Как нарисовать подснежники карандашом. Как нарисовать подснежники карандашом поэтапно

Как нарисовать подснежники для детей от 5 лет. Мастер-класс с пошаговым фото

Мастер-класс для детей от 5 лет

Автор: Наталья Александровна Ермакова, Преподаватель, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа имени А. А. Большакова», город Великие Луки, Псковская область.
Описание: мастер-класс предназначен для детей от 5 лет и их родителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования.
Назначение: украшение интерьера, участие в творческих выставках, подарок.
Цель: создание пейзажа с подснежниками в подарок маме на 8 марта
Задачи:
-продолжать знакомство детей с социальным проектом "Сказочная карта России", познакомить детей с первыми весенними праздниками народного календаря, их значением в истории и жизни русского народа, обычаями и приметами связанными с этими днями;
-научить рисовать цветочные пейзажи с подснежниками используя цветные карандаши и восковые мелки;
-расширять знания детей о особенностях выполнения композиции пейзажа, его композиционных основах;
-закреплять изобразительные приемы и средства на примере пейзажа;
-развивать художественные способности.


Материалы и инструменты:
-лист А3
-простой карандаш, ластик
-восковые мелки
-цветные карандаши
-баночка для воды

Ход мастер-класса:

Начинаем работу с карандашного наброска, строим композицию с рисунка стебельков подснежников.


Далее на каждом стебельке рисуем дужки-цветоложе, из них растут лепестки.


И последний этап карандашного рисунка-лепестки(объединённые дуги).


Далее работа восковыми мелками-голубой фон. Фон выполняем рисуя боковой стороной мелка, как бы растираем мелок по поверхности бумаги, в одном направлении(дугообразные движения большой амплитуды). В области цветов мелком рисуем почти прозрачно.


Далее рисуем(традиционно) зелёным мелком-обводим стебельки и цветоложе подснежников.


Фиолетовым карандашом обводим по карандашным контурам лепестки цветов.


Этим же карандашом обводим дугообразные линии фона-это будут снежные сугробы. И добавляем тени сиреневым мелком(ребро).


Зелёным карандашом закрашиваем цветоложе подснежников и рисуем дугообразные травинки.


Теперь этот же зелёный карандаш периодически, как кисть, обмакиваем в воду. И мокрым карандашом рисуем дополнительные тёмно зелёные травинки. Утемняем с одной из сторон цветоложе.
Фиолетовым карандашом возле цветоложа наносим лёгкие тени.


Далее рисуем синим карандашом, ещё раз обводим контуры лепестков, линия идёт рядом с фиолетовой. И наносим слой синего цвета между травы и листьев подснежников, немного рядом с бутонами цветов. Цвет наносится лёгкой штриховкой.


Работа над подснежниками завершена. Я предлагаю детям лишь варианты рисования цветов, пейзаж они должны доработать самостоятельно опираясь на ранее полученный опыт и знания.


Во втором варианте я нарисую раскрывшиеся бутоны подснежников. Начинаем рисовать по центру листа с овалов-цветоложе, затем лепестки.


Рисуем сердцевинки цветов-своеобразные треугольнички, и добавляем ещё один цветок.


Рисуем четвёртый подснежник и стебельки-дуги в различных направлениях.


Уравновешиваем композицию дополнительными цветками и листьями-травинками. Затем рисунок слегка осветляем ластиком, так чтоб рисунок был еле заметен.


Приступаем к работе восковыми мелками-обводим стебли, цветоложе, листья.


Голубым мелком обводим контуры лепестков.


Далее синим мелком(ребро) легонечко закрашиваем фон работы.


Зелёным карандашом разукрашиваем листья и цветоложе подснежников-лёгкими едва касающимися движениями.


Затем мокрым зелёным карандашом(обмакиваем стержень в воду) усиливаем их контуры.


Розовым карандашом наносим лёгкие тени на лепестки(местами).


Синим смоченным в воде карандашом рисуем вторые контуры лепестков подснежников. Сердцевину цветков украшаем зелёными штрихами.


Теперь нужно сделать наши цветочки более белоснежными. В этом нам поможет коричневый карандаш, он выполнит роль выглядывающей из под снега земли. Штриховку карандашиком делаем лёгкую, в одном направление возле контурных линий цветков и листьев. И наша работа закончена.


Работы детей 5-6 лет

Весна всегда ассоциируется с цветами. Например, с подснежниками. Такие крохотные и нежные цветы не так легко заметить среди снега, ведь они имеют белые лепестки, которые сливаются с общим фоном. Поэтому в этом уроке научимся рисовать на крафт-бумаге именно подснежники.

Необходимые материалы

— лист крафт-бумаги;
— простой карандаш;
— ластик;
— цветные карандаши зеленых, белых и черных тонов;
— черные линеры разной толщины;
— белый маркер.

Этапы рисования

1. В нижней части крафт-бумаги начинаем рисовать листики
подснежников, которые имеют вытянутую форму. Затем определяем количество и местоположение цветков, наметив дуги.

2. Более детально рисуем стебли цветов, а также их основание. Дорисовываем еще один большой листик между стеблями, который украсит внешнюю композицию.

3. Начинаем определять местоположение каждого лепестка подснежников. Прорисовываем общую форму.

4. Детально рисуем лепестки, чтобы получить готовые контурный рисунок подснежников на крафт-бумаге.

5. Такие весенние цветы имеют белый оттенок. Поэтому используем на такой бумаге карандаш белого цвета, чтобы осветлить участки лепестков и основания под листиками.

6. Прокладываем зелеными карандашами штрихи на листиках и стеблях. Создаем углубленный объемный цвет при помощи темно-зеленого оттенка.

7. Также понадобится черный карандаш, которым создаем объем не только на зеленых деталях, но и на белых.

8. Прорабатываем каждую линию рисунка тонкими линерами черного цвета.

Как нарисовать подснежники для детей от 5 лет. Мастер-класс с пошаговым фото

Мастер-класс для детей от 5 лет "Любимые цветы Кикиморы Вятской"

Автор: Наталья Александровна Ермакова, Преподаватель, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа имени А. А. Большакова», город Великие Луки, Псковская область.
Описание: мастер-класс предназначен для детей от 5 лет и их родителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования.
Назначение: украшение интерьера, участие в творческих выставках, подарок.
Цель: создание пейзажа с подснежниками в подарок маме на 8 марта
Задачи:
-продолжать знакомство детей с социальным проектом "Сказочная карта России", познакомить детей с первыми весенними праздниками народного календаря, их значением в истории и жизни русского народа, обычаями и приметами связанными с этими днями;
-научить рисовать цветочные пейзажи с подснежниками используя цветные карандаши и восковые мелки;
-расширять знания детей о особенностях выполнения композиции пейзажа, его композиционных основах;
-закреплять изобразительные приемы и средства на примере пейзажа;
-развивать художественные способности.

Здравствуйте, уважаемые гости! Вот и наступил первый месяц весны, время пробуждения природы от долгого зимнего сна. Соковик-так называли март наши славянские предки, март-это время движения сока в деревьях, пора их пробуждения от зимнего сна.
А первый день весны называли-Даниил Новичок, о нём говорили: Даниил Новичок умылся и нас дождём умоет.
Всю зиму
Белый снег
Белел,
А в марте взял
И почернел.
Почернел с досады,
Что люди
Солнцу рады!
(М. Садовский)
Начинался март Ярилиными днями. Ярило-это бог солнца древних славян. Считалось, что на Ярилин день Ярила надевает на свои вилы в виде солнечных лучей зиму, и наступала пора сельскохозяйственные работы.
В средневековой Руси в этот день встречали Новый год, и традиция не работать 1 марта сохранялась до XIX века, в этот день проводили Ярилины хороводы. Раздольно, с песнями встречали славяне Бога плодородия Ярилу. Но в тоже время, теплу пока особо не стоило радоваться. Так как, непокладиста, сварлива была старая зима. Все норовит денечек ухватить, свой нрав крестьянину показать.


Ярило был и богом плодородия, беременные женщины старались набраться сил для того, чтобы выносить ребенка, греясь на солнышке. Повитухи топили прямо в доме полуденный снег и затем умывались и мыли руки талой водой.
Если ночью выпадал снег, то матери отправляли своих детей, чтобы те размели до колодца дорожку и мостки на реке или пруду. Существовало поверье, что это обряд даст детям здоровье, а в дом-принесет счастье.


Это был своеобразный перелом зимы, и с ним связано большое количество народных поверий и рассказов о духах. Так, 1 марта отмечается день Великой Богини Смерти и Зимы, жены Кощея, Мары Марены В народе она была названа Кикиморой одноглазой.
Осенью Богиня Марена прогоняет теплого, летнего Ярилу и устанавливает на земле свое Царство снегов и морозов. C двадцать пятого ноября устанавливается слякотная погода: дождь, снег, холодный ветер, и лишь в первый весенний день Ярило прогоняет её в своё царство.


Мара-это богиня-ведунья. Ее имя расшифровывается как «Ма-Ар Ра», «Ма», то есть-мать, женщина; «Ар» -это радеющая, плодородная; и «Ра» -то есть видящая суть вещей и обладающая душой. Она богиня тьмы, богиня ночного неба и кратковременной пустоты, богиня тайны.
В народе её описывали по-разному, говорив о том, что это то ли уродливая старуха, то ли девушка с длинными черными волосами, черноглазая и белолицая.
Почитание в это день богини Мары приводило людей к Калинову мосту. Ведь ее владения, по поверьям, лежат за разделяющей Навь и Явь рекой, а через нее и перекинут охраняемый Змеем Калинов Мост. В этот день чтят Мару, как проводника душ в загробный мир.
(Наши древние предки, славяне, называли себя Православными, потому, что они Славили(почитали) Правь.
Явь-это явленный мир, мир материальный. И не только материальный. Это ещё и мир идей, мыслей, намерений. Потому что они тоже явны на уровне наших образов.
Навь-это неявленный мир, то, что не проявлено в этом мире, мир потусторонний, в который уходят умершие, именуемые "навьи". Хотя иногда навьи могут являться и в наш мир, в Явь, например, в виде птиц, чтобы посмотреть, как живут их потомки.
Славь-любовь к Богам, олицетворяющим наших славных древних предков, прославление божественных сил, заложенных во всём окружающем мире, во всей Природе, в том числе и в человеке.
Правь-мир богов. Всеобщие правила, законы Вселенной, а также правила, установленные нашими пращурами, после смерти ставшими славянскими Богами.
Православие-очень древнее русское понятие, оно насчитывает несколько десятков тысяч лет и берет свои корни из древнего солнечного мировоззрения, которое описывало мироустройство с помощью понятий "Явь"(мир материальный), "Навь"(мир прототипный), "Правь"(мир формирующий) и "Славь"(мир творящий)-четырехуровневая структура мироустройства; в то время славянские люди славили “Правь”, жили по Правде и называли себя Православные).


В народных гуляньях-Мареной называли чучело(куклу, дерево, ветку), сжигаемое, разрываемое или потопляемое во время праздников проводов зимы, а также в ночь на Иванов день.
Такая фигура могла воплощать уходящий отрезок времени-зиму(смерть), весну-или божество, связанное с плодородием, растительностью, соотносимое также с русалками и ведьмами.
Люди верили, что теперь, 1 марта, природа постепенно начинает оправляться от холодов. Для всех встреча весны была по-настоящему радостным событием. Поэтому, 1 марта проводились всевозможные гуляния. Предки считали 1 марта началом года, а потому, старались в этот день прославить бога плодородия-Ярилу. Нельзя было 1 марта работать и делать домашние дела-полагалось радоваться и молиться богам. Так что, люди старались провести время весело, не обременяя себя заботами, тем более что впереди был сезон полевых работ.
Веселова Мара
Обереги от бед всех
Отвори двери Вед
Веди ны не во гневе
Радеем исто о зимней деве
Гой! Черна Мати! Гой-ма!


Считали, что в этот день просыпались от зимней спячки болотные и домашние кикиморы.
Нередко кикимора являлась женой лешего, или домового, являясь хозяйкой дома. Маремьяну-кикимору можно было увидеть, например, в курятнике или бане. Хорошим хозяйкам она помогала, а прочим пряжу путала, да зловредничала.
Существует множество народных примет на 1 марта:
-усилился ветер ночью-жди обильных осадков и потепления;
-первый день весны-теплый, значит, по примете, еще будет похолодание;
-вороны 1 марта каркают громко-скоро похолодает;
-если беременная в этот день встанет на пригорок и посмотрит на первое солнце весны, то у нее родится крепкий и здоровый ребенок;
-если женщина наберет снега и в полдень оботрет им руки-они, по приметам, будут чистыми и нежными;
-талая вода и снег, которые собраны 1 марта, считаются целебными;
-если слышен плач кикиморы, либо она показалась на глаза хозяевам-жди беды;
-если бросишь ветку на снег, и она провалится, то можно ждать потепления, если же она останется лежать, холода еще продержатся какое-то время;
-плещется вода на льду водоема-жди теплых дней;
-зяблик кричит громко-идут холода, рыбалка в этот день будет удачной, считается, что 1 марта хорошо клюет лещ и плотва;
-густой туман 1 марта-лето ненастным будет;
-паводок-будет нашествие грызунов и насекомых в летний период.;
-видимое солнце в полдень свидетельствовало о ранней весне, а вот метель говорила о том, что будет мести она и всю остальную неделю;
-если в день Мары-Марены, в полуденный час, вы увидели Солнце, то ожидайте раннюю весну;
-чем больше выпадает снега, тем лучше и богаче будет урожай хлеба;
если на стекле вы увидели, что снежные растения поднимаются вверх, то ожидай продолжения морозов;
если побеги снежных растений наклоняются вбок, то жди прихода оттепели.


Так встречали весну наши далёкие предки, но и сейчас в современной России весна начинается в День рождения Кикиморы Вятской!


В красивом сосновом лесу на берегу озера неподалёку от города Кирова, вырос как по волшебству чудо-городок. "Заповедник сказок"-это воплощение мечты любого ребёнка очутиться в сказке. Здесь всё по-настоящему: непредсказуемая Баба Яга спускается с дерева на метле, Леший живёт в огромном замшелом пне, а под Калиновым мостом бежит действительно огненная река. Но главное-гости Заповедника активно участвуют в развитии сказочного сюжета, помогают героям, учатся дружбе, самовыражению в творчестве и игре.


Сказочных героев в «Заповедник сказок» гостит множество. Но есть одна героиня, которая может по праву считаться полновластной хозяйкой этих мест. Это Кикимора.
Существует легенда, что в далёком 14 веке на высокой горе остановились новогородские ушкуйники, решив основать поселение. Но однажды утром они обнаружили, что весь заготовленный для строительства лес исчез, оказавшись перенесённым на другое место ниже по течению. Как такое могло произойти? Чья это шутка? И с тех пор повелось в народе поверье, что на этой горке любят озорничать кикиморы. И саму горку назвали Кикиморской.
Долгое время у Кикиморы не было своего дома, поэтому ей приходилось вселяться в дома горожан. И тогда Кикимору пригласили в "Заповедник сказок", где выстроили для неё уютный дремучий домик.


Так Кикимора стала завидной невестой со своей жилплощадью!
А 15 мая 2011 года Хозяйка Медной горы стреляла из арбалета, костромская Снегурочка исполняла ритм-н-блюз, вятский Лапоть танцевал, Кощей хотел понравиться Василисе Прекрасной, а Царь-батюшка, князь Мышкин и Мышка, со всех сторон облепленные родителями и детьми, гуляли по кировскому "Заповеднику сказок"-Вятка шумно праздновала свадьбу Кикиморы и Домового.


Каждый из будущих молодоженов по своему готовился к будущему торжеству: для невесты был сшит подвенечный наряд нежно-зеленой расцветки, который дополняла "фата, сотканная из водорослей и сверкающей на солнце паутины". А Домовому к церемонии сшили "практичный фрак из крепкой мешковины, такой, чтобы и после свадьбы его можно было носить лет двести". Поцелуи новобрачных планировали "целомудренно скрыть от любопытных глаз лопушком".


На глазах у многочисленных зрителей Домовой стоя на коленях с букетом папоротника признался в любви «своей ненаглядной водоросли» и попросил стать его законной супругой. Многочисленный хор детей и взрослых поддержал это признание, на которое озорная Кикимора весьма охотно сказала «Да!».
Регистратором первого сказочного брака оказалась Бабушка-сказочница, которая под любимую всеми мелодию "В гостях у сказки" открыла окошечко Сказочного ЗАГСа. После традиционных согласий, оригинального кикиморского «Ага!», молодые были объявлены мужем и женой. И с тех самых пор живут в любви и согласии, всегда рады гостям, каждый сезон у них новые забавы и потехи.


Каждый год, в первый день весны "Заповедник сказок" просыпается от зимней спячки. Здесь разворачивается настоящее народное гуляние-с ярмаркой, угощениями, играми и катанием с гор, отмечают первый день весны, а заодно-день рождения Кикиморы Вятской.
По тому, как просыпается Кикимора, составляют точный прогноз погоды на грядущее лето. Гости праздника воочию видят, с какой ноги встаёт Кикимора: если с левой-лето будет мокрым, неурожайным; ну а если с правой-солнечным, благоприятным для хозяйственных дел и увеличения семьи, именно с этой ноги Кики и встала в этом году.


По волшебному сценарию, сказочный кортеж привёз к главной сцене гнездо со спящей Кикиморой из её дремучего домика. Гости праздника разбудили её громким свистом вятских свистулек. Первый человек, на которого посмотрит Кикимора после того, как откроет глаза после спячки, получит в подарок вятского петуха. А затем все отмечают День рождения Кикиморы с ярмаркой и играми.


В этом году воспитанники 10 детских домов Кировской области, а также дети Центра "Доброе сердце" и дети, курируемые Центром социальной помощи семье, будили громким свистом главную жительницу "Заповедника сказок". Помогали детям в этом Зампред правительства Кировской области, министр развития предпринимательства, торговли и внешних связей Алексей Александрович Вершинин и Глава департамента развития предпринимательства и торговли Павел Николаевич Ануфриев.
Гости играли во всех уголках волшебного леса, вместе со сказочными героями радуясь наступлению весны. И погода не заставила себя долго ждать: под конец праздника вышло яркое теплое солнце!


В наши дни Кикиморская гора сохранила свое название и продолжает исполнять роль источника мистических городских историй и волшебства!
Удивительно! На этом празднике нашли друг друга два брата, Илья и Денис Носковы, жившие в разных детских домах. В первый день весны-радость пробуждения всего самого доброго! С днём рождения всеми любимая Кики, и спасибо тебе за детские улыбки!


Разбегайтесь, ручьи,
Растекайтесь, лужи,
Вылезайте, муравьи,
После зимней стужи!
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.
(С.Я. Маршак)
У многих весна ассоциируется с первыми теплыми лучами солнца, щебетаньем птиц и, конечно же, подснежниками. Эти маленькие цветы так ценятся именно из-за того, что насладиться их красотой можно всего лишь раз в году и очень непродолжительное время. Подснежник-скромное, на первый взгляд, растение небольшого размера. Именно оно первым оживает после долгой холодной зимы в лесах и даже в некоторых садах.
Вначале он выпускает несколько линейных листьев, а потом уже начинает цвести белыми колокольчиками, которые поникло смотрят вниз. Этому небольшому и такому хрупкому на вид растению не страшны ни весенние заморозки, ни даже злые зимние морозы.


Вообще подснежники, когда появляются, нуждаются в обилии влаги и небольшом количестве солнечного света и тепла. Именно поэтому они начинают расцветать в то время, когда зима еще не закончилась, а весна еще не началась. Чем раньше заканчивается зима, тем раньше можно любоваться этими нежными цветками. Так, чаще всего подснежники появляются в конце февраля-в начале марта, радуя своей нежной красотой. Подснежники это любимые цветочки Кикиморы, это её подарок всем девочкам и женщинам на международный женский праздник восьмого марта.


Материалы и инструменты:
-лист А3
-простой карандаш, ластик
-восковые мелки
-цветные карандаши
-баночка для воды

Ход мастер-класса:

Начинаем работу с карандашного наброска, строим композицию с рисунка стебельков подснежников.


Далее на каждом стебельке рисуем дужки-цветоложе, из них растут лепестки.


И последний этап карандашного рисунка-лепестки(объединённые дуги).


Далее работа восковыми мелками-голубой фон. Фон выполняем рисуя боковой стороной мелка, как бы растираем мелок по поверхности бумаги, в одном направлении(дугообразные движения большой амплитуды). В области цветов мелком рисуем почти прозрачно.


Далее рисуем(традиционно) зелёным мелком-обводим стебельки и цветоложе подснежников.


Фиолетовым карандашом обводим по карандашным контурам лепестки цветов.


Этим же карандашом обводим дугообразные линии фона-это будут снежные сугробы. И добавляем тени сиреневым мелком(ребро).


Зелёным карандашом закрашиваем цветоложе подснежников и рисуем дугообразные травинки.


Теперь этот же зелёный карандаш периодически, как кисть, обмакиваем в воду. И мокрым карандашом рисуем дополнительные тёмно зелёные травинки. Утемняем с одной из сторон цветоложе.
Фиолетовым карандашом возле цветоложа наносим лёгкие тени.


Далее рисуем синим карандашом, ещё раз обводим контуры лепестков, линия идёт рядом с фиолетовой. И наносим слой синего цвета между травы и листьев подснежников, немного рядом с бутонами цветов. Цвет наносится лёгкой штриховкой.


Работа над подснежниками завершена. Я предлагаю детям лишь варианты рисования цветов, пейзаж они должны доработать самостоятельно опираясь на ранее полученный опыт и знания.



Во втором варианте я нарисую раскрывшиеся бутоны подснежников. Начинаем рисовать по центру листа с овалов-цветоложе, затем лепестки.


Рисуем сердцевинки цветов-своеобразные треугольнички, и добавляем ещё один цветок.


Рисуем четвёртый подснежник и стебельки-дуги в различных направлениях.


Уравновешиваем композицию дополнительными цветками и листьями-травинками. Затем рисунок слегка осветляем ластиком, так чтоб рисунок был еле заметен.

Одни из первых весенних цветов – подснежники, которые выползают на свет еще при снеге. Они очень хрупкие и нежные, но такие милые, что их так и хочется научиться рисовать их! Для полной правдивости передачи формы используйте живые цветы. Они будут лучим примером, нежели картинки из интернета. Но все-таки без этого урока вам не обойтись!

Необходимые материалы:

  • цветные карандаши зеленых и синих тонов;
  • обычный карандаш;
  • маркер черного цвета;
  • ластик;
  • лист бумаги.

Шаги рисунка:

1. Простым карандашом начинаем размечать места расположения стеблей и листьев в виде линий. У наших подснежников будут три цветка. Найдем им местечко и нарисуем стебли склоненные вниз.


2. Намечаем общую форму каждого подснежника. Один бутон стоит нарисовать с закрытыми лепестками. Его разместим в нижней части левой стороны. А вот два остальных, в открытом состоянии, будут находиться в правой части.


3. Более детально нарисуем контур подснежников. Рисуем их силуэт. Визуально кажется, что открытые подснежники имеют по три лепестка, а вот нераскрытый – всего один.


4. Нарисуем стебли и листочки. Их будет немало, но каждый из них очень важен для этого рисунка, поскольку вместе они составляют прекрасную композицию, которая схожа на настоящую.


5. Ластиком сотрем ненужные линии и нарисуем контур у лепестков, стеблей и каждого листика подснежников. Делаем это аккуратно! Особенно, на местах лепестков. Для красоты можно придать каждому цветку линии, что не может не добавить им объём.


6. Светло-зеленым карандашом разукрасим стебли и листья.


7. Затем возьмем зеленый цвет и придадим им объем на всех участках рисунка, кроме самих цветков.


8. Лепестки разукрасим голубым и синим карандашами. Такое сочетание прекрасно будет смотреться в рисунке, что отлично скажется на финальном аккорде.


Поэтапный рисунок готов. Для полной красоты можно подправить некоторые нюансы: цвет и форму каждого элемента, либо нарисовать что-то в дополнение. Так получится очень красивое изображение подснежников - первых весенних цветов.

Мастер-класс по рисованию весеннего пейзажа гуашью для детей 5-7 лет на тему "Подснежники".

Описание: Данный конспект занятия (мастер-класса) ИЗО может быть полезен не только для воспитателей старшей группы в детском саду, но и для педагогов 1 класса школы и для педагогов дополнительного образования. При желании - данное занятие можно провести индивидуально (учитель - ученик, мама - ребёнок).
Данный материал разработан для детей в возрасте от 5 до 7 лет.
Дудникова Екатерина Владимировна. Педагог дополнительного образования (уроков рисования) в Детском клубе «Первые ступеньки» города Санкт-Петербург.

Интеграция образовательных областей: ботаника, познание, коммуникация, социализация, художественное творчество.
Цель: Повторить тему рисования гуашью и закрепить её в виде весеннего пейзажа «Подснежники».
Задачи:
1. Формирование у детей представления о внешнем облике подснежника.
2. Передача различий в величине и формах изображаемых предметов (детали цветка, птицы, солнце).
3. Обучение плавному повороту руки при рисовании округлых линий и форм.
3. Развивающие: развитие мелкой моторики, развивать пространственное мышление и воображение.
4. Воспитательные: формирование аккуратности и бережного отношения к материалам, воспитание бережного отношения к природе, а также усидчивости и аккуратности.
5. Рефлексия в процессе и в конце урока: обсуждение результата, своего настроения при рисовании весеннего пейзажа, обращение внимание учеников на то, насколько все цвета тёплые и радостные при рисование весеннего пейзажа.


Необходимые материалы: лист акварельной бумаги или ватмана (А4 или А3), карандаш и стёрка, гуашь, палитра, кисточки (Белочка или Пони - 1, 5 и 7 номера, можно также 2 или 3 номер), стакан с водой.


1. После того, как все ученики оденут фартуки, сядут за мольберты (столы) и подпишут свою работу, задаём вводный вопрос: "Какие вы знаете первоцветы"? "Какие цветы появляются ранней весною"? Выслушав их ответы и дополнив их и рассказав, какие именно первоцветы, когда и где именно их можно будет увидеть, растут именно в вашем городе/области (крокусы, мать-и-мачеха, ландыши, подснежники, тюльпаны, нарциссы, незабудки, медуница), после этого объявляем тему урока - "Сегодня мы будем рисовать "Подснежники".
2. Для начала нужно нарисовать полянку - для этого рисуем карандашом горизонтальную волнистую линию чуть ниже середины листа, теперь в нижней части листа - рисуем несколько холмиков, но только не слишком высоких.


3. Вводный вопрос - "Знаете ли вы о правиле "Счастливой кисточки"?
Правило "Счастливой кисточки " - "Чтобы кисточка была счастлива, нужно окунуть её в воду и три раза вытереть о край стакана (главное при этом - не касаться воды, чтобы кисточка снова не набрала её). Потом кончиком пальца проверяем кисть, и если на пальце не осталось капли - значит наша кисточка счастлива. Когда воды слишком много - при рисунке появляются подтёки, словно кисточка плачет". Главное, использовать правильные слова - для детей чуть помладше, можно сказать - "Правило Волшебной кисточки" , но проговаривая зачем именно мы это делаем, нужно использовать мягкую форму - грустной, печальной, не говоря - несчастной, злой или обиженной.
4. Окунаем большую кисточку в воду, вытираем её три раза о стакан и на палитре смешиваем белый и синий цвет, раскрашиваем им небо, верхнюю часть листа (объясняем или спрашиваем, что будет если синего/белого цвета будет больше - цвет получится более светлым или ярким). Моем кисточку и смешиваем зелёный и жёлтый - этим цветом закрашиваем полянку и, в верхней части листа, большой кистью рисуем овалы, но не слишком высоко - оставляем место для солнца (прикладываем кисть вертикально - по всей её длине на бумаге остаётся овал - главное, чтобы при этом на кисти было достаточно краски, эта часть подснежника называется Чашелистик).


5. Теперь к зелёному цвету добавляем капельку синего, чтобы получился холодный зелёный (изумрудный), этим цветом маленькой кистью рисуем стебельки - похожие на петельки, они чуть закругляются вверх. Средней кистью - рисуем внизу, около стебельков, листья (листья рисуем и изумрудным и светло-зелёным цветом).




6. Чтобы нарисовать лепестки подснежника, нужно взять среднюю кисочку и хорошенько её помыть. Белый цвет очень дружелюбный и стоит попасть к нему хоть немного другого цвета, он тут же изменится. Помыв кисть, проверяем кончиков пальца - стала ли она чистой. Теперь на кисточку берём белую краску и от овалов - рисуем лепестки: один - вниз, один - чуть вправо, один - чуть влево, от некоторых овалов рисуем только один-два лепестка, но их рисуем чуть меньше размером, чем остальные - это ещё не распустившиеся подснежники.
На полянке белой краской рисуем небольшие сугробы (вытянутые горизонтально), а под ними, добавив капельку синего цвета, рисуем тень от сугробов.


7. Теперь рисуем наверху листа солнышко (средней кистью) и маленькой кисточкой - рисуем лучики, после чего, хорошо промыв кисточку - чёрным цветом рисуем силуэты птиц (галочки с округлыми линиями).

Примечания:
1. На уроках я активно использую доску, на которой поэтапно показываю, что нужно нарисовать, какой оно будет формы, высоты и ширины, где оно должно быть расположено, что стираем, что соединяем. Если у вас нет такой доске - то можно купить небольшую доску, так будет намного удобнее, чем подходить к каждому ученику и поправлять его рисунок. Если занимаетесь индивидуально - можно рисовать вместе с ребёнком (если вы знаешь хорошо характер данного ребёнка и его реакция на то, что ваш рисунок получится лучше, будет нести оптимистичный характер)
2. Край листа можно прикрепить к доске мольберта или стола с помощью бумажного скотча (в самом вверху скотча - ученики пишут своё имя), так работа будет полностью закрашена и у неё появится рамка (главное - аккуратно снимать скотч, и только тогда - когда картина подсохнет).
3. В процессе урока напоминаем о том, что когда рисуешь - фартук должен лежать на коленях, чтобы краска не попала на одежду, нельзя вытирать глаза руками (вероятность, что они останутся чистыми от краски в процессе рисования - достаточно мала) и что нужно не забывать о осанке (прямо держать спину). Так же можно рассказать о втором и третьем правилах "Счастливой кисточки".
"2 правило Счастливой кисточки": Когда рисуем, на кисточке должно быть побольше краски и немного водички (чтобы рисовали не водой, плотно, а не как акварелью, но и полностью сухой кисточкой не получится нарисовать что-то ровно или равномерно закрасить), и 2 правило: Кисточка любит тишину (чтобы на уроке соблюдалась тишина, а ученики приучались поднимать руку (объясняем, что в противоположном случае - они могут прослушать что-то важное, учимся уважительному отношению не только к учителю, но и к другим ученикам - не перебиваем друг друга).
4. В нашем городе весна приходит довольно поздно и, хотя этот мастер-класс лучше подходит для конца зимы - как подарок, картина к 1 марта, её так же можно нарисовать в течении всего первого месяца весны (а в некоторых краях и в апреле).
Работы детей:
Поделиться: