Как определять типы односоставных предложений. Односоставные определенно-личные предложения с примерами Типы односоставных предложений схема

Структурную основу односоставных предложений составляет один член предложения, который может быть распространен, т. е. являться главным компонентом словосочетания.

Односоставные предложения делятся на две группы в зависимости от того, какая лексико-грамматическая единица языка выступает в качестве главного члена.

В систему бесподлежащных односоставных предложений входят: определённо-личные, неопределённо-личные, обобщенно-личные и безличные.[ГСУЯ 1970: 185].

В данном произведении бесподлежащные односоставные предложения представлены в основном определенно-личными предложениями .

    Сказуемое – глагол в форме первого или второго лица единственного и множественного числа всех времен. Подлежащее отсутствует, но действующее лицо (субъект действия) выражается личной формой глагольного сказуемого, которая определённо указывает, какое подлежащее может быть или могло быть [ГСУЯ 1970: 185].

В таких предложениях на первый план выдвигается не действующее лицо, а действие или состояние, выраженное глаголом-сказуемым.В повествовательных предложениях употребление односоставных конструкций ограничено, несмотря на их информативную достаточность. Односоставные структуры чаще используются при актуализации действий говорящего, а не собеседника: Юнме мон понна сокем сюлмаськиськоды. Ангессэ бералтымон ик вушйыса, йырзэ сэзъяз но шунтэм валесаз берен зуняк уськытскиз . 10 Кытысь ваиды? 118 Георгий Ильичлэсь юрттэмзэ возьмаса, со шоры учкиз. 210

    Сказуемое – глагол третьего лица множественного числа всех времен. Глагол-сказуемое обозначает действие, совершаемое неопределенными или неизвестными лицами, т.е. при выражении мысли неопределенно-личным предложением главное внимание говорящего (или собеседников) обращается на действие или процесс, а не на субъект действия[ГСУЯ 1970: 188].

Форма множественного числа сказуемого в неопределенно-личных предложениях имеет значение неопределенности, а не множественности субъектов. Данный тип предложения распространен в разговорном стиле, а в книжном, научном, деловом стилях, где необходима предельная ясность высказывания, как утверждают лингвистические источники, почти не употребляется, поэтому таких моделей в произведении встречается не так много: Часэн-часэн сыло, синзы кыльымон кыре учко, учко... 481 Асьсэлэн висёнзы тырмытэк, мукетсэ шедьтозы на. 283

    Сказуемое – глагол в форме повелительного наклонения: Шокчы... 346 Эшшо... Мургес шокчы... 347 Табере шокандэ кут. 348 Так, ярам... Д ӥ сяськы. 349

    Сказуемое – сочетание инфинитива с глаголом в личной форме: Укно улын ик туй гумыен шудыны кутскизы : тру-ту-ту-у 3 ...

    Сказуемое – сочетание отглагольного существительного с отрицательной частицей ќвќл : Такем вазь солы нокытчы дыртонэз ќвќл. 11

    Сказуемое – сочетание инфинитива с безличным глаголом и частицей: Бере кылемлэсь кќбератэк-маратэк, куинь час изьыны луоно на, куинь час! 13

    Сказуемое – сочетание безличного глагола с частицей: Луыкуз изёно на . 15

    Сказуемое – прилагательное + фразеологическое сочетание: Ваменэс, котьку ас кылзэ каре . 21

    Сказуемое – сочетание прилагательного с глаголом первого прошедшего времени, числительным и послелогом: Дуно усиз, шуо, вуж уксёен оло миллион пала . 49

    Сказуемое – сочетание безличного глагола со вспомогательным глаголом: Неужто солы, вань улытозяз, тани тазьы ӵ укналы быдэ «линейкае» дыртылоно луоз? 35

    Сказуемое – сочетание наречия с безличным глаголом: Нош малы, пе, Фаина Ивановналы одно ик соин соглаш кариськоно? 232

    Сказуемое – сочетание глагола второго прошедшего времени с отрицательным глаголом и глаголом в личной форме: Алексей Петрович, мынам т ӥ ледыз дышетэме уг пот . 238

    Сказуемое – безличный глагол: Малпаськоно на, к ӧ ня ке возьмано. 242

    Сказуемое – сочетание глагола в личной форме с междометно-наречным словом: Вамыштэмезлы быдэ кузесь чиньыосыныз шальк! карылэ, со куспын сотэк но вольыт сынам йырсизэ маялля. 251

    Сказуемое – сочетание глагола второго прошедшего времени с инфинитивом. Уг яра вылэм солы Световидовен вераськыкуз п ӧ секъяны. 280

    Сказуемое – сочетание наречия со вспомогательным глаголом и глаголом второго прошедшего времени: Я, ӟ еч-а, бур-а, Алексей Петрович, кы ӵ е кемалась вал ини ад ӟ иськеммы! 321

В вышеуказанном произведении имеются также и безличные предложения . В безличных предложениях главный член обозначает действие или состояние независимо от деятеля. Структура их такова, что грамматического подлежащего в них нет, и не может быть.

    Сказуемое – сочетание глагола настоящего времени и частицы: Ой, укмысэ мынэ ни! 23

Бессказуемоестные (подлежащные) простые предложения в данном произведении представлены эллиптическими предложениями.

Эллипсис (гр: élleipsis – опущение, недостаток) – речевое явление, заключающееся в коммуникативно значимом опущении структурных элементов предложения[Валгина 2006: 378].

    Эллиптическое предложение с пропущенным глаголом со значением местонахождения: Љытазе ваизы висись, м ӧ йы мае ке. Али со приёмной палатаын. 92 Предложение «Али со приемной палатаын » является эллиптическим (нет сказуемого и восстановить его по контексту сложно).

    К бессказуемостным односоставным предложениям относятся номинативные (назывные предложения). В номинативных предложениях единственный главный член выражен именем существительным или субстантивированной частью речи в именительном падеже: Дас арес нылаш . 94 Матвеев Илларион Максимович. 326 Витьтон укмыс арес. 327 Удмурт. 328 Укыр кер ӟ ег .

    Неполное предложение с отсутствием подлежащего. В отличие от полных предложений неполные предложения характеризуются отсутствием некоторых необходимых членов (главных или второстепенных), которые и без названия ясны из ситуации, контекста и легко восстанавливаются, подразумеваются [ГСУЯ 1970: 212]. Ваньды? 79

Главным отличием двусоставного предложения от односоставного является наличие подлежащего и сказуемого. То есть в нем имеются оба главных члена.

Сегодня Роман не выполнил домашнее задание.

Наступила осень.

Отогревшись, божья коровка выползла на камень.

Односоставные предложения

Имеют лишь один из главных членов предложения. Они имеют законченную мысль и понятны вне текста.

Берег озера.

Вечерело.

Зимой поеду в горы.

Виды односоставных предложений схема и таблица с примерами

Односоставные предложения делятся на две группы в зависимости от того, какой из главных членов присутствует. Если это подлежащее, то оно будет назывным, если сказуемое, то тогда может быть одним из 4-х видов: определённо-личное, неопределённо-личное, безличное и обобщённо-личное (последний вид выделяется не всеми лингвистами, иногда говорят о значении обобщённости у определённо-личных и неопределённо-личных предложений).

Итак, есть пять видов:

  • , их еще называют номинативными;
  • обобщенно-личные;

В нашей общей таблице мы объединим все виды.


В речи односоставные и двусоставные предложения вступают в синонимические отношения: мы можем передать одну и ту же мысль разными синтаксическими конструкциями, то есть синтаксическими синонимами.

Например:

Наступил вечер. (Двусоставное).

Вечер. (Односоставное назывное).

Вечереет. (Односоставное безличное).

Односоставные предложения видео

Конспект урока 8 класс

Примечание:

Конспект составлен по учебнику Л. М. Рыбченковой.

Предложения двусоставные и односоставные (разных видов) как синтаксические синонимы.

Цели урока:

  • обобщение изученного материала по односоставным предложениям;
  • отработка умения определять виды односоставных предложений, употреблять в речи двусоставные и односоставные, разных видов в качестве синонимичных конструкций;
  • развитие умения работы в парах.

Тип урока:

Урок обобщения и систематизации знаний.

  1. Проверка домашнего задания.

    Ученик у доски заполняет таблицу «Виды односоставных предложений», приводит примеры.

    В это время – проверка письменного домашнего задания: выборочно несколько работ проверяет учитель; один ученик читает вслух, все проверяют.

    Ответ учащегося по таблице (класс участвует: приводят примеры из домашнего задания, придумывают свои).

    Создание проблемной ситуации:

    Для чего используются в речи односоставные предложения?

    Можно ли заменять двусоставные односоставными (и наоборот)? Будет ли при этом меняться значение?

    Это – тема нашего сегодняшнего урока.

    (Объявление темы, обратить внимание на организацию работы на уроке: работа в парах).

  2. Задания (распечатаны по количеству пар):






    (Нажмите на плюсик, чтобы прочитать текст.)

    Ответы по карточкам:

    Вариант 1: Мне хочется научиться кататься на коньках. Пете вчера нездоровилось. Детям не хочется возвращаться домой из лагеря.

    Вариант 2: В лагере из-за угрозы эпидемии запрещено навещать детей. Было приказано объявить карантин. Рекомендовано всем пользоваться марлевыми повязками.

    Вариант 3: Снег укрыл озимые.- Снегом укрыли озимые. – Снегом укрыло озимые. Песок потушил огонь. – Песком потушили огонь. – Песком потушило огонь. Взрыв уничтожил здание.- Взрывом уничтожили здание. – Взрывом уничтожило здание.

    Вариант 4: В окно дует. В трубе воет. Где-то грохочет.

    Вариант 5: Тебе весело. Тебе видно надпись? Можно мне позвонить?

    Вариант 6: Вам меня не убедить. Тебе на собрании выступать первым. Нам бы побеседовать с тобой перед уроком.

    На выполнение заданий отводится 3-5 минут. 4-е и 5-е задания можно дать более слабым ученикам, 3-е – сильным. При проверке один ученик из пары записывает один пример на доске, второй – читает все предложения, отвечает на вопрос об их значениях. Класс записывает пример с доски.

    Учащиеся делают вывод: в языке существуют синонимические конструкции – односоставные и двусоставные предложения, они имеют различия в оттенках значений, и это надо учитывать.

    «Конструктор»: из двух простых предложений строим одно сложное (продолжение работы в парах).

    Два ученика выходят к доске и записывают по одному предложению, которые диктует учитель. Подчеркивают главные члены, определяют вид (двусоставное или односоставное, если односоставное, то какое именно). Строим сложное: один ученик записывает (и с ним весь класс), объясняя встретившиеся орфограммы, второй строит схему и записывает его характеристику.

    Середина января. – односоставное, назывное. Все предложение является подлежащим.

    На полях почти нет снега. – односоставное, безличное. Сказуемое состоит из двух слов: нет снега.
    Середина января, а на полях почти нет снега. , а .
    Сложное, состоит из двух простых, 1-е – односоставное, назывное, 2-е – односоставное, безличное.

    Вот новое здание детского сада. Рядом с ним строят стадион.

    Луну закрыло огромным лохматым облаком. Начался проливной дождь.

    Утром поедешь в город. Обязательно купи сборник сканвордов.

    Поздняя осень. Вечереет и тянет прохладой.

    Подводим учащихся к разрешению проблемной ситуации, к выводу: какую роль играют односоставные предложения в речи, для чего они используются?

    (Создают разнообразие форм выражения мысли; нет повторения сходных конструкций; речь становится яркой и выразительной ).

  3. Наблюдения над приемами создания выразительности в художественном тексте (отрывки предварительно записаны на закрытой части доски).

    Подуло холодком

    От подступившей тучи.

    И чернотой ее

    В природе все затмилось.

    Вдруг молнии копье,

    Блеснув, переломилось.

    За рекой осыпается лес.

    Пожелтело за лесом болотце.

    И в осенней лазури небес

    Журавлиная ниточка вьется.

    Посмотри и послушай, мой друг,

    Как кричат эти мудрые птицы,

    Улетая на солнечный юг,

    Чтоб на север потом возвратиться.

    О чем эти стихи? Какой художественный прием в них используется? (Метафора). Какие предложения используются? (Односоставные и двусоставные, в первом отрывке – безличное, во втором – безличное как часть сложного ).

    Вывод по уроку:

    использование односоставных предложений делает речь ярче и выразительнее, помогает избежать повторений, поэтому мы находим их в художественных текстах; при использовании синонимичных предложений нужно быть внимательными, так как меняются оттенки значений.

  4. Итоги урока, оценивание, рефлексия.

    Домашнее задание: упр. 141 (подготовка к уроку развития речи). Прочитайте текст. Почему он так называется? Выполните задания:

Представляет собой логичную систему, с которой школьники в России тесно знакомятся начиная с 8 класса.

Синтаксический разбор включает в себя полную характеристику предложения:

Вконтакте

Одноклассники

  • по цели высказывания (повествование, вопрос или побуждение);
  • по интонации (восклицательное, невосклицательное);
  • по составу (из скольких частей состоит: простое, сложное);
  • по типу грамматической основы (сколько главных членов в основе - один или оба: двусоставное, односоставное);
  • по наличию второстепенных членов (распространенное, нераспространенное);
  • по наличию осложняющих конструкций (осложненное, неосложненное).

Так, по типу грамматической основы все синтаксические конструкции делятся на две категории , которые согласно всем основным программам, установленным государственными стандартами, изучаются в 8 классе:

  1. Двусоставные (в предложении есть подлежащее и сказуемое). Пример: Сорока улетела в лес. (Подлежащее сорока, сказуемое улетела)
  2. Односоставные (в синтаксической конструкции нет подлежащего либо сказуемого, однако отсутствие главного члена предложения не сказывается на полноте смысла конструкции). Пример: Мне дали яблоко. (Сказуемое дали, подлежащее формально не выражено).

Виды односоставных предложений

В свою очередь, все односоставные предложения делятся на две категории:

  1. Номинативные (назывные). Грамматическая основа такого рода синтаксических конструкций состоит лишь из одного главного члена - подлежащего. Пример: Мороз и солнце! День чудесный! (А.С. Пушкин).
  2. Сказуемостные. Грамматическая основа таких конструкций состоит из одного сказуемого. В зависимости от грамматического значения и формы главного члена сказуемостные предложения подразделяют на несколько групп, которые можно представить в следующей таблице:

Кроме того, некоторые ученые-филологи выделяют еще одну группу односоставных конструкций, в которых формально выражено только сказуемое - инфинитивные предложения . Сказуемое в предложениях этой группы выражено независимой неопределенной формой глагола и обозначает необходимое или желательное действие (по грамматическому значению такой инфинитив близок к повелительному наклонению глагола).

Пример: Нужно закончить работу. Однако это замечание ученики 8–11 классов должны лишь принять во внимание, поскольку школьная программа не предполагает изучения инфинитивных конструкций как отдельной категории и включает их в группу безличных.

Односоставные определенно-личные конструкции: значение и структура

Односоставные определенно-личные предложения отражают высказывания непосредственных участников разговора или мысли субъекта. Они используются, когда самое важное в конструкции именно действие, а не тот, кто его совершает. Эти предложения близки по своему значению к двусоставным, поскольку подлежащее формально хоть и не выражено, но домысливается однозначно. Тем не менее односоставные конструкции более лаконичны. Их использование придает высказыванию динамику, энергичность. Как же научиться узнавать такие конструкции?

Определенно-личные предложения могут быть простыми - иметь единственную грамматическую основу - или входить в состав сложных. Пример: Знаю, выйдешь вечером за кольцо дорог, сядем в копны свежие под соседний стог. (С. А. Есенин) (В этом сложном предложении три грамматические основы: 1) «знаю», 2) «выйдешь», 3) «сядем». Все три части представляют собой односоставные конструкции с формальным выражением лишь сказуемого. Во всех частях формы сказуемого точно определяют возможные подлежащие. Следовательно, все три предложения в составе сложного являются односоставными определенно-личными).

Чаще всего односоставные определенно-личные конструкции являются распространенными - помимо главных, в их структуре есть и второстепенные члены. Пример: Еду ли ночью по улице темной…(Сказуемое - «еду». Еду (когда?) - ночью (обстоятельство времени). Еду (где?) - по улице (обстоятельство места). По улице (какой?) - темной (согласованное определение)).

Односоставные определенно-личные конструкции: формальное выражение

Чтобы уметь отличать определенно-личные предложения от других типов односоставных синтаксических конструкций, ученикам 8 класса следует руководствоваться следующим правилом. Грамматическая основа не имеет выраженного подлежащего, однако оно подразумевается в точной форме (проще говоря, к сказуемому можно подставить одно из слов: «я», «мы», «ты», «вы»).

Сказуемое, выраженное глаголом , всегда стоит в изъявительном или повелительном наклонении, настоящем или будущем времени, в 1 или 2 лице, в любом числе. Внимание: главный член предложения в определенно-личной конструкции никогда не может стоять в прошедшем времени, поскольку подобная форма может подразумевать различные подлежащие.

Определенно-личные предложения: примеры

Определенно-личные предложения часто встречаются в русской литературе. Особенно широко они используются в стихотворных формах, поскольку для соблюдения ритма и размера произведения автор должен подобрать наиболее емкие конструкции, требующие меньшего количества слов без потери основной идеи произведения. Часто такие синтаксические конструкции помогают автору использовать множество фигур речи: риторические обращения и восклицания, параллелизмы, ряды однородных членов.

Необходимо привести несколько примеров с определенно-личными предложениями , поскольку теоретические знания, подкрепленные практическими элементами, запоминаются гораздо быстрее.

Подобранные конструкции относятся к разным стилям речи: несколько примеров взяты из текстов художественной литературы, остальные - из каждодневных речевых ситуаций (разговорный стиль). Это говорит о том, что односоставные определенно-личные предложения широко распространены не только в художественной литературе, но и в повседневном общении, официальных бумагах, поскольку придают высказыванию интонацию доверительности, создают впечатления беседы, а также помогают передать состояние души автора. Очевидна универсальность таких конструкций, а значит, изучение и понимание их необходимо образованному человеку.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Односоставные предложения – это такие, которые имеют один грамматический состав. Предикативность подобных предложений выражается в одном главном члене. Главный член не только называет предмет, явление или действие, но и выражает отношение к действительности. Отсутствие 2 -го главного члена в ОП не говорит о неполноте предложения. В газетах пишут об изменении климата на планете.

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ Логическое направление грамматики (А. Х. Востоков. Ф. И. Буслаев) - рассматривали односоставные предложения как неполные. Психологическое направление (А. А. Потебня, Д. Н. Овсянико. Куликовский) – признавали односоставные предложения со сказуемым, другие рассматривали как неполные. А. А. Шахматов – субъект и предикат в односоставном предложении находят свое выражение в одном члене, определение односоставной структуры по аналогии с двусоставной Современное понимание – односоставные предложения – отдельный структурный тип простого предложения Нет окончательного единства в определении круга односоставных предложений РГ – односоставные предложения – однокомпонентные структуры: спрягаемо-глагольные и неспрягаемо-глагольные

СТРУКТУРНАЯ СХЕМА ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Структурные схемы ОП – однокомпонентные или двукомпонентные. Определенно-, неопределенно- и обобщенноличные предложения – предложения с невербализованным (неназванным) субъектом. В большинстве случаев этот субъект может быть восстановлен и назван. Пьем чай сутками (мы); Звонят в колокола (коллективный субъект); Не в свои сани не садись (обобщенный субъект)

ОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Сказуемое – личная форма глагола – указывает на определенное лицо. Глагол в изъявит. накл. 1 или 2 лица ед. или мн. ч. , настоящее или будущее время: Не жалею, не зову, не плачу. ; Поедешь со мной за город? Глагол в повелит. накл. 1 или 2 лица ед. или мн. ч. : Не позволяй душе лениться!; Давай с тобой полаем при луне. Сказуемое не может выражаться глаголами в форме 3 -го лица, так как эта форма лишена конкретности, или глаголами в прошедшем времени. Летел на самолете – неполное предложение. Субъект восстанавливается из контекста или из ситуации.

НЕОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Сказуемое обозначает действие, совершаемое субъектами, не названными за ненадобностью или по неведению. Внимание сосредоточено не на субъекте, а на самом действии. Сказуемое выражается: глагол изъявит. накл. , 3 лицо мн. ч. , наст. или будущее вр. ; изъявит. накл. пр. вр. . мн. ч. (Принесли букет чертополоха и на стол поставили; Мне форму новую дадут, научат бить из автомата)

СУБЪЕКТ В НЕОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ Субъектно-локативная форма (Г. А. Золотова) – наличие корпоративного субъекта, отсылка к нему при помощи обстоятельства места (На фронте всегда ждали писем. В этом доме всегда рады гостям.) В круг субъектов не входит говорящий, за исключением фразеологизированных выражений (Кому говорят!) Инструктивная разновидность неопределенно-личных – модальность долженствования (Здесь не курят). Субъект не может быть предметным, отражают только человеческую деятельность. (В дверь стучат. Вам позвонят). Организованная коллективная деятельность (Нефть долго искали в этом районе.)

ОБОБЩЕННО-ЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Сказуемое обозначает действие, которое может быть отнесено ко всем людям вообще, то есть к генерализованному субъекту. Генерализованный субъект всегда включает в себя говорящего (Я+ все другие люди). Сказуемое – 1, 2, 3 лицо изъявит. накл. наст. или буд. вр. ; 2 л. ед. ч. повелит. накл. За чем пойдешь, то и найдешь. Век живи – век учись. Моя хата с краю, ничего не знаю.

РАЗНОВИДНОСТИ ОБОБЩЕННО-ЛИЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ (Г. А. ЗОЛОТОВА) Пословичный тип – используются в качестве поучения, рекомендации (Цыплят по осени считают). Повествовательно-узуальный тип – индивидуальный опыт говорящего подается как общий для любого человека (Бывают дни, когда опустишь руки…) Оценочно-характеризующий тип – называет признак объекта с помощью направленного на него действия (Тебе не дозвонишься).

БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Сказуемое называет стихийный (непроизвольный) процесс, который не имеет деятеля (бессубъектный). В безличных предложениях имя лица или предмета занимает позицию объекта, а место субъекта не занято. Мне не спится. В комнате темно.

РАЗНОВИДНОСТИ БЕЗЛИЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ По способу выражения сказуемого: Глагольные безличные предложения – Сегодня моросит. Меня знобит. Именные безличные предложения – в роли сказуемого – предикативы (слова категории состояния): Пасмурно. Нельзя терять ни минуты. Мне лень писать.

ГЛАГОЛЬНЫЕ БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Наклонение время Семантика предложения пример Собственно безличный глагол Изъявит. /сосла Любая форма гат. Состояние человека, природы, окружающей среды Мне нездоровится. Уже смеркается. Подморозило бы! Личный глагол в безличном употреблении Изъявит. / сослагат. Состояние природы или человека Давило грудь – в груди лежал свинец. Водой затопило бы берега. Глагол быть: инфинитив + быть + местоимение/ мест. наречие Любая форма Оценка жизненной ситуации Жить есть где. Было бы с кем поспорить.

ИМЕННЫЕ БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В составе сказуемого Семантика предложения пример Предикативсуществительное Состояние окружающей среды или человека Мне лень писать. Предикатив-причастие Состояние как результат До полудня в комнате не убрано. Предикатив-модальное наречие Состояние окружающей среды или человека Можно войти в комнату? Предикатив-наречие со значением состояния Состояние окружающей среды или человека Становится жарко. Отрицательное слово нет (не было, не будет) Констатация факта отсутствия У меня нет проблем.

СЕМАНТИКО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ БЕЗЛИЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Разговорная речь, язык художественной литературы, официально-деловая речь (Предлагается начать собрание.) Безличные предложения представляют тенденцию «рассматривать мир как совокупность событий, не поддающихся ни человеческому контролю, ни человеческому уразумению» (А. Вежбицка)

ИНФИНИТИВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Сказуемое выражено грамматически независимым инфинитивом (Скоро мне без листвы холодеть. Ну как тут не рассердиться?) Могут содержать вопросительную частицу ли, частицу бы. В стилистическом плане более экспрессивны и напряженны, чем безличные предложения. Я такой же, как вы, пропащий, мне теперь не уйти назад – фатальная невозможность действия (ср. : невозможно уйти, нельзя уйти)

СЕМАНТИКА ИНФИНИТИВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ неизбежность Быть в дороге какой-нибудь беде! невозможность Молодости не воротить. целесообразность Вам бы отдохнуть. долженствование Тут вам поворачивать назад. волеизъявление Не шуметь! Не упасть бы на льду! желательность Мне бы уснуть! сомнение, раздумье Не посоветоваться ли с родителями? негативное отношение к действиям других лиц Вам бы все смеяться!

НОМИНАТИВНЫЕ (НАЗЫВНЫЕ) ПРЕДЛОЖЕНИЯ Главный член – имя существительное в именительном падеже. Имеют объективную реальную модальность, констатируют существование предмета или явления в сфере настоящего. Зима! - односоставное // Была (будет) зима – двусоставное.

ТИПЫ НОМИНАТИВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Собственно бытийные – называют явление, имеющее временную протяженность (Осень в Петербурге.) Предметно-бытийные – называют расположенные в пространстве предметы (Лес да волны – берег дикий, а у моря домик бедный.) Указательные – содержат указательные частицы вот, вон (Вот и ночь.) Оценочно-бытийные – содержат эмоциональноэкспрессивные частицы (Что за жизнь у меня!)

СМЕЖНЫЕ КОНСТРУКЦИИ (НЕ ЯВЛЯЮТСЯ НОМИНАТИВНЫМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ) Надписи и названия, вывески (Дом быта, «Преступление и наказание» , Метро…). Д. Э. Розенталь относит их к конструкциям «по форме совпадающим с номинативным предложением» , но у них нет значения бытия, не способны функционировать самостоятельно. «Именительный темы» , средство экспрессивного синтаксиса, вызывает представление о теме сообщения, но не заявляет о его присутствии в момент высказывания (Золотое детство! Уж такое ли оно было золотое?)

ГЕНИТИВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Впервые описаны А. А. Шахматовым в «Синтаксисе русского языка» . Основа генитивнго предложения – независимый родительный падеж имени. Передает значение существования предметов в определенном (большом или малом) количестве. Утвердительные и отрицательные (с частицей НИ) генитивные предложения Грибов-то! Вокруг нового романа споров! Ни звука в доме.

НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Неполным называется предложение, отличающееся неполнотой грамматической структуры, вследствие пропуска тех или иных формально необходимых членов (главных или второстепенных), которые и без называния ясны из контекста или обстановки. Пропуск членов предложения не нарушает смысловой законченности и определенности данных предложений. Могут быть распространенными и нераспространенными, двусоставными и односоставными. Калиныч стоял ближе к природе. Хорь же – к людям, обществу. // Вчера вечером было пасмурно, а сегодня – тихо и солнечно. // Иван здесь работает? Здесь.

ТИПЫ НЕПОЛНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Контекстуальные – Ситуативные – неназванные члены восстанавливаются по ясны из ситуации, контексту (ближайподсказаны шее предложение обстановкой или то же предложение) Он постучался в дверь и Старшего мальчика звали спросил: «Можно? » Петей, а младшего – Павлик. - Ты бросил жену? - Нет, она меня.

КОНТЕКСТУАЛЬНЫЕ НЕПОЛНЫЕ Простые предложения с неназванными главными или второстепенными членами (Кто его ждал? Пустая, неуютная комната.) Сложные предложения с неназванной главной или придаточной частью (Где твоя деревня? Где мы идем.) Часть сложного предложения с неназванным членом, имеющимся в другой части (Так и едем: по ровному месту - на телеге, в гору – пешком, а под гору – так трусцой.)

РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА Определить тип предложения (односоставное, неполное – с указанием разновидности) 1. Я пойду на лекцию. А ты? 2. Что за радость! 3. Мне нужно на кого-нибудь молиться… 4. Напиши реферат к среде! 5. Не уехать ли?

1. двусоставное, неполное, контекстуальное 2. односоставное, номинативное, оценочнобытийное 3. односоставное, безличное, именное 4. односоставное, определенно-личное 5. односоставное, инфинитивное, семантика сомнения ПРОВЕРКА РЕЧЕВОЙ ПРАКТИКИ

1. Найди правильное утверждение. Односоставные предложения – это: а) предложения, в которых есть все необходимые для смысла члены предложения; б)

предложения, которые состоят из двух или более простых предложений; в) предложения, в которых имеется только состав сказуемого или состав подлежащего.

2. Односоставные предложения делятся на следующие виды: а) назывные, неопределённо-личные, полные, безличные, обобщённо-личные; б) определённо-личные, назывные, повествовательные, обобщённо-личные; в) назывные, неопределённо-личные, определённо-личные, безличные, обобщённо-личные.

3. Как называются односоставные предложения, в которых деятель не назван, но мыслится как определённое лицо: а) обобщённо-личное, б) неопределённо-личное, в) определённо-личное, г) назывное, д) безличное.

4. Какое из предложений является безличным: а) Языком не торопись, погоняй делом. б) Я сегодня не могу писать. в) Лужи затянуло синим льдом.

5. Как называются односоставные предложения, в которых есть сказуемое, но нет и не может быть подлежащего: а) определённо-личное; б) безличное, в) неопределённо-личное, г) назывное. 6. Какое из предложений является неопределённо-личным: а) В саду есть маленькая баня.

б) Баню недавно протопили. в) Разбуди меня завтра рано.

7. Как называются предложения, в которых деятель не назван и мыслится как неопределённое лицо: а) безличное, б) неопределённо-личное, в) определённо-личное, г) назывное.

8. Какое из предложений является обобщённо-личным: а) Больному ночью не спалось. б) От тяжёлой работы быстро устаёшь. в) На калитке порядковый уличный номер.

9. Как называются предложения, в которых имеется только состав подлежащего: а) безличное, б) определённо-личное, в) назывное, г) неопределённо-личное; д) обобщённо-личное.

10. Какое из этих предложений является назывным: а) На пруды понесло первым снегом. б) Скрипит снег под санями. в) Белая музыка под полозьями. 11. Какое из этих предложений является определённо-личным: а) В пустом старом доме стало сразу шумно. б) Ну, братцы, затянем-ка на сон грядущий мою любимую песню! в) Помните о тех, кто не вернулся с войны.

12. В каких предложениях сказуемое выражено в форме 1 или 2 лица ед. и мн. числа изъявит. и повелительного наклонения: а) безличное, б) неопределённо-личное, в) определённо-личное, г) назывное, д) обобщённо-личное.

13. В каких предложениях сказуемое выражено в форме прошедшего времени мн. числа и 3 лица мн.числа: а) безличное, б) неопределённо-личное, в) определённо-личное, г) назывное.

14. В каких предложениях сказуемое выражено безличным глаголом или личным глаголом в безличной форме: а) назывное; .б) определённо-личное, в) неопределённо-личное, г) безличное.

15. Как называются предложения, в которых есть все главные и второстепенные члены, необходимые для понимания их смысла: а) безличное, б) полное; в) неопределённо-личное, г) назывное; г) неполное.

16. Сделай синтаксический разбор предложения. От старой деревенской скатерти пахло ржаным хлебом и молоком.

Напишите номера предложений, в которых ставится запятая перед "как". 1. Оживление в зале нельзя было расценивать как одобрение. 2. Своеобразие Рублева

как всякого гениального художника проявилось и в первых его ученических работах. 3. У него как у опытного охотника не было сомнения, что он с этим легко справится. 4. Он говорил как специалист своего дела. 5. Он вскочил как ошпаренный. 6. День начался как всегда в густом тумане. 7. Ее уста как розы рдеют. 8. Она была как меньшая любимица отца. 9. Ямщик был в таком же изумлении от его щедрости как и сам француз от предложения Дубровского. 10. Лев Ошанин известен как поэт-песенник. 11. Инженер по образованию она увлеченно работает как переводчица. 12. Звезды на темном небе как блестки. 13. Как камень упали в душу его слова. 14. Он свалился как снег на голову. 15. В историю отечественного искусства О.Кипренский вошел как выразитель настроений романтизма в жанре портрета.

Вот например предложение:На братских могилах не ставят крестов и вдовы на них не рыдают.Это двусоставное или односоставное?ПОЧЕМУ?! Вот два сказуемых:не ставят,не рыдают.Подлежащее одно-вдовы.Предожение КАК-НИБУДЬ ДЕЛИТСЯ СОЮЗОМ И НА ДВЕ ЧАСТИ?Ищу неопределённо-личное,а тут в одной части как оно,а в другой как двусоставное..НО САМ ФОКУС!!В РЕШЕБНИКАХ ВООБЩЕ ПИШУТ,ЧТО ЭТО СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ,СТАВЯТ ЗАПЯТУЮ,ДА ЭТО ЕЩЁ И ПОДЛЕЖАЩЕГО НЕ УКАЗАНО!!!
Никогда оттуда не списывайте!!!Объясните,пожалуйста, ещё вот что,как одно предложение может быть одновременно и односоставным и двусоставным ЕСЛИ В ОДНОЙ ЧАСТИ ТОЛЬКО ОДНО ПОДЛЕЖАЩЕЕ,А В ДРУГОЙ СКАЗУЕМОЕ?!СПАСИТЕ!!!

1. Найдите предложения в которых перед союзом "и" запятая не ставится (знаки не раставлены а) Дорожки и грядки позарастали лопухами и

б) На скамейку кто-нибудь присаживался и начинался разговор.

в) Вечерело и в воздухе чувствовалась прохлада.

г)Бабушка ребенка укачивала и сказки рассказывала.

2.Укажите предложения с соеденительными союзами.

а)Без нитки да иголки шубы не пошить

б) перо пишет,а ум водит

в) ты тоже прочитай эту книгу

г)Дождь,то идет то нет.

3.Укажите предложения,в которых выделенные слова -союзы пишутся слитно.

а) молодые сыны его то(же) оглядывали себя с головы до ног.

б) я поблагодарил друга за(то) ,что он мне помог.

в)для прогулки было холодно,при(том) и тучи появились.

г) Он узнавал время по(тому),как двигалось солнце.

Поделиться: