВК" (группа "МОЛ") в городе Тисауйварош, фармацевтические заводы "Хиноин", "Гедеон Рихтер", "Хунгарофарма" и "Эгис" в городе Будапешт, химические заводы "БорсодХем" в городе Казинцбарцика и "Яс Пластик" в городе Ясберень, шинный завод корейской "Ханкук Тайр" в городе Дунауйварош, лакокрасочный завод японской "Мусаши" в городе Орослань.

Металлургическая и металлообрабатывающая отрасль. Среди крупнейших предприятий выделяются металлургический завод "Дунаферр" (украинская группа "ИСД") в городе Дунауйварош, алюминиевый завод американской "Алкоа" в городе Секешфехервар, завод металлопрофилей финской "Руукки" в городе Биаторбадь.

Сельское хозяйство Венгрии

70% территории Венгрии занимают сельскохозяйственные угодья. Леса покрывают 17% территории. Главные аграрные районы страны находятся на равнинах центральной и восточной частей Венгрии.

В 1945–1948 годах программа коммунистической партии призывала к разделу крупных поместий, ликвидации «феодальных пережитков» в сельской местности и созданию независимых мелких собственников. Земля была распределена среди крестьян под лозунгом: «Земля принадлежит тем, кто ее обрабатывает». В 1952 году около четверти сельскохозяйственных угодий и пятая часть крестьянских семей были официально объединены в коллективные хозяйства. Однако объем сельскохозяйственного производства сократился. В 1953 при более либеральном «новом курсе» около 2000 кооперативов было распущено и объем сельскохозяйственной продукции возрос до 18%. «Коллективизация» резко пошла на спад после революции 1956 года, однако уже к 1963 году около 97% сельскохозяйственных угодий Венгрии находились в распоряжении коллективных хозяйств.

В посткоммунистический период, начавшийся в 1990 году, правительство предприняло широкомасштабную программу реструктуризации и приватизации сельского хозяйства. Землевладельцам была возвращена их собственность, многие кооперативы были распущены, а их земли приватизированы. Речь шла не о том, чтобы вернуться к старому мелкоземельному сельскому хозяйству; разумным представлялся переход к смешанной системе, состоящей из частных и семейных ферм, земельных ассоциаций и реорганизованных кооперативов, основанных на долевой собственности и ориентированном на рынок производстве. Уже в 1995 году только около 30,6% пригодных земель возделывались кооперативами, 17,6% находились в государственной собственности, остальная земля принадлежала частным лицам и предприятиям.

Несмотря на сильную засуху в начале 1990-х годов и трудности, связанные с переходом к рыночной экономике, сельскохозяйственные продукты продолжали оставаться важной статьей экспорта.

Сельское хозяйство современной Венгрии имеет огромное значение для ее экономики. Плодородная почва и мягкий климат способствуют развитию аграрных культур.

Венгрия в плане сельского хозяйства, самодостаточная страна. Сегодня в Венгрии выращиваются такие культуры, как пшеница, кукуруза, рис, овощи, фрукты, рожь, ячмень, подсолнечник, овес, свекла. Купить овощи оптом в Венгрии можно в любое время. Производится много молочных и мясных продуктов. В венгерском сельском хозяйстве занято 7,1% работающего населения страны, эта структура включает в себя 960 тысяч частных хозяйств и приблизительно 8 200 предприятий сельского хозяйства. Венгерская пищевая промышленность обеспечивает 17% общего объема промышленного производства и около 10% экспорта. Пищевая промышленность Венгрии пользуется спросом во многих зарубежных странах, таких как Россия, Румыния, Хорватия. Хорошие поставщики овощей из Венгрии известны во всем мире.

В Венгрии высокий уровень концентрации пищевого производства, это обусловлено большими слияниями и соединениями многих компаний, среди которых есть и зарубежные.

Венгрия это еще и страна виноделия. Давние традиции и прекрасный климат для виноделия способствует этому. В 90-е года многие государственные винодельни были отданы в частные руки. В результате этого образовалась значительная часть весьма успешных предприятий, которые производят качественные вина. А зарубежные инвесторы помогли заметно модернизировать производство вина.

Вместе с тем, сельское хозяйство Венгрии с началом процессов общественно-политической трансформации испытывает проблемы. К числу основных причин относятся поспешная ликвидация сельхозкооперативов, упущения в проведении земельной политики, недостаточный уровень финансирования отрасли, а также засухи в течение ряда лет. Это привело к сокращению удельного веса продукции сельского хозяйства (без пищевой промышленности) в ВВП (в 1993-2002 гг. с 17,7% до 4,3%), доли аграрной продукции в экспорте, числа занятых, размеров сельхозплощадей, поголовья животных и т.п.

Национальный и иностранный капитал Венгрии

Среди крупнейших венгерских компаний выделяются нефтегазовая группа "МОЛ" (около трети её акций принадлежат российской "Сургутнефтегаз" и чешской "ЧЭЗ Груп"), банк "ОТП", энергетические корпорации "МВМ", "Тигаз", "БЭМ" и "Фёвароси", фармацевтические компании "Гедеон Рихтер" и "Хунгарофарма".

Среди 50-и крупнейших компаний Венгрии большая часть принадлежит иностранному капиталу - автомобильная "Ауди" (Германия), электронная "Нокиа" (Финляндия), энергетические "Э.Он" (Германия) и "Панрусгаз" (принадлежит российскому "Газпрому" и немецкой "Э.Он"), телекоммуникационная "Магиар Телеком" (принадлежит немецкому "Дойче Телеком"), электротехническая "Дженерал Электрик" (США), электронная "Самсунг Электроникс" (Корея), электротехническая "Филипс" (Нидерланды), автомобильная "Судзуки" (Япония), торговые "Теско" (Великобритания) и "Шпар" (Нидерланды), металлургическая "Дунаферр" (принадлежит украинской группе "ИСД"), топливная "ОМВ" (Австрия), фармацевтическая "Хиноин" (принадлежит французской "Санофи Авентис"), электронная "Флекстроникс" (Сингапур), автомобильная "Дженерал Моторс" (США), топливная "Шелл" (Великобритания-Нидерланды), торговая "Ашан" (Франция), химическая "Борсодхем" (принадлежит российскому "Газпрому"), электротехническая "Электролюкс" (Швеция), алюминиевая "Алкоа" (США), торговая "Метро" (Германия), электронная "Санмина Эс-Си-Ай" (США), телекоммуникационные "Теленор" (Норвегия) и "Водафон" (Великобритания).

Также среди крупных венгерских компаний выделяются авиаперевозчик "Малев" (принадлежит российским "Внешэкономбанку" и "Аэрофлоту"), пищевая и химическая компания "Юнилевер" (Великобритания-Нидерланды), электротехническая компания "Ганц" (принадлежит чешскому холдингу "Шкода"), торговые сети "Икеа" (Швеция), "Кора" и "Матч" (обе принадлежат бельгийской группе "Луи Дельхайзе"). В банковском секторе Венгрии представлены немецкие "Дойче Банк", "Байерише Ландесбанк" и "Коммерцбанк", австрийские "Эрсте Банк" и "Райффайзен Банк", итальянские "Интеса Санпаоло" и "УниКредит", французские "БНП Париба" и "Креди Агриколь", голландский "ИНГ", американский "Ситибэнк". Среди страховых компаний страны доминируют немецкая "Альянц", французская "Акса", итальянская "Дженерали", голландская "Аэгон".

Транспорт Венгрии Венгрии

Венгрия располагает хорошо развитой сетью транспортных коммуникаций. Протяжённость автодорог общего пользования более 30 тыс. км, 90% из них имеют твёрдое покрытие. Железные дороги - 7,9 тыс. км. Протяжённость внутренних водных путей - 1,6 тыс. км. Главный речной порт - Будапешт. Внутренние авиаперевозки не осуществляются, имеется сеть небольших аэродромов для приёма малой авиации. Международный аэропорт «Ферихедь» расположен вблизи Будапешта.

Удобное транспортное расположение способствует повышению транзитной роли страны. Через территорию Венгрии проходят нефтепроводы «Дружба-I» (с Украины), «Дружба-II» (из Словакии) и «Адрия» (из Хорватии), газопроводы «Братство» (с Украины) и «Баумгартнер-Дьёр» (из Австрии); общая протяжённость трубопроводов 7,2 тыс.км. Активно ведётся строительство скоростных автомагистралей в рамках проходящих по территории страны т.н. хельсинкских транспортных коридоров: в 2002 уже 60% венгерских участков «коридоров» соответствовало установленным европейским требованиям.

Общий грузооборот 26,9 млрд ткм (2002). Структура по видам транспорта: автомобильный - 51%, железнодорожный - 30%, трубопроводный - 15%, водный - 3%. Структура по направлениям перевозок: международные - 60%, внутренние - 40%. Водный и воздушный транспорт во внутренних грузоперевозках практически не используются. Пассажиропоток на междугородних перевозках 785 млн чел., на внутригородских - 2,8 млрд чел. (2002).

Банковская система Венгрии Венгрии

С 1987 года в Венгрии действует двухуровневая банковская система: Венгерский национальный банк (ВНБ) осуществляет эмиссионную и кредитную политику, общий контроль за финансовым рынком, а уполномоченные финансовые институты кредитуют непосредственно хозяйственные субъекты.

В 1991-94 годах реализовывалась правительственная программа банковской консолидации, направленная на улучшение кризисного состояния большинства банков и увеличение их активов, оздоровление кредитного портфеля. С 1995 началась продажа пакетов акций консолидированных банков солидным западным финансовым учреждениям. К 1998 приватизация венгерских банков практически закончилась. Уровень присутствия иностранного капитала в банковской системе - 63%. На нач. 2000-х годов венгерская система кредитных учреждений состояла из 43 банков (90,3% всех финансово-кредитных операций), 226 сберегательных кооперативов (5,6%), 9 специализированных финансовых учреждений (3,6%) и 4 жилищно-сберегательных касс.

Туризм в Венгрии

Сфера туризма - одна из наиболее динамично растущих отраслей венгерской экономики. В ней занято 300 тыс. чел. (7% экономически активного населения) и создаётся почти 10% ВВП страны. Развитая туристическая инфраструктура (гостиницы, точки общественного питания, пляжные, оздоровительные, развлекательные комплексы, бассейны, охотничьи домики, рыболовные места и т.д.) ориентирована на посетителей с различным достатком. Венгрия ежегодно принимает 10-15 млн иностранных туристов. Валютная выручка от туризма составляет 3,4 млрд долл. (на 2002 год).

Здесь представлены ссылки на статьи о экономике существующих государств мира:# Экономика Австралии # Экономика Австрии # Экономика Азербайджана # Экономика Албании # Экономика Алжира # Экономика Анголы # Экономика Андорры # Экономика Антигуа и… … Википедия

Валюта 1 Евро (€) = 100 центов … Википедия

Экономика страны - (National economy) Экономика страны это общественные отношения по обеспечению богатства страны и благосостояния ее граждан Роль национальной экономики в жизни государства, сущность, функции, отрасли и показатели экономики страны, структура стран… … Энциклопедия инвестора

1) специфическая часть народного хозяйства, подчинённая в капиталистических странах экономическому обеспечению подготовки и ведения войн, в социалистических укреплению их обороноспособности; 2) отрасль знаний (военно… … Большая советская энциклопедия

Координаты: 46°05′00″ с. ш. 18°13′00″ в. д. / 46.083333° с. ш. 18.216667° в. д. … Википедия

Распад Австро Венгерской империи крупное политическое событие, произошедшее в результате нарастания внутренних социальных противоречий и балканизации империи. Первая мировая война, неурожай 1918 года и экономический кризис послужили поводом к… … Википедия

История Венгрии … Википедия

Венгрия … Википедия

Венг. Állami Nyomda … Википедия

Координаты: 47°29′53″ с. ш. 19°02′24″ в. д. / 47.498056° с. ш. 19.04° в. д. … Википедия

Книги

  • Экономика стран Вишеградской группы , Дрыночкин А.В.. В учебном пособии рассматриваются процессы реформирования экономической системы и хозяйственного механизма стран Вишеградской группы (Польши, Чехии, Словакии, Венгрии) в течение…
  • От шелка до кремния. 10 лидеров, которые объединили мир , Гартен Джеффри. О книгеИстория глобализации, самой значимой силы в истории, рассказанная через жизни 10 личностей, изменивших мир. Это первая книга, в которой глобализация рассматривается через призму…

Российские дипломаты всегда тщательно подходили к анализу дел в венгерской половине Дунайской империи. Кроме традиционного сбора сведений о стране местопребывания дипломатической миссии, здесь проявлялось и несколько специфических факторов. Первое -- это отношение к Австро-Венгрии, как вполне вероятному противнику, с которым рано или поздно Россия может вступить в боевые действия, что требовало наличие всесторонней информации об экономическом потенциале империи, без чего не возможно было проводить стратегическое планирование сценария возможного вооруженного конфликта с Австро-Венгрией. Отсюда военное ведомство России являлось одним из основных потребителей информации, поступающей из Генерального консульства России в Будапеште. Отметим, что военное ведомство стремилось и самостоятельно собирать сведения об Австро-Венгрии, используя контакты военно-морского и военного атташе, состоявших в посольстве России в Вене.

Территория Венгрии практически вплотную примыкала к границам Российской империи, что лишний раз актуализировало для российского политического и военного истэблишмента значимость изучения Венгрии и ее экономики. В России внимательно следили за экономическими успехами Венгрии. Венгрия являлась основным производителем продовольствия в Австро-Венгрии. В Венгрии развивались новые высокотехнологичные отрасли промышленного производства и, прежде всего, электротехническая и оборонная . Венгрия добывала полезные ископаемые, имеющие исключительное военно-стратегическое значение для воюющей страны и в данной связи Россию интересовала горнодобывающая металлургическая промышленность Венгрии. Кроме этого, в России интересовались развитием транспортной инфраструктуры страны, включая возможности порта в Фиуме. Это на прямою было связано с оценкой мобилизационных способностей Австро-Венгрии и ее армии. Венгрия в силу своего географического положения находилась между российским и балканским театрами боевых действий и от ее транспортных систем во многом зависела скорость передвижения войск империи Габсбургов.

Однако венгерская экономика привлекала внимание не только российских дипломатов и военных, но и представителей российского бизнеса. В конце XIX в. экономические взаимоотношения России и Венгрии начинают постепенно выходить из состояния ступора. И хотя их объем был еще незначителен и не соответствовал экономическому потенциалу двух стран и в Венгрии, и в России среди значительной части представителей бизнеса проявлялся взаимный интерес. Поэтому экономические круги России требовали от дипломатов полной информации о развитии народного хозяйства Венгрии.

Особое внимание к Венгрии подогревалось еще одним обстоятельством. Развитие экономик двух стран совпадало по многим позициям. Россия и Венгрия сравнительно поздно вступили на путь индустриализации, в обеих странах аграрный сектор и аграрный экспорт имели исключительное значение. И в Венгрии, и в России остро стояла задача модернизации сельского хозяйства, обе страны сильно зависели от внешних инвестиций. Уже в начале ХХ в. в две страны начинают учитывать опыт друг друга при проведении экономической политики. Поэтому генеральный консул в Будапеште В. Львов стремился снабдить Санкт-Петербург полной информацией об успехах и провалах венгерской экономики. Итоги 1900 г. князь В. Львов для народного хозяйства Венгрии оценивал скептически: «Никогда еще Венгрия не находилась под давлением такого гнетущего экономического положения, никогда она так глубоко не осознавала свою слабость, никогда ее состояние не было более безотрадно, и перспективы ближайшего будущего не отмечались большей мрачностью, как в момент подведения итогов истекшего года (1900 г. -- И. К.)» . Генеральный консул выделял два среза причин такого положения дел в Венгрии. С одной стороны, это были просчеты венгерского правительства, с другой стороны, кризис в Венгрии усугублялся конъюнктурой на мировых рынках и на это обстоятельство Будапешт никак не мог влиять.

Экономический подъем в Венгрии конца XIX в., на взгляд консула, столкнулся с ограниченными способностями потребительского рынка страны. Значительная часть населения Венгрии имело низкий уровень дохода, поэтому они не выступали в качестве активных потребителей промышленной продукции. К тому же в условиях экономического кризиса, поразившего Венгрию на рубеже XIX--XX вв., наблюдается падение уровня жизни широких слоев населения, что не могло не усугубить положение на потребительском рынке страны. Отсюда венгерская промышленность не имела больше возможностей для дальнейшего расширения производства.

Ситуация в народном хозяйстве Венгрии, по мнению Львова, осложнялось не определенностью экономических взаимоотношений Австрии с Венгрией, а также нарастанием конкуренции со стороны австрийской промышленности . В начале ХХ в. в Австрии нарастают антивенгерские настроения, в том числе и среди представителей австрийского бизнеса. Они смотрели на Венгрию как на иждивенца в составе Дунайской империи, так и Австрия, будучи экономическим центром империи, несла более 60 % общеимперских расходов. К тому же Вену вполне устраивало положение, когда Венгрия являлась аграрным придатком Австрии.

Все это, на взгляд консула, способствовало распространению в Венгрии идеи о полной экономической независимости королевства Св. Иштвана от Австрии. Генеральный консул в таком положении дел усматривал большую опасность единству империи. «В Австрии не хотят понять, что открытая и тайная враждебность по отношению к Венгрии должна побудить ее к радикальному разрешению высшей экономической задачи (получение полной экономической независимости Венгрии от Австрии. -- И. К.)» . В случае разрыва Австрией и Венгрией экономического союза от этого проиграли бы обе стороны. Австрия в этом случае теряла емкий рынок для ее промышленных товаров, где конкуренция со стороны других государств была ограничена таможенными барьерами, а Венгрии лишалась выгодного рынка сбыта для своей сельскохозяйственной продукции, теряла столь необходимые ей австрийские технологии, инвестиции и кредиты. Таким образом, генеральный консул не принадлежал к числу тех политиков и дипломатов, которые полагали, что в случае получения Венгрией полной экономической независимости ее народное хозяйство получит одни выгоды, справедливо отмечая огромные негативные последствия для венгерской экономики в случае разрыва экономических связей с Австрией.

Развал единого экономического пространства ставил под сомнение существование самой дуалистической монархии. В. Львов с пониманием относился к экономическим амбициям Венгрии. Он полагал, что Венгрия больше не может являться аграрно-сырьевым придатком Австрии, так как в мире падала доходность сельского хозяйства, европейские аграрии не выдерживали конкуренцию с сельхозпроизводителями стран «Нового света» и прежде всего с США. По поводу активного проникновения аграрной продукции из США в Европу В. Львов отмечал: «Нет никакой возможности эту обостренную конкуренцию обуздать реакционными законодательными мерами, с ней можно бороться только посредством развития производительных сил, посредством освобождения потребителей от чрезмерного податного бремени и, наконец, посредством объединения всех отраслей производства, с конечной целью экономического объединения Европы» . Отсюда индустриализация Венгрии становилась важнейшей стратегической задачей для Будапешта.

Данное высказывание генерального консула вполне можно отнести к революционным для своего времени, когда высокие таможенные пошлины и возведение других запретительных барьеров в Европе и США рассматривались как главная панацея от конкуренции с иностранными производителями. В. Львова можно по праву отнести к числу пионеров идеи европейской интеграции в российском МИДе, эти взгляды В. Львов высказывал еще не раз. В. Львов полагал, что запретительные таможенные пошлины неспособны, оздоровить экономику, только модернизация народного хозяйства и рост культурного уровня населения были способны вывести венгерскую и другие европейские экономики из кризиса. Рассуждая об индустриализации Венгрии В. Львов, постоянно отмечал жизненную необходимость для страны модернизации ее сельского хозяйства. По его мнению, кое-что в этом направлении венгерское правительство сделало. В частности, он положительно оценивал регулирование государством трудовых отношений в аграрном секторе, строительство оросительных систем, покровительство винокуренной промышленности, расширение кредитования сельхозпроизводителей, попытка создания системы, облегчавшей сбыт аграрной продукции в Венгрии и за ее пределами, расширение бюджетного финансирования сельского хозяйства. В то же время консул писал: «…но нельзя не отметить с прискорбием, что венгерские аграрии продолжали неутомимую агитацию против других отраслей экономической жизни государства, а именно промышленности и торговли» . На взгляд, В. Львова аграрии не должны были забывать, о том, что сельское хозяйство Венгрии потерпит крах, если успехи в аграрном секторе страны не будет сопровождаться подъемом в промышленности и торговли Венгрии. Сельское хозяйство страны не могло успешно развиваться локально вне связи с другими отраслями экономики.

Мировая экономика в начале ХХ в. оказалась в сложной ситуации. Англо-бурская война, политическая нестабильность в Китае, волна забастовочного движения в ведущих странах Европы, угольный кризис, паника на биржах привели к дестабилизации экономической системы. В этих условиях инвесторы начинают паниковать и выводить свои активы из развивающихся экономик, в том числе Венгрии, России, стран Балканского полуострова. Венгрия принадлежала к тем странам, которые имели весьма ограниченные внутренние инвестиции, они во многом зависели в своем экономическом развитии от притока иностранного капитала, поэтому его отток в начале века больно ударил по их экономике. Отечественные инвесторы не могли восполнить потери, связанные с бегством из страны иностранных инвесторов, с чем столкнулась Венгрия в 1900--1901 гг. «Все вышеупомянутые явления совершенно уничтожили наблюдавшееся в Венгрии влияние чужого благосостояния и накопления иностранного капитала», -- писал по этому поводу В. Львов .

Генеральный консул выделял и внутривенгерские факторы, приведшие экономику к глубокому кризису. Прежде всего, сюда входили внутриполитическая нестабильность и раскол правящей элиты в вопросе о путях дальнейшего экономического развития Венгрии. Здесь пересекались интересы аграриев, промышленников и представителей торгового бизнеса. При всей своей симпатии к индустриализации Венгрии В. Львов полагал, что в стране возник опасный перекос в пользу промышленности и в ущерб интересам сельского хозяйства страны .

Генеральный консул уделял большое внимание антикризисной политике венгерского правительства. Только недоумение у дипломата вызывали призывы политиков и бизнесменов Венгрии к потребителю, о необходимости приобретения только отечественных товаров. Это было, на его взгляд, абсолютно бессмысленно. Во-первых, венгерская промышленность была слабой и она не могла полностью заполнить потребительский рынок страны. Во-вторых, потребитель в своих предпочтениях на рынке ориентируется не на патриотизм, а на такие категории, как качество и цена товара.

В. Львов с большим вниманием относился к другим проявлениям антикризисной политики венгерского правительства, строительство новых промышленных предприятий, поддержка мелкой промышленности, стимулирование технического и профессионального образования рабочих, развитие морского флота, всего того, что в будущем могло привести к экономическому подъему Венгрии. Тем более для этого была одна важная предпосылка, несмотря на кризис, венгры не теряли оптимизма и веры в великое будущее своей страны .

Высоко оценивая усилия правительства Венгрии по выводу страны из кризиса, В. Львов не мог не обратить внимание и на тревожные симптомы. Так, Будапешт проводил политику по объединению мелких торговцев в крупные ассоциации. Правительство полагало, что эти меры спасут мелких торговцев от разорения и приведут к дальнейшему развитию торговли. Но консул обратил внимание на два опасных момента, связанных с данным процессом. Во-первых, ассоциации торговцев создавались строго по конфессиональному принципу, а не исходя из экономической целесообразности, и, во-вторых, ассоциации сразу же потребовали субсидий от государства, чего никогда не делали мелкие торговцы. Тему чрезмерной зависимости венгерского бизнеса от государства В. Львов будет детально разрабатывать в 1902 г.

Значительное внимание В. Львов отводил анализу дел в отдельных секторах народного хозяйства Венгрии. В промышленности страны он отмечал противоречивые процессы на фоне общего спада промышленного производства. В условиях угольного кризиса в Европе и забастовок шахтеров в Богемии в Венгрии увеличивается добыча каменного угля, он даже использует термин «угольный бум». Кроме этого, рост производства был отмечен в сахарной, винокуренной промышленности и на тех предприятиях, которые находились под контролем синдикатов. В монополизации венгерской промышленности консул видел один из способов укрепления ее позиций внутри Венгрии и за ее пределами.

Экономический кризис, начавшийся в 1899 г., развивался в таких секторах промышленного производства, как строительство и производство строительных материалов, металлургия и машиностроение. В условиях экономического кризиса всегда снижается интерес потребителей к приобретению недвижимости, что затронуло и Венгрию на рубеже XIX--XX вв. Спад в строительном секторе достигал угрожающих масштабов. Сокращение строительства в Венгрии железных дорог, по мнению консула, привело к глубокому кризису металлургии и машиностроения Венгрии. Данная ситуация была обострена распадом австро-венгерского железного синдиката, что привело к обострению конкуренции в металлургии Австрии и Венгрии . Промышленный спад вел к увеличению числа безработных среди венгерских рабочих, что не могло обострить социальную напряженность в стране. Это сочеталось с падением уровня заработной платы в Венгрии и ростом стоимости жизни.

Данное обстоятельство заставило правительство Венгрии проводить активную социальную политику. Оценивая ее итоги консул писал: «Венгерское правительство в течение отчетного года (1900 г. -- И. К.) прекрасно регулировало положение сельскохозяйственных рабочих. Что же касается фабричных рабочих, то венгерская промышленность, к сожалению, слишком слаба, чтобы принять на себя такие же тяжелые обязательства, какие лежат на промышленности в Австрии и Германии» . В. Львов в целом оценивал положительно усилия правительства Венгрии по развитию социального законодательства, что подтверждают и последующие его донесения. Однако он прекрасно понимал, что развитие социального законодательства напрямую связано с уровнем производительности труда в промышленности, любые сокращения рабочего дня и повышения зарплаты невозможны без выхода промышленного производства на новый качественный уровень. Неподкрепленные технологическими инновациями социальные блага ведут к краху промышленное производство любой страны, тем более таких «молодых» индустриальных стран, как Венгрия. Генеральный консул показывал разрыв в индустриальном развитии Австрии и Венгрии, поэтому Австрия в отличие от Венгрии могла проводить более решительную социальную политику, в том числе и в «рабочем вопросе».

В сельском хозяйстве урожай 1900 г. оказался весьма посредственным, не оправдав те надежды, которые возлагали на него венгерские аграрии в начале года. Он был примерно на 3 % ниже средних показателей за последние 5 лет. Все это сопровождалось низкими ценами на зерно, сложившиеся на мировом рынке и падением цен на шерсть, несмотря на некоторый их рост в конце XIX в. Правда, успехи были отмечены в производстве винограда в страны, консул особо подчеркивал высокое качество винограда в 1900 г. Такие же успехи были отмечены в производстве фруктов и овощей.

Экономическая нестабильность отразилась на развитии финансово-банковской системы страны. Дефицит платежного баланса Венгрии постоянно покрывался за счет займов и временных статей бюджета. Сбережения населения практически не росли, объемы кредитных операций будапештских банков сокращались, если на 1 января 1899 г. они составили 515 млн крон., то на 1 января 1900 г. всего 480 млн крон . Все это привело к падению курса венгерских ценных бумаг и объема сделок на венгерских фондовых биржах. Правда, среди причин биржевого кризиса, консул выделял не только экономическую нестабильность. Правительство Венгрии ввело биржевой налог и ограничило самостоятельность бирж для борьбы с биржевыми спекуляциями, что не могло также не сказаться на объемах биржевых сделок. Кризис затронул и страховой сектор страны. Несмотря на все трудности, венгерским банкам удалось избежать существенных потерь, и это во многом было вызвано действиями Государственного банка Австро-Венгрии, который своей четкой и грамотной политикой смягчал последствия экономического кризиса и накапливал золотые резервы Дунайской империи.

В транспорте страны также происходили неоднозначные процессы. В 1900 г. выросли объемы перевозок на железных дорогах. В то же время речной флот переживал застой, а морской флот, наоборот, увеличивал объемы перевозок. Это было связано и с некоторым увеличением экспорта венгерских товаров за пределы Дунайской империи. Правда, сам торговый баланс Венгрии вызывал у консула серьезные опасения. Страна полностью зависела от экспорта сахара, угля и леса, что делало уязвимым ее позиции на мировом рынке, необходима была диверсификация венгерского экспорта, но для этого следовало развивать промышленное производство, ориентированное на производство экспортной продукции, а с этим были проблемы даже у Австрии .

Большое беспокойство у венгерской элиты и у В. Львова вызвало повышение Германией таможенных пошлин на импорт венгерской аграрной продукции. В Будапеште и Санкт-Петербурге прекрасно понимали, что это приведет к обострению конкуренции российских и венгерских товаропроизводителей на рынках других европейских стран и что в этой борьбе пострадают интересы российских и венгерских аграриев. Опасался этого и Львов, доводя свои предостережения до МИДа Российской империи .

Об интересе российской стороны к делам в венгерской экономике говорит тот факт, что Генеральное консульство в Будапеште переправило в Санкт-Петербург ежегодные отчеты министров торговли и сельского хозяйства Венгрии в парламенте страны, материалы парламентских прений по этому поводу и ряд аналитических материалов Будапештской торговой палаты за 1901 г. Причем все это шло без купюр и собственных комментариев, что повышает значимость данных документов как исторических источников.

Начавшийся 1902 год отодвинул на второй план новости экономики. Генеральное консульство в Будапеште больше интересовали межнациональные отношения в Венгрии, которые начинают обостряться. В 1902 г. в очередной раз провалилась работа сербского национально-церковного собора. Это актуализировало проблему положения южных славян в Венгрии. Венские власти активизировали свое проникновение в Боснию и Герцеговину, что также усиливало трения администрации с частью местного славянского населения. В самой Венгрии обострилась дискуссия о характере и стратегии национальной политики. Эти и другие политические события доминировали в депешах и посланиях Генерального консульства в Санкт-Петербург.

В целом в экономике Венгрии в 1902 г. В. Львов констатировал продолжение застоя, причины которого заключались в наличии трех отрицательных факторов. Первый -- это чрезмерная опека государством деятельности большинства акционерных обществ и отдельных предприятий с помощью широкой системы льгот и государственных заказов, что порождало среди них иждивенческие настроения, подавляло частную инициативу и снижало конкурентоспособность. Эту точку зрения разделяли многие экономисты и политики внутри империи Габсбургов и за ее пределами. Однако правительство Венгрии боялось полностью отпустить свою промышленность в «свободное плавание», опасаясь, что она не сможет на равных конкурировать с австрийской промышленностью, не говоря уже о таких лидерах, как Германия, Великобритания и США. Кстати, в самой России ситуация в этом плане мало чем отличалась от Венгрии.

Второй фактор, столь повторяемый в отчетах такого плана -- это продолжающаяся неопределенность экономических отношений с Австрией. И третий фактор, пожалуй прозвучавший впервые -- провал мадьярских предпринимателей на фоне успехов их еврейских коллег. В. Львов пришел к неутешительному выводу для мадьяр: они по всем показателям уступали евреям (предпринимательская инициатива, стремление к инновациям, отсутствие страха перед свободной конкуренцией и т. д.) . Мадьярский бизнес был мало эффективен и явно проигрывал еврейскому бизнесу. Эти рассуждения консула имели под собой веские основания. Действительно, еврейская община Венгрии в силу своих способностей, энергии, знаний заняла значительное место в экономике, культуре, социальной сфере страны, сыграв большую роль в успехах Венгрии в конце XIX -- начале XX в.

В сельском хозяйстве итоги года были противоречивы. С одной стороны, в Венгрии 1902 г. выдался урожайным, и цены на продукцию сельского хозяйства при этом не упали, так как в Австрии вырос спрос на венгерский аграрный экспорт в условиях неурожая в США. Но, с другой стороны, на европейском рынке Венгрия не укрепила свои позиции, так как его заполонила дешевая продукция из России и Румынии . Итоги внешнеторговой деятельности Венгрии консул оценивал положительно, как и работу государственных железных дорог.

В одном из донесений Генерального консульства России в Будапеште встречаются весьма примечательные оценки перспектив развития экономических взаимоотношений между Венгрией и Россией. В своем донесении от 27 января 1902 г. князь В. Львов делал заключение, что в Австрии растет среди политиков и представителей бизнеса интерес к развитию экономических связей с Россией, но эти устремления не находили поддержки среди венгров. С одной стороны, политическая элита в Будапеште опасалась того, что развитие экономических связей с Россией может привести к охлаждению отношений с Берлином. С другой стороны, Венгрия боялась, что в условиях расширения экономических контактов двух соседних империй, она может столкнуться с жесткой конкуренцией с российской сельскохозяйственной продукцией на рынке Австрии . Следовательно, главную угрозу развитию добрососедских отношений между Австро-Венгрией и Россией князь В. Львов видел именно в позиции венгерского руководства и бизнеса. Кстати, эта позиция была довольно распространена не только в МИДе России, но и в общественно-политических и деловых кругах страны в целом.

Россия внимательно следила за дискуссией в Венгрии и за ее пределами о целесообразности строительства канала, соединявшего Одер с Дунаем. Кроме развития экономических связей Австро-Венгрии с Германией этот канал имел важное стратегическое значение в случае войны. Не прошел мимо внимания российского дипломата и утвержденный парламентом Венгрии план строительства железных дорог в Боснии и Герцеговине . Тем самым в консульстве очень тщательно отслеживали любую информацию о развитии транспортных артерий Венгрии и сопредельных территорий. Эту же информацию скрупулезно собирали российские дипломаты в Вене .

Консульство уделяло в 1902 г. значительное внимание перспективам развития экономических отношений Венгрии с Боснией и Герцеговиной. Кроме отмеченного плана строительства железных дорог, что, кстати, по мнению консула, свидетельствовало о набирающих силу экономических связях Венгрии с Боснией и Герцеговиной, В. Львов констатировал факт расширения венгерского проникновения в оккупированные провинции. В частности, об этом ярко говорило увеличение венгерского экспорта в Боснии и Герцеговине с 19,8 млн крон в 1898 г. до 24 млн крон в 1900 г. . Консул в будущем прогнозировал дальнейшее развитие отношений Венгрии с Боснией и Герцеговиной.

Таким образом, Генеральное консульство России в Будапеште в 1900--1902 гг. констатировало в экономике Венгрии застой после продолжительного экономического подъема в последней трети XIX в. Причины данного явления имели под собой как долговременные основания: неблагоприятная конъюнктура на мировом аграрном рынке, острая конкуренция со стороны австрийской промышленности, недостаток инвестиций, чрезмерное вмешательство государства в народное хозяйство, узость внутреннего рынка, так и кратковременные основания в лице неопределенности экономических отношений с Австрией, тактических просчетов венгерского правительства. В это время завершился срок действия предыдущего экономического соглашения с Австрией, а по новому соглашению стороны не могли прийти к компромиссу. За исключением некоторых оценок В. Львов в целом давал объективную информацию об экономическом развитии Венгрии.

Однако он зачастую не мог разрозненные факты собрать в некую целостную систему. Утонув в деталях, консул не видел многих очевидных фактов, в том числе в принципе высокие темпы экономического развития Венгрии на рубеже XIX--XX вв., несмотря на некоторый «перегрев» экономики. В 1897 г. валовой внутренний продукт Венгрии составлял 340,41 млн крон, в 1900 г. -- 371,84 млн крон, в 1901 г. -- 375, 83 млн крон, в 1902 г. -- 396,07 млн крон . И тем не менее данное обстоятельство ни в коей мере не умоляет достоинств информационных материалов российских дипломатов, работавших в Будапеште. До сих пор они являются важным историческим источником при изучении основных тенденций и противоречий развития венгерской экономики в эпоху дуализма.

Венгрия – одна из наиболее развитых аграрных стран Восточной Европы. Уровень ее экономического развития достаточно высок и, что самое главное, продолжает активно расти. Разумеется, внимание уделяется и промышленному комплексу – венгры заинтересованы в привлечении иностранных инвестиций и готовы предложить предпринимателям со всего мира очень выгодные условия!

На чем строится экономика Венгрии?

1. Около 70% территории страны отведено под сельскохозяйственные угодья. Аграрные районы сосредоточены в центральной и восточной частях страны. Надо заметить, что до кризиса 2008 года страна демонстрировала один из лучших показателей экономического развития среди «молодых» членов ЕС и по состоянию на 2014 г. вновь выходит на лидирующие позиции.


Сектор АПК – идеальное направление для иностранных инвестиций, ведь после кризиса эта ниша венгерской экономики имеет некоторые пробелы. В стране достаточно природных и физических ресурсов, которые позволят успешно развивать сельское хозяйство в ближайшие годы.

2. Большое влияние на экономику Венгрии когда-то имела металлургия. Но с 2008 года наблюдается снижение веса данного сектора в экономике, а один из самых мощных металлургических комбинатов в Европе Dunafer находится на грани банкротства. Примите это во внимание, если планируете открыть в Венгрии предприятие, связанное с металлопрокатом. Подобная ситуация и с производством цемента – страна заинтересована в иностранных инвестициях в цементные заводы.

3. Сейчас экономика Венгрии строится, главным образом, на машиностроении. Здесь сравнительно недорогая рабочая сила, поэтому многие мировые холдинги охотно строят на территории Венгрии мощные автомобильные заводы, например, Raba, Suzuki, Mercedes и другие марки.

4.Огромное влияние на уровень экономического развития Венгрии имеет компания Gedeon Richter. Это один из крупнейших европейских производителей фармацевтической продукции.

Энергоресурсы и экономическое развитие Венгрии

Один из главных факторов, позитивно влияющих на экономику Венгрии в 2014 году, – широкие возможности для транспортировки и распределения энергоресурсов, поступающих в Евросоюз из РФ. Именно через территорию Венгрии идут огромные объемы нефти и газа – монополистом в этой сфере можно назвать государственное предприятие MOL (это влиятельнейший игрок на европейском энергетическом рынке).

Транспортировка энергоносителей лежит на французском предприятии Eon, а уже от него энергоносители поступают в австрийскую компанию OMW. Кстати, не так давно Венгрия получила возможность поставлять газ реверсом в Украину – это очень актуальная и перспективная тенденция для местной экономики.

Логистика и экономика: Венгрия как ключевой пункт европейской транспортной системы

В последнее время все большая роль в развитии национальной экономики отводится автотранспортному сектору. И действительно, сегодня при поддержке ЕБРР в Венгрии строится огромное количество транспортных магистралей европейского уровня – Будапешт соединяется с главными путями соседних государств, превращая Венгрию в ведущего игрока на рынке логистики ЕС.

Есть и масса других доказательств перспективности автотранспортного направления в экономике:

  • Благодаря украинским инвестициям вблизи границы Украины и Венгрии полным ходом идет строительство одного из самых больших в Восточной Европе логистических парков.
  • В Дебрецене построен огромный терминал, предназначенный для транзита и приема авиагрузов.
  • Экономика Венгрии сегодня во многом обязана Дунаю. Именно эта водная артерия соединяет Черное море и Европу (Венгрию в частности) – вдоль берегов Дуная расположено несколько крупных портов. Эти предприятия обеспечивают прием грузов из черноморского бассейна и транспортировку товара по Дунаю в другие европейские страны.
  • Инвестиции Роснефти позволили венгерским властям начать строительство крупнейшего европейского терминала для хранения сжиженного газа.

Как видите, Венгрия медленно, но уверенно превращается из поставщика сырья в крупного производителя готовой продукции и через пару десятков лет может возглавить логистический рынок Европы.

Роль налоговой системы, или в чем секрет переходной экономики Венгрии

Первое, на что следует обратить внимание потенциальным обладателям венгерского ВНЖ и ПМЖ, – это строгие взыскания за неуплату налогов. Пожалуй, это один из главных пунктов, который может использоваться в качестве аргумента при отклонении Вашего заявления на ВНЖ – венгры очень внимательно относятся к налоговому законодательству. Этому есть причина – специалисты видят причины успеха переходной экономики Венгрии именно в стимулирующей функции налогов.

Можно выделить 3 главных группы налогов – их в Венгрии платят все без исключения предприятия:

  • AFA, или НДС, – 27% (касается большей части товаров и услуг), либо 18% (касается продуктов питания, фармацевтических препаратов, транспортных перевозок) или 0% (касается работы экспортных предприятий). Данный налог уплачивается каждый месяц, год или квартал – в зависимости от объемов годового дохода.
  • Helyi iparuzesi ado, или индустриальный налог (1–2%);
  • Подоходный налог (10% независимо от размеров дохода фирмы) – любое предприятие, ведущее деятельность на территории страны, должно платить налог на прибыль.

Мировые эксперты сходятся во мнении, что в ближайшие годы экономику Венгрии ожидает стабильный рост. Этому способствует продуманная политика местных властей и активное вовлечение иностранных инвестиций. Кстати, условия для иностранных предпринимателей в стране действительно очень выгодные – подробнее об этом Вы сможете прочесть в статье о перспективах бизнеса для русских в Венгрии.

В. - среднеразвитое индустриально-аграрное государство, активно участвующее в международной торговле. ВВП - 62,5 млрд долл., ВВП на душу населения - 6,2 тыс. долл. (2002). При доле национального производства в мировом ВВП 0,15% доля внешней торговли страны в мировой торговле составляет 0,47% (2000). Темпы инфляции последовательно сокращаются с 28,2% в 1995 до 5,3% в 2002.

Структура ВВП (2001): сельское и лесное хозяйство - 4,3%, промышленность и строительство - 32,0%, торговля и сфера бытовых услуг - 12,8%, транспорт и связь - 9,1%, финансовая деятельность - 21,7%. Наиболее заметными изменениями структуры ВВП В. в 1990-е гг. стало сокращение доли аграрного сектора и увеличение доли услуг.

Доля частного сектора в ВВП - более 80% (в 1990 - 10%). Пик приватизации пришёлся на 1995, а к 1999 этот процесс был в основном завершён. В 2002 в государственной собственности находилось 190 предприятий (в большинстве своём малорентабельных). Правительство П.Медьеши намерено к 2006 оставить в собственности государства около 40 предприятий (в основном лесхозы и транспортные компании «Волан»).

Доля иностранцев в структуре собственности венгерской экономики достигла 30%. Из 200 крупнейших венгерских предприятий около 160 находятся в частичной или полной иностранной собственности, каждое десятое предприятие в В. имеет иностранного компаньона, соучредителя или владельца. Под контролем иностранного капитала находится 90% отрасли коммуникаций и дальней связи, 70% банковско-финансового сектора, 60% энергетики страны. 2/3 продукции венгерской обрабатывающей промышленности дают предприятия, находящиеся в иностранной собственности.

Уровень занятости 56,3%, или 3,9 млн чел. (2002). Среднегодовая численность безработных 239 тыс. чел. Длившийся с сер. 1999 процесс снижения уровня безработицы в кон. 2002 изменил тренд и составил 5,8%.

В промышленности наиболее развиты обрабатывающие отрасли (обеспечивают 90,6% валовой промышленной продукции), в т. ч. автомобиле-, станко- и приборостроение (42,6%), пищевая промышленность (15,0%), нефтехимия (13,8%). После спада кон. 1990-х гг. стабилизируется производство в металлургии и работающей почти исключительно на давальческом сырье лёгкой промышленности. Доля энергетики и водоснабжения - 8,9%. В добывающих отраслях производство постепенно сворачивается.

На крупных предприятиях (число занятых более 300 чел.) выпускается 2/3 всей промышленной продукции, процесс концентрации производства продолжается, особенно в машиностроении, энергетике и нефтехимии.

Венгерская промышленность довольно сильно зависит от состояния мирового рынка: на экспорт идёт более половины (52%) всего промышленного производства. Крупные предприятия вывозят - в зависимости от отрасли - 60-80% своей продукции. Потребности внутреннего рынка удовлетворяют в основном мелкие и средние предприятия (число занятых соответственно до 50 и до 300 чел.).

Сельское хозяйство с началом процессов общественно-политической трансформации испытывает проблемы. К числу основных причин относятся поспешная ликвидация сельхозкооперативов, упущения в проведении земельной политики, недостаточный уровень финансирования отрасли, а также засухи в течение ряда лет. Это привело к сокращению удельного веса продукции сельского хозяйства (без пищевой промышленности) в ВВП (в 1993-2002 с 17,7 до 4,3%), доли аграрной продукции в экспорте, числа занятых, размеров сельхозплощадей, поголовья животных и т.п. Аграрная политика правительства направлена на укрепление роли сельского хозяйства в экономике, особенно в традиционных для В. секторах: производство кукурузы, пшеницы, мяса, овощей, фруктов, вина.

Сельскохозяйственные угодья составляют 6,1 млн га, из них более 50% приходится на пахотные земли. Под колосовыми культурами занято 1,5 млн га, под кукурузой - 1,0 млн га.

Растениеводство представлено главным образом зерновым хозяйством, а также овощеводством и садоводством (включая виноградарство). Животноводство обеспечивает более 60% внутренних доходов сельского хозяйства. Наиболее развиты свиноводство, разведение крупного рогатого скота мясного и молочного направления, птицеводство. Потребности внутреннего рынка удовлетворяют также овцеводство и разведение рыб в искусственных водоёмах.

В. располагает хорошо развитой сетью транспортных коммуникаций. Протяжённость автодорог общего пользования более 30 тыс. км, 90% из них имеют твёрдое покрытие. Железные дороги - 7,9 тыс. км. Протяжённость внутренних водных путей - 1,6 тыс. км. Главный речной порт - Будапешт. Внутренние авиаперевозки не осуществляются, имеется сеть небольших аэродромов для приёма малой авиации. Международный аэропорт «Ферихедь» расположен вблизи Будапешта.

Удобное транспортное расположение способствует повышению транзитной роли страны. Через территорию В. проходят нефтепроводы «Дружба-I» (с Украины), «Дружба-II» (из Словакии) и «Адрия» (из Хорватии), газопроводы «Братство» (с Украины) и «Баумгартнер-Дьёр» (из ); общая протяжённость трубопроводов 7,2 тыс.км. Активно ведётся строительство скоростных автомагистралей в рамках проходящих по территории страны т.н. хельсинкских транспортных коридоров: в 2002 уже 60% венгерских участков «коридоров» соответствовало установленным европейским требованиям.

Общий грузооборот 26,9 млрд ткм (2002). Структура по видам транспорта: автомобильный - 51%, железнодорожный - 30%, трубопроводный - 15%, водный - 3%. Структура по направлениям перевозок: международные - 60%, внутренние - 40%. Водный и воздушный транспорт во внутренних грузоперевозках практически не используются. Пассажиропоток на междугородних перевозках 785 млн чел., на внутригородских - 2,8 млрд чел. (2002).

Развитие телекоммуникаций в В. проходит динамично: при относительно скромном росте традиционной телефонии ускоренными темпами развивается мобильная связь. Количество абонентов мобильных телефонов в 2000-02 увеличилось с 2,5 до 5,5 млн чел. Объём радиовещания достиг 800 тыс. ч, телевизионных трансляций - 1,8 млн ч. Венгерское телевидение осуществляет вещание по трём государственным каналам. Кроме того, действует три частных канала и множество коммерческих кабельных сетей. Радиовещание ведётся тремя государственными станциями и рядом коммерческих. Контроль за политическим содержанием программ государственных электронных СМИ осуществляют попечительские советы, в которые правительство и оппозиция на паритетных началах делегируют своих представителей.

Розничный товарооборот после спада 1987-97 постоянно расширяется (в 2002 - 24,8 млн долл.). Этому способствуют рост денежных доходов населения, появление новых видов торговли (гипермаркетов, торговых центров) и повышение качества обслуживания. Структура товарооборота (2002): 33,4% - продовольствие, 28,4% - транспортные средства, запчасти и топливо к ним, 16,4% - мебель и бытовая техника, 9,5% - товары культурно-познавательного назначения.

Сфера туризма - одна из наиболее динамично растущих отраслей венгерской экономики. В ней занято 300 тыс. чел. (7% экономически активного населения) и создаётся почти 10% ВВП страны. Развитая туристическая инфраструктура (гостиницы, точки общественного питания, пляжные, оздоровительные, развлекательные комплексы, бассейны, охотничьи домики, рыболовные места и т.д.) ориентирована на посетителей с различным достатком. В. ежегодно принимает 10-15 млн иностранных туристов. Валютная выручка от туризма составляет 3,4 млрд долл. (2002).

С 1987 в В. действует двухуровневая банковская система: Венгерский национальный банк (ВНБ) осуществляет эмиссионную и кредитную политику, общий контроль за финансовым рынком, а уполномоченные финансовые институты кредитуют непосредственно хозяйственные субъекты.

В 1991-94 реализовывалась правительственная программа банковской консолидации, направленная на улучшение кризисного состояния большинства банков и увеличение их активов, оздоровление кредитного портфеля. С 1995 началась продажа пакетов акций консолидированных банков солидным западным финансовым учреждениям. К 1998 приватизация венгерских банков практически закончилась. Уровень присутствия иностранного капитала в банковской системе - 63%.

На нач. 2000 венгерская система кредитных учреждений состояла из 43 банков (90,3% всех финансово-кредитных операций), 226 сберегательных кооперативов (5,6%), 9 специализированных финансовых учреждений (3,6%) и 4 жилищно-сберегательных касс (0,5%).

Степень концентрации банков в В. достаточно высока: первая шестёрка банков в совокупности обладает почти 60% активов банковской системы.

Система государственных финансов структурно состоит из четырёх подсистем: центрального правительства (центральный уровень), органов местного самоуправления (местный уровень), обособленных государственных фондов, органов социального страхования.

В 1998-2001 общий уровень дефицита бюджета центрального правительства последовательно снижался с 4,8 до 3,3% ВВП. В 2002 последовал резкий всплеск - до 9,6% ВВП, вызванный сменой правительства и масштабным увеличением социальных выплат. На 2003 запланирован показатель в 4,5% ВВП с тем, чтобы в 2004 выйти на уровень маастрихтских критериев членства в ЕС (3% ВВП).

В 2002 доходная часть бюджета составила 17,8 млрд долл., из которых около 80% - поступления налогового характера (налоги, акцизы, пошлины). Меры по стимулированию предприимчивости и повышению эффективности частного сектора привели к сокращению степени централизации бюджетных доходов: доля доходов госбюджета в ВВП в 1994-2002 сократилась с 52,5 до 27%.

Основное место в налоговых поступлениях в бюджет занимает общий налог с оборота (аналог российского НДС), доля которого составляет 39%, подоходный налог (24% поступлений), потребительский налог и акцизы (19%), налог на предпринимательскую прибыль (именуемый корпоративным налогом) - 10%.

В В. применяется казначейская система исполнения бюджета, т.е. все необходимые государственным учреждениям средства поступают и расходуются с т.н. единого казначейского счёта. Техническую работу по осуществлению финансирования центрального бюджета ведёт Венгерское государственное казначейство.

Институциональными подразделениями венгерской финансовой системы также являются Государственный надзор за финансовыми организациями (осуществляет контроль за соблюдением законодательства участниками фондового и валютного рынков), совокупность банковско-финансовых учреждений, различные организации, предоставляющие услуги по негосударственному управлению финансовыми рынками (фондовая и товарная биржи, центральный расчётный центр, брокерские и дилерские фирмы и т.д.), страховые компании и пенсионные фонды.

Государственный долг В. в 2002 составлял 9,2 трлн фор. (37,5 млрд долл.), или 52,2% ВВП. Все функции, связанные с управлением государственным долгом (включая валютную и форинтовую составляющие), выполняет специально созданный Центр по управлению государственным долгом (ЦУГД). Перед ЦУГД поставлена задача постепенного перехода от практики привлечения зарубежных кредитов для финансирования обязательств по внешнему долгу к выпуску государственных облигаций, номинированных в национальной валюте - форинтах. В 2002 внешний долг-брутто В. центрального правительства (т.е. без заимствований частного сектора) сократился с 27,8 до 24,8 млрд евро.

В. выделяется сравнительной сглаженностью социальных контрастов, хотя имущественное расслоение нарастает. Минимальная заработная плата - 200 долл., минимальная пенсия - 82 долл. (2002). Политика масштабного увеличения заработной платы бюджетников и укрепление курса форинта в 2001-02 подняли уровень средней заработной платы по стране до 500 долл. (средний уровень номинальной заработной платы по секторам экономики колеблется от 345 долл. в сельском хозяйстве до 1000 долл. в финансовом секторе).

Рост реальных доходов в 2002 составил 13,6%. Как следствие, возросли товарооборот (рост на 11%), вложения в различные формы накопления (банковские форинтовые вклады (на 13%), страхование жизни (на 20%), отчисления в негосударственные пенсионные фонды (на 27%) и т.д.). Государственная политика по стимулированию жилищного строительства способствовала увеличению вложений в недвижимость.

Разветвлённая система социальных пособий перестраивается по принципу нуждаемости. Основными целями реформирования являются снижение бремени государственного бюджета и уменьшение объёмов теневой экономики. Однако начатый переход к страховому финансированию здравоохранения сопровождается сокращением больничных мест и медперсонала, пересмотром системы компенсаций за лекарства и расширением номенклатуры платных услуг.

Сущность проводимой пенсионной реформы - переход к смешанной пенсионной системе, предполагающей введение принципов страхования на все элементы пенсионного обеспечения и повышение личной ответственности будущего пенсионера за накопление пенсионных взносов.

Формируемая пенсионная система В. сочетает принципы распределительной и накопительный систем и включает три элемента: базовые пенсии, выплачиваемые в рамках социального страхования, исходя из принципа: один год трудового стажа - 1% выплачиваемой пенсии; обязательное пенсионное страхование, предполагающее отчисление 8% от заработка; добровольное пенсионное страхование в примерно 250 негосударственных пенсионных фондах.

Экономика В. отличается высокой степенью открытости и участия в международном разделении труда. Внешняя торговля имеет положительную динамику, но с 1992 хронически пассивна. Объём экспорта в 2002 - 34,3 млрд долл., импорта - 37,6 млрд долл.

В товарной структуре экспорта в 1998-2002 преобладали изделия с высокой степенью добавленной стоимости: группы «машины и оборудование» (57- 59%; преимущественно средства связи, оборудование для обработки звука, системы автоматизированной обработки данных, электроприборы бытового и промышленного назначения) и «обработанные изделия» (29-31%). Продукция аграрного сектора занимала 7-8% экспорта.

Основной контингент импорта составили также «машины и оборудование» (50-52%) и «обработанные изделия» (35-38%). Доля энергоносителей в импорте - 6-8%, причём на российские энергоносители приходится 70% всех энергопоставок в В.

В 2002 более 90% венгерского экспорта направлялось в европейские государства (ЕС, страны Центральной и Восточной Европы, Балтии, РФ, Украину, Белоруссию). Оттуда поступало 75% импорта. Наиболее значимые внешнеторговые партнёры В.: Германия (доля в товарообороте 29,6%), Австрия (7,0%), Италия (6,7%) и Франция (5,2%). Место РФ в первой пятёрке внешнеторговых партнёров В. (доля - 3,8%) определяется главным образом динамикой поставок энергоносителей, занимающих 83% в общем объёме российских поставок в В., а также возможностями наращивания венгерского экспорта в РФ (в 2002 - 1,3% от общего объёма вывоза).

Благоприятный предпринимательский климат в стране, довольно высокое положение в рейтинге международных агентств привлекают иностранный капитал. К кон. 2002 было накоплено 24,5 млрд долл. иностранных инвестиций (3-е место в Восточной Европе после Польши и Чехии). Во 2-й пол. 1990-х гг. приток зарубежных капиталовложений составлял около 2,0 млрд долл. ежегодно (максимум в 1995 - более 3,5 млрд долл.). 70% инвестиций связаны с приобретением приватизируемых предприятий, 30% - строительство предприятий «под ключ». В 2001-02 в связи с ухудшением мирохозяйственной конъюнктуры наблюдается усиление оттока капиталов и перенос размещённых в В. предприятий в другие страны.

Поделиться: