Эйтаро — единственный в Японии мужчина-гейша. У современных гейш не женское лицо: Эйтаро - единственный в Японии мужчина-гейша Выступления и репертуар тайкомоти

Когда вы слышите слово «гейша», то всегда представляете прекрасную японскую женщину, одетую в кимоно, с традиционным макияжем. Они - символ японской культуры, совсем как вулкан Хонсю, Hello Kitty и автомобили «Ниссан». Но теперь представьте, что вы поехали в эту страну Восходящего Солнца, зашли в клуб, а перед вами предстал человек в образе гейши. Но за макияжем и изысканной прической не женщина, а мужчина.

Поменялись ролями

Гейши всегда очаровательны. Они показывают спектакли, окружая вниманием своих клиентов. Если раньше гейшами всегда были женщины, то сегодня можно встретить прекрасных мужчин, которые взяли на себя эту нелегкую роль.

Япония идет в ногу со временем, а зачастую сама задает тренды. Поэтому в некоторых заведениях изменились условия: теперь не женщины обслуживают мужчин, как это было раньше.

Клубы в районе Кабукичо (Токио) поменяли правила: теперь мужчины удовлетворяют потребности женщин. Здесь лучшим считается Роланд, так называемый император индустрии в Японии.

Как и коллеги-женщины, мужчины обитают в клубах в квартале красных фонарей и пытаются развлекать клиентов, побуждая тратить их как можно больше денег. В этом и заключается суть их дохода. Некоторые клубы снаружи вывешивают фото своих мужчин-фаворитов, которые заработали больше всего денег в предыдущем месяце.

Многие клиенты тратят деньги на алкоголь, угощая им хозяина. Но Роланд предпочитает не выпивать, но все равно умудряется зарабатывать невероятные суммы.

История успеха

Роланд начинал свою жизнь как совершенно обычный ребенок. После школы он поступил в престижный Токийский университет, но бросил учебу через неделю. Он просто не видел себя работающим в корпорации за зарплату в 200.000 иен (приблизительно 120.000 рублей), пока, наконец, не забрал документы из вуза. Он хотел чего-то большего, поэтому он просто бросил университет и стал гейшей мужского пола.

Играя в футбол большую часть своей жизни, он приобрел спортивное тело, необходимое для того, чтобы привлекать женщин и заставлять их платить все больше и больше. Как и всем новичкам, ему пришлось начинать с малого, в небольшом клубе в Кабукичо.

Роланд утверждает, что в самом начале ему было очень трудно. Главная проблема всех новичков - сделать все возможное, чтобы клиенты стали платить. На приобретение ценного опыта Роланду потребовался год. Тогда он работал в клубе Zebra. Но парень не сдался. Вместо слабости он позволил себе приспособиться к отрасли. Сегодня Роланд управляет одним из самых популярных клубов, где практикуют гейши-мужчины во всем Кабукичо. До сих пор ни один из его коллег не смог заработать столько же, сколько и Роланд.

Сколько же он заработал?

Дни рождения - это один из самых больших праздников, но не для клиента, а для хозяина клуба. Женщины тратят много денег на шампанское и коньяк, которые подают в огромных стеклянных графинах. Суммы, потраченные в подобный день, могу доходить до несколько миллионов иен, но Роланд - единственный, кто мог заработать за смену 10 млн. иен. Эта сумма эквивалентна 23 млн. рублям (приблизительная сумма).

По словам Роланда, такую сумму он смог заработать всего за три часа. Это достойно уважения.

С тех пор, как Роланд стал менеджером клуба, он удвоил его доход с 21 млн. иен до 42 млн. Поскольку репутация и успех измеряется в сумме, которую он приносит, неудивительно, что парня считают императором этого бизнеса. Нет никого, похожего на него, и он это знает. Нисколько не смущаясь, Роланд говорит:

«В мире есть два типа мужчин: я и остальные!».

Роланд является экспертом в области соблазнения. Обладая привлекательной внешностью и будучи хорошим слушателем, он внимательно относится к своим собеседницам. Каждый день он проводит долгие часы в тренажерном зале, чтобы поддерживать тело в идеальной форме. Также он тратит много денег на косметические процедуры каждый месяц.

Что ж, этот успешный молодой человек, работающий гейшей, может себе это позволить!

Гейши - ритуальная профессия хранителей «настоящего японского духа» зародилась очень давно и стала одной из составляющих японской культуры. К сожалению, сейчас людей, выбравших эту стезю, становится все меньше, эту профессию по праву можно считать вымирающей. Так, если раньше число гейш достигало 80 000, то в современной стране их наберется не более тысячи.

Любопытный факт, который немногие, наверное, знают, это то, что изначально роль гейш принадлежала только мужчинам - они работали шутами на банкетах в кварталах развлечений. А первая женщина гейша появилась относительно недавно. Ей была представительница древнейшей профессии, «жрица любви», Касэн во второй половине восемнадцатого века.

Герой нашей статьи - единственный представитель гейш-мужчин на сегодняшний день. Эта профессия «перешла» к нему по наследству. После смерти матери, работавшей гейшей, Эйтаро последовал ее примеру. И теперь он является руководителем «окия», дома гейш.

Среди посетителей этот дом на «хорошем счету».


Профессиональный уход за париком.


Примерка.


Грим.


Выбор подходящей музыки.

Кимоно требует внимательной намотки. И вот гейши почти готовы к выезду.


Ещё давно, когда я впервые узнала, что слово "гейша" переводится с японского как "человек искусства", я удивилась - почему не "женщина искусства", а именно человек? Неужели существовали и гейши-мужчины?! Оказывается, да: гейши-мужчины существовали, более того, изначально профессия гейши была именно мужской.

В настоящее время гейш-мужчин обычно называют тайкомочи (太鼓持, яп. тайкомоти ) или - более формально - хокан (幇間, яп. хо:кан ).

1. История тайкомоти

Как же возникла эта профессия?

К началу 12 в. политическая система Японии изменилась: старая родовая аристократия утратила влияние, и её место в управлении страной заняло усилившееся военное сословие - самураи. Это привело к возникновению новых буддистских течений, которые были тесно связаны с самурайским обществом. Одной из них была и основанная монахом Иппэном Сёнином (1239-1289) школа Дзи буддийского учения о Чистой земл е, оказавшая сильное влияние на последующее развитие культуры и искусства Японии. Одним из известных японских популяризаторов учения Чистой земли был монах Куя, который изобрёл "танцевальную молитву" к Будде. В 13 в. многие советники даймё (крупных феодалов) были выходцами из этой школы. Их называли добосю - "товарищи", т.к. они и давали советы, и развлекали своего господина, были знатоками чайной церемонии, исполняли танцы и играли на музыкальных инструментах.

К концу 15 в. в Японии начался период Сэнгоку (1500 - 1575) - "Сражающихся царств": военные лидеры провинций боролись друг с другом за власть. Добосю адаптировались к изменившимся реалиям жизни и превратились в стратегов и специалистов по военным хитростям. Они по-прежнему оставались чем-то средним между мудрым советником и интересным компаньоном, с которым было не скучно проводить время. К 16 в. их стали называть отогисю или ханасисю - "рассказчики", так как в их обязанности входило рассказывание историй, забавных баек, поддержание беседы. Они по-прежнему оставались сведущими в военной стратегии и в битвах сражались бок о бок со своим господином.

Период Сэнгоку завершился победой генерала Токугавы Иэясу (1542-1616) в 1603 г. и основанием сёгуната Токугава со столицей в городе Эдо (нынешний Токио). Установление мира и стабильности в стране (во многом явившееся следствием истребления или ослабления бывших региональных лидеров) привело к тому, что большинство советников-отогисю остались без господина и без работы. Многие из них нашли новое пристанище в курува - высококлассных кварталах публичных домов, где артистичные куртизанки обслуживали купцов и прочих богатых клиентов. Бывшие отогисю теперь развлекали гостей куртизанок на банкетах забавными или эротическими историями, а также при случае давали советы по заключению сделок и ведению торговли. Теперь их называли гейша (芸者, яп. гэйся )- т.е. "человек искусства", "артист", хокан - "посредник", или тайкомоти.

Слово "хокан" (幇間, яп. хо:кан ) состоит из иероглифов 幇 хо: - "помогать", и 間 кан - "между, среди людей". Т.е это слово можно перевести как "помощник в отношениях между людьми", посредник". Соответственно, задача хокана\тайкомочи - вместе с гейшами развлекать гостей на банкетах, выполняя роль связующего звена между гостями и посредника между гостями и гейшами, и поддерживать атмосферу непринуждённого веселья.

Куртизанка и гости (иллюстрация к пьесе кабуки)

Слева- гейша и хокан, в центре - смеющаяся над ними куртизанка, справа - молодой самурай.

Кунисада (1786 - 1864)

"Тайкомочи" (太鼓持, яп. тайкомоти ) - более неформальное название этой профессии, и в буквальном переводе означает "тот, кто несёт\держит барабан". Это не означает, что тайкомоти - барабанщики: когда-то выражение "нести барабан" означало "льстить". (Подробнее о происхождении этого слова см. ниже.)

Все эти три названия стали использоваться с 17 в.

В 1751 г. первая онна-тайкомоти (женщина-тайкомочи) появилась на вечеринке в одном из борделей Симабара (квартал удовольствий в Киото) и тем самым наделала много шума. Её прозвали "гейко" (芸子, яп. гэйко , т.е. "девушка-артистка"). В Киото слово "гейко" используется для обозначения профессии гейши по сей день.

Первоначально женщин, выполнявших функции тайкомочи, называли называли онна-гэйся - женщина-гейша. Они быстро обрели популярность и к 1780 году обогнали по численности гейш-мужчин, поэтому к 1800 г. название "гейша" окончательно закрепилось только за женщинами: в книге "Geisha: The Secret History of a Vanishing World" Лесли Даунер (Lesley Downer) приводит следующую статистику для токийского квартала удовольствий Ёсивара: в 1770 г. там было зарегистрировано 16 гейш-женщин и 31 гейша-мужчина, в 1775 - 33 женщины и 31 мужчина, в 1800 - 142 женщины и 45 мужчин. Если прежде под "гейшей" всегда подразумевался мужчина, а женщин этой профессии называли онна-гэйся (гейша-женщина), то теперь уточнять приходилось уже в том случае, если имелся в виду мужчина: появился термин "отоко-гэйся " (гейша-мужчина).

Тайкомоти и гейша, 1861 (иллюстрация к пьесе кабуки)

В обязанности гейш - как мужчин, так и женщин, - входило посещать вечеринки, составлять гостям компанию в выпивке и разговорах, развлекать их танцами, пением и музыкой. Гейши-женщины стали даже популярнее, чем куртизанки, благодаря своим артистическим талантам, современному облику и утончённости.

В то время, как гейши-женщины обычно развлекают гостей изящными представлениями - танцем, пением, музыкой, задача гейш-мужчин - это рассказывание историй и анекдотов, зачастую эротического содержания, а также разыгрывание небольших забавных сценок, организация игр, словом, всё то, что помогает сделать атмосферу весёлой и непринуждённой. (Стоит напомнить, что оказание сексуальных услуг никогда не являлось частью профессии гейш - ни женщин, ни мужчин.)

И ещё уточнение: отоко-гейша / хокан / тайкомоти - это ни в коем разе не японские трансвеститы. Не путайте их с юношами-проститутками кагэма , часто одевавшимися в женскую одежду: тайкомочи делали обычную мужскую причёску и носили вполне стандартный мужской костюм того времени.

Три пляшущих хокана и гейша (иллюстрация к пьесе кабуки)

Утагава Ёсиики, 1864

В середине 19 в. на пике популярности тайкомоти их существовало около 500 - 600 человек. В 1920х гг. гейши стали терять популярность, проигрывая более современным и европеизированным дзёкю : ("девушкам из кафе") - предшественницам современных хостэсс. Это, в свою очередь, привело к уменьшению числа тайкомочи. После поражения Японии во Второй мировой войне и из-за последовавших за этим социальных и политических перемен количество тайкомочи продолжало неуклонно сокращаться. Хотя в Киото и Токио всё ещё существуют общины гейш, на 2003 год в Японии оставалось только пять тайкомочи: четверо в Токио и один - Тайкомоти Араи - в Киото. К сожалению, очень мало девушек выбирают для себя профессию гейши, и совсем ничтожное количество молодых людей проявляет интерес к профессии тайкомочи.

Тайкомочи не следует путать с другой связанной с гейшами профессией - "одевальщиками кимоно", отокоши (男氏, яп. отокоси ). Отокоши помогают гейшам надевать кимоно и завязывать оби, а также сопровождают гейш и майко в некоторых случаях, например, во время мисэдаши (первого выхода майко на публику), или в день эрикаэ (букв. "смена воротничка") - дебюта в качестве гейши. Отокоши никогда не принимают участия в банкетах и не развлекают гостей.

2. Происхождение слова "тайкомоти"

Почему же гейш-мужчин называют "тайкомочи" - т.е. буквально "тот, кто держит барабан", хотя они не играют на барабанах? Существует четыре версии ответа на этот вопрос.

Первая версия связана с военачальником Тоётоми Хидэёcи (1536 -1598). В 1585 он был назначен канпаку - регентом при императоре или главным императорским советником. Это звание он передал своему приёмному сыну Хидэцуги в 1591, а сам получил почётный титул тайко (это слово произносится так же, как слово "барабан"). Приближённые Хидэёcи, пытавшиеся подольститься к нему ("льстить" по-японски - моти агэру , т.е. буквально "поднимать"), постоянно обращались к нему "тайко". В результате тайко и моти агэру объединились в одно слово - тайкомоти , т.е. льстец.

Тоётоми Хидэёcи

Вторая версия восходит к истории об искусном музыканте-барабанщике по имени Дзигэ Ядзаэмон, который доверял держать свой барабан-тайко во время игры только любимому и самому талантливому ученику. Завистники прозвали этого ученика "держателем барабана" (тайко-моти ), намекая на то, что он годится лишь для того, чтобы таскать барабан за своим учителем.

Барабан-тайко

Третью версию можно найти в "Сикидо Окагами" (1697) - путеводителю по кварталам публичных домов эпохи Эдо. В этой книге слово тайкомочи упоминаются впервые, причём в контексте каламбура. Автор называет беззаботные гулянки в кварталах удовольствий дон-тян-саваги , где саваги - веселье, дон - звук барабана-тайко, а тян - звон колокольчика (произносится так же, как слово "деньги"). Смысл шутки в том, что в веселье участвуют две стороны: одна - богатая, сорящая деньгами без меры, и вторая - без денег, но с барабаном, в который бьёт для развлечения богачей и выманивания у них денег.

Самурай с дамами и тайкомочи

Тории Киёнага

Четвёртая версия связана с традиционной музыкой дэнгаку (букв. "музыка рисовых полей"), зародившейся в эпоху Хэйан (794 - 1185). Высаживание рисовых ростков в поле было для крестьян важнейшим событием и сопровождалось ритуалом, во время которого мужчины пели, танцевали и били в барабаны. Поэтому людей, связанных с танцами, пением и весельем стали называть тайкомочи.

Дэнгаку-мацури

Возможно, все эти версии одинаково верны, и все они в равной мере привели к тому, что профессию хокан стали называть тайкомочи.

Сейчас слово "тайкомочи" редко используется в японской речи и практически утратило оригинальное значение. Люди, не знакомые с историей этой профессии (а таких немало в современной Японии), обычно понимают под ним музыканта-барабанщика.

3. Выступления и репертуар тайкомоти

Тайкомочи - предшественники гейш, - развлекают гостей так, чтобы каждый из них смог отрешиться от повседневных заботах и отдаться веселью. В основе традиционного репертуара тайкомочи лежит ряд культурных особенностей Японии, прошедших долгий путь развития и превратившихся в искусство развлечения.

Лесли Даунер характеризует тайкомочи как распорядителей вечеринок, обязанность которых - развлечь каждого гостя: рассказывать шутки и эротические анекдоты, разыгрывать сценки и скетчи, устраивать игры и угощать сакэ. Такие вечеринки, также как и вечеринки с гейшами, могут стоить очень дорого. В книге Geisha: The Secret History of a Vanishing World приводится интервью с Тайкомоти Ситико из Токио. В нём он шутит, что "тайкомоти агэтэ суйдэно тайкомоти ": мужчин, которые тратят всё свое время и деньги на тайкомочи, в конечном итоге жёны выгоняют из дому, и тем не остаётся ничего другого, кроме как самим пойти работать тайкомочи. По-видимому, именно так многие и становились тайкомочи в прошлом.

На этом рисунке изображена классическая озашики-асоби (お座敷遊び, яп. одзасики-асоби ), вечеринка с гейшами в очая (お茶屋, яп. отяя ) - чайном домике Киото. Согласно правилам озашики-асоби, одного гостя развлекают семеро гейш: гейко-танцовщица (тачиката), три гейко, являющиеся дзиката (т.е. сопровождающие танцы гейко игрой на традиционных японских инструментах и пением), две майко и один тайкомочи.

Эти фото изображают одно из выступлений Тайкомоти Араи: здесь он поочерёдно изображает трёх старух, встретившихся в храме и обсуждающих боль, которую они испытали давным-давно при потере девственности. Самая молодая, которой 77 лет, описывает боль как невыносимую, 88-летняя говорит, что боль напоминала зуд, а самая старая, 99-летняя, вообще не может не вспомнить никакой боли.

Хокан из Ёсивары, исполняющий аси-одори (букв. "танец ног")

Лесли Даунер рассказывает, как её удивил пародийный скетч из репертуара Тайкомоти Ситико - один из классических эротических скетчей. Тайкомочи беседует с подставным данной (гостем), который якобы хочет заняться с ним любовью. Тайкомочи пускается в объяснения, что он не гомосексуал и что его профессия - гейша, но подставной данна проявляет настойчивость и нетерпение. Тогда тайкомочи сдаётся и соглашается удовлетворить клиента. Они удаляются за ширму, и, частично скрытые ею от зрителей, разыгрывают сексуальный акт - с охами, стонами и закатыванием глаз. Затем тайкомочи якобы "протирается" салфеткой. Во время этого представления аудитория покатывается со смеху: все присутствующие знают, что это шутка, и понимают, что в ней высмеивается всегдашняя готовность гейш и тайкомочи ублажить клиентов. Разумеется, гейши и тайкомочи не заходят при этом настолько далеко, но именно поэтому так веселит японцев эта классическая эротическая сценка.

Тайкомоти Югэнтэй развлекает гостей на банкете

Почему же тайкомочи в своих выступлениях фокусируются на юморе, связанном с эротикой?

Япония, за исключением недавних лет, всегда оставалась аграрной страной, где рис являлся эквивалентом денег, а урожай был главной заботой - ведь если не удастся сделать запасы на зиму, люди будут обречены на голод. Урожай возникает благодаря орошению земли дождём, цветению и опылению растений, что в более общем плане представляет собой акт любви мужского и женского начал. В результате совокупления природных сил земля приносит плоды, возникает пища, а значит - возможность сделать запасы, получить источник питания для будущих лет и передать его новым поколениям, тем самым обеспечив их достаток и процветание. Поэтому в старину японцы считали сексуальную активность прекрасным и важным делом. В отличие от западной культуры, эта сфера человеческий жизни не имела негативных коннотаций, обусловленных религией или моралью. Эротика, секс обладали почти сакральным статусом и ассоциировались с благополучием и счастьем.

Рисунок кимоно, в котором иногда выступает тайкомочи Югэнтэй

В древней Японии труд крестьянской общины был суровым и нелёгким, поэтому время от времени крестьяне устраивали праздники, чтобы "выпустить пар" и отметить прекращение тех или иных сезонных работ. В такие дни люди оставляли обычную серьёзность и веселились от души: выпивали, ели вкусную пищу, набирались сил для новых трудовых дней. Зародившееся во время таких празднеств искусство рассказывания эротических историй и разыгрывания небольших представлений передавалось из поколения в поколение и со временем стало частью профессии тайкомочи.

Загадочные и притягательные, неизменно ухоженные и красиво одетые, в шелковых кимоно и с удивительными прическами — японскими гейшами не перестает восхищаться западный мир. С кем только их профессию не сравнивают: с тамадой, с девушками из эскорт-услуг, а иногда и попросту с женщинами легкого поведения.

Сегодня Diletant . media разберется в истории этой удивительной традиции и попробует выяснить, кто же такие гейши на самом деле.

Когда появились гейши?

История гейш уходит корнями в XVII век, когда первые представители этой профессии появились в городах Киото, Осака и Токио. Нет-нет, здесь нет опечатки, именно представители: первоначально в роли гейш выступали, как ни удивительно, мужчины. Чаще всего это были артисты традиционного японского театра Кабуки, которые переодевались в шутов и веселили на пиршествах клиентов проституток.

Первоначально в роли гейш выступали мужчины


Наверное, поэтому слово «гейша», состоящее в японском из двух иероглифов, дословно переводится как «человек искусства». Очевидно, что у гейш с представительницами древнейшей профессии существует тесная связь, но изначально это все-таки не одно и то же.



Театр Кабуки. Традиционно все роли исполняют мужчины

Первой гейшей-женщиной считается Касэн из Ёсиваре. В 1761 году она порвала с работой проститутки, расплатившись со своими долгами, и официально перешла в гейши. Тогда же появилось деление гейш на тех, кто только развлекал гостей своими талантами, так называемых «белых гейш», и тех, кто спал с клиентами, их называли «опрокидывающимися гейшами». Чуть позже закон запретил гейшам заниматься проституцией, но многие все равно продолжали зарабатывать таким образом.

Первой гейшей-женщиной считается Касэн из Ёсиваре


Гейши VS куртизанки

Ошибки в восприятии образа гейш возникают в западном сознании из-за популярных, но в целом фактически неточных книг, как, например, «Мемуары гейши». Вообще, «взаимоотношения» гейш и проституток довольно сложные. Считается, что гейша должна только развлекать гостей — проводить банкеты и праздники, встречать гостей в чайных домах, занимая их разговором, игрой на музыкальных инструментах и танцами, проводить чайные церемонии.

Современную гейшу можно заказать для сопровождения на банкет


Современную гейшу можно заказать для сопровождения на банкет или в театр, но обычные гейши при этом не оказывают дополнительных услуг. Этим иногда занимаются «онсэн-гэйся» — девушки, у которых не хватает мастерства. В знаменитом романе Ясунари Кавабаты «Снежная страна» описана именно такая гейша. Кроме того, у официальной гейши может появиться «данна». Это своеобразный покровитель женщины, часто любовник, от которого у гейши появляются дети. Данна оплачивает наряды гейши, помогает ей подыскивать влиятельных клиентов. Иногда данна может быть просто меценатом, то есть любовных отношений между ним и гейшей нет.



Танцы гейш

Различия в узлах и шпильках

Настоящую гейшу от юдзё (торгующей телом женщины) можно отличить и внешне. У гейши кимоно завязано сзади сложным красивым узлом, который невозможно ни развязать, ни завязать без посторонней помощи. Накладывают макияж и надевают кимоно гейши также с помощью специально обученных людей или учениц в своем доме. Куртизанки же одеваются проще, их кимоно перевязано простым узлом спереди, который легко завязывать и развязывать по несколько раз в день. К тому же, в зависимости от статуса, разнились и украшения в прическах проституток: разное количество шпилек с разнообразными подвесками и гребнями, в то время как гейшам позволялось носить лишь один простой гребень и шпильку.

Кимоно гейши завязывают сзади большим сложным узлом



Кимоно гейши завязывают сзади большим сложным узлом

Обучение гейши

Раньше девочка попадала в окия, дом гейш, в самом детстве, куда ее зачастую продавали бедные родители. Сейчас по закону девочки должны получить аттестат о среднем образовании и только после 15 лет могут поступить на работу к гейшам. В доме у гейш девочки становятся по сути служанками, занимаясь уборкой. Чуть позже они поступают в ассистентки к старшим гейшам.

Обучаться гейши продолжают на протяжении всей жизни


Параллельно с этим идет обучение девочек: они посещают занятия гейш, которые посвящены музыке, танцами, икебане, живописи и прочим вещам, которые помогут гейше развлечь клиента. К тому же все гейши обязаны разбираться в политике и актуальных событиях, ведь поддерживать беседу иногда приходится и с высокопоставленными чиновниками. Обучаться гейши продолжают на протяжении всей жизни.



Гейши на обучении

После полугода девочки сдают экзамен и проходят своеобразную церемонию инициации, которая называется «мисэдаси». С этих пор девочки официально получают звание «майко», то есть учениц гейш. К тому же каждая майко получает старшую сестру, своеобразную наставницу, которая помогает ей в обучении, а когда младшая сестра начинает карьеру — помогает найти клиентов. От влиятельности старшей сестры зависит успех будущей гейши. Часто старшей сестрой становится старшая гейша дома. Для создания условных уз родства проводится особая церемония, которая имеет тесную связь со свадебными традициями. Нередко младшую сестру при этом сравнивают с невестой, а старшую — с женихом.

Уход из профессии

Конечно, женщина может перестать быть гейшей, ведь это, по сути, точно такая же профессия, как и любые другие, и при поступлении в окия девушки заключают контракт. Традиция праздника ухода заимствована гейшами из кварталов проституток, где уход женщины из проституции совершался, когда та расплачивалась с долгами и становилась свободной женщиной.

Работа гейш — это точно такая же профессия, как любые другие


Когда гейша покидает свой дом из-за старости или из-за замужества, она посылает всем своим учителям, друзьям и клиентам подарок в виде коробочки вареного риса.


Сейчас профессия гейши уже не так популярна, ведь традиции, хранительницами которых они считаются, уже устарели. Но тем не менее из года в год все равно появляются девочки, желающие связать свою жизнь с этим необычным занятием.

Екатерина Астафьева

Представление о том, что гейша это обыкновенная проститутка, только японская, появилось сразу после Второй мировой войны, когда страну наводнили оккупационные войска. Бравые американские солдаты, отправляясь в увольнение, постоянно охотились за выпивкой и сексуальными утехами. Не слишком образованные, не знавшие языка и не привыкшие погружаться в чужую культуру, зато молодые и переполненные тестостероном, они быстро превратили слово «гейша» в синоним девушки по вызову. Местные сутенеры им, понятное дело, не возражали.

На самом деле все не совсем так. Или, точнее, совсем не так. Первые упоминания о гейшах относятся к XIV-XV векам. По-японски «гей» означает «искусство», а «ся» - «человек». Таким образом, гейша буквально означает «человек искусства». Так называли людей, которые развлекали гостей на банкетах. Изначально это были мужчины из незнатных самурайских семей.

После того как в самом начале XVII столетия сегун Токугава Иэясу объединил страну и перенес столицу из Киото в Эдо (нынешний Токио), он начал строить дороги - широкие и удобные для передвижения тракты. Первая и самая важная связала два главных города, отстоящих друг от друга на 500 с лишним километров. На ней через каждые тридцать километров были оборудованы станции, где можно было отдохнуть и переночевать. Очень быстро там возникли чайные дома. Чтобы повысить популярность своих заведений, владельцы стали нанимать на работу красивых и умных девушек. Крестьянки для этого не годились, но на рынке на тот момент оказалось много представительниц самурайских семей. До того как Токугава усмирил мятежные кланы, в междоусобицах погибло огромное количество самураев. Их жен, сестер и дочерей никто не собирался содержать. Чтобы выжить, женщины охотно устраивались в заведения на трактах.

Благородные девушки, обученные хорошим манерам, способные поддержать разговор, умеющие танцевать и играть на музыкальных инструментах, быстро завоевали популярность. Теперь именно их стали называть гейшами. Иные дамы могли реально прославить свое заведение. В японских путеводителях XVII-XIX веков даже указывалось, в какие чайные дома непременно стоит заглянуть ради приятного досуга. При этом речь не шла о сексе. Гейши продавали свое искусство. За проститутками, коих тоже было немало, закрепился другой термин. Их звали девушками, которые накладывают рис.

Лучшие гейши, по общему мнению, работали на самой последней станции в Киото. Именно там вырос знаменитый чайный квартал Гион, где до сих пор существует закрытое сословие гейш.

При Токугаве и его потомках в стране на 250 лет воцарился мир. Воинское сословие перестало сокращаться, и как следствие прекратился приток самураек в чайные дома. Чтобы сохраниться, корпорация гейш, спрос на которых был по-прежнему огромным, выработала жесткие правила внутреннего воспроизводства.

Опытная старая гейша становилась мамой-сан, а в подчинении у нее находилось несколько старших и младших «сестер», которых та учила профессии. Красивых и перспективных девочек в возрасте от 5 до 9 лет теперь выкупали у крестьян и рыбаков. Для всех участников процесса это оказалось идеальным решением. В крестьянских семьях было не принято предохраняться, детей рождалось много, но еды хватало не всем. Поэтому вплоть до эпохи Мейдзи в Японии существовал обычай «прореживания», когда от лишних ртов, особенно от девочек, целенаправленно избавлялись.

Для простолюдинки стать гейшей означало вытащить счастливый билет. Но жизнь в чайных домах была довольно суровой - строжайшая дисциплина, изнурительные тренировки, отсутствие личной свободы. Все «сестры» находились на полном обеспечении мамы-сан. Она их кормила, одевала (кстати, кимоно стоило баснословных денег) и учила всему. Если девочка не оправдывала ожиданий, ее прогоняли, и дальнейшая участь ее была незавидной. Если она не умирала от голода под забором, то неизбежно становилась проституткой. Вернуться в свою семью она уже не могла.

На протяжении нескольких десятилетий каждая «сестра» должна была отработать все, что потратила на нее мама-сан. Но спрос на услуги гейш был огромен, и платили за это хорошо. Пригласить их на ужин могли себе позволить лишь богатые и знатные феодалы, которые за приятным времяпрепровождением решали свои деловые и политические вопросы. Именно тогда сформировалось очень важное для корпоративной культуры гейш правило - ни при каких условиях не рассказывать, что происходило на банкете. Принцип этот свято соблюдается и поныне. Ну, почти…

Когда младшей «сестре» исполнялось 13 лет, мама-сан могла продать ее девственность богатому меценату. Опять же речь не шла о разовом сексе. Патрон платил внушительную сумму владелице чайного дома, чтобы покрыть ее расходы, и впоследствии брал гейшу на полное обеспечение. То же касалось и взрослых «сестер». Выкупленная гейша обретала статус любовницы, получала хороший дом и солидное содержание, была вхожа в круги политической и военной элиты.

Сегодня гейшами становятся девушки в возрасте 15-16 лет. Они приходят в чайный дом, предварительно получив согласие от родителей. Правила жизни в корпорации уже не столь строги, но и легкими их тоже не назовешь. Девушки соблюдают жесткий режим, ежедневно репетируют, учатся манерам, осваивают музыкальные инструменты, изучают традиционные танцы, исполнение которых требует невероятной выносливости. Им запрещено пользоваться компьютерами, а до 25 лет нельзя иметь даже мобильного телефона. Раз в неделю девушки делают замысловатые прически. Чтобы не нарушить укладку, они спят полулежа, положив голову на специальную деревянную подставку. То еще удовольствие. Но игра определенно стоит свеч.

В чайный дом со стороны не попасть, сколько бы денег вы ни предлагали. Вход возможен только по рекомендации кого-то, кто уже там принят. Японцы выше всего ценят пожилых гейш, иностранцы - тех, что помоложе, пусть и не достигших вершин мастерства.

Поскольку чайный дом практически недоступен для туристов, гейш по предварительной договоренности зовут в ресторан. Обычно приглашают сразу трех мастериц - очень опытную старшую «сестру», ее младшую подопечную и девушку-музыканта. Специальный обед обойдется примерно в 150 долларов на человека, причем за алкоголь платишь отдельно. Иностранцу неизбежно понадобится переводчик, ибо «сестры» почти не говорят по-английски, зато могут изъясняться на киотском диалекте. Смело прибавляйте еще полторы сотни за перевод и еще столько же за еду, ибо иначе переводчик не работает. Наконец, за двухчасовое общение с гейшей, независимо от ее возраста и опыта, придется выложить еще 600 долларов. Итого на круг набегает весьма внушительная сумма. При этом никакого секса, только приятная беседа, музыка и танцы. За один вечер каждая гейша посещает несколько банкетов. Это реально тяжелая работа, зато в месяц она зарабатывает от 5 до 10 тысяч долларов.

Сегодня гейши есть в Киото, Токио, Канадзаве и некоторых других городах. Самая большая корпорация, насчитывающая около 200 мастериц и еще порядка 80 учениц, расположена в Киото. В Токио их около 250-ти, а в Канадзаве всего 40 с небольшим. В остальных местах и того меньше - от 4 до 12 человек. А ведь каких-то сто лет назад по всей стране их насчитывалось больше 80 тысяч. Кстати, в Токио нет чайных домов, все девушки живут в своих квартирах и просто приходят на ужин. При условии, что с ними повезет связаться, удастся договориться (для этого еще нужно найти правильного посредника!), а в их плотном графике найдется свободное окошко.

На заметку: В разных частях Японии при термальных источниках, популярных у туристов, имеются так называемые ассоциации гейш. Но это не должно вводить в заблуждение. По сути, речь идет о самых обычных хостес в кимоно, которые за дополнительную плату не прочь оказать интимные услуги.

Годам к сорока «сестра» обычно отбивает вложенные в нее деньги и в принципе может покинуть чайный дом, чтобы открыть свое дело. Иные мастерицы умудряются делать блестящую карьеру и зарабатывать до 100 тысяч долларов в месяц. Но, разумеется, не все. Сохраняется и практика выкупа гейши у мамы-сан. Поэтому, как и в стародавние времена, иные влиятельные персоны могут позволить себе иметь таких исключительных любовниц. Наконец, гейше не возбраняется выйти замуж, но тогда она теряет право на профессию. Поэтому современные гейши предпочитают не сковывать себя узами брака.

Сохраняется и золотое правило молчания. В новейшей истории оно было нарушено лишь однажды, но серьезно испортило репутацию всей индустрии. Провинившейся оказалась… гейша-американка, обмолвившаяся в интервью о том, как она отработала банкет одной очень известной японской корпорации. В последние десятилетия прошлого века на работу в чайные дома стали принимать иностранок. Но после разразившегося скандала с этой практикой незамедлительно покончили.

Гейши - существенный элемент современной японской культуры, которая, несмотря на полуторавековую вестернизацию, все еще привержена традиции. Но глядя на все это со стороны, трудно отделаться от ощущения, что имеешь дело с сублимацией. В традиционном обществе, имеющем вдобавок островную специфику, сексуальная жизнь исторически подвергалась жесткой регламентации. Но поразительным образом сексуальные барьеры существуют и в современной Японии, хотя природа их иная.

За последние десятилетия многие японки выбирают не семью, как раньше, но карьеру. Они добились финансовой самостоятельности, начали путешествовать, поздно выходят замуж, поздно рожают детей, если вообще рожают.

Японские мужчины, которые всегда доминировали в обществе, оказавшись в непривычном для себя положении, растерялись. Гендерный маятник качнулся в другую сторону. Теперь женщины решают, с кем встречаться, как часто это делать, да и делать ли вообще. После первого свидания они запросто могут дать ухажеру от ворот поворот. А для мужчины это становится тяжелейшей психологической травмой. Он остро ощущает, что больше не лидер и вдобавок «теряет лицо».

Внутренне опасаясь этого, многие избегают знакомств, предпочитая проводить время за работой в офисе или коротать его с однополыми друзьями, а то и вовсе в одиночестве. По статистике до 20 процентов мужчин в возрасте до 24 лет остаются девственниками. Многие разучились знакомиться. При том, что ценность семьи в Японии не только не оспаривается, но сохраняет высокую значимость.

Кто-то ищет выход из положения в посещении так называемых вечеринок знакомств, куда люди приходят с конкретным желанием найти партнера. Если не для брака, то хотя бы для продолжительных отношений. Спрос на такие услуги столь велик, что просто так попасть туда невозможно. Сначала надо вступить в клуб, сдав кучу анкет и уплатив внушительный сбор в размере от 700 до 2200 долларов. К этому добавляется ежемесячная плата от 100 до 300 долларов. За посещение каждой вечеринки участники платят отдельно. При том, что результат не гарантирован. Ну а если все закончится благополучно и члены клуба найдут свою половинку, клуб получает еще около 2000 долларов комиссионных. Казалось бы, гораздо легче, быстрее и дешевле отправиться в какой-нибудь бар, где всегда полно свободных девушек. Ан нет.

А что же секс? Да-да, тот самый - впечатляющий и без обязательств? За этим отправляются в другое место, но опять же лишь те счастливчики, у которых есть деньги. Проституция в Японии официально запрещена с 1947 года, но местные жрицы любви и их покровители нашли возможность заниматься своим ремеслом, не нарушая закон. Дело в том, что проституцией в Стране восходящего солнца считается оплачиваемый секс с проникновением. На все остальное власти закрывают глаза.

Это породило огромное количество массажных («розовых») салонов, фасады которых украшены весьма недвусмысленными картинками. Да и девушки у входа доходчиво объяснят, что к чему. Существует еще и так называемая «доставка здоровья на дом» - все то же самое, только приходят к вам.

Массаж делают всеми возможными способами и частями тела, зачастую в мыльной ванне, доводя клиента до оргазма столько раз, насколько у того хватит сил в пределах пары часов. Цена вопроса от 60 до 150 долларов за сеанс. Таких заведений полным-полно в каждом крупном городе. В Токио они сконцентрированы в квартале Кабукичо в восточном Синдзюку, аккурат по соседству с огромным железнодорожным хабом, через который ежедневно проходит 4 миллиона человек. Однако следует помнить, что многие местные заведения держат якудза. Поэтому беспечному иностранцу там небезопасно. За незаказанное пиво запросто могут выкатить счет в 500 баксов, а за отказ в оплате - изрядно потрепать.

Но пределом желаний одиноких японских мужчин являются так называемые «мыльные земли», где сеанс обойдется уже в 300 баксов, а для иностранцев раза в три дороже. Эти заведения чем-то напоминают турецкие бани, только с девушками. Апофеозом визита является «борьба» на надувном матрасе, щедро намазанном маслом. На нем практически невозможно удержаться, поэтому приходится предпринимать сверхусилия. В приватных беседах с корреспондентом «Ленты.ру» очевидцы не раз признавались, что в ходе такой «схватки» испытывали самое сильное сексуальное потрясение в жизни. «Мыльные земли» - самые настоящие публичные дома. Но они платят налоги, и, конечно, в них есть ванны, поэтому их не проверяют…

Поделиться: