Игра в дет саду пофантазируем. Картотека игр по развитию воображения и художественно-творческих способностей

«Несуществующее животное»

Ход игры: Если существование рыбы-молот или рыбы-иглы научно доказано, то существование рыбы-наперстка не исключено. Пусть ребенок пофантазирует:" Как выглядит рыба-кастрюля? Чем питается рыба-ножницы и как можно использовать рыбу-магнит? "

«Выдумай историю»

Цель: развивать творческое воображение детей.

Ход игры: предложить детям рассмотреть картинки в книге, и предложить совместно придумать новые события.

«Продолжи рисунок»

Цель: развивать воображение детей, мелкую моторику рук.

Ход игры: простую фигуру (восьмерку, две параллельные линии, квадрат, треугольники, стоящие друг на друге) надо превратить в часть более сложного рисунка. Например, из кружка можно нарисовать рожицу, мячик, колесо машины, стекло от очков. Варианты лучше рисовать (или предлагать) по очереди. Кто больше?

«Клякса»

Цель: развивать творческое воображение детей.

Материал: листы бумаги, на которых нанесены кляксы.

Ход игры: по этому принципу построен знаменитый тест Роршаха.

Дети должны придумать, на что похожа клякса и дорисовать ее. Выигрывает тот, кто назовет больше предметов.

«Оживление предметов»

Цель: развивать творческое воображение детей.

Ход игры: представить себя новой шубой; потерянной варежкой; варежкой, которую вернули хозяину; рубашкой, брошенной на пол; рубашкой, аккуратно сложенной. Представить: пояс - это змея, а меховая рукавичка - мышонок. Каковы будут ваши действия?

«Так не бывает! »

Цель: развивать творческое воображение детей.

Ход игры: участники игры по очереди рассказывают какую-нибудь невероятную историю, короткую или длинную. Победителем становится тот игрок, которому удастся придумать пять сюжетов, услышав которые, слушатели воскликнут: «Так не бывает! ».

«Нарисуй настроение»

Цель: развивать творческое воображение детей.

Ход игры: Эту игру можно использовать, если у ребенка грустное настроение или, наоборот, очень веселое, а также – какое-нибудь другое, главное, чтобы у него было какое-то настроение. Ребенка просят нарисовать свое настроение, изобразить его на бумаге любым способом.

«Рисунки с продолжением»

Цель: развивать творческое воображение детей.

Материал: бумага, акварельные краски

Ход игры: В центре листа бумаги ставим красную точку. Предлагаем следующему продолжить рисунок.

«Новое назначение предмета»

Цель: развивать творческое воображение детей.

Ход игры: Ребята сидят в кругу. Ведущий запускает какой-то предмет (старый утюг, зонтик, горшок, пакет, газету). Каждый придумывает новое назначение для этого предмета. Например, утюг можно использовать как гирю или приспособление для разбивания кокосовых орехов. Побеждает тот, кто придумает самые невероятные применения этого предмета.

Предмет может "гулять" по кругу, пока для него придумываются новые назначения.

Игра «На что похожи облака?»

Дети рассматривают карточки с облаками разной формы и угадывают в их очертаниях предметы или животных. При этом они отмечают, что облака бывают разные не только по цвету, но и по форме.

Воспитатель обращает внимание на то, что когда на небе много облаков, то они похожи на воздушный город, где есть башни и купола.

Игра «Портрет заговорил».

Цель. Продолжить знакомство с детскими портретами, учить составлять связный рассказ.

Ход. Педагог предлагает ребёнку выбрать репродукцию картины с детским портретом и рассказать от имени персонажа картины о себе

Игра «Угадай настроение».

Цель. Учить описывать настроение человека по выражению лица.

Ход. Педагог изображает на лице испуг, восторг, грусть, радость. Дети определяют настроение. Затем дети самостоятельно выполняют задание воспитателя, передают настроение выражением лица: радость, задумчивость, печаль и т.д.

Игра. «Отгадай и обойди».

Цель. Научить детей определять на слух и восстанавливать в памяти предмет объёмного или плоскостного вида. Находить предмет и проверять себя методом обследования - обойди этот предмет.

Ход. Педагог называет слова, а дети говорят, объёмный или плоскостной предмет. При этом они должны показать это руками (если объёмный - руки как бы обнимают предмет, если плоскостной – руки его показывают движениями по плоскости стола.

Игра «Найди недостаток в портрете».

Цель. Учить видеть недостающие части лица в портрете. Продолжать знакомиться с жанром портрета, его особенностями.

Ход. Детям раздаются изображения одного и того же лица с разными недостатками (нет ресниц, бровей, носа, зрачков, линии губ, верхней или нижней части губ, радужной оболочки, ушей). Педагог предлагает определить недостающие части и дорисовать их графитным материалом – чёрным фломастером.

Игра « Составь натюрморт».

Цель. Закрепить знания детей о натюрмортах.

Ход. 1задание. Детям даются плоскостные изображений неживой и живой природы. Дети составляют натюрморт, отбирая изображения, присущие только этому жанру, и дают название своей работе.

2 задание. Предлагается составить натюрморт из разных предметов (посуда, продукты, цветы, игрушки а также фон для натюрморта). Дети составляют натюрморт, и объясняют, почему они взяли предметы определённого вида, дают название работе.

Игра « Найди картину на палитре».

Цель. Развивать у детей художественное восприятие, умение видеть и анализировать цветовую гамму картины, соотношение его цветовой палитры (холодно, тёплой, контрастной) и находить картину, в которой звучит соответствующее палитре настроение.

Ход.

1-е задание. Воспитатель поочерёдно показывает детям палитры с холодной, тёплой и контрастной гаммой и предлагает найти картины, написанные этими цветосочетаниями. Дети объясняют свой выбор. Игра «Волны».

Ход. Играющие садятся, образуя круг. Взрослый предлагает представить, что они купаются в море, окунаясь в ласковые волны, и изобразить эти волны – нежные и весёлые. Тренировка заканчивается «купанием в море»: один из игроков становится в центре круга, к нему по одному подбегают волны и ласково поглаживают пловца. Когда все волны погладят его, он превращается в волну, а его место занимает следующий купающийся.

Игра. «Игра Шторм».

Для игры необходим большой кусок ткани, чтобы им можно было накрыть детей.

Ход. Воспитатель говорит: «Беда тому кораблю, который окажется во время шторма в море: огромные волны грозят перевернуть его, ветер швыряет корабль из стороны в сторону. Зато волнам в шторм – одно удовольствие: они резвятся, соревнуются между собой, кто выше поднимется. Давайте представим, что вы волны. Вы можете радостно гудеть, поднимать и опускать руки, поворачиваться в разные стороны, меняться местами.

Игра «Чего не стало?».

Цель. Развивать наблюдательность. Внимание.

Ход. Педагог закрывает на картине, какую – то деталь одежды, предмета или сам предмет, а дети должны отгадать чего на картине не стало.

Игра « Скульптор и глина».

Цель. Закрепить знания детей о скульптурах, о профессии скульптора.

Ход. Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды – одна скульпторы, друга глина. Скульпторы должны «вылепить» какую – ни будь фигуру, и рассказать о ней. Затем дети меняются местами. Педагог напоминает, что глина не может разговаривать.

Игра « Найди эмоцию».

Цель. Учить выделять картины по настроению.

Ход. Воспитатель раздаёт детям пиктограммы с эмоциями и выставляет разные по жанру и настроению репродукции картин, а затем предлагает подобрать к каждой репродукции пиктограмму. Дети обосновывают свой выбор и рассказывают, какие эмоции они испытывают глядя на картину

Игра – упражнение « Опиши соседа»

Цель. Учить внимательно рассматривать человека, давать словесный портрет.

Ход. Педагог предлагает детям рассмотреть друг друга внимательно и описать своего соседа. Можно использовать приём рамки: предлагается одному ребёнку взять в руки рамку или обруч, изобразить портрет, а всем остальным описать эту живую картину.

Упражнение. «Волны шторма»

Цель. Научить показывать руками «волны» с разной амплитудой движения: первые волны можно изобразить сидя. Дети вместе с педагогом показывают высоту волн - каждого вала; называют словами « первый вал», « второй вал»…….. «девятый вал».

Перед упражнением рассматривается картина И.Айвазовского «Девятый вал».

Пластический этюд «Алёнушка»

Цель. Продолжать знакомить детей со сказочным жанром живописи. Показывать настроение переданное художником на картине, а также позу и эмоциональное состояние

Ход. По желанию ребёнок изображает позу девушки изображённой на картине и её настроение, и затем предлагает свой вариант её действий дальше.

Игра «Найди в природе яркие и блёклые цвета»

Цель: Учить детей находить цветовые контрасты в окружающей природе, называть их.

Ход. Педагог предлагает подойти всем детям к окну и найти в Пейзаже из окна» яркие и блёклые цвета в предметах, растениях, природных явлениях

Игра по картине «Иду, вижу, рассказываю сам себе».

Цель. Погружение в сюжет картины. Ощущение её деталей как частей целой композиции.

Ход. Начать можно так: Иду я вижу в картине «Рожь» …Далее ребёнок рассказывает, что он увидел бы, зайдя в пространство картины.


Надежда Гуреева
Значение игр-фантазий для развития воображения у дошкольников

1. ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ

У современных детей умение играть развито очень слабо . Игра вытеснилась другими, взрослыми видами деятельности. Согласно возрастной переодизации, специфика каждого возрастного периода и условия полноценного психического развития связаны с возрастным новообразованием . Для дошкольников это психологическое новообразование проявляется в функции воображения . Так как основным видом деятельности для дошкольников остается игра , то и актуальным на этот переиод будет вопрос развития фантазии через различные виды игр.

«Игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром». Фридрих Фребель.

Один из основоположников отечественной психологии Л. С. Выготский говорил, что основой игры является мнимая или воображаемая ситуация . Воображаемая ситуация имеет место там, где есть расхождение наглядного поля и поля смыслового.

В режиссерских играх, проигрывая ситуации, связанные с неприятными переживаниями, рассуждая вслух, ребенок научается более адекватно оценивать отображаемые события, приобретает возможность вставать на чужую точку зрения, осмыслять ее, что приводит к смягчению эмоциональной реакции, к большему пониманию ситуации.

Психологический анализ различных видов игр показал, что каждый из них имеет разное значение для формирования отдельных компонентов воображения . Так, предметная среда, в основном, складывается в начальных формах режиссерской игры, где ребенок упорядочивает единым сюжетом различные игрушки и предметы. Прошлый опыт ребенка получает наибольшую реализацию сюжетно – ролевой игре, когда проигрываются все его жизненные впечатления. Наконец, особая внутренняя позиция формируется сначала в образно – ролевой игре, а затем получает свое интенсивное развитие в режиссерской .

2. СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО-ИГРОВОЙ СРЕДЫ, СПОСОБСТВУЮЩЕЙ РАЗВИТИЮ ФАНТАЗИИ У ДЕТЕЙ

Этому наш коллектив уделяет особое внимание, так как в предметной среде ребенок растет, действует, творит и поэтому предметная среда должна быть многофункциональной, не сдерживающей полет фантазии ребенка.

Самодельные куклы, куклы на перчатке, варежке,

Коробки (пещеры, шалаши, туннели, летающие тарелки, космодромы,

Самодельные значки на липучках ,

Переносная игровая комната с небольшими куклами, домик, лоскутки ткани, шарики, брусочки,

Наряды : накидки (многофункциональные-мушкетер, принцесса., платки разного размера, куски ткани разного цвета,

Коллекции : перья, веера, цветные ленточки, пояса, ремни.

Бросовый материал : гибкий шланг, трубочки, колесо, пластмассовые крышки, детали машин, формочки для яиц, поролон, баночки.

Материал для обустройства пространства : занавески с петлями на концах, с рисунком, который может обозначать - кафе , ресторан, больницу.

Волшебная палочка, сундучок,

Панно, карты с волшебными странами, сказочными пещерами, страны облаков, цветовых пятен со съемными изображениями героев и вещей,

Книжки-самоделки : «История одной вещи» , «Оживший холодильник» , «Туфельки на балу» , «Королевство зеркал и зеркалец» .

2. ИГРЫ, ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ

В нашем детском саду для развития воображения проводятся следующие игры, упражнения,даются задания :

«Незаконченный рисунок» .Задание : предложите ребенку подумать, на что похожа эта картинка, и дорисовать ее.

«Угадай, кто я» .Ход игры : дети с помощью жестов или звуков изображает какой – либо предмет (паровоз, чайник, самовар, собака, кошка) .Задание : ребенку надо отгадать, что это за предмет.

«Укрась слово» .Задание : предложить ребенку подобрать как можно больше определений к данному слову (осень, дом, зима, лето, бабушка, цветок, мама, игра и др.)

«Использование предметов» .Задание : ребенок должен перечислить все возможные случаи употребления данного предмета.Варианты : карандаш, газета, листок бумаги, книга, кисточка, табурет, лопата, крышка.

«Представь, будто» .Задания : ребенок должен представить и изобразить, как вдевает нитку в иголку; как задувает свечи на торте в день рождения; часы с маятником, которые бьют; изобразить и озвучить часы с кукушкой, мотоцикл; парикмахера, который делает прическу; маленького рыболова, хирурга во время операции.

«Составь предложение» .Задание : составить предложение, используя названия предметов, изображенных на картинках.

«Составление изображений объектов» .Задания : пользуясь геометрическими фигурами, ребенок должен нарисовать лицо человека, нарисовать дом и другие предметы.

«Составь загадку» .Задания : предложите ребенку составить загадку о зонтике.Подсказки : на что похож предмет (на гриб, на волчок, на колокольчик) ; чем отличается (несъедобный, не крутится, укрывает от дождя) ;загадка : как гриб, но съесть нельзя, как волчок, но не крутится, как колокольчик, но от дождя укроет.

«Что произойдет» .Задание : предложите ребенку подробно ответить на предложенный вопрос.Например : что произойдет, если оживут все сказочные герои?; что произойдет, если все животные начнут говорить человеческим голосом? ; что произойдет, если дождь будет лить не переставая? И др.

Желаем всем педагогам творить и фантазировать, потому что только такой педагог может понять ребенка, сделать его жизнь интересной!

Практикум для родителей. Тема практикума: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников»

Цель:

Оказание помощи родителям в овладении основными приемами развития фантазии и словесного творчества, способствующими совершенствованию связной речи.

Задачи:

Активизировать знания родителей о значимости развития связной речи;
обучать игровым приемам развития фантазии и словесного творчества;
продолжать формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям;
расширять степень включенности родителей в реализацию индивидуальной работы с детьми.
Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизненной деятельности является умение ясно, понятно, красиво говорить на родном языке. Всю свою жизнь человек совершенствует речь, овладевает многообразием языковых средств.
Овладение связной устной речью, развитие фантазии, воображения и способности к литературному творчеству составляет важнейшее условие качественной подготовки к школе. Важной составной частью этой работы являются: развитие образной речи, воспитание интереса к художественному слову, формирование умения использовать средства художественной выразительности в самостоятельном высказывании. Достижению этих целей способствует целый ряд игр и упражнений, рассмотрим некоторые из них.

Игра «увеличение - уменьшение»

Вот вам волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что вы захотите. Что бы вы хотели увеличить, а что уменьшить? (Родители приводят свои ответы).

А вот как отвечали ваши дети:

Хотел бы уменьшить зиму, а увеличить лето.
- Хотела бы увеличить выходные.
- Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза.

Усложним эту игру дополнительными вопросами:
Что бы вы хотели увеличить, а что уменьшить? Зачем вы хотите увеличивать или уменьшать? (Родители приводят свои ответы).

А вот как отвечали ваши дети:

Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом.
- Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, или поздороваться через форточку, или достать с крыши мячик.
- Если деревья в лесу уменьшатся до размеров травы, а трава до размеров спички, тогда легко будет искать грибы.
- Если ребенку трудно дается самостоятельное фантазирование, предложите пофантазировать совместно, задайте ему вспомогательные вопросы.

Игра «Оживи предмет»

Эта игра предполагает придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ, а именно: способности двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться, шутить, улыбаться.
- В какое живое существо вы бы превратили воздушный шарик?
- О чем думает ваша обувь? (Родители приводят свои ответы).
А вот как отвечали ваши дети (ответы детей).

Игра «Подарок»

Взрослые встают в круг. Одному дают в руки коробку с бантом просят передать ее соседу с теплыми словами: «Я дарю вам зайчонка», или «Я дарю вам козленка, рожки у него еще не выросли», или «Я дарю вам большую конфету, «В коробке кактус, не уколитесь».

Игра «Измени характер персонажа»

Придумайте сказку с таким невероятным сюжетом: Лисица стала самой простоватой в лесу, и ее все звери обманывают. (Родители приводят свои ответы).

Как играть в эту игру дома. Прочитайте ребенку сказку, лучше начинать со сказок о животных. Выберите с ребенком одного персонажа из сказки, у которого вы измените характер. Обратите внимание ребенка на то, что изменение характера одного персонажа изменит привычные отношения между героями сказки.

Игра «Зоопарк»

Участники игры получают по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану:

Внешний вид.
Где живет?
Чем питается?

Игра «Разными глазами»

Опишите аквариум с точки зрения его владельца, а потом, с точки зрения рыбки, которая там плавает, и хозяйского кота.

Игра «Опиши ситуацию»

Участникам игры выдаются одинаковые сюжетные картинки. Им предлагается описать ситуацию с точки зрения разных ее участников, интересы которых могут быть и противоположными. К примеру, с точки зрения лисы и зайца, медведя и пчел.

Игра «Придумай продолжение»

Прочтите начало сказки и попросите придумать как будут развиваться события в сказке, чем она закончится.

Игра «Как мне повезло»

Придумайте, что могли бы считать везением знакомые вам предметы.
Как мне повезло, - говорит подсолнух, - я похож на солнце.
Как мне повезло, - говорит картошка, - я кормлю людей.
Как мне повезло, - говорит береза, - из меня делают ароматные веники.

Игра «Подбери метафору»

Метафора - это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих предметов. Например, «говор волн», «холодный взгляд».
Объясните, какие свойства в приведенных метафорах и кому перенесены.
Мягкий характер. Щеки горят. Утонул в двойках. Держать в ежовых рукавицах. Позеленел от злости. Надоедливый как муха. Трудолюбивый как пчела.

«Автобиография»

Я представлю себя предметом, вещью или явлением и от его имени буду вести рассказ. Внимательно послушайте меня и путём наводящих вопросов выясните, о ком или о чём идёт речь.
«Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная. От небрежного отношения погибаю, и становится темно не только в душе … (лампочка)».

Игра «Веселые рифмы»

Подберите к словам рифмы.
Свечка - … печка; трубы - … губы; ракетка - … пипетка; сапоги - пироги и т.д.
В народе говорят: "Без воображения нет соображения". Альберт Эйнштейн считал умение воображать выше многознания, ибо считал, что без воображения нельзя сделать открытия. Хорошо развитое, смелое, управляемое воображение - это бесценное свойство оригинального нестандартного мышления.
Дети подсознательно учатся думать - в игре. Этим надо воспользоваться и развивать воображение и фантазию с самого раннего детства. Пусть дети «изобретают свои велосипеды». Кто не изобретал велосипедов в детстве, тот вообще ничего не сможет изобрести. Фантазировать должно быть интересно. Помните, что игра всегда неизмеримо продуктивнее, если мы с ее помощью ставим ребенка в приятные ситуации, которые позволяют совершать героические поступки и, слушая сказку, видеть свое будущее полноценным и многообещающим. Тогда, получая удовольствие от игры, ребенок быстрее овладеет умением фантазировать, а потом умением воображать, а потом и рационально мыслить.

Сюжетная игра. Игра-фантазирование

Автор: Светлова Наталья Николаевна,
Воспитатель в МБОУ "Золотухская основная общеобразовательная школа", п. Золотуха

Составляем рассказ (сказку, историю, происшествие) по картинке. Занятие для детей 5-7 лет

Цели: развивать творческие способности детей,обогащение эмоциональной жизни детей
Задачи: умение комбинировать предложенные самим ребёнком и другими участниками события в общем сюжете игры; формирование игровых умений в совместной игре взрослого с детьми, где взрослый является играющим партнёром; самостоятельной детской игры, в которую взрослый непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для неё.
Вводная часть.
К пяти годам у детей сформированы условно-предметный и ролевой способы построения сюжетной игры.Одна из линий развития сюжетной игры дошкольников - игра-фантазирование.Совместная игра-фантазирование развивает воображение, творчество,обогащает эмоциональную жизнь детей.В такой игре необходимоуметь комбинировать разнообразные события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замыслы. Сюжетной игре не свойственно жёсткое следование плану. В этом проявляются её специфические черты - необязательность, свобода выбора действий. Общий сюжет складывается из предложений участников в процессе игры.
Более сложный способ построения игры - совместное сюжетосложение , протекающая в чисто словесном плане.Такие игры позволяют взрослому, будучи партнёром детей, ненавязчиво стимулировать ихк комбинированию и согласованию разнообразных сюжетных событий.Наиболее удобными для таких занятий являются сюжеты волшебных сказок, имеющих общую сюжетную схему и последовательность событий:
1- обнаруживается желание иметь какой-то объект(или его пропажа), вследствие чего герой сказки отсылается(или уходит сам) за ним;
2 - герой встречается с "дарителем" (обладателем)волшебного средства и для его получения проходит испытание (на доброту, смекалку, ловкость, находчивость и.п.) ;
3- герой получает от "дарителя" волшебное средство или волшебного помощника, с помощью которого достигает искомый объект;
4- герой обнаруживает противника, в руках которого находится искомый объект, и проходит основное испытание (сражается с противником или решает заданные им трудные задачи);
5- герой побеждает противника и получает искомый объект;
6- герой возвращается домой и получает заслуженную награду.

Приведённая схема преобразования сказок нужна воспитателю, чтобы развёртывать игру-придумывание и изменить знакомый сюжет.
Ход занятия: импровизация - сотворчество. Продолжительность не более 10-15 минут
Воспитатель обращается к детям: Какую сказку больше всего любите?
Дети отвечают, например: "Волк и семеро козлят".
Выбираем героя на одной из предложенных картинок (Козу - символ этого года) и начинаем фантазировать. Дети поочерёдно вносят свои предложения,начинают развёртывать сюжет. И вот что в результате получилось.

Коза и семеро козлят в цирке

Жила-была коза.
- И звали её Дэлька.
- Почему Дэлька?
- Потому что она была очень стройная и её ещё называли Дэлька-Моделька.
- И было у этой Дэльки-Модельки семеро козлят.
- Они были такие хорошенькие! Сильные, ловкие, послушные дети.
- А звали их: Шустрик, Прыгунчик, Красавка, Зорька, Ромашка, Звёздочка и Малыш.
- Большая семейка у этой козы...
- Три мальчика...
- Да четыре девочки.

Старшие приглядывали за малышами.
- Козлята почти не ссорились, лишь иногда начинали бодаться рожками друг с дружкой, чтобы узнать, у кого эти рожки крепче...
- Они каждый день гуляли на лугу, любовались красивыми цветами...
- Гонялись вприпрыжку за стрекозами и бабочками,
- Или наблюдали, как по небу плывут пушистые облака,
- Или любовались яркой радугой,
- Которая вдруг повисла коромыслом над рекой после тёплого дождика!
- А в это время мама Дэлька паслась неподалёку на зелёной и сочной травке.
- После того, как Волк попытался обмануть козлят, мама Дэлька не оставляла своих детей без присмотра, и всегда торопилась вернуться домой,
- Чтобы принести своим деткам молочка.
- Молочко козлята очень любили.
- Ведь оно такое полезное и очень вкусное!
- Так они и жили - дружно и счастливо.
- Однажды почтальон...
- Галчонок?
- Да, Галчонок, принёс козе с козлятами приглашение в цирк.
- Вот радости было! Еле дождались козлята, когда наступит этот день.
- И этот день наступил!
- В цирке яблоку негде было упасть - все места заняты.
- Козлята нашли свои места и стали с нетерпением посматривать на арену...
- Тут заиграла бравурная музыка,
- И появились весёлые клоуны -
- Обезьянки!
- Они ловко прыгали и скакали, строили смешные рожицы, карабкались под самый купол цирка и -
- Делали вид, что вот-вот сорвутся,
-Зрители вскрикивали: "Ох!",
- Но ловкие артисты уже весело показывали свои другие трюки.
- Бурый медведь катался на велосипеде,
- Цапля задумчиво стояла на одной ноге и ей это было не трудно.
- Попугай- большой и разноцветный - громко считал от одного до десяти, и приговаривал:
- Я хоррроший! Кррасивый! Нарррядный!
- Всем было весело и празднично!
- И тут вышел на арену Волк.
- Волк, мы тебя знаем! - закричали радостно козлята.
- Это ты приходил к нам, когда мамы не было дома. Ты напугал нас...
- А Волк смотрел печально на публику и виновато молчал.
- Скажи нам что-нибудь, Серый, - стали кричать взрослые и дети.
- Тебе стыдно за свой поступок?
- А волк молчал и лапой показывал на своё горло...
- Он не мог говорить, потому что у него болело горло,
- И уйти Волк тоже не мог, потому что за плохое поведение его обязали по выходным работать в цирке:
- Петь песни - протяжные и жалостные и рассказывать весёлые истории для публики...
- Но когда болит горло, невозможно петь песни, и разговаривать не хочется, -
Сказала мама Дэлька.
- Ой, как хорошо, что я прихватила с собой кувшинчик парного молока. Давайте отнесём Волку гостинец. От молочка горлышко у него и поправится,
- Сказала мама козлятам, и они подошли к Волку и угостили его молочком.
- Волк улыбнулся и сказал:
- Спасибо вам, ребята. Вы такие добрые и хорошие.
- И я хочу с вами дружить...
- Ура! - закричали козлята, а мама Дэлька погладила Волка по голове и сказала:
- Приходи к нам в гости, когда тебе будет одиноко.
- Спасибо, - сказал Волк. Я больше не буду безобразничать...
Тут и сказочки конец. А кто слушал, молодец!

Когда ребёнок рисует сотую ёлочку «как в садике» или, сложив мозаику точно по инструкции, начинает скучать, понимаешь, что аксиома «все дети — выдумщики и фантазёры» немного расходится с реальностью. К счастью, творческие способности легко расшевелить. И материалы для креативных игр всегда у вас под рукой.

Сказка каждый день

Сочинительство — это самая простая игра, которая не требует ни подготовки, ни игрушек, ни большой компании. Для начала придётся немного пошевелить левой долей мозга и придумать истории, например, о вилке и ложке, потерявшемся сандалике или уехавшей в далёкую Тулу к бабушке. Постепенно подключайте ребёнка. Куда уехала электричка? Может быть, на море? А что ботинки любят на обед? Со временем усложняйте задачу. Например, ребёнок постарше уже может придумать и нарисовать комикс. В поездках, на даче отлично сочиняются дневники путешественников и первооткрывателей. Расскажите ребенку о стихах и о том, что его любимые фильмы снимают по книгам и сценариям, которые, кстати, он тоже может писать.

Истории и сказки не только развивают фантазию, но и позволяют обсуждать сложные вопросы, решать некоторые проблемы с детским поведением, например, со страхами. Для этого в сюжет вводят актуальную для ребёнка тему и показывают, как герой справляется в сходной ситуации. Тут важно помнить: главное — приключения, а не нравоучения.

Творческие дорисовки

Многие дети заражаются в учебных заведениях неуверенностью в своих силах и привычкой рисовать «так, как сказали». К сожалению, обстановка постоянного сравнения с другими детьми творчеству не очень способствует. Так что открытками на 8 марта и 9 мая семья будет обеспечена, а вот любовь к живописи, скорее всего, угаснет. Исправить эту печальную перспективу может возвращение к корням, то есть к каракулям. Поиграйте в дорисовки. Пусть ребёнок ставит цветные пятна красками, а вы быстренько превращайте абстракции в человечков, зверей, роботов или цветы. Потом меняйтесь ролями. Вырезайте получившиеся существа, играйте с ними. Меняйте и материалы: гуашь, акварель, акрил, мелки, карандаши, фломастеры, тушь, коллаж.

Дорисовки вернут ребёнку творческий энтузиазм и смелость, необходимую художнику.

Безумное суповарение

Предложите ребёнку устроить званый обед. Только не надо как положено рассаживать кукол вокруг стола перед пустыми игрушечными чашками. Как известно, главное в обеде — суп. Предложите приготовить этот суп в настоящей, самой большой кастрюле из всего, что ребёнок найдёт в доме, на его взгляд, подходящего (разумеется, без воды). Конечно, придётся морально подготовиться к тому, что в котёл могут полететь носки, зубные щётки и зарядка от телефона. Если вы не в силах видеть такое безобразие, значит, творческие игры тут нужны не только младшему поколению. Когда суп будет готов, созывайте гостей. Опять-таки, не ограничивайтесь плюшевой армией. Зовите на суп бабушку, кота, паровоз и папин галстук и придумывайте вместе с ребёнком беседы, которые эти гости могли бы вести за столом.

Задача этой игры в том, чтобы ребёнок понял: всякой вещи можно придумать новую функцию и, конечно, в том, чтобы повеселиться.

А теперь — дискотека!

Игры с музыкой идеальны для компании детей. Дайте им задание найти себе музыкальные инструменты. Ими могут оказаться кастрюли и ложки, плоские расчёски (покажите, как на них играть), пустые пластиковые бутылки, в которые насыпано немного крупы и т.д. В общем, пусть ищут всё, чем можно производить всевозможный шум. Затем включайте самую весёлую музыку, и вперёд, подыгрывать ритму, петь и танцевать.

Такая игра покажет детям, что музыка может рождаться не только из многолетних страданий в музыкальной школе, а заодно позволит всем подвигаться и потратить неуёмную детскую энергию.

Наблюдения за природой

Хорошо, если погода и комары позволяют улечься на травку. Но и садовая скамейка вполне подходит для этой игры. Смотрите с ребёнком на облака и обсуждайте их формы. Начните с простых: вон то похоже на подушку, а это — на сладкую вату. Сами не заметите, как обнаружите на небе замки и драконов. Затем начинайте искать сходства и подобия в других явлениях природы. На что похожа эта лужа? А вот лист, совсем как черепаха! Смотри, какая тень на стене и прожилки в камне.

Это упражнение развивает не только фантазию, но и наблюдательность и делает окружающий мир более интересным.

Смешной конкурс

Ещё одна игра для компании, которая, кстати, может помочь вам с ответом на вопрос, чем занять детей на день рожденья. Устройте соревнование. Но оно должно отличаться от детсадовских или школьных мероприятий лёгкой атмосферой безумия. Ваша задача придумать максимально странное задание. Это может быть конкурс портретов самых вредных принцесс, лучших стихотворений о хомяке, самых несъедобных бутербродов или выставка поломанных мобильных телефонов, конечно, с докладами и презентациями. В меру нелепые награды должны получить все.

У наших детей впереди долгие годы, во время которых им будут объяснять, как важно делать всё по правилам, стремиться к совершенству и бороться за первые места. Такая игра не только подстегнёт фантазию, но и покажет, что не всегда в жизни необходимо быть самым лучшим.

Нарядная церемония

Дополнительный плюс такой игры в том, что ребёнок поймёт: одежда создана для людей, а не люди для одежды.

Дом в доме

Коробки — идеальный материал для развития фантазии. Один из вариантов игр с ними — сооружение многоэтажного дома для игрушек. Накопите побольше коробок разного размера, возьмите ножницы, скотч, краски, цветную бумагу, и вперёд! Сначала склеивается башня. Ваша задача — контроль качества. Следите, чтобы постройка была крепкой, она не должна развалиться под тяжестью игрушек. Потом прорезаете в ней двери и окошки, затем обдумываете с ребёнком интерьер и украшения и, наконец, заселяете жильцов. Идеально построить дом не меньше роста ребёнка. Игра с домом может затянуться на недели, ведь игрушки начнут ходить друг к другу в гости или делать ремонт.

Игра хороша тем, что развивает одновременно и инженерные способности, и дизайнерские. Причём самодельная башня может ещё долго расти вместе с ребёнком.

Научный труд

Отличная игра для тех, чьи дети ничего не выкидывают и берегут все шпунтики, винтики, штучки и отломанные детали. Если шпунтиками также поделится папа или дедушка, будет совсем прекрасно. Вводная часть. Расскажите ребёнку о том, кто такие изобретатели. И о том, что всё вокруг было кем-то когда-то изобретено. Хорошо бы привести пару примеров. После этого надо организовать лабораторию учёного, выдать инструменты, объяснить технику безопасности, и вперёд, наслаждаемся тишиной и видом сопящего над вечным двигателем ребёнка. Что делает это изобретение, выяснять потом не обязательно. Главное, чтобы ребёнок был доволен результатом.

Если игра в наблюдение за облаками обращала внимание ребёнка на богатство природного мира, то эта игра открывает для него мир вещей, созданных людьми.

Зоопарк с Марса

Когда все коровки, собачки и мишки уже изучены вдоль и поперёк, пора выдумывать новые виды. Предложите ребёнку создать инопланетных животных. Они могут жить у себя на планетах, а вы будете за ними наблюдать. Или, например, вы можете поймать их и заселить ими зоопарк. Новых животных можно рисовать, вырезать, лепить, мастерить. Разумеется, у каждого зверя будет свой корм, свой домик, своё название и привычки.

Сочиняя истории о фантастических животных вместе с ребёнком, вы можете заодно рассказать ему немного о биологии и анатомии реальных зверей и птиц. Таким образом, фантазия и наука взаимно обогатят друг друга.

Достоинство творческих игр заключается в том, что они никогда не бывают лишними. Если ребёнок уже знает арифметику, его не нужно лишний раз спрашивать, сколько будет пятью пять. Но если он уже рисует, сочиняет, выдумывает, ещё одна игра на развитие фантазии не повредит. В зависимости от возраста ребёнка и того, насколько его мышление гибко, вы можете легко регулировать сложность игр. Одним детям предлагайте просто понаблюдать за вами, другим — более или менее дополнить игру, а некоторым вполне достаточно просто подкинуть творческую идею, дальше они, к общей радости, будут действовать сами.

Поделиться: