Насилие маленьких детей. Как узнать о насилии над ребенком? Дети со зрительным вектором
Физическое насилие - нанесение ребенку родителями или ли-цами, их заменяющими, воспитателями или другими какими-либо лицами физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают жизни. Эти действия могут осуществляться в форме избиения, истязания, сотрясения, в виде ударов, пощечин, прижигания горячими предметами, жидкостями, зажженными сигаретами, в виде укусов и с использованием самых различных предметов в качестве орудий изуверства.
Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему отравляющих веществ или "медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом), а также попытки удушения или утопления ребенка.
В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используют различные виды физического наказания - от подзатыльников и шлепков до порки ремнем. Необходимо сознавать, что физическое насилие - это действительно физическое нападение (истязание), оно пoчти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой.
Сексуальное насилие или совращение - использование ребенка (мальчика или девочки) взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды. Сексуальное насилие включает половое сношение (коитус), оральный и анальный секс, взаимную мастурбацию, другие телесные контакты с половыми органами. К сексуальному развращению относятся также вовлечение ребенка в проституцию, порнобизнес, обнажение перед ребенком половых органов и ягодиц, подглядывание за ним, когда он этого не подозревает: во время раздевания, отправления естественных нужд.
Психическое (эмоциональное) насилие - постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия относятся также постоянная ложь, обман ребенка(в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям.
Пренебрежение интересами и нуждами ребенка - отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что " приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим опасным для жизни и здоровья ребенка последствиям.
Одним из проявлений жестокого обращения с детьми является отсутствие у женщины любви к ребенку , когда он еще находится в материнской утробе, то есть к ребенку от нежеланной беременности. Его, еще ничем себя не проявившего, уже не любят, не думают и не заботятся о нем. Будучи эмоционально отвергнутыми еще до рождения, такие дети рождаются раньше срока в два раза чаще по сравнению к детьми от желанной беременности, они чаще имеют низкую массу тела, чаще болеют в первые месяцы жизни, хуже развиваются.
Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их все объединяет одно - ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни. Отрицательными последствиями для здоровья являются: потеря или ухудшение функции какого-либо органа, развитие заболевания, нарушение физического или психического развития. Из 100 случаев физического насилия над детьми примерно 1-2 заканчиваются смертью жертвы насилия. Следствиями физического насилия являются синяки, травмы, переломы, повреждения внутренних органов: печени, селезенки, почек и др. Требуется время, чтобы залечить эти повреждения, но еще больше времени и усилий требуется для того, чтобы залечить душевные раны, психику ребенка, пострадавщего от побоев.
Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения и невнимательного отношения к детям.
К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, а также рвота, головные боли, потеря сознания, характерные для синдрома сотрясения, развивающегося у маленьких детей, которых берут за плечи и сильно трясут. Кроме указанных признаков, у детей при этом синдроме появляется кровоизлияние в глазные яблоки. К ближайшим последствиям относятся также острые психические нарушения в ответ на любой вид агрессии, особенно на сексуальную. Эти реакции могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. Однако в обоих случаях ребенок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. У детей старшего возраста возможно развитие тяжелой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности.
Среди отдаленных последствий жестокого обращения с детьми выделяются нарушения, физического и психического развития ре-бенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоци-ональные нарушения, социальные последствия.
Нарушения физического и психического развития
У большинства детей, живущий в семьях, в которых тяжелое физическое наказание, брань в адрес ребенка являются "методами воспитания", или в семьях, где они лишены тепла, внимания, например, в семьях родителей-алкоголиков, имеются признаки задержки физического и нервно-психического развития. Зарубежные специалисты назвали это состояние детей "неспособностью к процветанию".
Дети, подвергшиеся жестокому обращению, часто отстают в ро-сте, массе, или и в том и другом от своих сверстников. Они позже начинают ходить, говорить, реже смеются, они значительно хуже успевают в школе, чем их одногодки. У таких детей часто наблюдаются "дурные привычки": сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание, занятие онанизмом. Да и внешне дети, живущие в условиях пренебрежения их интересами, физическими и эмоциональными нуждами, выглядят по-другому, чем дети, живущие в нормальных условиях: у них припухлые, "заспанные" глаза, бледное лицо, всклокоченные волосы, неопрятность в одежде, другие признаки гигенической запущенности - педикулез, сыпи, плохой запах от одежды и тела.
Различные заболевания как следствие жестокого обращения
Заболевания могут носить специфический для отдельного вида насилия характер: например, при физическом насилии имеются повреждения частей тела и внутренних органов различной степени тяжести, переломы костей. При сексуальном насилии могут быть заболевания, передающиеся половым путем: инфекционно-воспалительные заболевания гениталий, сифилис, гонорея, СПИД, острые и хронические инфекции мочеполовых путей, травмы, кровотечения из половых органов и прямой кишки, разрывы прямой кишки и влагалища, выпадение прямой кишки.
Независимо от вида и характера насилия у детей могут наблю-даться различные заболевания, которые относятся к психосоматическим: ожирение или, наоборот, резкая потеря веса, что обусловлено нарушениями аппетита. При эмоциональном (психическом) насилии нередко бывают кожные сыпи, аллергическая патология,язва желудка, при сексуальном насилии - необъяснимые (если никаких заболеваний органов брюшной полости и малого таза не обнаруживается) боли внизу живота. Часто у детей развиваются такие нервно-психические заболевания, как тики, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), некоторые дети повторно поступают в отделения неотложной помощи по поводу случайных травм, отравлений.
Психические особенности детей, пострадавших от насилия
Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.
Дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки их гнева не имеют видимой причины.
Некоторые из них, напротив, чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. И в том, и в другом случае нарушается контакт, общение со сверстниками. У заброшенных, эмоционально депривированных детей стремление любым путём привлечь к себе внимание иногда проявляется в виде вызывающего, эксцентричного поведения.
Дети, пережившие сексуальное насилие, приобретают несвойственные возрасту познания о сексуальных взаимоотношениях, что проявляется в их поведении, в играх с другими детьми или с игрушками. Даже маленькие, не достигшие школьного возраста дети, пострадавшие от сексуального насилия, впоследствии сами могут стать инициаторами развратных действий и втягивать в них большое число участников.
Наиболее универсальной и тяжелой реакцией на любое, а не только сексуальное насилие, является низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению психологических нарушений, связанных с насилием, Личность с низкой самооценкой переживает чувство вины, стыда, Для нее характерны постоянная убежденность в собственной неполноценности, в том, что "ты хуже всех". Вследствие этого ребенку трудно добиться уважения окружающих, успеха, общение его со сверстниками затруднено.
Среди этих детей, даже во взрослом состоянии, отмечается высокая частота депрессий Это проявляется в приступах беспокойства, безотчетной тоски, чувство одиночества, в нарушениях сна. В старшем возрасте, у подростков, могут наблюдаться попытки покончить с собой или завершенные самоубийства.
Чувствуя себя несчастными, обездоленными, приспосабливаясь к ненормальным условиям существования, пытаясь найти выход из создавшегося положения, они и сами могут стать шантажистами. Это, в частности, относится к сексуальному насилию, когда в обмен на обещание хранить секрет и не ломать привычной семейной жизни, дети вымогают у взрослых насильников деньги, сладости, подарки.
Социальные последствия жестокого обращения с детьми
Можно выделить два проявляющихся одновременно аспекта этих последствий: вред для жертвы и для общества.
Дети, пережившие любой вид насилия, испытывают трудности социализации: у них нарушены связи со взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудицией, чтобы завоевать авторитет в школе и др. Решение своих проблем дети - жертвы насилия - часто находят в криминальной, асоциальной среде, а это часто сопряжено с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотикам, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия.
Девочки нередко начинают заниматься проституцией, у мальчиков может нарушаться половая ориентация. И те и другие впоследствии испытывают трудности при создании собственной семьи, они не могут дать своим детям достаточно тепла, поскольку не решены их собственные эмоциональные проблемы.
Как говорилось выше, любой вид насилия формирует у детей и у подростков такие личностные и поведенческие особенности, ко-торые делают их малопривлекательными и даже опасными для общества.
Каковы же общественные потери насилия над детьми? Это прежде всего потери человеческих жизней в результате убийств детей и подростков или их самоубийств, это потери в их лице производительных членов общества вследствие нарушения их психического и физического здоровья, низкого образовательного и профессионального уровня, криминального поведения. Это потери в их лице родителей, способных воспитать здоровых в физическом и нравственном отношении детей. Наконец, это воспроизводство жестокости в обществе, поскольку бывшие жертвы сами часто cтановятся насильниками. (Из статьи " Жестокое обращение с детьми и его последствия").
Эту информацию должны знать взрослые и дети
Американские специалисты, сотрудники американской некоммерческой организации "Project Harmony", в 1998 г проведшие исследование на территории Республики Карелия в рамках проекта "Предотвращение насилия в семье", так определили понятия " насилие" и "жестокое обращение с ребенком":
Над ребенком совершено насилие , если:
Его истязали,
Ему нанесли побои,
Его здоровью причинили вред,
Нарушили его половую неприкосновенность и половую свободу.
Ребенка запугивали, если:
Ему внушали страх с помощью действий, жестов, взглядов,
Использовали для запугивания свой рост, возраст,
На него кричали,
Угрожали насилием по отношению к другим (родителям ребенка, друзьям, животным и так далее).
К жестокому обращению также относится использование при этом силы общественных институтов:
Религиозной организации,
Милиции,
Спецшколы для детей,
Родственников,
Над ребенком совершают насилие, если используют для этого изоляцию :
Контролируют его доступ к общению со сверстниками, взрослыми, братьями и
Сестрами, родителями, бабушкой и дедушкой
Над ребенком также совершают эмоциональное насилие , если:
Унижают его достоинство,
Используют обидные прозвища,
Используют его в качестве доверенного лица,
При общении с ребенком проявляют непоследовательность,
Ребенка стыдят,
Используют ребенка в качестве передатчика информации другому родителю (взрослому)
Над ребенком совершено экономическое насилие , если:
Не удовлетворяются его основные потребности, контролируется поведение с помощью денег.
Взрослыми растрачиваются семейные деньги.
Ребенок используется как средство экономического торга при разводе.
К ребенку относятся жестоко, если используют угрозы:
Угрозы бросить его (а в детском доме - исключить и перевести в другое учреждение),
Угрозы самоубийства, нанесения физического вреда себе или родственникам.
К ребенку взрослые относятся жестоко , если:
Используют свои привилегии:
Обращаются с ребенком как со слугой, с подчиненным,
Отказываются сообщать ребенку о решениях, которые относятся непосредственно к нему, его судьбе:
О посещениях его родителями, опекунами,
Ребенка перебивают во время разговоров.
Из статьи Т.Я. Сафоновой, Е.И.Цымбал
" Жестокое обращение с детьми и его последствия"/ Жестокое обращение с детьми: сущность, причины, социально-правовая защита. М.,1993
(доступны для незарегистрированных пользователей)
Истории бывших воспитанников петербургского детского дома, на протяжении долгого времени подвергавшихся сексуальному насилию со стороны взрослых, продолжают обрастать новыми красками и подробностями. И самое страшное в этих историях - именно их давность. Лишь спустя двенадцать лет жертва насилия смогла пожаловаться на обидчика, лишь спустя долгий промежуток времени подвергшийся такому испытанию ребёнок может вообще об этом говорить. По мнению психолога, до 90% детей - жертв сексуального насилия не в состоянии рассказать о произошедшем взрослым. А между тем такие преступления случаются в Петербурге довольно часто.
Маленькие жертвы нездоровых взрослых фантазий
Одна из самых громких историй насилия над петербургскими детьми выплыла наружу в 2014 году. А началась она ещё раньше - в 2010-м. Тогда, в преддверии летних каникул, многодетная петербурженка разместила в Интернете объявление с просьбой предоставить ей и её пятерым детям коттедж для летнего отдыха. На просьбу матери откликнулась семейная пара из Москвы - Павел Васягин и Татьяна Шмекановская.
Молодые люди представились волонтёрами и с радостью сняли коттедж для многодетной матери на всё лето. Но этой помощи им показалось мало, и супруги заявили, что будут брать детей на выходные к себе. "Московские выходные" длились всё лето, а когда дачный сезон закончился, Васягин и Шмекановская решили продолжить благотворительную деятельность.
Москвичи брали к себе на выходные трёх старших детей - пятилетнюю девочку, мальчика девяти лет и шестнадцатилетнюю девушку (возраст назван на момент вскрытия преступления) - на протяжении четырёх лет. Однако в 2014 году самая старшая девочка не выдержала и рассказала маме о сексуальном насилии и различных извращениях, которые терпели дети от четы "добрых" москвичей всё это время.
Мать обратилась к следователям. Было возбуждено уголовное дело, и через год, когда длительное насилие над детьми было подтверждено, "волонтёры" из Москвы получили соответствующий срок - 33 года на двоих. Васягин был осуждён на 20 лет, так и не признав своей вины, а его супруга, также принимавшая участие в оргиях с малолетними, получила 13 лет.
Впрочем, бывает, что опасность подстерегает ребёнка гораздо ближе. Так, совсем недавно - в начале апреля - Красногвардейский суд Петербурга арестовал 47-летнего тренера детской футбольной команды. Мужчину в сексуальном насилии в отношении воспитанников. По данным следствия, во время сборов в Белоруссии тренер надругался над двумя мальчиками, не достигшими даже 12-летнего возраста.
Но самый страшный случай - когда насилие царит в семье. Таких случаев больше всего, однако дети почти никогда не рассказывают свою "самую страшную тайну". Иногда - потому что стыдятся, иногда - потому что пока даже не понимают, что творят с ними взрослые.
Год назад, в марте 2016-го, в городе Пикалёво был , подозреваемый в сексуальном насилии над собственной 8-месячной дочерью. Девочка была госпитализирована с многочисленными ссадинами и отёками. А в ноябре того же 2016 года петербурженка обратилась в Следственный комитет с заявлением на собственного мужа - женщина выяснила, что её .
Советы психолога: выслушать, понять, помочь и научить
Самое страшное во всех историях, связанных с сексуальным насилием над детьми и подростками, - это бесконечная слабость жертвы и её неспособность не только постоять за себя, но и, чаще всего, просто обратиться за помощью и рассказать о происходящем хоть кому-нибудь. Как считает психолог Всероссийской службы психологической помощи Ирина Логутенкова, для детей в нашем обществе сексуальное насилие - это глубоко табуированная тема. А в случае если насилие исходит от близких родственников, тема становится табуированной вдвойне.
Дети, по большей части, боятся об этом рассказывать, - говорит психолог. - Эта тема связана с большим чувством стыда. В первую очередь дети переживают, что "меня не поймут", а во вторую - что "мне не поверят".
https://static..jpg" alt="