Методическая разработка классного часа на тему «День Победы. Методическая разработка классного часа «9 мая - День Победы Демонстрационные картинки «Города - герои»

Цель мероприятия: Воспитание исторической грамотности и чувства патриотизма у подрастающего поколения, формирование чувства сопричастности с происходившими историческими событиями в годы войны.

Ход мероприятия

Ведущий: Каждый год в мае наша страна празднует День Победы

Чтец:

Наш светлый май!
Наш май идет!
На праздник вышел весь народ,
Вся площадь Красная поет,
Поет о радостной весне
И о далеком славном дне
О Дне Победе на войне!

Ведущий: - Долгих, мучительных 4 года длилась эта война на территории нашего государства, которое тогда называлось Советским Союзом. Весь народ поднялся на защиту своего отечества, поэтому война называлась отечественной. Всеот мала до велика, шли сражаться с врагом, который пришел на нашу землю с войной: захватывать, уничтожать, стирать с лица земли, сжигать деревни и села, эшелонами угонять в плен и убивать русский народ.

Чтец:

Помните!
Через века, через года
Помните!
О тех, кто уже не придет никогда, -
Помните!

Война – жестче нету слова,
Война – печальней нету слова,
Война – светлее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет.

Исполняется песня “Священная война”, слова В. Лебедева-Кумача, музыка А. Александрова.

Ведущий: 22 июня 1941 года без объявления войны, вероломно нарушив договор о нападении между Германией и СССР, немецко-фашистские войска внезапно вторглись на территорию нашей Родины. Так началась Великая Отечественная война.

“Внимание! Говорит Москва! Передаем важное правительственное сообщение. Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня в 4 часа утра, без всякого объявления войны германские вооруженные силы атаковали границы Советского Союза”.

Страна цвела. Но враг из-за угла
Свершил налет, пошел на нас войною.
В тот грозный час,
Стальною став стеною,
Вся молодость оружие взяла, чтоб отстоять Отечество родное.

На защиту Родины встали не только взрослые, но и дети. Идя в бой, бойцы давали клятву Родине в том, что будут действовать стремительно и смело, не щадя своей жизни ради победи над врагом. Волю свою, силы свои и кровь свою капля за каплей отдадут за счастье своего народа и горячо любимую Родину!

Чтец:

Вот сорок первый год, конец июня,
И люди спать легли спокойно накануне.
Но утром уже знала вся страна,
Что началась ужасная война

Чтец:

Июнь… Клонился к вечеру закат.
И белой ночи разливалось море,
И раздался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горе.

Чтец:

Июнь. Тогда ещё не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится он лишь в 45-м. в мае.

Чтец:

Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной,
Всего, каких – то 5 минут осталось.

Ведущий: Заканчивалась короткая ночь 22 июня 1941 года. Близился рассвет… и вдруг пограничники наших западных застав обратили внимание, что из-за границы как бы движется тёмная туча, которая быстро приближалась и наполняла все зловещим гулом. Нет, это было не грозовое облако, это неслась армада фашистских самолётов. Она пересекла воздушные рубежи советского союза и начала своё страшное дело – бомбёжку городов, железнодорожных станций, военных и гражданских объектов.

Вслед за фашистскими самолётами ударила вражеская артиллерия, пошли в ход танки с крестами на башнях, а вслед за ними пехота. Началась самая кровопролитная и жестокая, самая тяжёлая и трагическая война из всех войн, которые до этого были на земле.

Началась великая отечественная война…

Чтец:

Тот самый длинный день в году,
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На все, на все четыре года.
Ведущий: Война и юность… Война и матери… и вдовы.… Но самое страшное, самое бесчеловечное – это Война и дети . Дети войны …Они дети-войны надрывались у станков, хоронили своих близких, замерзали, умирали с голоду в блокадном Ленинграде

Чтец:

Дети войны – и веет холодом.
Дети войны – и пахнет голодом
Дети войны – и дыбом волосы:
На челках детских…седые полосы.

Чтец:

Глаза девчонки семилетней,
Как два померкших огонька.
На детском личике заметней
Большая, тяжкая тоска.

Чтец:

Она молчит, о чем ни спросишь,
Пошутишь с ней – молчит в ответ,
Как будто ей не семь, не восемь,
А много, много горьких лет.

1-й ведущий: Дети встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушек, в загородном лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.

2-й ведущий: Со школьной скамьи уходили ребята на фронт. Те, кто сражался на фронте, отдавали все свои силы для достижения победы над врагом. Многие из них не вернулись. А дома оставались только женщины и дети.

Исполняется песня “Темная ночь”.

Ведущий: В годы войны погибли свыше 26 миллионов наших граждан. Минутой молчания почтим память тех, кто отдал свои жизни в борьбе за мир и счастье на земле, за нашу с вами жизнь.

Прошу всех встать! (Проходит минута молчания)

Чтец:

Вечная слава и вечная память
Павшим в жестоком бою!
Бились отважно и стойко с врагами
Вы за отчизну свою!

Не плачьте!
В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!

Люди!
Покуда сердца стучат – помните!
Какою ценою завоевано счастье, -
Пожалуйста, помните!

Ведущий: Весной 1945 года Великая Отечественная война закончилась.
8 мая 1945 года был подписан акт о полной и безоговорочной капитуляции Фашистской Германии, а 9 мая – объявлен днём Великой Победы великого советского народа над гитлеровской Германией. Наша армия разгромила фашистов и освободила народы всего мира от этого величайшего зла. И до сих пор в нашей стране 9 мая празднуется День Победы!

Цена победы сложена из многих факторов:

    Благодаря таланту военачальников и командиров была создана мощная боевая армия, которая была способна дать достойный отпор врагу.

    Отчаянная вера нашего народа в Победу.

    И самая страшная плата за Победу – 27 миллионов унесенных жизней советских людей, павших в сражениях, умерших от ран и голода, погибших в лагерях смерти и под бомбёжками.

Чтец:

Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той беды.
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть
Она
Как сила нам нужна…

Чтец:

Еще нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты. Подарили вы планете
Великий май!
Победный май!

Чтец:

Сегодня праздник входит в каждый дом.
И радость к людям с ним приходит следом.
Мы поздравляем вас с великим днем,
С днем нашей славы!
С Днем Победы!

Исполняется песня “День Победы”. Сл.В Харитонова, муз. Д. Тухманова.

Ведущий:

Победа! Славная Победа!
Какое счастье было в ней!
Пусть будет ясным вечно небо.
А травы будут зеленей.

Победа! Победа!
Во имя отчизны – победа!
Во имя живущих – победа!
Во имя грядущих – победа!

Не забыть нам этой даты,
Что покончила с войной
Победителю – солдату
Сотни раз поклон земной!

Благодарим солдаты вас,
За жизнь, за детство и весну
За тишину,
За мирный дом,
За мир, в котором мы живем.

Подготовила учитель начальных классов МКОУ СОШ№1 г . Избербаш

Классный час .

Цель :

Создание необходимых условий, способствующих воспитанию у младших школьников патриотических чувств, формирование собственной гражданско- патриотической позиции и ознакомление с историческим прошлым своего народа.

Задачи :

Воспитывать гражданско-патриотические качества человека и достойного гражданина своей страны на примерах героических подвигов своих соотечественников;

Развивать у учащихся умения понимать проблемы, рассуждать, делать выводы и обобщения

Развивать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой и документальным материалом;

Способствовать развитию творческих способностей и познавательных интересов

Класс : 4ж

Наглядность : видеоматериалы, плакаты о ВОВ.

Технологии : ИКТ – технологии (используется интерактивная доска - презентация, видеоролики, аудиозаписи)

Предварительная подготовка :

Заучивание стихов и песен

Подготовка инсценировки песни «Три танкиста»

Подбор песен о войне, видеороликов, аудиозаписей

Подготовка сценария

Рисование плакатов о войне

Оформление кабинета

Аннотация.

Тема классного часа : «9 мая- День Победы » . Классный час способствует воспитанию у младших школьников патриотических чувств, знакомит с историческим прошлым своего народа. Классному часу предшествовала тщательная подготовка. В подготовке принимали участие : учитель, обучающиеся и родители. Были подготовлены плакаты о Великой Отечественной войне, выучены стихи и песни, выполнена презентация, группа обучающихся подготовила инсценировку песни «Три танкиста» . Был поставлен танец на песню «Журавли» ,.Я, как классный руководитель , написала сценарий и помогала подготовке групп.

Данное мероприятие способствовало развитию творческих способностей и познавательных интересов обучающихся.

Ход классного часа.

1) Вводная беседа

Учитель :

Ребята, в эти майские дни наша страна отмечает очередную годовщину Победы над фашисткой Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Никогда не исчезнет из памяти народа гордость за Великую Победу , из поколения в поколение мы будем помнить о тех страшных годах войны, в которой погибло более 40 миллионов граждан нашей страны. Среди них были не только воины доблестной армии, но и дети, старики, женщины. Нет ни одной семьи, которую бы ни коснулась эта беда : у кого то погиб прадедушка, дедушка, брат, отец, т. е. самые близкие на свете люди, поэтому мы должны помнить, как это всё было.

Была самая короткая ночь в году. Люди мирно спали. И вдруг :

Война! Война!

22 июня 1941 года на нашу Родину напали немецкие фашисты. Напали словно воры, словно разбойники. Они хотели захватить наши земли, наши города и сёла, а наших людей либо убить, либо сделать своими слугами и рабами. Началась Великая Отечественная война. Она продолжалась четыре года.

Обращение Левитана. (аудиозапись)

1 чтец :

Июнь… Клонился к вечеру закат.

И белой ночи разливалось море,

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

2 чтец :

Июнь… Тогда ещё не знали мы,

Со школьных вечеров шагая ,

Что завтра будет первый день войны ,

А кончится она лишь в 45- м, в мае.

3 чтец :

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблёкли.

Зарю, что шла по травам и кустам.

Обшарили немецкие бинокли.

4 чтец :

Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала, казалось,

Кто знал, что между миром и войной,

Всего, каких – то 5 минут осталось.

Звучит песня на стихи В. Лебедева-Кумача “Священная война”.

(исполняет 1 группа детей)

-Учитель :Эта песня тревожным набатом прогремела над страной в первые дни войны, когда все русские люди верили, что это испытание, обрушившееся так внезапно и сокрушительно, вот-вот закончится. Но война растянулась на годы. Четыре страшных года…

5 чтец :

Ах, война, что ты сделала, подлая.

Стали тихими наши дворы.

Наши мальчики головы подняли -

Повзрослели они до поры.

На пороге едва помаячили

И ушли, за солдатом солдат…

До свидания, мальчики!

Мальчики,

Постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

Не жалейте ни пуль, ни гранат.

И себя не щадите, но всё-таки

Постарайтесь вернуться назад.

ТАНЕЦ «ЖУРАВЛИ»

Исполняют мальчики в военной форме и девочки в белых платьях.

Учитель. На борьбу с немецко – фашистскими захватчиками поднялся весь наш народ. На фронт уходили и старые, и молодые. Прямо со школьной скамьи . «Всё для фронта, всё для победы » - повсюду звучал девиз. А в тылу оставались женщины, старики. Дети. Немало выпало испытаний на их долю. Они рыли окопы, вставали к станкам, гасили на крышах зажигательные бомбы. Тяжело было. А ещё тяжелее было ждать вестей с фронта.

Звучит песня «Землянка» .

Три мальчика изображают у «костра» бойцов на привале. которые пишут «письма» .

Дорогая мамочка!

Ты обо мне в слезах не вспоминай,

Оставь свою заботу и тревогу.

Не близок путь, далёк родимый край,

Но я вернусь к знакомому порогу!

По прежнему моя любовь с тобой,

С тобою Родина, ты не одна, родная,

Ты мне видна, когда иду я в бой,

И на заботу подвигом отвечу,

Я далеко, но я ещё вернусь,

И ты, родная, выйдешь мне навстречу.

(Мальчики складывают письма треугольниками, встают и уходят)

Учитель. Незабываемыми страницами вошли в историю войны подвиги советских воинов у стен Брестской крепости, под Москвой и Ленинградом, Сталинградом и Севастополем, на Курской дуге. Трудно было, А выжить помогла песня. Особенно дороги нам песни военных лет.

Дети исполняют попурри из песен военных лет.

«Катюша» (М. Блантер, М. Исаковский)

Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой.

Выходила на берег катюша,

На высокий берег на крутой.

«На безымянной высоте» (В. Баснер, М. Матусовский)

Дымилась роща под горою,

И вместе с ней горел закат.

Нас оставалось только трое

Из восемнадцати ребят.

Как много их, друзей хороших,

Лежать осталось в темноте -

У незнакомого поселка

На безымянной высоте.

«Эх, дороги» (А. Новиков, Л. Ошанин) .

Эх, дороги, пыль да туман,

Холода, тревоги, да степной бурьян.

Снег ли ветер, вспомним, друзья,

Нам дороги эти позабыть нельзя

Велик вклад в победу и тех , кто трудился в тылу : женщин, стариков и детей. С 10-летнего возраста дети помогали взрослым. Они косили сено, боронили поля. Сажали и убирали картофель. Многие из ребят выполняли двойную норму. Школьники собирали тёплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах. выступали с концертами перед раненными воинами в госпиталях.

Тогда нам было десять лет.

Мы помним ночь войны

Ни огонька в окошках нет,

Они затемнены.

Кто прожил только 10 лет,

Запомнит навсегда.

Как, потушив дрожащий свет,

Ходили поезда.

Во тьме на фронт вели войска

Детей- в далёкий тыл.

И поезд ночью без гудка

От станций отходил.

Женщины и старики убирали хлеб. Лён, картофель, работали на животноводческих фермах. Все работали под призывом : «Работать, не покладая рук» Труженики сёл и деревень работали с утра до позднего вечера. Каждый стремился хоть чем то помочь фронту.

…Да разве об этом расскажешь-

В какие ты годы жила!

Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла.

Ты шла, затаив своё горе,

Суровым путём трудовым.

Весь фронт. Что от моря до моря.

Кормила ты хлебом своим.

Рубила. Кормила, копала. -

Да разве всё перечтёшь?

А в письмах на фронт уверяла,

Что будто отлично живёшь.

Мы в разных уголках страны видали :

Застыли танки на почетном пьедестале

Они родную землю защищали,

С танкистами, бывало, погибали.

Про танкистов песен есть немало

Очень героический настрой!

За танкистом всюду наступала

Драться выходила строй на строй

Русская, советская, родная

Армия, что танками сильна

Вся страна, от края и до края

О танкистах песнями полна!

Там, где пехота в бездорожье не пройдет,

И не промчится кавалерия лихая, -

Там танк на траках осторожно проползет,

Через окопы и дорожные ухабы.

Танкиста славен давний ратный труд,

И конь железный боевой овеян славой.

Не раз в бою предотвратили вы беду,

Грозившую расправиться с державой!

Мы помним с детства песню «Три Танкиста.»

И знаем, что «Порядок в танковых войсках»

Броня крепка и танки наши быстры,

Покуда экипажи на местах.

Звучит песня «Три танкиста» (Исполняет группа детей с инсценировкой)

Учитель : Вся наша страна, армия и тыл превратились в единый боевой лагерь.

И люди одолели войну.

Война закончилась, и весь мир облегчённо вздохнул : Победа !

Звучит песня “День Победы » (Аудиозапись) Презентация к песне.

Прошу всех встать. Склоним головы перед величием подвига советского солдата. Почтим память всех погибших минутой молчания. Около 40 миллионов советских людей погибло. Представляете, что это значит? Погиб каждый четвёртый житель страны.

(Звуки метронома) Минута молчания.

Через века, через года, -

Помните! О тех, кто уже не придёт никогда, -

Не плачьте!

В горле сдержите стоны,

Горькие стоны.

Памяти павшим будьте достойны!

Вечно достойны!

Покуда сердца стучатся, -

Какою ценою

Завоёвано счастье, -

Пожалуйста, помните!

Учитель : 72 года нашей Победе !

Снова майский рассвет.

И неслышно идут по планете, возвращенные мир и весна!

1. погрузить детей в атмосферу времен Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.,

2. познакомить с некоторыми военными терминами;

3. расширять кругозор;

4. развивать внимание, мышление, смысловую память, воображение;

5. воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование: распечатки кроссворда.

Ход занятия:

Сегодня мы поговорим о Великой Отечественной войне. Надеюсь, что это занятие поможет вам получить немного больше знаний об этом очень важном для нашей страны событии. Недаром каждый год 9 Мая мы торжественно отмечаем День Победы, один из самых главных праздников нашего народа.

Начнем с разминки. Я буду называть фразу, а вы, если согласны, поднимите руку.

➢ В 1945 г. СССР напал на Германию. (Нет, Германия - на СССР.)

➢ ВОВ длилась 1418 дней. (Да)

➢ Слово «Отечество» схоже со словами «Родина», «Отчизна». (Да)

➢ Г. К. Жуков - легендарный полководец времен ВОВ, Маршал СССР. (Да)

➢ Подвиг - это когда человек становится известным, популярным. (Нет, это когда он совершает благородный поступок, рискуя своей жизнью.)

➢ СССР превосходил Германию по количеству вооружения и солдат к началу войны. (Нет)

➢ Бывших участников войны называют ветеранами. (Да)

➢ Ленинград - блокадный город. (Да)

➢ Разведка - это сбор сведений о противнике, местности, необходимых для оценки обстановки и принятия решения. (Да)

Чтобы глубже окунуться в атмосферу тех военных лет, давайте выполним следующие задания. Я назову вам пары слов. Попытайтесь связать их в своем воображении, запомнить. Затем я буду называть первое слово пары, а вы - второе.

война - мир снайпер - пуля

бой - передышка самолет - бомбежка

ранение - госпиталь письмо - семья

фронт - тыл подвиг - герой

разведчик - рация партизаны - лес

награда - генерал победа - праздник

В следующем задании я попрошу вас подумать, какое отношение данные группы слов имеют к ВОВ:

➢ Москва, Ленинград, Сталинград, Курск. (Названия городов, за которые разыгрались жестокие сражения.)

➢ Г. К Жуков, К К Рокоссовский, А. М. Василевский, И. С. Конев. (Полководцы)

➢ В. Талалихин, Д. Карбышев, Н. Гастелло, А. Матросов. (Герои)

Учитель. Как вы думаете, страшно ли на войне? (Отклик детей.) А как вы представляете себе рукопашный бой? (Ответы детей.) Попробуйте из четырех «перепутавшихся» строчек сложить ставшие знаменитыми стихи поэтессы Ю. Друниной, участницы ВОВ.

Тот ничего не знает о войне.

Я только раз видала рукопашный.

Раз - наяву. И сотни раз во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

Конечно же, нашим дедушкам и прадедушкам было страшно. Но они, несмотря ни на что, поднимались в атаку и с криками «Ура!», «За Родину!» били фашистов, потому что знали, что кроме них, никто не защитит родную землю, семью, близких. Подбадривая себя, они частенько произносили такую пословицу. Подберите «ключик» и расшифруйте ее:

Ответ: «Двум смертям не бывать, а одной не миновать». (Читаем столбцами.)

Следующее задание называется «Выбери слово». Как второе слово первой строки относится к первому, так второе слово второй строки должно относиться к первому

➢ Москва - русские.

Берлин - ... (фашисты, немцы, гитлеровцы.)

➢ Самолет - небо.

Танк - ... (поле, луг, земля.)

➢ Подвиг - слава.

Предательство - ... (позор, горе, несчастье.)

Я хочу приоткрыть перед вами всего несколько страниц летописи Великой Отечественной войны. Начну с рассказа о Смоленском сражении, которое происходило летом 1941 года. Известно, что Смоленск называют «городом-ключом», «ключом» к воротам Москвы. На протяжении многовековой истории Москвы враги не раз пытались захватить нашу столицу, и часто путь к ней лежал через Смоленск. И всегда этот славный город вставал на защиту белокаменной, оказывая врагу серьезное сопротивление. Так было и на этот раз. В начале войны фашисты обладали значительным превосходством в численности вооружения и войск. Они мечтали одним молниеносным ударом «распахнуть» ворота к Москве. Но это им не удалось. Под Смоленском завязались ожесточенные, кровопролитные бои. Два месяца упорного сопротивления дорого обошлись гитлеровцам. Многие из них, мечтавшие победным маршем пройти по улицам Москвы, нашли свою гибель на полях Смоленщины.

В Смоленском сражении родилась Советская Гвардия. Лучшим из лучших, героическим частям Красной Армии было присвоено это звание. Служить в них считалось честью.

Почти в то же время под белорусским городом Орша впервые на поле боя было применено новое грозное оружие - реактивный миномет, наводивший ужас и панику на фашистов своей небывалой мощью залпового огня. Названо оно было, как вы уже догадались, ласковым женским именем «катюша». Почему именно так? Еще до начала ВОВ авторы Матвей Блантер и Михаил Исаковский написали песню о девушке и ее любимом, который служит в армии. Эта песня стала невероятно популярной. Даже вам знакомы строки:

Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой...

«Катюша» стала одним из символов страны. Ее пели повсюду: и на фронте, и в тылу. Она была как бы кусочком из счастливого мирного времени, напоминала о родине, о близких и любимых людях. Получается, что эта песня тоже воевала. Вот почему бойцы назвали новое оружие «катюшей».

А какие еще виды вооружения вы знаете? (Ответы детей.)

Возьмите спички и попробуйте выложить из них модель какого-либо вида оружия, например, самолет или танк. (Дети работают.)

В заключение - самостоятельная работа. Разгадайте кроссворд «Военный». Если вы принимали активное участие в сегодняшнем занятии, вам не составит труда с ним справиться. (Дети получают распечатки кроссворда, работают.)

1. Главнокомандующий армией СССР в годы ВОВ. (Сталин)

2. Старый воин. (Ветеран)

4. Синоним слова «Отечество». (Родина)

5. Артиллерийское орудие с женским именем. («Катюша»)

6. Этот благородный поступок совершает человек, рискуя своей жизнью. (Подвиг)

7. Легендарный полководец времен ВОВ. (Жуков)

8. Защитный головной убор воина. (Каска) По вертикали.

9. Стремительное нападение. (Атака)

10. Блокадный город. (Ленинград)

11. Сбор сведений о противнике. (Разведка)

12. Вооруженные силы страны. (Армия)

Учитель. А сейчас продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал...».

Классный час ко Дню Победы «Еще тогда нас не было на свете…»

Цель : формирование знаний школьников о событиях Великой Отечественной войны, о советских героях, способствовать формированию активной гражданской позиции; привитие патриотизма.
Задачи :
- образовательные: познакомить школьников с событиями и героями Великой Отечественной войны;
- воспитательные: воспитание чувства любви к Родине, гордости за свою страну;
- развивающие: развитие умений выделять главное, формировать умения работы с текстом.
Тип урока : урок формирования новых знаний (мульимедиа –урока)
Оборудование : Проектор, компьютер с колонками, песня «Священная война», презентация «День Победы», раздаточный материал «Катя Сусанина», «Языки пламени»(скотч для приклеивания) по количеству детей (можно по парам).
На доске : вечный огонь.
Подготовительная работа : подготовка школьниками сообщений о Александре Матвеевиче Матросове, Ульяне Громовой, Зине Портновой, подготовка плакатов ребятами 1-го класса и заучивание строк из стихотворения Андрея Колачёва

Ход урока классного часа:

I.Оргмомент.

II. Новая тема.

Слово учителя .
Дорогие учителя и ученики! Сегодня мы с вами собрались, чтобы почтить память погибших в годы Великой Отечественной войны.
Слайд №1
Приближается 70-я годовщина Великой Победы.
В этот день и радость, и скорбь рядом. Нет в России семьи, которую война обошла стороной. Поэтому в этот день, День Победы, в каждой семье вспоминают тех, кто остался на полях сражения, и тех, кто после войны налаживал мирную, добрую жизнь.
И этот классный час хочется начать словами:
Слайд №2


Звучит песня «Священная война» Композитор: А. Александров, слова: В. Лебедев-Кума

Мы просто дышали войной…

Слайд №3


Такими словами можно охарактеризовать воспоминания каждого фронтовика Великой Отечественной войны.

Четыре долгих года, 1418 дней, шла на земле самая кровопролитная и самая страшная в истории человечества война.
Слайд №4


22 июня 1941 года в 3 часа 15 минут утра немецкие войска перешли границу Советского союза. Так началась Велика Отечественная война.
Слайд №5


«Россия должна быть ликвидирована», - объявил Гитлер в своей ставке 1 августа 1940 года. Солдатам немецкой армии он говорил: «Вы должны осознавать, что являетесь представителем великой Германии. В интересах немецкого народа вы должны применять самые жестокие и самые безжалостные меры. Убивай всякого русского. Не останавливайся, если перед тобой старый человек, женщина или девочка».
Слайд №6


И тысячи немецких орудий открыли ураганный огонь по земле, где созревали яблоки, где спали дети.
Слайд №7


Армия Адольфа Гитлера обрушила бомбовые удары по советским аэродромам, железнодорожным узлам, военно-морским базам и мирным городам.
На защиту родной земли поднялись сотни тысяч советских людей. Долгие 4 года и до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение Родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас. Видео («Первые дни войны»/Видео CD От Кремля до Рехстага, - М.: Республиканский медиацентр, 2000)
Каждый день Великой войны был подвигом на фронте и в тылу врага, появление беспредельного мужества и стойкости советских людей, верности Родине.
Слайд №8


Первые месяцы войны были непомерно тяжелы: советские войска несли большие потери, вперед продвигались очень тяжело. Но шли вперед!
Одним из таких тяжелых сражений стали бои зимой 1943 года в Псковской области, где гибнуть приходилось за каждый метр родной земли. Гибли герои. Одним из них был Александр Матросов.

Сообщение учащегося
Слайд №9


«Александр Матвеевич Матросов»
Подвиг Александра Матросова вошел в историю Великой Отечественной войны, и стал ярким примером настоящей доблести, любви к Родине и своему народу.
В 1941 году, после нападения немецко - фашистских захватчиков Советский союз, Матросов подался в добровольцы и через некоторое время был зачислен курсантом военного училища. В 1943 году, учитывая крайне тяжелое положение на фронте, он в составе таких же курсантов был досрочно направлен на фронт.
27 февраля 1943 шли ожесточенные бои возле небольшого населенного пункта Чернушки Псковской области. Красноармейцев не пропускал пулеметный огонь врагов, и серьезной преградой стала непрерывная пулеметная очередь одного из дзотов. Несмотря на отчаянные попытки уничтожить огонь противника, все они заканчивались неудачей. Три солдата пытались взять огневую точку, все трое пали смертью храбрых.
Тогда гвардии рядовой Александр Матросов стал пробиваться с гранатами и автоматом к фашистскому пулеметчику, засевшему в дзоте. Несмотря на то, что он был замечен фашистом, Матросов упрямо пробивался к огневой точке, когда враг смещал огонь в сторону. Наконец ему удалось добраться до дзота на максимальное близкое расстояние – одна за другой полетели гранаты, но, к сожалению, они взрывались у самого дзота, не причиняяв никакого вреда противнику.
Буквально в секунды затишья рядовой сделал длинный прыжок к огневой точке. Сразу же на его движение враг ответил длинной пулеметной очередью. Матросов залег, на исходе были патроны, гранаты все закончились, и на раздумья оставались считанные секунды.
Выстрелив по амбразуре солдат, отвлек противника, и сразу же с криком «Вперед» кинулся вперед, за ним побежали остальные солдаты. Оживший вражеский пулемет заставил всех снова залечь, и тогда Александр Матросов рванул на дзот, закрыл своей грудью огневую точку врага.

Путь для советских солдат оказался открытым, а через час поселок был взят. Этот подвиг Матросова, как и множество подвигов других солдат Красной армии, стал настоящим символом Мужества, любви к Родине. Именно такие подвиги внесли значительную часть в победу советского народа против фашистских захватчиков.
Александру Матросову в 1943 году, было присуждено звание Героя Советского Союза, посмертно.
В Уфе стоит памятник Александру Матросову.

Беседа:
- Ребята, в чем состоял подвиг Александра Матросова? (Александр Матросов в 1943 году у пункта Чернушки, чтобы советские солдаты смогли пройти дальше закрыл своей грудью огневую точку врага, чем открыл путь для красноармейцев ).

Слово учителя
Слайд №10


Звучит мелодия «Прощание славянки» В.И. Агапкина
Фашисты превращали в руины наши города и сёла, издевались над мирным населением, нашими военнопленными, морили голодом, жгли в печах. На оккупированных (захваченных) территориях враги-фашисты устанавливали «новый порядок». Местное население использовалось на принудительных работах: расчистки дорог, строительстве укреплений и др. Наказывались за всё: за отказ работать, за передвижение в ночное время. На этих территориях создавались лагеря смерти, концлагеря, тюрьмы. Производились зверские расправы над людьми.
Но люди сопротивлялись из последних сил!

Сообщение учащегося
Слайд №11


Сообщение «Ульяна Громова»
Ульяна была десятиклассницей, когда началась Великая Отечественная война. Ульяна Громова была решительной, отважной подпольщицей, отличалась твердостью убеждений, умением вселить уверенность в других.
Она принимает активное участие в подготовке боевых операций молодогвардейцев, распространяет листовки, собирает медикаменты, ведет работу среди населения, агитируя краснодонцев срывать планы оккупантов по поставкам продуктов, по вербовке молодежи в Германию. В октябре 1942 года ее ввели в штаб подпольной комсомольской организации «Молодая гвардия».
Когда в Краснодоне начались аресты, Уля вместе с Майей Пегливановой пыталась связаться с заключенными, разрабатывала планы побега. Но 10 января их самих арестовала полиция, она попала в фашистские застенки. С достоинством держала себя Ульяна Громова на допросах, отказавшись давать какие-либо показания о деятельности подпольщиков.
"...Ульяну Громову подвешивали за волосы, вырезали на спине пятиконечную звезду, отрезали грудь, прижигали тело каленым железом и раны посыпали солью, сажали на раскаленную плиту. Пытки продолжались долго и беспощадно, но она молчала. Когда, после очередных избиений, следователь Черенков спросил Ульяну, почему она держит себя так вызывающе, девушка ответила: "Не для того я вступила в организацию, чтобы потом просить у вас прощения; жалею только об одном, что мало мы успели сделать! Но ничего, быть может, нас еще успеет вызволить Красная Армия!..." Из книги А.Ф. Гордеева "Подвиг во имя жизни"
После жестоких пыток 16 января 1943 года ее казнили палачи и бросили в шурф шахты № 5.
"Ульяна Громова, 19 лет, на спине у нее была вырезана пятиконечная звезда, правая рука переломана, поломаны ребра" (Архив КГБ при Совмине СССР, д. 100-275, т. 8).
Похоронена в братской могиле героев на центральной площади города Краснодона.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 сентября 1943 года член штаба подпольной комсомольской организации "Молодая гвардия" Ульяна Матвеевна Громова посмертно удостоена звания Героя Советского Союза.

Беседа:
-Ребята, в чем подвиг Ульяны Громовой? (Несмотря на безжалостные пытки Ульяна Громова, участник подпольной организации «Молодая гвардия», оказалась давать какие либо показания о деятельности подпольщиков )
Особенно тяжело было пережить эту войну детям. Давайте вспомним всемирно известные дневники Тани Савичевой.
- О чем они? (Они рассказывают о том, как выживали люди в блокадном Ленинграде и ка умирала семья Тани ).

Слайд №12


Дети и война – понятия не совместимые. Есть поговорка: «На войне детей не бывает».
- Как вы ее понимаете? (Когда в стране война, которая сопровождается стрельбой и голодом, то нет разницы взрослый ты человек или ребенок, она не щадит ни кого .)

С началом Великой Отечественной войны дети должны были расстаться с детством:
Учитель читает стихотворение .
Его я узнал не из книжек –
Жестокое слово - война!
Прожекторов яростной вспышкой
К нам в детство ворвалась она.
Смертельными тоннами стали,
Сереной тревоги ночной
В те дни мы в войну не играли –
Мы просто дышали войной…

А.Иоффе
Эти слова, взятые нами в эпиграф урока, ярко рисуют жизнь детей, ваших сверстников в тяжелые годы войны. Но они не прятались, а вставали плечом к плечу рядом со взрослыми и выполняли поставленные перед ними задачи.

Выступление учащегося .
Слайд №13


Сообщение «Зина Портнова».
С первых дней войны повсюду в стране миллионы людей рвались на фронт.
Вчерашние школьники, студенты, молодёжь осаждали военкоматы, они требовали – не просили! – убеждали, а когда это не помогало, то с искренним чувством шли на подлог – завышали (года) на год, а то и на два свой возраст.
Война – дело мужчин, но юные граждане сердцем ощущали свою причастность к происходящему на их родной земле, и они, подлинные патриоты, не могли остаться в стороне от разыгравшейся на их глазах трагедии. Они шли буквально на всё, чтобы стать в строй защитников Родины. В частях их еще называли по-своему: братишка, дочка, воспитанник. На фронте все они по возможности, наравне со взрослыми, делали свое солдатское дело
За мужество, бесстрашие и проявленный героизм десятки тысяч сынов и дочерей полков, юнг и юных партизан были награждены орденами и медалями. А высоким званием Героя Советского Союза была удостоена Зина Портнова.
Зина Портнова родилась в Ленинграде, училась в школе № 396. В 1941 году закончила 7-й класс. Сразу после экзаменов Зина вместе с младшей сестрой Галей поехала на каникулы к тете в Белоруссию. Здесь их застала война и гитлеровская оккупация. Девочки пешком прошли тяжелейший путь в 60 км, чтобы попасть к бабушке в деревню Зуи. Зина разыскала подпольную юношескую организацию «Юный мститель». С этого момента началась ее трудная, полная опасностей жизнь. Она распространяла листовки и сводки о ходе сражений нашей армии. Хорошо зная немецкий язык, девочка добывала очень важные сведения о противнике, научилась метко стрелять, соблюдать строжайшую конспирацию. Вскоре ей доверили сложное и опасное задание- под видом рабочей по кухне постоянно находиться в школе по переподготовке командного состава гитлеровских войск. Она узнала совершенно секретные данные о силах противника. С ее участием был уничтожен не один десяток офицеров. Когда в столовой стало опасно находиться, Зину с сестрой переправили в партизанский отряд.
Однажды после выполнения задания Зина была схвачена врагами. Ее подвергли тяжелейшим пыткам и истязаниям. Но все напрасно. Юная партизанка молчала. Тогда за допрос взялся сам начальник штаба. Но и у него ничего не вышло. Воспользовавшись тем, что гестаповец отвернулся к окну, Зина схватила со стола пистолет и с одного выстрела убила офицера. Но ее схватили и бросили в подвал. В морозное январское утро 1944 г. Зину повели на казнь. Поставили на край ямы. Зина ничего не видела. Ей выкололи глаза. Зине было присвоено звание Героя Советского Союза. Во Владивостокском порту был теплоход, названный ее именем.

Беседа:
- Ребята, в чем состоит подвиг Зины? (Зина выполняла опасные задания, внедрилась в организацию для получения данных об офицерах. Когда ее арестовали. На допросах даже при пытках молчала )

Слово учителя
Слайд №14


В январе 1944 года началось освобождение территорий СССР от немецко-фашистских захватчиков. 27 января была окончательно снята блокада Ленинграда. Но огромное количество русских, советских людей оставалось в фашистском плену.где жилось не сладко. О жизни в немецком плену вы узнаете из письма Кати Сусаниной.

Работа в группах
Раздаточный материал «Катя Сусанина».
Беседа по прочитанному :
- Ребята, какое событие поразило вас из рассказа Кати?
- Легко ли жилось в военном плену? (В военном плену жилось очень тяжело: плохо кормили, заставляли много работать и били ногами )
- Что случилось с мамой Кати? Почему? (Маму кати убили немцы, потому что она не хотела сдавать своего мужа и сказала, что он придет и вышвырнет их отсюда )
- Во что верила девочка? О чем мечтала? (Катя верила, что ее отец жив и он отомстит немцам на неё и за маму )
- Сбылась ли её мечта? (Да, русские победили и «вышвырнули» фашистов из нашей страны )

Слово учителя
Слайд №15

Классный час: «Этих дней не смолкнет слава…»

Задачи:

  • познакомить учащихся с подвигами народа в годы ВОВ;
  • расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне;

Цель:

  • Формировать уважительное отношение к героям ВОВ, прошлому нашей Родины.
  • воспитывать у младших школьников патриотические чувства: уважение к старшему поколению, чувство гордости за свой народ, свою Родину.

Учитель: Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же – о них помнят. И эта память передаётся из поколения в поколение и не даёт померкнуть далёким дням и событиям. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашистской Германии. Память о ней должен сохранить каждый.

1 чтец:

Тем, кто шёл в бой за Родину, выстоял и победил ….

Тем, кто был сожжён в бухенвальдских печах,

Тем, кто на речных переправах шёл, словно камень, ко дну.

Тем, кто навек безымянный канул в фашистском плену,

Тем, кто ради правого дела сердце отдать был готов,

Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов.

Всем тем, кто ушёл в бессмертие и победил, посвящается...

2 чтец:

Весь под ногами шар земной.

Живу. Дышу. Пою.

Но в памяти всегда со мной

Погибшие в бою.

Пусть всех имён не назову,

Нет кровнее родни.

Не потому ли я живу,

Что умерли они?

Учитель. На рассвете 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас.

1. В первый день войны им было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война! Помните!

2. Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей. Помните!

3. Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей. Помните!

4. Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты. Помните!

5. Война… От Бреста до Москвы - 1000 км, от Москвы до Берлина - 1600. Итого: 2600 км - это если считать по прямой.

6. Кажется мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски - 4 года 1418 дней. Помните!

Учитель: - Говоря о войне, мы часто говорим о подвигах. Как вы понимаете слово - "подвиг"? (Учащиеся рассуждают.)

Подвиг - это когда в великом бескорыстном порыве души человек отдает себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью.

Бывает подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч, а бывает ПОДВИГ НАРОДА, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы.

Почти вся Западная Европа лежала под кованной пятой немецко-фашистских захватчиков, когда фашистская Германия мощь своих танков, самолетов, орудий и снарядов обрушила на наше государство. И нужно было быть очень сильным народом, иметь стальной характер, обладать великой нравственной силой, чтобы противостоять врагу, побороть его несметные силы.

3 чтец:

От бескрайней равнины сибирской

До полесских лесов и болот

Поднимался народ богатырский,

Наш великий, могучий народ!

Выходил он: свободный и правый,

Отвечая войной на войну,

Постоять за родную державу,

За могучую нашу страну!

Учитель . На защиту Родины встали все. Уходили на фронт эшелоны, создавались партизанские отряды, вставали на трудовую вахту женщины и дети. Они сражались в партизанских отрядах, работали на военных заводах, собирали тёплые вещи для фронтовиков, выступали с концертами перед раненными в госпиталях. Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.

Вот только некоторые строки из воспоминаний детей тех лет.

4 чтец: "В начале войны мне было 12 лет. Моя семья из Москвы не эвакуировалась. В первый год войны школы не работали, но мы не сидели сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпитали. А весной и летом нас вывозили на сбор крапивы, из которой в госпиталях варили щи. Мы, дети, во время бомбежек дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы"

5 чтец: “Война застала нашу семью, семью военного врача, под Брестом 22 июня 1941 года. На моих глазах погибли мать и сестра. Мне было девять с половиной лет. Я был подобран двумя солдатами, и мы стали выходить из окружения, пробираясь к своим. Мы перешли фронт, и меня зачислили воспитанником, сыном полка, в специальную разведку при штабе 4-й армии. Я выполнял задания по разведке, но в начале 1942 года попал под обстрел, был ранен, отправлен на лечение в тыл…..

Учитель. На фронтах и в партизанских отрядах наравне со взрослыми сражались совсем юные бойцы. Рядом с именами легендарных героев войны Панфилова, Карбышева, Гастелло и многих других мы называем имена юных героев, отдавших жизнь за победу.

Сообщения детей о героях-пионерах.

Зоя Космодемьянская - родилась 13 сентября 1923 года. После окончания 9 классов московской школы Зоя по собственному желанию отправилась на фронт в партизанский отряд. Дважды направлялась в тыл противника. В конце ноября 1941 года в районе деревне Петрищево она была схвачена фашистами, которые её пытали. От неё требовали признания, кто и зачем ее послал. Мужественная девочка не ответила ни на один вопрос немцев. Она даже не назвала своего подлинного имени и фамилии. После долгих и мучительных истязаний Зою убили.

Ей дали звание Героя Советского Союза за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецкими фашистами. Существует много памятников.

Лёня Голиков - рос в деревне Лукино. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам. Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд.

Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву. Но вскоре Леня погиб.

Валя Котик - родился 11 февраля 1930 года. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. После события доверили Вале быть разведчиком. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула.

Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю.

Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза.

Зину Портнову война застала в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы. Была создана подпольная организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в операциях против врага, распространяла листовки, вела разведку.

В декабре 1943 года девочку схватили фашисты и пытали. Ответом врагу было молчание Зины. Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.

Марат Казей. ...Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свой дом. После смерти мамы Марат ушел к партизанам и стал разведчиком. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял ценные сведения.

Мальчик участвовал в боях и проявлял отвагу.

Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя.

За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.

Около 40 миллионов советских людей погибло. Представляете, что это значит? Это значит - 30 убитых на 2 метра земли, 28 тысяч убитых ежедневно. Это значит - каждый четвёртый житель страны погиб.

6 чтец:

Тихо, ребята, минутой молчанья

Память героев почтим,

По утрам они солнце встречали,

Сверстники наши почти.

Среди нас нет тех,

Кто ушёл на фронт и не вернулся.

Вспомним через века, через года,

О тех, кто уже не придёт никогда.

Вспомним!

Учитель. Прошу всех встать. Склоним головы перед величием подвига советского солдата. Почтим память всех погибших минутой молчания. (Минута молчания по звуки метронома).

7 чтец:

Сияет солнце в День Победы

И будет нам всегда светить.

В боях жестоких наши дед

Врага сумели победить.

Идут колонны ровным строем,

И льются песни там и тут,

А в небе городов-героев

Сверкает праздничный салют!

Учитель. В этот день в каждом городе нашей страны проходят торжественные митинги. И в первых рядах идут ветераны – те, кто прошёл войну.

8 чтец:

Пусть не будет войны никогда!

Пусть спокойные спят города.

Пусть сирены пронзительный вой

Не звучит над моей головой.

Ни один пусть не рвётся снаряд,

Ни один не строчит автомат.

Пусть оглашают наши леса

Подписи к слайдам:

2 Отсюда в бессмертье Они уходили, Чтоб мы эту землю Сильнее любили. Б.Фесовец.

Дорогая Россия, Какой великой славой Родная наша мать! Венчать твои дела? Каким высоким словом Какой измерить мерой- Мне подвиг твой назвать? Что ты перенесла? 5

Москва, Москва, священная держава, Благословляя, веря и любя, Мы за тебя – по долгу, и по праву, И по любви – мы бьемся за тебя! 6

Зоя Космодемьянская 11

Зоя Космодемьянская –Герой Советского союза 12

Леня Голиков 13

Валя Котик 15

Зина Портнова 17

Марат Казей 19

Без малого четыре года Гремела грозная война. И снова русская природа Живого трепета полна. 21

Поделиться: