Патрис лумумба чем знаменит что сделал. Патрис Эмери Лумумба: биография

), провинция Катанга

Партия: Национальное движение Конго Награды:

Патри́с Эмери́ Луму́мба (фр. Patrice Émery Lumumba , 2 июля - 17 января ) - конголезский политический деятель левонационалистического толка, первый премьер-министр Демократической Республики Конго после провозглашения её независимости в июне , национальный герой Заира , поэт и один из символов борьбы народов Африки за независимость. Основатель () и руководитель партии Национальное движение Конго .

Снят с поста премьер-министра президентом Конго, затем арестован в ходе Конголезского кризиса в сентябре . Убит 17 января 1961 года .

Биография

Поскольку Чомбе обещал прекратить мятеж, если Лумумба будет отстранён от власти, президент 5 сентября 1960 года снял премьера с должности и посадил под домашний арест . В ответ Лумумба заявил по радио о незаконности смещения, так как его поддержал парламент. 6 сентября лидеры основных партий, которые составляли правительственную коалицию, заявили о поддержке Лумумбы, однако в это время войска ООН захватили радиостанцию и закрыли доступ на неё членам правительства. 7 сентября палата депутатов большинством в ¾ голосов аннулирует решение об отстранении Лумумбы от власти. 8 сентября Сенат подтвердил данное решение, однако ООН продолжала игнорировать правительство и удерживать захваченные аэродромы и радиостанцию. Был выписан ордер на арест Лумумбы, 12 сентября он был заточён в тюрьму, однако был освобождён солдатами.

В заключительном отчёте комиссия пришла к выводу, что король Бельгии Бодуэн знал о планах убийства Лумумбы. Также было установлено, что бельгийское правительство оказывало транспортную, финансовую и военную помощь силам, враждебно относившимся к Лумумбе. Большая часть вины была приписана непосредственно королю Бодуэну, который, предположительно, в обход политических институтов страны проводил свою собственную колониальную политику.

«Проблеме Лумумбы» были посвящены несколько заседаний Совета национальной безопасности США летом 1960 года, 18 августа 1960 года президент США Дуайт Эйзенхауэр одобрил рекомендации ЦРУ ликвидировать Лумумбу, в дальнейшем специалистами ЦРУ были разработаны варианты убийства Лумумбы из огнестрельного оружия и с помощью яда, в итоге был утверждён план операции «Голубая стрела» .

Документальный фильм «Убийство в колониальном стиле» (реж. Томас Гифер) 2000 года расследует события тех дней на основе интервью со многими бывшими сотрудниками и офицерами ЦРУ и бельгийской службы безопасности. В интервью многие из них впервые признались в том, что лично участвовали в убийстве и последующем устранении останков Лумумбы и его соратников (в том числе и при помощи кислоты). Один из офицеров до сих пор хранит передние зубы Лумумбы, которые он предъявил перед камерой.

В прощальном письме жене Патрис Лумумба писал: «Единственное, чего мы желали для нашей страны - это право на достойное существование, на достоинство без лицемерия, на независимость без ограничений… Придёт день, когда история скажет своё слово ».

В марте 2010 года появилась информация о том, что Патрис Лумумба был свергнут со своего поста и убит при участии сотрудницы британской Секретной разведывательной службы MI-6 , баронессы Дафны Парк . В марте 2013 года газета британская «Telegraph », со ссылкой на лорда Дэвида Эдварда Ли (David Edward Lea), сообщила, что сотрудница британской разведки Ми-6 баронесса Дафна Парк, с 1959 по 1961 годы бывшая консулом и первым секретарём в Леопольдвиле , незадолго до её смерти в 2010 году, призналась в организации убийства Патриса Лумумбы в 1961 году . Причиной ликвидации Лумумбы стали его панафриканский национализм , левые симпатии и просоветские настроения.

Память

Имя Патриса Лумумбы с 1961 по 1992 год носил Университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы . 5 февраля 1992 года вуз переименовали в Российский университет дружбы народов , а посвящение Лумумбе из названия убрали.

Именем Патриса Лумумбы названы улицы в украинских городах Керчь, Севастополь, Лубны , Киев , Одесса (проспект, ныне переименован в Адмиральский), Донецк , Кременчуг , Смела , Бахмут , Летичев , в киргизском Бишкеке , в казахстанских Алматы, Усть-Каменогорске , Таразе , Чимкенте (ныне переименованы), а также в Чебоксарах в России.

Ж.-П. Сартр написал предисловие к сборнику его статей. Эме Сезар написал о нём пьесу «Сезон в Конго». Стихи ему посвятили Евгений Долматовский , Евгений Евтушенко , Иван Драч , Максим Танк , Пимен Панченко, Серафим Попов, а также поэты Финляндии, Ливии, Танзании.

На севере Анголы вокруг фигуры Лумумбы возникло в начале 60 г. ХХ века мессианское движение. Так называемая «война Марии». Его имя остаётся популярным политическим знаменем в Конго. К его идеям апеллирует правящая Народная партия Реконструкции и демократии. Сын Лумумбы Патрис-младший выдвигал свою кандидатуру на пост президента Конго в 2008 г, но получил менее 10 % голосов. Его брат Франсуа воссоздал партию отца Национальное движение Конго. Любопытные факты: фамилия Лумумба означает «наследник обречённого на смерть». Известного американского комика Патрика О Нила назвали в честь Лумумбы. Знаменитая чёрная активистка Анджела Дэвис в юности ходила в клуб имени Патриса Лумумбы. Че Гевара отправился в Конго, чтобы отомстить «за великого идеалиста Лумумбу». Оценки личности российским африканистом Аполлоном Борисовичем Давидсоном: «Конечно, Патрис Лумумба был очень неопытным политическим деятелем. Но откуда у него мог быть большой опыт-то? Обстановка тогда была очень сложной. А вот как человека его можно было по-настоящему уважать. Ни в коррупции, ни в чём-то подобном он никогда не был замешан, выступал очень честным человеком - это вне всякого сомнения». Лидер чёрных мусульман США Малкольм Икс назвал Лумумбу «самым великим чернокожим мужчиной».

Напишите отзыв о статье "Лумумба, Патрис"

Примечания

Литература

  • Хохлов Н. Патрис Лумумба. - М .: Молодая гвардия, 1971. - (ЖЗЛ).
  • Пономаренко Л. В. Патрис Лумумба: жизнь во имя свободы Африки. - М .: Издательство Университета дружбы народов, 1989.
  • Слободин А. Бельгия извинилась за Лумумбу. Зря его убили. // Время новостей, 7 февраля 2002 (№ 22).
  • Алексеев В. А. Грани алмаза: Повесть о Патрисе Эмери Лумумбе. - М .: Политиздат, 1988. - 333 с, ил. - (Пламенные революционеры).
  • Патрис Эмери Лумумба (Люди и события) // Новое время . - М ., 1960. - № 28 . - С. 9 .

Ссылки

  • Ю. Жуков.
Предшественник:
должность учреждена
Премьер-министр Демократической Республики Конго
24 июня - 20 сентября
Преемник:
Жозеф Илео

Отрывок, характеризующий Лумумба, Патрис

Распоряжение это на левом фланге еще более заставило Пьера усумниться в его способности понять военное дело. Слушая Бенигсена и генералов, осуждавших положение войск под горою, Пьер вполне понимал их и разделял их мнение; но именно вследствие этого он не мог понять, каким образом мог тот, кто поставил их тут под горою, сделать такую очевидную и грубую ошибку.
Пьер не знал того, что войска эти были поставлены не для защиты позиции, как думал Бенигсен, а были поставлены в скрытое место для засады, то есть для того, чтобы быть незамеченными и вдруг ударить на подвигавшегося неприятеля. Бенигсен не знал этого и передвинул войска вперед по особенным соображениям, не сказав об этом главнокомандующему.

Князь Андрей в этот ясный августовский вечер 25 го числа лежал, облокотившись на руку, в разломанном сарае деревни Князькова, на краю расположения своего полка. В отверстие сломанной стены он смотрел на шедшую вдоль по забору полосу тридцатилетних берез с обрубленными нижними сучьями, на пашню с разбитыми на ней копнами овса и на кустарник, по которому виднелись дымы костров – солдатских кухонь.
Как ни тесна и никому не нужна и ни тяжка теперь казалась князю Андрею его жизнь, он так же, как и семь лет тому назад в Аустерлице накануне сражения, чувствовал себя взволнованным и раздраженным.
Приказания на завтрашнее сражение были отданы и получены им. Делать ему было больше нечего. Но мысли самые простые, ясные и потому страшные мысли не оставляли его в покое. Он знал, что завтрашнее сражение должно было быть самое страшное изо всех тех, в которых он участвовал, и возможность смерти в первый раз в его жизни, без всякого отношения к житейскому, без соображений о том, как она подействует на других, а только по отношению к нему самому, к его душе, с живостью, почти с достоверностью, просто и ужасно, представилась ему. И с высоты этого представления все, что прежде мучило и занимало его, вдруг осветилось холодным белым светом, без теней, без перспективы, без различия очертаний. Вся жизнь представилась ему волшебным фонарем, в который он долго смотрел сквозь стекло и при искусственном освещении. Теперь он увидал вдруг, без стекла, при ярком дневном свете, эти дурно намалеванные картины. «Да, да, вот они те волновавшие и восхищавшие и мучившие меня ложные образы, – говорил он себе, перебирая в своем воображении главные картины своего волшебного фонаря жизни, глядя теперь на них при этом холодном белом свете дня – ясной мысли о смерти. – Вот они, эти грубо намалеванные фигуры, которые представлялись чем то прекрасным и таинственным. Слава, общественное благо, любовь к женщине, самое отечество – как велики казались мне эти картины, какого глубокого смысла казались они исполненными! И все это так просто, бледно и грубо при холодном белом свете того утра, которое, я чувствую, поднимается для меня». Три главные горя его жизни в особенности останавливали его внимание. Его любовь к женщине, смерть его отца и французское нашествие, захватившее половину России. «Любовь!.. Эта девочка, мне казавшаяся преисполненною таинственных сил. Как же я любил ее! я делал поэтические планы о любви, о счастии с нею. О милый мальчик! – с злостью вслух проговорил он. – Как же! я верил в какую то идеальную любовь, которая должна была мне сохранить ее верность за целый год моего отсутствия! Как нежный голубок басни, она должна была зачахнуть в разлуке со мной. А все это гораздо проще… Все это ужасно просто, гадко!
Отец тоже строил в Лысых Горах и думал, что это его место, его земля, его воздух, его мужики; а пришел Наполеон и, не зная об его существовании, как щепку с дороги, столкнул его, и развалились его Лысые Горы и вся его жизнь. А княжна Марья говорит, что это испытание, посланное свыше. Для чего же испытание, когда его уже нет и не будет? никогда больше не будет! Его нет! Так кому же это испытание? Отечество, погибель Москвы! А завтра меня убьет – и не француз даже, а свой, как вчера разрядил солдат ружье около моего уха, и придут французы, возьмут меня за ноги и за голову и швырнут в яму, чтоб я не вонял им под носом, и сложатся новые условия жизни, которые будут также привычны для других, и я не буду знать про них, и меня не будет».
Он поглядел на полосу берез с их неподвижной желтизной, зеленью и белой корой, блестящих на солнце. «Умереть, чтобы меня убили завтра, чтобы меня не было… чтобы все это было, а меня бы не было». Он живо представил себе отсутствие себя в этой жизни. И эти березы с их светом и тенью, и эти курчавые облака, и этот дым костров – все вокруг преобразилось для него и показалось чем то страшным и угрожающим. Мороз пробежал по его спине. Быстро встав, он вышел из сарая и стал ходить.
За сараем послышались голоса.
– Кто там? – окликнул князь Андрей.
Красноносый капитан Тимохин, бывший ротный командир Долохова, теперь, за убылью офицеров, батальонный командир, робко вошел в сарай. За ним вошли адъютант и казначей полка.
Князь Андрей поспешно встал, выслушал то, что по службе имели передать ему офицеры, передал им еще некоторые приказания и сбирался отпустить их, когда из за сарая послышался знакомый, пришепетывающий голос.
– Que diable! [Черт возьми!] – сказал голос человека, стукнувшегося обо что то.
Князь Андрей, выглянув из сарая, увидал подходящего к нему Пьера, который споткнулся на лежавшую жердь и чуть не упал. Князю Андрею вообще неприятно было видеть людей из своего мира, в особенности же Пьера, который напоминал ему все те тяжелые минуты, которые он пережил в последний приезд в Москву.
– А, вот как! – сказал он. – Какими судьбами? Вот не ждал.
В то время как он говорил это, в глазах его и выражении всего лица было больше чем сухость – была враждебность, которую тотчас же заметил Пьер. Он подходил к сараю в самом оживленном состоянии духа, но, увидав выражение лица князя Андрея, он почувствовал себя стесненным и неловким.
– Я приехал… так… знаете… приехал… мне интересно, – сказал Пьер, уже столько раз в этот день бессмысленно повторявший это слово «интересно». – Я хотел видеть сражение.
– Да, да, а братья масоны что говорят о войне? Как предотвратить ее? – сказал князь Андрей насмешливо. – Ну что Москва? Что мои? Приехали ли наконец в Москву? – спросил он серьезно.
– Приехали. Жюли Друбецкая говорила мне. Я поехал к ним и не застал. Они уехали в подмосковную.

Офицеры хотели откланяться, но князь Андрей, как будто не желая оставаться с глазу на глаз с своим другом, предложил им посидеть и напиться чаю. Подали скамейки и чай. Офицеры не без удивления смотрели на толстую, громадную фигуру Пьера и слушали его рассказы о Москве и о расположении наших войск, которые ему удалось объездить. Князь Андрей молчал, и лицо его так было неприятно, что Пьер обращался более к добродушному батальонному командиру Тимохину, чем к Болконскому.
– Так ты понял все расположение войск? – перебил его князь Андрей.
– Да, то есть как? – сказал Пьер. – Как невоенный человек, я не могу сказать, чтобы вполне, но все таки понял общее расположение.
– Eh bien, vous etes plus avance que qui cela soit, [Ну, так ты больше знаешь, чем кто бы то ни было.] – сказал князь Андрей.
– A! – сказал Пьер с недоуменьем, через очки глядя на князя Андрея. – Ну, как вы скажете насчет назначения Кутузова? – сказал он.
– Я очень рад был этому назначению, вот все, что я знаю, – сказал князь Андрей.
– Ну, а скажите, какое ваше мнение насчет Барклая де Толли? В Москве бог знает что говорили про него. Как вы судите о нем?
– Спроси вот у них, – сказал князь Андрей, указывая на офицеров.
Пьер с снисходительно вопросительной улыбкой, с которой невольно все обращались к Тимохину, посмотрел на него.
– Свет увидали, ваше сиятельство, как светлейший поступил, – робко и беспрестанно оглядываясь на своего полкового командира, сказал Тимохин.
– Отчего же так? – спросил Пьер.
– Да вот хоть бы насчет дров или кормов, доложу вам. Ведь мы от Свенцян отступали, не смей хворостины тронуть, или сенца там, или что. Ведь мы уходим, ему достается, не так ли, ваше сиятельство? – обратился он к своему князю, – а ты не смей. В нашем полку под суд двух офицеров отдали за этакие дела. Ну, как светлейший поступил, так насчет этого просто стало. Свет увидали…
– Так отчего же он запрещал?
Тимохин сконфуженно оглядывался, не понимая, как и что отвечать на такой вопрос. Пьер с тем же вопросом обратился к князю Андрею.
– А чтобы не разорять край, который мы оставляли неприятелю, – злобно насмешливо сказал князь Андрей. – Это очень основательно; нельзя позволять грабить край и приучаться войскам к мародерству. Ну и в Смоленске он тоже правильно рассудил, что французы могут обойти нас и что у них больше сил. Но он не мог понять того, – вдруг как бы вырвавшимся тонким голосом закричал князь Андрей, – но он не мог понять, что мы в первый раз дрались там за русскую землю, что в войсках был такой дух, какого никогда я не видал, что мы два дня сряду отбивали французов и что этот успех удесятерял наши силы. Он велел отступать, и все усилия и потери пропали даром. Он не думал об измене, он старался все сделать как можно лучше, он все обдумал; но от этого то он и не годится. Он не годится теперь именно потому, что он все обдумывает очень основательно и аккуратно, как и следует всякому немцу. Как бы тебе сказать… Ну, у отца твоего немец лакей, и он прекрасный лакей и удовлетворит всем его нуждам лучше тебя, и пускай он служит; но ежели отец при смерти болен, ты прогонишь лакея и своими непривычными, неловкими руками станешь ходить за отцом и лучше успокоишь его, чем искусный, но чужой человек. Так и сделали с Барклаем. Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой, и был прекрасный министр, но как только она в опасности; нужен свой, родной человек. А у вас в клубе выдумали, что он изменник! Тем, что его оклеветали изменником, сделают только то, что потом, устыдившись своего ложного нарекания, из изменников сделают вдруг героем или гением, что еще будет несправедливее. Он честный и очень аккуратный немец…
– Однако, говорят, он искусный полководец, – сказал Пьер.
– Я не понимаю, что такое значит искусный полководец, – с насмешкой сказал князь Андрей.
– Искусный полководец, – сказал Пьер, – ну, тот, который предвидел все случайности… ну, угадал мысли противника.
– Да это невозможно, – сказал князь Андрей, как будто про давно решенное дело.
Пьер с удивлением посмотрел на него.
– Однако, – сказал он, – ведь говорят же, что война подобна шахматной игре.
– Да, – сказал князь Андрей, – только с тою маленькою разницей, что в шахматах над каждым шагом ты можешь думать сколько угодно, что ты там вне условий времени, и еще с той разницей, что конь всегда сильнее пешки и две пешки всегда сильнее одной, a на войне один батальон иногда сильнее дивизии, а иногда слабее роты. Относительная сила войск никому не может быть известна. Поверь мне, – сказал он, – что ежели бы что зависело от распоряжений штабов, то я бы был там и делал бы распоряжения, а вместо того я имею честь служить здесь, в полку вот с этими господами, и считаю, что от нас действительно будет зависеть завтрашний день, а не от них… Успех никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа; а уж меньше всего от позиции.
– А от чего же?
– От того чувства, которое есть во мне, в нем, – он указал на Тимохина, – в каждом солдате.
Князь Андрей взглянул на Тимохина, который испуганно и недоумевая смотрел на своего командира. В противность своей прежней сдержанной молчаливости князь Андрей казался теперь взволнованным. Он, видимо, не мог удержаться от высказывания тех мыслей, которые неожиданно приходили ему.
– Сражение выиграет тот, кто твердо решил его выиграть. Отчего мы под Аустерлицем проиграли сражение? У нас потеря была почти равная с французами, но мы сказали себе очень рано, что мы проиграли сражение, – и проиграли. А сказали мы это потому, что нам там незачем было драться: поскорее хотелось уйти с поля сражения. «Проиграли – ну так бежать!» – мы и побежали. Ежели бы до вечера мы не говорили этого, бог знает что бы было. А завтра мы этого не скажем. Ты говоришь: наша позиция, левый фланг слаб, правый фланг растянут, – продолжал он, – все это вздор, ничего этого нет. А что нам предстоит завтра? Сто миллионов самых разнообразных случайностей, которые будут решаться мгновенно тем, что побежали или побегут они или наши, что убьют того, убьют другого; а то, что делается теперь, – все это забава. Дело в том, что те, с кем ты ездил по позиции, не только не содействуют общему ходу дел, но мешают ему. Они заняты только своими маленькими интересами.
– В такую минуту? – укоризненно сказал Пьер.
– В такую минуту, – повторил князь Андрей, – для них это только такая минута, в которую можно подкопаться под врага и получить лишний крестик или ленточку. Для меня на завтра вот что: стотысячное русское и стотысячное французское войска сошлись драться, и факт в том, что эти двести тысяч дерутся, и кто будет злей драться и себя меньше жалеть, тот победит. И хочешь, я тебе скажу, что, что бы там ни было, что бы ни путали там вверху, мы выиграем сражение завтра. Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!
– Вот, ваше сиятельство, правда, правда истинная, – проговорил Тимохин. – Что себя жалеть теперь! Солдаты в моем батальоне, поверите ли, не стали водку, пить: не такой день, говорят. – Все помолчали.
Офицеры поднялись. Князь Андрей вышел с ними за сарай, отдавая последние приказания адъютанту. Когда офицеры ушли, Пьер подошел к князю Андрею и только что хотел начать разговор, как по дороге недалеко от сарая застучали копыта трех лошадей, и, взглянув по этому направлению, князь Андрей узнал Вольцогена с Клаузевицем, сопутствуемых казаком. Они близко проехали, продолжая разговаривать, и Пьер с Андреем невольно услыхали следующие фразы:
– Der Krieg muss im Raum verlegt werden. Der Ansicht kann ich nicht genug Preis geben, [Война должна быть перенесена в пространство. Это воззрение я не могу достаточно восхвалить (нем.) ] – говорил один.

Патрис Лумумба - политический деятель, первый премьер-министр Конго после получения ее независимости, символ борьбы африканских народов за независимость.

Патрис Эмери Лумумба родился 2 июля 1925 года в провинции Касаи Бельгийского Конго, в семье фермера Франсуа Толенге Отецхимы и Жюльенн Вамато Ломенджи. При рождении Патриса, принадлежащего народу тетела, нарекли именем Элиас Окит’Асомбо, что означает «наследник проклятого». У Лумумбы было три брата (Эмиль Калема, Йен Кларк и Луи Онема Пене Лумумба), а также сводный брат Толенга Жан.

Воспитанный в католической семье Патрис учился в протестантской школе, затем в католической миссионерской школе и один год в государственной школе почтовой связи, которую он закончил с отличием. После окончания школы Патрис работал почтовым служащим в Леопольдвилле (ныне – Киншаса, столица Конго) и Стэнливилле (с 1966 года носит название Кисангани).

В юности Лумумба заинтересовался философскими идеями Просвещения и . Он также любил и и писал стихи, многие из которых были на антиимпериалистическую тему.

Политика

В 1955 году Лумумба вступил в Либеральную партию Бельгии и стал заниматься распространением партийной литературы. После трехнедельной ознакомительной поездки в Бельгию, в 1955 году Патрис был арестован по обвинению в хищении денежных переводов. После того, как Лумумба вернул деньги, его двухлетний срок заключения был сокращен до 1 года.

5 октября 1958 года Лумумба вместе с другими молодыми конголезцами, получившими хорошее образование и представлявшими разные этнические группы, основал партию Национальное движение Конго и стал ее лидером. НДК боролись за независимость страны, африканизацию правительства, экономическое развитие и нейтралитет в международных делах.


Довольно быстро Лумумба стал популярной личностью – он был харизматичным и обладал отличным ораторским навыками. В декабре 1958 года Лумумба отправился в качестве одного из делегатов на Всеафриканскую конференцию народов в Аккре (Гана). На международной встрече, организованной президентом Ганы Кваме Нкрумой, Лумумба еще больше укрепился в своих панафриканистских убеждениях, а Нкрума был сильно впечатлен интеллектом и способностями Лумумбы.

В октябре 1959 года Лумумбу арестовали за подстрекательство к антиколониальным беспорядкам в Стэнливилле, во время которых было убито 30 человек. Лумумба был приговорен к 69 месяцам тюремного заключения. Дата начала судебного разбирательства, 18 января 1960 года, стала первым днем Конголезской конференции «круглого стола» в Брюсселе, на которой обсуждалось будущее Конго.

На декабрьских местных выборах НДК получило большинство голосов, хотя Лумумба находился в тюрьме. В результате давления со стороны делегатов, Патрис был освобожден и допущен на Брюссельскую конференцию.


27 января 1960 года на конференции была провозглашена независимость Конго. В мае последовали национальные выборы, весьма предсказуемым результатом которых стала победа Лумумбы и НДК. 23 июня 1960 года 34-летний Лумумба стал первым премьер-министром независимого Конго, а президентом стал Джозеф Касавубу.

На церемонии празднования Дня независимости 30 июня присутствовали многие высокопоставленные лица, в том числе король Бельгии Бодуэн. Лумумба выступил с импровизированной речью, объявив, что независимость Конго – это добытая кровью и потом победа, а не великодушный подарок Бельгии. Свое выступление Патрис закончил знаменитыми словами:

«Мы больше не ваши обезьяны!».

После обретения страной независимости, Лумумба повысил заработную плату всем госслужащим, кроме сотрудников Форс Пюблик (жандармерия, созданная бельгийскими колонизаторами), чем вызвал недовольство в их рядах. 5 июля 1960 года с восстаний в Леопольдвилле и Стэнливилле начался Конголезский кризис.

Лумумба заявлял по радио, что приготовил тщательные реформы во всех сферах, благодаря которым уже через несколько недель все смогут увидеть другое лицо Конго. Несмотря на усилия правительства, мятежи в стране продолжались.


8 июля, в попытке облегчить ситуацию, Лумумба переименовал Форс Пюблик в «Национальную конголезскую армию» и попытался африканизировать силы, назначив сержанта-майора Виктора Лундула главнокомандующим, а Джозефа Мобуту полковником и начальником штаба армии. Эти действия были совершены, несмотря на неопытность Ландулы и слухи о связях Мобуту с бельгийскими и американскими спецслужбами.

Все остальные европейские офицеры были заменены, но некоторые из них были оставлены в качестве советников. На следующий день мятежи распространились по всей стране. По оценкам, в эти дни было убито около двух десятков европейцев.


В начале июля Бельгия направила 6 000 военнослужащих в Конго, якобы для защиты своих граждан от насилия. Несколько дней спустя Лумумба отправил телеграмму Никите Хрущеву с просьбой помочь с ситуацией в провинции Катанга, где сосредоточилось основное белое население и источники полезных ископаемых. Лидер Катанги, Моиз Чомбе провозгласил себя президентом независимого Государства Катанга.

Решение обратиться к СССР взволновало Запад, особенно США. 24 июля Лумумба отправился в Нью-Йорк, чтобы встретиться с Генсекретарем ООН Дагом Хаммаршельдом. На встрече Лумумба выразил свое недовольство бельгийскими войсками в Конго и попросил у американцев помощи. Госсекретарь США Кристиан Гертер подтвердил, что США помогут Конго, но только в рамках более масштабных усилий ООН.


После возвращения на родину, в августе Лумумба объявил чрезвычайное положение и призвал к вторжению в Катангу. В тот же день Южное Касаи, соседний с Катангой район, объявило о своем выходе из Конго.

Лумумба немедленно приказал конголезским войскам подавить восстание в Южном Касае - в этой части Конго находились стратегические железнодорожные линии, необходимые для проведения кампании в Катанге. Операция прошла успешно, но вскоре конфликт перешел в этническое насилие. Армия стала участвовать в массовых убийствах мирного народа луба. Жители и главы Южного Касаи посчитали, что единственный виновный в этой ситуации – Лумумба.

Тогда президент Касавубу публично разорвал политический союз с Лумумбой, заявив о бесполезности его идей построения унитарного государства. Тем временем, Лумумба потребовал, чтобы миротворческие силы ООН помогли подавить восстание, угрожая вводом советских войск в случае отказа. Касавубу стал опасаться, что в стране вот-вот произойдет государственный переворот, и вечером 5 сентября объявил по радио, что уволил Лумумбу и шестерых министров за массовые убийства в Южном Касаи и вовлечение советских войск в Конго.


14 сентября Лумумбу поместили под домашний арест, откуда ему в итоге удалось сбежать. Но 1 декабря при материально-технической поддержке со стороны США и Бельгии войска Мобуту смогли захватить Лумумбу и отвезти в Леопольвиль. Было заявлено, что Лумумба будет осужден за подстрекательство армии к мятежу и другие преступления.

Советский Союз потребовал освобождения Патриса, восстановления его в качестве главы правительства Конго, разоружения сил Мобуту и немедленной эвакуации бельгийцев из страны, а также ареста Мобуту. Хаммаршельд ответил, что, если силы ООН будут выведены из Конго, то «все рухнет». Практически никто из членов Совета Безопасности ООН не поддержал СССР в желании спасти Патриса.

Личная жизнь

Лумумба знал язык тетела, владел французским языком, а также лингала (язык группы народов банту), суахили (крупнейший из языков банту) и луба (язык народа луба).


В 1951 году Лумумба женился на Паулине Опангу, которая родила ему пятерых детей: Франсуа, Патриса младшего, Жюльена, Роланда и Гай-Патриса. До тюремного заключения Лумумба организовал для своей жены и детей переезд в Египет. Впоследствии старший сын Франсуа переехал в Венгрию, где получил высшее образование и докторскую степень по политэкономии.

Младший сын Лумумбы, Гай-Патрис, родившийся через полгода после смерти своего отца, выступал, как кандидат в президенты на выборах 2006 года в Конго, но получил только 0.42% голосов.

Смерть

3 декабря Лумумба и его соратники Морис Мполо и Джозеф Окито были отправлены в воинские казармы Тисвилла в лагере Харди, в 150 км от Леопольдвиля, а оттуда 17 января 1961 года на самолете в Катангу, к Чомбе. По прибытии Лумумба был избит катанганскими и бельгийскими офицерами.

Позже той ночью Патриса отвезли в глухой лес, чтобы расстрелять. Во время казни присутствовали Чомбе и два министра; выстрел совершили четыре бельгийских офицера. Казнь состоялась между 21:40 и 21:43. От тел позже решили избавиться – трупы были эксгумированы, расчленены и растворены в серной кислоте, а кости перемолоты и выброшены.


Официального подтверждения смерти Лумумбы не поступало 3 недели, несмотря на слухи. И только 13 февраля по радио объявили, что Лумумба был убит разъяренными жителями одной из деревень Катанги через три дня после его побега из тюрьмы.

После объявления смерти Лумумбы в европейских странах прошли уличные протесты, а в Нью-Йорке демонстрация у здания Совета Безопасности ООН вылилась в жестокие беспорядки. В глазах всего мира Чомбе предстал злодеем, а Лумумба - мучеником.


Впоследствии в честь Лумумбы назвали улицы в европейских городах и в городах России, Украины, Индонезии, Туниса и др. В 1961 году в СССР была выпущена серия почтовых марок с фото Патриса, а вплоть до 1992 года Университет дружбы народов в Москве носил имя Лумумбы.

В послевоенный период Советский Союз активно поддерживал народно-освободительные движения в странах Азии и Африки, боровшиеся за независимость против колонизаторов-угнетателей. Имена многих героев этой борьбы запечатлены в отечественной топонимике в виде названий улиц и площадей.

Среди массы труднопроизносимых имён революционеров есть одно, ставшее практически нарицательным — Патрис Лумумба . Во многом это связано с тем, что имя Патриса Лумумбы три десятилетия носил самый интернациональный вуз страны — Университет дружбы народов.

Однако о том, кем был настоящий Патрис Лумумба, пожалуй, знают даже не все нынешние студенты данного вуза.

Репродукция рисунка художника Наума Карповского «Патрис Лумумба». Фото: РИА Новости

Патрис Эмери Лумумба родился 2 июля 1925 года в Бельгийском Конго, в одном из Богом забытых уголков нашей планеты.

Это не преувеличение — на рубеже XIX—XX веков этот район Африки превратился в арену одного из самых жестоких и малоизвестных геноцидов. Король Бельгии Леопольд II, правитель не самого большого и влиятельного европейского государства, сумел превратить эту африканскую территорию, не попавшую в поле зрения крупных держав, в частную собственность. Коммерсантом бельгийский король оказался жадным и жестоким: местное население было превращено в рабов и эксплуатировалось нещадно. За невыполнение работ жителям отсекали кисть руки. Точное количество жертв предприимчивого короля установить сложно, однако исчисляется оно миллионами. По некоторым данным, с 1885 по 1908 год в Конго в результате действий колонизаторов погибло до 10 миллионов человек.

В 1908 году в Европе о грязных делах бельгийского короля стали писать журналисты, и европейская общественность испытала настоящий шок. После этого Бельгийское Конго из частного владения превратилось в колонию Бельгии. Впрочем, принципиально жизнь местных жителей не изменилась.

Революционер с почты

Вот в таком месте и родился в 1925 году Патрис Лумумба. Однако мальчику из бедной семьи народности тетела повезло — его приняли в школу при католической миссии, по окончании которой взяли на курсы почтовых служащих.

Патрис попал в ту небольшую прослойку местного населения, которому колонизаторы считали нужным дать образование, дабы они выполняли роль своего рода «приказчиков» при белом господине.

После окончания Второй Мировой войны в африканских колониях европейских государств развернулась активная борьба за независимость. Не обошла это борьба и Бельгийское Конго, и в неё включился молодой Патрис Лумумба.

Его биографию друзья и враги рассказывают по-разному. По версии первых, столкнувшийся с несправедливостью, в которой жила его Родина, Патрис по велению сердца вступил в ряды революционеров. По версии вторых, Лумумба готовился делать карьеру в колониальной администрации, но «погорел» на воровстве денежных переводов, за что и оказался в тюрьме. И уже после этого, обиженный на «колонизаторов», вплотную занялся политикой.

Так или иначе, но к 1958 году Патрис Лумумба становится одним из самых известных деятелей народно-освободительного движения своей страны и основывает партию «Национальное движение Конго», выступающую с левых позиций.

«Мы больше не ваши обезьяны!»

Нарастание протестного движения привело власти Бельгии к пониманию — из Конго придётся уйти. И тогда колонизаторы стали активно работать с местными политиками, рассчитывая сохранить своё влияние в стране.

Лумумба в этом смысле оказался наиболее неудобным — он требовал полной независимости страны и ухода из неё эксплуататоров. Пугали бельгийцев, а также внимательно наблюдавших за ситуацией американцев и левые взгляды Лумумбы, толкавшие его к сотрудничеству с СССР.

Репродукция линогравюры «Патрис Лумумба». Художник К.В. Туренко. Фото: РИА Новости / Светлов

В мае 1960 года в Бельгийском Конго прошли первые парламентские выборы, в которых победило «Национальное движение» Патриса Лумумбы. 34-летний политик стал первым премьер-министром Республики Конго.

Бельгия, официально признав независимость бывшей колонии, рассчитывала при помощи пробельгийской элиты сохранить ситуацию, при которой все ресурсы страны находятся под контролем европейцев.

На торжественной церемонии 30 июня 1960 года в присутствии посетившего страну бельгийского короля Бодуэна I первый президент независимого Конго Жозеф Касавубу произнёс речь о национальной модернизации, многорасовом обществе и сотрудничестве с бывшей метрополией.

Речь премьер-министра Патриса Лумумбы не была столь миролюбивой, зато выражала всю боль народа, пережившего неисчислимые страдания под игом колонизаторов. «Мы больше не ваши обезьяны!» — буквально прокричал Лумумба ошарашенному королю Бельгии.

Неудобный премьер

Радикализм главы правительства Конго не устраивал слишком многих. Правительство Лумумбы попыталось добиться реального контроля над ресурсами страны, стать на путь, ведущий к экономической самостоятельности. Намечалось создание государственного планирования, госсектора в промышленности и производственно-сбытовых кооперативов на селе, введение фиксированных цен на товары первой необходимости и повышение зарплаты рабочим. Был запрещён вывоз капитала за рубеж. Лумумба объявил об отделении церкви от государства и школы от церкви. Во внешней политике был взят курс на неприсоединение, полное освобождение Африки от колониализма и расизма.

У курса Лумумбы было достаточно противников — против него выступил президент Касавубу, вспыхнул армейский мятеж, а в самой богатой ресурсами провинции Катанга ставленник бельгийской компании «Юнион Миньер» Моиз Чомбе и вовсе объявил о независимости от Конго.

Среагировала и Бельгия, введя войска в бывшую колонию «для наведения порядка». Премьер-министр Лумумба обратился за помощью к ООН, однако прибывшие «голубые каски» неожиданно выступили на стороне противников правительства, обвинив в дестабилизации самого лидера «Национального движения».

Тогда Патрис Лумумба обратился за помощью к СССР. Однако время было упущено — противники Лумумбы уже контролировали ситуацию. Более того, в США во влиятельном политике левого толка увидели «африканского Кастро» и посчитали необходимым от него избавиться.

5 сентября 1960 года президент Касавубу снял с должности Лумумбу и отправил его под домашний арест в обмен на обещание Моиза Чомбе прекратить мятеж.

Однако мятеж в Катанге так и не прекратился, а премьер-министр Лумумба оставался под арестом, несмотря на то, что его возвращение на пост поддержал парламент. Введённые в страну «голубые каски» де факто выступили не в роли миротворцев, а в роли оккупантов.

Патрис Лумумба в плену. Январь 1961 года. Фото: РИА Новости

Политическое убийство

Сторонники Лумумбы взяли под контроль северо-восток страны. Освобождённый 12 сентября восставшими в столице солдатами премьер-министр решает добраться до своих единомышленников, чтобы продолжить борьбу.

Однако по пути на северо-восток Лумумба вместе с соратниками был схвачен своими политическими противниками при молчаливом согласии представителей ООН.

Подробности гибели Патриса Лумумбы стали известны лишь 40 лет спустя, после специального расследования, проведённого в бельгийском парламенте.

Как выяснилось, Лумумбу передали его злейшему врагу — главе сепаратистов Катанги Моизу Чомбе. Здесь его вместе с двумя соратниками поместили в лесную хижину, где подвергали пыткам. В расправе над Лумумбой главную роль играли его местные противники, однако руководили ими бельгийские военные и представители спецслужб.

17 января 1961 года после долгих издевательств Патрис Лумумба вместе с соратниками был расстрелян. Останки Лумумбы и его товарищей были уничтожены убийцами.

Известно, что планы расправы над Лумумбой были и у американских спецслужб, причем одобрены они были лично президентом Дуайтом Эйзенхауэром. Повод всё тот же — левые взгляды, стремление к сотрудничеству с СССР. Правда, споры о причастности ЦРУ к убийству 17 января 1961 года идут до сих пор.

В 2002 году Бельгия признала свою причастность к гибели Патриса Лумумбы, отказавшись, однако, продолжить расследование всех обстоятельств убийства.

«История нас рассудит»

Республика Конго после убийства первого премьер-министра страны погрузилась в растянувшийся на десятилетия гражданский конфликт, выход из которого стал намечаться лишь к концу первого десятилетия XXI века.

В 1961 году имя Патриса Лумумбы стало символом борьбы за свободу порабощённых народов. В Советском Союзе его именем было названо немало улиц и площадей, а также Университет дружбы народов.

Правда, в 1992 году, вместе со сменой политических формаций, Университет дружбы народов от имени Лумумбы официально отрёкся, оставшись при этом «университетом Лумумбы» в просторечье.

В своём последнем письме жене Патрис Лумумба написал: «Никакие жестокости, издевательства или пытки меня не сломили и не сломят, так как я предпочитаю умереть с гордо поднятой головой, с непоколебимой верой и глубокой уверенностью в будущем моей страны, чем жить в подчинении, попирая священные принципы. Однажды история нас рассудит, но это будет не история, угодная Брюсселю, Парижу, Вашингтону или ООН, а история стран, освободившихся от колониализма и его марионеток».

Кто это - Патрис Лумумба? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно как следует покопаться в истории Конго середины прошлого века. Вскоре после провозглашения конголезской независимости в 1960 году в армии вспыхнул мятеж, ознаменовавший начало кризиса в Конго. Патрис Лумумба обратился к Соединенным Штатам и Организации Объединенных Наций с призывом оказать помощь в борьбе с угрозой. Но они отказались помогать Конго, и поэтому Лумумба обратился к Советскому Союзу. Это привело к росту противоречий с президентом Джозефом Каса-Вубу и начальником генштаба Джозефом-Дезире Мобуту, а также с Соединенными Штатами и Бельгией.

Жизнь Патриса Лумумбы закончилась весьма трагично. Он был заключен в тюрьму государственными властями во главе с Мобуту (своим бывшим сторонником) и казнен через расстрел под командованием властей Катангана. После своей смерти он широко воспринимался как мученик, павший во имя идеалов панафриканского движения.

Молодость и начало карьеры

Биография Патриса Лумумбы началась 2 июля 1925 года. Он родился в семье фермера Франсуа Толенге Отетсиме и его жены Жюльены Вамато Ломенджа в Оннале, в регионе Катакокомбе провинции Касаи Бельгийского Конго. Он был членом этнической группы Tetela и родился с именем Élias Okit"Asombo. Его оригинальная фамилия переводится как «наследник проклятого» и происходит от слов языка тетэлы okitá / okitɔ («наследник, преемник») и асомбо («проклятые или околдованные люди, которые скоро умрут»). У него было трое родных братьев (Ян Кларк, Эмиль Калема и Луи Онема Пене Лумумба) и один сводный брат (Толенга Джин). Воспитываясь в католической семье, он получил образование в начальной школе для протестантов, в католической миссионерской школе и, наконец, в государственной школе почтовых отделений, где он с отличием окончил годичный курс обучения. Лумумба владел языками тетела, французском, лингала, суахили и тшилуба.

Выходя за пределы своих регулярных школьных и университетских занятий, юный Патрис Лумумба проявлял интерес к идеям Просвещения, читая Жан-Жака Руссо и Вольтера. Он также любил Мольера и Виктора Гюго. Он писал стихи, и у многих его произведений была антиимпериалистическая тема. Краткая биография Патриса Лумумбы могла бы быть выражена в простом перечислении главных событий: учеба, работа, приход к власти и казнь.

Он работал в Леопольдвилле и Стэнливилле в качестве почтового клерка и в качестве продавца пива. В 1951 году он женился на Полине Огангу. В 1955 году Лумумба стал региональным главой церквей Стэнливиля и вступил в Либеральную партию Бельгии, где редактировал и распространял партийную литературу. После ознакомительной поездки в Бельгию в 1956 году он был арестован по обвинению в хищении из почтового отделения. Он был осужден на год тюремного заключения и должен был выплачивать штраф.

Лидер конголезских националистов

После своего освобождения 5 октября 1958 года он принял участие в создании Партии национального конголезского движения (MNC) и быстро стал лидером организации.

MNC, в отличие от других конголезских партий, не опирался на определенную этническую основу. Это способствовало созданию платформы, которая включала независимость, постепенную африканизацию правительства, государственное экономическое развитие и нейтралитет в иностранных делах. Сам Лумумба имел большую популярность благодаря своей личной харизме, отличным ораторским навыкам и идеологической изощренности. Это позволило ему обрести большую политическую автономию, чем его современники, зависящие от Бельгии.

Страна Патриса Лумумбы была на пороге провозглашения независимости. Сам он в то время был одним из делегатов, который представлял МНК на Всеафриканской конференции в Аккре, Гана, в декабре 1958 года. На этой международной конференции, организованной президентом Ганы Кваме Нкрума, Лумумба еще больше укрепил свои панафриканские убеждения. Нкрума был очень впечатлен интеллектом и способностями Патриса Лумумбы.

В конце октября 1959 года Лумумба, будучи руководителем организации, был арестован за разжигание антиколониального бунта в Стэнливилле. 30 человек были убиты в тот день. Молодой политик был приговорен к 69 месяцам лишения свободы. Дата начала судебного разбирательства -18 января 1960 года -была первым днем ​​Конголезской конференции «за круглым столом» в Брюсселе, и на ней окончательно определялось будущее Конго.

Несмотря на тюремное заключение Лумумбы в то время, МНК выиграла убедительное большинство на декабрьских местных выборах в Конго. В результате сильного давления со стороны делегатов, недовольных судебным процессом над Лумумбой, он был освобожден и допущен к участию в брюссельской конференции.

Независимость Конго

Конференция завершилась 27 января декларацией независимости Конго и установила 30 июня 1960 года как дату независимости, объединенную также с первыми в конголезской истории общенациональными выборами, которые прошли с 11 по 25 мая 1960 года. На них МНК получила большинство голосов. Родина Патриса Лумумбы получила независимость, а его партия стала правящей.

За шесть недель до даты независимости Вальтер Ганшоф ван дер Меерш был назначен министром африканских дел Бельгии. Он жил в Леопольдвилле, фактически став резидентом Бельгии в Конго, управляя ей совместно с генерал-губернатором Хендриком Корнелисом.

Приход к власти

На следующий день Патрис Лумумба был назначен бельгийцами особым информатором, и ему было поручено рассмотреть возможность формирования правительства национального единства, в которое вошли политики с широким кругом взглядов. 16 июня было крайним сроком его формирования. В тот же день, когда Лумумбу назначили премьер-министром, была создана ​​парламентская оппозиционная коалиция. Первоначально Лумумба не смог установить контакт с членами оппозиции. В конце концов несколько оппозиционных лидеров были делегированы на встречу с ним, но их позиции и взгляды никак не изменились. 16 июня Лумумба сообщил о своих трудностях бельгийскому наместнику Ганшофу, который продлил срок формирования правительства и пообещал выступать в качестве посредника между лидером МНК и оппозицией. Однако как только он вступил в контакт с оппозиционным руководством, он был впечатлен их упрямством и неприятием фигуры Лумумбы. К вечеру миссия Лумумбы показывала еще меньше шансов на успех. Ганшоф считал, что роль информатора в Адуле и Каса-Вубу продолжает увеличиваться, но сталкивается с растущим давлением со стороны бельгийских и умеренных конголезских советников, желающим положить конец назначению Лумумбы.

Правление

День независимости и три дня, которые последовали за ним, были объявлены национальным праздником. Конголезцы были опьянены торжествами, проходящими в относительном мире и спокойствии. Между тем офис Лумумбы просто кипел от активности. Разнообразные группы людей - как конголезцев, так и европейцев - в спешке делали свою работу. Некоторые получали конкретные поручения от имени Патриса Лумумбы, хотя иногда и без прямого разрешения со стороны других ветвей власти. Многочисленные конголезские граждане приходили к Лумумбе, жалуясь на различные проблемы социально-экономического характера. Лумумба, в свою очередь, был озабочен в основном большим графиком приемов и церемоний.

Фото Патриса Лумумбы того времени зафиксировали на его лице характерную задумчивость и напряженность. 3 июля он объявил об общей амнистии заключенных, которая так никогда и не осуществилась. На следующее утро он созвал Совет министров для обсуждения беспорядков среди войск Публичной группы. Многие солдаты надеялись, что независимость приведет к немедленным действиям и материальным выгодам, но были разочарованы медленными темпами реформ Лумумбы. Ранжирование показало, что конголезский политический класс, особенно министры в новом правительстве, обогащались, не улучшая ситуацию в войсках.

Многие из солдат также устали от поддержания порядка во время выборов и участия в празднованиях независимости. Министры решили создать четыре комитета для изучения и, как следствие, реорганизации администрации, судебной системы и армии, а также принятия нового закона для государственных служащих. Все должны были уделять особое внимание прекращению расовой дискриминации. Парламент собрался, чтобы впервые после обретения независимости принять свои первые официальные законодательные акты путем голосования, увеличив зарплаты своих членов до 500 000 конголезских франков. Лумумба, опасаясь, что последствия будут связаны с бюджетом, был одним из немногих, кто возражал против принятия актов, назвав этот поступок парламентариев «губительной глупостью».

Попытка военного мятежа

Утром 5 июля генерал Эмиль Янссен, командующий Публичными войсками, в ответ на растущее волнение среди конголезских солдат, собрал все дежурные войска в лагере Леопольда II. Он потребовал, чтобы армия сохраняла свою дисциплину. В тот вечер конголезское правительство уволило ряд офицеров в знак протеста против Янссена. Последний предупредил об этом резервный гарнизон лагеря Харди, находящийся в 95 милях от Тисвилла. Офицеры попытались организовать конвой, чтобы отправить подмогу в лагерь Леопольда II с целью восстановить порядок, но люди в лагере взбунтовались и захватили оружейный склад. Подобные кризисы были частым явлением во время правления Патриса Лумумбы.

9 августа Лумумба объявил чрезвычайное положение на всей территории Конго. Затем он издал несколько спорных указов, пытаясь укрепить свое господство на политической арене страны. Первый указ объявил вне закона все объединения и ассоциации, не получившие государственного одобрения. Второй утверждал, что правительство имеет право запрещать любые публикации, в которых содержатся материалы, наносящие вред правительству.

11 августа «Африканский курьер» напечатал редакционную статью, в которой говорилось, что конголезцы не хотят «подпадать под второй вид рабства», имея в виду деятельность Патриса Лумумбы. Редактор газеты был арестован и четыре дня спустя прекратил публикацию ежедневной газеты. Ограничения прессы вызвали волну суровой критики со стороны бельгийских СМИ. Лумумба также постановил о национализации всей бельгийской собственности в стране, создав Конголезский конгресс по делам прессы в качестве средства для информационной борьбы с оппозицией и пропаганды своих собственных идей. 16 августа Лумумба объявил о формировании в течение шести месяцев военной милиции, подразумевая также создание военных трибуналов.

Роковая ошибка

Лумумба немедленно приказал конголезским войскам под началом Мобуту подавить восстание в Южном Касае, где находились стратегические железнодорожные линии, которые были бы необходимы для кампании в Катанге. Операция прошла успешно, но вскоре конфликт перешел в этническое насилие. Армия стала виновником массовых убийств мирных жителей, принадлежавших к народу луба. Люди и политики Южного Касая возложили всю ответственность на преступления армии лично на премьер-министра Лумумбу. Каса-Вубу публично объявил, что только федералистское правительство может обеспечить мир и стабильность в Конго, нарушив слабый политический альянс, гарантировавший относительную стабильность в молодой африканской стране. Целые народы восстали против некогда обожаемого премьер-министра, а католическая церковь открыто критиковала его правительство.

Смерть Патриса Лумумбы

17 января 1961 года Лумумба был принудительно задержан перед полетом в Элизабетвиль. По прибытии он и его сторонники были арестованы в доме Браувеза, где их жестоко избивали и пытали катанганы совместно с бельгийскими офицерами, в то время как президент Цомбе и его кабинет решали, что же с ним делать.

В ту же ночь Лумумбу отвезли в изолированное место, где были собраны три стрелковых отряда. Бельгийская комиссия по расследованию установила, что казнь была проведена властями Катанги. Она также сообщила, что при этом присутствовали президент Цомбе и два других министра, а четыре бельгийских офицера находились под командованием властей Катангана. Лумумба, Мполо и Окито были выстроены в линию напротив дерева и убиты единичными выстрелами в голову. Считается, что казнь произошла 17 января 1961 года, между 21:40 и 21:43 (согласно бельгийскому докладу). Бельгийцы и их коллеги позже хотели избавиться от тел и сделали это, выкапывая и расчленяя трупы, затем растворяя их в серной кислоте, в то время как кости были измельчены и разбросаны по окрестностям.

Политические взгляды

Лумумба не поддерживал какую-либо единую политическую или экономическую платформу, будь то капитализм или социализм. Он был первым конголезцем, который сформулировал национальную миссию Конго, которая противоречила традиционным бельгийским взглядам на колонизацию, подчеркнув страдания коренного населения под европейским правлением. Он сформулировал идею конголезского национального единства вне зависимости от многочисленных этнических групп, населяющих государство, предложил основу для национальной идентичности, основанной на тиражировании идей колониальной виктимизации, национального достоинства, гуманности, силы и единства. Этот гуманизм также включал ценности эгалитаризма, социальной справедливости, свободы и признания основных прав человека.

Лумумба рассматривал государство как позитивный источник и одобрял его вмешательство в жизнь конголезского общества, считая его необходимым для обеспечения равенства, справедливости и социальной гармонии.

Личная жизнь

Семья Патриса Лумумбы активно участвует в современной конголезской политике. Патрис Лумумба был женат на Полине Лумумбе и имел с ней пятерых детей. Франсуа был старшим из них, за ним следовали Патрис Юниор, Жюльен, Роланд и Ги-Патрис Лумумба. Франсуа было 10 лет, когда был убит Патрис. Перед своим заключением Патрис организовал для своей жены и детей переезд в Египет.

Самый младший сын Лумумбы, Ги-Патрис, родившийся через шесть месяцев после смерти отца, был независимым кандидатом в президенты на выборах 2006 года, но получил менее 10% голосов. Семья Патриса Лумумбы является одной из самых известных семей в Конго.

ПАТРИС ЛУМУМБА
Патрис Лумумба , род. 2.07.1925, умер 17.01.1961, государственный и политический деятель, первый премьер-министр Республики Конго (со столицей в Киншасе, ныне Демократическая Республика Конго).

Патрис родился 2 июля 1925 г. в небольшой деревушке Оналуа в провинции Касаи, входившей в состав тогдашнего Бельгийского Конго, в семье крестьянина-бедняка народности батетела. В 1936 г. Патрис был отдан в католическую миссионерскую школу. В то время как отец хотел видеть сына церковным служителем, родной дядя мальчика, сержант колониальных войск, настаивал на военной карьере. Однако юный Патрис не выбрал ни то ни другое и в 13 лет самостоятельно поступил на курсы санитаров.

Патрис попал в число "эволюэ" (в переводе с французского - развитый, приобщившийся к цивилизации) - так бельгийцы называли африканцев, получивших начальное или среднее образование. Он участвовал в поощрявшихся бельгийцами в 40-е гг. кружках образованных граждан, в которых эволюэ вместе с европейцами могли обсуждать проблемы культуры, международной политики, вопросы дальнейшего развития колонии. Обстановка на этих неформальных собраниях была непростой, позже Лумумба напишет о том, что "на каждой встрече, в ходе каждой дискуссии чувствовался расизм, готовый вот-вот прорваться в выступлениях как европейцев, так и конголезцев".

В 1946 г. Лумумба приехал в столицу колонии Леопольдвиль (нынешняя Киншаса) и поступил в школу почтовых служащих, после окончания которой получил работу в Восточной провинции. Труд почтового служащего и писаря не мешал изучению политэкономии, юриспруденции, новейшей истории Африки, и через несколько месяцев появилась возможность осуществить заветную мечту - поступить в вуз. Лумумба стал студентом заочного отделения Антверпенского юридического института. В Стэнливиле, главном административном центре Восточной провинции, Лумумба развернул активную общественно-политическую деятельность, возглавив Содружество почтовых работников и Ассоциацию конголезского персонала для Восточной провинции.

Выбери Лумумба карьеру чиновника колониальной администрации, он мог бы считать своим звездным часом июнь 1955 г., когда молодой журналист и общественный деятель был представлен лично бельгийскому королю Бодуэну, совершавшему трехнедельную поездку по Конго. В беседе с монархом, к которому Лумумба, по собственному признанию, в то время испытывал глубокое уважение, он прямо поставил вопрос о необходимости легализации деятельности африканских общественно-политических организаций в Бельгийском Конго, как это уже имело место в соседних колониях Англии и Франции. Собеседник произвел впечатление на короля и через год был приглашен в Бельгию. В Брюссель Лумумба повез рукопись своей первой книги с характерным названием "Конго: земля будущего под угрозой?", содержавшей анализ социально-экономического и политического положения колонии и критику расовой сегрегации. По возвращении из Брюсселя Лумумба был сразу же, при таможенном досмотре, арестован - по быстро сфабрикованному обвинению в растрате государственных денег ("Я думал, что умру от стыда", - напишет он позже).

Выйдя из тюрьмы, Лумумба, чей авторитет благодаря репрессиям лишь возрос, возглавил работу по созданию общенациональной партии. Лумумба пришел к выводу об утопичности идеи создания "Бельгийско-конголезского сообщества", которую он отстаивал в своих ранних статьях. В октябре 1958 г. он был избран лидером новой политической партии - Национального движения Конго (НДК), вскоре ставшей самой массовой независимой общественной силой страны и заявившей своей целью немедленное, без всяких условий, предоставление независимости.

Лумумба прилагал большие усилия, чтобы организовать НДК по типу национального фронта. И это ему удавалось - влияние партии росло. Как неоднократно замечал по этому поводу бельгийский министр по делам Африки Гансхоф ван дер Мерш, "уместно напомнить, что партия имеет доминирующие позиции благодаря личности ее лидера Патриса Лумумбы". Популярность Лумумбы пугала бельгийцев. После стэнливильского конгресса НДК, сопровождавшегося массовыми демонстрациями поддержки в окрестных деревнях и завершившегося 30 октября 1959 г., Лумумба был арестован и приговорен к 6 месяцам тюрьмы "за подстрекательство к общественным беспорядкам". В тюрьме Лумумба узнал о начавшейся в январе 1960 г. Брюссельской конференции "круглого стола", на которой бельгийское правительство совместно с лидерами основных политических партий и группой традиционных вождей хотело определить будущее Конго. Делегация НДК, к которой присоединилось большинство конголезских представителей, единогласно отказалась от участия в конференции, пока лидер партии находится в тюрьме. Бельгийцы не ожидали такой общенациональной солидарности и были вынуждены отступить. Когда Лумумбу спешно освободили и доставили в Брюссель, на его руках были еще видны следы наручников. Единодушие конголезцев вынудило бельгийское руководство согласиться с точной датой провозглашения независимости Конго - 30 июня 1960 г. Раскол среди конголезцев произошел по другому вопросу. Лидер региональной партии "Конакат" (провинция Катанга) Моиз Чомбе, лунда по национальности, при поддержке бельгийцев выступил за федеративное устройство страны, в то время как НДК во главе с Лумумбой отстаивала унитарное устройство государства. Разделение страны на федерацию этнических районов представлялось Лумумбе катастрофой, он считал это "реакционным сепаратизмом". В конечном итоге на конференции победила точка зрения Лумумбы, был зафиксирован унитарный принцип государственного устройства в сочетании с широкой автономией провинций. Однако Бельгия оставила за собой право координировать военную помощь, предоставляемую Республике Конго, а также выступать арбитром в конфликтах между центральными и провинциальными органами власти. Тем самым под суверенитет и территориальную целостность Конго была заложена бомба, которая не замедлила взорваться вскоре после того, как в июне 1960 г. Патрис Лумумба возглавил коалиционное правительство страны. В этом правительстве пост министра иностранных дел достался "человеку Чомбе" - Бомбоко, представителю партии "Конакат". Одновременно на заседании обеих палат парламента президентом Конго был избран Жозеф Касавубу, лидер другой этническо-региональной группировки - партии "Абако", выражавшей интересы народности баконго. Лумумба, по-видимому, искренне верил в то, что на базе коалиционного руководства можно достигнуть согласия даже с наиболее упорными оппонентами идеи унитарного государства.

Выдвинутый Лумумбой проект экономического развития предусматривал создание сильного госсектора, что стало еще одним камнем преткновения во взаимоотношениях с Западом и региональной оппозицией. При этом Лумумба остужал горячие головы сторонников широкой национализации из своего окружения.

Оппозиция правительству сразу проявилась в Конголезской национальной армии (КНА), во главе которой стоял бельгийский генерал Янсенс. Премьер сместил главкома, назначив на его пост сержанта из числа конголезцев (офицеров-конголезцев тогда вообще еще не было), которому было присвоено звание генерала; начальником генерального штаба также стал сержант Жозеф Дезире Мобуту, срочно произведенный в полковники. Мобуту ранее в составе делегации НДК принимал участие в заседаниях Конференции "круглого стола" в Брюсселе и показал себя горячим сторонником Лумумбы. Было объявлено о присвоении конголезцам - сержантам и солдатам - воинских званий. После этого в армии усилились волнения, вызванные недовольством офицеров-европейцев, не желавших уступать свои места конголезцам.

В такой ситуации в ночь с 7 на 8 июля расквартированные в Конго бельгийские войсковые подразделения при помощи отрядов белых наемников начали боевые действия против законного правительства страны. 11 июля Чомбе ввел чрезвычайное положение в Катанге и провозгласил провинцию "полностью независимым государством". Одновременно он объявил Лумумбу "агентом международного коммунизма". В тот же день правительство СССР заявило о "тяжелой ответственности, которая ложится на руководящие круги западных держав, развязавших вооруженную агрессию в Конго", и потребовало немедленного ее прекращения. В сложившейся ситуации Лумумба и Касавубу обратились к генсеку ООН Хаммаршельду с просьбой о военной помощи. Однако прибывшие вскоре в Конго "голубые каски", в сущности, сыграли роль троянского коня. Они ни в коей мере не препятствовали бельгийским парашютистам держать под контролем захваченные ими ранее стратегические объекты.

В разгар конголезского кризиса Лумумба получил приглашение посетить США. Поездка началась с посещения ООН. Однако Хаммаршельд ограничился завтраком в честь Лумумбы и вскоре вылетел в Конго, даже не обсудив с премьером этой страны план действий "голубых касок". И вообще он больше ни разу не встречался с Лумумбой. Переговоры с госсекретарем США Гертером и его заместителем Диллоном оказались бесплодными. "Они считают меня коммунистом, потому что я не позволил империалистам подкупить себя", - говорил Лумумба в интервью "Франс суар", подчеркивая, что "правительство Конго не желает исповедовать никакой импортной идеологии и добивается лишь всестороннего освобождения своей страны". 5 сентября 1960 г. президент Касавубу заявил о смещении Лумумбы и назначении на пост премьера "более лояльного по отношению к Западу" Жозефа Илео. Парламент осудил антиконституционные действия президента, выразив поддержку законному премьеру. Начальник генштаба полковник Мобуту, в свою очередь, выждав пять дней, начал разоружение сторонников Лумумбы. 14 сентября Мобуту совершил открытый военный переворот и взял власть в свои руки. Наиболее подробно механизм, который был запущен для устранения с политической арены и физической расправы над Патрисом Лумумбой, был раскрыт в проведенном сенатской комиссией США в 1975 г. расследовании деятельности американских спецслужб, в том числе участия ЦРУ в событиях в Конго. Примечательно, что Аллен Даллес в бытность свою директором ЦРУ безапелляционно характеризовал Лумумбу как личность "вроде Кастро или даже похуже".

Лумумба находился под домашним арестом. С помощью одного из советников посольства ОАР удалось нелегально переправить в Каир сыновей Лумумбы Франсуа и Патриса и дочь Жюлиану. Младший сын, Ролан, остался с родителями. Однако когда в ноябре 1960 г. преждевременно родилась и вскоре умерла младшая дочь Лумумбы Кристина, сам Лумумба обратился к администрации ООН с просьбой дать ему возможность вылететь в родные места, чтобы похоронить ребенка по национальному обычаю на родной земле, но получил отказ. Тем не менее Лумумба и его жена Полин решили рискнуть. Но возле Стэнливиля по приказу Мобуту отстраненный премьер был арестован. Он содержался в военном лагере в городе Тисвиль, куда были также доставлены председатель сената Окито и министр по делам молодежи Мполо.

14 декабря 1960 г. друг Лумумбы Антуан Гизенга, бывший его заместителем по кабинету министров и сформировавший в Стэнливиле антимобутовское правительство, телеграфировал Хрущеву, взывая о срочной помощи: "Посадка ваших самолетов в Стэнливиле будет обеспечена. Предупредите нас о дне и часе прилета. Просим обеспечить по возможности внеочередное рассмотрение этой просьбы. Просим ответить нам в Стэнливиль не позднее чем через два дня, иначе попадем в плен". Москва успела установить отношения с правительством Гизенги и начала оказывать ему помощь, несмотря на огромные расстояния, противодействие Запада и негативную роль ооновской администрации в Конго.

Между тем Лумумбе оставалось жить считанные дни. 17 января 1961 г. Лумумба, Окито и Мполо были отправлены в Катангу. В 1965 г. в журнале "Жен Африк" была опубликована фотокопия приказа Чомбе от 17 января 1961 г. казнить "трех политических заключенных". Как стало известно из заключения Комиссии ООН, приговор был приведен в исполнение в тот же день.

В последнем письме, отправленном жене из тисвильского лагеря, Патрис Лумумба размышлял о пройденном пути: "Единственное, что мы хотели для своей страны, - это права на достойное человека существование, на достоинство без лицемерия, на независимость без ограничений".

Поделиться: