Чеканка: делаем брелок-книжечку своими руками. Объёмная чеканка по медному листу

Что такое чеканка? Это один из видов декоративно – прикладного искусства — рельефные, эксклюзивные картины, выполненные на металле в определенной технике.

Чеканка в художественном исполнении будет очень хорошим украшением вашего интерьера притом, если она будет сделана своими руками. При большом желании, терпении и усидчивости сама работа доставит вам большое удовольствие, а изделие будет красоваться на стене долгие годы.

Чеканка своими руками, если вы решили сделать картину в подарок, то она тоже будет иметь немалую ценность, как ручная работа. Но для начала все же следует начать с простой, несложной картины, чтобы освоить технику выполнения и набить руку.

Какой использовать металл

Немного о металле, на котором будет выполняться картина. Дело в том, что одна и та же картина на разном металле будет получаться по-разному, происходит это оттого, что разное железо тянется по-разному.

Для картины лучше всего подойдет латунный, алюминиевый или медный лист, но следует отметить, что медь вытягивается лучше, отчего картины получаются более объемные, что лучше всего подходит для художественной чеканки.

Оцинкованное железо вытягивается хуже, соответственно рисунок получится менее объемный, поэтому таким способом лучше оформлять фасады – карнизы, водосточные трубы и фрагменты кровли.

Выполнение художественной чеканки

Чеканка своими руками — выполнить художественную чеканку в домашних условиях не сложно, но для этого потребуется материалы, инструменты, а также желание, терпение и усидчивость.

Для работы вам понадобятся:

  • Лист алюминия толщиной 1 мм.
  • Резиновый лист и фанера — размером 500 х 500 толщиной 1 см.
  • Два чекана – контурный и объемный, которые можно сделать самостоятельно.
  • Молоток.
  • Пластилин.
  • Копировальная бумага.
  • Эскиз.

Процесс работы

Чеканка своими руками, перед тем как приступите к работе, следует подготовить металл, чтобы он стал мягким и податливым, накалите лист до красноты, но не переусердствуйте, иначе он может просто расплавиться. После нагрева металл опускается и становиться более эластичным, что способствует лучшему вытягиванию рельефа.

Когда металл готов, положите его на резину, перенесите четкий рисунок с помощью копировальной бумаги, если нежно усильте контур с помощью карандаша или фломастера. Затем прокатайте пластилином, это нужно для создания жирной поверхности, что способствует лучшему скольжению инструмента.

Теперь определите, какие контуры вы будете тянуть с лицевой стороны, а какие с изнаночной. Начните чеканить с лицевой стороны картины, а затем переверните лист и, ориентируясь по проведенным линиям, начинайте вытягивать изнаночный контур, если ориентировки недостаточно, то нанесите дополнительные линии изнаночных фрагментов.

Чеканка своими руками, когда проведете все контурные линии с обеих сторон, можно приступать к вытягиванию основного объема. Тут вы уже ориентируйтесь, визуально определяя, где и сколько надо вытянуть и дополнить объем и насколько это позволит пластичность металла.

Когда работа закончена, и общий вид рисунка вас устраивает, уложите картину лицевой стороной на лист фанеры и придавите ого по всей плоскости. Посмотрите на результат, при необходимости доделайте, что считаете нужным и повторите процедуру. Если вас все устраивает, то можно приступать к тонировке.

Тонировка картины

Есть несколько способов тонировки алюминия.

  1. Возьмите кусок бересты, подожгите его и закоптите поверхность картины. Затем натрите керосином и покройте лаком.
  2. Нанесите тонкий слой олифы с лицевой стороны картины и начинайте прогревать лист с изнаночной стороны, держа его над огнем. Здесь следите, насколько следует затемнять тон, держите недолго – светлое затемнение, если нужно темнее, то соответственно держите над огнем дольше. После того как нужные тона достигнуты, покройте поверхность лаком.

Картина готова.

Видео Чеканка своими руками

Обычно этот вид художественных работ разделяют на чеканку по литью и чеканку по листовому металлу.
Рабочее место
Рабочий стол лучше поставить около окна, чтобы солнечные лучи падали с левой стороны. Для искусственного освещения используется лампа дневного света или с матовым покрытием, мощностью 75–100 Вт. Чтобы она не мешала и не занимала много места на столе, ее располагают в стороне, на расстоянии 50–70 см от крышки. Мешающие работе глубокие тени на изделии не появятся, если включить еще и основной свет.
Стол выбирают чаще всего деревянный, с толстой крышкой. Его размеры зависят от изделий, с которыми чаще всего работает мастер. Чтобы приглушить звук от ударов, под ножки стола помещают прокладки из плотной резины. Но при этом не должна ухудшаться его устойчивость. Стул со спинкой или табурет подбирают по росту мастера и размерам стола.
Рабочее место станет удобным, если оборудовать его стеллажами и ящиками, расположить которые следует так, чтобы до них можно было дотянуться, не вставая. Порядок в инструментах поможет сэкономить время на их поиски. После того как работа инструментом завершена, его сразу же следует положить на место. Эту привычку надо довести до автоматизма и не задумываться в процессе работы о том, где что лежит.
После окончания работы со стола необходимо смести все стружки и пыль, а помещение проветрить.
Дополнительное оборудование
В оборудование верстака дополнительно надо включить небольшие параллельные тиски с наковаленкой. Крепление лучше выбрать струбцинное, что при необходимости позволит быстро снять тиски со стола и освободить больше места (рис. 102).


Рис. 102. Тисочки-струбцины: 1 – губки; 2 – винт с рукояткой; 3 – ручка.


Хорошо иметь под рукой шлифовальный станок со сменными дисками, который можно использовать и для заточки инструментов, и для опиливания краев заготовок. Для листовой чеканки необходимо приготовить подложку под изделие. Для нее чаще всего используется смола. Для варки и разлива наполнителя, а также для насмолки используются специальные инструменты: емкости, плитка с закрытой спиралью для варки смолы, скребки и деревянные ящики разных размеров, в которые укладывается подложка.

Для последующего отжига пластины от подложки понадобится нагревательный прибор (удобнее всего использовать паяльную лампу), кузнечные клещи и рукавицы для удержания изделия. Для химической обработки потребуется набор специальных емкостей и ванночек, а также ящики для хранения реактивов и защитные резиновые перчатки. Просушка обработанных пластин проводится в деревянных ящиках, наполненных хорошо впитывающими влагу материалами.

Над столом, на котором приготавливаются химические растворы, а также над нагревательным прибором обязательно нужно установить вытяжку.

После окончания обработки плоскую чеканку приходится часто выравнивать. Для этого используются проверочные плиты с ровной и гладкой поверхностью из металла, камня или дерева. Подойдет также любой массивный предмет, позволяющий выполнить эту операцию.

Так как в процессе изготовления чеканки изделие проходит несколько стадий, то на рабочем месте не должны скапливаться лишние инструменты. В условиях обычной квартиры, как правило, нет возможности разместить еще несколько столов для операций по обработке готового изделия, поэтому рабочую поверхность стола лучше устроить так, чтобы лишние предметы – такие, как тиски, ящики для подложки и т. д. – легко можно было убрать. По этой же причине не рекомендуется заниматься сразу несколькими изделиями одновременно.

Инструменты

Для выполнения качественных чеканных работ используются чеканы различной формы и из разного материала, специальные молотки и другие инструменты, относящиеся к кузнечному и слесарному делу.

Чеканы

Это основной рабочий инструмент, с помощью которого ведется вся обработка. Мастера пользуются чеканами особой формы, позволяющими погасить боковую вибрацию и обеспечивающими точное распределение ударной энергии. В средней части они заметно толще, чем на концах. Их длина 120–180 мм (рис. 103).


Рис. 103. Чекан: а – остов; б – боевой конец; в – сечение остова.


Для некоторых специальных работ чеканы могут быть длиннее, изогнутой формы.

Остов чекана (рис. 103, а) делается обычно восьмигранным. При такой форме положение рабочей части можно контролировать рукой во время чеканки, не глядя на сам инструмент. Остов делается под параметры человеческой руки.

Боевой конец (рис. 103, б) может иметь различную форму и размеры, которые определяются назначением инструмента и величиной обрабатываемой детали. Мастер может сделать себе чекан нужной формы из восьмигранного или круглого прутка, самостоятельно отковав или выточив на станке рабочий конец. После этого его необходимо закалить и отпустить до синего цвета побежалости.

В зависимости от формы боевой части и вида выполняемой работы различается несколько разновидностей чеканов. Среди них выделяется основная группа, к которой относятся канфарники, расходники, бобошники и лощатники (рис. 104).

Рис. 104. Основные виды чеканов: а – расходники; б – бобошники; в – лощатники; г – пурошники; д – канфарник; е – сапожок; ж – фигурные чеканы; з – утюжок; и – трубочка.


С их помощью выполняется основная часть работ по нанесению рисунка и созданию рельефа.

Канфарник

По форме рабочей части он напоминает тупую швейную иглу (рис. 104, д). Канфарник служит для выбивания точек на металле и создания рельефного шероховатого фона, часто используемого в композициях (рис. 105).

Рис. 105. Фон, созданный с использованием канфарника.


Кроме того, с его помощью узор с бумаги переносится на металл.

Расходники

По-другому их еще называют обводными чеканами (рис. 104, а). По форме боевого конца они напоминают обычную отвертку. Рабочая грань для лучшего скольжения делается слегка притупленной. Используются они для проведения четких сплошных линий по контуру рисунка. Более мягкая линия образуется от более широкого расходника.

Для проведения кривых и закругленных линий применяют полукруглые расходники с различным радиусом кривизны боя. Чем больше он закруглен, тем труднее вести чекан по поверхности. В этом случае приходится соблюдать осторожность и работать одиночными ударами, чтобы не получить отдельных отпечатков.

Полукруглые и прямые расходники изготавливаются парами, чтобы не нарушать целостности линии при переходе от прямой к кривой.

Похожие на расходники чеканы, но с остро заточенными плоскими или полукруглыми лезвиями, называются сечками. Они применяются для просекания листа при ажурных работах и при вырубании сложных контуров (вместо зубила).

Бобошники

Так называют чеканы с выпуклой овальной боевой частью (рис. 104, б). Другое название этой группы – облые чеканы (облыжники) происходит от древнерусского слова «облый», то есть круглый. Главным образом они используются для создания выпуклых частей рельефных композиций. Форма рабочей части не обязательно должна быть овальной, ее делают и прямоугольной, но со скругленными углами, чтобы не повредить материал при выколотке рельефа.

Лощатники

Они служат для выравнивания лицевой поверхности после проработки рельефа, опускания фона и других операций (рис. 104, в). Поверхность боя может быть совсем гладкой или с небольшими шероховатостями для создания матового фона.

Чтобы на поверхности изделия не оставалось следов рабочей части чекана, углы немного округляют. С помощью лощатников можно имитировать фактуру кованого или литого изделия.

Для получения качественного изделия необходимо соблюдать последовательность при использовании чеканов одной группы и при переходе от одной группы к другой. Если требуется произвести глубокую выколотку, то сначала используются самые большие расходники, а затем, для более детальной отделки, применяются менее глубокие и т. д.

В первую очередь производится обработка расходниками, потом облыжниками и в последнюю очередь лощатниками. Эта последовательность представлена на рис. 106.


Рис. 106. Последовательный переход от одного чекана к другому.


Разновидностей специальных чеканов намного больше, чем основных. Ими производится окончательная отделка изделия.

Пурошники

Чеканы с рабочей поверхностью сферической формы называются пурошниками (пурочниками) (рис. 104, г). Они применяются для выколотки ямок или полукруглых форм рельефа. Пурошники различного диаметра используются для получения углублений разной высоты и размера.

Обжимки

Боевые концы обжимок представляют собой вогнутые сферы различного диаметра и глубины. Ими проглаживают выколоченные пурошником сферы. Для этой цели обжимка берется несколько больших размеров. При работе ею делают круговые движения рукой, чтобы не допустить вмятин. Обжимки бывают как прямые (со сферическим вдавлением), так и косые (с вдавлением в виде полусферы). Последние используют для прочеканивания витого шнура.

Сапожок

Когда необходимо прочеканить рисунок выпуклой формы или поднутрить (выдавить за линию рисунка) рельеф, используется так называемый сапожок (рис. 104, е) – чекан изогнутой формы. Он относится к специальным чеканам. Для работы с ним требуется большой опыт.

Утюжок

Другой чекан с веселым названием «утюжок», или «давильник», используется для обводки (продавливания) рисунка при работе с изделиями высокой рельефности (рис. 104, з).

Пуансоны

Фигурные чеканы пуансоны (рис. 104, ж) применяются в том случае, если необходимо чеканить большое количество мелких одинаковых деталей рисунка. На их рабочей поверхности, пока она еще не закалена, гравируется мелкий рисунок или деталь орнамента. Набивку готового рисунка на изделие производят сильными одиночными ударами, равномерно прижимая рабочую часть к поверхности. Чтобы легче ориентировать пуансон во время набивки, рисунок располагают строго на оси боя.

Сечки

При выполнении ажурных работ применяются сечки – чеканы с заостренной рабочей поверхностью. Они делятся на полукруглые, которые по форме (но не по заточке) напоминают нож и используются для просекания кривых линий, и прямые, больше похожие на расходники, с помощью которых просекают прямые линии.

Трубочки

Для выполнения рисунка в виде небольших выпуклых шариков (зернения) используют чеканы-трубочки, боек которых имеет вогнутую полусферическую форму (рис. 104, и). Углубления могут быть различного диаметра и глубины.

Крюк и трещотка

Эти изогнутые чеканы используют при работе с объемными изделиями. Их боевые концы не делают в виде расходников и лощатников, так как они предназначены только для создания общего рельефа. В отличие от трещотки крюк имеет два рабочих конца, один из которых заострен и используется для мелких деталей рисунка, а другой несколько скруглен.

Размеры этих инструментов зависят от обрабатываемого изделия. Однако не рекомендуется делать их из стали сечением больше 16 мм, так как при ударе молотка крюк и трещотка должны хорошо вибрировать.

Несколько слов о размерах вышеперечисленных инструментов. Для ювелирных работ применяются небольшие (диаметром 3–4 мм) чеканы, для работ средних размеров – около 6–8 мм в диаметре и больше. Для крупных композиций иногда используются деревянные чеканы, которые держат в кулаке, как зубило (рис. 107).

Рис. 107. Деревянные чеканы.


Хранить чеканы можно как в сделанных специально для этой цели ящиках, так и в высоком стакане, но в этом случае обязательно рабочей поверхностью вверх. В противном случае будет затруднен поиск нужного инструмента.

Молотки

По форме чеканные молотки значительно отличаются от обычных, слесарных. Головка таких молотков имеет два бойка: с одной стороны плоский или слегка выгнутый и значительно более широкий, с другой – округлый (рис. 108).

Рис. 108. Молоток для чеканки.


В момент удара широкой частью вся энергия и внимание концентрируются на рабочей поверхности чекана. Второй боек может служить в качестве пурошника.

Для работы чеканщику необходимо иметь, как минимум, три молотка: на 100, 150–200 и 400 г.

Рукоятка молотка, также особой формы, выполняется из твердых пород дерева. Сечение в районе шейки круглое, при приближении к концу плавно переходит в эллиптическое. Размеры молотка выбираются так, чтобы рукоятка не мешала при работе, но удар получался бы достаточно сильным. Головку насаживают на рукоятку так, чтобы она находилась под углом 90° к рабочей поверхности (рис. 109).

Рис. 109. Положение рукоятки молотка.


Для работы с мягкими металлами используются деревянные молотки, изготовленные из прочных сортов древесины, например дуба или березы (рис. 110).


Рис. 110. Деревянные молотки.


С их помощью проводят более мягкие линии, так как сила удара таким молотком гораздо меньше.

Прочие инструменты

На различных этапах работы с заготовкой и чеканкой понадобятся и другие слесарные инструменты. Среди них надо особо упомянуть те, которыми изображение переносится с бумаги на металл: кернер, циркуль по металлу, линейка и т. д. Понадобятся и ножницы по металлу, напильники, надфили, рашпили и пр. Для отделения чеканки от отливки при отжиге используются кузнечные клещи. Если их не оказалось под рукой, можно использовать плоскогубцы.

Материал

Для чеканных работ используется листовой металл, толщина которого зависит от материала и высоты рельефа. Наиболее часто применяется металл толщиной до 1 мм.

Основным свойством, определяющим пригодность металла для выполнения на нем чеканки, является его пластичность. Этим свойством обладают медь и ее сплавы, алюминий. Они чаще всего используются для изготовления высокорельефных чеканок.

Красная медь

Этот металл очень высоко ценится среди мастеров и любителей благодаря своей высокой пластичности. После отжига он легко восстанавливает форму. Из меди легко можно изготовить тонкую (не более 0,05 мм) фольгу. При чеканке из более толстой фольги можно получать высокий рельеф.

Медь хорошо полируется и шлифуется, обладает высокой стойкостью к коррозии. Обработка изделий из меди химическими растворами позволяет получить различные оттенки цвета.

Недостатками красной меди являются плохая резкость и быстрое окисление на открытом воздухе, вследствие чего нельзя сохранить первоначальный блеск изделий.

Латунь

Этот сплав меди с цинком был известен уже в глубокой древности. Он лучше, чем медь, режется и полируется, хорошо покрывается никелем, серебром, золотом. Латунь уступает меди в пластичности, но обладает большей твердостью.

Для чеканки лучше брать марки латуни с высоким содержанием меди (Л62, Л68, Л80). Такие сплавы называются томпаками. На них лучше получаются плоские рельефные композиции.

В процессе чеканки прочность листа увеличивается за счет образования наклепа, а пластичность падает. Для его снятия латунь разогревают до температуры 600–700 °C.

Трещины могут появиться от продолжительного хранения в холодном и влажном месте. Чтобы этого избежать, проводится длительное прокаливание при температуре 200–300 °C.

Алюминий

Он очень хорош для начинающих чеканщиков. Алюминиевая фольга долгое время сохраняет высокую пластичность, не требует термической обработки. Этот материал позволяет долгое время работать над одним орнаментом, исправляя ошибки.

Легко чеканится алюминий с содержанием примесей до 2 %. Марки с большим количеством примесей менее пластичны, поэтому их рекомендуется использовать для чеканок с невысоким рельефом или для контурных и ажурных просечных работ.

Никелевые сплавы

Из этих сплавов наиболее часто используются мельхиор и нейзильбер. Содержание меди в них достаточно высокое (81 % и 65 % соответственно), поэтому они обладают неплохой пластичностью.

При обработке растворами гипосульфата натрия и уксусного свинца дают разнообразные оттенки. Поверхность хорошо полируется и имеет ряд особенностей, которые можно выгодно использовать в сочетании с окраской.

Черные металлы

Для чеканки используется предварительно отожженная и протравленная сталь с низким содержанием углерода – декопир, а также протравленная до и после отжига – дважды декопир.

По сравнению с медью он не так мягок и в процессе чеканки быстро наклепывается. Его отжигают при температуре 700–760 °C.

Из декопира изготавливают небольшие декоративные изделия, высокий рельеф выколачивается только на довольно крупных предметах. При отделке и нанесении фактуры материал приобретает особенную красоту.

Кровельная и нержавеющая сталь

Листовую, или кровельную, сталь можно использовать для чеканки простых декоративных изделий. Она позволяет проводить контурные чеканки с опусканием фона и нанесением фактуры. Мастера Древней Руси создавали из этого материала ажурные чеканки с просечением фона.

Нержавеющая (хромоникелевая) сталь часто применяется для создания крупных декоративных изделий. Из-за большой трудности чеканки она практически не применяется при создании небольших произведений.

Для создания красивых чеканок в прошлом часто использовались драгоценные металлы – золото, серебро и др. Сейчас это искусство ценится уже не столь высоко. Большинство чеканок под золото делается на напоминающей его по цвету латуни, серебро заменяется мельхиором и похожими на него никелевыми сплавами. Благородные металлы используются в основном для создания мелких ювелирных украшений.

Художественная обработка металла пришла к нам из древности, когда человек научился плавить и обрабатывать металл. В отличие от штамповки из форм (матриц) или литья, чеканка на металле глубже передает мастерство человеческих рук и сохраняет своеобразную оригинальность почерка мастера. В чеканке на металле следует избегать мелочности и натурализма изображений.

Для работы лучше брать медные, латунные или алюминиевые листы толщиной 0,2-0,6 мм. Алюминиевые листы можно брать толщиной от 0,4 до 0,8 мм. Перед тем, как приступать к работе, следует отрезать пластину по размеру задуманной композиции, но с запасом 3-5 мм на бортики. Края листа тщательно обрабатывают по краям напильниками надфилями так, чтобы не было заусенцев.

Медную заготовку надо сначала раскалить, разогрев докрасна, а затем быстро погрузить в воду. Латунную пластинку после нагревания охлаждают, не погружая в воду. Алюминиевые листы не надо нагревать совсем.

Для работы нужны молоточки различных профилей, пуансоны, чеканы, гладилка. Все перечисленные инструменты следует обработать как можно усерднее, добиться правильной формы рабочей поверхности, отшлифовать и отполировать. Перед шлифовкой и полировкой инструменты следует раскалить, затем закалить и снова шлифовать и полировать чеканку, пока не исчезнут все вмятины и царапины.

Для чеканки нужно иметь два слесарных молотка с квадратным и круглым концами, киянку для кровельных работ, пробойники разных размеров, 3-4 зуботехнических молоточка, один из которых следует оставить таким, как он есть, а остальные переделать, как показано на рисунке. Из пробойников можно сделать разные чеканы и пуансоны. Чеканы и пуансоны изготавливают из стальных прутьев диаметром 10-16 мм, длиной 100-120 мм. Раскаленные прутки обрабатывают различными напильниками, обтачивают на точиле и шлифуют наждачной бумагой, и, наконец, полируют полировочной пастой для стали. После обработки пуансоны и чеканы надо снова закалить. Для этого их разогревают до вишнево-красного цвета и погружают в воду или масло. Хорошо закаленные чеканы или пуансоны напильник не берет. Новичку-чеканщику надо иметь набор чеканов и пуансонов различных размеров и формы.

С металлом надо обращаться осторожно, чтобы не было разрывов. Когда изображение проработано с одной, внутренней стороны, лист металла переворачивают лицевой стороной и начинают работать над фоном, опуская металл вокруг фигуры, делая его рельефным. Так повторяют несколько раз, пока не получат законченной композиции.

Когда есть общий объем фигуры, фона и различных деталей, можно переходить к фактурной обработке изделия — передачи характера поверхности фигуры, фона, деталей. Она бывает гладкой, шероховатой, покрытой точками или вмятинами. Фактуру обрабатывают на свинцовой или деревянной подстилке. Большие вмятины делают на мягкой подстилке, мелкие — на твердой. Чеканка фона должна отличаться от характера чеканки фигуры. Когда работа над фигурой, фоном и деталями завершена, металлическую пластину надо отбортовать. Сгиб и отбортовка будут ровными в том случае, если линию загиба наметить гладилкой или карандашом под металлическую линейку. Загнув бортики под прямым углом к металлической плите или деревянному брусу, можно перейти к завершающей стадии обработки изделия: чернению, полировке и осветлению.

Чернение и осветление металла при чеканке

Чернение заключается в том, что медь или латунь быстро покрывают каким-либо окислителем. Латунь чернят азотной кислотой, подогревая пластинку на огне. Надо следить, чтобы кислота не попала на руки, из-за чего ее наносят на чеканную пластину ваткой, или кусочком ткани, привязанным к палочке. И обязательно это делать в вытяжном шкафу или на воздухе. Подогревают металл на газовой горелке или паяльной лампе, поднося к огню сторону, не покрытую кислотой. Изделие держат над огнем плоскогубцами. Сначала работа позеленеет, а при дальнейшем нагревании — почернеет. Можно несколько раз покрывать кислотой и подогревать.

Для чернения меди пользуются поташом и серой: две части поташа и одну часть серы пережигают над огнем и разводят в кипятке; в эту смесь обмакивают кисть или ватку и покрывают металл. Медь чернят без нагревания.

После чернения нужные места осветляют, натирая их войлоком или полировочной пастой. Законченную работу размещают на деревянной доске.

Чтобы перенести рисунок на металл, нужна гладилка, ее изготавливают из стальной полоски 1,5х15 мм или 2×20 мм. Рабочий конец гладилки обрабатывают, прикрепляют ручку и гладилка готова. Надо только во время обработки рабочей части следить, чтобы кончик был несколько закругленным, так, чтобы при продавливании линий изображения не прорезать металлическую пластинку.

Для чеканки требуется также стальная, свинцовая или деревянная плита, войлок, смола, смешанная с цементом или мелом. Эти материалы подкладывают под металлическую пластинку, когда наносят рисунок. Как подложкой можно пользоваться твердой замазкой или глиной. Для работы необходимы ножницы для металла, плоскогубцы, угольник, напильники и металлическая линейка. Чеканку начинают с переноса рисунка на металлическую пластинку, для этого композицию прикрепляют скрепками к пластинке так, чтобы она не скользила, и гладилкой продавливают контур изображения на металл. После того как перенесли контур, надо гладилкой, молоточками, чеканом и пуансонами извлечь металл так, чтобы на пластинке образовался рельефный рисунок.

Пластинку с нанесенным контуром рисунка кладут на смолу, глину, войлок или другую подстилку лицевой стороной вниз и с обратной стороны бьют молоточками, чеканами и пуансонами по внутреннему контуру, в результате чего образуется рельеф.

Одно из распространённых и доступных вводов искусства это чеканка. В чеканке главное терпение. Для того чтобы делать чеканку вам не нужно обладать абстрактным мышлением или какими либо другими творческими навыками, просто нужен материал, инструмент доля фантазии и терпения. Сделать чеканку своими руками очень просто, и именно об этом написано в этой статье.

Как и из чего сделать чеканку:

В этой статье описано как сделать чеканку на листовом тонком металле, вам всего то понадобится жестянка, будь то фольга, или консервная банка (я разрезал использованный баллон от монтажной пены). Ещё для чеканки вам понадобится эскиз того рисунка который вы хотите выдавить рисунок №1.

Рисунок№1 – Фольга и эскиз для чеканки

Сразу хочу отметить, что в случае с фольгой чеканка именно выдавливается, а не выбивается.

Чеканка по металлу своими руками:

Вам необходимо вырезать лист жести подходящий по размеру под ваш рисунок. И наклеить с обратной стороны на вырезанный лист жести ваш рисунок, который вы хотите получить на чеканке риунок№2.

Рисунок №2 – Наклеивание рисунка на жесть

Естественно учитывайте что рисунок наклеивается с тыльной стороны а выдавлен будет на лицевой (может быть рисунок надо будет инверсно распечатать или нарисовать). Также ваш рисунок должен плотно прилегать к задней стороне фольги и не ёрзать (я рекомендую просто приклеить картинку клеем).

Когда картинка вашей чеканки хорошо приклеена к тыльной стороне жести вам остаётся только запастись терпением и начать выдавливать вашу чеканку водя по линиям рисунка тупым твёрдым предметом типа отвёртки или ложки или шляпки болтика (в зависимости от того что и с какой точностью вы хотите получить) рисунок №3.

Рисунок № 3 – Результат выдавливания рисунка в жести – чеканка

Для пробы подойдёт что угодно, но если вы собираетесь профессионально заняться такого руда искусством то вам понадобится продумать специфические инструменты и сделать их самостоятельно – что в прочем не сложнее самого процесса чеканки таким способом.

Чеканка представляет собой способ художественной обработки металла, при котором на заготовку наносят изображение в виде неглубокого рельефа, выполненное с помощью специальных инструментов, имеющих наконечники различной формы.

Искусство чеканки было известно человечеству с древнейших времен, когда искусные мастера делали удивительно красивые чеканные браслеты, чаши, подносы, а также пояса из чеканных пластин. Но постепенно чеканку заменили другими, более простыми в изготовлении изделиями. И только в середине XX века началось возрождение этого старинного декоративно — прикладного искусства.

Технология выполнения чеканки состоит в нанесении рисунка или надписи путем выбивания заданного изображения на металлической пластине. До наших дней сохранились удивительно красивые изделия древних мастеров, которые заложили основы оригинальной техники чеканки.

На сегодняшний день чеканка представляет собой обширный раздел художественной обработки металлов, в который входит изготовление разнообразных изделий: от круглых фигурных композиций до рельефных орнаментов на плоскости; от линейных графических рисунков до трехмерных объемных скульптурных изделий.

Чеканка по металлу считается самым сложным видом чеканного искусства, так как в процессе работы с металлическим листом возникает необходимость создания рисунка и рельефа. При этом нужно обязательно учитывать фактуру и особенности свойств каждого металла и знать качественные характеристики всех используемых материалов.


Материалы

Раньше для изготовления чеканных изделий чаще всего использовали драгоценные металлы — золото и серебро. На сегодняшний день мастера отдают предпочтение более дешевым и доступным видам металлов.

Среди самых распространенных материалов, которые используются для изготовления чеканки, можно назвать следующие:

  • Медь — чеканку выполняют на прокатных металлических листах или пластинах толщиной 0,3 — 1, 5 миллиметров. Чаще всего используют листы меди различных марок. Пластичность меди, ее податливость и легкость в обработке, а также красивые красноватые оттенки в различных вариантах всегда привлекали мастеров. Надо сказать, что медные чеканные изображения всегда выглядят просто потрясающе, и станут настоящим украшением современного .
  • Красная медь — исключительно пластичный и податливый материал, широко использующийся для изготовления чеканки. Мягкость меди позволяет придавать ей различные формы и наносить фактурные рельефные изображения. Из красной меди можно делать тончайшие листы толщиной не более 0,05 мм. Высокие антикоррозионные свойства позволяют использовать медные чеканки в качестве элементов наружного декора зданий.

  • Латунь — марки Л96, Л90 и Л80. Латунь представляет собой сплав на основе меди с добавлением цинка, массовая доля которого может составлять до 50%. Иногда в сплав добавляют до 10% других компонентов — железа, алюминия, марганца и некоторых других составляющих. Отличительным качеством латуни являются красивые золотисто — желтые оттенки различного тона, благодаря чему мастера широко применяют этот сплав для чеканных работ.

Латунь легко режется, полируется и отлично сваривается разными видами припоев. На латунный лист хорошо наносятся чеканные изображения, хотя она несколько тверже и уступает меди по пластичным качествам.


Латунная чеканка » Георгий Победоносец».
  • Томпак — разновидность латунного сплава, изготовленного с добавлением цинка (3 — 12%). Для томпака характерен красновато — желтый оттенок, который прекрасно смотрится в художественных изделиях. Чаще всего томпак применяется для изготовления значков, юбилейных медалей, качественной бижутерии, а также декоративной посуды, ваз и подсвечников.

Памятная медаль » Экспедиция на ледоколе » Владивосток» (томпак, чеканка).
  • Алюминий — в чеканных работах применяется алюминиевая фольга многих марок, длительное время сохраняющая свои пластичные качества. Кроме того, алюминиевые изделия не нужно подвергать термической обработке.

Чистый алюминий и различные сплавы на его основе чеканятся очень легко, однако требуют соблюдения мер предосторожности в процессе отжига. Это обусловлено тем, что для алюминия характерна низкая температура плавления, и тонкие детали изделия могут деформироваться.


Панно » Львы» (художественная чеканка, алюминий, чернение).
  • Жесть — используется для первых чеканных работ благодаря простоте обработки и нанесения изображения. Чеканка на жестяных листах доступна даже для новичков.

  • Черные металлы — представляют собой стали мягких марок, с низким содержанием углерода, из которых путем предварительного отжига и травления получают декопир. Из него можно выполнять различные виды изделий, как крупного рельефа, так и мелкой декоративной фактуры.
  • Кровельное железо — используется для изготовления наиболее простых декоративных изделий. На листовой кровельной стали можно производить чеканку без глубокой вытяжки, делать контурные рисунки с опусканием фона и нанесением фактурных изображений.
  • Нержавеющая сталь — это очень красивый вид современного материала, обладающего повышенными антикоррозионными свойствами. Однако хромоникелевая сталь представляет определенную сложность в художественной обработке из — за прочности и плотности своей текстуры. Поэтому сталь чеканится трудно. Для изготовления художественной чеканки применяется листовая сталь 0,5 — 0,8 мм толщиной.
  • Никелевые сплавы — в чеканных работах зачастую используются мельхиор и нейзильбер, которые являются сплавами на основе никеля с добавлением меди. Причем, массовая доля меди в них достаточно значительная (мельхиор содержит 81% меди, а нейзильбер — 65%).

Именно поэтому никелевые сплавы пластичны, отлично полируются, легко подвергаются разнообразным видам отделки и принимают различные оттенки в результате воздействия растворов гипосульфита натрия и уксуснокислого свинца.


При умелой обработке поверхности эти дешевые материалы могут приобретать вид то древней патинированной бронзы, то блестящую золотую или искрящуюся серебряную поверхность.


Все эти металлы и сплавы при выколотке легко принимают заданную форму и позволяют создать любой задуманный рельеф. При выборе той или иной пластины нужно следить, чтобы она обязательно была качественной. Лист не должен расслаиваться, иметь пузыри, выбоины, пятна и царапины.


Для выполнения чеканки на смоляных подложках — подушках применяется смола. Чаще всего это искусственная смола — битум, который получают путем перегонки нефти. В зависимости от степени вязкости битум различается по номерам. Для изготовления чеканки используются смолы № 4 и 5.

Для химической обработки поверхности металлической пластины потребуются следующие виды реактивов:

  • Соляная кислота
  • Азотная кислота
  • Серная кислота
  • Поташ
  • Сернокислая медь

Чтобы придать металлу приятный оттенок и сделать его более светлым, используют кварцевый песок и порошок пемзы. Для удаления смолы и протирки чеканной пластины после химической обработки используется машинное масло или керосин.


Техника чеканки

Что касается особенностей техники нанесения чеканных изображений, то она мало изменилась со времен своего изобретения. Обычно металлический лист кладут на эластичную подложку из свинца или смолы. С обратной стороны мастер с помощью специальных инструментов выбивает молотком общий рисунок фигур, а затем уже по лицевой стороне чеканом наносит контуры и отдельные части рельефа.

Панно » Георгий Победоносец» (1993 год). Алюминий, латунь, медь, чернение.

Обработка готового изделия

Нанесение изображения на металлический лист проводится в несколько этапов, каждый из которых имеет собственные характерные особенности:

I этап — создание эскиза рисунка на листовом металле

II этап — выполнение чеканного изображения

III этап — проведение окончательной отделки

Среди основных видов финишной обработки чеканных изделий можно назвать следующие:

  • Шлифовка — используется для удаления с поверхности готового изделия всевозможных оставшихся неровностей и шероховатостей.
  • Полировка — выполняется для придания чеканному изделию законченного вида, а также для повышения антикоррозионных свойств металла.
  • Патинирование — представляет собой вид обработки чеканного изделия соединениями хлора или серы.
  • Окраска латуни и меди — позволяет окрасить латунную чеканку в желтовато — коричневые тона. Для окрашенной меди будут характерны различные оттенки оранжевого, красного и темно — красного.
  • Эмалирование — представляет собой особый способ окрашивания, который используется для отдельных участков изделия или для маленьких предметов. Эмаль является стеклянным сплавом, который содержит различные цветовые добавки.
  • Оксидирование — способ обработки поверхности чеканки специальными химическими реактивами, с помощью которого изделиям можно придать различную окраску от зеленого до черного оттенка, а также защитить поверхность металла от коррозии.
  • Тауширование — процесс вколачивания в металл тончайших проволочек, которые подчеркивают границы рисунка. Это инкрустация металлического листа другим металлом, более мягким по своей структуре и имеющим меньшую температуру плавления.

Виды чеканки

В процессе изготовления чеканных изделий мастера используют несколько традиционных видов нанесения изображения на металл, среди которых можно назвать следующие:

  • Ажурная чеканка — один из самых красивых и эффектных видов чеканного искусства, которое выглядит как настоящие кружева, выполненные на металле. Сначала с помощью специальных сечек высекается фон изображения, а далее по этим же линиям производится высечка.

При этом получаются тонкие ажурные металлические перегородки, которые требуют особенно осторожного обращения при отжиге, чтобы не расплавить их и не повредить фактуру изделия. Чаще всего ажурная чеканка выполняется на готовых объемных предметах в качестве финишной отделки изделия.


  • Контурная чеканка — контурная художественная чеканка выполняется на плоских металлических листах без предварительного нанесения рельефа. По своим внешним качествам контурная чеканка очень похожа на гравировку, однако отличается тем, что может быть выпуклой и вогнутой.

Контурная чеканка применяется для различных видов работ, однако чаще всего подобная техника используется для декорирования предметов интерьера и создания выразительных орнаментов.

  • — этот вид чеканки считается более сложным по сравнению с остальными ввиду того, что изображение наносится не на плоский лист металла, а на объемные предметы различной формы. Но для опытных мастеров — чеканщиков подобная техника не представляет особой сложности.

  • — тоже считается сложным видом художественной обработки металлов. Сначала делается черновая разметка и выколачиваются общие контуры изображения, а затем изделию придается четкий контурный рельеф, а формы окончательно выравниваются и полируются.

Заключительным этапом работы является окончательная прочеканка изделия, которая направлена на создание завершенного вида изделия.

Фон и фактура чеканных поверхностей также играют огромную роль в придании изделию дополнительного блеска. Весьма утонченно смотрится сочетание нескольких орнаментов, выполненных на матовых и гладких поверхностях, а также комбинация других стилистических приемов.


Оборудование и рабочее место

В хорошо освещенном помещении небольшой площади устанавливают малогабаритный стол — верстак, на котором можно выполнять работы по художественной .

  • Стол обязательно должен быть устойчивым. Его необходимо установить с таким расчетом, чтобы дневной свет падал слева. Для работы в вечернее время кроме общего освещения должны быть оборудованы дополнительные источники света.

Это может быть настенная или подвесная лампа, установленные на расстоянии 30 — 50 см от рабочей поверхности стола. Таким образом рабочее место будет освещаться ровно и правильно. Глаза мастера не будут уставать, а на поверхности будущего изделия не возникнут резкие тени, мешающие работе.

  • Тиски, точило и другие специальные приспособления размещают в местах, удобных для работы, таким образом, чтобы мастер мог легко до них дотянуться в случае необходимости.
  • Шкаф или стеллаж служат для хранения инструментов, заготовок, моделей, образцов изделий и графических листов.

На рабочем столе инструменты и необходимые в данный момент материалы нужно располагать как можно удобнее, потому что они должны быть всегда под рукой мастера.

Необходимо также помнить о том, чтобы в рабочем помещении всегда был чистый и свежий воздух, поэтому в комнате нужно периодически производить влажную уборку, протирать пыль, выбрасывать ненужные отходы, чтобы не загромождать рабочую зону.

Также нужно соблюдать правила техники безопасности во время работы с различными режущими инструментами и механическим оборудованием.

Для выполнения чеканных работ потребуется и специальное оборудование:

  • Небольшой котел для варки смолы
  • Два брезентовых мешка размером 50 х 50 см, наполненных хорошо просеянным и просушенным песком
  • Ванночка для отбеливающих растворов
  • Ящик с древесными опилками для сушки металлических пластин
  • Электроплита для разогрева смолы
  • Паяльная лампа для прокаливания пластин
  • Кузнечные щипцы для захвата обжигаемой металлической пластины
  • Ножницы для резки металла
  • Слесарный лобзик (для выполнения ажурных чеканных работ)
  • Резиновые перчатки для работы с химическими реактивами
  • Брезентовые рукавицы для работы с разогретыми пластинами
  • Шаберная плита для правки чеканных пластин

Только при наличии всего необходимого для работы оборудования мастер может приступать к изготовлению высокохудожественных чеканных изделий.


Инструменты для чеканки

Основными инструментами мастера чеканки являются различные чеканы, пуансоны и специальные молотки — металлические или деревянные.

  • Чеканы — это специальные стержни из металла или , имеющие разные размеры и особую обработку нижней части, так называемого боя.

Длина стержня составляет 120 — 180 мм в зависимости от сечения. Металлические стержни обычно утолщены в средней части, а их сечение представляет собой четырехгранник. Подобные чеканы легко держать в руке, ими удобно работать, потому что данные особенности конструкции исключают возникновение вибраций в процессе нанесения ударов по металлической пластине.

  • Штихель — применяется для нанесения линейного рисунка на металлическую пластину. Гравировка штихелем осуществляется напрямую от руки, без ударов молотком.

Штихель можно изготовить из пружины от старого матраса. Для этого отрезают кусок пружины длиной 80 — 100 мм, накаляют на огне, а после распрямляют.

После этого выпрямленные конец опять накаляют на огне, и расплющивают легким молотком — эта часть и будет рабочей частью штихеля. Ей придают вид двугранной или трехгранной пирамидки. Для придания дополнительной прочности штихель можно снова накалить, а затем насадить на него деревянную ручку.

  • Деревянные чеканы — применяются для выполнения крупных и глубоких рельефных изображений. Также они используются для выравнивания фона металлической пластины.

Деревянные чеканы представляют собой четырехгранные брусочки с обработанной рабочей частью, по форме близкой к форме металлических чеканов, но при этом гораздо больших размеров.

  • Металлические молотки — применяются для выколачивания разных форм на металле и для удара по чекану, поэтому головка молотка часто имеет сферическую форму с одной стороны, а с другой — плоские квадратные или округлые очертания.
  • Деревянные молотки — делают из тех же пород древесины, что и чеканы.
  • Ножницы по металлу — нужны для разрезания тонких металлических листов. Ножницы для резания металла более прочные, чем обычные. Однако для небольших листов толщиной 0,2 — 0,4 мм используются медицинские ножницы.
  • Слесарная ножовка — применяется для распиловки металла.
  • Напильники — служат для изготовления и отделки металлических пластин. Они различаются по величине насечки. Напильники с крупной насечкой — это рашпили, а с маленькой — надфили. С их помощью выполняют различные виды работ по отделке больших и мелких отверстий.
  • Пробойник — это небольшой стержень из стали с закаленным концом. Он потребуется для закрепления пластины на деревянной подложке.
  • Измерительные инструменты — складной метр, стальная линейка, стальной циркуль, кронциркуль, рейсмус и угольник (металлический или деревянный).

Стили чеканки

Высокие декоративные свойства чеканных изделий позволяют мастерам — чеканщикам создавать новые уникальные образцы в различных стилях, среди которых можно назвать следующие:

  • Исторический стиль
  • Древнерусский стиль
  • Восточные стиль
  • Грузинский стиль
  • Марокканский стиль
  • Узбекский стиль
  • Современный стиль
  • Модерн и многие другие.

Темы изображений

Тематика чеканных изображений может быть самой разнообразной, и затрагивать самые различные сферы жизни и деятельности человека. Среди наиболее распространенных тем изображений на чеканке можно назвать следующие:

  • Изображение литературных и мифологических героев
  • Жанровые и бытовые сцены из жизни людей
  • Пейзажные зарисовки
  • Сюжеты сказок и легенд
  • Подвиги современных героев
  • Исторические миниатюры, посвященные знаменитым событиям мировой истории
  • Типический портрет и многие другие

Чеканные изделия

Среди всего разнообразия изделий, украшенных чеканным изображением, можно назвать следующие:

  • Картины на металле
  • Элементы декора интерьера
  • Чеканные фрагменты для деревянной мебели
  • Детали автотюнинга
  • Кованные столы с чеканной поверхностью
  • Кровати с элементами чеканки
  • Комоды, украшенные резьбой по дереву и чеканкой
  • Панно из чеканки
  • Чеканные ширмы и колонны
  • Карнизы с чеканным декором
  • Чеканные подносы
  • Художественные тарелки
  • Камины с декором из чеканки
  • Мангалы с чеканными элементами

Кроме этого, мастера могут нанести чеканное изображение практически на любой предмет, исходя из индивидуальных пожеланий заказчика. Так, индивидуальные изделия авторской чеканки подходят для украшения интерьеров квартир, загородных домов и , а также элитных ресторанов и гостиниц.

Поделиться: