Насилие маленьких детей. Как узнать о насилии над ребенком? Дети со зрительным вектором

Физическое насилие - нанесение ребенку родителями или ли-цами, их заменяющими, воспитателями или другими какими-либо лицами физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают жизни. Эти действия могут осуществляться в форме избиения, истязания, сотрясения, в виде ударов, пощечин, прижигания горячими предметами, жидкостями, зажженными сигаретами, в виде укусов и с использованием самых различных предметов в качестве орудий изуверства.

Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему отравляющих веществ или "медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом), а также попытки удушения или утопления ребенка.

В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используют различные виды физического наказания - от подзатыльников и шлепков до порки ремнем. Необходимо сознавать, что физическое насилие - это действительно физическое нападение (истязание), оно пoчти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой.

Сексуальное насилие или совращение - использование ребенка (мальчика или девочки) взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды. Сексуальное насилие включает половое сношение (коитус), оральный и анальный секс, взаимную мастурбацию, другие телесные контакты с половыми органами. К сексуальному развращению относятся также вовлечение ребенка в проституцию, порнобизнес, обнажение перед ребенком половых органов и ягодиц, подглядывание за ним, когда он этого не подозревает: во время раздевания, отправления естественных нужд.

Психическое (эмоциональное) насилие - постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия относятся также постоянная ложь, обман ребенка(в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям.

Пренебрежение интересами и нуждами ребенка - отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что " приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим опасным для жизни и здоровья ребенка последствиям.

Одним из проявлений жестокого обращения с детьми является отсутствие у женщины любви к ребенку , когда он еще находится в материнской утробе, то есть к ребенку от нежеланной беременности. Его, еще ничем себя не проявившего, уже не любят, не думают и не заботятся о нем. Будучи эмоционально отвергнутыми еще до рождения, такие дети рождаются раньше срока в два раза чаще по сравнению к детьми от желанной беременности, они чаще имеют низкую массу тела, чаще болеют в первые месяцы жизни, хуже развиваются.

Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их все объединяет одно - ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни. Отрицательными последствиями для здоровья являются: потеря или ухудшение функции какого-либо органа, развитие заболевания, нарушение физического или психического развития. Из 100 случаев физического насилия над детьми примерно 1-2 заканчиваются смертью жертвы насилия. Следствиями физического насилия являются синяки, травмы, переломы, повреждения внутренних органов: печени, селезенки, почек и др. Требуется время, чтобы залечить эти повреждения, но еще больше времени и усилий требуется для того, чтобы залечить душевные раны, психику ребенка, пострадавщего от побоев.

Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения и невнимательного отношения к детям.

К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, а также рвота, головные боли, потеря сознания, характерные для синдрома сотрясения, развивающегося у маленьких детей, которых берут за плечи и сильно трясут. Кроме указанных признаков, у детей при этом синдроме появляется кровоизлияние в глазные яблоки. К ближайшим последствиям относятся также острые психические нарушения в ответ на любой вид агрессии, особенно на сексуальную. Эти реакции могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. Однако в обоих случаях ребенок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. У детей старшего возраста возможно развитие тяжелой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности.

Среди отдаленных последствий жестокого обращения с детьми выделяются нарушения, физического и психического развития ре-бенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоци-ональные нарушения, социальные последствия.

Нарушения физического и психического развития

У большинства детей, живущий в семьях, в которых тяжелое физическое наказание, брань в адрес ребенка являются "методами воспитания", или в семьях, где они лишены тепла, внимания, например, в семьях родителей-алкоголиков, имеются признаки задержки физического и нервно-психического развития. Зарубежные специалисты назвали это состояние детей "неспособностью к процветанию".

Дети, подвергшиеся жестокому обращению, часто отстают в ро-сте, массе, или и в том и другом от своих сверстников. Они позже начинают ходить, говорить, реже смеются, они значительно хуже успевают в школе, чем их одногодки. У таких детей часто наблюдаются "дурные привычки": сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание, занятие онанизмом. Да и внешне дети, живущие в условиях пренебрежения их интересами, физическими и эмоциональными нуждами, выглядят по-другому, чем дети, живущие в нормальных условиях: у них припухлые, "заспанные" глаза, бледное лицо, всклокоченные волосы, неопрятность в одежде, другие признаки гигенической запущенности - педикулез, сыпи, плохой запах от одежды и тела.

Различные заболевания как следствие жестокого обращения

Заболевания могут носить специфический для отдельного вида насилия характер: например, при физическом насилии имеются повреждения частей тела и внутренних органов различной степени тяжести, переломы костей. При сексуальном насилии могут быть заболевания, передающиеся половым путем: инфекционно-воспалительные заболевания гениталий, сифилис, гонорея, СПИД, острые и хронические инфекции мочеполовых путей, травмы, кровотечения из половых органов и прямой кишки, разрывы прямой кишки и влагалища, выпадение прямой кишки.

Независимо от вида и характера насилия у детей могут наблю-даться различные заболевания, которые относятся к психосоматическим: ожирение или, наоборот, резкая потеря веса, что обусловлено нарушениями аппетита. При эмоциональном (психическом) насилии нередко бывают кожные сыпи, аллергическая патология,язва желудка, при сексуальном насилии - необъяснимые (если никаких заболеваний органов брюшной полости и малого таза не обнаруживается) боли внизу живота. Часто у детей развиваются такие нервно-психические заболевания, как тики, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), некоторые дети повторно поступают в отделения неотложной помощи по поводу случайных травм, отравлений.

Психические особенности детей, пострадавших от насилия

Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.

Дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки их гнева не имеют видимой причины.

Некоторые из них, напротив, чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. И в том, и в другом случае нарушается контакт, общение со сверстниками. У заброшенных, эмоционально депривированных детей стремление любым путём привлечь к себе внимание иногда проявляется в виде вызывающего, эксцентричного поведения.

Дети, пережившие сексуальное насилие, приобретают несвойственные возрасту познания о сексуальных взаимоотношениях, что проявляется в их поведении, в играх с другими детьми или с игрушками. Даже маленькие, не достигшие школьного возраста дети, пострадавшие от сексуального насилия, впоследствии сами могут стать инициаторами развратных действий и втягивать в них большое число участников.

Наиболее универсальной и тяжелой реакцией на любое, а не только сексуальное насилие, является низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению психологических нарушений, связанных с насилием, Личность с низкой самооценкой переживает чувство вины, стыда, Для нее характерны постоянная убежденность в собственной неполноценности, в том, что "ты хуже всех". Вследствие этого ребенку трудно добиться уважения окружающих, успеха, общение его со сверстниками затруднено.

Среди этих детей, даже во взрослом состоянии, отмечается высокая частота депрессий Это проявляется в приступах беспокойства, безотчетной тоски, чувство одиночества, в нарушениях сна. В старшем возрасте, у подростков, могут наблюдаться попытки покончить с собой или завершенные самоубийства.

Чувствуя себя несчастными, обездоленными, приспосабливаясь к ненормальным условиям существования, пытаясь найти выход из создавшегося положения, они и сами могут стать шантажистами. Это, в частности, относится к сексуальному насилию, когда в обмен на обещание хранить секрет и не ломать привычной семейной жизни, дети вымогают у взрослых насильников деньги, сладости, подарки.

Социальные последствия жестокого обращения с детьми

Можно выделить два проявляющихся одновременно аспекта этих последствий: вред для жертвы и для общества.

Дети, пережившие любой вид насилия, испытывают трудности социализации: у них нарушены связи со взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудицией, чтобы завоевать авторитет в школе и др. Решение своих проблем дети - жертвы насилия - часто находят в криминальной, асоциальной среде, а это часто сопряжено с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотикам, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия.

Девочки нередко начинают заниматься проституцией, у мальчиков может нарушаться половая ориентация. И те и другие впоследствии испытывают трудности при создании собственной семьи, они не могут дать своим детям достаточно тепла, поскольку не решены их собственные эмоциональные проблемы.

Как говорилось выше, любой вид насилия формирует у детей и у подростков такие личностные и поведенческие особенности, ко-торые делают их малопривлекательными и даже опасными для общества.

Каковы же общественные потери насилия над детьми? Это прежде всего потери человеческих жизней в результате убийств детей и подростков или их самоубийств, это потери в их лице производительных членов общества вследствие нарушения их психического и физического здоровья, низкого образовательного и профессионального уровня, криминального поведения. Это потери в их лице родителей, способных воспитать здоровых в физическом и нравственном отношении детей. Наконец, это воспроизводство жестокости в обществе, поскольку бывшие жертвы сами часто cтановятся насильниками. (Из статьи " Жестокое обращение с детьми и его последствия").

Эту информацию должны знать взрослые и дети

Американские специалисты, сотрудники американской некоммерческой организации "Project Harmony", в 1998 г проведшие исследование на территории Республики Карелия в рамках проекта "Предотвращение насилия в семье", так определили понятия " насилие" и "жестокое обращение с ребенком":

Над ребенком совершено насилие , если:

Его истязали,

Ему нанесли побои,

Его здоровью причинили вред,

Нарушили его половую неприкосновенность и половую свободу.

Ребенка запугивали, если:

Ему внушали страх с помощью действий, жестов, взглядов,

Использовали для запугивания свой рост, возраст,

На него кричали,

Угрожали насилием по отношению к другим (родителям ребенка, друзьям, животным и так далее).

К жестокому обращению также относится использование при этом силы общественных институтов:

Религиозной организации,

Милиции,

Спецшколы для детей,

Родственников,

Над ребенком совершают насилие, если используют для этого изоляцию :

Контролируют его доступ к общению со сверстниками, взрослыми, братьями и

Сестрами, родителями, бабушкой и дедушкой

Над ребенком также совершают эмоциональное насилие , если:

Унижают его достоинство,

Используют обидные прозвища,

Используют его в качестве доверенного лица,

При общении с ребенком проявляют непоследовательность,

Ребенка стыдят,

Используют ребенка в качестве передатчика информации другому родителю (взрослому)

Над ребенком совершено экономическое насилие , если:

Не удовлетворяются его основные потребности, контролируется поведение с помощью денег.

Взрослыми растрачиваются семейные деньги.

Ребенок используется как средство экономического торга при разводе.

К ребенку относятся жестоко, если используют угрозы:

Угрозы бросить его (а в детском доме - исключить и перевести в другое учреждение),

Угрозы самоубийства, нанесения физического вреда себе или родственникам.

К ребенку взрослые относятся жестоко , если:

Используют свои привилегии:

Обращаются с ребенком как со слугой, с подчиненным,

Отказываются сообщать ребенку о решениях, которые относятся непосредственно к нему, его судьбе:

О посещениях его родителями, опекунами,

Ребенка перебивают во время разговоров.

Из статьи Т.Я. Сафоновой, Е.И.Цымбал
" Жестокое обращение с детьми и его последствия"/ Жестокое обращение с детьми: сущность, причины, социально-правовая защита. М.,1993

(доступны для незарегистрированных пользователей)

Истории бывших воспитанников петербургского детского дома, на протяжении долгого времени подвергавшихся сексуальному насилию со стороны взрослых, продолжают обрастать новыми красками и подробностями. И самое страшное в этих историях - именно их давность. Лишь спустя двенадцать лет жертва насилия смогла пожаловаться на обидчика, лишь спустя долгий промежуток времени подвергшийся такому испытанию ребёнок может вообще об этом говорить. По мнению психолога, до 90% детей - жертв сексуального насилия не в состоянии рассказать о произошедшем взрослым. А между тем такие преступления случаются в Петербурге довольно часто.

Маленькие жертвы нездоровых взрослых фантазий

Одна из самых громких историй насилия над петербургскими детьми выплыла наружу в 2014 году. А началась она ещё раньше - в 2010-м. Тогда, в преддверии летних каникул, многодетная петербурженка разместила в Интернете объявление с просьбой предоставить ей и её пятерым детям коттедж для летнего отдыха. На просьбу матери откликнулась семейная пара из Москвы - Павел Васягин и Татьяна Шмекановская.

Молодые люди представились волонтёрами и с радостью сняли коттедж для многодетной матери на всё лето. Но этой помощи им показалось мало, и супруги заявили, что будут брать детей на выходные к себе. "Московские выходные" длились всё лето, а когда дачный сезон закончился, Васягин и Шмекановская решили продолжить благотворительную деятельность.

Москвичи брали к себе на выходные трёх старших детей - пятилетнюю девочку, мальчика девяти лет и шестнадцатилетнюю девушку (возраст назван на момент вскрытия преступления) - на протяжении четырёх лет. Однако в 2014 году самая старшая девочка не выдержала и рассказала маме о сексуальном насилии и различных извращениях, которые терпели дети от четы "добрых" москвичей всё это время.

Мать обратилась к следователям. Было возбуждено уголовное дело, и через год, когда длительное насилие над детьми было подтверждено, "волонтёры" из Москвы получили соответствующий срок - 33 года на двоих. Васягин был осуждён на 20 лет, так и не признав своей вины, а его супруга, также принимавшая участие в оргиях с малолетними, получила 13 лет.

Впрочем, бывает, что опасность подстерегает ребёнка гораздо ближе. Так, совсем недавно - в начале апреля - Красногвардейский суд Петербурга арестовал 47-летнего тренера детской футбольной команды. Мужчину в сексуальном насилии в отношении воспитанников. По данным следствия, во время сборов в Белоруссии тренер надругался над двумя мальчиками, не достигшими даже 12-летнего возраста.

Но самый страшный случай - когда насилие царит в семье. Таких случаев больше всего, однако дети почти никогда не рассказывают свою "самую страшную тайну". Иногда - потому что стыдятся, иногда - потому что пока даже не понимают, что творят с ними взрослые.

Год назад, в марте 2016-го, в городе Пикалёво был , подозреваемый в сексуальном насилии над собственной 8-месячной дочерью. Девочка была госпитализирована с многочисленными ссадинами и отёками. А в ноябре того же 2016 года петербурженка обратилась в Следственный комитет с заявлением на собственного мужа - женщина выяснила, что её .

Советы психолога: выслушать, понять, помочь и научить

Самое страшное во всех историях, связанных с сексуальным насилием над детьми и подростками, - это бесконечная слабость жертвы и её неспособность не только постоять за себя, но и, чаще всего, просто обратиться за помощью и рассказать о происходящем хоть кому-нибудь. Как считает психолог Всероссийской службы психологической помощи Ирина Логутенкова, для детей в нашем обществе сексуальное насилие - это глубоко табуированная тема. А в случае если насилие исходит от близких родственников, тема становится табуированной вдвойне.

Дети, по большей части, боятся об этом рассказывать, - говорит психолог. - Эта тема связана с большим чувством стыда. В первую очередь дети переживают, что "меня не поймут", а во вторую - что "мне не поверят".

https://static..jpg" alt="

Фото: ©

Коллега Ирины Логутенковой Никита вспоминает историю 16-летней девочки, которая позвонила на горячую линию телефона доверия с якобы "обычными подростковыми проблемами". Однако в ходе разговора вскрылась тайна, которая мучила подростка много лет.

Девочка начала с проблем с парнем, с разговоров о том, что она любит мотоциклы и достаточно свободный образ жизни. Но в итоге, очень осторожно, с паузами, она рассказала, что, когда ей было 12 лет, её изнасиловал дядя, - вспоминает Никита.

Самое печальное в этой истории, что девочка сразу обратилась к самому близкому человеку - родной матери, однако она не захотела ничего делать, приведя железный аргумент - "это же родственник!"

Вообще, очень много таких историй, в которых преступникам в таких ситуациях сходит всё с рук, потому что "они же семья", - делится Никита.

Самую страшную тайну девочка рассказала специалисту службы психологической помощи "самыми простыми словами".

В таких случаях человек обычно медлит, молчит, потом быстро выдаёт пару ключевых слов, как бы преодолевая внутренний барьер. Обычно не плачет, потому что у таких людей возникает своего рода броня, которая помогает им не переживать ситуацию снова и снова, - сообщает психолог.

Ирина Логутенкова подтверждает, что в случае девочек, которые подвергаются сексуальному насилию со стороны родственников-мужчин, например отчимов, вероятность того, что им не поверят, равна 90%. В таком случае нужно искать помощи у профессионалов, уверена Ирина.

Как бы то ни было, любому родителю, уверяет психолог, необходимо очень внимательно относиться к тому, что рассказывает ему ребёнок.

Не каждый взрослый это выслушает и примет эту информацию, - рассказывает Ирина Логутенкова. - И порой ребёнку приходится искать того взрослого, который сможет выслушать и поверить. Это может быть учитель, родственник, тренер, преподаватель в кружке. Такие взрослые есть, это могут быть как профессионалы, так и те взрослые, которые их окружают. Важно, чтобы ребёнок перестал испытывать чувство страха, пошёл и всё рассказал.

Как бы то ни было, если ребёнок или подросток уже перенёс насилие, необходимо помочь ему восстановить равновесие и вернуться к нормальной жизни. И тут, твёрдо уверена Ирина, совершенно необходимо обратиться к специалисту - травматерапевту:

Только через травматерапию возможно формирование у жертвы доверия к миру и к взрослым. Пережив насилие, ребёнок не способен доработать, допереживать эту травму. У него нарушается доверие к миру, мир становится небезопасным. Очень важно восстановить этот фактор.

А вот со стороны родителей никак не обойтись без мощной психологической поддержки. Психолог уверена, что для ребёнка крайне важен тесный психоэмоциональный контакт с мамой и папой. Главное - не спутать его с гиперопекой.

своя тайна", "свои дела", которые делаются за закрытой дверью: когда он идёт в туалет или ванную, дверь должна быть закрыта. Кроме того, необходимо объяснить малышу, что определённый доступ к его телу имеют только мама и папа. А другие люди не имеют права его трогать, и даже врач может осматривать ребёнка только в присутствии родителей.

Впрочем, как бы ни был ваш малыш подготовлен к моральному противостоянию насильнику, иногда избежать беды невозможно. И в случае, если несчастье случилось, важно, чтобы ребёнок мог довериться родителям и твёрдо знал, что найдёт у них поддержку.

Эта статья предназначена для тех, кто услышал от своих детей шокирующую новость. Для тех, кто еще не услышал, но вскоре, возможно, услышит. Вероятно, вы просто не хотите об этом знать, и поэтому я пишу эту статью для вас. Для того чтобы вы все же обратили свое внимание на то, что происходит в ваших семьях. Эта новость о том, что ваш ребенок переживает сексуальное насилие со стороны близких родственников или отчима.

Страшно звучит, но процент изнасилованных детей в семьях слишком высок. И в большинстве случаев матери и бабушки таких детей предпочитают не замечать того, что происходит. Я не ошиблась.

В БОЛЬШИНСТВЕ СЛУЧАЕВ ПРЕДПОЧИТАЮТ НЕ ЗАМЕЧАТЬ ПРОИСХОДЯЩЕГО

Судебных разбирательств на эту тему избегают, поэтому о масштабе трагедии знают только психологи или психотерапевты. Ибо по роду своей деятельности работают с травмами. И это только те, кто нашел в себе силы говорить об этом со специалистом. А сколько людей закрыли и похоронили в себе эту страшную историю, носят боль в себе и молчат?! Жертва сексуальных домогательств и насилия, которой удалось с помощью судебного механизма наказать своего обидчика, гораздо лучше восстанавливается после травмы, потому что приобретает чувство большей защищенности. Чаще всего к нам обращаются уже совершеннолетние девушки или женщины, которые понимают, что самостоятельно справиться с этой болью не могут. У родственников не находят ни поддержки, ни понимания. Чаще всего их отвергают, им не верят даже тогда, когда они рассказывают об этом будучи взрослыми!

Истории жертв сексуального насилия

«Когда я рассказала маме, что меня насиловал отец, пока она была в роддоме, мама была в шоке и смогла сказать только одно: «И что теперь нам разводиться?». Она долго сидела, потом ушла куда-то и ночью пришла пьяная, хотя она вообще не пьет. Они ругались с отцом, а я ругала себя – что же я натворила».

«В 10 лет моя дочь рассказала, что когда ей было где-то 4-5 лет, а она часто гостила у бабушки, муж моей матери совершал с ней ужасные вещи... Не буду описывать подробности, но по ее рассказам поняла, что он совершал развратные действия сексуального характера. Еще она сказала: «Мама, мне было не страшно». Я была в шоке! Я рассказала матери, но она не хотела в это верить и его оправдывала!»

Существует замечательный проект. Анастасия Мельниченко запустила его на Facebook под хештегами #ЯНеБоюсьСказати и #ЯНеБоюсьСказать пользователи рассказывают о пережитом насилии. Одна из историй этого проекта:

«Мне было 5 лет. И это был мой родной дедушка. Родители на тот момент были совсем юными, денег впритык хватало на еду и оплату коммунальных - о детском саде речи не шло. Я оставалась с ним. С утра и до вечера. Каждый божий день, кроме выходных. Не знаю, как скоро это началось. Сначала он просто меня бил. Подзатыльник. Пинок. Лёгкая пощёчина. Просто так. Мог схватить за волосы и швырнуть на пол. Каждый раз, когда родители звонили узнать, как я, я кричала, захлёбываясь слезами и соплями, в трубку, но он, отшвыривая меня и запирая в соседней комнате, легко и непринужденно заканчивал разговор. Плёл что-то вроде "кашу отказывается есть". Я пыталась всё рассказать. Я делала это, плача, при этой мрази и без него, но ему всегда удавалось оправдаться: он строг, а я просто скучаю по родительскому теплу. Богатая фантазия, только и всего. Мне просто не хватает внимания. Я билась дома в истериках, но утром меня ждал всё тот же ад. Мне либо не верили, либо не хотели верить - не было никого, кроме него, с кем бы я могла находиться с утра и до вечера. Вскоре сломалась. Перестала сопротивляться. Боялась издать при нём лишний звук, но это, конечно, не помогало. Когда он понял, что об издевательствах при родителях я больше даже не заикаюсь, начались домогательства. Я стала очень тихой. Наверное, родители это заметили. Мне ХОТЕЛОСЬ БЫ верить, что они заметили это только тогда. Но, скорее всего, причина была в том, что вот-вот должна была начаться школа и в "услугах" дедушки они больше не нуждались. В какой-то момент это прекратилось. Я просто перестала у него оставаться. Я никому не говорила о сексуальных домогательствах с его стороны 10 лет. Долгое время была слишком напугана и потеряна, и радовалась просто тому, что во время дальнейших (частых - он живёт на соседней улице) встреч родители всегда были рядом. Потом затолкала это в подсознание, глубоко-глубоко. Похоронила в себе. Иногда кажется, что практически забыла. Но такое невозможно забыть. Это всегда в тебе. И страх, и ненависть, и бессилие. Призналась год или два назад. Этот ублюдок шлёпнул при мне сестру. Не сильно (отец и я находились в комнате), но этого было достаточно. Я смогла два раза ударить его по лицу со всей силы. Кричала, плакала, пыталась вырваться из рук отца. Когда, наконец, успокоилась - всё рассказала. Почему-то именно папе. Наедине. Хотела услышать хотя бы "прости, дочка". Не услышала. Пять минут он находился в шоке, выкурил две сигареты, повытирал вспотевший лоб, а потом сказал: «Давай представим, что этого разговора не было». Проплакала в ванной часа два. Простить не могу до сих пор. Но мне легче от того, что своим признанием я все-таки уберегла сестру от той же участи. Сейчас мне восемнадцать. Учусь, работаю, встречаюсь с прекрасной девушкой. В общем и целом счастлива, но, вспоминая о событиях того времени, каждый раз плачу. И всё ещё глубоко в душе ненавижу, потому что эта мразь до сих пор жива и не наказана. Чувствую, что по-настоящему отпустить всё то, что во мне столько лет копилось, я смогу только тогда, когда он будет гнить под землёй.»

Сексуальная ориентация далеко не всегда врожденная. Иногда она следствие приобретенной травмы.

https://youtu.be/BwVf9d4ekx4

Если ребенок почувствует в вас силу, то он справится со своей травмой быстрее. Детям необходимо опереться на взрослых. Лишая его этой опоры, вы предаете его. Вы предаете его, когда выбираете не слышать и не знать, что с ним происходит. Если вам важнее собственный мир и сохранность отношений с родственником или мужем, то вы будете «сохранять мир» в семье, но ценой предательства собственных детей. И это ваша ответственность.

Я считаю, что необходимо привлекать к уголовной ответственности родителей, умалчивающих о фактах сексуальных преступлений над собственными детьми. Потому что именно благодаря замалчиванию количество зла в мире увеличивается.

В Санкт-Петербурге расследуют жуткий случай: . По словам психологов, р ебёнок, переживший насилие, в среднем 17 раз пытается рассказать взрослым о случившемся, прежде чем его наконец услышат и поверят ему. Какие слова и изменения в поведении должны насторожить родителей?

Рассказать напрямую

Сексуальное насилие над детьми в 70% случаев совершают родственники или знакомые. Получается, что насильник - не какой-то абстрактный злодей с улицы, а тот, кого хорошо знают и родители. Поэтому рассказать о пережитом ужасе ребёнку сложно вдвойне.

Но любой ребёнок, которого изнасиловали, всё равно пытается сделать это. Часто он делает это не напрямую, а завуалированно. Например, он может рассказывать историю и говорить, что она произошла не с ним, а с какой-то другой девочкой или мальчиком.

Дети могут завуалировать собственные истории под истории из книг или мультиков, - говорит преподаватель кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Анна Скавитина . - Взрослые обычно не придают значения этим рассказам или вовсе отмахиваются: "Не говори глупости".

Ни зоопарк, ни кино

Поведение ребёнка, пережившего насилие, меняется, - рассказала семейный психолог Ирина Обухова. - То, что раньше нравилось, уже не доставляет удовольствия. Появляется явная апатия ко всему на свете.

По словам специалиста, малыш может резко стать равнодушным к любимым игрушкам и играм. Также он отказывается от прогулок и развлечений вроде игровой комнаты или кино.

На пустом месте таких изменений обычно не бывает - скорее всего, за этим скрывается психологическая травма.

Больше, чем невоспитанность

Один из признаков того, что ребёнок пережил сексуальное насилие - неожиданное слишком сексуальное поведение.

Маленькая девочка встаёт, задирает платье и показывает всем, какие у неё трусики. Она явно ожидает, что окружающие будут этим восхищаться, - рассказала директор центра помощи пережившим сексуальное насилие "Сёстры" Мария Мохова. - Это значит, что ребёнок воспринимает такое поведение как норму.

По словам Марии Моховой, часто взрослые списывают подобные странности на невоспитанность или влияние кино. Тем самым они совершают большую ошибку.

Нарисовать беду

Рисунки ребёнка - это отражение его внутреннего состояния. Если ещё вчера они были радостными и яркими, а сегодня - мрачные и тёмные, это повод задуматься.

Пережившие насилие дети часто рисуют, используя красные и чёрные цвета, - рассказала директор центра помощи жертвам насилия "Ветка ивы" Клавдия Никитина. - Чёрный ассоциируется с травмирующими событиями, красный - цвет боли и крови. Также рисунки могут быть в серых тонах, нечёткие. Тяжёлые воспоминания мозг детей воспринимает схематично, без отдельных деталей.

Хранящие страшный секрет дети часто рисуют то, что с ними произошло - прямо или косвенно.

Бывает, что сцена секса изображается напрямую или у мужчин на картинке прорисован половой член, - рассказала Анна Скавитина. - Насилие может быть изображено символически, например, это драка или зверь, запутавшийся в сетях.

Заподозрить неладное можно, наблюдая за игрой ребёнка. Он воспроизводит половой акт, используя кукол или мягкие игрушки.

Сам он может даже не понимать и не знать, что это такое. Будет повторять то, что с ним сделал насильник, - рассказала Клавдия Никитина.

По словам психологов, пока ребёнка никто не слышит, он носит в себе психологическую травму. Он не в силах пережить её в одиночестве, и это может привести к необратимым последствиям.

Сексуальное насилие над детьми стало бичом современного общества. В последние 15-20 лет медицинская общественность узнала о грандиозных размерах сексуального злоупотребления в отношении детей, которым могут подвергаться последние как со стороны лиц незнакомых, так и со стороны родителей и других членов семьи. Ежегодно в США имеют место от 150 000 до 200 000 случаев вновь выявленного сексуального насилия над детьми. От 10% до 30% взрослых женщин в Великобритании были жертвами сексуального насилия в детстве, причем только в 25% случаев посягатель был неизвестен ребенку (Ashurst P., Hall Z., 1991).

Обычно жертвами сексуального порочного отношения являются дети моложе 12 лет, но наиболее часто ими становятся в возрасте 3-7 лет. В этом возрасте ребенок еще не понимает происходящего, его легче запугать, склонить к тому, чтобы он никому не говорил том, что произошло (то есть заключить договор молчания). Также совершивший насилие взрослый надеется, что в этом возрасте ребенок еще не сможет словами описать произошедшее. Поскольку фантазии ребенка зачастую смешаны с реальностью, то, вероятно, его рассказу не поверят, даже если он что-то об этом и расскажет.

Сексуальному насилию в возрасте до 14 лет обычно подвергаются 20-30% девочек и 10% мальчиков. В 75% случаев насильники знакомы детям. И только 25% насильников - совершенно незнакомые люди. В 45% случаев насильником является родственник, в 30% - более дальний знакомый (друг брата, любовник матери или бабушки). Среди родственников наиболее часто насилие совершается отцом, отчимом, опекуном, реже - братом или дядей (Черепанова Е. М.,1996).

Социальная реклама призывает не красть у малышей лучшее время их жизни - детство. Серия принтов, по ссылке adme.ru сообщает: очень часто ребенка совращает кто-то хорошо ему знакомый. На самих принтах - «детских рисунках» - это сообщение раскрывается еще полнее: солнечный день, прогулка с семьей и знакомым дядей. Степень знакомства с дядей выдают недвусмысленные «детали» его изображения.

Существенная часть родителей, применивших сексуальное насилие к своим детям, сами пережили в детстве сексуальное злоупотребление. Это создало инцестную модель поведения, согласно которой допускается использование детей в качестве сексуального партнера (Green, 1995). Считается, что насильники принадлежат к людям старшего возраста. Однако обычно это люди моложе 40 лет, 50% из них становятся насильниками в 30 лет. Также существует мнение, что сексуальное насилие над ребенком способен совершить только психически больной человек, однако лишь 5% из них страдает психическими расстройствами или нарушениями поведения и влечений. Таким образом, напрашивается вывод, что насильник живет среди нас, чаще всего ведет обычный образ жизни и оказывается именно тем, кому доверяют ребенка: отец, отчим, родственники, друзья, или тем, кто в силу профессиональных обязанностей призван общаться с ним и защищать его: врач, учитель, воспитатель, тренер, священники т. д.

Те родители, которые не применяют насилия, но и не могут защитить своих детей от насилия другого родителя, также формируют в ребенке модель беспомощного родителя. Именно матери, имеющие травматичный опыт детства, не в состоянии защитить детей от сексуального насилия своего партнера по той причине, что отождествляют себя со своей матерью, которая не заботилась о них и не защищала.

Когда такая мать узнает об инцесте, ее мир рушится, и поэтому она старается вытеснить очевидные вещи, умудряется не замечать происходящего бессознательно. Ребенок же расценивает подобное поведение матери - невмешательство, пассивность, - как предательство с ее стороны и не прощает этого. Поэтому сначала мать теряет мужа, а затем и ребенка.

Агенство Tonga Workroom обращает внимание на то, что действующих лиц, увы, часто трое. Умалчивание или нежелание видеть тот кошмар, который творится под носом человека - это содействие. Неважно, мать вы насилуемого ребенка или простой обыватель. Копилайн: If you pretend to not see it, you could be a paedophile too (Если вы предпочитаете не видеть этого, вы тоже можете стать педофилом).

Сам же насильник должен оказать на ребенка такое давление, чтобы тот ни при каких обстоятельствах не раскрыл тайны происходящего. В подавляющем большинстве случаев это удается. Дети могут быть запуганы как угрозами физической расправы, так и моральной угрозой стать причиной бед и несчастий, вплоть до разрушения семьи. При инцесте ситуация разворачивается особенно трагично, т. к. весь ужас в том, что жертва боится потерять любовь человека, который ее насилует. Один из самых запрещенных приемов - это угроза: «Тебя не будет любить мама, папу посадят в тюрьму и т. п.». Ребенок оказывается перед выбором между наказанием (утратой) и «наградой» за секс. Обычно фаза секретности длится долго, иногда до нескольких лет.

Иногда факты насилия обнаруживаются случайно. Причиной такого раскрытия может стать случайный свидетель (третье лицо), иногда - раны и повреждения на теле, не соответствующие объяснениям ребенка; венерические заболевания; беременность, обнаружение следов спермы в анализах ребенка и т. д. В этом случае ни насильник, ни жертва не готовы к раскрытию. И, как это ни парадоксально, жертва может отреагировать негативно на попытки изменить ситуацию и оказать ей помощь. В большинстве случаев в силу психологических механизмов у жертв сексуального насилия в семье формируется искаженное представление о смысле, ценности и нормах сексуальных отношений.

Установить факт сексуального насилия значительно труднее, чем физического, поскольку раскрытию семейной тайны препятствуют чувство вины, стыда и страха, испытываемые ребенком и другими членами семьи, которые знают о случившемся. Ребенку часто кажется, что, рассказав об этом психологу, он предаст отца или мать. Кроме того, - слишком велика душевная боль, и дети боятся своего подавленного гнева, связанного с переработкой стресса. Они опасаются, что если начнут рассказывать, то гнев усилится и они потеряют контроль над собой и своими чувствами. К тому же их всегда преследует страх, что тот, кому они расскажут, отвергнет их, почувствовав отвращение.

Ребенок часто вытесняет, отказывается от воспоминаний, поскольку они слишком мучительны и потому что лишь так он сможет жить нормально. Таков механизм диссоциации травматического опыта, и это тоже одна из причин, по которой дети не рассказывают о насилии. Иногда происходит стигматизация: ребенок чувствует себя ущербным, и сам несет ответственность за произошедшее, в результате чего возникают стыд, чувство вины и заниженная самооценка.

Переживший насилие ребенок обычно имеет поразительные для этого возраста знания о сексуальной жизни. Соблазняющее поведение по отношению к противоположному полу и взрослым. Сексуальные действия с другими детьми, сексуальные игры, имитация полового акта с характерными стонами и движениями. Это нарушение сексуального развития: ребенок учится использовать сексуальное поведение для удовлетворения различных несексуальных нужд, в результате чего может наблюдаться ненормальная и прежде временная сексуальная активность, неясная сексуальная идентификация и сексуальное возбуждение с отклонениями.

Зачастую такое "испорченное" сексуальное поведение не встречает понимания у окружающих и осуждается ими. Чтобы предотвратить подобное, нужно иметь представление о последствиях сексуального насилия для его жертв и о том, какую тактику они применяют для того, чтобы выжить. К примеру, если над ребенком надругался отец, это может привести к тому, что ребенок в ответ на внимание и любовь, проявленные к нему, может отреагировать только показав сексуально "испорченное" поведение и что ребенок не знает, каким другим образом он может заслужить внимание и любовь.

Но есть дети, которые демонстрируют совершенно другое поведение - они научились вести себя как можно более незаметно, чтобы предотвратить (насколько это возможно) повторение сексуального насилия. Они избегают людей, часто их присутствие почти незаметно. У них возникают большие проблемы с интимностью и сексуальностью, а следовательно, и с вступлением в отношения с окружающими и с поддерживанием их.

Существует много "тактик на выживание", возникающих вследствие сексуального насилия, к примеру, отказ от пищи (anorexia nervosa) или, наоборот, поедание пищи в больших количествах, причинение себе боли. Представление о стратегии, используемой жертвой, может многое прояснить для социального работника.

Невозможно выдать четкие и быстрые правила того, как можно распознать насилие. Каждая ситуация является уникальной, и каждый ребенок ищет свои способы справиться с насилием, а также свой собственный способ рассказать о случившемся.

Дети не всегда знают слова, чтобы ясно объяснить, что именно с ними происходит. Они могут пытаться рассказать, например, говоря: «Я его не люблю», «Он противный», «Он странно себя ведет». Такие заявления часто неправильно понимают и игнорируют. В своей книге «Оставаясь в безопасности» Мишель Эллиот приводит один подобный пример: «Одна маленькая девочка говорила своей матери, что ее дядя дразнит ее, и ей это не нравится. Мать каждый раз отвечала, что всех дразнят, так что лучше ей к этому привыкнуть. Ребенок очень расстраивался, но больше она ничего не говорила. Несколько месяцев спустя у девочки выявили гонорею горла. Ее дядя говорил, что это он ее «дразнит», а она была слишком маленькой, чтобы что-то понимать».

Уделяйте больше внимания своим детям! - говорит постер, выполненный О&M Chennai. Не всегда признаки сексуальных домогательств в отношении детей очень заметны. Родители должны уделять больше внимания детям, чтобы предотвратить появление этих признаков. Текст на постере: «Mама не видит, как дядя Джон приходит в наш дом. Он любит играть в игру, от которой мне больно. Так что я делаю больно моей кукле. Мама перестала покупать мне куклы. Теперь мама ничего не замечает».

Стоит обратить на любые изменения в поведении ребенка:

Частое и/или болезненное мочеиспускание.
- Боли и спазмы в животе.
- Синяки, особенно вокруг гениталий.
- Недержание мочи или мочеиспускание ночью.
- Хронические пищевые расстройства, анорексия.
- Попытки самоубийства.
- Членовредительство.
- Плохое отношение к себе, отказ заботиться о себе.
- Ночные кошмары, бессонница.
- Панические атаки.
- Навязчивое мытье, одержимость чистотой.
- Отказ говорить (элективная немота).
- Неожиданные изменения в поведении.
- Побеги из дома.
- Школьные прогулы.
- Страх мужчин или конкретного мужчины.
- Ухудшение успеваемости.
- Регрессия к более раннему поведению.
- Засыпание в школе.
- Несвойственное ребенку поведение, которое можно воспринять как сексуальное.
- Неадекватные возрасту или слишком детальные знания о сексе, проявляющиеся в играх, разговорах, рисунках.
- Рисунки с деталями, символами, связанными с сексом.
- Сопротивление физическому осмотру.
- Боязнь конкретного человека или страх остаться один на один с конкретным человеком.

Дополнительная трудность в том, что некоторые из этих признаков характерны для любых детей, испытывающих стресс. А некоторые дети, подвергавшиеся насилию, не проявляют ни одного из этих тревожных симптомов и успешно скрывают то, что с ними произошло. Поэтому очень важно помнить, что если мы имеем дело с ребенком, переживающим сильный стресс, мы должны помнить о возможности сексуального насилия. Детям очень трудно открыто говорить о сексуальном насилии.

Профессионалы, работающие в любом качестве с домашним насилием, должны пройти обучение по определению признаков сексуального насилия над детьми. В качестве методического подхода при работе с детьми, перенесшими сексуальное насилие, до недавнего времени использовалось наблюдение за игрой детей с анатомически точными куклами и интерпретация детских рисунков на свободную тему. (Boat M.D. and Everson B.W., 1988; Kendall-Tackett K.A. and Watson M.W., 1992).

Поделиться: