А вы знаете как правильно фотографировать новорожденных детей? Нюансы детской фотосъемки Самые лучшие детские фотографии как фотографировать.

Дата публикации: 15.12.2016

Мороз вовсе не повод откладывать фотосессии в долгий ящик, особенно перед новогодними каникулами. Это то самое время, когда вокруг лежит пушистый снег, по городу развешены гирлянды, а в воздухе витает праздничное настроение.

Зимой очень востребованы семейные и детские фотосессии. Съёмка детей - от малышей до подростков - является достаточно сложным процессом. В этой статье мы дадим несколько простых советов и попробуем вдохновить вас на новые фотошедевры.

NIKON D610 / 85.0 mm f/1.8 УСТАНОВКИ: ISO 400, F1.8, 1/500 с, 85.0 мм экв.

Время съёмки и настройки фотоаппарата

Выбор времени съёмки является одним из самых важных моментов на пути к удачному кадру. Считается, что летом самое красивое освещение бывает с 6 до 10 утра и с 4 дня до заката. Зимой световой день короче, характер освещения тоже меняется, поэтому для съёмки целесообразнее выбрать период с 11 до 15 часов дня.

В холодную пору уличные съёмки лучше проводить на фотоаппараты, защищённые от влаги и пыли. Раньше я снимала на Nikon D610 , сейчас использую Nikon D810 . Эта модель отлично снимает при минусовой температуре. А ещё со мной светосильные объективы с постоянным фокусным расстоянием: DC-Nikkor 135mm f/2D, AF-S Nikkor 85mm f/1.4D или AF-S Nikkor 50mm f/1.4G.

В 90 процентах случаев я снимаю на открытой диафрагме, то есть с максимальным значением диафрагмы. Так можно получить красивое боке, размытый фон.

Несмотря на то что на улице всегда больше света, чем в помещениях, я выставляю ISO в пределах 800. На полнокадровой камере Nikon D810 такие значения являются рабочими. Эта хитрость позволяет не менять значения ISO и диафрагмы, работать только с выдержкой в условиях постоянно меняющегося освещения. Исключением являются абсолютно безоблачные летние дни. Таким образом, я не теряю времени на постоянную смену параметров и сосредотачиваюсь на сюжете: ребёнок может стоять, двигаться, бегать, но света для короткой выдержки мне всё равно хватает.

И да, в морозные дни скорость имеет решающее значение, потому что всем холодно.

Баланс белого

В летние и осенние месяцы для съёмки на улице я всегда устанавливаю баланс белого 5000–5500 Кельвинов. Это достаточно тёплая температура. При таких значениях цвет кожи (скинтон) получается натуральным. При обработке тон можно скорректировать. Зимой баланс белого должен быть чуть холоднее. Старайтесь не выбирать автоматические настройки баланса белого, иначе можно получить снег грязного оттенка.

NIKON D610 / 85.0 mm f/1.8 УСТАНОВКИ: ISO 400, F1.8, 1/250 с, 85.0 мм экв.

Выбор локации или места съёмки, создание гармоничного образа

Прежде чем проводить детскую фотосессию на природе или в городе, необходимо детально проговорить возможные варианты места съёмки с родителями. От локации зависит и настроение снимка, и образ ваших героев. Конечно, съёмка летом в цветущих садах гораздо комфортнее и приятнее по температурному режиму, но это отнюдь не единственное решение. Для съёмки зимой достаточно найти красивый куст, припорошенный снегом или покрытый инеем, забор, дерево необычной формы. Вариантов много:

  • Лавочки, пеньки, заиндевелые кустарники, любые деревянные сооружения.
  • Грозди рябины или других зимних ягод. Для постановочной фотографии они формируются в букеты. Однажды я снимала девочку с букетом из репейника! Получилось очень интересно!
  • Городские улицы, каток. Зимой яркие огни создают незабываемую волшебную атмосферу.
  • Замёрзшие окна и витрины.

Ещё одна популярная идея - животные в кадре.

NIKON D610 / 85.0 mm f/1.8 УСТАНОВКИ: ISO 2500, F1.8, 1/3200 с, 85.0 мм экв.

Объективы AF-S NIKKOR 85mm f/1.4D и AF DC-Nikkor 135mm f/2.0D дают очень красивую картинку и великолепное размытие, так что чаще всего для постановочной фотографии я использую именно их.

Мне очень нравится снимать сквозь листья или какие-то преграды, создавать рамку уже на этапе съёмки. Этот приём называют передним фреймингом. При его использовании фокусировку на камере и объективах следует переключить в полностью ручной режим.

NIKON D610 / 85.0 mm f/1.8 УСТАНОВКИ: ISO 400, F1.8, 1/80 с, 85.0 мм экв.

Создание гармоничного образа для зимней съёмки осложняется тем, что детская одежда представляет собой практичные комбинезоны, которые лишают кадр художественной и тоновой привлекательности. Я советую родителям прихватить с собой несколько свитеров крупной вязки, меховых жилетов, порыться в бабушкиных сундуках… Нужны такие вещи, которые можно быстро надеть на ребёнка для съёмки постановочного кадра и так же быстро снять. А потом можно продолжать прогулку в зимних куртках.

NIKON D610 / 85.0 mm f/1.8 УСТАНОВКИ: ISO 2500, F1.8, 1/4000 с, 85.0 мм экв.

Постановочные кадры или репортаж? Выбор объективов

Я всегда стараюсь ориентироваться на поведение детей, их возраст, настроение. Чаще всего совмещаю во время фотосессии два жанра: снимаю репортаж в начале и делаю постановочные кадры в конце. Нужно помочь ребёнку раскрепоститься и согреться. Обычно я играю с детьми в снежки, валяюсь в снегу, помогаю лепить снеговиков… Иногда полезно приобщить и родителей: это помогает зажатым детям чувствовать себя максимально комфортно. На этом этапе для съёмки идеально подходит объектив с постоянным фокусным расстоянием 50 мм.

Если же ребёнок капризничает, не идёт на контакт, продолжайте фотографировать, ловите разные эмоции.

NIKON D610 / 85.0 mm f/1.8 УСТАНОВКИ: ISO 200, F1.8, 1/800 с, 85.0 мм экв.

Спустя какое-то время (около 30 минут), когда ребёнок уже заинтересовался лепкой снеговика, можно поменять объектив с 50 мм на 85 мм или 135 мм и сделать немного постановочных кадров, в игровой форме составляя композицию так, как задумали вы.

54849 Совершенствуем знания 0

Как нужно фотографировать детей? Этот вопрос задают многие родители, поэтому и посвящаем этот урок, в котором мы поможет вам с выбором оборудования и параметров съёмки, дадим советы по компоновке и работе со светом, а так же приоткроем основы общения с детьми, необходимыми для их фотосъемки.

Традиционно для нашей фотошколы, все советы разделены на 2 части - настройки камеры и непосредственно практика съемки. И пусть вас не смущает номер урока - у вас все получится! :)

Давайте начнем с нескольких советов по настройке вашей фотокамеры для фотосъемки детей.

Режим приоритета диафрагмы. Съемка в данном режиме и светосильной оптике позволит вам контролировать глубину резкости (ГРИП), что является важным для портретной съемки, чтобы фон на фотографиях получался размытым, акцентируя внимание на объекте съемки. Оптимальным будет значение f/2.2-2.8 (по условиям съемки) для портрета крупным планом, и f/2.8-4 для съемки ростового портрета. Эти значения условны, используются лично автором урока, и вы можете практическим путем определить настройки своей камеры, которые посчитаете более правильными.

Если у вашей камеры нет режима приоритета диафрагмы (т.е ваша камера не имеет ручных настроек), вы можете воспользоваться режимом «портрет». При использовании данного режима автоматика фотоаппарата откроет максимально диафрагму для выбранного вами фокусного расстояния, уменьшив глубину резкости.


ISO - в зависимости от того, где происходит фотосъемка (в помещении или на улице) и от того, какой свет, устанавливайте значение светочувствительности на минимально возможное значение для предотвращения появления шумов. ISO на 100-200 - если освещение достаточно хорошее. Если освещение недостаточное и скорость затвора при малой ISO получается длинной, вы можете компенсировать это увеличением светочувствительности, но, рекомендую, не более 800.

Выдержка - старайтесь использовать 1/200 для статического прортета, когда ваш ребенок позирует, и, если дети не сидят на месте - поднимите до 1/500 или выше. Как уже было сказано выше, если света недостаточно и выдержка в режиме приоритета диафрагмы устанавливается длиннее 1/125 - увеличивайте ISO или приоткройте немного диафрагму. Если в вашей камере нет ручных настроек - используйте спортивный режим настроек.


Режим фокусировки - установите режим фокуса по одной точке - с детьми, которые постоянно двигаются, это будет оптимальным режимом. В простых мыльницах, к сожалению, выбрать режим фокусировки камеры нельзя (может стоит задуматься о смене камеры?).

Формат изображений при съемке - если у вас есть время и навыки обработки фотографий, то старайтесь делать снимки в формате RAW. Это даст больше возможностей для постобработки. И снова констатирую, что цифровые компакты не дают возможности выбора формата сохранения снимков.


Вспышка / Освещение - при наличии в камере разъема "горячий башмак" от использования встроенной вспышки лучше сразу отказаться. Если фотосъемка проходит в помещении свет используйте внешнюю вспышку с отражением светового импульса от стены или потолка (если они белые) или использовать рассеиватель, чтобы получить непрямой свет. Если внешней вспышки нет или камера не позволяет ее установить - постарайтесь фотографировать при натуральном свете и не беспокойтесь при этом о вспышке (за исключением моментов, когда вы снимаете против солнца и нужен будет заполняющий свет вспышки).

Объективы. Если ваша камера со сменной оптикой, то выбор определяется из условия, о которым рассказано в начале урока - большая светосила. При съемке детей в динамике необходимо использование объектива с зумом, при статической съемке - лучшим вариантом будет, конечно же, объектив с фиксированным фокусным расстоянием. Телевизионный зум-объектив позволит снимать непринужденные сцены с большой дистанции, а широкоугольный - делать панорамные снимки.

На этом с настройками закончено, пора переходить непосредственно к практике съемки.

Практика по фотографированию детей

Перед тем как давать специфические советы по фотосъемке детей, следует упомянуть о том, что ребенок в процессе фотосъемки должен чувствовать себя максимально комфортно и непринужденно. Можно показывать ребенку сделанные фотографии, давать смотреть фотокамеру или позволить самому сделать несколько снимков.

Место, где вы будете фотографировать , если будет ситуативным, но постарайтесь заранее продумать 2-3 сцены, которые вы хотели бы запечатлеть. Снимайте на природе (например, в парке или лесу), и в помещении (например, спальня или комната, где ребенок играет). Найдите место с простым, неярким фоном для постановочных поз (и посмотрите, чтобы сзади не было ковра!). Выбирайте места, где детям будет весело и интересно, тогда вы сможете сфотографировать их в непринужденной обстановке в игре.

Скрытая фотосъемка - старайтесь фотографировать детей настолько скрытно, насколько это возможно. Они могут заниматься в это время своими любимыми делами. Используйте телевизионный объектив.

Избегайте постановочной съемки, где ребенок, например, сидит среди игрушек с кислым лицом и безучастно смотрит на них. Картинка называется «Счастливый день рождения», но больше всего ей подходит другое название: «Достал этот фотограф и все ваши подарки». К сожалению, социальные сети просто кишат именно такими фотографиями.

Позирование - дети постарше любят позировать, а вот маленькие дети не очень к этому внимательны и фотографии, на которых они позируют, могут выглядеть немного неестественно и натянуто.

Самый лучший период для съемки младенцев - от 6 до 9 месяцев. Тогда у нас самые ангельские мордашки, распахнутые глазёнки и самое управляемое настроение. В этот период младенцы смотрят на то, что им показывают, лежат там, где их положат, трогают то, что дают. В общем, идеальные модели. В год-два начинает проявляться характер. Тут уже как повезет. Может быть все игры, которые вы ему приготовили, будут совершенно ему не интересны. В три-четыре детей трудно заставить постоять на одном месте. Даже не надейтесь, что вы поставите маленького ребенка перед объективом, и он будет вам лучезарно улыбаться, поворачиваться в разные стороны и реагировать на все, что вы скажете. Не будет. 100%. Съемочная площадка превращается в площадку для активных игр, причем играть всегда хочется не там, где фотографируют. А вот ближе к 5 годам ребенок может уже хорошо позировать.

Фотографируйте на уровне лица ребенка - обычный маленький ребенок не выше половины вашего роста и если фотографировать его с вашей высоты, снимки получатся обычными и не выразительными, и пропорции тела ребенка будут нарушены. Поэтому присядьте на уровень глаз ребенка.

Использование зума . Можно увеличивать фокусное расстояние зумированием, но не забывайте, что при этом объективы с переменным значением диафрагмы уменьшают светосилу, и, соответственно, возрастает выдержка и увеличивается ГРИП. Лучше при этом зум не использовать, оставив объектив в широкоугольном положении и сделать снимки в окружающем контексте, не забывая при этом, что на снимках должны также доминировать лица детей, а не только окружение.

Фокусируйтесь на глазах . Уделите максимальное внимание глазам ребенка. Четкие глаза на снимке всегда привлекут к нему внимание зрителя.

Фон. Обратите внимание на фон ваших фотографий. Фон придает контекст фотографиям, но он может и отвлекать внимание от главного объекта съемки. Перед съемкой уберите все лишние предметы из кадра. Экспериментируйте с фоном разных цветов и текстур или же наоборот сделайте снимок так, чтобы фон на нем вообще не было видно.

Одежда - выбирайте одежду, в которой ребенку будет комфортно, и которая будет отражать его индивидуальность. Также хорошо иметь несколько разных костюмов, если съемка будет происходить в разных местах. Избегайте ярких, кричащих цветов и аксессуаров в кадре - они отвлекают внимание от глаз ребенка и создают некое цветовое пятно - визуальный центр фотографии.

Для получения оригинальных снимков используйте режим непрерывной съемки .

Включайте в кадр других людей как еще один способ помочь ребенку раскрепоститься - добавьте родителей, братьев, сестер, друзей и т.д. Это добавит замысел взаимоотношений в кадр и отвлечет ребенка от фотографа. Двоих детей снимать интереснее, чем одного, но и сложнее. Тут эмоции одного ребенка должны совпадать с эмоциями другого, иначе получится полный разброд. Здесь тоже легче дать им какое-то задание и снимать, что они будут делать. Только тогда фотография не будет выглядеть наигранной.

Делайте фотосессию максимально веселой . Старайтесь развеселить ребенка, попросите его делать какие-нибудь забавные вещи, это сделает снимки более энергичными и поможет ребенку расслабиться. Чем веселее будет ребенок, тем более искренними и оригинальными будут его снимки.

Световая схема , которую вы будете применять в помещении, не должна быть сложной и тяжело настраиваемой. Детям скажешь стоять здесь, а они отойдут на полметра в сторону. И именно в стороне будут самые хорошие кадры. Если свет у вас настроен на конкретную точку и конкретный ракурс, у вас мало что получится. Легко снимать детей на белом фоне, где шаг в право, шаг влево, большой роли не играет, хотя, конечно, за светом все равно надо следить, и по возможности его править.

Выделим отдельно фотосъемку в детских садах и школах

Производственный процесс школьной фотосъемки требует тщательной организации. Дело в том, что на фото съемку одного класса, обычно, можно затратить время, сопоставимое с одним уроком. В классе от двадцати пяти до сорока пяти учеников. Урок длится сорок пять минут. Следовательно, на каждый портрет у фотографа есть всего одна минута.

Переносная студия в миниатюрном варианте состоит из студийной вспышки мощность 150 дж (при расстоянии от зонта до глаз ребенка 130 см дает диафрагму 8), зонта диаметром 100 см (отодвигать зонтик больше чем на метр тридцать от глаз — плохо. Он при этом перестает давать мягкий светотеневой рисунок, а использовать зонты большого диаметра — нельзя: они занимают слишком много места), отражателя справа от фотографа (в см двадцати от плеча ребенка) и источник рисующего свет (в идеале должен стоять так, чтобы в процессе съемки не надо было его слишком часто перемещать, примерно на 20 см выше головы ребенка, угол — 45 градусов к оси объектива).

Открывать дырку еще больше 8 плохо, потому что не остается запаса глубины резкости, и в случае малейшей ошибки можно получить брак. Учитывая темп съемки, лучше не рисковать.

Дети на переменке как с цепи срываются, носятся как метеоры, то и дело сбивая забор из стульев, сооруженный вокруг студии. Им ничего не стоит завалить любую из вспышек на пол. Поэтому на переменках съемка прекращается, фотограф переквалифицируется в секьюрити.

Объектив должен позволять снимать поясной портрет с расстояния вытянутой руки. Это важно, потому что то и дело приходится поправлять детям воротнички рубашек, галстуки, челки. Портретники отличаются мягким рисунком, небольшой глубиной резкости и обычно большой светосилой.

Начиная съемку класса, отключите автофокус и постройте кадр так, чтобы голова портретируемого занимала три четверти кадра, корпуса не было слишком много, а над головой оставалось небольшое пространство размытого фона. Теперь наведите резкость на глаза ребенка и заклейте кольцо наводки на резкость скотчем. Главное, чтобы в процессе работы не менялся масштаб изображения головок. Когда они соберутся все вместе на одной классной виньетке, разнокалиберные головы будут смотреться некрасиво. Наводить резкость придется путем изменения положения собственной головы: то приближаясь к глазам клиента, то отдаляясь от них. Не очень удобно, зато гарантирована стандартность продукта на выходе. Еще одна важная мелочь. В момент съемки зеркало камеры поднимается, и вы на короткое мгновение теряете человека из виду. А он именно в этот момент норовит моргнуть. Есть только один способ избежать этого в процессе съемки: нужно смотреть одним глазом в объектив, а другим - прямо на ребенка и в случае необходимости снять дубль. Страховаться от ошибок, то и дело рассматривая дисплей камеры, не выход — сбивается темп работы.

Накануне съемки дети обычно получают от родителей массу «полезных» советов. Надрессированное дитя, садясь на стул перед фотографом, надувается, как пузырь, начинает поправлять прическу, воротник, жевать собственные губы или выдает такую кривую улыбку, что впору самому расхохотаться. Очень многое в этом случае зависит от поведения фотографа. Нельзя давать ребенку опомниться. Как только вы усадили его и поправили прическу, одежду -сразу же задайте ему какой-нибудь дурацкий вопрос, не имеющий к съемке никакого отношения, но требующий переключения внимания. Например: «Сколько будет кважды ква?», «Как зовут твою кошку?», «Поверни нос чуть левее» и т. п. Таких заготовок должно быть у вас в запасе довольно много, чтобы для каждого следующего ребенка вопрос был неожиданным.

Дети обычно стоят в очереди возле студии и все происходящее наблюдают как маленький спектакль, в котором фотограф — и режиссер и актер одновременно. И оттого, интересен ли детям спектакль, зависит их поведение во время съемки. В тот момент, когда ребенок слышит вопрос, он волей-неволей переключает внимание с желания быть красивым и управлять мышцами лица на обдумывание неожиданного вопроса. Физиономия его в это время приобретает естественное выражение. Вот это и есть момент истины, ловите его, нажимайте на спуск. Спустя мгновение ребенок обдумает вопрос и отреагирует: начнет говорить, улыбаться и снова станет играть «красавчика».

Не стоит снимать говорящих детей, выжимать из них улыбки, если они сами вам не улыбаются с полной мерой доверия. Очень некрасивы неровные зубы или всякие железки во рту. Таким ребятам лучше вообще рот не открывать.

Не следует позволять детям стоять прямо за вашей спиной. Они начинают корчить рожицы, показывать рожки, словом, развлекать того, кто уже снимается. Это сбивает ритм съемки, мешает созданию оптимального настроения всего класса. Уверенность, доброжелательность, спокойствие, мягкая терпимость к детским шалостям и в то же время твердость в организационных требованиях - совершенно необходимы. Если удастся уговорить учительницу приводить в порядок своих сорванцов, и вы не будете тратить время на причесывание непокорных хохолков и приведение в порядок воротничков и галстуков, вам удастся снять весь класс за сорок пять минут и при этом не «наплодить» брака.

Старшие классы снимать сложнее. Девочки все сплошь фотомодели. Они могут сесть на стул спиной к свету, потому что эта сторона их лица им кажется лучше. Уговаривать пересесть - бесполезно. Необходимо заранее подготовиться к перестановке света и отметить на полу место установки стойки с зонтиком. Крупных ребят снимать придется стоя. Разговоры с ними и отвлекающие маневры должны быть более изощренными и с юмором. Команды приказным тоном не проходят. В обстановке конфронтации съемка идет плохо. У многих ребят подростковые прыщики. Поэтому запаситесь хорошей кроющей пудрой и маскирующими карандашами. Под дружный смех ребят придется в быстром темпе, не слушая возражений, красить щеки и лбы. В итоге получается вполне приличные портреты без прыщиков и веснушек. Альтернатива - компьютерная ретушь.

На этом на сегодня все. Надеюсь, материалы этого урока были интересны и полезны для вас. Успехов и всего вам фотографического!

И снова мы вернемся к этому вопросу, так как он актуален всегда. В этой статье собрано несколько советов по детской фотографии. Они изложены ниже в двух частях: "Настройка камеры" и "Съемка". Знакомьтесь, берите на вооружение и помните о том, что ничто в фотографии не является догмой.

Фотосъемка детей - этап настройки камеры

Давайте рассмотрим вопрос настройки камеры перед работой с детьми.

Начните с переключения камеры в режим приоритета диафрагмы. Это позволит вам иметь определенный творческий контроль над глубиной резкости, что может быть очень важным для портретов. Если у вашей камеры такого режима нет - у нее может быть режим "портрет", который стоит попробовать, чтобы получить приятные .

Установите свою диафрагму на f/5.6 для начала. Это выкинет задний план из фокуса (если только дети не будут стоять непосредственно возле стены), однако даст вам достаточно глубины резкости, чтобы лица моделей были в фокусе.

В зависимости от того, где вы снимаете (внутри помещения или же снаружи) и как выглядит ваш свет - установите ISO на 200 (значение ниже лучше, если у вас много света). Если слишком темно, и это делает выдержку чересчур длинной, постепенно увеличивайте ISO и остановитесь на самом маленьком из возможных значений. Идеально, если ISO не будет выше 800, иначе получится выраженная пикселизация.

Следите за скоростью затвора, которую автоматически подбирает ваша камера. Постарайтесь сохранить ее значение равным 1/200 секунде или больше, если сможете (когда дети бегают, тогда необходимо ускоряться - 1/500 будет лучшим выбором или даже более).

Итак, если слишком темно, вы можете увеличить или немного приоткрыть диафрагму. Если вы не уверены в скорости затвора, а ваши фотографии получаются размытыми, потому что дети двигаются слишком быстро - попробуйте установить камеру в "спортивный режим".

Режим фокусировки. Установите автофокус на фокусировку по одной точке. В случае съемке детей, которые, как известно, много и быстро перемещаются в пространстве, вам нужно точно знать, на чем именно ваша камера фокусируется.

Выполняйте съемку в RAW. Это даст вам больше возможностей для редактирования снимков в дальнейшем. Если ваше время ограничено и/или у вас нет возможности редактировать свою работу - JPEG придет на помощь. Комбинированный способ сохранения полученных изображений , тоже может быть очень удобным.

Можно, конечно, ограничиться использованием встроенной вспышки в камере. При наличие обратите внимание, что свет от нее нужно рассеивать. Для этого используются специальные рассеиватели для вспышек, либо же сама вспышка направляется в сторону или в потолок, откуда свет отразится и вы получите хорошее мягкое освещение в помещении.

При отсутствии дополнительных источников освещения попытайтесь найти места для съемки, в которых есть хороший естественный свет. Например, возле больших окон или непосредственно вблизи со светлыми стенами. Старайтесь, чтобы помещение было наполнено рассеянным светом.

Постарайтесь использовать разные объективы. Например, можно использовать объектив с возможностью реального масштабирования. Объектив 70-200 мм позволит вам снимать на расстоянии и при этом заполнять кадр ребенком, которого вы фотографируете (этот объектив также имеет несколько преимуществ: он достаточно светлый (f/2.8) и есть стабилизация изображения). Другой подход, который может оказаться довольно забавным, - снимать широкоугольной оптикой. Это придаст изображениям забавные искажения (которые, в конце концов, при творческом использовании помогут создать замечательные снимки).

Это то, что касается технической стороны процесса съемки детворы. Перейдем к творческой составляющей.

Фотографирование детей - этап съемки

Прежде чем приступить к некоторым конкретным советам по съемке, стоит напомнить, что фотограф, который снимает детей, в первую очередь должен стремиться к тому, чтобы детям было максимально комфортно перед камерой. Что необходимо сделать для налаживания контакта? Разговаривать - это раз. Сделать несколько пробных снимков и затем показать их детям - это два. Если возраст ребенка позволяет удержать камеру, можно попросить его сделать ваш снимок. Все эти действия настроят ребенка на нужный лад. Чем спокойнее будет обстановка, тем лучше.

Местоположение будет зависеть от вашей ситуации, от того, где вы снимаете. Постарайтесь подумать о 2-3 локациях, которые вы могли бы использовать. Все это нужно сделать до начала съемки. Если у вас есть несколько часов для съемки, выберите хотя бы одну локацию на свежем воздухе (возможно, парк), одну внутри помещения (возможно, в спальне или в игровой комнате) и также попытайтесь найти место с довольно простым задним планом (что-то цветное может хорошо подойти) для нескольких постановочных снимков. Выбирая места помните о том, что они должны быть пригодными для интенсивного передвижения детей, тогда вы сможете показать их в естественной игривой среде. Если у вас есть время, на или какое-нибудь другое место для развлечений.

Искренняя фотография . Старайтесь уловить момент, когда ребенок выглядит наиболее искренне. Попросите человека делать то, что ему нравится, и просто начинайте снимать. В процессе съемки можно попросить остановиться на мгновение, посмотреть на вас или в какую-то определенную точку. Со временем вы найдете много хороших моментов даже по ходу детской игры.

Постановка . При работе со взрослыми детьми вы можете обнаружить, что они лучше ведут себя, когда позируют. Маленьким детям попросту часто не хватает внимания и усидчивости для этого (и они склонны натягивать самые кривые улыбки, которые только могут).

Опускайтесь на уровень роста ребенка. Маленькие дети (если они не очень необычны) будут приблизительно вдвое ниже вашего роста. Съемка с ракурса взрослого, который смотрит вниз на детей, принесет вам очень посредственные кадры. Опуститесь к ним, на уровень их роста, пусть камера будет на уровне глаз (или даже чуть ниже) ребенка - и вы получите более открытые и откровенные снимки.

Измените перспективу . Можно получить действительно хороший снимок, наоборот, нарушив предыдущее правило "опуститься на уровень роста ребенка". Съемка непосредственно сверху или снизу в итоге даст интересный результат! Но таких снимков не должно быть подавляющее большинство из всей фотосессии.


Подходите близко . Хорошо получаются кадры, в которых все пространство заполняется изображением ребенка. Убедитесь, что на фотографии доминируют лица, и акцент сделан именно на них.

Фокусируйтесь на глазах . Обратите особое внимание на глаза детей. Вы можете допустить некоторую нечеткость других черт лица, но помните, что зритель всегда обращается к глазам объекта съемки.

Обязательно обратите внимание на фон изображений . Задний план может добавить контекст вашим снимкам, но также может отвлекать зрителя. Перед началом съемки избавьтесь от любых отвлекающих элементов. Сделайте хотя бы одну из ваших локаций местом с нейтральным фоном. Можно, например, найти красочную стену или даже специально создать задний план для нескольких постановочных снимков, на которых ребенок будет просто стоять перед ним, используя, например, .

В качестве альтернативы можно осветить свой объект таким образом, чтобы заднего плана вовсе не было видно.

Вносите абстрактность . Например, сфотографируйте обувь ребенка, приблизьте руки или ресницы, составьте кадр таким образом, чтобы только часть головы находилась на фотографии. Такие игривые снимки могут быть очень забавными и внесут разнообразие в вашу фотосессию.


Для съемки всегда выбирайте одежду , в которой ребенок чувствует себя комфортно, и что отражает его личность. Если вы нарядите детей в праздничную выходную одежду, они не смогут свободно двигаться - ваши снимки будут выглядеть слишком высокопарно и неестественно.

Хорошую службу сыграет серийная съемка , особенно удобно использовать этот режим при фотосессии на улице или в парке, где дети находятся в постоянном движении. Можно сделать "серию" снимков и потом объединить их в рамке с несколькими изображениями, или же скомпоновать в одну фотографию при помощи программы постредактирования (например, ребенок бежал, скользил вниз по горке на площадке, качался, танцевал, катался на велосипеде...) - это может быть очень весело!


Добавьте в кадр других людей - один хороший способ помочь расслабиться ребенку, если он немного напряжен и внести в изображение больше контекста и истории. Это может быть родной брат или сестра, родитель или друг - добавление второго человека в кадр вносит еще одну достопримечательность и приносит идею "отношений" в ваш образ. Это также может отвлечь ребенка от вас и процесса съемки и помочь ему немного расслабиться.

Говоря о веселье подразумевается именно веселье . Покажите детям некоторые из сделанных вами снимков, попросите их заняться смешными вещами, главное фотограф сам должен быть смешным и веселым, улыбчивым и находчивым. Чем веселее вам будет, тем более искренними и настоящими получатся ваши снимки в итоге.

Любимые и драгоценные детки — сколько радости и волшебных минут счастья, сколько гордости и воодушевления они приносят своим родителям! Но как же быстро они растут - только и успевай следить за их чудесными изменениями.

Чтобы не забыть ничего важного и иметь возможность любоваться ими, маленькими, когда они вырастут, стоит почаще делать фотографии детей, складывая их в бесценный семейный альбом.

Но как фотографировать детей, чтобы снимки получались действительно хорошими? Каким фотоаппаратом лучше пользоваться? Наконец, что нужно знать, чтобы создавать действительно хорошие фотографии?

Зачем делать детские фото?

Наши малыши — это лучшие модели в мире, так как они находятся всегда под рукой, вернее, крутятся под нашими ногами.

У них не нужно спрашивать разрешения на съемку, боясь нарушить личное пространство. Кроме того, всегда можно выложить сделанные фотографии в блог или на страницу соцсети (до того, как ребенку исполнится 18 лет, его родитель может делать это, не боясь нарушить «авторские права»).

Наконец, все дети очень быстро растут и меняются. И когда они повзрослеют и станут спрашивать, какими были в детстве, вы всегда сможете показать им заветный альбом с фотографиями, запечатлевшими лучшие моменты беззаботной жизни.

Другими словами — создать целую летопись детства, возвращаясь при просмотре альбома в эту прекрасную пору.

Выбираем фотоаппарат для съемки: мыльница, пленка или зеркалка?

Качество снимков напрямую зависит от того, каким фотоаппаратом их делают. Популярные цифровые мыльницы хоть и находятся всегда по рукой и купить их гораздо проще, однако для съемок в движении они не очень-то подходят. Стоит ребенку шевельнуться или прыгнуть, как кадр будет безнадежно «испорчен».

Или это не так? И самые лучшие снимки получаются тогда, когда малыш ведет себя непосредственно: играет, смеется, ест пластик арбуза и размазывает капли сока по своим щекам?

Если у вас есть такая возможность, приобретите для себя пленочный или зеркальный фотоаппарат, и вы точно об этом не пожалеете.

При работе с пленочным агрегатом немало прекрасных минут вам доставит совместная проявка сделанных фотографий, а если выберете зеркалку, то фотографии, сделанные с ее помощью (при правильном подходе к аппарату), получатся просто потрясающими.

Настраиваем зеркальную фотокамеру

Диафрагма

Ее правильная настройка позволяет отрегулировать глубину резкости, являющуюся важнейшим правилом качественного фото. Для этого выберите значение диафграгмы f5.6.

В случае, если у фотоаппарата нет такого режима, просто включите функцию «портрет». Ее автоматические настройки самостоятельно откроют диафрагму и уменьшат глубину резкости, сделав фон и объект фотографий красивым и четким.

ISO

Настройка светочувствительности зависит от того, где именно вы будете фотографировать ребенка: на улице или в помещении. Тут важен и свет: если в комнате темно, то для качественного фото нужно установить ISO в значении 200. Когда освещение вас устраивает, данный параметр можно немного уменьшить.

Выдержка

Лучше всего использовать значение 1/200, если модель при съемке сидит. Если ребенок находится в движении, поднимите уровень хотя бы до 1/500.

Недостаточно света? Увеличьте ISO еще больше, приоткрыв диафрагму. Наконец, если ничего не получается, просто воспользуйтесь спортивным режимом съемки.

Фокусировка

Лучше всего устанавливать ее режим на одной точке, ведь дети, которые постоянно бегают, не дадут вам возможности сфокусировать камеру самостоятельно.

RAW

Другими словами - формат снимка. Занимаетесь обработкой фотографии? Тогда делайте фотографии в формате RAW, а если нет, то спокойно работайте в режиме JPEG.

Вспышка

Внешняя вспышка гораздо лучше, чем встроенная. Если к тому же съемка проходит в помещении со светлыми стенами, лучше отражать вспышку от стены или потолка.

Не используйте встроенную вспышку в работе при естественном свете. Помните: снимая стоя против солнца для заполнения кадра вспышку лучше будет все-таки включить.

Объектив

Лучше всего выбирать фотоаппараты с хорошим зумом (например, с объективом в 70-200мм). Он позволит вам фотографировать детей издалека. Как вариант — взять объектив широкоугольный, который поможет сфотографировать чадо со смешными искажениями.

Для работы в помещении, где мало света, лучше выбрать аппарат со светосильным объективом.

Как снять ребенка красиво?

Все малыши разные. Это становится особенно заметно, когда вы начинаете фотографировать детей: когда один малыш сидит спокойно и смотрит прямо в кадр, другого в это время нельзя поймать и всемером.

Но даже в этом нет ничего безнадежного: чем живее ребенок, тем интереснее получаются снимки. И если ваше активное чадо не желает позировать, примите это не только как данность, но и как замечательный повод для создания хорошей фотографии.

Позирование

Для начала разберемся с теми детками, которые любят позирование.

Первое, что стоит знать, фотографируя таких детей, это то, что делать снимки стоит с их уровня роста (как минимум, он должен находится на уровне глаз карапуза).

Отлично, если малыш самостоятельно принял хорошую позу, но если этого не произошло, вы сможете ему помочь.

Поза лежачая

Попросите малыша лечь на пол или на траву. При этом он может распластаться по земле или лечь на нее, беззаботно подперев голову руками.

Игрушка в помощь

Успокоить ребенка и настроить его на съемку можно, дав ему в руки любимого плюшевого друга. К тому же, фотографии с игрушками получаются очень милыми и нежными.

Активные действия

Можно попробовать сфотографировать ребенка в тот момент, когда он играет или рисует акварелью. Заняв детей чем-то действительно интересным, вы сможете получить отличный ракурс и замечательную фотографию.

К тому же, когда малыш по-настоящему увлекается тем, что делает, он отлично «позирует» вам, как фотографу.

Смейтесь громче

Моменты, связанные с громким смехом или криком, невероятно ценны для любого фотографа: именно в эти минуту и получаются фото, которым нет цены.

Только не просите малыша искусственно или натужно смеяться — наигранных эмоций для настоящих фотографий лучше избегать.

Кушайте на здоровье

Во время съемки можно использовать простые продукты питания: яблоко, арбуз, конфеты или мороженое. Пусть ребенок кушает их с аппетитом, а вы не забывайте щелкать в это время затвором.

Как снимать активных деток?

За игрой

Нет ничего прекраснее ребенка, который увлечен игрой. Однако нужно правильно выбрать тип веселья, так как не все игры хорошо подходят для фотографирования: модель из кадра может все время убегать.

Для решения задачи побудьте еще и режиссером, а не только фотографом, и предложите ребенку правила: попросите его поиграть в мячик, а еще лучше возьмите кого-нибудь в помощники.

Ваш ассистент не только поиграет с ребенком, но и одновременно проследит, чтобы тот гармонично располагался по отношению к фотоаппарату.

На солнышке

Привычная, если не сказать, что обыденная прогулка — это повод для создания хороших снимков. Тем более, если за окном прекрасный солнечный день, который отлично подойдет для съемки.

Во время игр с водой

Все детишки просто души не чают в воде и обожают купаться. Используйте эту привычку в свою пользу, ведь чем больше ребенок испытывает положительных эмоций, тем интереснее получаются снимки.

Используйте защиту

Одно «но»: в этом случае снимать проще будет тем, у кого есть компактный фотоаппарат с водонепроницаемым чехлом. Это приспособление нужно в первую очередь для того, чтобы защитить камеру от воды и брызг.

С чехлом вы сможете без страха и упрека опустить фотоаппарат под воду и поймать гениальный момент, когда одна половина вашего кадра (и модели) окажется в воде, а другая - на суше.

Фотографируем в квартире

Несомненно, чаще (и удобнее) фотографировать детишек получается именно дома. Для того, чтобы снимки получались хорошими, откажитесь от вспышки — она вам ни к чему. Лучше возьмите на вооружение естественные источники света.

Так, если в комнату заглядывает милое солнышко: предложите малышу поиграть у подоконника и сделайте трогательный снимок на фоне окошка.

Делаем семейный портрет

Хотите сфотографироваться вместе с ребенком? В помощь вам придет зеркало, напротив которого вам и нужно будет расположиться. Делайте это так, чтобы в нем было видно отражение играющего малыша. Чем естественнее фото, тем лучше.

Хотите что-то более занятное? Поставьте камеру на таймер (10 секунд) и подскочите к модели в самый важный момент. Только не делайте снимки вытянутой рукой — у вас получатся только две искаженные мордочки, а не семейный портрет.

Уделяем внимание деталям

Все гениальное просто и оно заключается в деталях: сфотографируйте милую ножку ребенка, которую в это время держит в ладонях папа. Снимите трогательные пальчики, крепко ухватившие вас за палец...

Чем больше вы уделяете внимания важным деталям, тем больше сможете вспомнить в дальнейшем, вытирая навернувшиеся на глаза слезы радости и счастья.

Как снимать маленьких детей и новорожденных?

Есть несколько важных правил для съемки маленьких детей, и мы о них с удовольствием вам расскажем.

Позы для съемки

  • младенцы до 1,5-2 месяцев: лучше снимать их лежачими, только делать это не сверху, а с уровня глаз. Можно запечатлеть малыша на руках у папы или снять его лицо, выглядывающее из-за плеча;
  • карапузы 2-5 месяцев: учитывая то, что они уже хорошо держат голову, лучше фотографировать их лежащими на животике. Для съемки подойдет поза сидя, только не забывайте дать малышу в руки что-нибудь для отвлечения внимания;
  • дети в 6-9 месяцев: снимать этих карапузов лучше, улегшись на пол;
  • малыши 9-10 месяцев и старше: уверенно стоящие и бегающие, они хорошо попадут в кадр, если фотограф, стоящий в коленно-локтевой позе, будет догонять их с аппаратом для съемки.

Разные ракурсы

Так как малыши позировать в этом возрасте не умеют, старайтесь разнообразить снимки, подползая к ним с разных ракурсов.

Съемка в дневное время

Дневной свет удачнее электрического, да и кроха в это время суток настроен на работу намного больше, чем по вечерам.

Снимаем сонного малыша

Откроем маленький секрет: вовсе не обязательно ждать, когда ребенок проснется. Можно сделать несколько кадров мило дрыхнущего карапуза — он прекрасно получится на фото.

«Нет» вспышке

Лучше не использовать вспышку для съемки маленьких детей, так как ее яркий и слепящий свет, возникающий неизвестно откуда, может не только напугать малыша, но и негативно повлиять на сетчатку его глаз.

Не бойтесь плача

Настоящего фотографа (в ателье, в детском саду или на улице), не сможет испугать детский плач, но если снимки делает мама малыша, то это совсем другое дело.

Однако и вам не стоит бояться плача: это нормальная картина, при которой ребенок неплохо получится на фотографии. Щелкнули пару раз — и успокоили чадо.

Крупные планы

Они очень хорошо помогают передать хрупкость и нежность маленького создания и прекрасно получаются, если в момент съемки ребенок зевает или робко улыбается.

Снимайте чаще

Ваши детки растут с каждым днем и так же постоянно меняются, потому есть смысл фотографировать их если не каждый день, то хотя бы пару раз в неделю.

Держите камеру под рукой

Чтобы не упустить важный момент, не убирайте камеру далеко в платяной шкаф, ведь в повседневных делах вы сможете найти массу вдохновения для хорошего портрета!

Будет ли это купание или оздоровительный массаж, традиционное кормление грудью или прогулка в парке - по сюжету такие кадры ни в чем не уступают постановочным.

Хитрости и секреты красивых детских фото

Зум и фокус

Увеличивая зум, вы сможете фотографировать малыша в окружающем контексте. Стоит уделять большое внимание глазам ребенка, потому что именно они — бездонные и искрящиеся счастьем — привлекают внимание наблюдателей.

Фон

Верно подобранный фон — это такой, который не отвлекает зрителя от главного объекта съемки. Уберите ненужные предметы из кадра и экспериментируйте с разными цветами и текстурой пространства.

Нестандартный подход

Можно разнообразить фотографии, запечатлевая не «всего» ребенка целиком, а отдельные детали: туфли, руки или ресницы.

Одежда

Ребенок должен чувствовать себя комфортно, а потому для проведения фотосессии лучше выбирать ту одежду, в которой ему будет удобно работать моделью.

Непрерывная съемка

Используя возможность непрерывной съемки, вы получите прекрасные снимки, наполненные оригинальностью и собственным авторским стилем.

Помощники

Малыш намного быстрее раскрепостится, если в кадре с ним будет присутствовать знакомый человек: папа, бабушка, брат или сестра. Кроме того, присутствие на фотографии другого персонажа добавляет в кадр прелесть взаимоотношений.

Правила безопасности при детской съемке

Съемка детей - это не только приятное занятие, но и довольно ответственное. Поэтому стоит подумать не только о правилах ее проведения, но и о моментах, связанных с безопасностью (и модели, а фотоаппарата):

  • не забывайте защищать объектив специальным фильтром;
  • ни в коем случае не бросайте камеру без присмотра или там, где до нее с легкостью дотянется любопытное создание;
  • приобретите специальный набор для чистки объектива;
  • держите фотоаппарат в руках крепко, а еще лучше удерживайте его с помощью ремешка, накинутого на плечо;
  • фотографируйте чаще, чтобы малыш привык к камере и не пытался выхватить ее из рук;
  • подкрадывайтесь к чаду незаметно;
  • покажите ребенку фотоаппарат и позвольте (в рамках разумного) нажимать на его кнопки;
  • если же малыш все-таки проявляет к фотоаппарату повышенный интерес и вы боитесь за сохранность агрегата, просто подарите чаду детскую камеру, чтобы начать снимать вдвоем.

Что еще нужно знать?

  1. Растущие в цене с каждым днем, детские фотографии стоит бережно хранить и выделять для этого очень много места на жестком диске.
  2. Не будет лишним правильно настроить камеру и снимать ребенка в RAW формате.
  3. Также нельзя экономить и на карте памяти. Запаситесь достаточным их количеством, поскольку многие кадры вам придется безжалостно удалить, чтобы оставить на память самые интересные.
  4. Сохраняйте оригиналы снимков в отдельном месте, а если работаете в графическом редакторе, то делайте это с копией фотографии.
  5. Спустя время вы освоите новые возможности этих программ и захотите обработать свой «первый снимок» гораздо интереснее. Как вы сделаете это, если оригинал портрета был безнадежно утрачен?

Три главных правила съемки

Делайте это!

Не ошибается тот, кто ничего не делает, а потому помните: боясь испортить фотографию и оттого не снимая своего ребенка, вы совершаете самую главную ошибку!

Ведь даже не самая удачная фотография, запечатлевшая прекрасное чадо - это лучший снимок на всем белом свете!

Печатайте фотографии

Не забывайте не только фотографировать малыша, но и регулярно печатать снимки. Многие «современные» родители делают одно, но напрочь забывают о другом, а ведь фото на бумаге намного «живее» компьютерного.

Наведите порядок в фотобанке

Сотни похожих друг на друга снимков, хранящиеся в ноутбуке? Это вчерашний день — нет никакого смысла копить одинаковое, если можно выбрать лучшее и избавить себя от просмотра тонн слайдов в поисках «того самого».

Подводя итоги

Как бы вы ни старались сделать по-настоящему хорошее фото, не стоит пренебрегать услугами профессиональных фотографов. Потому иногда стоит ходить всей семьей на профессиональную фотосессию.

Во-первых, там вы сможете отдохнуть и попозировать вместе с ребенком. Во-вторых, сумеете красиво попасть в кадр, а не постоять у «плиты» по другую сторону камеры.

Наконец, в-третьих, настоящий профессионал не только грамотно выставит свет, но и запечатлеет вашу семью при помощи профессиональной аппаратуры, ретуши и уникального таланта.

Все это даст вам возможность уже через пару часов или дней любоваться настоящим произведением искусства. Приятных вам творческих мгновений!

Советы мамы-папарацци

Эта статья посвящается родителям - фотолюбителям, и мы поговорим о том, как правильно фотографировать наших собственных чад. Про чужих детей сегодня не будем говорить, а разберемся с родными маленькими моделями.

Во-первых, они всегда под рукой, или лучше сказать, крутятся под ногами. То есть это благодарный и доступный объект для фотосъемки.

Во-вторых, не надо просить разрешения на фотосъемку и публикацию фотографий. Пока ребенку не исполнилось 18 лет, вы решаете, что и где публиковать. Это удобно, если вы ведете свой блог или продаете фотографии на стоках. Хотя сейчас время такое, что уже у четырехлетних стоит просить разрешение на публикацию их снимков в фейсбук! Все фотографии, представленные здесь, публикуются с разрешения моих дочерей.

В-третьих, детки меняются каждый день и не помнят себя в раннем возрасте. Мы с помощью фотографий восполняем «белые пятна» в их памяти. Создавая фотолетопись, мы позволяем выросшему ребенку вернуться в детство. Перелистывая домашний альбом и глядя на свои фотографии, он создаст для себя историю своей жизни. В снимках, где ребенок изображен на руках у папы и мамы, в объятьях бабушки, с любимой игрушкой, он будет черпать доказательства, что его любили и любят. А это очень важное для человека чувство! Оно дает взрослому опору, уверенность в себе. Вот так, а вы говорите, просто картинки в семейном альбоме!

Фотографируя детей, ловите естественные эмоции!

Детство - это ощущение свободы и полета!

Быть родителем - папарацци очень непросто! Поймать в кадр этих сумасшедших гномиков в естественной среде их обитания, так же увлекательно, как и сложно! Пожалуй, самое важное в фотографии детей - следовать за ними, наблюдая со стороны и не вторгаясь в их жизнь, ловя живые естественные эмоции.

Поэтому сегодня мы не будем затрагивать постановочную съемку, а поговорим больше о репортаже.

Конечно, можно взять на себя роль руководителя-сценариста и расписать, что и как должен делать ребенок, пока вы его фотографируете: «Солнышко, посмотри на маму, теперь помаши ручкой!». Порой диву даешься, откуда маленькая модель набралась этих жеманных штампов позирования? Возможно, видела по телевизору. Сохраните подольше естественность в ребенке, не заставляйте его позировать. Не учите детей плохому, они сами научатся!

Многие дети, когда видят в руках взрослого камеру, сразу начинают позировать.

Технические моменты, которые надо знать

Выбор объектива

Прежде всего, давайте подумаем, как вы будете ? Если это группа детей в помещении, тогда лучше всего подойдет широкоугольный объектив 17-35 мм. Наши комнаты, как правило, позволяют использовать оптимальные «портретные» фокусные расстояния 50 -100 мм только для крупных планов. В полный рост модель дома вы уже ими не сфотографируете. Придется с этим смириться.

Если будем фотографировать портреты с близкого расстояния, то вполне подойдет объектив 50- 100 мм. Рекомендуется использовать нормальные фокусные расстояния (50 мм) или короткие телеобъективы (70-135 мм). Широкоугольные искажают черты, если человек расположен близко. При съемке портрета с объективом 17 мм могут получиться лица, как в мультфильмах: большая мордочка и маленькое тело. Или крупные башмаки и где-то вдалеке маленькая голова. Кстати, это тоже интересный художественный прием. Конечно, если модель обладает чувством юмора и не обидится.

На этом снимке хорошо показаны две главные ошибки при съемке портрета. Во-первых, снимок сделан на фокусном расстоянии в 35 мм с близкого расстояния, что искажает черты лица. Во-вторых, резкость наведена не на глаза, а на губы.

Если вы хотите фотографировать «вождей краснокожих» с безопасного расстояния, то можно использовать телеобъектив до 200 мм. В этом случае мы можем «охотиться» скрытно, чтобы наше присутствие не было заметным. Но для этого понадобятся большое открытое пространство, где вы можете отойти на нужное вам расстояние от объекта съемки.

Я предпочитаю фотографировать объективами, фокусное расстояние которых можно менять, так называемые зумы или вариобъективы 17-70 мм. Они дают нужную свободу, чтобы среагировать правильно на происходящие события, приблизить или отдалить объект, не сходя с места.

Выдержка, диафрагма и ISO для фотосъемки детей

Так как дети - это вечные двигатели и прыгатели, то нужно выставлять выдержку не меньше 1/160-1/200 секунды, так как в любой момент ребенок может сделать непредсказуемое резкое движение. Очень удобно снимать в режиме приоритета выдержки (обозначается Tv или S).

И лучше всего кадрировать с запасом, чтобы наш активный объект съемки не выскочил за пределы кадра. То есть делать более открытый снимок, захватывать приличную часть окружающего пространства. Это позволит избежать отрезанных частей тела. Согласитесь, нам нужен наш ребенок весь, в целости и сохранности. Потом при пост-обработке мы сможем убрать лишнее.

Чтобы не пропустить «тот самый» кадр, полезно делать серийную съемку. Эту функцию можно установить в настройках вашего фотоаппарата. При этом вы нажимаете на кнопку «пуск» один раз, а камера делает серию снимков, из которых можно будет выбрать 1-2 приличных.

Выдержка в 1/500 секунды позволила поймать ребенка в движении, ISO 160. Диафрагма закрыта до 7, чтобы увеличить глубину резкости. Использовался следящий автофокус и серийная съемка.

Если нужно сделать фотографию ребенка в прыжке, когда он бежит, тогда придется ставить очень короткую выдержку 1/300 и короче, 1/800. Это можно делать в яркий солнечный день или с импульсным светом.

Оптимальная диафрагма для съемки детей f 5,6. Эта величина даст хорошую глубину резкости, но позволит не уменьшать выдержку. Однако если вы хотите достичь художественного эффекта и мягкости образа, тогда откройте максимально диафрагму.

Если вы общаетесь с фотоаппаратом «на вы», тогда можно начать делать репортаж в те моменты, когда ребенок спокоен, например, рисует, играет в шахматы, смотрит мультфильмы, играет с пеной в ванне. При этом выдержку можно увеличить до 1/100, а порой до 1/60 секунды. Но не забывайте, что важно соблюдать правило «золотой выдержки»: 1/(фокусное расстояние х на кроп-фактор). Иначе снимок может получиться смазанным.

Фотография сделана без вспышки, фокусное расстояние 47 мм, 1/80 сек, ISO 125, f 5,6

Какое ISO устанавливать? Фотосъемка детей - это один из тех случаев, когда можно максимально поднять ISO. Это позволит уменьшить выдержку и не открывать широко диафрагму, тем самым увеличить глубину резкости. Если у вас компакт с маленькой матрицей, то пределом для вас будет ISO 400. На современных зеркальных камерах любительского уровня ISO можно поднять до 800. Хорошие репортажные и профессиональные камеры позволяют делать снимки с ISO 3000 - 5000.

Как определяется предел ISO? Если вы увеличите ISO, то появятся шумы, которые сделают ваш снимок «грязным» и нечетким. Появление цветных точек на изображении и «зерна» - признак того, что вы подошли к пределу хорошего качества для вашей камеры и дальше увеличивать ISO не стоит. Хотя порой можно пренебречь этим и получить шумный кадр, на котором изображен ваш ребенок в какой-то особенный момент. В конце концов, любимые фотографии часто бывают не идеальными. В глянцевый журнал их не возьмут, но поместить Вконтакте или выслать бабушке и дедушке - можно.

Как фокусироваться?

Лучше всего, если объективы будут светосильными в пределах от f/1.8 до f/2.8, так как при выдержке в 1/200 секунды в помещении часто не хватает света, так что приходится открывать диафрагму, а при этом уменьшается глубина резкости.

И перед нами встает другая проблема: где фокусироваться? Лучше всего выставлять фокусное расстояние и диафрагму так, чтобы глубина резкости была достаточной и, как минимум, при съемке портрета все лицо было в резкости. Но если нет выбора, то фокусируемся по глазу, который ближе расположен к фотокамере.

Делая снимок в полный рост движущегося ребенка, некоторые фотографы предпочитают наводить резкость вручную. Они заранее «прицеливаются» в определенную точку, попросив кого-то позировать, затем ждут, когда ребенок окажется в этой точке, и нажимают на кнопку спуска. Данный метод отлично срабатывает, если вы снимаете прыжки, бег, спортивные соревнования, игры и что-то еще в таком плане.

Можно использовать метод предварительной фокусировки, описанный выше, на автомате, затем перевести в ручной режим фокусировки.

У меня не очень хорошее зрение и такой вариант не подходит, поэтому снимаю на автофокусе. Что сделать, чтобы автофокус не промахивался? Прежде всего, выставить фокусировку по одной точке. Если ребенок бежит вам на встречу или от вас, или качается на качелях, то можно использовать следящий автофокус. Обозначается Servo AF у фотоаппаратов Canon и Continuous-servo AF у Nikon. В этом случае фотоаппарат будет постоянно следить за предметом, когда он приближается к вам или отдаляется, если вы держите на половину зажатой кнопку спуска фотоаппарата (так называемый лок-фокус).

Существует еще специальная программа, про которую мне рассказали профессиональные фотографы. Она позволяет сделать кадр при срабатывании точки фокусировки. Называется Magic Lantern, работает с карты памяти и не требует прошивки фотоаппарата, что важно, когда он на гарантии. Этот софт есть не для всех камер, но точно работает для Canon Mark II 5D. Я такой программой не пользовалась, но может кому-то, из тех, кто читает эти строки, данная информация пригодится.

Использовать вспышку, фотографируя детей, или нет?

Если есть такая возможность, то лучше использовать натуральный свет. Причем в яркую солнечную погоду, например, на пляже, даже автоматика прекрасно справится со своей задачей - сделать быстрый и четкий кадр. Если же этого недостаточно, хочется чего-то художественного, тогда придется думать нам.

Один из распространенных мифов заключается в том, что вспышка - это зло! Не могу согласиться. Просто надо уметь с ней работать. Все студийные фотосессии проводятся с использованием вспышки. Часто профессиональные фотографии на улице делают с помощью дополнительной подсветки. Только называются эти источники света не «вспышка», а «импульсный свет».

Как уже говорили, дети сидеть смирно не любят. Поэтому мы уменьшаем выдержку до 1/200 секунды. Чтобы добиться правильной экспозиции, что надо сделать? Правильно! Увеличить световой поток. И вспышка нам в этом поможет.

Лучше всего использовать внешнюю вспышку с насадками - рассеивателями. В идеале рассеивателем служит зонт или лайт-бокс. Если нет внешней вспышки, то в крайних случаях можно использовать встроенную, но смягчить ее, сделав самодельный рассеиватель или использовать фабричный.

Снимок сделан в яркий солнечный день, но в тени дерева. Использовалась вспышка.

Как может использоваться вспышка на улице? Зачем бегать днем с огнем? Летом вспышка может помочь при съемке в полдень, чтобы смягчить жесткие тени. В этом случае ее мощность слегка снижают, в зависимости от интенсивности окружающего освещения. Часто этот прием используют при контровом освещении, когда солнце красиво подсвечивает волосы модели сзади, а вспышка - лицо спереди.

Но не забудьте, что дальность действия вспышки ограничена ее характеристиками. Поэтому выбирайте правильную дистанцию от вспышки до модели. Если вспышка распложена далеко, тогда она бесполезна. Если слишком близко, то нужно регулировать мощность импульса, чтобы не было пересветов.

А так же вспышка выручит, когда снимаем в тени здания или под деревьями. Хотя в этом случае можно обойтись без нее, если удастся выставить правильную экспозицию. Еще важный момент. Вспышка для подсветки теней помогает избежать шумов в этих областях.

Прямая встроенная вспышка дает жесткие тени и красные глаза. Но иногда овчинка выделки стоит, если мы хотим запечатлеть какой-то особый момент, а ничего другого нет под рукой.

Если на улице фотографировать детей просто, то в домашних условиях может не хватить света. В таких случаях есть два пути. Во-первых, ждать, когда солнышко войдет в дом, и совместить два солнышка в одном месте: ребенка и солнечные лучи. Либо снимать около окна, подсвечивая отражателем с теневой стороны. Причем это можно делать даже в пасмурную погоду.

Если нам нужно использовать вспышку, то по возможности отражаем ее от потолка или от стены. Помните, что глаза детей особенно чувствительны! К тому же прямая вспышка оставляет жесткие тени. Чтобы не было теней под глазами, можно выдвинуть на вспышке «лепесток» или сделать самодельный из белого куска картона.

При работе с отраженным светом, обязательно обращайте внимание на цвет, в который окрашены стены и потолок помещения. Если стены выкрашены, например, в зеленый цвет, то свет отразится от них и на снимке будет соответствующая цветовая доминанта, от которой сложно избавиться.

Если мы фотографируем фронтальной вспышкой в помещении, например, в нашей квартире, то такой тип освещения позволит визуально «прибрать комнату», так как главный импульс света будет направлен на ребенка и экспозамер будет сделан по нему, а весь задний план будет затемнен, так что в этой темноте будет сложно разглядеть наш творческий домашний беспорядок. К тому же при постобработке можно дополнительно затемнить нежелательные участки. Вот такая маленькая женская хитрость.

Этот портрет старшей дочери был сделан именно так: внешняя вспышка, отраженная от потолка и легкая обработка заднего фона.

А вы говорите, что вспышка - это зло! Нет, это ваше маленькое ручное солнышко.

Берегись! Дети!

Съемка детей приравнивается к особо опасным условиям. Поэтому стоит принять меры безопасности, например, защитить объектив фильтром. Можно надеть бленду. Не оставляйте камеру без присмотра и в тех местах, докуда могут дотянуться детские ручки.

Кто снимал детей в естественной среде их обитания, тот помнит, сколько раз вытирал объектив от шоколада, слюней и других вязких субстанций. Конечно, если хотите достичь особых художественных эффектов, можете это использовать. Если нет, то набор для чистки объектива, включающий специальную жидкость, вам очень пригодится!

Типичная проблема мам - фотографов в том, что ребенок, увидев камеру, начинает тянуть к ней руки, дергает за ремешок и мешает фотографировать, активно участвуя в процессе.

Во-первых, крепко держите фотоаппарат, наденьте ремешок на шею. Полезно попросить второго взрослого помочь вам, отвлекая внимание ребенка от камеры. Фотографируйте дома часто, чтобы ребенок привык и перестал реагировать на камеру. Научитесь подкрадываться незаметно. Для этого можно убрать в настройках камеры звуковые сигналы.

Если это не помогает, тогда сядьте рядом с малышом и терпеливо показывайте ему фотоаппарат, позволяя нажимать на кнопки. Может быть, ребенку скоро надоест это занятие. Если же малыш решил стать фотографом, то подарите ему детскую камеру и фотографируйте вдвоем.

Фотографируем детей играя!

Когда мы просим малыша посмотреть в камеру, очень часто добиваемся обратного эффекта: ребенок отворачивается и прячется. Что делать?

Решить эту проблему может игра. Запаситесь терпением. Большинство детей не слушают инструкций фотографа: «Сядь прямо, смотри сюда!». Нужно создать такую обстановку, чтобы они вели себя естественно, выжидать нужный момент, общаясь с ними, играя.

Когда фотографируем детишек в возрасте нескольких месяцев до года, то можно привлечь их внимание, используя специальные игрушки, которые одеваются на объектив фотоаппарата. Их можно сделать и своими руками.

Со старшими детками гораздо проще общаться. С ними уже можно вести диалог. Хорошо, если удастся заставить детей смеяться. Можно играть в прятки, когда мама или ассистент прячется позади фотографа и выглядывает: «Ку-ку!».

Есть еще одна интересная игра, которую придумал замечательный детский фотограф Игорь Губарев. Ребенок стоит к нам спиной. В это время мы наводим резкость, настраиваем экспозицию, после этого даем сигнал: «Лови меня глазками!». Ребенок должен повернуться и найти, где находится фотограф.

Когда делаем фотографию группы детей, то ситуация усложняется. Не важно, сколько лет нашим маленьким друзьям, ведут они себя в стае весьма активно! Поэтому с одной стороны вы должны добиться естественности поведения, а с другой - взять ситуацию под контроль. Для этого хорошо подходят сюжетные игры. Например, скажите им, что они пираты или феи. Попросите всех закрыть глаза и на счет «три» открыть. В этот момент делайте снимок, тогда все получатся с открытыми глазами.

В моей практике помогало, когда я показывала детям результаты фотосъемки на дисплее. Если до этого они относились к тете с фотоаппаратом с настороженностью, то после показа снимков, начинали активно позировать и участвовать в фотосессии. Но в этом есть и подводные камни. Во-первых, дети вам проходу не дадут сделать, пока им не надоест фотографироваться. Во-вторых, позируя, они теряют естественность. Так что если у вас постановочная съемка, то имеет смысл показать, что получилось на первых кадрах. Если это репортаж, то лучше демонстрировать снимки в конце фотосессии.

Если дети взрослые, то можно провести эксперимент: дать им камеру в руки. Пусть фотографируют друг друга. Будем надеяться, что при этом камера останется целой, и такие снимки можно будет показать бабушке без страха, что у нее случиться сердечный приступ.

Ракурс съемки

Съемка сверху показывает, как малы дети. Если к тому же фотографировать близко и широкоугольником, то голова получится очень большой. В большинстве случаев это смотрится как карикатура. Но в тоже время, съемка снизу делает из детей гигантов. Иногда это им нравится. Самое лучшее положение, когда фотограф делает снимок на уровне глаз ребенка. Поэтому детскому фотографу нужно научиться передвигаться полуприсядью, ползать по-пластунски и перемещаться с ловкостью ящерицы.

Ребенок - это маленький человечек в мире взрослых Гулливеров. Поэтому очень интересно получается, если фотографировать его в масштабе со «взрослыми» предметами: с большими ложками, в папиной шляпе или маминых туфлях.

Как хранить детские фотографии

Детские фотографии - это продукт, который со временем только растет в цене. Поэтому не жалейте места на жестком диске. Настройте вашу камеру, чтобы получить снимки в максимальном разрешении и с наилучшим качеством, если снимаете в jpg.

Снимайте в RAW формате, не экономьте на карте памяти. Фотосъемка детей приравнивается к сложному фоторепортажу, так как приходится работать в постоянно изменяющихся условиях и действовать быстро. Поэтому запаситесь достаточным количеством карт памяти, так как многие снимки у вас уйдут в мусор, а оставшиеся нужно будет править в графических редакторах.

Придя домой, сохраните оригиналы и никогда не работайте напрямую с ними, чтобы избежать перезаписи измененной версии поверх оригинала. Со временем вы научитесь лучше обрабатывать снимки, появятся более прогрессивные графические редакторы и вам захочется вернуться к исходнику. Поэтому храните его в оригинальном размере и неизмененным.

Типичные ошибки при съемке детей

  1. Отрезанные ноги, руки, головы.
  2. Искажение пропорций тела за счет неправильного фокусного расстояния и точки съемки
  3. Закрытые глаза (исключение - творческий замысел).
  4. Ребенок получается нерезким, на портрете нерезкие глаза
  5. Задний план содержит много лишних объектов, видна неубранная комната
  6. Кроме ребенка много лишних предметов в кадре
  7. На фото в солнечный день видна тень фотографа
  8. На фото видна дата съемки
  9. Ребенок отвернулся
  10. Не надо фотографировать плачущих детей. Им будет неприятно потом смотреть эти кадры.
  11. Не публикуйте фотографии голых детей в сети.
  12. Учитесь обрабатывать фотографии!
  13. Самая главная ошибка: НЕ фотографировать своего ребенка, боясь совершить все предыдущие промахи! Все равно самая плохая по качеству фотография нашего ребенка - лучше всех!

И теперь небольшое задание:

ДЛЯ НОВИЧКОВ

  1. Сфотографируйте вашего ребенка, когда он занимается чем-то в спокойной обстановке. Обратите внимание, чтобы было видно лицо, а не только склоненная макушка.
  2. Сфотографируйте ребенка в полный рост сверху. Следите, чтобы ноги, руки и голова не были отрезаны.
  3. А теперь буквально лягте на пол и сделайте снимок снизу. Сравните два кадра. Какие выводы можно сделать? Как меняются пропорции тела в зависимости от точки съемки?
  4. Просмотрите ваши фотографии из архива. Какие типичные ошибки вы допускаете чаще всего?

ДЛЯ ПРОДВИНУТЫХ

  1. Сделайте фоторепортаж «Один день из жизни моего ребенка» начиная с того момента, когда он просыпается, заканчивая сказкой на ночь. Какие интересные моменты вам удалось поймать?
  2. Сфотографируйте ребенка в движении, сделайте так, чтобы это было видно на фотографии.
Поделиться: